Jump to content

Высокодобротные ШП в рупоре.


Recommended Posts

Читаю эту тему - словно смотрю сериал а-ля Санта Барбара. Какой это уже сезон?  Взбадривает.... )

 

П.С. А если ближе к теме, в неглубоком рупоре-щите прекрасно играют некоторые достойные динамики с разумно высокой добротностью, например изделия известных немецких мануфактур, особенно на подмагничивании. И даже "зелёная" бюджетная Саба может сыграть, если делать всё с умом и пониманием процесса... Продолжать мысль дальше смысла не вижу, толку ну будет всё равно. )

  • Like (+1) 1
  • Thanks (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

  • Replies 94
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

2 часа назад, S.Laptev сказал:

1.Ваши эксперименты опровергают все законы физики.

2.Тратите на  рупоры драгоценное время, рупор в комнатах 18 - 20 метров это тупик, никто не делает уже много лет.

3.Тоже самое, что если бы в театрах певцы пели бы в рупора жестяные, в которые в фильме волга - волга кричал капитан.

1.Не опровергают, а дополняют.И законы физики таки постоянно дополняются. а некоторые и опровергаются. нормальное дело.

2. А при чем тут кто то, он что, вместо меня будет в моей КдП слушать?

3.А вы никогда не задумывались почему раньше открытые площадки для музыкальных выступлений почти всегда накрывались чем то в виде ракушки? Не сараем каким то, а именно в виде ракушки. некое подобие рупора.

Link to comment
Share on other sites

И так эксперименты с 5ГД1 проведены и вот какие результаты мне показались значимыми( может кому то пригодится).
Сначала про дины, поврежденные и подвергшиеся ремонты, в частность склейке порванного диффузора. У меня не так уж и много было таких, но обычно я делаю с ними следующее - гоняю их бе АО, голенькими на разной музыке и смотрю-слушаю-слежу за их поведением. Если они хорошо переносят такой тест. то в дальнейшем вполне успешно работают и в АО. Если нет - в чулан, в закрома.
Как уже говорил у меня 2 хороших 5ГД1 и 1 клееный. Проверил, прогнал все три без АО. Все три вполне знатно отыграли. из чего я сделал заключение, что 2 хороших на полочку, а с клееным можно дальше работать, помещая его в разные АО. И это была моя ошибка. ибо 5ГД1 не как все, это особый коленкор, тончайшая штучка.

Link to comment
Share on other sites

Волею случая первым АО было странное исполнение Н-фрейм-рупоров, сдвоенных. фронтального и тылового. Ибо в нем ранее высокодобротные ШП до 8" включительно очень неплохо себя показывали. Думал, что и с 5ГД1 будет так же, но это была моя вторая ошибка. Ибо эта штучка повела себя не как все остальные ранее. И выразилось это в перегрузе на определенных частотах. Если их не было в музыке, то дин хорошо звучал, но стоило им там появится. то происходила буквально катастрофа и слушать становилось невозможно. Чего я только не передумал и начал грешить на динамик, что он не способен в таком АО работать в принципе, что это его родовая особенность. И это оказалось правдой, но только отчасти, основное было в другом.

Link to comment
Share on other sites

Возвращаясь к моим экспериментам. Такое нетипичное поведение дина( перегруз на отдельных частотах) оказалось следствием его ремонта. Установка хорошего сняла проблему почти полностью, хотя осадочек остался. И осадочек этот - 5ГД1 в рупоре( в разных рупорах) звучит все же хуже, чем в большом щите 600Х800мм и это хорошо слышно. Хотя на высокодобротный ШП меньшего размера этот эффект практически не ощущается, по крайней мере лично я этого не слышу. А вот с 5ГД1 слышу четко. Почему так? Тут могу только предполагать. И так - достаточно большой размер диффузора. Очень тонкая бумага в нем. Маломощный "мотор". Очень высокая чувствительность. Это не первый взгляд. Может еще что то, например особая АЧХ, особый характер импеданса. Ну и по результату выходит, что такие высокодобротные ШП динамики в рупорах будут иметь некие проблемы и будут уступать их звучанию в больших щитах. Устранимы ли эти проблемы? Скорее всего да, чем нет, но тут потребуются танцы с бубном. а то и еще с какими то дополнительными инструментами. Хотя очень высокая чувствительность таких динамиков возможно и не требует их помещение в рупор, и так может хватить. Вот такие мои выводы по результатам экспериментов с 2-мя динами 5ГД1 в разных АО.

