Jump to content

Recommended Posts

Posted
26 минут назад, чатем сказал:

В инете какая то польская фирма поставляла ранее в Россию комплекты по 5шт 30P12. Теперь, как понимаю. не поставляет.

Я брал давно на Английском ибее, цену не помню уже, но недорого.

  • Replies 204
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Posted
2 часа назад, Константин сказал:

Полез на чердак за лампами, откопал 4шт RES964. Как они? А главное, что делать с накалом? 4В, получается только постоянкой?

я питал переменкой, фон полностью устранить не удалось, был чуть слышан, акустика чуть более 95 чуткой.

Самым приятным звучанием оказались TUNGSRAM вроде как английский и с меньшим фоном, нежели TFK и VALVO

  • Thanks (+1) 1
Posted
В 27.02.2023 в 22:49, Константин сказал:

Что то и мне захотелось "ночничек" на пентоде. Но не в один каскад) А делали пентоды с вольфрамовым накалом? Чтоб светилась, как VT25?

HY 69    звучат отлично и светят ярко. 

  • Thanks (+1) 1
Posted
В 28.02.2023 в 07:53, ВКН сказал:

Действительно, памятуя что Юрий очень любит вокал, порекомендую MAZDAвские pen45 и pen44

Но упомяните что к ним необходимы особенные панельки "Mazda octal" которые раздобыть намного сложнее чем лампы. 

Posted
В 26.02.2023 в 14:01, чатем сказал:

RT25 не нашел,есть RT15. Мощная лампа с анодным под 1000в, смещением под -60в.

Речь шла про PT25, как уже уточнялось ранее, а скорее всего про PT25H. Чтобы вам было проще их опознать при поиске выложу фотографии своих 

 

IMG_20200612_131745.jpg

IMG_20200612_131749.jpg

  • Like (+1) 1
Posted

У меня ещё есть версия этого пентода с обычным карболитовым цоколем. Точное название не помню. К сожалению

 

IMG_20201013_112440.jpg

  • Like (+1) 1
  • 3 weeks later...
Posted
В 28.02.2023 в 12:05, Константин сказал:

Полез на чердак за лампами, откопал 4шт RES964. Как они? А главное, что делать с накалом? 4В, получается только постоянкой?

Евлампий Михаил тоже очень интересны режимы и импеданс в нагрузке для лампы AL1 res964 для благозвучного 1го ватта, если у ней справочная приведенка уже 7кОм при 250В анодного и на 2ой сетке? 

Posted

Здравствуйте. Мне, к сожалению, не удалось выжать из Ал1 ничего путного. С моей точки зрения, крайне важно чтобы на малом сигнале искажения были не только правильными по спектру, но и маленькими. Однако Ал1 (Рес964 с другим цоколем) в родном включении на всех уровнях громкости дает приятный, бархатистый, но грязноватый звук. Такая же беда кстати с Хайтронами 69. Даже на долях ватта менее 1 процента не получилось ни при каких приведенках... В итоге каскад очень вкусно играет гаражный рок, студийный рок тоже играет как гаражный, ну и джаз звучит... немножко как гаражный джаз.

Возможно, те экземпляры ламп, что я мучил, были какие-то неправильные. В триоде кстати Ал1 на малом сигнале ведет себя пристойнее, возможно ее можно заставить притвориться племянницей Ад1 - не знаю, всерьез не пробовал. 

Что же касается РТ25Н, то из известных мне это самый линейный 25-ваттный прямонакал (сравнивал с NT62, 4650 филипс, L497d вальво, F443n тоже филипс (просто Ф443 не годится из-за дичайшего микрофона, но и по линейности не чемпион), английской Р что-то там, с пониженным напряжением на 2 сетке, ну и 1624 РСА, хотя последняя это уже другой коленкор.

В чем проблема. РТ25Н это лампа (как и Хайтроны) с малым временем готовности, у таких ламп катод малоинерционный, ярко горящий и сложный, представляет собой от 2 до 4 нитей, и по этой причине надо перебрать ящик таких ламп, чтобы найти экземпляры, которые хорошо балансируются. Мне попалась лишь одна, показавшая около 3 милливольт (это терпимо), а типовое - до 20 и более милливольт пульсаций на выходе. Это вынуждает выпрямлять накал... А поскольку крутизна большая, смещение невелико даже при высоком напряжении на аноде. Соответственно, катод оказывается перекошенным - скажем, в совершенно рабочем режиме один край катода минус 12 вольт, второй - минус 8 (накал 4 вольта).

