Jump to content

Recommended Posts

Posted

Доработка усилителя Филина ВРЛ 91.
Усилитель выполнен полностью на германиевых транзисторах. Схема выглядит очень заманчиво. Дифференциальный каскад, двухполярное питание. Но несмотря на все эти схемотехнические достижения характеристики усилителя очень убогие.
Искажения макета усилителя весьма высокие. Были проведены замеры при следующих условиях:
Напряжение питания +-18 В.
Выходная мощность 2 Вт.
Сопротивление нагрузки 8 Ом.
Искажения 2 кГц 2,5%
20 кГц 8%
Такие плачевные результаты позволяют некоторым индивидам заявлять, что для германиевых транзисторов неприемлемы схемотехнические приемы применяемые в усилителях с современной схемотехникой. Такие как дифференциальные каскады, генераторы тока. Что все нужно делать на решениях "проверенных временем", не вкладывая в усилитель ни знаний, ни ума, ни понимания, делая все по схемам из 60-х годов. По результатам измерений проведена доработка усилителя Филина.
Что получилось при тех же условиях измерения:
Искажения 2 кГц 0,1 %
20 кГц 0,63 %
Для усилителя с низкочастотными сплавными транзисторами в выходном каскаде это очень хороший результат.
Что было сделано в усилителе - приняты меры по обеспечению устойчивости у увеличено петлевое усиление не менее чем на 30 дБ.

По сравнению с исходными данными из статьи в схеме доработанного усилителя Филина снижено напряжение питания и заменены типы примененных транзисторов, для того чтобы не превышались предельные характеристики транзисторов.

Измерения выполнены при помощи следующих приборов:

генератор Г3-118, осциллограф С1-64, измеритель нелинейных искажений С6-11

 

филин исходный.jpg

Схема исходного усилителя.

филин доработанный.jpg

Схема доработанного усилителя.

  • Like (+1) 4
Posted
В 13.01.2023 в 14:26, BAA сказал:

Вот вам Слава из Бердянска.

 

Сережа его имя, погонялово - Святослав :cool:. Извиняюсь за офтоп.

Posted

Я не Сережа.
Одно из сокращений имени (не погонялова) Ярослав, Вячеслав, Святослав  есть Слава.

Posted
9 минут назад, BAA сказал:

Я не Сережа.
Одно из сокращений имени (не погонялова) Ярослав, Вячеслав, Святослав  есть Слава.

Ярик - самое краткое и близкое. 

Posted

Тут я больше других в курсе.:smile-11: Ярослава обычно кличут Яриком, это верно, Святослава - Святом, Станислав - это Стас, а вот Слава достался Вячеславу. 

Posted

Владимиру Перепелкину и всем знатокам германия, а не достаточно установить только в ВК германий, зачем тулить его везде. Ведь понятно для чего он на выходе, соответственно и в классе А ему нечего делать на выходе, он свои функции прекрасно выполняет в ВК в класcе АВ и даже в В.

Posted
9 minutes ago, Ollleg said:

Ярик - самое краткое и близкое. 

А так же Вячик и Святик? Шутка - все на Славу не обижаются.
А псевдо комплементы - скорее проблемы, чем решение.
Делал мощный линейник (H или G), короче следящее питание - так еле комплементы нашел МОП-овские. И P-канал вымывается чем более тем далее.
Посему а-ля цирклотроны - лучшее решение, хоть и не более простое.

Posted
30 minutes ago, sound said:

Прекратите офтопить

Не менее тем, усилители у него оригинальные и работают и похоже неплохо - в DIY есть ветка. Но никто не комментирует. Видимо запаслись 402/404 и 703/705 и не хотят, чтоб пропали. Шутка!

Posted
19 минут назад, sound сказал:

Владимиру Перепелкину и всем знатокам германия, а не достаточно установить только в ВК германий, зачем тулить его везде. Ведь понятно для чего он на выходе, соответственно и в классе А ему нечего делать на выходе, он свои функции прекрасно выполняет в ВК в класcе АВ и даже в В.

