Jump to content

Recommended Posts

Posted

Коллеги, нужна помощь.

Делаю простой двухтактный усилитель на 6П3С - смещение фиксированное.
Вопрос в следующем - насколько критичен номинал резистора в катоде лампы?

Я в курсе что при фиксе - катодный резистор ненужен.
Но я видел что, его все таки применяют в некоторых случаях.
Кто то 10 ом ставит, кто то 1 ом.

Насколько критична эта величина и какой номинал допустим?
Как это повлияет на звук?
В частности мне надо поставить 15ом для контроля тока лампы.
насколько это будет плохо по сравнению с 10 ом и 1 ом?

 

 

 

Posted
11 минут назад, kkol сказал:

Вопрос в следующем - насколько критичен номинал резистора в катоде лампы?

В данном случае 10...20 Ом - нормально.

  • Like (+1) 1
  • Stan Marsh changed the title to Смещение в ламповых усилителях
Posted
11 часов назад, kkol сказал:

 

Насколько критична эта величина и какой номинал допустим?
Как это повлияет на звук?

 

 

 

Я посоветовал бы послушать с резистором и без него. Может так случится, что без резика вам понравится больше ).

  • Like (+1) 1
Posted

Ну, поскольку он нужен исключительно для измерения тока покоя, то можно обойтись и без него. Ток можно контролировать по падению напряжения на активном сопротивлении обмотки ТВЗ.

  • Like (+1) 2
  • Thanks (+1) 1
Posted
44 минуты назад, kkol сказал:

Кто то 10 ом ставит, кто то 1 ом.

Кто-то вообще не ставит, сажая катод на землю. Включите , например, качественную запись апплодисментов или раскатов грома и внимательно послушайте с измерителным резистором и без, внимательно оценив продолжительность послезвучий. Можно временно использовать перемычку, чтобы сэмитировать вариант "без" . Велика вероятность, что разницу и не уловите, т.к. это зависит от качества всего тракта, тогда и решите, нужно оно, или нет. Если, всё же, решите, что резистор нужен, хотя бы, для удобства контроля тока выходных ламп, то можно придерживаться правила; чем более низкоомная лампа на выходе, тем измерительный резистор лучше брать меньше, т.е. минимизировать влияние местной ООС.   

  • Like (+1) 1
Posted
40 минут назад, Stan Marsh сказал:

Ну, поскольку он нужен исключительно для измерения тока покоя, то можно обойтись и без него. Ток можно контролировать по падению напряжения на активном сопротивлении обмотки ТВЗ.

Слышал мнение , что резистор  в катоде желательно ставить с некоторой индуктивностью , типа проволочные , которые ограничивают возсожный возбуд .   МЛТ 1 ом или с5-16мв - 1 ом .  

Выбор профессионала?

Posted

Спасибо коллеги, все понятно.

Ставлю 15ом.

У меня стоит конкретная задача (хотелка) - измерять ток ламы....

Могу предположить что в конечном варианте, катодные резисторы будут шунтироваться реле.

Подобную схематику я видел на Dynaco 50х годов.

Только там простая перемычка была вместо реле и фиксировалась винтом после настройки.

 

Касательно резистора в катоде в схеме с фиксированным смещением есть небольшой опыт.

Лет 12 назад делал двухтакт на 6Р3С-1. В катоде не помню какой резистор стоял, что то вроде 50 ом. Делал специально, что бы избежать саморазогрева лампы. В первой сетке резисторы стояли в районе 120ком.

8 лет работало как часы. Ток стоял как вкопанный. Звук радовал жЫрными и сочными басами без бубнежа. Пока однажды не услышал в колонке потрескивание "стекла"....

То было "всасывание" лампы самой в себя при светящемся аноде...:smile-60:

 

Posted

Некогда известная разведёнка Мэнли там использовала проволочные Vishay / Dale CW-5. Впрочем, не только там. Возможно, именно поэтому* её изделия так и играют.

IMG_20230514_231934386_HDR.jpg

 

_____________

*Но вряд ли.

Posted
26 минут назад, kkol сказал:

У меня стоит конкретная задача (хотелка) - измерять ток ламы....

Для хотелки... Резистор в 1 ом типа С5-16МВ никак не помешает и на звук не повлияет. Кроме того при фиксированном смещении позволит вам в оперативном порядке контролировать ток лампы при настройке.

