Jump to content

Recommended Posts

Posted
8 часов назад, crabro сказал:

прочили многие....но никто по делу не высказался...

Так по делу мы от вас ждем?

Свои "пять копеек": если делать ГИ щит на ШП динамиках, то правильный чертеж я привел несколькими постами выше. При соблюдении его, никаких боковых стенок не нужно и щит нужно располагать прямо на полу (без ножек и подставок). От кол-ва динамиков зависит полоса по НЧ и чем их больше тем ниже основной резонанс щита по НЧ.  Оптимально не менее 18 шт для комнаты от 20м2. Расстояние щита от стены  до задней стенки также влияет на НЧ и АЧХ в целом как и угол наклона и положение в плоскости относительно интерьера комнаты. Детализация и микродинамика уже заметна на 12 ШП динамках на сторону, типа 5ГДШ-4. При таком раскладе у некоторых возникает чувство о нехватки секции ВЧ, можно добавить пищалку и поиграться ёмкостью в ее цепи. Для тех кому кажется что у ГИ щит на 5ГДШ-4 нет баса и щит не может воспроизвести ниже частоты резонанса самих ШП советую обратиться к ЛОРу или посмотреть на дату рождения в паспорте (возможно вам уже за 50 и потеря части слухового диапазона это возрастное), если со слухом все в порядке советую послушать композицию Nelly Furtado - Say It Right в высоком разрешении хотя бы с СD носителя, там сделан акцент на отличный мидбас.

В остальном ГИ щит на ШП динамиках имеет один недостаток- это его габариты! 

  • Hmm... (-1) 1
Posted

Я бы всё-таки подумал об OTL. Сомневаюсь, что последовательное включение головок плюс бестрансформаторный УНЧ "играют" как-то не так. Во всяком случае, мои детские опыты говорят об обратном. 

 

Posted
1 час назад, Stan Marsh сказал:

Я бы всё-таки подумал об OTL. 

Да, именно для этой связки я ими и занимаюсь, совместно с OTL, потому как - "я это слышал!". Сделав один ГИ, подключил к SE - не то...., к РР не пробовал ещё.

Posted
В 12.06.2023 в 13:32, Stan Marsh сказал:

Сомневаюсь, что последовательное включение головок плюс бестрансформаторный УНЧ "играют" как-то не так. 

Индуктивность... Пока речь идет о последовательном включении 2....4...8 головок индуктивностью можно пренебречь. Но 64 последовательно включенные головки приведут к ослаблению ВЧ.  Можно, конечно, добавить пищалку, но вместе с ней придется добавить конденсатор, что не есть хорошо.  Вся прелесть щита в отсутствии каких-либо фильтров.

Posted

Когда я увлекся темой ГИ, то поначалу у меня не было большого кол-ва динамиков. Все началось с малого - сперва по 2 головки 4гд-35 слева-справа. Потом стал добавлять еще и еще.... С каждым разом АЧХ в области НЧ приподнималась, но одновременно с этим ухудшалось общее звучание системы.  Звуковая каша, о которой часто пишут, и на самом  деле имеет быть. Лишь под конец своего увлечения, когда слева-справа стояло по 64 динамика, и когда я уже решил поставить точку на всем этом, меня осенило превратить ГИ в "неправильную двух-полоску".
Выглядит это так, - 
Делим ГИ на 2 группы динамиков. Одна группа играет всю полосу, вторая группа играет только НЧ. Срезал СЧ-ВЧ у второй группы одинокой индуктивностью. Т.е. речь о фильтре первого порядка. Частоту раздела пробовал разную. В конечном итоге остановился на 250 Гц. Напомню, - все динамики были 5гдш4. Возможно, что для других головок и для щита иных размеров более удачной может оказаться иная частота раздела.
Индуктивность для такой частоты получается внушительной. Нет особого смысла мотать проводом 2мм. Потому что скорее всего придется выправлять тональный баланс, немного подрезав отдачу второй группы динамиков. Т.е. мотая тонким проводом мы одновременно добавляем сопротивление, которое в конечном итоге все равно придется установить.
Первая группа состояла из 4 шт. на сторону. Этого кол-ва вполне достаточно, чтоб и громкость была с запасом для средней комнаты, и чтоб динамики не перегружались по НЧ. Остальные 60 динамиков - это вторая группа. На самом деле их было не 60, а чуть меньше. С 60 штуками возникли сложности с последовательно-параллельным включением.
Результат меня приятно удивил, - звуковая каша исчезла полностью, и во время соло скрипка перестала быть контрабасом, играющим непривычно визгливо.
Динамиками, выбранными для полного диапазона, у меня были выбраны 4шт 2-го и 3 -го горизонтального ряда, если считать сверху.
Возможно, выбор центральных динамиков был бы более правильным. Но я не стал дальше экспериментировать.