Если только на выход - никакого особого смысла, планарный кремний всяко лучше,  и неспортивно как то. Смысл то состоит в том, чтобы утилизировать всякие Ge транзисторы и получить при этом достаточно пристойную машинку, а не бабушкино радио. И если слаботочка кремниевая, а выход германиевый, то это Франкенштейн получается какой то. 

Posted

Вон оно что, а молодежь - то тратится на германий а оказывается существуют утилизаторы натыревшие в свое время и желающие навариться. Я не о вас конкретно и не о ваших схемах, вернее Филина. Возьмём схему Боки - JLH на германии, нахрена он там нужен, там класс А. Ладно, распинаться за германий не буду, не моя тяма. А вот Линксу нужно непременно сообщить что он нерысь, родишвий сеё дитя :smile-38:

 

Lynx PA93.jpg

Posted
В 14.01.2023 в 09:49, Владимир Перепелкин сказал:

Доработка усилителя Филина ВРЛ 91.
Усилитель выполнен полностью на германиевых транзисторах. Схема выглядит очень заманчиво. Дифференциальный каскад, двухполярное питание. Но несмотря на все эти схемотехнические достижения характеристики усилителя очень убогие.
Искажения макета усилителя весьма высокие. Были проведены замеры при следующих условиях:
Напряжение питания +-18 В.
Выходная мощность 2 Вт.
Сопротивление нагрузки 8 Ом.
Искажения 2 кГц 2,5%
20 кГц 8%
Такие плачевные результаты позволяют некоторым индивидам заявлять, что для германиевых транзисторов неприемлемы схемотехнические приемы применяемые в усилителях с современной схемотехникой. Такие как дифференциальные каскады, генераторы тока. Что все нужно делать на решениях "проверенных временем", не вкладывая в усилитель ни знаний, ни ума, ни понимания, делая все по схемам из 60-х годов. По результатам измерений проведена доработка усилителя Филина.
Что получилось при тех же условиях измерения:
Искажения 2 кГц 0,1 %
20 кГц 0,63 %
Для усилителя с низкочастотными сплавными транзисторами в выходном каскаде это очень хороший результат.
Что было сделано в усилителе - приняты меры по обеспечению устойчивости у увеличено петлевое усиление не менее чем на 30 дБ.

По сравнению с исходными данными из статьи в схеме доработанного усилителя Филина снижено напряжение питания и заменены типы примененных транзисторов, для того чтобы не превышались предельные характеристики транзисторов.

Измерения выполнены при помощи следующих приборов:

генератор Г3-118, осциллограф С1-64, измеритель нелинейных искажений С6-11

 

филин исходный.jpg

Схема исходного усилителя.

филин доработанный.jpg

Схема доработанного усилителя.

Получается, автор лукавил, заявляя КНИ не более 0,5%?
А так, схема интересная, без выходного конденсатора.

Posted
6 minutes ago, Den101 said:

А так, схема интересная, без выходного конденсатора.

Да как вам сказать - это операционник, второго поколения, двухкаскадный. Со всеми вытекающими.
Если а в искажения идти - читаем Пасса, например.
То есть выходные повторители, нагруженные на источник тока с мостовым включением нагрузки.
Или SRPP или цирклотрон.
А "тупое копирование" uA709 или LM101 ни к чему.
 

Posted

Пару месяцев взад ремонтировал приемник  Океан 209, и весь ремонт, это промывка и смазывание регуляторов громкости и тембров, и чистка внутри всего. И перестроил УКВ с ЧМ на ФМ. Схема УНЧ как маг Вильма, УНЧ Корвет-стерео и Электрон-20

IMG_1971.jpg

таблица.jpg

Ozean2009_005.gif

  • Like (+1) 1
Posted
3 часа назад, Den101 сказал:

Получается, автор лукавил, заявляя КНИ не более 0,5%?
А так, схема интересная, без выходного конденсатора.

Конечно, он только думал что 0,5%. С коррекцией не дружил, усилитель у него свистел. Чтобы не свистел грохнул петлевое усиление, как результат большие искажения. Это проверено на железном макете и измерено железными приборами. 