P.S. про 6Р3С лампа совершенно устойчивая и не способная к саморазогреву! Все случаи саморазогрева от слепого копирования кривых схем, начиная от схемы Прибоя и их вариаций, или от рукожопости!

Существовало с десяток КИНАПовских и не только УНЧ на 6Р3С где они десятилетиями работали и работают.

 

Posted
47 минут назад, kkol сказал:

Спасибо коллеги, все понятно.

Ставлю 15ом.

У меня стоит конкретная задача (хотелка) - измерять ток ламы....

Могу предположить что в конечном варианте, катодные резисторы будут шунтироваться реле.

Подобную схематику я видел на Dynaco 50х годов.

Только там простая перемычка была вместо реле и фиксировалась винтом после настройки.

 

Касательно резистора в катоде в схеме с фиксированным смещением есть небольшой опыт.

Лет 12 назад делал двухтакт на 6Р3С-1. В катоде не помню какой резистор стоял, что то вроде 50 ом. Делал специально, что бы избежать саморазогрева лампы. В первой сетке резисторы стояли в районе 120ком.

8 лет работало как часы. Ток стоял как вкопанный. Звук радовал жЫрными и сочными басами без бубнежа. Пока однажды не услышал в колонке потрескивание "стекла"....

То было "всасывание" лампы самой в себя при светящемся аноде...:smile-60:

 

Ещё Василич писал, что гридлик 120к при фиксе для 6р3с-1 есть грубый косяк.    Поэтому смерть этих ламп у Прибоев носит системный характер.    Хотя бы 50к что мешало  при 1 мкф переходном ? Чудны дела были соваудиопрома. 

Posted
21 hours ago, Михаил SM said:

Ещё Василич писал.......  Чудны дела были соваудиопрома......

Откровение. Прям глаза открыли.

Мессия и его пророк....:smile-36:

  • Hmm... (-1) 1
Posted

Уважаемые форумчане! В книге М.В.Торопкина "Ламповый hi-fi усилитель своими руками", автор настойчиво  рекомендует не применять б/у лампы в выходных каскадах с фиксированным смещением.

Вопрос:  1. Почему ?

2. Каков критерий  определения б/у, (может быть совсем убитая лампа,а может с наработкой 100-200 часов ,но тоже б/у.

Posted

Все нужно проверять и отсеивать. Могут быть б/у 80_ти летней давности в добром здравии и дохлые/визжащие из упаковки.

  • Like (+1) 4
Posted

Значит принципиальных запретов в применении б/у ламп с "фикс. смещ", как я понял, нет.

Posted

Последнее нужно учитывать вне зависимости от наработки. У меня лампочки есть, для которых нормировано 6 кОм :smile-33:

  • 2 weeks later...
Posted

Как было принято писать в журналах в прошлом веке. В общем-то надо получить около +3В смещения в катоде для задания той самой рабочей точки.
Можно засунуть батарейку литиевую 3,2В одну или железно-литиевую 1,55В две, в затвор. Можно поставить резистор 100 Ом и потерять половину усиления (не совсем).
Можно зашунтировать тот самый резистор автосмещения конденсатором в пару тысяч микрофарад. Можно вставить два диода (свето) красных или один синий - бред.
Можно сделать источник затворного сеточного в те самые 3В, только со знаком минус.
Предлагается (явно было ранее у других) поставить последовательный стабилизатор на 3В в током нагрузки превосходящим ток катода или шунтовой стабилизатор на 431 на те же самые 3В. Шунтировать оные конденсатором, в общем-то небольшим, тоже вопрос. Интерсует опыт или соображения о "задании рабочей точки в малосигнальном каскаде, в данном случае драйвера". См. аттач.
216.thumb.png.e1c84ac6882e123491f30f3b353690d0.png215.thumb.png.d835a8222c330030e92a37b260592988.png