  • Like (+1) 4
  • Cool (+1) 1
Posted

Далее....
Следующей серьезной проблемой, из-за которой ГИ не получил распространения, являются его габариты.
Несколько уменьшить их можно, если щит превратить в ОЯ (открытый ящик), но обязательно с небольшими бортами. Не более 15 см, иначе вылезет горб в области НЧ. И тогда вместо минимальных 32 штук на сторону, возможно, что хватит и 24 штук. Т.е. примерно на 30% меньше.
Собственно, ради компенсации НЧ и устанавливается большое кол-во динамиков. Для СЧ столько не нужно...достаточно мелкого щита или ОЯ с 4 динамиками на сторону. Можно и 2 динамиками обойтись. (это зависит от размеров комнаты, от размеров и чувствительности динамиков).

Выше коллега упомянул о том, что щит обязательно должен твердо стоять на полу.
Все верно, - никаких ножек, шипов и т.п....  Пол является как бы продолжением щита и уменьшает влияние АКЗ (акустическое короткое замыкание). Таким образом при правильном приземлении щита из 4 сторон щита только 3 стороны "против звука". 

Можно попытаться избавиться еще от одной стороны щита....чтоб она заработала "в плюс".
Рисовать не хочется.... Несложно мысленно представить,  что щит придвинули близко к стене  из-за его немалых габаритов.  Допустим, между плоскостью щита и стеной стало 30 см.  В итоге,  несколько пострадает музыкальная сцена. 
Но можно поступить немного иначе, - щит одной стороной прижимаем плотно к стене, а другая сторона или остается на месте, или же дополнительно, примерно на +10см, выдвигается вперед.  Т.е.  у левой колонки прижимаем к стене ее правую сторону, а у правой наоборот.
НЧ при этом возрастут за счет того, что одна из сторон  каждого щита  "удлиняется"....причем, значительно удлиняется за счет плоскости стены между 2 щитами.
Таким образом теперь лишь через 2 стороны щита происходит АКЗ.
Повторюсь, - подобные манипуляции являются вынужденной мерой и компромиссом.  В жилой квартире менее 20м2 очень неудобно ставить 2 огромные колонки чуть ли не посреди комнаты.
Вообще-то, на практике  реализация любого акустического оформления является компромиссом, - в чем-то выигрываем, в чем-то проигрываем. ГИ в формате щита не исключение в этом.

За счет нейтрализации АКЗ через 2 стороны щита имеем плюсы:
1. Дополнительный выигрыш по части НЧ
2. Можем несколько сЭкономить, - уменьшить кол-во головок щита без ущерба отдаче в области НЧ
3. Избавляемся от громоздкой конструкции щита, находящегося чуть ли не посередине свободной части комнаты.

Из минусов... Несколько проиграем по части сцены. Но сцену можно частично подкорректировать углом разворота колонок.
 

Здесь и выше я употреблял  слова то ГИ, то Щит. Имелась в виду реализация ГИ в формате привычного плоского щита. На самом деле ГИ имеет множество оформлений.

Любые колонки в идеале желательно располагать по возможности подальше от задней стены....хотя бы на 1 метр. От этого заметно выигрывает сцена. Но на практике из-за стесненных жилищных условий приходится их почти прижимать к стене. Обычный "узкомордый" параллелепипед в формате наиболее распространенного  ФИ  при этом значительно проиграет в сцене.  Сцена для оформления щит пострадает  меньше за счет широкой собственной "морды".


