Михаил SM Posted September 7, 2022 Posted September 7, 2022 Предлагаю некоторые свои практические аудионаблюдения , касаемо реальных ДАКов - авторских , которые делаются скромным ресурсом SMlab и неавторских - хаенд уровня , той же Аудионот , к примеру. Практический опыт по сути часто безценен , так как часто определяет целые вектора развития отдельных аудионаправлений и он обретает вес , когда черпается из опыта построения не одной аудиосистемы и не двух ; доступ до серьёзного уровня аудиоэгрегора ( касаемо цифири той же) - информационного совокупного опыта и знания в конкретной сфере , может помочь кому определиться или переосмыслить некоторые ""догматы"" цифропостроения. Идеология построения даков (и не только ) от лабы SMlab , имеющей свой практический капитал ещё с далеких 97 года -времена Софителя и молодых наших возрастов ... , но тогда упор делался на ламповое усиление . Ныне , имея в наличии аудиосистему - условно (конечно) для меня референсную в контексте тестов на музыкальное , тембральное разрешение , что вожделенно для любого адепта цифрового звука и его приближения к стандарту винила и ленты, можно тестировать любой дак или СД-транспорт на предмет совокупного баланса - живых тембров и общего разрешения , где выявление музыкального разрешения - альфв и омега любой моей цифровой ""аудиосуеты"" . В краткой сути , идеология выглядит (пока кратко) так : 1. Мультибитная основа на проверенных времененем цапах уровня AD1865N -K , ВВрсм63 , 56, 58. На данный момент есть проверенный поставщик отличных плат с AD1865N , с проверенным приемником спдиф ( СS8412(14)-CS), стабах на германии - условно римейк платы Аудионот , который явно неровно дышит в сторону этого цапа . Отсутствие ЦФ . ЦФ (цифровой фильтр) - вытащит всё , но гармонизировать ДАК с ЦФ -уже ззадача часто малоразрешимая и поэтому та же Аудионот ратует за NOS -технологию. Как ни странно , народ своими ушами - в доминанте -тоже. 2.Преобразование ток в напряжение ( I/U): в моем случае - только низкоомный ( 15-22 ом ) высококач. резистор - проволочный или танталовый. ОУ неприемлемы - точно, круто, но слышно (в прозрачных трактах) , как ОУ наваливает , сорри, свою ""доктрину звучания -техничную , но заметно менее аналоговую, чем резистор . 3. Никаких после цапа согласующих трансформаторов. Без него - если только это не силвер от Аудионот за непомерные деньхи , звук быстр и гибок , изменчив , как тень кошки , и с ним (трансом т.е.) - звук тормозится , как кошка , которая чем -то объелась... После резистора I/U входим в переходный резистор (тоже очень качественный) - 1-3к , фильтр ФНЧ и далее в двухкаскадный ламповый буфер на триодах нужного уровня усиления и сигнатуры. 4. Ламповый буфер - это по значимости очень ценное место в даке с NOS ( без ЦФ) . Собственно , он один может выявить всё величие возможностей гравицапы или успешно похоронить... . Аудионот выявил , закатал ценник ...; звук живой , аналоговый , 10 лямов стоил в одном из салонов первопрестольной , но что мешает отчасти позаимствовать столь ценный западный опыт , типа.... . Не только позаимствовали , но и пошли дальше - в линеаризацию миксом не только дорогой комплектации , но и винтажной , особенно разводки , не брезгуя и силверами от той Аудионот . ""Дальше "" -это идеология больше Телефункен М5 (студ. магнитофон) и Клангфилм (ряд усилителей) - блок питания буфера на чисто бумагомаслянных и масло(даже) наполненных конденсаторах . Отказ или сведение к минимуму электролитов -в самом БП и катодах ламп самого буфера. Включаем вообоажение , имеем : ДАК с лучшим (одним из лучших) мультибитов в версии NOS , ламповый буфер с двумя каскадами и гальванической связью между ними , в катодах - номиналы Бошей , питание - чисто бумагомаслянное , хорошо отфильтрованное , кенотронное выпрямление , и ОППВ на высоком . Иначе не айс . Остальное нбансы : плата буфера из довоенной ели (фанеры) , корпус - из меди или того же дерева. Ставим на реф. систему на динамиках Телефункен довоенного времени , слушаем . Если имеем живой, аналоговый , без цифр. окраски (если СД-транспорт позволяет ) звук, то цеот достигнута - альтернатива винилу . Типа. Примеры ниже . На шасси Телефункен . Ниже - разные вариации - в одной идеологии . 4 Quote
