Jump to content

Высокодобротные ШП в рупоре.


Recommended Posts

  • Replies 94
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Фильтр первого порядка емкость 400мкф. - это на 100гц. Ну что сказать, эффект похож на резистор, только чуть лучше. Совместное использование фильтра и резистора улучшения не принесло. а возможно стало даже чуть хуже. На минимальной громкости динамик просыпается на 40гц, далее более-менее ровненько, на 80гц подъем. Возможно слишком низко обрезал, возможно 120-150гц было бы лучше. На инвалиде многое уже можно слушать, а хороший дин, возможно. вообще будет нормально звучать в рупоре. Фильтр второго порядка - надо мотать катушку 12,7мН, емкость потребуется 200мкф - это на те же 100гц.

Подскажите кто знает катушка без сердечника на 13мН примерно какой ее габарит и сколько провода мотать?

412493985.JPG

  • Cool (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

В 23.03.2023 в 20:58, locken сказал:

Очень даже неплохо работают широкополосные высокодобротные ШП в рупорах. в нижней середине и не только  отлично подровнял АЧХ, чуть добавил чувствительности. Красный- рупор, коричневый щит 800х1,2м. Условия замера полностью идентичны на 3 м.

405.bmp 5.51 \u041c\u0411 · 21 загрузка

Картинка не открылась почему-то.

10 часов назад, чатем сказал:

Спасибо за график. По нему видно, что высокодобротные ШП могут прекрасно работать в рупорах и даже лучше, чем в щите. На НЧ явный подъем, относительно щита и это хорошо( исключая правда 5ГД1 - тут особый случай), что у меня и наблюдается на ШП до 8", которые я туда устанавливал ранее. Как то давно сильно спорили с Комиссаровым, который не верил в это и главный его аргумент был - Этого не может быть, потому что не может быть никогда и супротив теории рупора.Все мои уверения и даже потом выкладывание АЧХ ни к чему не привели, просто он сказал, что я не умею мерить. Что было явной неправдой и натяжкой. Ибо не только измерения это показывали, но и мои ушки. На приведенном графике хорошо видна более ровная АЧХ в нижней середине, да и не только там,что еще лучше. На ВЧ есть бОльший спад, чем в щите. но это может быть во благо при определенных условиях. Так что РАБОТАЮТ ВЫСОКОДОБРОТНЫЕ ШП В РУПОРЕ( хотя и не все) НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В ЩИТЕ, А ТО И ЛУЧШЕ.

Вывод может показаться странным. особенно если вспоминать про теорию рупора( которой вообще то и нет единой и всеобъемлющей). но измерения и прослушивания именно об этом и говорят - ЕСТЬ ТАКОЕ ДЕЛО и оспорить это уже не удастся.

Ну а то, что есть ШП, которые отбрыкиваются от рупора - это тоже правда и можно ли их как то урезонить - это надо пробовать.

Если это сименс-клангфильм, то это специально разработанный для этих целей мидбас динамик, ну всякие бионыры, евроноры, вы не знаете. 

А ваш особый дин. Он один.

Комиссаров всегда прав, или почти всегда.

Теория рупора есть и всеобъемлющая.

 

Link to comment
Share on other sites

Возможно это пригодится.

Замерьте программой "Audiotester" импеданс вашего динамика на воздухе, а затем замерьте импеданс динамика в рупоре, тогда все станет ясно, на какой частоте пик резонанса нужно давить Электрическим путем, или Акустическим путем (добавив резонатор Гельмгольца). Ведь резонансы динамика на воздухе и в акустическом оформлении будут разные.

https://www.drive2.ru/c/2662886/?ysclid=lfmw3a885r209322587

Как пример замера. На графиках ниже, импеданс Pro НЧ динамика 15" в свободном пространстве и импеданс НЧ 15" в Акустическом оформлении Bass Reflex Jensen, замер программой "Audiotester".

