Jump to content

Recommended Posts

Posted

Так, теперь фильтры. Для первого порядка нужна хорошая емкость 400мкф. Для второго - 200мкф и катушка. Буду искать.

  • Replies 94
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Posted

Фильтр первого порядка емкость 400мкф. - это на 100гц. Ну что сказать, эффект похож на резистор, только чуть лучше. Совместное использование фильтра и резистора улучшения не принесло. а возможно стало даже чуть хуже. На минимальной громкости динамик просыпается на 40гц, далее более-менее ровненько, на 80гц подъем. Возможно слишком низко обрезал, возможно 120-150гц было бы лучше. На инвалиде многое уже можно слушать, а хороший дин, возможно. вообще будет нормально звучать в рупоре. Фильтр второго порядка - надо мотать катушку 12,7мН, емкость потребуется 200мкф - это на те же 100гц.

Подскажите кто знает катушка без сердечника на 13мН примерно какой ее габарит и сколько провода мотать?

412493985.JPG

  • Cool (+1) 1
Posted
В 23.03.2023 в 20:58, locken сказал:

Очень даже неплохо работают широкополосные высокодобротные ШП в рупорах. в нижней середине и не только  отлично подровнял АЧХ, чуть добавил чувствительности. Красный- рупор, коричневый щит 800х1,2м. Условия замера полностью идентичны на 3 м.

405.bmp 5.51 \u041c\u0411 · 21 загрузка

Картинка не открылась почему-то.

10 часов назад, чатем сказал:

Спасибо за график. По нему видно, что высокодобротные ШП могут прекрасно работать в рупорах и даже лучше, чем в щите. На НЧ явный подъем, относительно щита и это хорошо( исключая правда 5ГД1 - тут особый случай), что у меня и наблюдается на ШП до 8", которые я туда устанавливал ранее. Как то давно сильно спорили с Комиссаровым, который не верил в это и главный его аргумент был - Этого не может быть, потому что не может быть никогда и супротив теории рупора.Все мои уверения и даже потом выкладывание АЧХ ни к чему не привели, просто он сказал, что я не умею мерить. Что было явной неправдой и натяжкой. Ибо не только измерения это показывали, но и мои ушки. На приведенном графике хорошо видна более ровная АЧХ в нижней середине, да и не только там,что еще лучше. На ВЧ есть бОльший спад, чем в щите. но это может быть во благо при определенных условиях. Так что РАБОТАЮТ ВЫСОКОДОБРОТНЫЕ ШП В РУПОРЕ( хотя и не все) НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В ЩИТЕ, А ТО И ЛУЧШЕ.

Вывод может показаться странным. особенно если вспоминать про теорию рупора( которой вообще то и нет единой и всеобъемлющей). но измерения и прослушивания именно об этом и говорят - ЕСТЬ ТАКОЕ ДЕЛО и оспорить это уже не удастся.

Ну а то, что есть ШП, которые отбрыкиваются от рупора - это тоже правда и можно ли их как то урезонить - это надо пробовать.

Если это сименс-клангфильм, то это специально разработанный для этих целей мидбас динамик, ну всякие бионыры, евроноры, вы не знаете. 

А ваш особый дин. Он один.

Комиссаров всегда прав, или почти всегда.

Теория рупора есть и всеобъемлющая.

 

Posted
22 часа назад, Евлампий сказал:

динамик часом не 405-й Кланг? По частотке в целом похоже.. он

Posted

Возможно это пригодится.

Замерьте программой "Audiotester" импеданс вашего динамика на воздухе, а затем замерьте импеданс динамика в рупоре, тогда все станет ясно, на какой частоте пик резонанса нужно давить Электрическим путем, или Акустическим путем (добавив резонатор Гельмгольца). Ведь резонансы динамика на воздухе и в акустическом оформлении будут разные.

https://www.drive2.ru/c/2662886/?ysclid=lfmw3a885r209322587

Как пример замера. На графиках ниже, импеданс Pro НЧ динамика 15" в свободном пространстве и импеданс НЧ 15" в Акустическом оформлении Bass Reflex Jensen, замер программой "Audiotester".

Катушка индуктивности без сердечника:

Индуктивность L: 13 000 мкГн
Диаметр каркаса D: 40 мм
Длина намотки l: 40 мм
Диаметр провода d: 1,2 мм
Диаметр провода с изоляцией k: 1,25 мм

Результат:
Число витков катушки N = 594
Толщина катушки c = 23,75 мм
Габаритные размеры катушки: 40x88x88 мм
Длина провода без учета выводов lw = 117,975 м
Сопротивление катушки Rdc = 1,798 Ом
Вес провода m = 1 195,499 г
Число слоев Nl = 19

Импеданс B_G15пропитк в моем Bas Reflex Jensen без фильтров.jpg

13mH.jpg

  • Like (+1) 2
  • Thanks (+1) 1
Posted
22 часа назад, Евлампий сказал:

А в вашем случае всё норм.