Михаил SM Posted September 7, 2022 Author Posted September 7, 2022 В продолжении : ДАК иногда бывает двухблочным - и отдельный блок - это ламповый буфер Дака , его выходная часть с трансформаторным выходом . Сам чип - ВВрсм 63KY . Внутреннее построение -отражение идеологии : оптимальный баланс миксов новодельной элемент . базы (блек гейты, тантал , Дуэленд и прочее) и винтажно-раритетной- Драловид, Bosch , довоенные (в 2-х блочном ) лампы Телефункен : AF7 , EF14, AZ1. Первое фото - ""бюджетный"" дак , второй (двухблочный) , уже не бюджетный. 1 Quote
Михаил SM Posted September 18, 2022 Author Posted September 18, 2022 Звучание аудиосистемы с ДАК SMLab на AD1865N-K . АС - открытое оформление -10"" ШП Телефункен 39 г. на подмагничивании , усиление -EL156 в триоде . СД-транспорт -Аркам дельта170. 3 Quote
BAA Posted September 18, 2022 Posted September 18, 2022 Все конечно здорово, но напоминает советских времен анекдот - Видел я вашу SONY по телевизору - нисколько не лучше наших показывает. И да усилитель в компе для наушников скорее всего в классе Д... Занавес А так да, впечатляет и достаточно "красиво". Например микрухи в панельках без золоченых ножек и ответных частей это примерно тоже что сами знаете что. Хотя... Quote
Normann Posted October 3, 2022 Posted October 3, 2022 В 07.09.2022 в 19:32, Михаил SM сказал: фильтр ФНЧ Михаил, расскажите о своей методе его реализации? Quote
Михаил SM Posted October 4, 2022 Author Posted October 4, 2022 7 часов назад, Normann сказал: Михаил, расскажите о своей методе его реализации? Практически ФНЧ имеет вид RC цепи после выхода цапа , номиналом 1к-2,7к и конденсатором 4700...1500пф. С ним подавляется часть послецапового шума , синусоида сигнала на выходе выглядит куда симпатичнее . При необходимости вторую уже цепь RC можно поставить и после первого каскада лампового буфера и даже на выходе самого буфера. Quote
Normann Posted October 4, 2022 Posted October 4, 2022 6 часов назад, Михаил SM сказал: Практически ФНЧ имеет вид RC цепи после выхода цапа , номиналом 1к-2,7к и конденсатором 4700...1500пф. С ним подавляется часть послецапового шума , синусоида сигнала на выходе выглядит куда симпатичнее . При необходимости вторую уже цепь RC можно поставить и после первого каскада лампового буфера и даже на выходе самого буфера. RC цепочку ставите параллельно I/V резистору (в моём случае константановый на 10 Ом), насколько я понял? А воздушный дросселёк последовательно выходу ставить пробовали? У меня как-то не складывается любовь с RC на токовом выходе ДАКа. Заметная деградация звука. В итоге слушаю без ФНЧ, благо у меня однополосная АС. Подсознательно понимаю, что всё же его стоит использовать, но грамотно, с минимальными ухудшениями. Я об этом: 1 Quote
Михаил SM Posted October 4, 2022 Author Posted October 4, 2022 Если речь идет о включении дросселя с приемлемой звуковой сигнатурой непосредственно после токового выхода цапа и потом только резистор I/U , то так не пробовал . Тут получается , что дроссель уже вместе с резистором будут участвовать в процессе преобразования I/U ? и отсутствие конденсатора в таком ФНЧ имеет , думаю, свои бонусы. Резистор I/U в случае ВВ рсм63 или AD1865N, ставлю немагнитные танталовые Аудионот ( 22 ом) , с ними , если последующий ламповый буфер имеет высокий уровень разрешения и гармонизации (низкий спектр искажений ламп) , получается та уникальная естественная аналоговость , которую уже многие не отличают от аналоговости винила или ленты. Если тракт ламповый , то ФНЧ не ставлю или делаю отключаемым , или после резистора I/U тоже дросселёк из какой-нибудь древней моножилы. Большое значение имеет и то, каким проводом соединяется выход цапа и сам ламповый буфер ; моё предпочтение - исключительно довоенные раритетные провода , чаще всего немецкий литц в случае AD1865N, чтобы нейтрализовать её некоторую тенденцию к красивости . Мне же просто красивость , как в аудиоконцепте Аудионот , не совсе приемлема , ближе нейтральная живая ( с микродинамикой) аналоговость . Резистор I/U из константана в отличии от немагнитного тантала звучит более напряженно , с нервом , типа , с ним получается иная, альтернативная (по мне) сигнатура подачи звука , которая в тендоре . На фото , дак на ВВ рсм 63 -кY, буфер с трансформаторным выходом с трансформаторами Аудионот 5 :1 . Применение раритетных ламп и комплектующих вкупе с высокой современной элем. базой , позволяют выходить на уровни реализации цифры , когда оно легко конкурирует даже с винилом среднего уровня ( к примеру картридж Шелтор -904 , емт -930 ). Конечно, в топе , винил кладёт всех , кроме ленты. 4 Quote
