Jump to content

Recommended Posts

Posted

Две новые схемы в одном аудиоусилителе обеспечивают широкий частотный диапазон с минимальными искажениями.

 

Создание усилителя, описываемого в этой статье, было начато чуть более двух лет назад, когда я стал страстным любителем звука. Во время недавней войны я был практически связан с радарами и так познакомился с катодным повторителем, который широко использовался в радарах в качестве недорогого средства для согласования высокого и низкого импеданса в каскадах усилителей напряжения. В то время мне казалось, что катодный повторитель может идеально подойти для выходных каскадов звука, где проблема получения хорошего согласования импеданса обычно сложна и обычно дорога. Помня об этом, я начал экспериментировать со всеми типами аудиоусилителей в поисках схемы, которая обеспечивала бы высокую производительность при минимуме деталей. Как я обнаружил, в предыдущих выпусках RADIO & TELEVISION NEWS оба усилителя с катодным повторителем и усилитель с прямой связью описывались как отдельные схемы. Мне не удалось найти ни одной статьи, описывающей аудиоусилитель как с прямой связью между каскадами, так и с выходом катодного повторителя. Итак, взяв в качестве исходного материала старые выпуски журнала «РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ НОВОСТИ», я приступил к сборке этого усилителя.

Как видно на принципиальной схеме, схема предельно проста.

УПС.jpg

  • Like (+1) 1
  • Thanks (+1) 1
Posted

 

Есть две особенности, которые обеспечивают этому усилителю превосходные характеристики. Один из них — прямая связь между пластиной 6SJ7 и сеткой 6V6. Другой — выход катодного повторителя 6V6.

Помимо своей простоты, прямая связь устраняет нежелательные характеристики, присущие обычной резистивно-емкостной связи, такие как короткое замыкание слабых сигналов и блокировка сетки сильных сигналов.

Выход катодного повторителя, помимо своей простоты, обеспечивает улучшенную характеристику высоких и низких частот, демпфирование всех пиков как в выходном трансформаторе, так и в динамике, меньшие искажения и 100-процентную дегенеративную обратную связь.

Для определения номиналов цепей на схеме бесплатно использовались инструкции по эксплуатации ламп и законы Кирхгофа и Ома. Начиная с традиционного выходного каскада, в руководствах к лампам указано, что для однокаскадного выхода, скорее всего, выходными лампами будут 6L6, 6V6, 6F6 или 6K6. Модель 6V6 была выбрана из-за ее доступности и относительно низкого процента гармонических искажений. 6SJ7 был выбран главным образом из-за его высокого усиления и низкого процента искажений.

Чтобы снизить требования к питанию, я выбрал силовой трансформатор на 350 В с центральным отводом и током 120 мА (требуется только 53 мА), который легко доступен по умеренной цене. Учитывая падение напряжения 15 В на дросселе фильтра и падение 250 В от пластины до катода 6V6, на катоде 6V6 можно получить 85 В. Поскольку в схеме с прямой связью смещение сетки, в данном случае 12,5 В, получается за счет разности напряжений между катодом и сеткой, то на сетке 6V6 (и на обкладке 6SJ7) требуется примерно 73 Вольта, поскольку эти два трубчатых элемента соединены непосредственно друг с другом). При 73 В на пластине и 55 В на экране 6SJ7 можно получить усиление напряжения 115 при искажениях всего лишь 0,8 процента. Это означает, что сигнал 0,1 В на сетке 6SJ7 обеспечит сигнал 11,5 В на сетке 6V6, что считается достаточным.

 

В соответствии с законом Кирхгофа на схеме указано распределение напряжения и тока по цепи. Обратите внимание, что на сопротивлении постоянного тока первичной обмотки выходного трансформатора наблюдается падение напряжения 12,5 В, которое, по измерениям, составляет примерно 250 Ом. Выход катодного повторителя получается просто путем подключения трансформатора к катоду 6V6 и соединения пластины и экрана 6V6 вместе с источником питания «B plus», как показано.

Выходная мощность усилителя составляет примерно 4,5 Вт. Хотя эта цифра может показаться низкой тем, кто привык иметь дело с усилителями мощностью 20 и более Вт, для домашнего использования при использовании эффективной акустической системы ее вполне достаточно.

Испытания, проведенные различными организациями, показали, что для прослушивания в обычной домашней гостиной обычно используется мощность менее одного ватта. Единственная причина обеспечить большую мощность — это учесть пиковые пассажи, которые встречаются в некоторых классических композициях.

