Jump to content

Recommended Posts

Posted

Часто можно прочитать о необходимости использования в выходных трансформатора УНЧ как можно тонкое железо, якобы это сильно влияет на качество звука.

Насколько это верное утверждение? 

В усилителях TESLA трансформаторы с пластинами 0,5 мм, при этом диапазон 20-20000 Гц. Наверняка они могли использовать в них более тонкое, но предпочли именно такое. 

 

Posted

  Так же и мне интересно мнение специалистов, у меня есть дополнительный вопрос... попался мне стержневой трансформатор (1квт-чехия), в нем большинство пластин толщиной 0,35 мм и некоторое количество 0.5 мм, думаю при сборке более тонкие пластины разместить по краям набора (ближе к обмотке). Есть мнение, что краевая поверхность магнитопровода имеет большее влияние ?

Posted

 "И хуже, больше того!!!" (С) попадался как то древний выходные, то ли английский, то ли американский, с железом 0,63  мм  , что никак его функционал не ухудшило. Звучал (думаю, и звучит и ныне) усилитель с такими тр-ми замечательно, и всякие там АЧХи и ТНД ( которое "имеет ли смысл?"...) измерения были также прекрасные. И меандр тоже. 

  • Thanks (+1) 1
  • Smile 1
Posted

Индукция на Вч ничтожна оттого и влияние. Длина магнитного пути внутри (тора для простоты) меньше - это факт. Бывает толстые ставят снаружи для механических целей. Шихтовки давно не видел - всё ленточные. 

Posted
4 minutes ago, Xрюн222 said:

которое "имеет ли смысл?"

Оно ж спорное, мнение, то. Радиотехник на примерах передатчиков о психофизике восприятия. Хотя резко спадающий спектр с 2-й и максимум 3...5-й гармониками человекам, в среднем, нравится. Про транс поддерживаю. Сердечник для уменьшения внешнего поля и уменьшения тока намагничивания.

Posted
20 минут назад, BAA сказал:

 Бывает толстые ставят снаружи для механических целей. Шихтовки давно не видел - всё ленточные. 

  Это понятно, толстые пластины на конечном этапе сборки легче запивать, бывает используют клинья из стеклотекстолита.

  Японцы рекламируя свои усилители, приводили вот такую картинку, отсюда и вопрос, как там ситуация на краях сердечника ?

20240603_151842.jpg

Posted
3 часа назад, Xрюн222 сказал:

 "И хуже, больше того!!!" (С) попадался как то древний выходные, то ли английский, то ли американский, с железом 0,63  мм  , что никак его функционал не ухудшило. Звучал (думаю, и звучит и ныне) усилитель с такими тр-ми замечательно, и всякие там АЧХи и ТНД ( которое "имеет ли смысл?"...) измерения были также прекрасные. И меандр тоже. 

Тверской завод электрорадиоаппаратуры Элтор (уничтоженный московскими рейдерами) производил на заказ по спецификации TverLab выходные трансформаторы ( лента)-10см2, 20см2 cечение керна , 0,35мм , отжиг в заводской печи (немецкой) времен 3 рейха , мотали добрейшие русские тетёньки , руководимые умнейшим (и дотошным ) мастером - евреем (многая ему лета и здравия , как и тётям ) . Трансформаторы получились приличные по полосе -от (-2дб) 12 гц до 45 кгц , меандр как положено -  как ""пасть у молодого бульдога"" (небольшой взбрык)  , ставил я их довольно долго и успешно , но что показала главное мерило -  эволюционный путь этих трансформаторов ( марка стали -3423 ) -  в скольких проектах усилителей они удержали свои крепёжные места , сорри .  (?)

Никто не готовил кофе на так себе воде ? Вроде кофе , но какой-то посторонний привкус ... . Или вода бутилированная , или родниковая ?   Пока на авансцену не вышли сердечники от выходников Прибоя УМ -75  : лента  0,17мм , S= 12,5см2 .   Ну вышли и вышли , что дальше то?

