Jump to content

Recommended Posts

Posted

Ну и еще - поклонники пентодного звука( если тут таковые присутствуют) прошу вас поделиться своим мнением что же в этом звуке вас так привлекает, за какие его достоинства вы готовы его слушать. Не смотря на кучу его недостатков, каковые конечно же у него есть.

  • Replies 204
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Posted
4 часа назад, RedStar сказал:

Могу предложить свой вариант. Усилитель Монте Кристо.

 

Спасибо, но мне нужно в один каскад. За мощностью не гонюсь, акустика позволяет.

Кстати а внутреннее сопротивление лампы как будет меняться в зависимости от режима работы? При стандартном оно 25ком. А если анодное и сеточное будет  около 100в тогда какое примерно будет?

Posted

Ух ты, опять пентоды. Я тоже нет-нет да и возвращаюсь к этой теме, сколько уж лет не могу отлипнуть... Давайте по пунктам.   

1. В норме пентоды не звенят, звенит связка динамик-пентод, если у динамика слишком сильно поднимается импеданс (а если динамик сам по себе звонкий, да еще плюс этот подъем - то ваще). Цобель в помощь. Подбирая степень стабилизации ВЧ импеданса, звон можно успокоить. А если динамик условно-ширик с завалом по ВЧ, дозированный "пентодный пришпор" позволяет расширить полосу вверх (Вообще говоря, вниз тоже; но если вы хотите слушать всю полосу, то подъем НЧ импеданса также важно вогнать в разумный коридор. Как? В первую очередь, осмысленным подбором динамика. Кроме того - акустическое демпфирование, дроссель с резистором или резонансный контур впараллель - обычно удается, если действовать со смыслом.)

2. По поводу "и так далее". Искажения. Если делать пентодник "как в бабушкином приемнике", сложно рассчитывать на крутой результат. Подходя со стандартным (вообще говоря, "триодным") критерием  "максимальная неискаженная мощность" к пентодному каскаду, мы серьезно подрубаем музыкальный потенциал каскада. Минимизируя гармоники на максимуме громкости, мы получаем доминирование орущих, секущих яйца нечетных гармоник, так уж устроен пентод. По мере снижения громкости распухают четные, причем искажения остаются довольно большими, больше чем у триода, так что тихие звуки оказываются мутно-сладкими, назойливыми, и не до конца понимаешь, а нафига. Хотя, конечно, разделенность персонажей, ощущение жизни и "нерв" вынуждают признать: что-то в этом есть... Но саунд явно нечестный. Что делать? Допустим, плюнуть и делать триод. Если же оставаться с пентодом, давайте не будем подходить к нему с триодными ухватками. 

3. Если стоит задача (я как-то уже привык к статусу "Михрютки с Воздвиженки, юродивого", и новые помидоры в мой огород мало что изменят) сделать звучащий безОсный пентодник, я бы предложил придерживаться такой логики: 

а. Оценить уровень мощности, который соответствует естественной для вашей акустики и комнаты громкости прослушивания "акустической" музыки. Кстати, мне кажется, что вязаться с темой разумно только располагая акустикой с чуйкой от 93-95 дБ. В этом случае 1 Вт в пике выше крыши, и тема пентода может оказаться перспективной. Средняя мощность в разы меньше. Ну, допустим, 100 милливатт. Вот на этой мощности и хорошо бы строить минимум гармоник пентода. Правильнее конечно именно макетить каскад и, подбирая вольты на 2 сетке и приведенку, искать минимум гармоник (подстраивая сигнал каждый раз так, чтобы на выходе были наши 100 милливатт). Скажем, у Ел12 оптимальная "малосигнальная" приведенка ближе к 5...7 кОм, а при рекомендуемых 3,5 кОм эти самые малосигнальные искажения в разы больше. 

Да, в этом "кривом" режиме выходная мощность никакая, на 2-3 ваттах уже того... зато наш вожделенный первый ватт весьма чист.