Входная чувствительность такова, что даже высококачественные кристаллические звукосниматели с низким выходом обеспечат достаточный драйв.

Не было предусмотрено использование звукоснимателей с переменным сопротивлением, хотя нет причин, по которым такие устройства нельзя было бы использовать, если бы был добавлен каскад предварительного усилителя. В различных выпусках этого журнала было описано множество удовлетворительных предусилителей.

Если для магнитных датчиков используется предусилитель, следует проявлять особую осторожность при экранировании и размещении деталей, чтобы избежать возникновения фонового шума. Тщательный выбор лампы, используемой в предусилителе, существенно поможет снизить шум.

 

В блоке питания имеется достаточный запас мощности, чтобы без проблем обеспечить работу практически любого типа предусилителя.

Никаких средств регулировки тембра не предусмотрено, хотя их можно было бы добавить без особых затруднений. Существует много споров относительно лучшего типа регулятора тембра, и считалось, что их можно будет добавить позже, когда наиболее удовлетворительный тип будет определен экспериментальным путем.

Очень важно, чтобы первичная обмотка выходного трансформатора Т1 имела сопротивление примерно 250 Ом, поскольку сопротивление этой обмотки определяет смещение сетки для 6V6. Достаточно будет проверить различные типы трансформаторов на прилавках магазинов с помощью омметра. Первичное сопротивление этого трансформатора должно составлять от 5000 до 6000 Ом, причем большее значение дает немного меньшие искажения.

Обмотку звуковой катушки следует выбирать в соответствии с используемым динамиком. Большинство лучших динамиков имеют импеданс около 8 Ом, и по этой причине его значение указано.

Не обязательно, чтобы этот трансформатор был герметичного типа, но он должен быть хорошего качества, чтобы можно было реализовать все преимущества усилителя. Плохие трансформаторы обычно имеют дефекты АЧХ на верхних и нижних частотах.

Блок питания, будучи традиционным, не нуждается в пояснениях.

 

 

Как видно на фотографиях, конструкция усилителя проста и понятна, повсюду используется двухточечная проводка. Все используемые детали хорошего качества, все дроссели и трансформаторы экранированы и/или герметично закрыты. Общая стоимость чуть меньше десяти долларов. При соблюдении обычных мер предосторожности, скручивании проводов накаливания и т. д. гул не слышен при полном усилении.

При использовании с качественным тюнером или проигрывателем пластинок и громкоговорителем с расширенным диапазоном частот, характеристики этого усилителя превосходны для прослушивания в обычной гостиной. Автор использовал Pilotuner для FM-программ, двухскоростной проигрыватель Webster для воспроизведения обычных пластинок со скоростью 78 об/мин и Columbia со скоростью 33-1/3 об/мин, проигрыватель RCA для новых пластинок со скоростью 45 об/мин и воспроизводитель фазоинвертора Jensen .

Не имея лабораторного испытательного оборудования, автор не смог провести на этом усилителе обычные испытания на гармонические и интермодуляционные искажения. Однако, судя по обширным тестам прослушивания в гостиной с использованием самых разных записей, от версии RCA Victor Red Seal «Night on Bald Mountain» до исполнения Capital Stan Kenton «Peanut Vendor», этот усилитель оставляет желать лучшего.

Если вы никогда не слушали усилитель катод-повторитель с прямой связью, то вам будет приятно с нетерпением ждать его создания.

.УПС1.jpg

 

Это был машинный перевод. Оригинал тут: A Direct-Coupled Amplifier with Cathode Follower by Raymond H. Bates (diyaudioprojects.com)

  • Thanks (+1) 1
Posted

Строил подобный в качестве эксперимента, но правдв без непосредственной связи. В остальном идея аналогичная, как и набор ламп: 6SJ7 + 6V6 с катодным поворителем.

Posted

Обычный КП не очень хорош для таких целей. КП Уайта можно попробовать, он сильно лучше, но имеет свои проблемы тоже

Posted
41 минуту назад, Normann сказал:

Строил подобный в качестве эксперимента

Я тоже, давно. Думаю, вернуться к этой схеме. 

Posted
6 hours ago, Сергей А said:

А почему точка соединения R5R6 не заземлена через емкость ? 

Обратная связь? Причем по приведенному току нагрузки. Там еще и вольтодобавка есть.