Normann Posted October 4, 2022 Posted October 4, 2022 Спасибо. Тема с подбором оптимального резистора ток/напряжение вообще отдельная и очень важная. Я АН тантал не пробовал, а использовал разные другие варианты, от старинного полнотельного угля до самодельных проволочных. Пока в итоге остановился именно на самодельных, намотанных винтажным константаном в шёлке по бамбуковой палочке Ф5мм. Константан конечно имеет свой голос, очень прозрачный звук на грани отстранённости, с хорошей передачей динамических контастов, немного прохладный и подсушенный. Зато отлично передаёт драматизм муз. произведений с сохранением тонкой нюансировки вплоть до самых низких уровней. Отлично годится для академической музыки, от камерной до симфонической. Если требуется иное, то уголь а-ля "собачьи кости" будет правильным выбором. Номинал я намотал минимальный - 10 Ом, учитывая общий коэфф. усиления последующего лампового буфера-усилителя. Опять же, чем меньше номинал, тем точнее передаётся тонкая музыкальная материя, академично и строго. Больший номинал даёт масштаб и размах в звучании, раскованность и некую расхлябанность. Это не удивительно, если проанализировать механизм работы связки токовый выход ЦАПа + пассивное I/U преобразование. С индуктивным фильтром поэкспериментирую, также как и с местом его расположения. С одной стороны неплохо бы его разместить ближе к выходу ЦАПа, чтобы не пускать шум в аналоговые цепи, с другой стороны на таких малых сигналах велик риск нахватать помех на этот дроссель, да и хочется исключить его из цепочки преобразования I/U, так как он имеет конечное активное сопротивление. Подумаю на досуге. 2 Quote
Михаил SM Posted October 4, 2022 Author Posted October 4, 2022 Спасибо за своё видение , практический опыт весьма ценен . Угольные резисторы ( кости не ставил) , но если бы были нужные номиналы, интересен был бы довоенный Драловид. Тем не менее , номинал 700 ом, 1 к ещё доступен и его имеет смысл - сигнатуры ради, ставить в ФНЧ непосредственно антизвоном в сетку входного каскада буфера (конденсатор на выбор - с ним или без) . Резистор I/U размещаю всегда только вблизи вх. упр. сетки вх. каскада , где к выходу цапа идут уже провода нужной длины , до 0,5м проблем нет , ни помех, ни фона , в силу низкоомности цепи , и никакой экранированности этих проводов . С низкоомным резистором ( 10...22 ом) актуально применение 2-х каскадного лампового буфера , с малошумящим пентодом (тира EF86 6Ж32П )на входе ( или EF12 , AF7) , с реально меньшей проблемой по Миллеру ( Свх. лампы) и выходом на мощный токовый выходной каскад с трансформаторной нагрузкой ( 5...10 :1 ) . В идеале -сваязь между каскадами буфера -гальваническая. Пример в реализации ниже -на EF12 ,EF14 / 2 Quote
Михаил SM Posted October 6, 2022 Author Posted October 6, 2022 В продолжение темы , один из последних созданных авторских даков SMlab на AD1865N- К . Сама цифровая часть от Charm Audio DAC 2.1. Её особенность - ОППВ выпрямление всех напряжений , германий в стабах , отсутствие ЦФ , приемник спдиф -CS8412-CS . Преобразование I/U - танталовые резисторы 2вт 22 ом . Отсутствие в цепи прохождения сигнала после цапа резисторов (т.н. антизвонов) , в конкретном дивайсе - без ФНЧ , только ВЧ-дроссель в сетке первого каскада лампового буфера , имеющего гальваническую связб между каскадами и во втором каскаде - шунтирование катодного резистора бумагомаслянным Bosch . Выходные конденсаторы - тоже Bosch -1mf/500v 61 года , в моём списке -лидеры музыкального и тембрального ясного разрешения и безупречной для этого клааса потерь D (в диэлектрике) , не более 0,008 ..0,01 на 100гц... 1 кгц. Реализация БП - довоенный силовой транс-ор Телефункен для лампового буфера и зеленый U.S.S.R. для цифры. Выпрямление ОППВ на AZ1 Tel. С- L -C- L - C . Первые два С , СМ-5 54 года , последний - 560мкф х400в НипонЧемикон шунтированный Бошем 4 мкф/500в , с него ( c "+" 560мкф) все каскады 6Н6П (всего 4) и берут нпряжение - едино и с одной точки, т.