  • Like (+1) 1

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • OFF. Я в очередной раз балдею от снимков! Это что, динамическая фокусировка? Ну или многослойная - я не знаю как такой прием называется, в электронной микроскопии используется чуть ли не с самого начала.
    • Вот не поспоришь с  г-ном  Норманном, не в бровь, а в глаз сказано. На протяжении всей своей сознательной, а порой и бессознательной (когда не трезв), жизни, читаю и перечитываю Достоевского и Эдгара Аллана По. Если говорить о последнем, то исследование им пограничных состояний человеческой психики, облачённых в литературную форму, выше всевозможных похвал, я бы сказал, на уровне Фрейда. Давайте вспомним, "Бес противоречия", когда человек стоит на краю пропасти и не может понять упасть в неё или нет. Пересказывать не буду-нужно читать. Мои любимые творения По-"Падение дома Ашеров" и "Вильям Вильсон", тема раздвоения личности, морального падения души и бренности всего окружающего, предстают в этих работах. Эти произведения в чём-то созвучны с главами из "Братьев Карамазовых" Фёдора Михайловича, в частности ночной диалог Ивана Карамазова с чёртом, ещё на ум, созвучно, приходит Адриан Леверкюн из "Доктора Фаустаса" Томаса Манна. Но Эдгар По-неподражаем. "Рукопись, найденная в бутылке"-наверное не один десяток раз, я перечитывал это произведение, мне снились сны в юношеские годы, с какими-то странными безмолвными существами, похожими на людей, но почему-то без глаз, по примерной аналогии с этим рассказом.
    • Пьезо выдает под 1в, хочу записать на мехлабор 300ый, как понимаю напрямую это короткое замыкание будет? На входе УЗ трансформатор у стм как понимаю стоит? что надо сделать, какое переходное устройство для записи? В инструкции написанно входное споротивление больше или равно 5 кОм ( вход наверно УЗ?). Вход симметричен - (симетричный трансформатор)  Благодарен за помощь
    • Еще один призрак ушедшей эпохи--опытный образец рамочной сеточной лучевой лампы типа Н-41, который послужил прототипом той самой сеточной электроннолучевой лампы 6Л2Г, о которой я тоже позже расскажу. Изготовлен на Новосибирском опытном заводе при НИИ Восток в 70м году. По сути, это сдвоенная предшественница лампы 6Л2Г--внутри установлена линейная щелевая триодная система-Накал, катод, управляющая сетка-модулятор и лучеобразующий фокусирующий электрод, дальше установлен так называемый дефлектор(Отклоняющий электрод проще говоря) с отрицательным потенциалом по отношению к анодам, и с двух сторон по бокам установлены сетки  аноды--грубо говоря, электронный пучек разделяется на две части посредством отклонения центральным дефлекторов одновременно налево и направо направляясь к анодам.
    • Костя, я ещё древней, с 1968го.  На кенотронах и с пентодом в раскачке мне понравилось делать на 2А3. Там один кенотрон на оба канала тянет: https://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/moi_stati/usilitel_na_2a3_s_pentodnym_drajverom/1-1-0-11  
    • Дима, мы с тобой примерно одного года (74). Тоже усох от прямонакалов "по работе". Даешь 807!
    • Ну я не могу сказать что ярый противник кенотронов, как и не являюсь прям категоричным защитником ультрафастов. В той схеме срослось всё очень даже. Если бы делал сейчас, то наверное были бы и кенотроны и конструкция в виде моноблоков, так сказать для полноты однотактной концепции. Но мне сейчас не интересны прямонакалы и не интересны грандиозные концепции. Интересней с какими-нибудь непопулярными компонентами возиться... от которых кладовка ломится, а выкинуть жалко.  
    • Клейберит в банке  и пока на кошках потренируйтесь
    • Ну... Сударь... Все-таки 300б... Она требует максимума! Но очень согласен с драйверным каскадом. Это бронхи выходной лампы. Эталонное решение. 
    • Честно? Места не было... Этож два кенотрона надо(по одному на канал), обмотки для двухполупериодного выпрямления, накал...  Поэтому на быстрых диодах проще. конструкция закрытая, у меня тогда младший Пашка только родился... Там и выходной трансформатор на минималках так то. 
    • Нужно наверное указывать входное/выходное напряжение. Для справки.  « увеличилось в 1,5 раза..» и ищи сколько было и от какого источника. Непорядок. :)
    • Замечательно Сергей Юрич! С компа по блюпупу на панельку с ТРА3118  и на обратный TQWP на Markaudio. И отличный бонус в конце! Благодарю! Пысы. Панелька с выхлопом на Сабре с TLC277
    • Дмитрий, привет негласной столице Руси! Зная твою педантичность - почему не кенотрон? 
    • Читаю на разных форумах как его клеить.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      106.3k
×
×
  • Create New...