Скажем, Ал5/375 просит 320 на аноде, около 50 ма ток покоя, приведенку 7 кОм, на 2 сетке где-то 220, и укладывает первый ватт в 0,1%, а при изменении приведенки в 2 раза - в 0,3. При этом на 3 ваттах уже изрядно за 3%, а дальше просто отсекает одну половину, да и пусть, если вам нужен первый ватт. На громкости минимума искажений звук весьма прозрачен, а быстро спадающие нечетные гармоники придают ему живость и "нерв" (именно маленькие, именно на тихих звуках), из-за которых триодник слушать потом просто невозможно, надо перестраиваться. На всплесках громкости гармоники несколько растут, но почти исключительно за счет четных; переход к более уютному спектру при одновременном увеличении громкости создает ощущение достоверности и мощи, потому что даже напряженные ноты вообще "не орут". В общем, есть смысл попробовать. 

4.  Конечно, можно пробовать пентодник на ШП во всю полосу. Скажем, низкодобротный безрожковый Аксиом 110 за счет мощного кобальтового мотора имеет низкую полную добротность, так что импеданс на НЧ скачет в рамках допустимого, а на ВЧ импеданс растет менее чем вдвое - и на круг саунд получается полновеснее и широкополоснее, чем с триодном или транзистором. Но с большей полнотой вопрос раскрывается в бай-ампинге с фильтрацией по входам усилителей. Но и про это я много писал. 

5. Приношу извинения за крайне ограниченную возможность смотреть личку - специально указал практически неоткрываемый мною ящик. Это я на всякий случай, если вдруг кто-то захочет написать, а я вдруг (и скорее всего) не отвечу. На форуме тоже буду появляться наскоками, ибо окна появляются крайне редко. Надеюсь на понимание. Всем счастья. 

  • Like (+1) 10
  • Thanks (+1) 7
Posted
16 минут назад, Евлампий сказал:

5. Приношу извинения за крайне ограниченную возможность смотреть личку - специально указал практически неоткрываемый мною ящик. Это я на всякий случай, если вдруг кто-то захочет написать, а я вдруг (и скорее всего) не отвечу. На форуме тоже буду появляться наскоками, ибо окна появляются крайне редко. Надеюсь на понимание. Всем счастья. 

 Так и есть, я уже успел написать.:smile-50:  Не утерпел...натура такая.

Всё нормально!

Posted
13 минут назад, Евлампий сказал:

...с фильтрацией по входам усилителей

Так и здесь проблема, из-за которой многие (в т.ч. Ю.А.Макаров) отказались от многополосного усиления.

  • Like (+1) 1
Posted
24 минуты назад, чатем сказал:

мне нужно в один каскад

Тогда 6п15п и ей подобные, а в сторону 6п13, 6п31, 6п36 тогда лучше и не смотреть. Им всем нужна раскачка от 12 до 50 вольт,
в зависимости от примененной Местной ОС. А ограничиваться минимумом мощности при 1 вольт входной?
Хотя интерес все же есть. При таких выбранных критериях, вполне 1-2 Вт с большущим натягом, да на чувствительном "ширике" и можно что то интересное получить. Но вряд ли.
Остается применить два каскада, либо ставить входной трансформатор.

Posted

Я бы, конечно, обратил внимание на тему безОсного пентодного двухтакта. Входной транс хотя бы 1:1+1, пара 6AG7 (примерно она же 6П9) с фиксом через вторичку... За счет двухтакта усил почти не чувствует перепадов импеданса, неискаженная мощность ватт до 3...4, полоса - как уж с трансом получится. Спектр гармоник при небольшой неидентичности ламп в плечах достаточно благоприятный, а их уровень - можно рассчитывать на уровне небольших долей процента. За счет высокого внутреннего сопротивления ламп "двухтактность" практически не слышна. Короче, рекомендовал бы рассмотреть. Вот только приведенку не помню - навскидку порядка 7....9 кОм анод-анод

  • Like (+1) 1
  • Thanks (+1) 2
Posted

В соседней ветке "Компактные усилители" история как раз и начиналась с "внезапно" сыгравших пентодов в пентоде в РР :smajlik-prava:

Posted
10 минут назад, Xрюн222 сказал:

В соседней ветке "Компактные усилители" история как раз и начиналась с "внезапно" сыгравших пентодов в пентоде в РР :smajlik-prava:

Так с ОСами везде куда ни ткнись, а тут разговор о безОСости?