Спасибо, разложили по полочкам!

Пентодник безоосный самый редкий выбор схемы лампового усилителя,не так много любителей,промышленно серийных так помоему вообще не было.Я долгое время его с разными шп слушал,с 12 ТФК ФК был наверно лучший джаз 50-60ых был,а вот 8 дюймов  в бегхорне не потеряв  масштабе,очень сильно добавили пространства и зала сместив фокус в сторону классики,единственный момент сейчас это ощущение "партера",хочется подальше и потише.

  • Like (+1) 1
Posted

Да, катушечка получается аховая, мотать не захочешь. Надо пробовать акустическое демпфирование.

Posted
59 минут назад, Евген сказал:

Спасибо, разложили по полочкам!

Пентодник безоосный самый редкий выбор схемы лампового усилителя,не так много любителей,промышленно серийных так помоему вообще не было.Я долгое время его с разными шп слушал,с 12 ТФК ФК был наверно лучший джаз 50-60ых был,а вот 8 дюймов  в бегхорне не потеряв  масштабе,очень сильно добавили пространства и зала сместив фокус в сторону классики,единственный момент сейчас это ощущение "партера",хочется подальше и потише.

В  безООСных усилителях , пентодных особенно , с рупорами до кучи , всё весьма критично , даже обнаженно .  Наверно стоят , но если нет , то полезно в такой концепт (пентодник- рупор) ставить в упр. сетку самого пентода , а может и в анод -  антизвонные высококач. резисторы , которыми можно серьёзно выводить нужный критерий звука.  В  упр. сетку -от 1к до 10к , если нужна матовость , то высококач. уголь , если просто честно ""успокоить""   схему (и звук) , то немагнит. или обычный тантал.  В анод -  50- 100 ом ( в идеале Драловид) и тоже уголь или тантал. 

  • Like (+1) 1
Posted
1 час назад, Евген сказал:

а вот 8 дюймов  в бегхорне не потеряв  масштабе,очень сильно добавили пространства и зала сместив фокус в сторону классики,единственный момент сейчас это ощущение "партера",хочется подальше и потише.

Да, рупор надо слушать подальше, метров с 4-5, если КдП позволяет.Ну а потише - РГ же есть. А в однокаскадном его и не всегда используешь, например с 30П1С. Правда 6П9, 6AG7 - чумовой пентод, его надо подкручивать.

Posted
3 часа назад, S.Laptev сказал:

1.Если это сименс-клангфильм, то это специально разработанный для этих целей мидбас динамик, ну всякие бионыры, евроноры, вы не знаете. 

2.А ваш особый дин. Он один.

3.Комиссаров всегда прав, или почти всегда.

4.Теория рупора есть и всеобъемлющая.

1.Знаю чуть чуть.

2.Да, тонкая штучка.

3.Почти всегда, но не всегда.

4.Пока такой не встречал, все какие то частности оговариваются.

Posted
Плюнув на катушку в 13 мГн, обойтись первым порядком, из емкости на входе и резистора параллельно динамику. И жизнь станет намного проще и легче, да и звук заодно.

Даже можно просто емкость, без резистора. Емкость и резистор - особого преимущества не заметил, показалось даже чуть хуже, чем одна емкость. Теперь буду пробовать акустическое демпфирование ПАС. В этом рупоре не получится сразу, надо корпус сзади делать. Поэтому попробую в другом с 4ГД28. Правда там к 4ГД28 особых претензий не было, хотя он и клееный. Но если будет улучшение звука, то наверное услышу это. Туда же потом можно и 400мкф приторочить, а возможно и резистор. Как Михаил советовал. Единственно рупор тот хоть и небольшой, но не сказать что мелкий и уж точно не широкогорлый. Конечно и в Н-фрейм рупоре можно было бы на тыловой рупор поставить ПАС на выходе, но это будет уже вообще что то непонятное и никогда ни у кого не встречающееся.

 Кстати в том Н-фрейм рупоре пробовал 4ГД4, а ранее 8" ШП филипс, мне понравилось звучание. И тоже ни каких нареканий вроде бы не было.

Posted
8 часов назад, Евлампий сказал:

У перечисленных вами динамиков импеданс гораздо более стабилен, поэтому и звук более предсказуемый. 

Да, Михаил. с такой тонкой штучкой, как 5ГД1 я сталкиваюсь впервые. Динамик отличный, звук тоже, но привередливый до немогу.

Да, для успокоения по ВЧ я ставлю в первичку выходного транса RC цепочку. И конкретно для этого дина лучше всего ограничить пропускание НЧ в усилителе RC  цепью на входе. Но так как у меня усилитель не только для него, то такого ограничения по входу я не сделал.

