Jump to content

Recommended Posts

Posted
18 часов назад, ТимВал сказал:

ESI Juli

Сгодится. 24 бит, 192 кГц. Без обработки (любой) - первый файл. Лучше в ЛС ссылку.

 

18 часов назад, ТимВал сказал:
В 10.03.2024 в 19:26, Ollleg сказал:

Может в догонку и трек какой-нибудь с оцифровкой? 

Например какой?

Можно самое распространенное - Флойд "Обратная ст.Луны" любую сторону целиком, у меня их несколько разных изданий, т.что смогу немного сравнить.

Posted (edited)

Доброго времени суток! По топик-теме (6Н2П+6Н23П) лежала у меня в компе давняя писанина про корректор начального уровня для ГЗ Ortofon OM-XX. Лежала и не отсвечивала, никуда не выходила. Сейчас нашел - выложу на всякий случай. Сразу скажу, что звук не самый лучший. Но и не самый худший.

PUK_OM_XX.pdf

ВИНИЛ-КОРРЕКТОР НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ГОЛОВОК
ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ ОРТОФОН СЕРИИ ОМ-ХХ

А.Л. Гурский
г. Минск


Если почитать форумы в Интернете, посвященные проблемам высококачественного
лампового (и не только) аудио, то создается впечатление, что качественный звук можно
получить, лишь применяя раритетные (и соответственно дорогостоящие) импортные
компоненты, например, немецкие лампы AD-1 или на худой конец EF-86 от именитых фирм.
Так что же, для любителя из глубинки, в распоряжении которого лишь горсть отечественных
6Н1П-2П-3П-23П и т.п, дорога в аудиорай закрыта? Вовсе нет, и на этих лампах можно
получить неплохой звук, если подойти к делу внимательно. По крайней мере, звучание
превзойдет по качеству большинство транзисторно-микросхемных решений.
Вкратце история создания корректора такова. Один мой друг поделился со мной шасси
от антенного усилителя коллективного пользования. Это латунное посеребренное шасси с
панельками для трех ламп, первая из которых виброизолирована, идеально подходит для
создания винил-корректора с минимумом трудозатрат. Размеры шасси, тип панелек и их
количество определили и типы используемых ламп, и схемотехнику корректора. В результате
появился простой винил-корректор начального уровня на лампах 6Н2П и 6Н23П,
предназначенный для работы с широко распространенными головками (картриджами) серии
ОМ-ХХ фирмы Ортофон (ОМ-10, ОМ-20, ОМ-30). Они отличаются друг от друга только
вставками с иглой, что позволяет, купив сравнительно дешевую головку ОМ-10, в дальнейшем
«проапгрейдить» ее до весьма неплохой ОМ-30, докупив лишь вставку-иглодержатель. В
остальном эти головки ничем не различаются между собой, поскольку «основа» у них общая.
Особенность усилителя – коррекция с постоянной времени 75 мкс выполнена на
собственной индуктивности картриджа (у картриджей Ортофон ОМ-ХХ - 580 мГн). Тому есть
как минимум две причины. Первая из них – в таком включении нет проблем с переходной
характеристикой входной цепи. Вторая – уменьшается уровень сигнала на высоких частотах в
первом каскаде, что благоприятно сказывается на линейности. Дополнительно возможно
уменьшение число элементов корректирующей цепи, т.е. число емкостей и резисторов на пути
сигнала. Внешний вид корректора с блоком питания показан на рис. 1.

----------------------------------------------

300.png
301.png

 