Катушка индуктивности без сердечника:

Индуктивность L: 13 000 мкГн
Диаметр каркаса D: 40 мм
Длина намотки l: 40 мм
Диаметр провода d: 1,2 мм
Диаметр провода с изоляцией k: 1,25 мм

Результат:
Число витков катушки N = 594
Толщина катушки c = 23,75 мм
Габаритные размеры катушки: 40x88x88 мм
Длина провода без учета выводов lw = 117,975 м
Сопротивление катушки Rdc = 1,798 Ом
Вес провода m = 1 195,499 г
Число слоев Nl = 19

Импеданс B_G15пропитк в моем Bas Reflex Jensen без фильтров.jpg

13mH.jpg

  • Like (+1) 2
  • Thanks (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

22 часа назад, Евлампий сказал:

А в вашем случае всё норм.

Спасибо, разложили по полочкам!

Пентодник безоосный самый редкий выбор схемы лампового усилителя,не так много любителей,промышленно серийных так помоему вообще не было.Я долгое время его с разными шп слушал,с 12 ТФК ФК был наверно лучший джаз 50-60ых был,а вот 8 дюймов  в бегхорне не потеряв  масштабе,очень сильно добавили пространства и зала сместив фокус в сторону классики,единственный момент сейчас это ощущение "партера",хочется подальше и потише.

  • Like (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

59 минут назад, Евген сказал:

Спасибо, разложили по полочкам!

Пентодник безоосный самый редкий выбор схемы лампового усилителя,не так много любителей,промышленно серийных так помоему вообще не было.Я долгое время его с разными шп слушал,с 12 ТФК ФК был наверно лучший джаз 50-60ых был,а вот 8 дюймов  в бегхорне не потеряв  масштабе,очень сильно добавили пространства и зала сместив фокус в сторону классики,единственный момент сейчас это ощущение "партера",хочется подальше и потише.

В  безООСных усилителях , пентодных особенно , с рупорами до кучи , всё весьма критично , даже обнаженно .  Наверно стоят , но если нет , то полезно в такой концепт (пентодник- рупор) ставить в упр. сетку самого пентода , а может и в анод -  антизвонные высококач. резисторы , которыми можно серьёзно выводить нужный критерий звука.  В  упр. сетку -от 1к до 10к , если нужна матовость , то высококач. уголь , если просто честно ""успокоить""   схему (и звук) , то немагнит. или обычный тантал.  В анод -  50- 100 ом ( в идеале Драловид) и тоже уголь или тантал. 

  • Like (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Евген сказал:

а вот 8 дюймов  в бегхорне не потеряв  масштабе,очень сильно добавили пространства и зала сместив фокус в сторону классики,единственный момент сейчас это ощущение "партера",хочется подальше и потише.

Да, рупор надо слушать подальше, метров с 4-5, если КдП позволяет.Ну а потише - РГ же есть. А в однокаскадном его и не всегда используешь, например с 30П1С. Правда 6П9, 6AG7 - чумовой пентод, его надо подкручивать.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, S.Laptev сказал:

1.Если это сименс-клангфильм, то это специально разработанный для этих целей мидбас динамик, ну всякие бионыры, евроноры, вы не знаете. 

2.А ваш особый дин. Он один.

3.Комиссаров всегда прав, или почти всегда.

4.Теория рупора есть и всеобъемлющая.

1.Знаю чуть чуть.

2.Да, тонкая штучка.

3.Почти всегда, но не всегда.

4.Пока такой не встречал, все какие то частности оговариваются.

Link to comment
Share on other sites

Плюнув на катушку в 13 мГн, обойтись первым порядком, из емкости на входе и резистора параллельно динамику. И жизнь станет намного проще и легче, да и звук заодно.

Даже можно просто емкость, без резистора. Емкость и резистор - особого преимущества не заметил, показалось даже чуть хуже, чем одна емкость. Теперь буду пробовать акустическое демпфирование ПАС. В этом рупоре не получится сразу, надо корпус сзади делать. Поэтому попробую в другом с 4ГД28. Правда там к 4ГД28 особых претензий не было, хотя он и клееный. Но если будет улучшение звука, то наверное услышу это. Туда же потом можно и 400мкф приторочить, а возможно и резистор. Как Михаил советовал. Единственно рупор тот хоть и небольшой, но не сказать что мелкий и уж точно не широкогорлый. Конечно и в Н-фрейм рупоре можно было бы на тыловой рупор поставить ПАС на выходе, но это будет уже вообще что то непонятное и никогда ни у кого не встречающееся.

 Кстати в том Н-фрейм рупоре пробовал 4ГД4, а ранее 8" ШП филипс, мне понравилось звучание. И тоже ни каких нареканий вроде бы не было.