В итоге - РТ25Н с выпрямленным накалом нежелательно использовать с полной эмиссией, чтобы не обеднить перегружаемую часть катода (тогда как та же Ф443н имеет типовое смещение в районе 30 и более вольт, выпрямляй не хочу, но ее и выпрямлять не надо: накал в одну нить, балансируется до единиц милливольт легко).

Короче, приходится делать 100-герцовый компенсатор фона. Один вариант источника нужных 100 гц - моно кенотрон с регулируемой нагрузкой и подходящей тепловой инерцией нити накала (чтобы попасть в фазу), другой - мостик, за ним выделяющий 100 гц резонансный контур, потом дроссель, сворачивающий фазу. И то, и другое - гемор. А главное, при скачках сети компенсация соскальзывает. Говорят, хорошо накал переменкой ультразвуком... Но я не готов даже пробовать - по чисто религиозным соображениям... Такие дела. 

 

  • Like (+1) 3
  • Thanks (+1) 1
Posted

Спасибо большое Михаил. Это тогда по минимуму искажений в свое время Большаков Владимир измерял самые линейные были El83. 

El6, AL4, EL84, Гу-15, 6П9, 6L6 он вообще признал не пригодными из за веерных ВАХ нелинейные

А вот ЕL36 и AL1 признал средними между линейной  ЕЛ83 и лампами с Веерными ВАХ, т. Е. Увидел в них потенциал для исследования

Posted
4 минуты назад, Якорь сказал:

Спасибо большое Михаил. Это тогда по минимуму искажений в свое время Большаков Владимир измерял самые линейные были El83. 

El6, AL4, EL84, Гу-15, 6П9, 6L6 он вообще признал не пригодными из за веерных ВАХ нелинейные

А вот ЕL36 и AL1 признал средними между линейной  ЕЛ83 и лампами с Веерными ВАХ, т. Е. Увидел в них потенциал для исследования

Каким образом и что измерялось? Коэффициенты по номерам гармоник в разных режимах? Или это были теоретические рассуждения по картинкам ВАХ? 

Posted

Он не указал, но в свое время да он рассчитывал по картинкам ВАХ с точностью до сотых долей, Вольдемар ник на аудиопортале у него был. А после он изготовлял усилители и измерял искажения, строил зависимость импеданса ас от частоты, ну вообщем у целый серьёзный научный труд был на 200 страницах

Posted

Незавидная судьба у В. Большакова.... У него видимо и жена - длинноногая блондинка и вообще - все в идеале. Тяжело ему. 200 страниц - от безделия на Олимпе. 

Вольдемар был попроще. 

 

  • Like (+1) 1
Posted

Да, делали и еще как. Это я насчет вольфрама. Но, к сожалению, те что мне известны всё больше правые, с сеточными токами. Правда, вот не знаю, вольфрамовый ли катод у тех же Хайтронов 69 и 1269, да и у РТ25Н, поскольку все они светятся знатно, хоть любуйся словно закатом над Соловками. Надо будет все же Хайтроны еще подробнее поизучать, вдруг где-то туплю... Красивые. Да и 30 ватт на аноде плюс прямонакал - не шутки. 

Что касается Вольдемара, то я не понимаю как можно считать рабочие точки до 3 знака после запятой по ВАХам, которые на 10, а то и 20 процентов меняются в зависимости от омического сопротивления первички еще не намотанного выходного транса (ведь это сопротивление определяет падение напряжения на трансе - а значит, на аноде относительно 2 сетки в классическом включении)... Не говоря у же о том, что ВАХи несколько меняются от лампы к лампе. В свое время личное общение у нас не задалось, поэтому я не считаю себя вправе комментировать этого человека: позитива не выйдет, а по-другому некрасиво. 

При этом соглашаюсь: 83-я лампа поющая и да, очень линейная. Туда же можно например локтальную Ебл21 отнести (не зря у Ортофона именно на них был сделан контрольный пушпульник), и 36-я по-своему хороша, но в свете обсуждаемых, особенно прямонакалов, это все же просто другой уровень.

На наших форумах это запретная тема, но я не то что думаю, а просто твердо для себя знаю: хорошие измерения - лишь разрешение к прослушиванию, а не гарантия хорошего звучания... Более того, усиление и воспроизведение музыки, особенно Музыки, не вполне то же самое, что усиление и воспроизведение сложных/шумоподобных электрических сигналов... У вас яйцо или помидор? Да пожалуйста, уже можно, спасибо. 