Дальше сравнили трансы пробоевские (железо)  с трансами (железо) Элтор из Твери ; замена сердечков Элтор на Прибой производилась легко , и выяснилось -  по всем практически звуковым критериям , железо от Прибоя выводило возможности катушек тех же от трансов Элтор если не уровень Аудионот группы С , но базовые Танго  уже с ними конкурировать не могли .  Причина - Элторовские сердечники выдавали больше искажений, этот берхаузен шум - та вода из лужи ..., трансы не могли уже работать в каскадах предусилителя (выход) , окрас был явно заметный и неустранимый.  

Поскриптум : железо от Элтор заменили подавляющее число владельцев трансформаторов , имевших их в сердечниках -на сердечники от Прибоя или иные , тольщина -не более 0,23мм и внимательное прослушивание на окрас и микродинамику , которое ""толстое"" железо часто лишает нужной остроты и выразительности .

https://xlom.ru/spravochnik/elektrotexnicheskaya-stal-transformatornaya-svojstva-i-primenenie?ysclid=lwz49tfcma172279702

 

  • Like (+1) 2
Posted

Не одной толщиной железа сердечника силён выходной ЗВУКОВОЙ трансформатор , есть (видимо) оптимум для аудио -0,23мм , но как бывает , часто ставят то, что нашли на базаре или в своих запасах , или что ""Элтор мог ""  в те 90-е ... , но тема по сути глобальная , поэтому звуковое железо будет звучать и с толщиной 0,5мм , а вот не звуковое (динамное железо)  -  тонкие пластины уже не помогут .

https://ru.wikipedia.org/wiki/Электротехническая_сталь

 

Posted
5 часов назад, Михаил SM сказал:

Тверской завод электрорадиоаппаратуры Элтор (уничтоженный московскими рейдерами) производил на заказ по спецификации TverLab выходные трансформаторы ( лента)-10см2, 20см2 cечение керна , 0,35мм , отжиг в заводской печи (немецкой) времен 3 рейха , мотали добрейшие русские тетёньки , руководимые умнейшим (и дотошным ) мастером - евреем (многая ему лета и здравия , как и тётям ) . Трансформаторы получились приличные по полосе -от (-2дб) 12 гц до 45 кгц , меандр как положено -  как ""пасть у молодого бульдога"" (небольшой взбрык)  , ставил я их довольно долго и успешно , но что показала главное мерило -  эволюционный путь этих трансформаторов ( марка стали -3423 ) -  в скольких проектах усилителей они удержали свои крепёжные места , сорри .  (?)

Никто не готовил кофе на так себе воде ? Вроде кофе , но какой-то посторонний привкус ... . Или вода бутилированная , или родниковая ?   Пока на авансцену не вышли сердечники от выходников Прибоя УМ -75  : лента  0,17мм , S= 12,5см2 .   Ну вышли и вышли , что дальше то?

Дальше сравнили трансы пробоевские (железо)  с трансами (железо) Элтор из Твери ; замена сердечков Элтор на Прибой производилась легко , и выяснилось -  по всем практически звуковым критериям , железо от Прибоя выводило возможности катушек тех же от трансов Элтор если не уровень Аудионот группы С , но базовые Танго  уже с ними конкурировать не могли .  Причина - Элторовские сердечники выдавали больше искажений, этот берхаузен шум - та вода из лужи ..., трансы не могли уже работать в каскадах предусилителя (выход) , окрас был явно заметный и неустранимый.  

Поскриптум : железо от Элтор заменили подавляющее число владельцев трансформаторов , имевших их в сердечниках -на сердечники от Прибоя или иные , тольщина -не более 0,23мм и внимательное прослушивание на окрас и микродинамику , которое ""толстое"" железо часто лишает нужной остроты и выразительности .

https://xlom.ru/spravochnik/elektrotexnicheskaya-stal-transformatornaya-svojstva-i-primenenie?ysclid=lwz49tfcma172279702

 

Это все общие слова, основанные на субъективны ощущениях.