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Евлампий сказал:

У перечисленных вами динамиков импеданс гораздо более стабилен, поэтому и звук более предсказуемый. 

Да, Михаил. с такой тонкой штучкой, как 5ГД1 я сталкиваюсь впервые. Динамик отличный, звук тоже, но привередливый до немогу.

Да, для успокоения по ВЧ я ставлю в первичку выходного транса RC цепочку. И конкретно для этого дина лучше всего ограничить пропускание НЧ в усилителе RC  цепью на входе. Но так как у меня усилитель не только для него, то такого ограничения по входу я не сделал.

Link to comment
Share on other sites

Да. убедился - дин 5ГД1 - уникальный и неповторимый. Другие. мне встречавшиеся, ему и в подметки не годятся. 4ГД28 в рупоре на самой маленькой громкости начинает звучать очень тихо с 125гц. Причем сзади - ЗЯ, хотя и небольшого объема. но АКЗ там нет и это так себя ведет этот дин там. По размерам рупор  чуть больше Н-фрейм рупора. но более-менее сопоставим. Думаю и у 8"ШП филипс такая же картина по НЧ. И такие дины очень даже неплохи в рупоре и особой коррекции не требуют. А вот 5ГД1 ну абсолютно другой коленкор. И из-за этого с ним и такие проблемы. Ну а тут даже и не знаю, надо ли что то корректировать, возможно и нет. При ОЯ сзади дин ведет себя аналогично ЗЯ, по крайней мере на слух.

412493986.JPG

Link to comment
Share on other sites

Приехал из консерватории. Слушал хоровое пение под фо-но.Детский хор девочек православной хоровой студии "Царевич", 11 голосов. Голоса ясные и высокие, дети же. Репертуар - песни и романсы в основном на русском, но были и на французском, и на итальянском. Ну и как звучало? А я вам отвечу - звучало пентодно-рупорно, ни какого даже намека на триодно-щитовой звук. Звук ясный, динамичный, детальный, но не комфортный, не ласкающий, все на нерве, никакого теплого лампового звука. Аналогия с пентодно-рупорным практически полная, уж я знаю о чем говорю. И это натуральный живой звук в зале с неплохой акустикой. Некоторые люди просто за голову схватятся и скажут - на сколько же у меня дома лучше звучит. Но.............скорее всего не лучше. а КРАСОЧНЕЕ, раскрашеннее. А вот пентод в один каскад без ООС и акустика на ШП в рупоре звучит на этом хоре практически в точности как в консерватории. Но надо все же отметить. что это был небольшой камерный Овальный зал, но это не умаляет того, что звук там был именно живой, хотя конечно это не Большой зал.

Так что некоторые люди возможно просто не знают как он звучит тот живой звук в реале в зале с хорошей акустикой, поэтому и столько мифов о плохом, мол, звучании и пентода, и рупора и тем более пентодорупора. А всего то надо сходить в консерваторию и послушать и потом охота распространять эти мифы может и поубавится.

Link to comment
Share on other sites

"Лёгким динамикам и сабвуфер на лёгком басовике. Размер правда не детский." - цитата.

А такой легкий басовик в реале существует? Чтобы по легкости соотнестись с легким ШП?
Нет, конечно я очень завидую тем, у кого КдП от 100кв.метров и выше. Там да, можно говорить о каком то более-менее чистом басе хотя бы от 30гц, если получится. А вот для большинства КдП, не превышающих стандартной комнаты в 20-25кв. метров( а то и меньше) говорить об этом кмк совершенно бессмысленно. И даже в лаборатории ЮАМ, уж на что там сделана колоссальная акустическая обработка, достичь этого не удалось. Знаю это не по наслышке, а сам слушал, нижняя струна контрабаса звучит ненатурально, неестественно, да и не может звучать натурально в КдП 17кв.метров хоть ты тресни. А отсюда какой вывод? Да не воспроизводить в таких КдП ничего ниже хотя бы 40гц.