Гу 15 вполне достойная из отечественных, тем более корни у нее вполне себе забугорные. 6v6 и 6П6с в двухтакте многих просто вынесут, если дать им волю, да и 6Ф6 тоже. Хотя их чуть менее мощные английские сестры конечно другая лига. Из кривонакальных Ел6 (по сути, та же Ел12 с другим цоколем) тоже почти так же хороша как некоторые ее английские почти синонимы, особенно если речь о Ел6 Филипс с зеркальной юбкой (и не совсем в паспортном режиме). А вообще из кривонакальных немцев конечно здорово поют Ал5/375 в кривом режиме на реально высоких вольтах, только их мало осталось: формфактор тот же, что и Ал4, а моща 18 ватт плюс 8 вт на накал, да еще и вольты... Конечно, 4654, особенно "с курицей", хотя создана специально под двухтакт - вот она прямо-таки хочет небольшую ОС и в полной мере ее оправдывает. Ну и Ел156 (один из самых линейных пентодов в родном включении), как и ее предок F2a...

А сейчас вообще смакетил двухтакт на прямонакальных триодиках ТС 03/5 филипс и слушаю радуясь, и выключать неохота. Дают очень приятную ипостась триодного звука, и первый ватт укладывают в 0,1%, а мне мощнее и не надо, и отличаются удивительным волшебством и разборчивостью в сочетании с плавной, телесной, медовой текучестью и красотой созвучий, характерной для насквозь старо-прямонакального решения. Кстати, кенотрончик, формирующий напряжение смещения, слышен как сволочь, не говоря уже об основном кенотроне: РГН вчистую сливает Маркони, хотя вроде бы нонсенс, ибо речь о хорошо сбалансированном двухтакте, а значит, звуковой сигнал через БП не течет вообще. 

 

  • Like (+1) 9
  • Thanks (+1) 1
Posted

Читаешь Вас Михаил, и песня льётся. 

Заинтересовал контрольный пушпул на ебл21. Может есть возможность глянуть его схемотехнику? Ну или на словах..

Очень интересно 

Спасибо 

Posted
16 часов назад, Евлампий сказал:

На наших форумах это запретная тема

Наш форум - исключение, у нас запретных тем нет. 

  • Like (+1) 1
Posted

К сожалению, не могу помочь. Видел его живьем, оставил отпечатки пальцев, но в кишки не заглядывал. Компактный, удлиненный, серо-болотный в окраске. При этом уверен, что схема одна из стандартных, а обалденность звучания обусловлена замечательными моточными изделиями. 

Поищите довольно кучерявую схему двухтактника РСА с использованием в раскачке тонких, возможно даже 7-ногих пальчиков то ли 6К4... то ли не 4, то ли еще чего-то - у меня отложилось, что именно с буквой К. На выходе спаренные 6v6, четыре штуки. Эти двухтактники стояли в радиолах РСА, одних из первых стерео, со вторым каналом усиления в отдельно стоящем втором ящике-колонке: пятнашка примерно как в Хаммонде и рупор, похожий на Магнавокс. Одну из таких радиол Ван Клайберн подарил Московской Консерватории, годы назад друзья еще видели ее в кабинетах в качестве тумбы под цветы, но вроде бы уже выпотрошенную. Лет более 20 назад меня были усилы, вынутые из такой радиолы (один блок питания увеличенный, к нему подключался приемник). Дико жалею, что уступил и продал энтузиасту: звучание было удивительно хайендное в самом лучшем смысле этого слова. Я помню, что видел схему - но уже не помню, на бумаге или в Сети. Зато помню, что удивился почти акробатической комбинации именно что пентодов во входной части (еще раз - кажется, как раз с буквой К, причем не ожидаемо октальных, а пальчиков). А еще со стыдом помню, что ни фига не понял. Но Инет рулит, а на свете есть и умные люди...  Если найдете и сможете разобраться, я вам заранее завидую. 

  • Like (+1) 2
Posted

Михаил а моточные изделия насколько я понял вы применяете по 2а выходных однотактных трансформатора на канал, а вторички коммутируете последовательно к динамику, так называемая мостовая схема. Ещё наверное фазоинверсный трансформатор должен быть с особенностями намотки, иначе 2х тактнику трудно с se соперничать по микродинамика, ведь если брать в расчёт направления контуров, то в 2х тактнике всегда будет не правильный вектор

P. S. МИХАИЛ ток анода лампы EL12 El6 в "кривом" режиме для хорошего 1го ватта какой ориентировочно? 

Posted

Здравствуйте. Насчет моточных и "мостовых"... Вообще-то все версии хороши по-своему, и СЕ, и РР. При этом мне действительно нравится и кажется близким к "бескомпромиссному" парафазное решение - возможно, его правильнее рассматривать не как мост, а как "двухтакт с расщепленным выходным трансом" - в каждом плече свой однотактник, железо получается смещенное, в итоге около-гистерезисные призраки никого не пугают, а вторички можно рассматривать как общие и коммутировать в зависимости от потребностей и коэффициентов трансформации - последовательно либо впараллель. Как и в двухтакте, здесь четные гармоники вычитаются (но никто не обязывает делать это вычитание полным).