Posted
25 минут назад, Timbuktu сказал:

Так с ОСами везде куда ни ткнись, а тут разговор о безОСости?

И где на Н. АП или тем паче на С. АП "с ОСами везде куда ни ткнись"? :smile-12: Наличие, количество и конфигурация ОС подбираются по вкусу и по ситуации. 

Если, разве, только "изобретенный О. Чернышевым "Покемон"", причем, вообще говоря, изобретенный путем неправильного толкования типовой "схемы из справочника" 30х-40х гг из раздела "Схемотехника кухОнных радив"... 

Posted
37 минут назад, Xрюн222 сказал:

И где на Н. АП или тем паче на С. АП "с ОСами везде куда ни ткнись"? :smile-12: Наличие, количество и конфигурация ОС подбираются по вкусу и по ситуации. 

Если, разве, только "изобретенный О. Чернышевым "Покемон"", причем, вообще говоря, изобретенный путем неправильного толкования типовой "схемы из справочника" 30х-40х гг из раздела "Схемотехника кухОнных радив"... 

Так я и говорю про типовые схемы. Их как не толкуй, везде РР пентоды с ОСами, с 30-40-вых гг

 

Posted
5 часов назад, Евлампий сказал:

Ух ты, опять пентоды. Я тоже нет-нет да и возвращаюсь к этой теме, сколько уж лет не могу отлипнуть... Давайте по пунктам.   

1. В норме пентоды не звенят, звенит связка динамик-пентод, если у динамика слишком сильно поднимается импеданс (а если динамик сам по себе звонкий, да еще плюс этот подъем - то ваще). Цобель в помощь. Подбирая степень стабилизации ВЧ импеданса, звон можно успокоить. А если динамик условно-ширик с завалом по ВЧ, дозированный "пентодный пришпор" позволяет расширить полосу вверх (Вообще говоря, вниз тоже; но если вы хотите слушать всю полосу, то подъем НЧ импеданса также важно вогнать в разумный коридор. Как? В первую очередь, осмысленным подбором динамика. Кроме того - акустическое демпфирование, дроссель с резистором или резонансный контур впараллель - обычно удается, если действовать со смыслом.)

2. По поводу "и так далее". Искажения. Если делать пентодник "как в бабушкином приемнике", сложно рассчитывать на крутой результат. Подходя со стандартным (вообще говоря, "триодным") критерием  "максимальная неискаженная мощность" к пентодному каскаду, мы серьезно подрубаем музыкальный потенциал каскада. Минимизируя гармоники на максимуме громкости, мы получаем доминирование орущих, секущих яйца нечетных гармоник, так уж устроен пентод. По мере снижения громкости распухают четные, причем искажения остаются довольно большими, больше чем у триода, так что тихие звуки оказываются мутно-сладкими, назойливыми, и не до конца понимаешь, а нафига. Хотя, конечно, разделенность персонажей, ощущение жизни и "нерв" вынуждают признать: что-то в этом есть... Но саунд явно нечестный. Что делать? Допустим, плюнуть и делать триод. Если же оставаться с пентодом, давайте не будем подходить к нему с триодными ухватками. 

3. Если стоит задача (я как-то уже привык к статусу "Михрютки с Воздвиженки, юродивого", и новые помидоры в мой огород мало что изменят) сделать звучащий безОсный пентодник, я бы предложил придерживаться такой логики: 

а. Оценить уровень мощности, который соответствует естественной для вашей акустики и комнаты громкости прослушивания "акустической" музыки. Кстати, мне кажется, что вязаться с темой разумно только располагая акустикой с чуйкой от 93-95 дБ. В этом случае 1 Вт в пике выше крыши, и тема пентода может оказаться перспективной. Средняя мощность в разы меньше. Ну, допустим, 100 милливатт. Вот на этой мощности и хорошо бы строить минимум гармоник пентода. Правильнее конечно именно макетить каскад и, подбирая вольты на 2 сетке и приведенку, искать минимум гармоник (подстраивая сигнал каждый раз так, чтобы на выходе были наши 100 милливатт). Скажем, у Ел12 оптимальная "малосигнальная" приведенка ближе к 5...7 кОм, а при рекомендуемых 3,5 кОм эти самые малосигнальные искажения в разы больше. 

