Jump to content

Recommended Posts

Posted (edited)

Доброго времени суток, очень обидно и горестно, что на старом портале была громадная наработка практически всех разновидностей схем ОТЛ и всё испарилось в никуда. По мере своей лени, буду выкладывать какие то схемы повторно, если кому интересна вся история наработок за последние годы как всевозможные схемы ОТЛ в разных вариациях, то они есть на Сергеева форуме и на Аббас форуме. Сразу выражу благодарность Магистру ОТЛ Stan Marsh'у без которого я не попал бы в настоящий мир ламп. Как говорили древние мудрецы: если ученик готов, то найдется мастер который его обучит.  Все выложенные здесь наработки конечно заслуги Станислава,  есть даже некоторые эксклюзивные наработки которым позавидовалиб ярые ОТЛщики как Флетчер-Кук или Синклер -  Петерсон, да даже современный Броуски со своей однотактной схемой и то не всё опробовал, и я со своим учителем Станиславом подправили ее. Первую схему которой я хочу поделиться будет цирклотрон, он самый правильный, и ровный РР усилитель. И так :

Edited by Agats
  • Like (+1) 3
  • Thanks (+1) 1
Posted (edited)

Цирклотрон - как я нагло его обозвал Рижский Атма-Сфер ? т.е. пусть знают наших что мы то же умеем. 

 

163196671292324623.thumb.jpeg.2cbcb680f504c15c7aea9c213d4d02c9.jpeg

три лампы, в самой схеме усилителя дали на выходе неискажённых 13 ватт. ООС еще не вводил, так как у меня вся акустика это или ШП или ШП+ВЧ, т.е. нет смысла занижать выходное сопротивление. Дальше я убрал диод в анодном драйвера -фи,  карбидовый (карбидный) диод CSD0160  и поставил старенький винтажный тфк кенотрон RGN564 годков 30ых. На входе кенотрона повесил фольгу масло конденсатор высоко-киловольтный, здоровый на фото с рогами, читал есть такая мода, что звучит великолепно. В итоге обыграть карбид диод это еще надо постараться. Очень хорошо звучать карбид диоды. Ну а супер конденсатор на входе кенотрона...ну это, как его..вообщем на совести моды. Но у меня стояли синие филипсы ВС, они так же суперские были. Поэтому по мелочам надо ловить нюансы.  Нюансы есть другие после смены анодного питания дифкаскада. Покрутил еще смещение - выходной ток, чувствуется переход из АБ при 300мА , в почти А класс 400-420мА. Всё же, всё как и положено должно работать в классе А с меньшими искажениями. 

Поставил по переменному резистору на сетку каждой лампы 6С33С, теперь смещение отдельно подается и регулируется для каждого плеча. Отрегулировал постоянку на выходе под 1.5-2мВ. Разница в смещениях теперь 6с33с около 1.8в. Не есть хорошо и надо всё же подобранные лампы использовать. 

1.jpeg.59f5e1ebd025328ef81b840b592ebb76.jpeg

2.thumb.jpeg.b756c2d46ef0cd8bc49f71bfd35a509d.jpeg

3.thumb.jpeg.ac8c081832aab84f3f24974afa4f4a1b.jpeg

Теперь о мифах и развенчивании мифов что цирклотрон может сжечь динамики при разбалансировке плеч - На тестовом резисторе - нагрузке в 8ом я регулирую баланс плеч просто, какой ток надо и ставлю в одном плече, потом второе плечо подстраиваю. Но пройдет ли это на живом динамике, решил попробовать. Поставил не нужные динамики и сделал 100ма разбалансировку по плечам, потом крутанул даже 200мА разбалансировку. Всё целое. Т.е такие ужасы не привели к выходу из строя динамика. Так же цирклотрон пробовал на 4+4 лампы 6с19п, не помню сколько там ват выжал, чуть меньше. А так же на лампе  6528, это  красивый мощный, вернее самый мощный двойной триод с 30 ваттами на аноде. Прогнал его по "анодному" и оказалось ему надо 230..240в АК. В цирклотроне при таком анодном получил 4 ватта. Т.е весь цирклоторон 2 лампы на канал, двойной триод на пред+фи и выходной каскад на двойном триоде 6528.  