Link to comment
Share on other sites

Продолжаю эксперименты. Заинтересовал такой факт - по замерам на СИНУСЕ последний рупор с 4ГД28 начинает звучать с 125гц. Думал АКЗ. Фиг там. обратная сторона диффа и в ОЯ, и в ЗЯ не изменяет слышимую частоту 125гц. а значит АКЗ тут ни при чем. Но на всякий случай привернул к рупору крылышки, пусть будут. Раньше думал, что они как то против АКЗ работают, теперь так не думаю, но размер щита от этих крылышек увеличивается и это может как то повлиять в плюс, пусть будут. Было не понятно, почему на реальной музыке, а не на синусе звучит явно ниже.
И так тона с колоколообразной образующей. Слышен звук при 80гц. при 63гц почти не слышен.
Тона пол синуса - слышен звук от 40гц, на 31,5гц почти не слышен. Это с ОЯ. С ЗЯ почти не слышен с 25гц, с 31,5 слышен.
И что из этого следует?
А из этого следует, что измерения на СИНУСЕ не совсем адекватны и не показывают настоящей картины. которая будет иметь место на реальной музыке. На синусе - 125гц, на пол синуса( а это сигнал с резким подъемом и таким же резким спадом фронта - практически то же, что и в музыке) 40гц - НУ ОЧЕНЬ ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ.
Кстати это и объясняет почему на музыке этот рупор выдает достаточно низкий саунд, хотя по синусной теории такого и рядом не лежало. Да просто измерять надо правильно, а не черте как на синусе. И приборы тут могут и не помочь, а могут только ввести в еще в бОльшие заблуждения. А вот ушки никогда не подведут и расскажут вам всё про звук и тем более про музыку, что приборам с их синусом и не снилось.

412493987.JPG

Link to comment
Share on other sites

И да. все это относится к 4ГД28 и аналогичным динам - вполне работоспособны в рупорах, так как на синусе в рупоре они заводятся от 125гц, хотя на музыке значительно ниже. от 40гц. но выдерживают перегруз. Хотя Евгений Комиссаров в это так и не поверил, а проверить не захотел.А вот 5ГД1 в рупоре заводится уже на синусе от 20гц( хорошо слышно уже на 40гц), а на реальной музыке на сигналах низкой частоты перегружается. А поэтому первые ШП дины практически не требуют какой то коррекции, а вот вокруг 5ГД1 еще попляшешь с бубном, пока сравняешься с его звучанием в щите достаточного размера. Вот такой результат моих экспериментов. пользуйтесь кому надо.
И особо не доверяйте утверждениям, что высокодобротные ШП не могут звучать в рупорах, проверяйте это на конкретных динах в конкретных рупорах и лучше ушками. как и я. И обязательно найдете свой грааль, почти уверен в этом. Как, впрочем, и с пентодными однотактами без ООС.

Мы же нашли, ну а тогда вы то чем лучше?

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...
В 22.03.2023 в 15:57, чатем сказал:

Именно так. Его подарок 8" ШП филипс работают у меня на даче в большом рупоре, хорошо звучат.

Привет Юрий,а почему так упорно хотите 5гд1? Они хороши как сч, делал на них щит с 8 динамиками..разобрал и продал все динамики, середина супер, а низов нет, измерил 15 штух, резонанс от 75 до почти 90. В неглубоком рупоре потрясно играл 6гд-1, даже достойно в одну полосу, в копии Нормана fh-8, если не капризничать поьверхам. Это я писал как помните на аббас форуме

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Agats сказал:

Привет Юрий,а почему так упорно хотите 5гд1? Они хороши как сч, делал на них щит с 8 динамиками..разобрал и продал все динамики, середина супер, а низов нет, измерил 15 штух, резонанс от 75 до почти 90. В неглубоком рупоре потрясно играл 6гд-1, даже достойно в одну полосу, в копии Нормана fh-8, если не капризничать поьверхам. Это я писал как помните на аббас форуме

Приветствую Улдыс. 6ГД1 у меня пока что нет и он вроде бы НЧ-СЧ до 6кгц. Хотя как то слушал в неглубоком рупоре 25ГДН4. тоже НЧ-СЧ до 6кгц. вполне, вполне. А 5ГД1 есть и он более широкополосный. Но капризный до немогу, в рупор не очень хочет. Серединка у него действительно сказочная. вот именно из-за нее.Ну а низа - в щите конечно их мало, буду думать как их повысить  и не навредить той серединке, если это возможно, уж очень он нежный.

  • Thanks (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...