Да, в этом "кривом" режиме выходная мощность никакая, на 2-3 ваттах уже того... зато наш вожделенный первый ватт весьма чист.

Скажем, Ал5/375 просит 320 на аноде, около 50 ма ток покоя, приведенку 7 кОм, на 2 сетке где-то 220, и укладывает первый ватт в 0,1%, а при изменении приведенки в 2 раза - в 0,3. При этом на 3 ваттах уже изрядно за 3%, а дальше просто отсекает одну половину, да и пусть, если вам нужен первый ватт. На громкости минимума искажений звук весьма прозрачен, а быстро спадающие нечетные гармоники придают ему живость и "нерв" (именно маленькие, именно на тихих звуках), из-за которых триодник слушать потом просто невозможно, надо перестраиваться. На всплесках громкости гармоники несколько растут, но почти исключительно за счет четных; переход к более уютному спектру при одновременном увеличении громкости создает ощущение достоверности и мощи, потому что даже напряженные ноты вообще "не орут". В общем, есть смысл попробовать. 

4.  Конечно, можно пробовать пентодник на ШП во всю полосу. Скажем, низкодобротный безрожковый Аксиом 110 за счет мощного кобальтового мотора имеет низкую полную добротность, так что импеданс на НЧ скачет в рамках допустимого, а на ВЧ импеданс растет менее чем вдвое - и на круг саунд получается полновеснее и широкополоснее, чем с триодном или транзистором. Но с большей полнотой вопрос раскрывается в бай-ампинге с фильтрацией по входам усилителей. Но и про это я много писал. 

5. Приношу извинения за крайне ограниченную возможность смотреть личку - специально указал практически неоткрываемый мною ящик. Это я на всякий случай, если вдруг кто-то захочет написать, а я вдруг (и скорее всего) не отвечу. На форуме тоже буду появляться наскоками, ибо окна появляются крайне редко. Надеюсь на понимание. Всем счастья. 

Евлампий, ну очень приятно вас тут видеть-слышать-читать.Именно благодаря вам и вашей обалденной статье много лет назад я начал пробовать звук пентода. И здорово подсел на него и сижу до сих пор.И как правильно вы охарактеризовали преимущества такого звука. я полностью с вами согласен, все именно так - жизнь, драйв. нерв, ну прямо как в консерватории на живом концерте. И от такого звука я не могу отказаться уже много лет, ибо другой не заходит именно по этим критериям. И да, пентод - сложная, часто вредная и несговорчивая штучка, заставляет побегать вокруг него с бубном и заклинаниями. Но если удается, то отказаться от такого звука уже очень не просто, да и зачем, если все устраивает.

И да, конечно мне вполне хватает 100-200мвт с некоторой акустикой, которая имеет чувствительность свыше 100дб. Ну а если 96-98дб, то 0,5вт - 1,0вт тоже нормально, к тому же не люблю слушать громко. И большинство моей акустики - это рупора на ШП динах, хотя в последнее время пробую резонансную акустику, когда звучит не только динамик, но и корпус акустики - опять же повышенная отдача и чувствительность.

И спасибо огромное за ваш отклик и рекомендации по пентодникам, надеюсь вы будете заходить на форум и продолжите развивать  эту тему, возможно еще кто то захочет попробовать-послушать пентодный звук.

  • Like (+1) 1
Posted
6 часов назад, RedStar сказал:

Тогда 6п15п и ей подобные, а в сторону 6п13, 6п31, 6п36 тогда лучше и не смотреть. Им всем нужна раскачка от 12 до 50 вольт,
в зависимости от примененной Местной ОС. А ограничиваться минимумом мощности при 1 вольт входной?
Хотя интерес все же есть. При таких выбранных критериях, вполне 1-2 Вт с большущим натягом, да на чувствительном "ширике" и можно что то интересное получить. Но вряд ли.
Остается применить два каскада, либо ставить входной трансформатор.