Еще были опробованы лампы 38he7, 21JZ6 , 6Н5С, 6П45С (42,36) и даже на прямонакалах 6С4С , выбраны наилучшие рабочие точки для этих ламп вообще , чтоб использовать их в ОТЛ. Опробован более простой цирклоторон с питание фи от выходного каскада, но всё это размещать очень очень лень и очень много. Посмотрим насколько тема интересна будет и будут ли желающие. 

Это первая схема, вторая схема будет так же двухтактник но уже господ Синклера петерсона на 6528ой лампе. Выложу позже

 

 

 

Edited by Agats
  • Like (+1) 4
Posted (edited)

ПС если кого то заинтересует последняя  рабочая схема циркла с кенотроном в фи и раздельным смещением 33их ламп, которая работает по сей день, выложу. На данный момент она вся зарисованная и замятая, но если только кому то надо очень...то перерисую

 

Я осознанно не расписывал +- ламповых усилителей VS трансформаторных. Так как каждый подходит к этому делу осознанно, после своих ощущений от прослушивания своих/чужих систем.  Потом делает выбор. Прошу воздержатся так же, и по возможности тему использовать именно в отл "ключе" . 

Edited by Agats
Posted

 В очень прикольном стиле изображена принципиальная схема усилителя. Напоминает рисунки из брошюр для юных радиолюбителей еще советских времён. Это похвала!
Небольшое нарекание. Вы забыли разрисовать цепи подогрева.
С уважением, Nittis

Posted

у меня накальный с 6 обмотками на 6в, т.е 4 обмотки последовательно питают 24в две 33ьих, и две обмотки последовательно питают 12в 14ф7ую лампу. Накал переменкой. Анодный для выхода имеет две обмотки по 100в. Смещение, накал кенотрона и анодное фи это уже третий трансформатор. Таких парных трансформаторов у меня на два канала соответсвенно. Т.е. 6 трансформаторов для стерео. Вообще слышал, что наматывают для цирклотрона один большой трансформатор со всеми обмотками.  Кто на что горазд и у кого что есть из трансформаторов ? . 

Posted
8 часов назад, Agats сказал:

ПС если кого то заинтересует...

Мне интересно для попробовать. Есть 6П42С и АС на 8Ом, ещё бы питание преда и оконечника одно, было бы здорово! Спасибо если потратите на меня время и терпение, я туповат. С уважением Михаил.

Posted

Вот на попробовать с питанием фи от оконечника, возможно у вас выйдет что то более толковое, я не продвигал эту тему, так как фи работает не в "своей" раб.точке , второе с автосмещением как то не задалось, в том плане что  4 лампы 6С19П в плече дали всего то пол вата. И третье - АК 19ых низковат был. Но на попробовать можно схему цирклотрона, если важна схема именно цирклотрона. 42ые можете как в триоде, так и в пентоде опробовать. Все равно что выйдет, отпишитесь

163015343962664377.thumb.jpg.9ccfa442ad3caa08200eff9557abf99d.jpg

На входе кажется 14ф7, но можете аналог 6н9с

И видяшка 

Сразу предупреждаю, что звук как из бочки, увы помещение гулкое и накладывает отражения. А так звучит хорошо, мамой клянусь! ?

 

 

Posted (edited)

Станислав утро доброе, позже и Синклера с одним питанием выложу и Броски однотактник. И балансники Флетчера так же. И схему Стаса самого ?

Edited by Agats
  • Like (+1) 2
Posted

Существующая- действующая схема цирклотрона на 33их. Контрольные точки не использую в катодах, оставил в анодах 33их.

Studio_20220326_150613.thumb.jpg.187ce4db01755190f2221feb2565c776.jpg

Posted (edited)

Продолжим, снова РР усилитель, но Петерсона Синклера, он намного проще цирклотрона в количестве трансформаторов. Равенство плеч не такое красивое и идеальное как у цирклотрона, короля всех ОТЛ, и добивается это искусственными путями, впрочем как и в ОТЛ Футтермана, соперника господам Синклера-Петерсона. Но играет великолепно и приятно. Выходной каскад включен  по постоянному напряжение последовательно, а по переменному напряжения параллельно..