Link to comment
Share on other sites

Ну и немного фото экспериментов. Первое - другой рупор, значительно бОльший. Второе - малый типа "щит". Третье - большой щит 600Х800мм. В рупоре( в обоих, в том числе и в Н-фрейм рупоре) на очень небольшой мощности прекрасно слышно звучание синуса от 20гц. При минимальной громкости - от 60гц. В малом "щите" при небольшой мощности( не минимальной, а чуть выше) очень тихо слышны частоты от 200гц, более-менее слышно становится значительно выше. В большом щите - очень тихо от 100гц. Ну и теперь надеюсь становится понятно почему 5ГД1 в большом щите звучит лучше, чем в рупорах - да потому, что он вообще не нагружен там на низах от слова "совсем". особенно на частотах собственного резонанса в 65гц. В рупоре же все значительно по другому, очень по другому с низами. Там дин нагружен уже с 20гц. правда если они есть в записи, в музыке. Вот почему поврежденный и отремонтированный динамик так необычно себя вел там, а хороший все же уступает по звучанию щиту. Но это для динов типа и размера 5ГД1. на более мелких и не с таким тонким диффузоров и менее чувствительных, с бОльшими "моторами" все значительно лучше в рупорах. Ну а их(рупоров)преимущества никуда не деваются - отдача возрастает, особенно на низах. частотный диапазон расширяется вниз, звук приобретает бОльшую фундаментальность, основательность при минимальном вреде для СЧ диапазона - явно положительное влияние. Но вот на динах типа 5ГД1 все становится не так очевидно, тут уже придется выбирать - рупор или щит. Хотя если танцы с бубном вокруг рупора вдруг получится хорошо станцевать. то может тогда рупор будет предпочтительнее. Вот такие выводы. Кто то сможет оспорить?

412493982.JPG

412493983.JPG

412493984.JPG

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Normann сказал:

Читаю эту тему - словно смотрю сериал а-ля Санта Барбара. Какой это уже сезон?  Взбадривает.... )

 

П.С. А если ближе к теме, в неглубоком рупоре-щите прекрасно играют некоторые достойные динамики с разумно высокой добротностью, например изделия известных немецких мануфактур, особенно на подмагничивании. И даже "зелёная" бюджетная Саба может сыграть, если делать всё с умом и пониманием процесса... Продолжать мысль дальше смысла не вижу, толку ну будет всё равно. )

Приветствую Сергей, приятно Вас тут слышать - видеть. Как давно мы встречались. целая вечность прошла. Был у вас и слушал еще прежнюю вашу концепцию акустики, ту громадину с небольшим фронтальным СЧ рупором и огромным тыловым. И пищалкой, смотрящей назад.Очень был впечатлен результатами прослушивания, музыкальная ясность и чистота меня тогда просто поразили.Хотя, честно скажу, были и вопросы, но я их задавать не стал. ибо музыка перевесила все остальное. а музыка первична, остальное все наносное. А вот последующую вашу акустику щиторупора я не слышал, хотя слушал что то подобной у Александра Князева, земля ему пухом. Но именно тогда я и понял, что теория теорией, но высокодобротные ШП могут очень хорошо звучать в рупорах и ничто им там не помеха. Ну и отсюда пошло-поехало и едет до сих пор. Из последнего, сейчас разобрано, слишком большое получилось, но играло хорошо. Высокодобротный 8" ШП дин хоть и клееный. но играл без нареканий, не то, что 5ГД1. Хотя 5ГД1 выше классом. тонкая штучка.