Сравнивать два трансформатора с разной маркой стали и делать заключение о влиянии на характеристики толщины пластин не правильно. 

 

  • Like (+1) 1
Posted
8 hours ago, Михаил SM said:

""толстое"" железо часто лишает нужной остроты

5 баллов. А мокрое делае звук "сочным"?

8 hours ago, Михаил SM said:

не звуковое (динамное железо) 

Далее сарказм!
Прокатанная динамная сталь, которая иногда называется также железом, применяется в электропромышленности в виде полос и листов (2 … 0,5 мм толщины); в последнем случае, согласно нормам Центрального электротехнического совета, листовая динамная сталь, толщиной 0,5 мм относится к разряду листовой электротехнической стали, находящей весьма широкое применение для всех тех частей электрических машин и аппаратов, которые подвергаются действию переменного магнитного потока; это влечет за собой потерю энергии в виде выделяющегося в таких частях тепла гистерезиса и тепла, развиваемого паразитными токами Фуко, ослабляющимися с уменьшением толщины изолированных друг от друга листов материала. В настоящее время прокатанный материал начинают применять в производстве электрических машин для изготовления ярма, плит и других деталей взамен отливок и даже для частей роторов взамен поковок.
Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 - 1929 г.

2 hours ago, KAI said:

Сравнивать два трансформатора с разной маркой стали и делать заключение о влиянии на характеристики толщины пластин не правильно. 

Для "сочности и остроты"- самое то :-(

  • Like (+1) 1
Posted
6 часов назад, KAI сказал:

Сравнивать два трансформатора с разной маркой стали и делать заключение о влиянии на характеристики толщины пластин не правильно. 

Насколько я знаю - никто не пробовал (а если и пробовал - не публиковал результат) измерять параметры моточных изделий с одной катушкой, вставляя пластины разной толщины  одного типа стали. Потому и опыт, скажем так, не совсем корректный - сравниваются трансформаторы разных производителей, с разным типом сердечника, разной технологии намотки и т.д.

  • Like (+1) 1
Posted

Так наверно тоже не выйдет. Можно только корреляцию посмотреть. Казуальность (причинно-следственность) просто так не вычленить.
Очень сомнительно, чтоб у любителя были сердечники одного размера, одного завода обработанные единовременно в одном технологическом цикле, но с разной толщиной. Тем более из одной партии стали.

  • Like (+1) 1
Posted
23 часа назад, KAI сказал:

Часто можно прочитать о необходимости использования в выходных трансформатора УНЧ как можно тонкое железо...

Можно полюбопытствовать, где об этом прочитать? Я встречал отзывы совершенно другие - пластины, например,  0,1 мм в звуковых трансформаторах "красят" звук, причём совершенно неприятным образом (добавлю - у меня трансформаторов с такими пластинами не было).

Posted

Например, в некоторых Прибоях вроде бы, по слухам, попадались сердечники из ленты 0,15... Можно сравнить с другими вариантами на Прибоевских катушках, как вариант. Конечно, и тут не факт, что сталь у них вся одной марки. 

Posted
7 часов назад, Сергей Ал. сказал:

Насколько я знаю - никто не пробовал (а если и пробовал - не публиковал результат) измерять параметры моточных изделий с одной катушкой, вставляя пластины разной толщины  одного типа стали. Потому и опыт, скажем так, не совсем корректный - сравниваются трансформаторы разных производителей, с разным типом сердечника, разной технологии намотки и т.д.

Мне как то знакомый сисадмин привёз комплектов 30 железа от китайских бесперебойников, я ему когда то собрал усилитель, в подарок на 50 летие, и он как то решил отблагодарить. Начитавшись старого АП, я даже не думал его использовать для выходных трансформаторов, всё отвёз в гараж, и лежало оно там лет 7-8. Железо блестящее, белое, при изгибе не хрустит, и вообще похоже на кровельное. При намотке сетевой обмотки с числом витков вдвое больше штатной, железо слегка греется даже без нагрузки, то есть по параметрам отборное дерьмо.