Posted

Там типа ультралинейного включения для первого пентода организовано. Напряжение  ~ в этой точке повторяет анод , а потом делится низкоомным резистором на вторую сетку. 
Но где-то же мелькало тоже типа ультралинейного , но включение было в анодный резистор , здесь это R4. 
Если так попробовать , то можно емкость поставить будет а лишнее убрать. 
Иначе там четверть выходного теряется .

Posted
2 часа назад, Rezvoy сказал:

От силы 2Вт 

Ой, сомнительно..... 

Вопрос был именно ПРАКТИКАМ, повторившим эту схему. 

Офф (Офф?). Мы однажды с Женей Комиссаровым делали повторитель на ЕL51 именно в пентоде. Отличием от предоставленной схемы было дополнительное питание между сеткой2 и катодом. С хорошей банкой полипропилена (500мкф).

Posted
29 минут назад, ВКН сказал:

 

Вопрос был именно ПРАКТИКАМ, повторившим эту схему. 

Думаю, придётся повторить и померить. Хотя, можно просимулировать. Один к одному я подобное не собирал, но в триодном включении ватта полтора, не более. 

  • Like (+1) 1
Posted

Буквально надысь починял РР КП на 6п45с в триоде, в классе А практически.  OTL, но с дросселем в катодной цепи. Проверил, что ЕСЛИ БЫ его бы переделать на цирклотрон в пентоде - работало бы лучше. Мощность пристально не измерял, навскидку ватт 20 получалось точно. 

Posted

Станиславу. Именно. Потенциал второй сетки относительно катода всегда равен потенциалу анода относительно катода. Это действительно триодное включение. Ни о каких 4,5 ваттах речи быть не может. Чтобы их получить на нагрузке 5к (рекомендуемая в переводе) понадобиться сигнал 210в амплитуды. Явно их невозможно получить от такого предусилителя. 

  • Like (+1) 1
  • Cool (+1) 1
Posted
13 часов назад, Stan Marsh сказал:

При 73 В на пластине и 55 В на экране 6SJ7 можно получить усиление напряжения 115 при искажениях всего лишь 0,8 процента. Это означает, что сигнал 0,1 В на сетке 6SJ7 обеспечит сигнал 11,5 В на сетке 6V6, что считается достаточным.

Там несколько не равны потенциалы. ( из текста первода)

11.5 это постоянное превышение смещения для КП от сигнала. 

85 катод 6V6-73 сетка=12В. 
3 Вт-1/4=2.25 Вт в лучшем случае. 

Posted

Если задумывать подобную топологию, почему не сделать двухполярный БП и тем самым не дать входной лампе нормального анодного?

  • Like (+1) 2
Posted

Или поставить стабилитрон с тем же эффектом.
Смотрел из любопытства на измерения шума таковых, в стекле, 55-х, BZV, которые 12В, в звуковой полосе. 0,23 мкВ при миллиамперных токах.
Шумовые диоды работают на колене/перегибе при десятках-сотнях микроампер. Хорошо сделанные стабилитроны заставить шуметь народу не удалось.

  • Like (+1) 1
Posted
18 часов назад, Stan Marsh сказал:

....бесплатно использовались инструкции по эксплуатации ламп и законы Кирхгофа и Ома.

Особенно понравилась фраза про бесплатное использование законов Кирхгофа и Ома. Понимаю, что это штука относится к переводу, но все равно улыбнуло.

Чет у меня с мощностью затык: На аноде 6ж8 -  73 В, минус 2 В смещения и минус остаточное напряжение 15-17 В.  Итого максимальная неискаженная имплитуда на сетке 6v6 - 53 В. 6000 - приведенное транса.  53*53/6000= 0,47 Вт. Это без учета кпд транса и коэффициента передачи КП.

 

  • Thanks (+1) 1
Posted
29 минут назад, Денис ДС сказал:

Итого максимальная неискаженная имплитуда на сетке 6v6 - 53 В. 6000 - приведенное транса.  53*53/6000= 0,47 Вт. Это без учета кпд транса и коэффициента передачи КП.

 

Денис, оперируя амплитудным значением сигнала надо еще дополнительно половинить результат. И насколько она неискаженная - промолчу. 

  • Like (+1) 1
Posted
30 минут назад, ВКН сказал:

Денис, оперируя амплитудным значением сигнала надо еще дополнительно половинить результат. И насколько она неискаженная - промолчу. 

Костя, на синусе само собой, на прямоугольнике амплитуда равна действующему, на шумовом сигнале тоже. Я на это очень надеюсь. ))) 

Выше высказали "крамольную мысль", что входной каскад - УЛ. Остаточное напряжение в УЛ несколько выше и составить около 30-35 В. И, если, входной каскад действительно сочтет себя УЛ, то проблема сугубиться с "другого конца".