Схему сделал на 4 лампах для стерео варианта

Studio_20220326_151654.thumb.jpg.e2ee2deefa907f42cfc5634f8b2c2c40.jpg

Трансформатор у меня такой был давно, и смещение взял с высоковольтной обмотки 300в через делитель, не хотел вводить еще один транс для смещения. Смещения для выхода задаем Rcm, а выравниваем по плечам R5. ДЛя триода 6528 стоит побольше взять анодное , скажем 240-250в на плечо, тогда 4.5 ватта будет. В данном варианте 4ватта. Введена оос, если кому нужна, только для снижения Rвых, у меня она отключаемая, как и сказал для ШП хоть 100ом выходное, ни каким боком не влияет. 

И так 6528 АК надо 240-250в и 4.5 ватта на динамике

Для 6с33с АК надо 135 и получаем 11ватт

Для 6080 135в и на выходе почти 2 ватта с оос, и без 1.71ватт, заметте, мини усилитель на 6080 дает 2 ватта, что просто чудесно

на 6Н5с получил 1.3 ватта. АК как и у 6080.

6С19С АК практически как и у 33ьей 130-135в и если по 4 лампы в плече, не полных 7 ватт. 

 

накал везде переменкой. 

Edited by Agats
Posted (edited)

Это действующий макет Синклера Петерсона на 6528 триоде

20220326_154052.thumb.jpg.4f35e1807f1ce616b8c7229791569f4a.jpg

подключен к компу и работает уже месяца 3 наверно, как видите между 6528 панелька пустая, там в начале стоял кенотрон 5ц8с, но он внутренним скушал 60-70в, провалив конкретно все рабочии точки ламп. Пока заказывается новый анодный у Станислава, стоят диоды троллейбусные. Звук стал более дешовым и тусклым сразу, 5ц8с даже с проваленными точками играл очень музыкально 

Edited by Agats
  • Like (+1) 1
Posted

Однотактная схема катодного повторителя с источником тока. Динамик сидит на земле. Но товарищ Броски (Броуски) пошел другим путём и предложил динамик подключать на катод источника тока. Верхняя лампа КП (оос 100%) , нижняя является ничто иным как источником тока. 

15534413309394615.thumb.jpeg.7b164a082656241f00d33b44979a8b79.jpeg

на нагрузке 8ом получено 7.5ватт неискаженного синуса. 

В драйвере 6н23п..кажется, делал года 3 назад наверно.  Связь между каскадами гальваническая, настройка катодным драйвера. 

Вообще лампы 6с33с являются признанными во всем мире , и в усилителях ОТЛ у нее очень музыкальный благородный звук, и музыка создаваемая этими лампами восхитительная и очаровательная. Чего не скажешь при использовании этих ламп в трансформаторных усилителях, где ее прозвали лампой с тракторным тяжелым звуком. Выходной конденсатор ставиться как можно благородней, от него зависит звук. 2000-3000мкф. Я ставил или филипс синии бц или рубиконы. Вообщем на что хватит денег. Эта схема кристально прозрачная и слышна каждая деталь. 

155398523332908036.thumb.jpeg.ca9012c64101fc7b2a06a7489b8bce49.jpeg155398533193664472.thumb.jpeg.eb0b486c1f4a79a0ef10177f40b1fd45.jpeg1553985264579410027.thumb.jpeg.e9790e642083d4076ebe4eb83745d559.jpeg155398529535038746.thumb.jpeg.0e4a3e36531d206c4eef64b7b649ef1f.jpeg 

 

в начале питал их от латра на мостике промышленном, потом перешел на бустерные диоды  6д22с 

155525007268438588.thumb.jpeg.e3a5888730f78145b92bcea26d06abe5.jpeg

 