Posted

Да. убедился - дин 5ГД1 - уникальный и неповторимый. Другие. мне встречавшиеся, ему и в подметки не годятся. 4ГД28 в рупоре на самой маленькой громкости начинает звучать очень тихо с 125гц. Причем сзади - ЗЯ, хотя и небольшого объема. но АКЗ там нет и это так себя ведет этот дин там. По размерам рупор  чуть больше Н-фрейм рупора. но более-менее сопоставим. Думаю и у 8"ШП филипс такая же картина по НЧ. И такие дины очень даже неплохи в рупоре и особой коррекции не требуют. А вот 5ГД1 ну абсолютно другой коленкор. И из-за этого с ним и такие проблемы. Ну а тут даже и не знаю, надо ли что то корректировать, возможно и нет. При ОЯ сзади дин ведет себя аналогично ЗЯ, по крайней мере на слух.

412493986.JPG

Posted

Приехал из консерватории. Слушал хоровое пение под фо-но.Детский хор девочек православной хоровой студии "Царевич", 11 голосов. Голоса ясные и высокие, дети же. Репертуар - песни и романсы в основном на русском, но были и на французском, и на итальянском. Ну и как звучало? А я вам отвечу - звучало пентодно-рупорно, ни какого даже намека на триодно-щитовой звук. Звук ясный, динамичный, детальный, но не комфортный, не ласкающий, все на нерве, никакого теплого лампового звука. Аналогия с пентодно-рупорным практически полная, уж я знаю о чем говорю. И это натуральный живой звук в зале с неплохой акустикой. Некоторые люди просто за голову схватятся и скажут - на сколько же у меня дома лучше звучит. Но.............скорее всего не лучше. а КРАСОЧНЕЕ, раскрашеннее. А вот пентод в один каскад без ООС и акустика на ШП в рупоре звучит на этом хоре практически в точности как в консерватории. Но надо все же отметить. что это был небольшой камерный Овальный зал, но это не умаляет того, что звук там был именно живой, хотя конечно это не Большой зал.

Так что некоторые люди возможно просто не знают как он звучит тот живой звук в реале в зале с хорошей акустикой, поэтому и столько мифов о плохом, мол, звучании и пентода, и рупора и тем более пентодорупора. А всего то надо сходить в консерваторию и послушать и потом охота распространять эти мифы может и поубавится.

Posted

"Лёгким динамикам и сабвуфер на лёгком басовике. Размер правда не детский." - цитата.

А такой легкий басовик в реале существует? Чтобы по легкости соотнестись с легким ШП?
Нет, конечно я очень завидую тем, у кого КдП от 100кв.метров и выше. Там да, можно говорить о каком то более-менее чистом басе хотя бы от 30гц, если получится. А вот для большинства КдП, не превышающих стандартной комнаты в 20-25кв. метров( а то и меньше) говорить об этом кмк совершенно бессмысленно. И даже в лаборатории ЮАМ, уж на что там сделана колоссальная акустическая обработка, достичь этого не удалось. Знаю это не по наслышке, а сам слушал, нижняя струна контрабаса звучит ненатурально, неестественно, да и не может звучать натурально в КдП 17кв.метров хоть ты тресни. А отсюда какой вывод? Да не воспроизводить в таких КдП ничего ниже хотя бы 40гц.

Posted

Продолжаю эксперименты. Заинтересовал такой факт - по замерам на СИНУСЕ последний рупор с 4ГД28 начинает звучать с 125гц. Думал АКЗ. Фиг там. обратная сторона диффа и в ОЯ, и в ЗЯ не изменяет слышимую частоту 125гц. а значит АКЗ тут ни при чем. Но на всякий случай привернул к рупору крылышки, пусть будут. Раньше думал, что они как то против АКЗ работают, теперь так не думаю, но размер щита от этих крылышек увеличивается и это может как то повлиять в плюс, пусть будут. Было не понятно, почему на реальной музыке, а не на синусе звучит явно ниже.
И так тона с колоколообразной образующей. Слышен звук при 80гц. при 63гц почти не слышен.
Тона пол синуса - слышен звук от 40гц, на 31,5гц почти не слышен. Это с ОЯ. С ЗЯ почти не слышен с 25гц, с 31,5 слышен.
И что из этого следует?
А из этого следует, что измерения на СИНУСЕ не совсем адекватны и не показывают настоящей картины. которая будет иметь место на реальной музыке. На синусе - 125гц, на пол синуса( а это сигнал с резким подъемом и таким же резким спадом фронта - практически то же, что и в музыке) 40гц - НУ ОЧЕНЬ ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ.
Кстати это и объясняет почему на музыке этот рупор выдает достаточно низкий саунд, хотя по синусной теории такого и рядом не лежало. Да просто измерять надо правильно, а не черте как на синусе. И приборы тут могут и не помочь, а могут только ввести в еще в бОльшие заблуждения. А вот ушки никогда не подведут и расскажут вам всё про звук и тем более про музыку, что приборам с их синусом и не снилось.