  • Like (+1) 1
Posted
3 часа назад, BAA сказал:

Да как вам сказать - это операционник, второго поколения, двухкаскадный. Со всеми вытекающими.
Если а в искажения идти - читаем Пасса, например.
То есть выходные повторители, нагруженные на источник тока с мостовым включением нагрузки.
Или SRPP или цирклотрон.
А "тупое копирование" uA709 или LM101 ни к чему.
 

Изменение коррекции на более оптимальную сразу опустило искажения на порядок. Так что это не просто копирование ОУ второго поколения. Можно ведь сказать про ламповые усилителе - перебирание двух одинаковых каскадов и выходного трансформатора.

Posted
4 часа назад, sound сказал:

Вон оно что, а молодежь - то тратится на германий а оказывается существуют утилизаторы натыревшие в свое время и желающие навариться. Я не о вас конкретно и не о ваших схемах, вернее Филина. Возьмём схему Боки - JLH на германии, нахрена он там нужен, там класс А. Ладно, распинаться за германий не буду, не моя тяма. А вот Линксу нужно непременно сообщить что он нерысь, родишвий сеё дитя :smile-38:

 

 

Я вам разве купить предлагал? Я только поделился результами. 

У меня есть схема только на Ge с характеристками не хуже наполовину кремниевого Линкса. Притом характеристики получены только оптимальным применением эл. базы того времени и соответствующей коррекцией.

Posted
26 minutes ago, Владимир Перепелкин said:

Так что это не просто копирование ОУ второго поколения.

Вот не копирование, для примера
dartzeel1.jpg

Posted
3 часа назад, юрий робертович сказал:

Пару месяцев взад ремонтировал приемник  Океан 209, и весь ремонт, это промывка и смазывание регуляторов громкости и тембров, и чистка внутри всего. И перестроил УКВ с ЧМ на ФМ. Схема УНЧ как маг Вильма, УНЧ Корвет-стерео и Электрон-20

У Океана -209 на укв обалденный звук. Лучше многих японских бумбоксов. Схема Линна.

Posted
4 часа назад, Den101 сказал:


А так, схема интересная, без выходного конденсатора.

Схемы без выходного конденсатора получаются переносом этого конденсатора с выхода,  в БП, потому никаких премуществ в звуке от этого нет, а необходимость мер по поддержанию нуля на выходе, а также внедрения  двуполярки, вместо 1 полярного питания, этими мерами,  звук еще и  ухудшает :))

  • Like (+1) 1
  • Hmm... (-1) 1
Posted
12 minutes ago, sova said:

Схемы без выходного конденсатора получаются переносом этого конденсатора с выхода,  в БП, потому никаких премуществ в звуке от этого нет, а необходимость мер по поддержанию нуля на выходе, а также внедрения  двуполярки, вместо 1 полярного питания, этими мерами,  звук еще и  ухудшает :))

Ради пресвятого Вольты и Доливо-Добровольского. Все питание происходит из 3-х фаз.
Двуполярка приводит к усилителю постоянки что не эквивалентно переносу конденсатора.

Posted
42 минуты назад, BAA сказал:

Вот не копирование, для примера
dartzeel1.jpg

А вы этот пример на Ge транзисторах сможете скорректировать хотя бы до уровня 0,5 % на 20 кГц? Я не смогу. Потому как в природе отсутствую ВЧ NPN германиевые с Uce 30 - 40 В. И еще недостаток - у входной четверки дрейф постоянной составляющей больше чем у диффкаскада. Петлевое усиление низкое, вдобавок вложенная петля ООС. В общем шлак, но зато как выглядит.

Posted
7 minutes ago, Владимир Перепелкин said:

А вы этот пример на Ge транзисторах сможете

Нет и не надо. Всё, померла так померла.

8 minutes ago, Владимир Перепелкин said:

Потому как в природе отсутствую ВЧ NPN германиевые с Uce 30 - 40 В.