от одного дппв, по два диода в плече. Звук очень порадовал. Как и говорил выше схема очень прозрачна и чувствуется любое вмешательство. Схема Броуски играла великолепно, но в этот момент ко мне пришли газатроны колбасы 872ые

155548965764029991.thumb.jpeg.8ffad3fd531540ac39ec510b6ac4074e.jpeg

как видите их длинна равна А4 формату. Контактируя с Норманном в то время, он делал унч без анодного, что просто повышала качество звука на порядок , и я решил так же. ОППВ от сети, газотрон был нагружен на 30мкф конденсатор, резистор 20ом и далее уже пару тысяч мкф. Включение газотрона было через резистор 200ом, после его шунтировал. Пару раз по невнимательности включал сразу газотрон на 30мкф, слава богу выдерживала эта мощная колбаса.  

155570820209808213.thumb.jpeg.aa9a6b6c143033407dc1224f89f496d2.jpeg155570817465111258.thumb.jpeg.ce5d7a8389c52991fe726a60d9f247f6.jpeg155570814998315115.thumb.jpeg.4c99d496539ed93af782a81dc082f7f2.jpeg155570812285172617.thumb.jpeg.50c3ef5e925a0209750cabea438ed8c0.jpeg

 

так он светился под нагрузкой 500ма

и видео его работы при питании однотактника на 33их от сети

 

Я был ошарашен звуком газотрона в оппв да от сети, 6д22с полетели сразу в помойку, настолько эти диоды были уродливы и паршивы, что передать словами трудно.  Усилитель раскрылся полностью, как будто все детали соединились в живой организм, в целый музыкальный организм

 

 

  • Like (+1) 3
Posted

Теперь от сладкого к горькому. После пару дней прослушки выявились и громадные минусы. Почему эту схему и разобрал. Посчитаем накалы 33их двух и газотрона, это 3 лампы почти 40ватт каждая. 120ват. х2 канала = 240ват. Теперь анодное 60ватт + 60ват, стерео = 240ват. В сумме 500ватт печка. Летом в жару иметь кипятильник под носом в 500ват не очень мило. Но это ерунда. Главная причина газотрон, от него начало першить в горле, что то он делал с воздухом, ионизировал ли квантово или классически с перебором, не знаю ? , но очень неприятно было. В итоге чем я не пытался заменить его, тот звук что он давал, меня не устраивало. В итоге я расстроился и всё разобрал.  

Posted
14 минут назад, Agats сказал:

Но товарищ Броски (Броуски) пошел другим путём и предложил динамик подключать на катод источника тока.

Такой каскад является родственником SRPP и повторителя Уайта. Во всех трёх схемах присутствует резистор, на котором выделяется напряжение сигнала для работы второго плеча. Транзисторный вариант широкой публике открыл замечательный инженер Игорь Семынин. Семынин Игорь. Звуковая схемотехника. (semigor-pro.ru) У которого, кстати, пару дней назад случился почти юбилей. Пользуясь случаем, поздравляю его ещё раз!

Posted

Сейчас схема Броуски воплощена с компактронами 38HE7, это пентод диод в одном балоне. Т.е пентоды идут в драйвер и на выход. а диоды в анодном. Как бы очень удобно

 

161971999736425353.thumb.jpeg.e1519342b3af747ea50ac7a34e44b23f.jpeg

как видите данная схема это КП+ИТ, т.е .динамик на земле, далее я перевел его на катод нижней лампы, т.е перевел в схему Броуски.

Особенности данной схемы что 6 ламп стерео, накал 38в х 6 и от сети сразу. В питании диоды с этих же ламп. 

Никаких выдающихся показателей нет, 0.8ватта. Но у меня акустика 97дб, что с лихвой хватает выше крыши. 

 

16197230238985172.jpeg.3f44a50e293811f285391c9c359df800.jpeg161972003395788558.thumb.jpeg.faecc5d61a024ec1b248989edfc118d0.jpeg161972006617406133.thumb.jpeg.6f53a6b6a1d1eec96c616e314da4fa3b.jpeg 

вот в такой корпус я водрузил усилитель, крышка еще не накрыта, в процессе наладки. Но звучат компактроны прикольно и очень.