новая конфигурация 002.JPG

запись роликов 001.JPG

Link to comment
Share on other sites

8-гранный рупор вполне внушает. Не пробовали подрезать 5ГД по нч, герцах на 120? Здесь важно оставить резонанс вне рабочей полосы .Допускаю, что зазвучит - но оценивать желательно на голосе а капелла, потому что бумканье уйдет, и иллюзия полновесности пострадает. И для этого, допускаю, проще подрезать сигнал на входе УНЧ.  А если на выходе - то, наверное, резистор 8 ом через дроссель, впараллель этой цепи динамик с последовательно включенным конденсатором; номиналы дросселя и конденсатора считать как элементы фильтра на 100...150 гц (это позволит стабилизировать импеданс нагрузки усила - хотя бы в первом приближении). Если решите попробовать, поделитесь впечатлениями - заранее спасибо

  • Thanks (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, Евлампий сказал:

8-гранный рупор вполне внушает. Не пробовали подрезать 5ГД по нч, герцах на 120? Здесь важно оставить резонанс вне рабочей полосы .Допускаю, что зазвучит - но оценивать желательно на голосе а капелла, потому что бумканье уйдет, и иллюзия полновесности пострадает. И для этого, допускаю, проще подрезать сигнал на входе УНЧ.  А если на выходе - то, наверное, резистор 8 ом через дроссель, впараллель этой цепи динамик с последовательно включенным конденсатором; номиналы дросселя и конденсатора считать как элементы фильтра на 100...150 гц (это позволит стабилизировать импеданс нагрузки усила - хотя бы в первом приближении). Если решите попробовать, поделитесь впечатлениями - заранее спасибо

Спасибо Михаил. Конечно буду пробовать, только немного отдохну. Несколько умудохался с тасканием усилителей, рупоров, щитов, установкой туда дина, пайкой и т.д и т.п. Вообще то не очень люблю что то там  отслушивать, больше предпочитаю слушать музыку без напряжения. Но тут особый случай - хороший ШП дин и их есть у меня, давно лежат, давно хотел ими заняться. Но вот не все так просто с ними оказалось, как я думал. Так что в том граненом рупоре и буду в дальнейшем его пробовать. Н-фрейм рупор не для него оказался.

Михаил, а может начать просто с индуктивности, фильтр первого порядка? Или не прокатит?

Link to comment
Share on other sites

Привет, Юрий. АС у меня сейчас те же самые, к счастью (оформление), а вот динамики другие в них работают... Полоса одна. Фронтальников для себя лично не строил, всё же предпочитаю гибридный фронт-тыл, а вот для товарищей было сделано предостаточно. Периодически слушаю в гостях на посиделках. )))

  • Thanks (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, чатем сказал:

Спасибо Михаил. Конечно буду пробовать, только немного отдохну. Несколько умудохался с тасканием усилителей, рупоров, щитов, установкой туда дина, пайкой и т.д и т.п. Вообще то не очень люблю что то там  отслушивать, больше предпочитаю слушать музыку без напряжения. Но тут особый случай - хороший ШП дин и их есть у меня, давно лежат, давно хотел ими заняться. Но вот не все так просто с ними оказалось, как я думал. Так что в том граненом рупоре и буду в дальнейшем его пробовать. Н-фрейм рупор не для него оказался.

Завет Бориса Борисовича "не ждать, а брать в руки пилу"  ты воспринял буквально, как жизненное кредо!  )

  • Like (+1) 3
Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Normann сказал:

Привет, Юрий. АС у меня сейчас те же самые, к счастью (оформление), а вот динамики другие в них работают... Полоса одна. Фронтальников для себя лично не строил, всё же предпочитаю гибридный фронт-тыл, а вот для товарищей было сделано предостаточно. Периодически слушаю в гостях на посиделках. )))

Очень приятно, что у Вас вкусы не поменялись, звучание обалденное. Хотя я и стремился получить что то похожее по чистоте и ясности( отсюда и увлечение однокаскадным усилением), но пока что не достих того уровня, который у вас есть и был уже тогда, очень давно. И именно Вы и Борис Борисович, земля ему пухом, были теми людьми, которые меня сподвигли на мои эксперименты с рупорами.

  • Like (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Normann сказал:

Завет Бориса Борисовича "не ждать, а брать в руки пилу"  ты воспринял буквально, как жизненное кредо!  )

Именно так. Его подарок 8" ШП филипс работают у меня на даче в большом рупоре, хорошо звучат.

  • Like (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, чатем сказал:

1.Не опровергают, а дополняют.И законы физики таки постоянно дополняются. а некоторые и опровергаются. нормальное дело.

2. А при чем тут кто то, он что, вместо меня будет в моей КдП слушать?

