Jump to content

Recommended Posts

Posted

Гугл перевод, сокращённый! Полное описание здесь: 6CM5/EL36 in Single Ended Class A (cool386.com)

 

С большим упорством мне удалось заставить 6CM5 работать как несимметричный аудиоусилитель класса А. Условия работы самые причудливые (без смещения и 25В на экранную сетку), но он действительно работает, давая на выходе около 4Вт. Это при 240 В на аноде и нагрузке 5 кОм, поэтому он выгодно отличается от «правильных» аудиоламп, таких как 6AQ5 и 6V6. Моя схема обеспечивает теоретическую максимальную мощность звука от анодного источника питания 250 В и нагрузки 5 кОм. Первоначальной целью этой конструкции было использование обычного трансформатора сопротивлением 5 кОм и источника питания 250 В B+. При отсутствии смещения и напряжении 25 В на экране анод потреблял ток 45 мА при напряжении 240 В. Я не мог в это поверить, когда до подключения к нагрузочному резистору сопротивлением 15 Ом я получал 3,8 Вт (и как минимум 4 Вт на первичную обмотку трансформатора). Глядя на схему теперь, начнем с выходного каскада: используемое питание составляло 265 В @ 50 мА. Анодное напряжение должно составлять 240 В, когда анод 6CM5 потребляет ток 45 мА. С учетом постоянного напряжения на трансформаторе динамика общее напряжение будет больше (отсюда и 265 В в моей схеме). Идеальное сопротивление нагрузки составляет 240/0,045 = 5,3 кОм, но, очевидно, в реальном мире подойдет и 5 кОм. Обратите внимание, что управляющая сетка и катод соединены вместе, поэтому смещения нет; катодный резистор используется в цепи стабилизации постоянного тока. Напряжение экранной сетки задается катодным повторителем 6CG7; около 25 В — это то, что требуется для правильного анодного тока 6CM5. Из-за такого низкого катодного напряжения необходимо подключить нагрузочный резистор к отрицательному источнику питания, иначе форма сигнала будет ограничена при отрицательном колебании. Питание -30 В вообще не критично; достаточно чего-либо более отрицательного, чем около -20 В. Катодный повторитель имеет только коэффициент усиления по току, поэтому нам нужен каскад с заземленным катодом, чтобы получить некоторый коэффициент усиления по напряжению. Это цель другой половины 6CG7. Анод соединен по постоянному току с сеткой катодного повторителя с помощью делителя напряжения, который устанавливает напряжение 25 В на катоде. Однако такой делитель также уменьшил бы составляющую переменного тока, если бы не конденсатор емкостью 0,47 мкФ. Причина использования связи по постоянному току становится очевидной, когда мы видим, что сетка усилителя напряжения 6CG7 подключена к катоду 6СМ5 через регулируемый делитель напряжения. Здесь на помощь приходит стабилизация постоянного тока. Если 6CM5 начнет потреблять больший ток, напряжение на катодном резисторе сопротивлением 50 Ом увеличится, что сделает сетку управления 6CG7 более положительной. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению анодного напряжения, тем самым уменьшая постоянный ток на выходе катодного повторителя и, следовательно, уменьшая напряжение экрана 6CM5, что, в свою очередь, уменьшает анодный ток. Обратите внимание, что регулировка обратной связи по постоянному току осуществляется с помощью потенциометра предварительной настройки сопротивлением 100 кОм. Способ подключения означает, что если цепь разомкнется (что является обычным способом отказа предустановленного потенциометра), 6CM5 будет дросселирован обратно. Потенциал просто настраивается на общий ток потребления 50 мА или 45 мА для анода 6CM5. Байпас через предустановленный потенциометр не является обязательным; оно было включено для предотвращения обратной связи, но на практике оно не имеет большого эффекта. Если этот параметр опущен, будет небольшая отрицательная обратная связь с катода 6CM5. Я, вероятно, не буду включать его в будущие усилители. До каскада 6CG7 стоит простой усилитель напряжения на триоде 6AV6. Это увеличивает чувствительность усилителя до 56мВrms или без катодного байпаса на первом триоде 6CG7 до 100mVrms. Отрицательная обратная связь обеспечивается в виде шунта резистором сопротивлением 470 кОм, при этом сопротивление 0,1 мкФ используется для изоляции постоянного тока. Обратная связь не применяется к 6AV6, поскольку это триод, работающий при низком напряжении, и, на мой взгляд, в этом нет необходимости. Это вопрос личных предпочтений; на самом деле я, вероятно, не буду включать никаких отрицательных отзывов о моем первом применении этой схемы; это автомобильное радио для моей модели T Ford. ( В конечном итоге я использовал 6AQ5 в автомобильном радио Model T , но использовал 6CM5 в своем AM/FM-тюнере .) Учитывая шум дороги и двигателя в открытой машине, Hi-Fi вряд ли стоит пытаться достичь! Есть моменты, на которые стоит обратить внимание при строительстве. Во-первых, катодные резисторы 6CM5, очевидно, можно заменить одним резистором сопротивлением 47 или 56 Ом мощностью 1/2 Вт. Во-вторых, если допуски компонента или клапана настолько велики, что в предустановке 100 кОм недостаточно регулировки, резистор 150 кОм можно уменьшить, если ток невозможно уменьшить, или увеличить, если 6CM5 не может потреблять необходимые 45мА.