Конечно это Станислав узнал про такую лампу и так рассчитал схему. 

 

Posted

Спасибо Улдыс, информации для меня море, при чём практической. От чего Вам огромный респект. Буду изучать пока что. Единственное что не радует - это 1-2 вата, а вот 13-15 Ватт (для меня) уже можно улыбаться. 

Posted

если есть акустика у вас, и вы уже  знаете, что вам надо столько мощности, то да. У меня вся акустика 95-97дб, поэтому вопрос мощности на последнем месте. Днями напролёт я слушаю мах пол ватта, поэтому и сделал РР Синклер -Петерсон на 6528ом двойном триоде, до этого он был на 6с33с, и откручивать 11-13ватт на 97дб это уже больно ушам. 

И еще, кому то нравятся однотактные схемы, кому то РР 

Posted

Очень интересная тема, попробовать что то нужно, руки чешутся. Но пока на очереди корректор винила...

Posted
18 минут назад, Климентий сказал:

В планах такой монстр.... Сейчас импульсный резонансный блок питания в разработке для этого монстра... 

https://vk.com/wall533610235_220

6с19п...20шт на канал..

Серьёзно.

Почитал немного по ссылке. Если лампы изначально подобрать, позже всё равно же "разъедутся" в разные стороны...

Насколько это критично?