 

Как то попросили собрать усилитель для гитары, ну думаю вот и поставлю китайское железо, сэкономлю.

Но оказалось что оно вполне себе играет, индуктивность раза в два меньше, чем на ОСМ такого же сечения, но все собранные усилители купили, никто не сказал выкиньнах.

Причём в основном было толщиной 0,5мм, но там просто не было глубокого баса, который корпусом чувствуется, но не все о нём знают, и не парятся.

  • Smile 1
Posted
В 03.06.2024 в 15:57, Xрюн222 сказал:

 

Сравнивал железо от трансляционных выходников ШЛ (тесла?) с таким же советским спецприборов(около 0.2 мм) с одной катушкой по индуктивности (без зазора)- одинаково.

Posted

 От толщины пластин индуктивность не зависит. 

Зависят потери в сердечнике и, возможно, нелинейные искажения. 

 

Posted

Я от тех итальянских бесперебойников тридцатикиловатных дроссели недавно достал, смотал обмотку, посчитал и получилось  - там самое обычное железо. Мелкие как наши ТВЗ от телевизоров требуют тех же 3000 вит первички для 20 гн. Толщина пластин небольшая, ок 0.25 мм. 

Отложил пока... 

Posted

По моему опыту, толщина пластин железа в выходных трансформаторах УНЧ действительно влияет на звук. Тонкие пластины, например 0,23 мм, часто дают меньше искажений и более четкое воспроизведение микродинамики. Но и более толстые, до 0,63 мм, могут работать хорошо. Главное — качество сборки и материалы

Posted

Как вариант: все, что тоньше 0,5-0,35 скажем так - планировалось для особых случаев. Соответственно и цена другая, и надзор, и соответствие ТЗ. Вполне вероятно, что ноги растут более от сюда, нежели толщины как таковой.

Свои Большие выходники собирал из пары "одинаковых" Итальянских трансформаторов. Железо 0,35. По структуре и свойствам оно сильно отличалось. Банально перетасовал через пластину....

IMG_0354.thumb.JPG.6c84ef1f51905c95c7c1b3ebc7841d2d.JPG

 

  • Like (+1) 4
  • Hmm... (-1) 1
Posted
33 минуты назад, SevilMan сказал:

По моему опыту, толщина пластин железа в выходных трансформаторах УНЧ действительно влияет на звук. Тонкие пластины, например 0,23 мм, часто дают меньше искажений и более четкое воспроизведение микродинамики. Но и более толстые, до 0,63 мм, могут работать хорошо. Главное — качество сборки и материалы

Искажения замерли, или так: на ух, на глаз. 

  • Hmm... (-1) 1
Posted
3 hours ago, Кружка said:

Банально перетасовал через пластину....

Докладываю, в шихтованых сердечниках из анизотропной стали, например тороидальных, в соседних слоях направление проката меняют на 90 градусов. То есть есть штамповка"вдоль" проката  и есть "поперек" проката. На пластинах есть индексная просечки, полуотверстия, для правильной ориентировки.
Выходники точно с большой буквы Б.

  • Like (+1) 3
Posted
7 часов назад, SevilMan сказал:

Тонкие пластины, например 0,23 мм, часто дают меньше искажений и более четкое воспроизведение микродинамики.

У меня немного другие наблюдения (не совсем корректные, точнее совсем некорректные): трансформаторы М.Фельдшера (витое М4 0,23 мм) - хорошая проработка НЧ, но лёгкая "прилизанность" на СЧ и ВЧ, трансформаторы А.Долинского (штампованное М6, 0,3 мм) - на ВЧ почище и подетальней, с эшелонированием сцены получше. Но по субъективному восприятию именно трансформаторы М.Фельдшера для моих ушей комфортнее.

Здесь, кстати, ещё один фактор (на который не раз обращали внимание, но исследования по этому поводу не попадались) - у трансформаторов с штампованным сердечником (в отличие от витого) зазор находится за пределами катушки.