412493987.JPG

Posted

И да. все это относится к 4ГД28 и аналогичным динам - вполне работоспособны в рупорах, так как на синусе в рупоре они заводятся от 125гц, хотя на музыке значительно ниже. от 40гц. но выдерживают перегруз. Хотя Евгений Комиссаров в это так и не поверил, а проверить не захотел.А вот 5ГД1 в рупоре заводится уже на синусе от 20гц( хорошо слышно уже на 40гц), а на реальной музыке на сигналах низкой частоты перегружается. А поэтому первые ШП дины практически не требуют какой то коррекции, а вот вокруг 5ГД1 еще попляшешь с бубном, пока сравняешься с его звучанием в щите достаточного размера. Вот такой результат моих экспериментов. пользуйтесь кому надо.
И особо не доверяйте утверждениям, что высокодобротные ШП не могут звучать в рупорах, проверяйте это на конкретных динах в конкретных рупорах и лучше ушками. как и я. И обязательно найдете свой грааль, почти уверен в этом. Как, впрочем, и с пентодными однотактами без ООС.

Мы же нашли, ну а тогда вы то чем лучше?

  • 4 weeks later...
Posted
В 22.03.2023 в 15:57, чатем сказал:

Именно так. Его подарок 8" ШП филипс работают у меня на даче в большом рупоре, хорошо звучат.

Привет Юрий,а почему так упорно хотите 5гд1? Они хороши как сч, делал на них щит с 8 динамиками..разобрал и продал все динамики, середина супер, а низов нет, измерил 15 штух, резонанс от 75 до почти 90. В неглубоком рупоре потрясно играл 6гд-1, даже достойно в одну полосу, в копии Нормана fh-8, если не капризничать поьверхам. Это я писал как помните на аббас форуме

Posted
2 часа назад, Agats сказал:

Привет Юрий,а почему так упорно хотите 5гд1? Они хороши как сч, делал на них щит с 8 динамиками..разобрал и продал все динамики, середина супер, а низов нет, измерил 15 штух, резонанс от 75 до почти 90. В неглубоком рупоре потрясно играл 6гд-1, даже достойно в одну полосу, в копии Нормана fh-8, если не капризничать поьверхам. Это я писал как помните на аббас форуме

Приветствую Улдыс. 6ГД1 у меня пока что нет и он вроде бы НЧ-СЧ до 6кгц. Хотя как то слушал в неглубоком рупоре 25ГДН4. тоже НЧ-СЧ до 6кгц. вполне, вполне. А 5ГД1 есть и он более широкополосный. Но капризный до немогу, в рупор не очень хочет. Серединка у него действительно сказочная. вот именно из-за нее.Ну а низа - в щите конечно их мало, буду думать как их повысить  и не навредить той серединке, если это возможно, уж очень он нежный.