 

  • Like (+1) 1
Posted

Я переболел ги, прикольно, вид интересный необычный...в голове есть идея на 6гд1 лопухах попробовать...но пока не буду

Posted
15 часов назад, Agats сказал:

Я переболел ги, прикольно, вид интересный необычный...в голове есть идея на 6гд1 лопухах попробовать...но пока не буду

Не факт, что переболели темой ГИ навсегда. Я же вернулся к теме спустя 15 лет. ))

Если есть 6гд1 в наличии, то почему бы и не попробовать на них собрать...  А покупать по рыночной?....просто переплата за раритетность....имхо. От 1 шт на сторону взрослого баса не будет. Значит, придется раскошелиться.   Не назвал бы рыночный ценник на 6гд1 гуманным...

Posted
16 часов назад, Agats сказал:

Я переболел ги

Тяжесть болезни и пост болезненный синдром, зависит от вовремя правильно поставленного анамнеза и назначенного лекарственного средства...

Если сурьезно, у всякой болячки есть побочка - рупора к старости или 3-х полоска в молодости.

  • 9 months later...
Posted
В 10.06.2023 в 01:51, crabro сказал:

Как динамики коммутировать?
Последовательно-параллельно. Других вариантов попросту нет. И желательно сильно не выходить за рамки 16 Ом. Т.е. если у Вас динамиков, как было у меня 64 шт на сторону, то не бояться коммутировать даже по 8 штук 4-омных динамиков в параллель. По-любому это зазвучит лучше, чем запараллелить 4 гирлянды из 16 последовательно включенных динамиков. Единственное - обязательно делать толстые медные шины, и от них уже мелкими проводочками подпаиваться к каждому динамику.

У многих при этом возникает соблазн запитать ламповым усилком без выходного трансформатора. Я не исключение в этом. Пробовал такое.
Пробовал SRPP на 6с19п, 6Н5с. Казалось бы, что все замечательно сходится, - 4х64=256 Ом. Вполне комфортная нагрузка для 6с19п. Вот только звука при этом нет.  В моих наушниках (Зенхи 600) весьма неплохо звучит SRPP...а через колонки нет.
Приятель даже на 6с33с собрал какой-то ОТЛ....или цирклотрон...или как там его...привозил ко мне ради интереса,- опять не зазвучало.
Простейший усилитель трансформаторный на 6Ф5П мощностью 1,5 ватт отлично раскрывает все плюсы группового излучателя.

Есть! Пробовал разную коммутацию динамиков(5ГДШ-4-4).Лучше всего играет соединение в триады  - 3штуки треугольником.  У меня 36 динамиков в ОЯ ( свёрнутый щит).Сопротивление-3-4ом.Комната-25 м. Усилители пробовал разные: и Sansui a707DR и однотакт на EC360-EC88, но лучше всего играет со STAX DA-80. Звук- СКАЗКА!

фото 010.jpg

фото 001.jpg

  • Like (+1) 2
Posted
59 минут назад, tact сказал:

Есть! Пробовал разную коммутацию динамиков(5ГДШ-4-4).Лучше всего играет соединение в триады  - 3штуки треугольником.  У меня 36 динамиков в ОЯ ( свёрнутый щит).Сопротивление-3-4ом.Комната-25 м. Усилители пробовал разные: и Sansui a707DR и однотакт на EC360-EC88, но лучше всего играет со STAX DA-80. Звук- СКАЗКА!

фото 010.jpg

фото 001.jpg

Естественно последовательно-параллельно.Но главное не в линию.

Posted
1 час назад, tact сказал:

Есть! Пробовал разную коммутацию динамиков(5ГДШ-4-4).Лучше всего играет соединение в триады  - 3штуки треугольником.  У меня 36 динамиков в ОЯ ( свёрнутый щит).Сопротивление-3-4ом.Комната-25 м. Усилители пробовал разные: и Sansui a707DR и однотакт на EC360-EC88, но лучше всего играет со STAX DA-80. Звук- СКАЗКА!

фото 010.jpg

фото 001.jpg

""Ну кто же ?""   отражательный щит ""оупен бафл""  войлоком (ватином ) оклеивает ?    

  ""Сказка "" у всех своя , понятно , но суть Вашей в чём ?

Posted
19 часов назад, Михаил SM сказал:

""Ну кто же ?""   отражательный щит ""оупен бафл""  войлоком (ватином ) оклеивает ?    