Джон Хантер, февраль/март 2003 г.

rsz_6cm5_amp.jpg

 

  • Like (+1) 1
Posted

А в чём прелесть или выгода, "вдувать" по второй сетке? 

Ни разу так не пробовал.. 

И есть ли какие то ослабление по ВЧ, или ещё какие нить "грабли"? 

Posted
6 минут назад, Сергей А сказал:

Это псевдотриод с низким Ку. 

Причем априори - правый триод. 

Офф. Мне, например, вот такое интересно:807Modulator.jpg.b524bb6677aef851a8134f59d0f4acf1.jpg

120 -watt  807.JPG

  • Like (+1) 1
Posted

Его надо рассматривать вместе с повторителем , как составной элемент. Кроме этого там пара резисторов по 470к к аноду второй лампы , это вообще как повторитель-инвертор. Ку должен быть 1  , этой выходной пары. 
Кг наверное будет определяться первыми двумя лампами. 

Posted
13 минут назад, ВКН сказал:

Причем априори - правый триод. 

Офф. Мне, например, вот такое интересно:807Modulator.jpg.b524bb6677aef851a8134f59d0f4acf1.jpg

 

Интересно T1 в этой схеме с какими примерными данными? 12AU7, можно заменить нашими 6Н8С, но мне ближе запараллеленой 6Н7С.  Интересная схема. Я просто тащусь от её лаконичности

Posted
8 минут назад, Сергей А сказал:

Его надо рассматривать вместе с повторителем , как составной элемент. 

Солидарен! Эдакий ламповый Дарлингтон. :) 

Posted
4 минуты назад, CHEL_EV сказал:

Интересно T1 в этой схеме с какими примерными данными? 12AU7, можно заменить нашими 6Н8С, но мне ближе запараллеленой 6Н7С.  Интересная схема

Оффтопим! 

Нам надо получить сигнал 2*270-280в амплитуды. 

  • Like (+1) 1
Posted

Немного другая математика. Усиление 807 тут ни при чем. Нам надо на вторых сетках (точнее, уже просто сетках) достичь потенциала +270в. Итого на вторичке почти 540в амплитуды. Усиление 6С4 примерно 15. Значит наши входные 5в (7в амплитуды) становятся примерно 100-110в амплитуды на первичке. 

Трансик получается 1:(2,7+2,7). 

 

Но к нашему Hi-Fi эти схемы не имеют никакого отношения. Это я хотел жене в школу сделать аппарат для озвучки. 

Может выделить в отдельную тему? 

  • Like (+1) 2
Posted
42 минуты назад, ВКН сказал:

Оффтопим! 

Нам надо получить сигнал 2*270-280в амплитуды. 

Только непонятно как его получить с питанием +250В.  Видимо усиление 807 по второй сетке другое  , побольше 1.3 

где-то в «радиохобби» был усилок с раскачкой по 2 сетке  на выходе  

IMG_7271.jpeg

Posted

В такой схеме есть выигрышь по выходной мощности ?

В сравнениии с  классическим пентодным включением ? 

Posted

Михаил (Евлампий) вроде-бы пробовал такой вариант использовать. Упоминал во всяком случае.

  • 1 year later...
Posted

Если посмотреть на ВАХ по 2-й сетке то видно интересную картину.

