Jump to content

Recommended Posts

Posted

Коллеги, нужна помощь.

Делаю простой двухтактный усилитель на 6П3С - смещение фиксированное.
Вопрос в следующем - насколько критичен номинал резистора в катоде лампы?

Я в курсе что при фиксе - катодный резистор ненужен.
Но я видел что, его все таки применяют в некоторых случаях.
Кто то 10 ом ставит, кто то 1 ом.

Насколько критична эта величина и какой номинал допустим?
Как это повлияет на звук?
В частности мне надо поставить 15ом для контроля тока лампы.
насколько это будет плохо по сравнению с 10 ом и 1 ом?

 

 

 

Posted
11 минут назад, kkol сказал:

Вопрос в следующем - насколько критичен номинал резистора в катоде лампы?

В данном случае 10...20 Ом - нормально.

  • Like (+1) 1
  • Stan Marsh changed the title to Смещение в ламповых усилителях
Posted
11 часов назад, kkol сказал:

 

Насколько критична эта величина и какой номинал допустим?
Как это повлияет на звук?

 

 

 

Я посоветовал бы послушать с резистором и без него. Может так случится, что без резика вам понравится больше ).

  • Like (+1) 1
Posted

Ну, поскольку он нужен исключительно для измерения тока покоя, то можно обойтись и без него. Ток можно контролировать по падению напряжения на активном сопротивлении обмотки ТВЗ.

  • Like (+1) 2
  • Thanks (+1) 1
Posted
44 минуты назад, kkol сказал:

Кто то 10 ом ставит, кто то 1 ом.

Кто-то вообще не ставит, сажая катод на землю. Включите , например, качественную запись апплодисментов или раскатов грома и внимательно послушайте с измерителным резистором и без, внимательно оценив продолжительность послезвучий. Можно временно использовать перемычку, чтобы сэмитировать вариант "без" . Велика вероятность, что разницу и не уловите, т.к. это зависит от качества всего тракта, тогда и решите, нужно оно, или нет. Если, всё же, решите, что резистор нужен, хотя бы, для удобства контроля тока выходных ламп, то можно придерживаться правила; чем более низкоомная лампа на выходе, тем измерительный резистор лучше брать меньше, т.е. минимизировать влияние местной ООС.   

  • Like (+1) 1
Posted
40 минут назад, Stan Marsh сказал:

Ну, поскольку он нужен исключительно для измерения тока покоя, то можно обойтись и без него. Ток можно контролировать по падению напряжения на активном сопротивлении обмотки ТВЗ.

Слышал мнение , что резистор  в катоде желательно ставить с некоторой индуктивностью , типа проволочные , которые ограничивают возсожный возбуд .   МЛТ 1 ом или с5-16мв - 1 ом .  

Выбор профессионала?

Posted

Спасибо коллеги, все понятно.

Ставлю 15ом.

У меня стоит конкретная задача (хотелка) - измерять ток ламы....

Могу предположить что в конечном варианте, катодные резисторы будут шунтироваться реле.

Подобную схематику я видел на Dynaco 50х годов.

Только там простая перемычка была вместо реле и фиксировалась винтом после настройки.

 

Касательно резистора в катоде в схеме с фиксированным смещением есть небольшой опыт.

Лет 12 назад делал двухтакт на 6Р3С-1. В катоде не помню какой резистор стоял, что то вроде 50 ом. Делал специально, что бы избежать саморазогрева лампы. В первой сетке резисторы стояли в районе 120ком.

8 лет работало как часы. Ток стоял как вкопанный. Звук радовал жЫрными и сочными басами без бубнежа. Пока однажды не услышал в колонке потрескивание "стекла"....

То было "всасывание" лампы самой в себя при светящемся аноде...:smile-60:

 

Posted

Некогда известная разведёнка Мэнли там использовала проволочные Vishay / Dale CW-5. Впрочем, не только там. Возможно, именно поэтому* её изделия так и играют.

IMG_20230514_231934386_HDR.jpg

 

_____________

*Но вряд ли.

Posted
26 минут назад, kkol сказал:

У меня стоит конкретная задача (хотелка) - измерять ток ламы....

Для хотелки... Резистор в 1 ом типа С5-16МВ никак не помешает и на звук не повлияет. Кроме того при фиксированном смещении позволит вам в оперативном порядке контролировать ток лампы при настройке.