е. в цепи питания резисторов нет , только дроссели . Этим , вкупе с СМ-5 , обеспечивается самая высокая скорость и синхронизация , точность НЧ. Дросселя -Телефункен 39 года первички выходников с Д770 , 17 гн. В самом буфере - лампы 6Н6П 60 года с коробчатым анодом , все резисторы - бардовые Сименсы. В моей классификации , ДАК базовый , ближе к бюджетному уровню до 100т.р. , сама цифровая плата не кошмарилась , но и в оригинале она работает высококачественно. Кошмар состоит в замене базовых электролитов этой платы на Блек Гейты и Керафайн , установка бумагомасл. шунтов и танталовых резисторов , германиевых диодов в ОППВ выпрямление . Но эти версии ближе к топ . Разводка - многожила и моножила Клангфилм , Сименс , Телефункен литц. Коту явно звук нравится , и это хороший критерий. 2 Quote
Guest Posted December 10, 2022 Posted December 10, 2022 Если б ты Миша , на русском говорил - цап, я б поговорил тут. А ломаный английский у радиолюбителей мне не нравится, как и названия доморощеных фирмочек на воронежском диалекте языка Шекспира. Quote
Кружка Posted December 10, 2022 Posted December 10, 2022 В 06.10.2022 в 14:37, Михаил SM сказал: В продолжение темы Посылочный ящик под данный набор деталей можно было изготовить по объёму в 2 раза меньше, но видимо внушаемость пострадала бы..... Про очередной "зелёный" вообще без комментариев. 1 Quote
Денис Posted May 12, 2023 Posted May 12, 2023 В 11.12.2022 в 01:19, Кружка сказал: Посылочный ящик под данный набор деталей можно было изготовить по объёму в 2 раза меньше, но видимо внушаемость пострадала бы..... Про очередной "зелёный" вообще без комментариев. Налетели завистливые петухи у которых вкус резины(конденсаторной и изоляционной на зубах) Quote
BAA Posted May 12, 2023 Posted May 12, 2023 On 10/6/2022 at 6:37 PM, Михаил SM said: зеленый U.S.S.R. Это, простите, HiEnd? Aвторский? С дырой над кенотроном? 1 1 Quote
sova Posted May 12, 2023 Posted May 12, 2023 1 час назад, BAA сказал: Это, простите, HiEnd? Aвторский? С дырой над кенотроном? Авторский уж точно. Дыра для вентиляции видимо, ничего плохого в этом, нет. 1 Quote
Xрюн222 Posted May 12, 2023 Posted May 12, 2023 Квалификация инженера заключается, в том числе, и в умении/знании чем и насколько можно пренебречь. Quote
BAA Posted May 12, 2023 Posted May 12, 2023 3 hours ago, sova said: ничего плохого в этом, нет. Боюсь, что просто не вошел, потому как кажется, торчит. А так да, красиво. Quote
Михаил SM Posted May 12, 2023 Author Posted May 12, 2023 4 часа назад, BAA сказал: Это, простите, HiEnd? Aвторский? С дырой над кенотроном? Для особого продвинутых , типа Вас , красим все трансы в чёрный цвет . Для ультрапродвинутых , одевается колпак и тоже в чёрный..... Quote
Михаил SM Posted May 12, 2023 Author Posted May 12, 2023 3 часа назад, sova сказал: Авторский уж точно. Дыра для вентиляции видимо, ничего плохого в этом, нет. Да , для вентиляции , в зависимости от температуры внутри , важно , чтобы были отверстия и в поддоне . Тогда работает в концепте вытяжки . Стекло сверху удобно и практично - нравится женам , котам , не пачкается (всегда можно отмыть) , эстетично (имхо) , особенно если стекло тонированное . Конструктив самого корпуса - из деревянного или фанерного , шпонированного массива , в топе - из старинного дерева , особенно поддон , который снизу экранируется ( схема , понимаем ) металлическим экраном . Но и без экрана даки на удивление тихие , если , конечно , не уходить в очень низкие значения (менее 10 ом ) резисторов I/U . Обычный номинал - 15 ...22 ом , проволочный или танталовый . 2 Quote