6452.thumb.jpg.5c718642119bec07dfad69067ebfdcfb.jpg

Если точка покоя на +30в то получится "симметричное" искажение. Будит большая вторая гармоника и оочень "жирный" звук. Многим это нравится. :er:

П.С. EL509 это аналог 6П45С.

Posted

Даже вполне тривиальную 6П3С можно качать по второй сетке.

 

6П3С ЭС.jpg

 

Недостатки раскачки по экрану известны: нужен мощный предкаскад с низким выхсопр, тут уместен КП. Достоинства многократно декларированы, но как-то не слишком убедительно.

  • Smile 1

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Но и , конечно, если не упомянали , очень приличный современный ""немец"" , но , скорее , делают их уже в Китае    : https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html Важно , чтобы получить баланс (назову) энергетики звука -  как происходит восприятие звуковых регисторов диапазона , с одним ШП охватить весь диапазон практически невозможно .  А реальное восприятие баса -в ОЯ если , обеспечивают только 15"" и выше . 12"" с реализмом (тут -то и важна энергетика -  восприятие силы звукоизвлесения -  ударные, рояль .. , Шаляпин..., но вот женский вокал без 8"" -дюймовой поддержки на 12-ке, 15 ке , даже 10"" (погранично) передать будет уже проблематично .Цельность звука в итоге разваливается и начинается поиск жанровых предпочтений.   Поэтому в ОЯ  тот же 8"" Визатон , играющий середину, верхнюю середину , нижниЕ ВЧ весьма ровно и выразительно , работает в синергии с 15"" НЧ -сч , типа , ставили к примеру 15"" Селейшен https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html    Celestion Truvox TF 1520 (T5467) Прикольный симбиоз , конечно , по параметрам Визатон даже круче , но Селейшен создаёт энергетику мид баса (нижнего нет , конечно) , а вот 8"" Визатона со своими НЧ уже идут мимо. Но вместе эта парочка начинает в ОЯ ( к примеру 700 х1200 х 250 мм ) творить реально невероятное .  Угол только не забываем откинуть переднему щиту -10-15 град .  , иначе ""кина не будет "" , звука , сорри .
    • А со схемой то вы определились? Пока мы только столярную часть видели вашей работы... Какую схему собирать будите?
    • У меня в Р-Р варианте на 6с19п по 5шт в плече (общее количество 10шт) , что равноценно двум 6с33с (по одной в плече) получилось по 10000мкф на плече или 20000мкф суммарно. С меньшим количеством был фон. При этом кондеры по 3300мкф и между ними резисторы по 10 Ом ...  И это на один канал расчет!!! 🧮 На два канала 40000мкф получается минимум... т.е. 12шт конденсаторов по 3300мкф... Это для оценки габаритов... Я так и не понял как у других получается при енить по 3-4т.мкф и не иметь фона на выходе усилителя...
    • Я не фантазировал ничего про него, я сказал надо начинать делать свое и набивать опыт и теорию. За ссылку благодраю вас. Почитаю когда то. Сейчас у меня есть пару систем и вожусь с ними и хватит этого. 
    • Еле понял, что такое Сашенферк. Это же Зáксенверк (причём е тут твёрдая, германская)
    • Улдыс, я полагал, что вы поняли, в личку написал, объяснил, кому предназначался мой пост, не ВасЁк'у и совсем не вам, а человек, про которого вы нафантазировали, это известный самодельщик, в первую очередь, на его опыте учились десятки тысяч человек, на форумах наших всех, его схемы и работы цитируют наши и не наши журналы и брошюрки издают. Откройте, почитайте, если выше в ссылках ничего не смогли найти и нашли что-то своё, совершено не связанное с реальностью. Вот он ваш "коллекционер":  
    • Да , про Supravox как то никто и не упомянул, до сих пор выпускаются и продаются.
    • беспорно, но круг динмаиков шп ограничем скажем в бюджетном плане, в среднем так же думаю, а далее бесконечные деньги можно платить за крутые вещи и за единичные изделие мастеров. Я имел ввиду что надо действовать и самому понимать что звучит и как вспоминая концерты как там звучит инструмент. Вспомни, как я к тебе приставал как то, какой какой шп лучше в FH-8 твой поставить  ...и прошел путь от 6гд-1 , грин коне, кучу еще всяких еще и  до сонидо в средней ценовой категории поменяв FH-8  на векторхорн. Т.е я могу описать их и по ощущениям, и по ачх, и как то научился настраивать систему акустическую с каждым динамиком.  Может и не нужен такой опыт, не знаю...