----------------------------------------------
Сама схема не нова и в особых пояснениях не нуждается. Первый каскад – резистивный
на лампе 6Н2П (в каждом канале по одному триоду), второй каскад – SRPP на 6Н23П (по одной
лампе в каждом канале). Выбор этой лампы обусловлен ее малым внутренним сопротивлением,
способностью работать при относительно низких анодных напряжениях и меньшим, по
сравнению, например, с 6Н1П, током накала. Для снижения уровня фона накал ламп питается
стабилизированным напряжением, получаемым от стабилизатора на микросхеме EZ1084,
включенной по типовой схеме. В выпрямителе накала использованы диоды Шоттки 2N5822.
Емкость конденсатора на входе стабилизатора – 10000 мкФ, на выходе – 2200 мкФ.
Дополнительно искусственная средняя точка накала, формируемая R14, R15, подключена к
делителю напряжения R12, R13, задающему положительный потенциал порядка 40 В. Анодные
цепи корректора питаются от стабилизатора по схема А.Карпова [1], модифицированного для
получения выходного напряжения 250-260 В. Блок питания (БП) собран на трансформаторе
ТАН-2-220-50К последних лет выпуска. Его конструктив позволил домотать дополнительную
обмотку (10 витков провода ПЭТВ-2-0,75), включаемую последовательно с запараллеленными
накальными обмотками. Это сделано для получения напряжения, достаточного для питания
стабилизатора накальных цепей. Все остальные вторичные обмотки трансформатора включены
последовательно, что позволяет получить напряжение порядка 300 В на входе стабилизатора.
БП выполнен отдельно от корректора и собран в корпусе от компьютерного БП.
Параметры собранного винил-корректора (при сопротивлении нагрузки 15 кОм):
Потребляемый ток (2 канала), по анодным цепям – 22 мА, по накальным цепям - ≈ 1 А;
Коэффициент усиления: ≈40дБ;
Отношение сигнал/шум: 71 дБ
Отношение сигнал/фон (невзвешенное): 63 дБ
Входное сопротивление, кОм: 5,9
Выходное сопротивление, Ом: 370
Коэффициент гармоник на частоте 1 кГц при выходном напряжении 1 В: <0,02%
Отклонение АЧХ системы “картридж Ортофон ОМ-10 – корректор” от стандарта RIAA:
- в диапазоне 20 Гц-16 кГц - ±1 дБ
- в диапазоне 30 Гц –20 кГц –1 ÷ +3 дБ (подъем в диапазоне 17-20 кГц из-за резонанса “масса
иглодержателя – упругость винилита”
*
.