В пентодном варианте в диапазоне 53 В (106 в размаха)  искажений будет немного, в пределах 1-2%. Сетку выходной лампы прокачивать не требуется, входная емкость у КП маленькая. 

В любом случае это не очень изящное решение, но работать будет.

Posted

В любом случае, для получение более-менее приличной мощности потребуется немалый сигнал от драйвера. 

Прикинул 6ф3п триодом. Да, он способен отдать 2 ватта на нагрузке 5к. Но это 140в амплитуды! При этом надо добавить еще 20в (смещение - 20в, при +280в анодного). Итого предкаскад должен выдать почти 160в. Триодик там шикарный, но и ему потребуется анодное питание не менее +400в. И это все в каскадах с емкостной связью! Если морочиться с непосредственной, то эти 2ватта могут стать "нерентабельны". Хотя.... 

Posted

   Я что-то потерял нить... Если обмотка трансформатора в катоде, то Ктр. нужен небольшой, в этом смысл его (трансформатор) туда ставить. То есть, в случае, к примеру, с 6П6С в триоде, сопротивление приведённое достаточно в пределах 1000 Ом, а значит Ктр. будет порядка десяти для нагрузки 8Ом. Если мы хотим получить, к примеру, 8 вольт амплитуды, то требуется 80 вольт на сетке повторителя (не считая всяческих падений). А реально для 2-3 ватт вполне хватит и 60 вольт амплитуды на сетке. Это достаточно просто извлечь из многих драйверных ламп, если так хочется сделать именно такую схемку. 

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Who's Online (See full list)