P.S. про 6Р3С лампа совершенно устойчивая и не способная к саморазогреву! Все случаи саморазогрева от слепого копирования кривых схем, начиная от схемы Прибоя и их вариаций, или от рукожопости!

Существовало с десяток КИНАПовских и не только УНЧ на 6Р3С где они десятилетиями работали и работают.

 

Posted
47 минут назад, kkol сказал:

Спасибо коллеги, все понятно.

Ставлю 15ом.

У меня стоит конкретная задача (хотелка) - измерять ток ламы....

Могу предположить что в конечном варианте, катодные резисторы будут шунтироваться реле.

Подобную схематику я видел на Dynaco 50х годов.

Только там простая перемычка была вместо реле и фиксировалась винтом после настройки.

 

Касательно резистора в катоде в схеме с фиксированным смещением есть небольшой опыт.

Лет 12 назад делал двухтакт на 6Р3С-1. В катоде не помню какой резистор стоял, что то вроде 50 ом. Делал специально, что бы избежать саморазогрева лампы. В первой сетке резисторы стояли в районе 120ком.

8 лет работало как часы. Ток стоял как вкопанный. Звук радовал жЫрными и сочными басами без бубнежа. Пока однажды не услышал в колонке потрескивание "стекла"....

То было "всасывание" лампы самой в себя при светящемся аноде...:smile-60:

 

Ещё Василич писал, что гридлик 120к при фиксе для 6р3с-1 есть грубый косяк.    Поэтому смерть этих ламп у Прибоев носит системный характер.    Хотя бы 50к что мешало  при 1 мкф переходном ? Чудны дела были соваудиопрома. 

Posted
21 hours ago, Михаил SM said:

Ещё Василич писал.......  Чудны дела были соваудиопрома......

Откровение. Прям глаза открыли.

Мессия и его пророк....:smile-36:

  • Hmm... (-1) 1
Posted

Уважаемые форумчане! В книге М.В.Торопкина "Ламповый hi-fi усилитель своими руками", автор настойчиво  рекомендует не применять б/у лампы в выходных каскадах с фиксированным смещением.

Вопрос:  1. Почему ?

2. Каков критерий  определения б/у, (может быть совсем убитая лампа,а может с наработкой 100-200 часов ,но тоже б/у.

Posted

Все нужно проверять и отсеивать. Могут быть б/у 80_ти летней давности в добром здравии и дохлые/визжащие из упаковки.

  • Like (+1) 4
Posted

Значит принципиальных запретов в применении б/у ламп с "фикс. смещ", как я понял, нет.

Posted

Последнее нужно учитывать вне зависимости от наработки. У меня лампочки есть, для которых нормировано 6 кОм :smile-33:

  • 2 weeks later...
Posted

Как было принято писать в журналах в прошлом веке. В общем-то надо получить около +3В смещения в катоде для задания той самой рабочей точки.
Можно засунуть батарейку литиевую 3,2В одну или железно-литиевую 1,55В две, в затвор. Можно поставить резистор 100 Ом и потерять половину усиления (не совсем).
Можно зашунтировать тот самый резистор автосмещения конденсатором в пару тысяч микрофарад. Можно вставить два диода (свето) красных или один синий - бред.
Можно сделать источник затворного сеточного в те самые 3В, только со знаком минус.
Предлагается (явно было ранее у других) поставить последовательный стабилизатор на 3В в током нагрузки превосходящим ток катода или шунтовой стабилизатор на 431 на те же самые 3В. Шунтировать оные конденсатором, в общем-то небольшим, тоже вопрос. Интерсует опыт или соображения о "задании рабочей точки в малосигнальном каскаде, в данном случае драйвера". См. аттач.
216.thumb.png.e1c84ac6882e123491f30f3b353690d0.png215.thumb.png.d835a8222c330030e92a37b260592988.png