  • Thanks (+1) 1
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Может есть смысл вообше из тракта убрать Г811, со всеми её условиями? А на её место переставить каскад на 2А3. А в предварительном поставить ГИ-3. 
    • С удовольствием следил за Вашей темой. Делать не стал по нескольким причинам. Из них: 1. Дороговизна.... -  на 1 канал 12 ламп...12 панелек. Посчитайте сколько выходит. 2. Навесным монтажем делать долговато. Значит, предстоит заморачиваться изготовлением платы. 3. Блок питания особых отличий не имеет, конечно, - кто-то ставит 200мкф суммарно, а кто-то 2000мкф - это больше дело вкуса, если говорим о привычных темах. Но на такое кол-во ламп вряд ли 200мкф прокатит. Значит сильно больше надо. 4. Если анодным током схема никого особо не впечатлит, то накальным - очень даже. Значит, одним трансом типа ТАН вряд ли можно ограничиться. Напрашивается раздельное питание анодное и накальное.  И таких каналов ДВА ШТУКА. Все сказанное умножаем на два.  Одним словом если, - высокой выходит себестоимость. И по времени изготовления тоже большой. Два лагеря условно существует, - противники выходных трансформаторов и почитатели. Вторых сильно больше выйдет, если начнут скурпулезно считать затраты, а не в первом приближении, как я сейчас. Как звучит? - ну, это совсем уже на любителя. Далеко не всем нравится звучание ОТЛ. Вот потому и нет ажиотажа. Повторюсь, тема интересная...с удовольствием следил за ней. Но повторять не стал. А вот другую, где в основе 6с33с и схематика Броски, за 2 вечера собрал на макетке.  По деньгам дешевле...по времени изготовления тоже в выигрыше. Неделю-другую слушал. Да вроде как все хорошо, придраться не к чему. Но воплощать в законченную конструкцию не стал. Наверное, я почитатель выходных трансформаторов. Ну...пусть так. Мне реально проще за 1 день намотать 2 выходных трансформатора, чем....читаем выше... Вы, пожалуйста, не падайте духом.....и не обижайтесь ни на  мои слова, ни на то, что особой народной движухи Ваш проект не получил.
    • Домой. Однотакт на ГМ-70 уже есть и периодически эксплуатируется, поэтому нагрев представляю какой будет.  Собственно, прогон макета анодного БП дал это понять - тепловентилятор получился хороший. Полтора киловатта в тепло будет примерно. С одного канала. Это если в классе А. Если в АВ - в покое конечно будет греться сильно меньше. Опыт намотки ВВ-трансов есть. Если напряжения не сильно большие и нет гуляющих ВЧ-токов - проблем не так много. Я анодник специально мотал под не сильно большое напряжение и применил мост из газотронов - ибо для 2ПП выпрямителя хоть и потребовалось бы вдвое меньше газотронов, но пришлось бы мотать вторичку со средней точкой на вдвое бОльшее напряжение - и вот там без пропитки не обошлось бы точно. Благо имеется опыт намотки анодника для мощной катушки Тесла - на 5кв (и опыт с его пробоем и перемоткой уже с эпоксидкой - но в тесле есть ВЧ-токи, которые способствуют пробою из-за возникающего барьерного разряда, а в усилителе такого нет). Но анодник анодником, а вот изоляцию выходников надо будет сделать гораздо более могучую - из-за нестационарного характера гуляющих по нему токов (и возникающих из-за этого выбросов, способствующих пробою как никогда).
    • Это да, только вот если печку включить, или духовку - примерно то же самое.
    • При отсутствии заливки/пропитки чем закрывать последний слой совсем не важно. Даже не знаю как это предложить. Я бы трансы испытал, переменкой обязятельно. Но вот проблема - емкости наверно значительные. А частичный разряд (предпробойное состояние) не измеришь просто так. Труды точно титвнические. Некоторых с меньшими коробочками гоняют за порчу вида и неудобства протирания пыли под... И вот еще что, не смог найти первоисточник. Может конечно в Цыкине было. Толщина каркаса должна быть не менее 5мм текстолита при 2 кВ. Ниже будет фото от трансформатора от ТУ-600. Обратите внимание, что от обмотки до сердечника расстояние, на глаз, около 10 мм. Как бы чего нв вышло, в вашем случае.  Взято из рубрики "Куплю"
    • Согласен. Деформация твердотельная. Что-то напоминает "Лампа начинает звучать за пределами ОБР". А так совсем не то.
    • Это домой , простите или в клуб куда . Не ерничаю . Просто у меня  как то были блоки на ГМ70, так после 2 часов музицирования становилось гораздо теплее .
    • Приводил ДД данные, а он сам уже врядли помнит
    • Никита привет. Из перечисленных ламп (и с перечисленными трансами) на мой взгляд отлично должна спеться 807-я. К стыду, сам я с нею не возился, но всё что знаю о ней внушает уважение. Еще думаю Г412-413 должны здесь интересно себя проявить. А есть ведь и Ал-Ел и АС-Реп'ы всякие...  Что же до 6П3с - не знаю, боюсь предсказать, субтильность в ней некоторая...  - но если трансы есть, то 20 ударов паяльником, не проблема, и будем знать... Кстати, у нее ведь даже цоколевка та же, что у КТшки. Если найду, быть может, попробую сунуть и подстроить, и если будет что рассказать, обозначу (ибо макет еще не развалил). 