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Видимо кожа змеи влияет на звучание….другого объяснения нет
    • В всех студийниках чаще всего коррекция основная в цепи ООС, это видно из их схем. И потом цепи для компенсации щелевых потерь, точная подстрока АЧХ на СЧ и ВЧ по ЛИМ, обычно нужен небольшой подъем от стандарта, это не бытовуха, резонансом контура ГВ конденсатор, не правят завал по ВЧ в студийной технике. На самом деле не так уж и много там, ниже 50 герц есть в записях. Найти бы нувистор для LTSpice, проверили бы виртуально
    • Доктор Филгуд, странно, о ней никто не знает, хотя в Англии в 70 е, эта команда шуму понаделала.  Рваный, гаражный ритм-н-блюз  и рок-н-ролл, исполняемый ими в пабах и пивных, был весьма востребован среди тинейджеров. Нет в живых уж создателей этой группы-Ли Брильо и Вилко Джонсона, но она существует в новом составе, даёт гастроли, не изменяя музыкальной тематике, начатой в 70 е. Джо Ди-руководитель  танцевальной твистовой группы 60х годов, популярен был примерно 2-3 года, до появления Битлс.
    • Я ничего не "решил почему-то", подробности Вами указаны не были же. А имеется некоторый опыт, практический. Но могу порадовать - для IEC I  он  же  CCIR, корректор на основе  винилового не годится, из-за нехватки усиления, обрезки не требуется, а она есть, в некотором количестве, а вот для IEC II - он же NAB - пойдет успешно. Разгон недостающего усиления доп. каскадом чреват ухудшением С/Ш и ПС. Т.е. надо поработать,пооптимизировать чего куда сколько распределить. Есть подозрения, что Штудеровский с37 УВ под ССIR всë же не совсем дилетанты изобретали.... Еще найдите и посмотрите (есть в сети) схемку УВ Telefunken v87, он тоже 2х стандартный и его, предположительно, тоже "не дураки" делали... 
    • Благодарю вас! Многое стало понятно. 
    • Сергей @СЮТ, большое спасибо за идею и ее оформление в виде схемы. Буду делать, навесным, по вашей технологии, на фанерке. Буду отчитываться. Вопрос с нижней коррецией, и он же ответ @Xрюн222, он почему то решил что старые ленты заисаны в NAB, так вот нет, они записаны в Тон ателье Останкино и в ГДРЗ, в формате CCRI(IEC) что не требует обрезки с низу, Тау бесконечность , в отличее от NAB и RIAA для которорых нужен срез снизу с значением 3180 μs. Replay Equalisation Так вот вопрос по нижней коррекции, что тут ее создает и как ее отключить, сделать усиление на НЧ до упора без обрезки для IEC? Были бы нувисторов модели для LTSpice - замоделил бы ее.
    • Я использовал 6 вольтовый аккум. Перемычка находится внизу, у самого цоколя и расплавляется без разбрызгивания.
    • Подскажите, кто имел дело с лампой 6888 Концепция усилителя изменилась, корпус фабричный, по факту октальные панели и 9 пин. Так что в драйвер E83F не станет, городить переходники не хочется, как то обойти все . Перебирая ламп, выяснилось что мало ламп октальных кто может работь вольт от 200 нормально. Наткнулся на 6888 , пару десятков лежит в тумбочке, вот подумал ее драйвером к EL804, обе в триоде. Мю 6888 мало , всего 8, поэтому решено поставить входной трансформатор 1:4 а в анод межкаскадный трансформатор, коэффициентов должно хватить качнуть EL804. Катушки под мкт трансы кум уже накрутил. Вот думаю, стоит этого 68888 или нет
    • А автомобильный аккумулятор подойдёт? Повышенное напряжение не приведёт к испарению/разбрызгиванию металла или к плохому пережиганию, то есть перемычка только в самом слабом месте или загибе например перегорит с образованием минимального промежутка, а близлежащие части не успеют нагреться и побольше оплавиться?  А как геттер к этому отнесётся? Вакуум не особо ухудшается? 
    • Выбирать есть из чего: 6с33с, 6с41с,6с31б. Ну и импорт всякий. Для пережигания перемычки достаточно источника на  5-6в с током 5 А.
    • Аналоги 6с46г это только более мощные 2х6с19п/6н5с/6н13с ? Больше не из чего выбирать? Как вы пережигаете соединение анодов? Какой аккумулятор нужен, на какое напряжение?
    • Mulgrew Miller Trio - Live at Yoshi’s: Volume One Из недр и-нета:  ...Это не просто запись — это его возвращение. Миллер столько лет играл с Эллингтоном, Бетти Картер, Блейки, Вуди Шоу, Джонни Гриффином...В 80–90-х у него вышло несколько альбомов на Landmark и RCA/Novus, а потом — тишина на шесть лет. Он решил сделать паузу, сосредоточиться на оригинальной музыке. И вот — The Sequel в 2003-м, а сразу за ним — этот двухдисковый концерт. Никакого новаторства — просто классика, пост-боп. Он играет стандарты: If IWere A Bell, Waltz for Monk, O Grande Amor. Вся соль альбома — в командной игре. Ходж и Риггинз были уже на The Sequel, а тут — снова с ним. Деррик Ходж — это вообще открытие, суперталант. В What a Difference a Day Makes он берёт соло смычком — арко, и это просто взрыв: контрабас поёт, как струнный в камерной музыке. Даже в быстром темпе он звучит мягко, певуче, а в If I Were a Bell у него светлые, ходящие линии, и всё это держит пульс. Риггинз — это движок. Чёткий снэп, работа щётками и палочками, темброво уверенный. В той же If I Were a Bell он ведёт мощный ритм, а Миллер, уже поверх, строит этаж за этажом. И главное, даже когда они играют подряд три медленные баллады, напряжение не спадает. Финальная Pressing the Issue — это просто ритмический штурм. Плотный бас и точный грув создают для Миллера просто идеальную площадку, чтобы он мог на полную развернуть свою импровизационную фантазию. Он ведь там не просто "ведущий" пианист. Он реально разговаривает с Ходжем и Риггинзом: то буквально повторяет фразу басиста, то отзвучивает ритмический ответ от барабанов, а иногда сам заводит соло-раскат, и ребята уже ловят его волну. В альбоме нет никакой футуристики, группа играет канонические стандарты, как есть. Но тонкий ансамблевый контакт — на высочайшем уровне. Потому что подобное взаимодействие — это не техника, а музыкальная близость. И ты её слышишь.  (с) Штальбург  
    • Не надо бояться высокого импульсного отрицательного напряжения сетка-катод, оно может быть очень высоким, для лампы 6080 оно может быть более 2-х киловольт.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      8.9k
    • Total Posts
      98.4k
×
×
  • Create New...