Поэтому и будет схемотехника а-ля интегральная, начала кремниевой веры, без PNP.  Но новее чем Худ.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • АК4499ЕХ, а еще лучше АК4499EQ в целом наверное самые топовые цапы на сегодняшний день, если рассматривать АКМ, жаль правда EQ вариант больше не производят 
    • Ну АК4499 в исполнении А. Торреса вполне себе годно и живенько звучит. 
    • Я имел в виду общую выборку , по причине некоторой осведомленности от прослушивания музыки на разных даках , транспортах , юсб -преобразователей , типа Аманеро или Хмоs  , СМ .  Но  для простоты в системах ультимативного уровня , которые как правило в референсных своих источниках ""сидят "" на ленте 38 , виниле 45, 33 , шеллак 78 , палку уже не перегнёшь , тут цифирьки никого особо не впечатлют , как на сабрах , к примеру , но она же категорически вышвырнута из номинации способности выявить так же музыку, как это делает винил , и в цифре -  тот же чип ВВ рсм63р , 58 , AD1862 , 65. Именно   эта цифровая архаика , вместе ,   конечно , с ТДА1540  -  если у них после выходов I/U встанут 2-х каскадные ламповые буфера , то получить цифру неотличимую от дорого винила 33 , реально и радостно , и даже посильно ; не 145 т.долл. за звук с той же AD1865 от ""обуревших"" АN в их DAC5 .   К слову , с музыкой , именно музыкой , топовые даки Аудионот уже работают на виниловом стандарте подачи , что и хотел добиться Питер Квортруп.  Но  это в лиге ультра (в хаенде) , в обычных недорогих даках на ОУ в выходе и сабрах ловить, поверье , вообще нечего . 
    • После скучного Лэйзи Лестера, весьма приятно слушаются рок-н-ролл, посвящённый легендарному Джину Винценту.
    • Сэм Лэй, барабанщик, вокалист, работал  в стиле традиционного чикагского блюза, причём весьма профессионально и качественно. Диск слушается на ура. Чего бы я не сказал о Лэйзи Лестере, представителе болотного блюза, монотонное пение коего и однообразное завывание на губной гармонике, несколько утомляет. Диск-на любителя.
    • Красный Ортофон как раз столько и стоит и играет нормально для своей цены. Слушалось с МС10про, МС20, AT33PTG II - вполне себе бюджетные, звук радует.
    • ... а она всё равно вертится!... ))) Вспомнился Джордано Бруно.
    • Хорошо. Постараюсь сформулировать усреднённое мнение на основе прослушивания различного музыкального материала:  малосоставного старого джаза моно/стерео, современного джаза стерео, старого рока стерео, современного рока стерео, старой симфонической академической музыки моно/стерео, оперной музыки, цифровых пластинок (есть у меня и такие!))) Сама головка Decca FFSSmk1 демонтирована из оригинального корпуса, с помошью прочного адаптера подготовлена к установке на стандартное 1/2" крепление в шелл. Тонарм 12" деревянный (палисандр) с пружинной регулировкой. Резонансная горизонтальная около 7гц, вертикальная около 20гц. Используется горизонтальное вязкостное регулируемое демпфирование. Проводка в тонарме неэкранированная, далее до корректора в экране. Общая ёмкость кабеля от головкии до корректора <100пФ. Прижимная сила 3,3-3,5гр (в зависимости от толщины пластинки (особенности пружинной регулировки). Активная нагрузка - резисторы Сименс (красные, с проволочными выводами). Нагрузка находится непосредственно на выходе тонарма, для улучшения демпфирования и уменьшения влияния последующего фонокабеля. 1 вариант - 40К: Звучание тонально ровное, слегка лишённое "воздуха" (заметно на симфонической музыке) - чуть заглушенная студия, акценты расставлены правильно, макродинамика уверенная (возможно чуть-чуть сглажена атака на барабанах и ударных, но на уровне лёгких подозрений/ощущений), музыка льётся спокойно, уверенно, но чувствуется потеря "нерва". Малосоставную, вокальную музыку и рок слушать хочется! 2 вариант - 50К: Проявился треугольник, воздух и атмосфера зала, оркестр дышит, тональный баланс не изменился, акценты, макро и микродинамика на уровне, атака на всех натуральных инструментах отличная и по-Станиславскому: "Верю!" Звучит всё очень ровно, живо и естественно. Слушать хочется всё! 3 вариант - 100К: Воздуха ещё больше, на некотрых пластинках слышна шероховатость, лёгкие искажения (на симфонической музыке), тональный баланс чуть светлее предыдущих вариантов. Скорость, атака, живость - прекрасно! Но дефекты записи, носителя, песочек чуть напрягают. Слушать хочется любую музыку, но не более 3 часов, потом наступает эмоциональный перегруз. 