    • Прогрыватель с тангенциальным тонармом biotracer(электромагнитное демпфировсние в обеих плоскостях, электронная регулировка прижима). Все функции работают, внешнее состояние на 4, крышка полировалась. 100в. Продается в городе Новочеркассе, Ростовская обл, можно прийти посмотреть. Возможна отправка тк. Стоимость проигрывателя 30 тр. 
    • Моточные изделия просто красавцы!
    • Можно ли применить (если уж 6Ж4!) старые  добрые 6п3с-6п7с-г807? 
    • Помимо пары опечаток, упустил и пару моментов. Чувствительность схемы примерно 1 вольт, межкаскадный кондер 0.15...0.33 мкф по вкусу (ну и по измерениям), разница небольшая, но есть.
    • Приветствую всех! Идея данного проекта родилась достаточно давно. Ещё более десяти лет назад, когда я дособрал свой SE на ГМ-70, я сразу стал думать об усилителе на лампе ГУ-48. Почему именно эта лампа? Даже не знаю, понравилась она мне чисто визуально. Или же тот факт, что самый дорогой серийный усилитель был собран на такой лампе - сейчас я уже и не вспомню. Хотя изначально колебался между ней и ГУ-81М - тем более, что будучи неразумным студентом, даже думал именно на ней собрать однотакт - и даже создал на старом аудиопортале таковую схему (где и был высмеян - вполне себе за дело). Но к ГУ-48 "душа лежала" чтоли больше... Хоть и мощности с неё снять можно меньше (но так ли это важно, если мощность приближается к сотне ватт?) В общем, старт проекту был дан в 2021 году - начал собирать первые детали. Тогда же и сформировалась концепция - двухтактник в класса А2 или АВ2 - в макете хотелось бы опробовать оба режима. И тут конечно у читателя возникнет первый вопрос - ЗАЧЕМ? А просто потому, что мне захотелось. Сделать усилитель, который посути, никто (или почти никто) не делал - однотакт на этой лампе изделие хоть и сложное, но раз уж оно даже до серийного дошло - то не такое уж и уникальное. А уж самодельщиков этот однотакт сделавших - вполне себе достаточное число. В общем, двухтакт так двухтакт, решил я - проблем с подмагничиванием нет, при тех же габаритах выходника получаем и полосу шире (в теории) и КПД выше (для класса АВ) или выше мощность (для класса А). В А2 я прикинул - это более 200вт. Для АВ2- в теории до киловатта (в реальности думаю поменьше, но всё равно). К сожалению, проект был заброшен на два года и "воскрес" только в 2023 году - тогда же закупился проводом и началась намотка трансформаторов. Неспешная, но началась. И теперь можно рассказать про саму концепцию этого усилителя. Полностью трансформаторный трёхкаскадный или четырёхкаскадный усилитель (если первый каскад и будет, то он будет тоже трансформаторный) - и за исключением первого каскада (если он будет) - полностью двухтактный. Драйвер - на лампах 6С4С в PP (класс А1) + Г-811 в PP (класс А2 - лампы эти очевидно работают только с токами сетки), первый каскад (который раскачивает 6С4С) - на мелкой лампе (тестил с 6Э5П), но повторюсь - не факт, что этот первый каскад будет - можно раскачивать 6С4С через повышающий входной транс - у меня весьма мощный пред, которому это под силу. В итоге первая "прикидочная" схема выглядела примерно так. По итогу макетирования драйвера поменялся коэффициент трансформации межкаскадников - он стал 3 к 1. И я усомнился, что смогу сделать приемлемый уровень фона с накалом переменным током. Поэтому на данный момент накал всех ламп планируется постоянным током. А может быть, даже стабилизированным (но  вероятно - это будет касаться только драйвера - сделать стаб на 20а и 10в та ещё задача). А тут собственно фото первых двух каскадов драйвера - на входе поставил 6Э5П, работающую на фазоинверсный трансик от УПВ-1,25 (который, впрочем, оказался весьма "кривым" и я буду мотать свой транс), которая раскачивает уже 6С4С. Режим ламп прямо сейчас особо не вспомню, но всё заснято на видео (есть целая серия видосов по этому проекту у меня на канале - ссылку напишу в конце поста), и можно всё найти и понять что и как весьма подробно. Тут ещё на выходе 6С4С стоит ТПП-322, чисто посмотреть как оно работает (и протестировать его в качестве УМ в RMAA - посмотреть искажения... Кстати, искажения удивили - на небольшой мощности я намерял 0,08% гармоник (что весьма порадовало). Ну а далее... Подрубаем Г-811 (собрав макет на отдельной фанерке со своим собственным БП на 1100в). И намотав конечно же межкаскадные трансы как на выход 6С4С (на железе от ТС-250), так и на выход Г-811. И вот если первые особенного из себя мало представляют (лампа то низкоомная!), то про вторые можно (и нужно!) рассказать подробнее. Дело в том, что Г-811 это лампа весьма специфическая. Это слабо сказано. Я бы сказал, лампа "упоротая" во всех смыслах. Огромное (даже дичайшее) усиление для триода, высокое внутреннее