6П15П и 6П14П победил пентод 6П18П, на мой ух.Ну а потом добавились 6П9, 6AG7, 6П6С, 30П1С.

По поводу раскачки - если взять нестандартный режим с сеточным порядка 100в или даже меньше, то нужно будет около 4в - 5в, что уже реально в один каскад и  без входного транса, с хорошим источником конечно. Да. 3-4 ватта может и не будет, но 1-2 ватта получить уже можно. Ну и акустика под 100дб чувствительностью, с 84дб явно не прокатит.

Posted
11 часов назад, чатем сказал:

Ну и еще - поклонники пентодного звука( если тут таковые присутствуют) прошу вас поделиться своим мнением что же в этом звуке вас так привлекает, за какие его достоинства вы готовы его слушать. Не смотря на кучу его недостатков, каковые конечно же у него есть.

Пентоды в первую очередь это динамика и энергетика, триоды после этого , если брать современные или умкренно винтажные,  вялые и мутные какие то.

Также пентод это хорошо с ШП, поднимают края диапазонов  уже ШП пищик не всегда и нужен, это Евлампий уже упоминал

Большое усиление  легкая раскачка а значит минимализм схемы , отсюда последствия -прозрачность звука, итп.

  • Like (+1) 1
Posted
25 минут назад, sova сказал:

Пентоды в первую очередь это динамика и энергетика, триоды после этого , если брать современные или умкренно винтажные,  вялые и мутные какие то.

Также пентод это хорошо с ШП, поднимают края диапазонов  уже ШП пищик не всегда и нужен, это Евлампий уже упоминал

Большое усиление  легкая раскачка а значит минимализм схемы , отсюда последствия -прозрачность звука, итп.

Абсолютно с вами согласен, все так. Поэтому и сижу до сих пор на пентодном звуке от однокаскадного однотакта без ООС. Но акустику пришлось делать рупорную, другая не тянет. Причем не только по громкости. но и по другим причинам - пентод ну очень привередлив к акустике, со многой просто отказывается работать нормально. А вот с ШП в рупоре дружит.

Posted
8 минут назад, Kutun сказал:

Чатем,  давно на разных ресурсах читаю Ваши посты. 

Вы же вроде бы Москвич ?

Можно в гости попроситься?

Очень интересно послушать  Вашу систему .

Могу с собой чего нибудь приволочь,  ну и к чаю / кофе также .

Конечно можно, но чуть попозже. Если удобно приехать ко мне на дачу, там у меня 2 полноценные системы. С мая месяца, павелецкое направление, Михнево. Ну а в Москве у меня пока ремонт, бардак и разруха.

Только сразу хочу оговориться - акустика на ШП динах, полосы от 20гц до 20кгц не будет. будет поуже. где то от 50гц до 16кгц и не очень громко. Если это не смущает, то милости просим.

Posted
6 часов назад, Евлампий сказал:

...опять пентоды.

Пентодная тема (в т.ч. и ваш подход) многим интересна, возможно захотите что-то добавить в раздел 

 

Posted
27 минут назад, Сергей Ал. сказал:

Пентодная тема (в т.ч. и ваш подход) многим интересна, возможно захотите что-то добавить в раздел 

 

Вот эту подборку статей от Евлампия я и читал в свое время, после чего и стал заниматься пентодниками. И до сих пор занимаюсь. Правда пошел по минималистскому пути - усилитель в один каскад плюс рупор с ШП дином. Понимая, что система не универсальная и некоторую музыку не сыграет как надо, но то, что сыграет - сыграет очень даже неплохо в моем представлении как должно звучать. Хотя.............это мое "представление" может многим показаться странным, но как есть, я так слышу.

Как то был на концерте в театре Рюминой у Горбушки. Первое отделение - живой звук ансамбля народных инструментов - прослушал с огромным удовольствием, супер. Второе отделение - музыка через колонки, ушел на 3 минуте, больше выдержать не смог. Вот такое мое "представление".

Posted

Поскольку категорически хотелось побольше мощности, то был у нас и шестиламповый однокаскадный. 