  • Like (+1) 1

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • 130мм по высоте тел 89511746792 cerber.yry@yandex.ru
    • Спору нет, фрезер с ЧПУ, фоторезист, 3D принтер и все такое очень хорошо.Если они есть. А я все ножичком. Три дня назад сделал. 5мин перенести рисунок на плату с помощью копировальной бумаги, пол часа вырезать ножичком, пять минут просверлить. Набил штырьков.         Мой ножичек 50р. А сколько ваш фрезер стоит?
    • Яйцо не могло быть первым, чтобы дать начало птицам, ибо само должно быть снесено ею, и не может быть первой птица, раз сама появилась из яйца. __________________________________________ Прекрасная тема для споров - Вечная.  
    • Да, только тут гальваническую развязку обеспечивают согласующие трансформаторы, и земляная петля не образуется 
    • У некторого числа хай энд системы есть.  Вряд ли хай энд дорогущие системы боле нелинейны,  чем ширпотреб сделанный из среднего или низкого сорта материалов. КРоме того задача аудио системы, какая? Радовать потребителя а не нечто придуманное , типа линейности на синусе, и тп притом что аудио это не синус а комплексный сложный сигнал, где имеет значение и временные и фазовые и тп парметры а не одни кни, кторые в принципе человек не замечает при довольно высоких значениях-слух в этом плане груб. Если система усилительная, а другие нам зачем,  то ничтожные изменения на входе приводят в увеличенное на коэфф усиления, число раз увеличенные изменения на выходе, а не такие же,  как на входе :)) Сетевые кабели иттп это не изменения, так как без кабелей , проводов иттп апарата , усилитель сделать невозможно. Есть среди них плохие, есть и хорошие, как всюду везде и  во всем. Иначе только в виртуальном мире идеальном, в пердставлении  эльфов, где живут  розовые пони, какающие бабочками.
    • Так я же написал, что ее нет практически ни у кого. И ещё если система линейная, то ничтожные изменения во входном сигнале приводят к таким же малым изменениям на выходе, которые невозможно определить на слух, только приборами)), а вот в нелинейных системах малые изменения в каких-то параметрах могут вызвать значительную реакцию на выходе. Вот сетевые кабели, направления проводов, предохранители и прочее и есть эти ничтожные изменения, которые кто-то слышит или это из области психологии.
    • Корпус лучше соединять так:   Да, но в этом есть боль двухпроводного (RCA) соединение компонентов, когда выравнивание потенциалов между устройствами происходит по сигнальному проводу. Пример правильного соединения компонентов :  
    • Требуеться намного большее количество дополнительных телодвижений и приспособлений, опять же химию в Вашем случае никто не отменял, а с фрезером все сухо, только пыль пылесосом собрать. Тем более Вы не учитывете тот факт, что все отверстия, выборки и пропилы в плате тоже делает фрезер, и очень математически точно по месту. Так что я думаю Вы просто дырки в подобной плате нужной формы и диаметра будете сверлить намного больше указанного времени 
    • Попробуйте фоторезист.Изготовление подобной платы займет минут 20.Без отверстий.  
    • Та к и не ответили есть ли у Вас дома система хай энд?  Если нет можно не волноваться о неких приблудах. продставках  для проводов итп. Просто потому тчо на системах не высокого уровня разрешения, влияние их будет не ощутимо. 
    • По теме был конкретный вопрос . Вы "воды налили " Вы акустики из вопроса вероятно не слышали , а пытаетесь о чем то рассуждать ,китайскую лабуду советуете ...
    • Вот это вопрос действительно интересный. Есть проигрыватели весьма дорогие, но 99% из них поворотные. Маркетологи уже ушли в полную фантастику, описывая выдающиеся свойства этих изделий. Но тангенсов практически нет, а ведь это бесконечное поле чудес - вот где можно чесать за корабли, бороздящие просторы. Да и сложность изготовления в такой ценовой категории не определяющий фактор.
    • А может тему расширить - вообще про смещение пообсуждать? Stan Marsh - привел статью по 6п1п, а там прописаны разные нежелательные эффекты в зависимости от напряжений на аноде и на сетках....     Зацепился за "большое сопротивление "первой сетки , а также в статье есть про малые анодные токи ....... А это как бы характерно для ламповых микрофонов..... Поэтому тоже думал пообщаться на тему смещения. Давно знаю и слышу - как смещением звук настраивается..... И разные виды смещения по разному работают - физика процессов у них разная..... И это слышно и влияние там не только ВАХ и включение и выключение разных процессов - термо эмиссии и электронной эмиссии, динатронного эффекта , эффектов поля....   Переодически вылетают моменты, которые хотелось бы обсуждать - может для ламповой эры это была классика из учебников, но сейчас это всё позабыто...... Но разные эффекты имеют место быть при нестандартных режимах включения ламп ....... А мы всегда почти включаем лампы в режимах дплёких от номинальных справочных значений.  
    • А по теме, будет вам непонятно, мы с разной "базы" общаемся.  Я попробовал - но вам не зашло.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.6k
    • Total Posts
      103k
×
×
  • Create New...