  ""Сказка "" у всех своя , понятно , но суть Вашей в чём ?

Не знал, что ОЯ нельзя изнутри оклеивать искусственным войлоком.Но нет никаких призвуков.Вся куча динамиков играет как один большой широкополосник.Никаких фильтров. ГИ великолепно передаёт атмосферу помещения,где играют исполнители,локализацию инструментов.Великолепный вокал и очень быстрый бас. Ну что ещё надо бедному аудиофилу?

  • Like (+1) 1
Posted

Почитал тему - как и в любой другой, очень уж любит народ шашками махать! Что уж так категорично то?

В порядке эксперимента изготовил два щита на ШП 5ГДШ4-4 и 3ГД-38Е, 5ГДШ-4-4 меньше 30%, пришлось добавить пищалки. Размер щитов 750х1500 мм (стандартный лист фанеры пополам). Из-за ограниченного кол-ва динамиков один щит на 32 шт+4 шт 2ГД-36, один на 18 шт. + 4 шт. 3ГД-2 (добуду динамиков, доведу до 32-х шт.).

Характер звука напоминает сценическую акустику, звук щитов достаточно интересен, это оформление вполне может использоваться в домашнем аудио, если, конечно, место позволяет и есть возможность найти достаточное кол-во динамиков в приличном состоянии.

- АЧХ 32 + 4шт. 2ГД-36 (отдачи пищалок явно не хватает);

- АЧХ 18 шт. + 4 шт. 3ГД-2, тут с ВЧ лучше, яма на 150 ГЦ вызвана хламом за щитом, после удаления хлама, яма ушла.

- суммарная АЧХ двух щитов.

Все измерения с точки прослушивания на расстоянии 3 м.

32_4х2ГД-36_3 м.jpg

18_4х3ГД-2_3 м.jpg

32_18 два щита_3 м.jpg

Щиты 32_18.jpg

  • Like (+1) 4
  • 1 month later...
Posted

Провел эксперимент с увеличением площади щитов - добавил сверху панель 300 мм и сбоку панель 200 мм. Интересно было посмотреть как увеличение площади и изменение симметрии краев повлияет на НЧ диапазон.
Результат - что на ухо, что по замерам некоторая разница есть. Насколько она покажется для кого-то существенной - личное дело ушей каждого.


 