  • Thanks (+1) 1
Posted
20 часов назад, Сергей Ал. сказал:

Можно полюбопытствовать, где об этом прочитать? Я встречал отзывы совершенно другие - пластины, например,  0,1 мм в звуковых трансформаторах "красят" звук, причём совершенно неприятным образом (добавлю - у меня трансформаторов с такими пластинами не было).

"как можно более тонкие" сказано не совсем правильно. Например, при выборе между 0,5 мм и 0,3мм советоют брать 0,3. 

"Окрас" при толщине менее 0,1мм связан с ростом дополнительных искажений, из_за изменений в структуре поверхностного слоя. Чём тоньше пластина, тем больше их в сердечнике, тем больше от них искажений. 

  • Like (+1) 1

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Who's Online (See full list)

  • Клубы

  • Сообщения

    • Не угадали, первые два питаются от одного источника ДППВ, а выходная от моста на тех же демпферах. 
    • Здесь, в первой версии 1948 года, действительно стоят обычные бумагомаслянные конденсаторы, а вот в следующей уже стоят электролиты, круглая здоровая банка с тремя выводами, 4мкф + 8мкф, в другой, следующей, стоит эта же банка, но уже применены другие лампы, EF86, ECC81 и EL84. Они, электролиты эти, оказались долговекими, до наших дней дожили, до 2011 года по крайней мере. Схема, картинки есть. Да, Евгений, лучше закончить конденсаторную тему, во избежание... пурги достаточно было уже. Я видел эту схему, но это, мне кажется, совсем другая история, для другой, отдельной темы. Один в один, конечно, не сделать, но можно попробовать сделать подобие, нужны подобные оригиналу компоненты, бумагомаслянные переходные конденсаторы, карбоновые резисторы, английские лампы и т.д. и т.п. родные трансы даже.
    • Михаил SM  Вы все же плохой человек  Я достал с полки старенький  perpetum ebner, с каменным выпрямителем , включил Джо Дасена , открыл бутылку хорошего коньяка , и приготовился к продолжению нашего плодотворного диалога ... А Вы бессовестным образом пропали , слились  Ну право нехорошо таким быть .  
    • https://aliexpress.ru/item/1005008970808965.html?sku_id=12000047412831061&spm=a2g2w.productlist.search_results.2.7e4220a2U3oq8F под 400 евро, нет ни отзывов на самом алике, ни видео не нашел пока...может кто трогал это чудо и знает что это и толковое ли? Благодарю   
    • Спасибо огромное! Есть несколько таких микрофонов - попробую поэкспериментировать.
    • Тут вот как раз просится фотовольтаика, автосмещение без батарейки с катодом в земле :)
    • Вы правы, на каждый каскад предварительный и драйвер свой кен, а не в параллель, как я думал, про выходной на ГМ-ке и так понятно что на камне.
    • Какую модель микроскопа приобрели?
    • Собственно говоря мой самый первый ламповый микрофон и был переделкой MV102 в ламповый микрофон. Я взял только базу под капсюль и сам капсюль. корпус от щетки-сметки для снега, разъём из магазина. Шасси напечатал на 3Д принтере. Микрофонный трансформатор использовал от микрофона МКЭ-9.  Потом базу под капсюль поменял на базу от шумомера, а корпус MV102 восстановил и в нём уже транзисторный вариант спаял. Только тут схемы нужно использовать с разделительным конденсатором между капсюлем и лампой - иначе лампа сгорит. При перегрузе мембрана может замкнуть на сигнальный электрод и 100 вольт напряжения поляризации придёт на сигнальную сетку лампы и ей будет очень плохо и скорее всего она сгорит.    
    • Я также ремонтировал микрофон и использовал такой капсюль для ремонта статья https://dzen.ru/a/ZEsoNOccjTskHhW8   У него от неграмотного хранения был испорчен капсюль   И я переделал схему под другой капсюль М101- почти аналог как у MV102, только с другой резьбой. В статье по ссылке есть тестовый аудиоролик можно послушать результат.