    • Теплые воспоминания. В армии грузил на 100 вт паяльник, а на блоке сушил портянки. На ютубе есть обзор от Евгения Александровича, у него описание с нужной вам схемой. 
    • Улдыс, а вот тут не могу с тобой согласиться, так как задача состоит из двух немаловажных равнозначных частей: 1. Как раз именно динамик отвечает за качество звучания, его душу, структуру, музыкальное наполнение, тонкие материи 2. Оформление создаёт внешнюю форму, мускулатуру, жирок Одно без другого неполноценно
    • Если не страдать известным состоянием , когда в приоритетах  -  круто , но задаром . То как говорил ув. Рустем своим коллегам - даром часто за амбаром (т.е. выбор очень ограниченный) .  В случае выбора ШП динамика это проявляется в полный рост . Далее начинается известная ""движуха "" - с накруткой легенд , улучшений и собирания всего ""наследия "" во что -то групповое или авторски уникальное . В мире же ШП есть свои лидеры , но и обратное . К  примеру французкая фирма , которая для меня во многом пример здорового европейского представительства -  точное представление всех параметров , обмеры , графики . Смотрите и удивляйтесь ,https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signaturebicone-p-1220.html а потом сравните со всем этим советским кривым наследием , но хотя , повторюсь , в СССР есть такой винтажный уровень ШП (или условно ШП - , если полоса до 7 кгц к примеру) , который задвинет всех этих французов , имхо ; тот же 10гдп-1 на подмагничивании от Латвии -137 .  Важнейший критерий -  рабочая мощность ШП. Мощность, где ещё интермод. искажения не превращают звук в месиво...,  но так для понимания - 4гд-28 , 4 ватта , но Рраб. всего 0,28 вт . Не маловато ?    Основная проблема советских динамиков - это часто откровенная кривая сборка , клеевые подтеки , разброс параметров , низкая повторяемость (скорее её отсутствие ) , ставка на известную советскую ""ценность"" -низкую себестоимость .., но вот для народа -своего , тот же аудиопром СССР выдал хоть один приличный ШП (ну может 4гд-4), который мог себе позволить купить радиолюбитель ? Прислали мне как-то , решил впасть в ностальгию.., привезли запакованные (интрига) посылторговские 4гд-4 , раскрыл , один нормальный, второй откровенный брак - криво вклеен диффузор .., деньги небольшие , а ментальный удар (от этого всего совка сорри) словил неслабый.  Поэтому , все эти , часто , даже кинотеатральные 4а32 -кому как повезёт .., но и на не притягательный слух , если уж у Клангфилм 307 есть реально ровный и крутой собрат - 14"" - 405 (сравните для начала их АЧХ...) , то и у 4А32 есть альтернатива ..., и это лучший советский (даже любимый , ()) мидбасовик с заходом на СЧ до 3500гц -  2А12У4  -  15"" , литая корзина , альнико , выход акустической мощности -  0,95 (у 4а32 всего 0,45) .  Никогда , как не тьюнингуйся с 4а32 , но получить такой НЧ регистр , как у 2А12 , просто не реально. С его отдачей 97 дб и 15 ом сопротивления , да два в ОЯ , но это уже серьёзная попытка оседлать НЧ ""коня"" .    Стоит , купил , не удержался - 15 т.р. пара...  в идеальном состоянии (видимо не для посылторга..) , будем делать товарищу АС открытого типа -  этого 2А12 последовательно с 3 -омным 8"" Сашенферк (ещё + 15 т.р. пара) , 15 ом чистого активного R , где Сашенферк уберет звук ""парткома ""  (один из приемов) , но и твитер , скорее всего 3гд-15м .    \ На фото АС открытого типа на базе доработанных 4а32 с твиттером Сименс VAC . Баску маловато , конечно, но уже хоть слушать можно -на небольшой громкости( т.е.звук не уходит )  . Но и без ""крамольного ""визера , однако : https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signature-p-1219.html      Выбор , похоже, ещё есть :  https://audio-hi.fi/ru/fullrange-c-13.html
    • Вот здесь она описывается как тетрод без лучеобразующих пластин. http://www.russiantubes.ru/prop.php?t=8&p=238
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      105.6k
×
×
  • Create New...