IMG_20240604_203005.jpg

Сравнение НЧ.jpg

  • Like (+1) 2

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Продолжаю колдовать над усилителем. После первичной проверки слушал,чтобы прогреть. Периодически в музыке подмешивались похрипывания на небольшой громкости 2-5 Вт. При отсутствии сигнала при повороте ручки громкости в районе от 9 до 11 часов происходило шуршание в колонках. Подумал, потенциометр! Но вроде новый, не должно. Еще, при включенном усилителе и отсутствии сигнала стол отключать нагрузку с правого канала.В левом при этом стали раздаваться негромкие звуки типа "бук-бук". Подключил акустику обратно, буки пропали. О,как интересно?!. Надо лезть смотреть, за одно поменяю 6Н2П на 6Н1П, а то чувствительность без ООС  аж 75мВ. При замене на 6Н1П (с соответствующим режимом) никаких улучшений в кардиограмме (Шмелева) не увидел, даже Кr немного увеличился. Чувствительность правда упала в 2 с лишним раза. Оставил пока 6Н2П. При проверке в схеме 6Н1П увидел возбуд как раз в диапазоне от 2 до 5Вт. Больше меньше этого диапазона возбуда нет. Вот она причина шуршания! Поставил цепи Цобеля 1000пф- 3,3к. Возбуд пропал. Но и АЧХ на высоких загнулась вниз! Надо подбирать. Посмотрел схемы:    на первой схеме: С1, С3, С5, С9.  На второй: С2, С3. На третей: С1, С4, С10. Не зря они там стоят! Продолжу.  
    • Здравствуйте, Сергей Юрьевич! С удовольствием читаю вашу ветку. Появился вопрос, ответьте если Вас не сильно затруднит. Здесь Вы приводите схему фонокорректора "ММ Полная луна" на лампах 12Ж1Л. У меня имеются несколько штук других пентодов, а именно 2Ж27Л. Подскажите, их можно использовать в схеме "Полной луны" и если да, то какие изменения нужно внести в схему (понятно, что накал в моих лампах 2 Вольта)? Могу поделиться этими лампами, если Вам нужно смакетировать схему в железе.  С уважением, Роман!
    • На средних 4а28,а низких 40гд-301 на высоких два 2гд36 последовательно.
    • Насчет 15 гд. Нет, не ужасен, но звук у него какой-то тщедушный, кукольный. Очень слабая бумага, вся играет, много интермодуляций. (Если не путаю, это он двухкатушечный? -  люди вроде бы получали с двухкатушечного 15 гд что-то интересное, используя вторую катушку как датчик сигнала обратной связи) Насчет размера. Работая над своими знаменитыми 215-ми (а он повозился изрядно - начал в 1927 и закончил уже после войны), Х. А. Хартли пришел к нескольким ключевым выводам-принципам. В частности: приблизиться к бескомпромиссно точной передаче музыки может только одинокий излучатель, но сделать это идеально не может ни один (ну это и так понятно). А оптимально-компромиссный размер диффузора, способного максимально достоверно передать диапазон частот (точнее, диапазон длин волн), излучаемых голосом и музыкальными инструментами, составляет около 9 дюймов. (Собственно, такими и вышли модели что 215, что 220). А оптимальный размер диффузора, "заточенного" под достоверное воспроизведение вокала, следует искать в диапазоне от 6 (если меньше - энергетически "пустеет" грудной регистр) до 10 (если больше - на ключевых голосовых формантах ломается диффузор, разрушая цельность) дюймов. Кажется, жизнь более-менее подтверждает до сих пор. Хотя позже (кушать-то надо) Хартли как-то смягчился и начал делать и басовые, и ВЧ динамики, причем хорошие (однако голос всегда доверял диффузорам от 6 до 10 дюймов). При этом басовики были специфические, но звучащие. Скажем, Марк Левинсон (не бренд, а человек) использовал в своих домашних колонках 24-дюймовые басовики Хартли и ни на что не хотел их променять. Что же до шириков, то наверное требования перестали быть категоричными, да и диффузоры начали получаться - тот же Олсон ухитрился сделать очень достойные что "пятнашки", что овальные с большой осью 40 см ширики, совместимые и с пищалкой на керне, и с "рожком". Да и сам Хартли в как раз в 220-м таки сделал рожок (но закрыл его выпуклой бумажной крышкой, превратив в этакую морковку-"дулю"). Зато потребность в пищалке (практически) отпала. Могу сфоткать, но картинки есть в Сети.   
    • Подходят комплектующие, продолжаю сборку.
    • Кто слушал это? На тему о недорогих ШП. Интересны мнения. Больше для расширения кругозора, а не личного использования. https://liiaudiohifi.com/ https://lii-audio-europe.com/speakers/  
    • Если Вы у меня спрашиваете, то не слушал его. Не представляю, что это за динамик.
    • Видимо не доходит, о чём Станислав написал? Неделька читальни. Для начала.  
    • У ЛОМО были разные, все ужасные?   А 15 гдш ужасен (15гд-12)?
    • Если 4а28 60х играют лучше 80х(неудивительно), то как же с 4а18? И по КЗ витку. Нужен или нет?  
    • Согласен, 4 а28,  60 х годов сравнивал с 80 ми, по звуку как будто разные дины хотя внешне не отличить и магнит феррит и там и там..80 е баса нет, 60 е и  без оформления басят, 80е как будто искажения на сч и грязь, 60 чище. По вч также чистые   вч на 60 х . . По слитности и тонким моментам даже сравнивать не стал, после этого.
    • аналогично заметил именно грубое звучаение, 8гд-1 чуть лучше, но все из той же оперы  ...
    • Звук без основы , даже на вокале, у маленьких шп. По мне так , для шп, минимум 24 см, слушал и 40 см, все ок, пишалку можно добавить,  вч это почти отднльный диапазон и муз инструменты   вч частотные,  отдельно  звучат, хотя все равно пишалку под шп,  подбирать приходится.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      105.3k
×
×
  • Create New...