3.А вы никогда не задумывались почему раньше открытые площадки для музыкальных выступлений почти всегда накрывались чем то в виде ракушки? Не сараем каким то, а именно в виде ракушки. некое подобие рупора.

Законы физики непоколебимы, никто их пока не опроверг, теория рупора, она ещё с позапрошлого века, ничего нового вам придумать не удастся!

Чужой опыт весьма полезен, позволяет сэкономить время, оно ценно, особенно в нашем возрасте, он, чужой опыт, позволит потратить время на что нибудь другое, на усиление, например. И вдруг окажется, что вы неправильно слушаете и не так совсем, как надо? Посмотрите, тут есть ветка про рупорные колонки, она аж на 7 страницах, а рупорные описаны только одни, не считая картонного макета от ув. Агата.

А вы не задумывались над тем, что ракушка совсем не похожа на рупор? На 360 градусов не похожа и с точностью до наоборот! Она концентрирует звук на публику, фокусирует её на неё, как вогнутая линза. Да и комната не танцплощадка, там да, в кинозале ещё самое место для рупоров, для этого их, рупора и придумали великие американские инженеры!

  • Like (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, S.Laptev сказал:

И вдруг окажется, что вы неправильно слушаете и не так совсем, как надо?

Да наверняка. Я это давно чувствую, только доказать никак не могу. Только вот вопрос - а как надо и как правильно? Физика об этом что то говорит?Или какая другая наука? Теория как надо и как правильно - она есть, существует? Вот видите, одни только вопросы.однозначных  ответов на которые нет пока, психиатры плохо работают, не додумались пока.

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, S.Laptev сказал:

А вы не задумывались над тем, что ракушка совсем не похожа на рупор? На 360 градусов не похожа и с точностью до наоборот! Она концентрирует звук на публику, фокусирует её на неё, как вогнутая линза. Да и комната не танцплощадка, там да, в кинозале ещё самое место для рупоров, для этого их, рупора и придумали великие американские инженеры!

Ну если бы она фокусировала, то тогда звук хорошо слышала бы та часть публики, которая находилась на оси ракушки. А такого нет и звук хорошо слышат все зрители в пределах посадочных мест. А почему так? Да все просто - от стен ракушки звук отражается во все стороны и нет острой диаграммы направленности в пределах зрительного зала, всем все слышно.

И рупора великие американские инженеры придумали  потому, почему и я их использую - усиления не хватало, чтобы нормально озвучить кинозалы и мою КдП.

Link to comment
Share on other sites

35 минут назад, чатем сказал:

Да наверняка. Я это давно чувствую, только доказать никак не могу. Только вот вопрос - а как надо и как правильно? Физика об этом что то говорит?Или какая другая наука? Теория как надо и как правильно - она есть, существует? Вот видите, одни только вопросы.однозначных  ответов на которые нет пока, психиатры плохо работают, не додумались пока.

Если слЫшите неправильно, значит надо учиться слушать правильно, для этого у вас есть все возможности, Москва - столица правильного звука исторически. Конечно есть, и физика и акустика и психоакустика... И теория правильная есть, и позапрошлого века и прошлого и нанешнего и трудов из стен МТУСИ. Психиатры работают не очень хорошо, но местные на пять, сразу диагностируют индуцированный бр...д! Не слушать их, а сразу гнать!

26 минут назад, чатем сказал:

Ну если бы она фокусировала, то тогда звук хорошо слышала бы та часть публики, которая находилась на оси ракушки. А такого нет и звук хорошо слышат все зрители в пределах посадочных мест. А почему так? Да все просто - от стен ракушки звук отражается во все стороны и нет острой диаграммы направленности в пределах зрительного зала, всем все слышно.

И рупора великие американские инженеры придумали  потому, почему и я их использую - усиления не хватало, чтобы нормально озвучить кинозалы и мою КдП.

Вот видите, везде физика, смотрите на вогнутую линзу, точнее на фрагмент её и сразу понимаете, что она не рупор ни разу и отражает долеко не во все стороны.

У вас явно не хватает, поэтому и надо заниматься мощностью.... и у вас далеко не кинозал. А у американских инженеров мощности было выше крыши и с запасом, это история уже, тоже наука, факт.