* Этот резонанс попадает в звуковой диапазон практически у всех ММ-головок начального уровня, включая ГЗМ-ХХХ, Grado,
Ortofon и др. Из отечественных исключение – головки «Корвет», у которых резонанс смещен достаточно далеко в ВЧ-область
В авторском варианте корректора применены лампы 6Н2П-ЕВ и 6Н23П-ЕВ, хотя никто
не запрещает применять лампы и без этих индексов, а также их аналоги. Резисторы R1-R6 типа
БЛП, R7-R11, R16 – ВС, УЛИ, R12-R15 – МЛТ. Резисторы R3,R12 должны быть рассчитаны на
рассеиваемую мощность не ниже 0,5 Вт, остальные – 0,25 Вт. Конденсаторы C1, C8 – Rubycon,
С2, С6 – CapXon от материнских плат компьютеров, С3 – КСО-1Г, С4 – К40У-9, C5,С7 – Philips
МКТ, C9, C10 – WIMA MKS, К73-17. Катушка L1 представляет собой 3 витка провода ПЭК-0,7
на кольце внешним диаметром 7 мм из феррита 2000НМ, в качестве катушки L2 применен ВЧдроссель от телевизоров УНТ-47/59, представляющий собой катушку, намотанную способом
«универсаль» проводом ПЭЛШО на высокоомном резисторе МЛТ-0,5. Назначение L2 –
фильтрация ВЧ-наводок на кабель, соединяющий блок питания с корректором и имеющий
длину порядка 1,5 м. Разумеется, указанные типы деталей – не догма.
Несколько слов об особенностях корректирующей цепи. Без конденсаторов С3 и С11 –
это обычная цепь пассивной коррекции, обеспечивающая стандартные постоянные времени.
Необходимость введения дополнительного звена, ослабляющего высокие частоты, вызвана тем,
что измерения АЧХ с помощью измерительной пластинки (использовалась QR2010) выявили
наличие горба в области ВЧ с максимумом в районе 23 кГц, обусловленного т.н. «виниловым
резонансом». Его частота определяется массой подвижной системы картриджа и упругостью
материала пластинки. Вид АЧХ системы при этом показан на рис.3. В этой же частотной
области лежит и электрический резонанс в контуре, образованном входной емкостью
корректора и индуктивностью картриджа. Однако он задемпфирован сравнительно малым
сопротивлением резистора R1 и существенного влияния на АЧХ не оказывает. Введение
конденсатора С3 (и С12, казалось бы, гигантской для входа корректора емкости) позволяет
уменьшить неравномерность АЧХ системы «головка-корректор» в области 8-20 кГц. Отметим,
что при смене иглодержателей на ОМ-20 и ОМ-30, имеющих меньшую массу подвижной
системы, возможно, потребуется подбор емкости С3 или даже его удаление из схемы. Ход
экспериментальной АЧХ обусловлен особенностью записи сигнала на измерительной
пластинке. Частоты до 1 кГц записаны по стандарту RIAA (и дают на выходе корректора
практически плоский участок АЧХ), частоты же выше 1 кГц записаны с постоянной
колебательной скоростью, в результате чего АЧХ соответствует АЧХ корректирующей цепи.
Как видим, из-за неприятного резонанса на ВЧ «сэкономить» на деталях цепи коррекции за
счет использования собственной индуктивности картриджа не удалось.
Корректор можно применять и с головками ММ других типов, имеющих достаточную
собственную индуктивность. При этом потребуется подбор R1 и, разумеется, С3, C11, C12.
На рис. 4 показан спектр шумов и помех на выходе корректора, приведенный к уровню
сигнала 0 дБ. Вид спектра обусловлен подъемом АЧХ на нижних частотах в соответствии с
RIAA-коррекцией. Видно, что наводки с частотой 100 Гц по цепям питания не видны на фоне
шумов. Видна наводка от сети 50 Гц с уровнем примерно –63 дБ и ее немногочисленные
гармоники с гораздо меньшими уровнями. Для уменьшения этих помех необходимо
тщательное экранирование всего устройства. Спектр на рис. 4 получен без каких-либо
взвешивающих фильтров. С фильтром типа МЭК-А уровень помех сильно уменьшается и
составляет величину не хуже –85 дБ. В любом случае уровень помех и шумов ниже, чем шумы
немой канавки грампластинки.
Корректор обладает достаточно ясным и чистым звучанием. Уровень сигнала при
использовании картриджа Ортофон ОМ-10 при воспроизведении сигнала с уровнем 0 дБ
составляет примерно –3 дБ на входе звуковой карты M-Audio Audiophile 2496, что достаточно
удобно для оцифровки грамзаписей – основной цели создания корректора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.Карпов. Высоковольтный стабилизатор с малым уровнем пульсаций. http://www.nexttube.com/articles/hvr2/hvr2.pdf

--------------------------------------

302.png
--------------------------------------

Рис. 3. АЧХ системы «картридж ОМ-10 – корректор» в области высоких частот, полученная с
помощью измерительной пластинки QR2010. Красным и синим показаны АЧХ правого и
левого каналов без конденсатора C3, сиреневым – АЧХ одного из каналов с конденсатором
С3=240 пФ. Черным показана АЧХ по стандарту RIAA (без С3), зеленым – АЧХ корректора с
конденсатором C3.

303.png

изменил Ollleg

Добавил саму статью.

Edited by Ollleg
корректировка
  • Like (+1) 6
  • Thanks (+1) 2
  • Smile 1
  • Hmm... (-1) 1
Posted

Александр Леонидович, в Вашей статье приведена совершенно не моя схема. Не удивительно что звук не самый лучший. :smile-61:

П.С. очень жаль что сайт Е Карпова "next-tube" теперь не доступен. Может у кого есть скаченный архив сайта?  Я дурак не догадался сохранить...:sad:

 

Posted

То, что в статье не Ваша схема - совершенно естественно, я чужие схемы за свои не выдаю, в статье известная топология, чуть модифицирована цепь коррекции, статья в 2008 году писалась. :-) Общего с Вашей схемой - только применение ламп 6Н2П и 6Н23П, отчего и кинул ее в Ваш топик (по его названию).

От нас сайт Евгения вполне доступен... Попробуйте через прокси.

  • Smile 1
Posted
2 часа назад, GaLeX сказал:

От нас сайт Евгения вполне доступен... Попробуйте через прокси.