сопротивление, высокое анодное.. Работа с токами сетки по-умолчанию... И это приводит к тому, что для этой "упоротой" лампы нужен точно такой же упоротый транс. Пентодный. Ибо лампа посути - триод с пентодными характеристиками. По итогу изготовлено аж ТРИ итерации выходного (драйверного) транса для этого собственно, драйверного каскада. Железо - от ТС-310. Схема намотки такая: На каждой из двух катушек: сначала секция первички - 8 слоёв провода 0,355 по 230 витков в слое, всего 1840 витков. После - вся вторичка, 6 слоёв провода 0,45мм, по 193 витка в слое, всего 1158 витков. И после - вторая секция первички, тоже 1840 витков в 8 слоях. Межсекционная изоляция - 4 слоя электрокартона 0,5мм, межслойная - бумага 0,1мм. Первички соединяются перекрётстно, вторички - последовательно. Межобмоточная ёмкость такого транса - меньше 1нф, и этого достаточно, чтобы полоса на полной мощности была 10Гц-25кГц (а малосигнальная ещё шире), что более чем достаточно. Режим работы ламп - анодное чуть меньше 1100в, смещение +15в (подавал с лабораторного БП - удобно при макетировании), ток порядка 50мА. Лампы вообще довольно "дубовые" - спокойно рассеивают на аноде более 60вт без покраснения анодов. В итогу на выходе драйвера (на нагрузке в 1кОм) получал неискажённую мощность около 40Вт - что должно с лихвой хватить для раскачки ГУ-48. На фото межкаскадный транс, да. Пока замотал снаружи лакотканью, но мож смотаю её и накручу электрокартон с эпоксидкой - так прочнее. Кстати! Каскад был отслушан в качестве УМ (в моно, конечно), для этого я на выход ставил обычный ТАН-138 и накальные обмотки на акустику. Звук очень даже порадовал - вообще прям вот ОНО для рока и металла! Ну а дальше уже можно было приступать к намотке разных моточных изделий. Например, анодные трансформаторы для выходного каскада. Катушки анодников. Первичка - 2мм проводом, вторичка - 0,67мм (по лаку 0,71) - на напряжение 2100в переменки. Готовые анодники. Железо ОСМ-1,0. Накальные трансформаторы выходного каскада. Два собственно на лампы (они по краям), а два... Да, для газотронов. БП выходного каскада на напряжение порядка 2,5кв решено было делать газотронным. Почему? Потому что мне так захотелось - на диодах может сделать каждый, и это тупо не интересно. А вот поставить столь забытую уже сейчас технологию - почему бы и нет? Тем более интересно, что из этого получится. Спойлер - БП был вполне себе отмакетирован и получены первые результаты. Да, на фото трансы ещё без выводных колодок - но сейчас это уже доделано. Или вот дроссели питания выходного каскада (железо ОСМ-0,16). А вот и макет собтвенно, выпрямителя. Тут всё просто - анодник подаёт напряжение порядка 2100в на газотронный мост из газотронов ГГ1-2/5. После моста сразу же - 6мкф 3кв КБГ-П, после - первый дроссель, за ним - 100мкф 3кв К75-40А, после второй дроссель - за ним ещё такй же кап. Дроссели порядка 1Гн (у первого зазор больше чем у второго) - после экспериментов понял, что можно было бы смело мотать сильно на бОльшую индуктивность, но посути и так запредельно всё - пульсации на нагрузке (блок из 12 резисторов ПЭВ-100 общим сопротивлением 6кОм, обдуваемый вентилятором от микроволновки) составляют не более 10-15мВ, форма пульсаций - чисто синус 100Гц. Кто-то конечно спросит, почему взял именно такие газотроны? Всё просто - они были выбраны по причине их доступности, дешевизны, и что характерно, вполне доступных панелек (подходят от ГМИ-83 и их можно купить в отличии от ГГ1-0,5/5, у которых панельки гораздо более редкие и проще сразу с нуля самодельные точить, что более трудоёмко и дорого). Кроме того, они... внезано, светятся! Да, ГГ1-0,5/5, несмотря на более "красивую" форму колбы, даже в полной темноте вообще не видно что светятся, ибо полностью экранированы. А у 2/5 есть вполне себе такое "окно" из сеточки, через которое разряд весьма ярко виден. Ну и последнее - запас по току, что оказалось весьма полезно (не факт, что более слабые газотроны выдержали бы такое издевательство, как работу сразу на кап 6мкф после моста!). Да, у них есть один недостаток - это весьма злой накал (6,3в 7,5а), но учитывая общую масштабность проекта это не имеет никакого значения.. Накальники уже намотаны и работают весьма исправно.. Гоняю на макете сейчас, экспериментирую. Помехи кстати газотроны особо не производят. Поначалу были "иголки" колебательных процессов, когда мост работал сразу на дроссель, Сейчас, когда поставил сразу после моста кап, это явление ушло как класс. Да, вот так светятся газотроны во время работы. Глазом конечно не так ярко - но тем не менее. Ртутные были бы ярче и красивее, но они дороже и более редкие, увы. Вообще, есть идея собрать газотронный выпрямитель и для драйвера - да ладно идея - уже закуплены ГДРовские газотроны G10/1DV (которых с лихвой хватило бы и на саму ГУ-48, но они будут запитывать драйвер, да. Вот такие. Да, у них американский цоколь аля та же 811я, 300В и иже с ними, что весьма удобно (панельки есть любые и в огромном кол-ве, я себе заказал тоже байонетные, и колпачки на анод тоже). В общем, вот такой проект. Ещё предстоит намотать ТОННЫ железа буквально - моточные изделия под весь драйвер, ну и конечно - выходники - на стержневом железе ОС-2,5 (стержневые трансы со скруглённым керном - будет удобно изготавливать каркасы и мотать тоже!). Вот их фото. В общем, как-то так. Кто дочитал, тот молодец. Принимаю конструктивную критику (а не всякое "зОчем, нахрена, если есть шЭсть_пэ_тройка" или подобное), ну и конечно - последнее на данный момент видео из цикла видео про этот усилитель на моём канале, как же без этого.  