Link to comment
Share on other sites

28 минут назад, S.Laptev сказал:

У вас явно не хватает, поэтому и надо заниматься мощностью.... и у вас далеко не кинозал. А у американских инженеров мощности было выше крыши и с запасом, это история уже, тоже наука, факт.

Не хватает, но заниматься - значит делать два, три каскада - имею такие усилители, но слушать их не тянет особо.

Ну а у американских инженеров это потом стало хватать, а пока были однотакты, явно не хватало, потому и рупоры появились - общеизвестный факт.

Link to comment
Share on other sites

Навеяло:

Когда лютня упала
Струна звучит все слабей
Когда речь отзвучала
Бледнеет память о ней

У меня так не получается. Почему так?
И так по результату прослушивания НЧ синуса на одной и той же мощности уровень слышимой громкости на 60гц в рупоре аналогичен примерно уровню частоты 300 гц в большом щите 600Х800мм. Разница, как видите существенная. Так почему же, когда начинаешь слушать свою любимую музыку. которую очень хорошо знаешь и помнишь буквально каждую ноту, такой кардинальной разницы у рупора и большого щита на НЧ и в помине не остается? Есть ответ на эту загадку? У меня есть предположение. А у кого есть какое мнение на сей счет.

Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, чатем сказал:

Не хватает, но заниматься - значит делать два, три каскада - имею такие усилители, но слушать их не тянет особо.

Ну а у американских инженеров это потом стало хватать, а пока были однотакты, явно не хватало, потому и рупоры появились - общеизвестный факт.

Это странно, усилитель на одной лампе, да однокаскадный, суть техническое недоразумение, значит надо учиться правильно слушать и делать учиться правильные усилители.

У американских инженеров всего сразу хватало и мощности тоже, у них были мощные усилители на четырёх лампах 211, 212, 845 по два баллона в плечо, многокаскадные, двухполосные даже, на высокие и низкие отдельно, для больших залов и были маленькие, контрольные усилители и для малых залов в кино и для школ и колледжей разных на одной лампе 300В однотактные и на двух, двухтактные... динамики были обычные, прямого излучения в небольших ящиках с легендарными динами WE755, например и с другими, в больших залах на бас были просто щиты и линзы Шредера типа, и да, компрессионные драйвера на верх - общеизвестные исторические факты!

  • Like (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, S.Laptev сказал:

Это странно, усилитель на одной лампе, да однокаскадный, суть техническое недоразумение, значит надо учиться правильно слушать и делать учиться правильные усилители.

В свое время в ПушПулах отказался от раскачки выходных ламп одним каскадом, "правильные" 2 каскада, дают куда лучший результат. Такой вот личный опыт.  

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, S.Laptev сказал:

Это странно, усилитель на одной лампе, да однокаскадный, суть техническое недоразумение, значит надо учиться правильно слушать и делать учиться правильные усилители.

Да ничего странного, обычное дело. А правильные я умею, но вот захотелось немного неправильного - слушать то правильно не умею. не знаю как это правильно, хотя бы вы подсказали. Как  правильно слушать то?

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, чатем сказал:

Да ничего странного, обычное дело. А правильные я умею, но вот захотелось немного неправильного - слушать то правильно не умею. не знаю как это правильно, хотя бы вы подсказали. Как  правильно слушать то?

Ну как это не странно, когда последний однотактный однокаскадный усилитель на тетроде без ОООС был применён промышленностью в начале 50-х в приёмнике Рекорд 53 и больше нигде, это конец истории. Книжки, сайты много лет читать, филармонии и консерватории посещать, сравнивать с услышанным дома, других вариантов и нет, вероятно.

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, Dolboyacher сказал:

В свое время в ПушПулах отказался от раскачки выходных ламп одним каскадом, "правильные" 2 каскада, дают куда лучший результат. Такой вот личный опыт.  

Триоды поди?

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, S.Laptev сказал:

Книжки, сайты много лет читать, филармонии и консерватории посещать, сравнивать с услышанным дома, других вариантов и нет, вероятно.

Все делаю, а правильно слушать так и не научился. Может еще что то для этого надо? Указанного вами явно недостаточно. Может теория правильного слушания есть? С удовольствием почитал бы.Может у Харли?

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...