    • Они , если капсюль целый очень ДАЖЕ представляют БОЛЬШОЙ интерес. У меня есть несколько статей по переделке данных микрофонов и выложено куча тестовых роликов с ними. https://dzen.ru/a/Yu9K6iCu2w43KHPl https://dzen.ru/a/ZbMvNd8bhjhla355  
    • Здесь обычные конденсаторы стоят. Они будут долго работать при соответствующем качестве  А вот электролиты если сюда поставить, то сдохнут быстрее. Можно продлить их жизнь шунтированием обычными..  На этом и закончим про конденсаторы Кстати, если и повторять сей проект, то лучше действительно по схеме что предложил ВКН на третьей странице. Там моточные межкаскадного простые, и схема интереснее чем в оригинале. Мне нравятся схемы где из деталей только трансы и лампы. Я их называю лаконичные Один в один всё равно не сделаем, да и зачем, а вот внести свою изюминку в схему и оставить неизменный внешний вид, вот это будет тема.. Каждому поколению своё так сказать Заглянул на Озон, там пара таких корпусов для этого проекта, стоит около 10тр, правда их уже раскупили, но думаю, при определённом спросе, люди сделают PS: Схему Константина прилагаю PPS: При использовании в предварительном каскаде 6Ф3П, можно обойтись без входного трансформатора. Но это как альтернатива 
    • Вы знаете, может вы неправильно посчитали индуктивность большой обмотки. При 800 витках там явно больше 6 Гн.  Но не сматывать же данный трансформатор. Спаяйте на нём микрофон на лампах 6ж1п или 6ж4п - что у вас есть. На 6ж4п спаять легче - не нужна катодная цепь смещения. Как я писал выше - для вокальных микрофонов часто вводят даже обрезной фильтр на 100 Гц. Поэтому если у вас будет полоса от 100 Гц или даже от 150 Гц ничего супер критичного не будет, всё заработает.  У меня был проект начального микрофона на супер низком бюджете - "на попробовать". Кстати статья набрала самое большое количество просмотров на Дзене среди статей про микрофоны. Очень популярная статья..... Народ любит супербюджетные проекты. https://dzen.ru/a/YtTGMRXWelIvb7yg Суть -используем электретный капсюль из микрофона МКЭ-3 - очень раньше был распространённый капсюль, стоит копейки - новый 100 рублей в магазине. Но ставился во многие магнитофоны и у многих валяется среди запчастей.   его разбираем и достаем сам капсюль, а усиливающую микросхему с сопротивлением убираем   Если ещё не стёк заряд поляризации с мембраны, то можно даже не ставить цепь для подачи поляризационного напряжения на капсюль. Микрофонный предусилитель собрать можно по любой схеме - на лампах 6ж1п, 6ж4п, 6ж32п, 6ж49п, 6ж1б, 6н16б, 6н28б, 6ж32б........Можно и на других, но на других я с этим капсюлем  не пробовал. Нужен сеточный резистор от 40 Мегаом, но лучше 1 гигаом. На 40мегаомах будет много шумов в сигнале.   В статье собрано по без трансформаторной схеме - а вы можете собрать по схеме с трансформатором. Но это стартовая тема на попробовать - пойдёт /не пойдёт. Интересно-не интересно. По ссылкам из статьи може послушать как звучит такой микрофон... По мне так вполне не плохо за такой бюджет и уж точно лучше современных китайских дешманских микрофонов а-ля "ВМ-800".
    • Картинки (весёлые) добыл из Хантек-а (для тех, кто знает толк): Спецом сделал на 4 кГц, как наиболее информативно... Не нравиться выброс на заднем фронте, он такой же и при питании от 12 Вольт и при меньшем входном сигнале ...  
    • Сегодня тестировал микроскоп и обнаружил одну из нитей оборванной на Decca SH4E (эллипс). Головка эта не основная, потому думаю насколько критично и не будет ли мешать? Откусить её не могу, к сожалению.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.6k
    • Total Posts
      102.2k
×
×
  • Create New...