  • Клубы

  • Сообщения

    • Не угадали, первые два питаются от одного источника ДППВ, а выходная от моста на тех же демпферах. 
    • Здесь, в первой версии 1948 года, действительно стоят обычные бумагомаслянные конденсаторы, а вот в следующей уже стоят электролиты, круглая здоровая банка с тремя выводами, 4мкф + 8мкф, в другой, следующей, стоит эта же банка, но уже применены другие лампы, EF86, ECC81 и EL84. Они, электролиты эти, оказались долговекими, до наших дней дожили, до 2011 года по крайней мере. Схема, картинки есть. Да, Евгений, лучше закончить конденсаторную тему, во избежание... пурги достаточно было уже. Я видел эту схему, но это, мне кажется, совсем другая история, для другой, отдельной темы. Один в один, конечно, не сделать, но можно попробовать сделать подобие, нужны подобные оригиналу компоненты, бумагомаслянные переходные конденсаторы, карбоновые резисторы, английские лампы и т.д. и т.п. родные трансы даже.
    • Михаил SM  Вы все же плохой человек  Я достал с полки старенький  perpetum ebner, с каменным выпрямителем , включил Джо Дасена , открыл бутылку хорошего коньяка , и приготовился к продолжению нашего плодотворного диалога ... А Вы бессовестным образом пропали , слились  Ну право нехорошо таким быть .  
    • https://aliexpress.ru/item/1005008970808965.html?sku_id=12000047412831061&spm=a2g2w.productlist.search_results.2.7e4220a2U3oq8F под 400 евро, нет ни отзывов на самом алике, ни видео не нашел пока...может кто трогал это чудо и знает что это и толковое ли? Благодарю   
    • Спасибо огромное! Есть несколько таких микрофонов - попробую поэкспериментировать.
    • Тут вот как раз просится фотовольтаика, автосмещение без батарейки с катодом в земле :)
    • Вы правы, на каждый каскад предварительный и драйвер свой кен, а не в параллель, как я думал, про выходной на ГМ-ке и так понятно что на камне.
    • Какую модель микроскопа приобрели?
    • Собственно говоря мой самый первый ламповый микрофон и был переделкой MV102 в ламповый микрофон. Я взял только базу под капсюль и сам капсюль. корпус от щетки-сметки для снега, разъём из магазина. Шасси напечатал на 3Д принтере. Микрофонный трансформатор использовал от микрофона МКЭ-9.  Потом базу под капсюль поменял на базу от шумомера, а корпус MV102 восстановил и в нём уже транзисторный вариант спаял. Только тут схемы нужно использовать с разделительным конденсатором между капсюлем и лампой - иначе лампа сгорит. При перегрузе мембрана может замкнуть на сигнальный электрод и 100 вольт напряжения поляризации придёт на сигнальную сетку лампы и ей будет очень плохо и скорее всего она сгорит.    
    • Я также ремонтировал микрофон и использовал такой капсюль для ремонта статья https://dzen.ru/a/ZEsoNOccjTskHhW8   У него от неграмотного хранения был испорчен капсюль   И я переделал схему под другой капсюль М101- почти аналог как у MV102, только с другой резьбой. В статье по ссылке есть тестовый аудиоролик можно послушать результат.
    • Они , если капсюль целый очень ДАЖЕ представляют БОЛЬШОЙ интерес. У меня есть несколько статей по переделке данных микрофонов и выложено куча тестовых роликов с ними. https://dzen.ru/a/Yu9K6iCu2w43KHPl https://dzen.ru/a/ZbMvNd8bhjhla355  
    • Здесь обычные конденсаторы стоят. Они будут долго работать при соответствующем качестве  А вот электролиты если сюда поставить, то сдохнут быстрее. Можно продлить их жизнь шунтированием обычными..  На этом и закончим про конденсаторы Кстати, если и повторять сей проект, то лучше действительно по схеме что предложил ВКН на третьей странице. Там моточные межкаскадного простые, и схема интереснее чем в оригинале. Мне нравятся схемы где из деталей только трансы и лампы. Я их называю лаконичные Один в один всё равно не сделаем, да и зачем, а вот внести свою изюминку в схему и оставить неизменный внешний вид, вот это будет тема.. Каждому поколению своё так сказать Заглянул на Озон, там пара таких корпусов для этого проекта, стоит около 10тр, правда их уже раскупили, но думаю, при определённом спросе, люди сделают PS: Схему Константина прилагаю PPS: При использовании в предварительном каскаде 6Ф3П, можно обойтись без входного трансформатора. Но это как альтернатива 
    • Вы знаете, может вы неправильно посчитали индуктивность большой обмотки. При 800 витках там явно больше 6 Гн.  Но не сматывать же данный трансформатор. Спаяйте на нём микрофон на лампах 6ж1п или 6ж4п - что у вас есть. На 6ж4п спаять легче - не нужна катодная цепь смещения. Как я писал выше - для вокальных микрофонов часто вводят даже обрезной фильтр на 100 Гц. Поэтому если у вас будет полоса от 100 Гц или даже от 150 Гц ничего супер критичного не будет, всё заработает.  У меня был проект начального микрофона на супер низком бюджете - "на попробовать". Кстати статья набрала самое большое количество просмотров на Дзене среди статей про микрофоны. Очень популярная статья..... Народ любит супербюджетные проекты. https://dzen.ru/a/YtTGMRXWelIvb7yg Суть -используем электретный капсюль из микрофона МКЭ-3 - очень раньше был распространённый капсюль, стоит копейки - новый 100 рублей в магазине. Но ставился во многие магнитофоны и у многих валяется среди запчастей.   его разбираем и достаем сам капсюль, а усиливающую микросхему с сопротивлением убираем   Если ещё не стёк заряд поляризации с мембраны, то можно даже не ставить цепь для подачи поляризационного напряжения на капсюль. Микрофонный предусилитель собрать можно по любой схеме - на лампах 6ж1п, 6ж4п, 6ж32п, 6ж49п, 6ж1б, 6н16б, 6н28б, 6ж32б........Можно и на других, но на других я с этим капсюлем  не пробовал. Нужен сеточный резистор от 40 Мегаом, но лучше 1 гигаом. На 40мегаомах будет много шумов в сигнале.   В статье собрано по без трансформаторной схеме - а вы можете собрать по схеме с трансформатором. Но это стартовая тема на попробовать - пойдёт /не пойдёт. Интересно-не интересно. По ссылкам из статьи може послушать как звучит такой микрофон... По мне так вполне не плохо за такой бюджет и уж точно лучше современных китайских дешманских микрофонов а-ля "ВМ-800".
    • Картинки (весёлые) добыл из Хантек-а (для тех, кто знает толк): Спецом сделал на 4 кГц, как наиболее информативно... Не нравиться выброс на заднем фронте, он такой же и при питании от 12 Вольт и при меньшем входном сигнале ...  
    • Сегодня тестировал микроскоп и обнаружил одну из нитей оборванной на Decca SH4E (эллипс). Головка эта не основная, потому думаю насколько критично и не будет ли мешать? Откусить её не могу, к сожалению.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.6k
    • Total Posts
      102.2k
×
×
  • Create New...