Это мысль. Попробую vpn. 

Posted
В 31.03.2024 в 22:18, Ollleg сказал:

Можно самое распространенное - Флойд "Обратная ст.Луны"

Далеко не самый лучший выбор, впрочем как угодно. Есть пластинка от "евангелистов" и не очень сильно укатанная вроде. :smile-59:

Записывались Floyd поганенько. Сколько я не пробовал "флаков" скачанных с интернета, везде на громких участках звук полный шлак каша и грязь. Лучше бы Dire Straits, вот эти всегда записывались на высшем уровне....

  • Like (+1) 1
Posted
В 31.03.2024 в 22:18, Ollleg сказал:

24 бит, 192 кГц. Без обработки (любой) - первый файл. Лучше в ЛС ссылку.

Скинул в "облако", ссылка в "личке".  "Жулию" напрягать не стал ради этого г, записал на встроенную, чип нормальный, 192кГц.

Posted
В 10.04.2024 в 19:08, ТимВал сказал:

Скинул в "облако", ссылка в "личке".  "Жулию" напрягать не стал ради этого г, записал на встроенную, чип нормальный, 192кГц.

 

В 10.04.2024 в 18:48, ТимВал сказал:

Далеко не самый лучший выбор, впрочем как угодно. Есть пластинка от "евангелистов" и не очень сильно укатанная вроде. :smile-59:

Записывались Floyd поганенько. Сколько я не пробовал "флаков" скачанных с интернета, везде на громких участках звук полный шлак каша и грязь. Лучше бы Dire Straits, вот эти всегда записывались на высшем уровне....

В лс отписал. 

Posted
2 минуты назад, юрий робертович сказал:

останетесь без схем

Не останемся, у нас есть целый раздел ваших схем. 

  • Cool (+1) 1
Posted
5 минут назад, юрий робертович сказал:

Только они никому нафиг не нужны, вам надо охеренный(кажется, и не ошибся) БП на 30 кг массой, или на простецкую на примерно 5х10 см и импульсником. Дерзайте, мне все равно.

Они кто? Кому? Станиславу? Опять двадцать пять, пардон, 250 днём, потом два по столько же, но вечером?

Posted

Сообщу на всякий случай что в моей схеме нет случайных номиналов и схемных решений. Фиксированное смещение выбрано не случайно. Анодные резисторы в первом и втором каскаде не только смоделированы в симуляторе но и проверены вживую на "стэнде" с участием спектроанализатора.  Номиналы подобраны по максимуму усиления в сочетании с минимумом КНИ. И в каскадах по отдельности и в полной сборке ФК. Цепочка RIAA так же не случайно выбрана с такими номиналами. 

Схема выглядит очень простой, однако качество получившегося звука даст фору многим навороченным многокаскадным монстрам с разными замудрёными трансформаторами коррекции и лампами динозаврами от "телефункена".  Тот кто соберёт и послушает, точно не пожалеет потраченного времени. :smile-50:

  • Like (+1) 1
  • Smile 1
Posted
1 час назад, ТимВал сказал:

Сообщу на всякий случай что в моей схеме нет случайных номиналов и схемных решений. Фиксированное смещение выбрано не случайно. Анодные резисторы в первом и втором каскаде не только смоделированы в симуляторе но и проверены вживую на "стэнде" с участием спектроанализатора.  Номиналы подобраны по максимуму усиления в сочетании с минимумом КНИ. И в каскадах по отдельности и в полной сборке ФК. Цепочка RIAA так же не случайно выбрана с такими номиналами. 

Схема выглядит очень простой, однако качество получившегося звука даст фору многим навороченным многокаскадным монстрам с разными замудрёными трансформаторами коррекции и лампами динозаврами от "телефункена".  Тот кто соберёт и послушает, точно не пожалеет потраченного времени. :smile-50:

Да-да, и поиграет, заодно, в увлекательную игру "подбери 6н2п" из кучи или мешка... Очень, кстати, вовлекает! Учитывая что процентов 80-90 попадающихся ламп категорически на вход корректора не годятся. 