Что касается классического РР,  убеждаюсь, что многие предрассудки на их счет преувеличены, особенно если вдумчиво выбирать материалы. Конечно, у СЕ есть преимущества, но они есть и у РР. И это не только меньшая зависимость искажений от нагрузки. При прочих равных внутреннее "время", не только ритм и синкопы, но порой и настроение, двухтакт способен передавать даже лучше. Сильная сторона СЕ - звуки, сильная сторона РР - ритм, а музыка растет из их сочетания - возможно, именно поэтому некоторая жанровость любого конкретного решения представляется неизбежной.

Полноценный фазоинверсный SE-РР транс, со стыдом признаюсь, я сам так и не смог намотать (такой, какой меня устраивает), потому что при шунтировании обмоток звук уже не такой кошерный. Вот Константин ВКН вроде бы умеет, но он профи, и руки откуда надо, и машинка нужная имеется. Если же брать готовые, то по мне вполне годятся Хашимоты вроде 105 или 107 например, не говоря о более крутых тамуровых тангах (хотя и с ними не без проблем). Но у Хашимот специфическая подача, отчасти связанная с тем, что там прямая и противофазная обмотки мотаются поверх фольговых экранов, ну и проблема направлений; подобные вещи нивелируются только плясками с бубном.   

Если технически, то для себя я с некоторым успехом применял парафидное решение (спасибо человеку с ником Любопытный за терпеливые комменты по теме, помогло).

Если кто не пробовал, приложение парафидной темы к РР: драйвер работает на благозвучный дроссель во много десятков генри, а с анода драйвера через кондер сигнал подается на компактный пермаллоевый фазовращающий трансик более-менее огромной индуктивности. Вторички трансика - к смещению и на сетки выходных ламп. Пермаллоевых, способных выдать до 10 и более вольт амплитуды даже на 20 гц, не так уж мало, а пентоду больше и не надо. При этом паразиты в такой крохе никакие, и фазовращение порой остается нормальным до многих десятков кгц.

Другой простой и звучащий вариант - фзовращающий трансик на входе, с его фазовращающей вторички сигнал идет на 2 триода, работающие на парафазный дроссель (катушка с перегородкой, половинки мотаются с переворотом, внутренние концы соединены и к плюсу, наружные к анодам ламп (если лампы-драйверы с низким внутренним, можно и наоборот, внутренние концы к анодам - это чуть благозвучнее, но узкополоснее по ВЧ).

В дросселе постоянка компенсирована, реактивности симметричны, зазор только технологический или просто вперекрышку, и при даже небольшом габарите и суммарно 10-12 тысячах витков не проблема получить несколько сот генри. Поэтому в таком решении можно использовать какую-нибудь ГИ-3 и получить, если надо, амплитуду вольт до 200 или более от самых низких частот и почти без искажений, даже если у вас анодное вольт всего-то 300 с гаком. И то, что лампы работают как бы на "бесконечную" нагрузку, в разы уменьшает гармоники драйвера. При этом, если медь нормальная, решение оказывается чрезвычайно благозвучным, к тому же энергия драйвера не рассеивается в резисторах, а как бы сидит на аноде, готовая через кондерчики целиком броситься в сетки выходных ламп, словно Бесприданница в Волгу-матушку. И это позволяет использовать в качестве полноценных драйверов даже совсем маломощные лампы, порой очень благозвучные, типа древних батарейных прямонакалов. Некоторые из них звучат просто охеренно. У них конечно проблема с накалом, но она решается легко и красиво, я как-нибудь расскажу.

Если драйвер маломощный, а полудроссели вышли большие, можно секционировать их по принципу Тамур: мотаем в три секции, соединяем последовательно третья- первая- вторая. Емкость меньше, индуктивность на разных частотах стабильнее. Ну а дальше, как уже говорилось, просто - через кондеры с анодов драйверов на сетки выходных ламп. Резисторы в сетках желательно максимально большие из допустимого, ибо как раз они и поджимают "дроссельное дыхание" драйверов. 

Что же до Ел6, то один из норм вариантов - 300 вольт (вычтется автосмещение, будет около 290), на 2 сетке 240-260, ток под 60 ма, приведенка 6-7 кОм. 

  • Like (+1) 2
  • Thanks (+1) 2

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...