4 вариант - 1М: Воздуха в зале просто через край, слышно каждый шорох, тональный баланс светловат, но без отторжения, звучитт всё немного нервно и дёргано, скрипки иногда повизгивают, но скорость просто феноменальная, дефекты носителя, особенности и недостатки записей проявляются в полный рост, некоторые пластинки слушать тяжело - режет слух, но эталонные - просто шик! В итоге по сумме достоинств/недостатков режим 50К подтверждён основным и постоянным вариантом для прослушивания, что подтверждает ранее сделанные выводы на основе многолетнего прослушивания. МикроКап показывает, что это вариант сбалансированный по всем трём аспектам: АЧХ имеет децибельный подъём на самой верхней границе, там, где уже валит ШП, но не достигая резонанса иглы/виниловой массы (для данной Декка это 25-30кгц по данным производителя и независимым тестам), ПХ имеет небольшой выброс по фронтам, но без криминала и быстрозатухающий процесс на полке, наклон ФЧХ заметен только в самом верхнем диапазоне и не имеет резких перегибов. В вариантах с более высокоомной нагрузкой на ПХ видим выброс и затухающий периодческий процесс, что и даёт то ощущение "воздуха", "скорости", "атаки", но рождает грязь и напряжение при прослушивании отдельных композиций. Выводы такие.
    • Интересный момент Вы мне напомнили. Была у меня в 60-х огромная) односторонняя пластинка на 90 (примерно) оборотов с глубинной (вертикальной) модуляцией, 1904 года, если не ошибаюсь.  Для считывания слепил) самодельную голову. Жутко заморочился, но голова, всё-таки, была MM...  Эх, знать бы...).
    • Мне кажется, вы перегибаете палку. У цифры в сравнении с винилом и лентой вообще нет искажений, порядки тут уже рояли не играют. Да и лента, конечно же, это 3-я гармоника в первую очередь. Причём, конского размера. Да и винил не отстаёт (см картинку), что прекрасно слышно вообще-то.
    • А разве это может быть неинтересно?!  Очень-преочень любопытно узнать...).
    • Вот так какой-нибудь закоренелый аудиофил случайно послушает мурчание Синатры (а-ля Voice) через усь из Ригонды и получается "нестыковочка"... П.С. До сих пор помню "тот волшебный звук" однотактника из радиоконсттруктора на 6П14П, подаренного мне мамой на 12-й день рождения... Выпрямитель был селеновый там, алюминиевое шасси... Спаял я его на радиокружке, подключил какой-то овальный динамик отечественный из приёмника, подключил к школьному магнитофону и... просидел весь вечер, не смог оторваться! Вот они - воспоминания, которые ставят мозги на место! Потом была куча дорогущего хайэнда за килодоллары, именитых брендов, лампы, транзисторы и п.д. Но ТО ощущение от простенькой музыки останется со мной до самой смерти. )
    • Ну да, поэтому и добавляю всякие переключалки. Но, в целом, интересующая меня музыка вся укладывается в основную настройку. А разница в прессах сразу учитывается при установке тонарма с соответствующей головой на него.  По вопросу техпараметров у Олсона всё давно изучено и описано. Берём максимально линейный и чувствительный динамик, это взаимосвязанные вещи, ведь широкополосность и чувствительность не получить из дерьмовых материалов с плохой линейностью, там и ПХ будет ОК бонусом, берём линейную лампу с минимум предкаскадов и наслаждаемся музыкой. Но, парадокс в том, что и с существенно более кривыми компонентами можно получить звук для удовольствия в достаточно широком жанровом разнообразии. Но тут просто надо шире смотреть на вещи и слушать музыку и себя а не догмы. Так у меня довольно долго стоял для мебели один германиевый драндулет только из-за приятного глазу вида. Как-то я решил его включить и перебрать разные АС, и оказалось это можно прям слушать, а по параметрам - полный трэш.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.4k
    • Total Posts
      100k
×
×
  • Create New...