Михаил SM Posted May 12, 2023 Author Posted May 12, 2023 36 минут назад, BAA сказал: Боюсь, что просто не вошел, потому как кажется, торчит. А так да, красиво. Без мультцитирования , сорри . Да вошёл , ещё и осталось . Это довоенный силовой трансформатор Телефункен , ток х.х. под 90 ма , меньше большая редкость , но включая на 240в , с током всё нормально , учитывая, что в России сейчас 230в. Греется , тем не менее , учитывая специфику дерева , которое тепло не проводит , как известно. В некоторых случаях на трансформатор монтируется вертикальный ребристый радиатор . Спросят , конечно, многие, зачем этот довоенный ""дурдом "" ? Ответ простой - в составе конструктивного микса , это реальная фора для выявления в ламповом буфере дака его тембральных и музыкальных ( особенно в реализации ламп) возможностей. Когда авторский дак - с дырками или фигирками, но уверенно конкурирует с ультрадорогим хаендом (в мире даков) , выдавая звучание мало отличимое от винилового стандарта - важно просто иметь аудиосистему , чтобы понять реалии .., то становится ясно - тонкая реализация аудио и есть тот ребенок, которого хаенд часто безжалостно выплескивает из ванны. Через меня прошло немалое число т.н.хаенд даков - дорогих Лампизатор , Аудионотов (в т.ч. и топ уровня) , Парасаунд и далее список немалый и везде просматривается одна проблема - формализованный подход , экономия на деталях , непомерно задранный цены , будто AD1865N вдруг зазвучала с подачи Аудионот в их топе на 60 ...145 т. долл. (в составе их дака) . Для понимания , в моей шкале условно бюджетный даки - до 100 т.р. За эти деньги нужно отбирать из недорого звучащее , то , что реально поддеожит схему -те же СМ-5 54 года, к примеру в БП , довоенные дросселя и в БП самой платы дака , конечно, в идеале , лучше бы встал винтажный силовик с нормальным железом или современный на НI-B сердечнике . Зеленый , понятно, это компромисс. 3 Quote
Normann Posted May 12, 2023 Posted May 12, 2023 2 часа назад, Михаил SM сказал: Но и без экрана даки на удивление тихие , если , конечно , не уходить в очень низкие значения (менее 10 ом ) резисторов I/U . Обычный номинал - 15 ...22 ом , проволочный или танталовый . Я у себя сейчас пришёл к номиналу в 4 Ом (медный проволочный бифиляр из Филипс в лаке 30-х). Шум элементной базы конечно немного слышен, но только в паузах, если прислушиваться. Мне лично это не мешает слушать музыку. Да и при таком номинале резистора я полностью избавился от РГ в системе. Достоинства минимализма для меня имеют значение. В прошлой аналоговой также жил без РГ - это для пуристов, всем не предлагаю. 1 Quote
Михаил SM Posted May 13, 2023 Author Posted May 13, 2023 Одни (на фото ниже) из последних условно бюджетных моих даков , где выдерживается идеология максимально возможного (за выделяемые деньги) приближения цифры к стандарту винила - в субъективном восприятии. Главное - обеспечение высокого тембрального и музыкального (эмоционального) разрешения - основной бичь современных даков , которые часто выдают ""неземной"" звук . В этом контексте , работает NOS - технология (без ЦФ) , пассивные аналоговые ФНЧ , минимально возможные (на этом уровне) значения Ri/u , ОППВ в БП самого цапа (AD1865N-K ) и приемника спдиф , германиевые диоды и транзисторы в стабах , шунтирование электролитов(кроме Блек гейтов) бумагомасл. конденсаторами . Важность лампового усиления после цапа - два каскада , отказ от каких -либо трансформаторов после цапа , но в продвинутых буферах применение выходного понижающего трансформатора на выходе оконечного каскада. В моём даке оконечный каскад -отдельный конструктив на EL12 и выходных трансф-х (3 :1) на перманикеле 55 от Марка Фельдшера . В даках попроще -конденсаторный выход , на конденсаторах Бошь МР (или Вестерн Эл. и прочее) винтажного уровня. Из современных конденсаторов - бумагомасл. Дженсен , Юпитер , Аудионот . 1 Quote
Михаил SM Posted May 13, 2023 Author Posted May 13, 2023 Со снятым верхним стеклом : в ламповом буфере на 6н6п и 6n11 - силовой (всего 4-ре силовых транс-в) винтажный трансформатор Сашенферк , кремниевое выпрямление ДППВ , бумагомасл. конденсаторы с жидким маслом , помимо древнего КБГ и электролита ВС -470мкфх400в. USB - вход , два отдельных входа спдиф - коммутация спереди . Quote
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.