  • Like (+1) 5
Posted
1 час назад, Xрюн222 сказал:

"подбери 6н2п" из кучи или мешка... Очень, кстати, вовлекает! Учитывая что процентов 80-90 попадающихся ламп категорически на вход корректора не годятся. 

Это чистая правда ). Но эти 10 % стоят того . С уважением...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Да можно , что угодно многословно написать , как Чатем делал , вдруг прокатит. :). Вот Вы и купились.  Трудно бороться с потоком красивых , лживых  совсем чуть-чуть , образов. Вроде как согласись ! , и ты уже не « глухой» , типа « душой и сердцем» . Не замечали ?😂
    • Вот и приходиться лаврировать между всеми нюансами... . По этому поводу хотелось бы уточнить об возникновении и величине резонансов в зависимости от величины сигнала на громкоговорителе. Как я понимаю, при работе громкороворителя на небольшой мощности (например на первом ватте при номинальной мощности 6 ватт) и различные резонансы тоже не велики, и их влиянием можно пренебреч? Здесь, конечно, сразу возникает вопрос о чувтвительности громкоговорителя, для "лампы"желательно "от 90", так что условно можно принять "90 и больше".   
    • Хочется чтобы при слушании ничего не отвлекало от наслаждения прекрасным.
    • Дак в гитаре, к примеру, стремятся сделать так, чтобы провел по струнам и звук секунд пять и более тянется и добавляет гармоники и обертоны к той частоте, на которой колеблются струны. Называется сустейн. Чем инструмент круче, тем оно тянется дольше и в звуке больше всяких добавленных частот. Зачем нужен такой корпус для ас, непонятно...   Типа тормозная система и подшипник- и там и там работаем с силами трения,но в разные стороны.
    • Правильно сказал volli, музыку нужно просто слушать.
    • Да оно понятно, многое не предусмотрено: атмосферное давление, открытое -закрытое окно, дверь, форточка, ковер на полу, дождь,снег за окном, солнечная погода, маты в углах комнаты, из чего сделана мебель, обивка, покрывала на них, картины на стенах (холст) большие и малые, загромождение комнаты посторонними предметами , расположение колонок и т.д. и т.д. список огромен.
    • Ну партия резонансов ящика колонки в партитуре не предусмотрена.
    • Я лишь высказываю свою мнение, основанное на личном опыте , конечно же, оно совсем не обязано совпадать с опытом и слухом других, все мы разные, мне важен открытый чистый звук, вот как что бы передо мной играли, в том месте, где вместо стены напротив сцена стоит.
    • Скорее те резонансы, на которых работает дер.дека инструмента колонки должны передавать точно так же, но уже используя динамик и электрический сигнал, ящик ас участвует в игре этих резонансов, как и дека инструмента, кто бы не убеждал нас в обратном - ящик помогает динамику подтянуть и озвучить то, на что он сам, динамик, не способен. Возможно для кого-то это прозвучит как ересь, но это именно то, к чему я пришел с годами практики....
    • Тяжело быть "златоухим"!
    • А это ооочень тонкая грань - между демпфированием и передемпфированием, причём никак её не рассчитать, под каждую комнату , дом, свой предел, индивидуально настраиваемый. Иногда слушаешь - ну режет середина Ух, добавил кв.см меха, бац! всё четко, но чего то не хватает - оставил пол. сантима - Попал! Заиграло. Переезд и на новом месте звук тухляк, снова перенастройка, не говоря о таких простых вещах - 1 чел в комнате слушает или 5-6........ Не все так просто, как нам в книжках умных пишут, все совсем сложно.... п.с. если что - я о шириках
    • Достаточно сравнения звучания корпусов из разных материалов чтобы сделать правильный выбор. Демпфирование улучшает измерения и ….чаще приводит к тухлости в звучании 
    • Без зазора на постоянке 10 мА и 3 тыс витков уже под 2 Тл индукция будет.
    • Музыкальные инструменты с деревянными деками и корпус АС это как бы совсем разные истории.
    • Бесполезно разъединяли тех с гумом: весь форум стал филиалом сундука, вкусовщина и эзотерика с бредом пополам.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.3k
    • Total Posts
      97.6k
×
×
  • Create New...