    • Отмакетил "простенький-быстренький" однотакт. Получилась в каком-то смысле незаурядная штука. Давайте дадим ей имя, что ли - нынче это модно. Допустим. "Офит". Ну да, смысла никакого, зато на его фоне имя "Неофит" наливается особым содержанием и величием. Хоть какая-то польза. Смысл захода - утилизировать факт многоотводности вторичек у некоторых популярных у энтузиастов фабричных выходных трансов приличного уровня. Просто сам факт этой многоотводности, если поглядеть на тему через ректоскоп, позволяет без особых обвесов сбацать комбинированную ОС, наделяющую усил любопытными свойствами.  Хороший, довольно благозвучный результат получается при использовании в схеме пары Еф14-Ел156 (с немножко другими номиналами). Но чтобы снизить градус выпендрежа, решил рассмотреть более демократичную версию, по параметрам и звучанию тоже довольно интересную: драйвер 6Ж4, выходная КТ88 (но только настоящая, от GEC; предсказать результат при использовании их современных версий не могу, их у меня нет).  Полоса у усила достаточно широкая, особенно если смотреть малосигнальный режим. Конечно, инфранизкие ни Хашимота, ни Тамура в полный уровень ни за что не дадут, но смысл не в том, чтобы сыграть в полную мощу 5 гц, а в том, чтобы воспроизвести "басовый пакет" без фазовых скруток в области даже глубоких НЧ, типа 30...50 гц. Тогда басовый НЧ регистр получается взрослый, сухой, глубокий, читаемый, разнообразный, жизнеподобный и так далее. Поэтому - да, 8 ...10 гц и даже ниже схема воспроизводит практически в 0 дб, но просматривать их на осциллографе лучше в малосигнальном режиме, чтобы не испытать устойчивый рвотный рефлекс... При этом, повторюсь, даже инфрачастоты вполне терпимые, если потихоньку, и здесь музыкальная статистика на нашей стороне, что же до Нч привычного "музыкального" регистра, то они получились вполне достойные. Впрочем, и Вч, надо сказать, тоже нормальные - полоса "вверх" достаточно широкая.  Скажем, с Хашимотой Н-20-3.5 на 8-омном выводе (в малосигнальном режиме, чтобы не расстраивали инфра-НЧ) получился диапазон примерно от 5...6 гц до где-то 160 кгц (при неравномерности в 1 дб). Вторичка подключена к земле, но немного проктологически. С 7002-й Тамурой полоса поуже, но тоже порядка 60-70 кгц "в полку". Максимальная мощность при питании 340 вольт около 8 Вт (менее 1% 1 кГц). Но ток более 100 ма является уже стрессовым для рассматриваемых трансов (что бы они там ни писали в своих бумажках). Поэтому по мне лучше снизить питание вольт до 300...310, и тогда ток покоя 88-й, соответствующий минимуму гармоник, уменьшится до миллиампер 90...100 - да, максимальная выходная упадет ватт до 6-7, зато трансам будет проще резвиться в НЧ регистре превозмогая характерную для них (и несколько чуждую для нас) клацающую "японскую" подачу. На 16-омном выводе данные поскромнее, но тоже вполне - герц от 8...10 до примерно 120 кГц (это если говорить за Хашимоту). А 4-омный выход, если честно, не посмотрел, но уверен, что и там показатели вполне годные. Ток покоя регулируется резистором в катоде выходной лампы. Очень заметное влияние на звучание оказывает резистор в аноде драйвера (его желательно выбрать не только благозвучным, но и достаточно мощным - хорошо, если бы чтобы он имел "терпимую рукой" температуру. Важен, понятное дело, и межкаскадный кондер. На удивление прилично прозвучал фторопластовый v-cap, Картонный Дуелунд не сказать чтобы разочаровал, но так... Зато МКВ оказался весьма в тему, а лучшим (и это объяснимо) проявил себя старенький, еще времен Кондо, серебряный АудиоНот 0.33/630. Но на то он и раритет, у него работа такая. Схема несложная, всего дюжина деталей. Подача конечно своеобразная, не такая как у моего нынешнего любимчика безОсного прямонакального пентодника, но должен признать - звучание имеет свои явные плюсы, так что рискну рекомендовать. Конечно, с моей точки зрения самое интересное - это как раз сравнительное обсуждение звучания и "подачи" разных схемных решений и концептов, но здесь я этого даже и начинать не хочу.  Ну а схема вот.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      8.8k
    • Total Posts
      97.2k
×
×
  • Create New...