Posted

Да, спрашивал про внутреннее сопротивление лампы при нестандартных пониженных напряжениях анодном и сеточном. Вспомнил, что испытывал как то 13П1С при разных режимах и там внутреннее точно  менялось.


  • Who's Online (See full list)

  • Клубы

  • Сообщения

    • Согласен. Деформация твердотельная. Что-то напоминает "Лампа начинает звучать за пределами ОБР". А так совсем не то.
    • Это домой , простите или в клуб куда . Не ерничаю . Просто у меня  как то были блоки на ГМ70, так после 2 часов музицирования становилось гораздо теплее .
    • Приводил ДД данные, а он сам уже врядли помнит
    • Никита привет. Из перечисленных ламп (и с перечисленными трансами) на мой взгляд отлично должна спеться 807-я. К стыду, сам я с нею не возился, но всё что знаю о ней внушает уважение. Еще думаю Г412-413 должны здесь интересно себя проявить. А есть ведь и Ал-Ел и АС-Реп'ы всякие...  Что же до 6П3с - не знаю, боюсь предсказать, субтильность в ней некоторая...  - но если трансы есть, то 20 ударов паяльником, не проблема, и будем знать... Кстати, у нее ведь даже цоколевка та же, что у КТшки. Если найду, быть может, попробую сунуть и подстроить, и если будет что рассказать, обозначу (ибо макет еще не развалил). 
    • Прогрыватель с тангенциальным тонармом biotracer(электромагнитное демпфировсние в обеих плоскостях, электронная регулировка прижима). Все функции работают, внешнее состояние на 4, крышка полировалась. 100в. Продается в городе Новочеркассе, Ростовская обл, можно прийти посмотреть. Возможна отправка тк. Стоимость проигрывателя 30 тр. 
    • Моточные изделия просто красавцы!
    • Можно ли применить (если уж 6Ж4!) старые  добрые 6п3с-6п7с-г807? 
    • Помимо пары опечаток, упустил и пару моментов. Чувствительность схемы примерно 1 вольт, межкаскадный кондер 0.15...0.33 мкф по вкусу (ну и по измерениям), разница небольшая, но есть.
    • Приветствую всех! Идея данного проекта родилась достаточно давно. Ещё более десяти лет назад, когда я дособрал свой SE на ГМ-70, я сразу стал думать об усилителе на лампе ГУ-48. Почему именно эта лампа? Даже не знаю, понравилась она мне чисто визуально. Или же тот факт, что самый дорогой серийный усилитель был собран на такой лампе - сейчас я уже и не вспомню. Хотя изначально колебался между ней и ГУ-81М - тем более, что будучи неразумным студентом, даже думал именно на ней собрать однотакт - и даже создал на старом аудиопортале таковую схему (где и был высмеян - вполне себе за дело). Но к ГУ-48 "душа лежала" чтоли больше... Хоть и мощности с неё снять можно меньше (но так ли это важно, если мощность приближается к сотне ватт?) В общем, старт проекту был дан в 2021 году - начал собирать первые детали. Тогда же и сформировалась концепция - двухтактник в класса А2 или АВ2 - в макете хотелось бы опробовать оба режима. И тут конечно у читателя возникнет первый вопрос - ЗАЧЕМ? А просто потому, что мне захотелось. Сделать усилитель, который посути, никто (или почти никто) не делал - однотакт на этой лампе изделие хоть и сложное, но раз уж оно даже до серийного дошло - то не такое уж и уникальное. А уж самодельщиков этот однотакт сделавших - вполне себе достаточное число. В общем, двухтакт так двухтакт, решил я - проблем с подмагничиванием нет, при тех же габаритах выходника получаем и полосу шире (в теории) и КПД выше (для класса АВ) или выше мощность (для класса А). В А2 я прикинул - это более 200вт. Для АВ2- в теории до киловатта (в реальности думаю поменьше, но всё равно). К сожалению, проект был заброшен на два года и "воскрес" только в 2023 году - тогда же закупился проводом и началась намотка трансформаторов. Неспешная, но началась. И теперь можно рассказать про саму концепцию этого усилителя. Полностью трансформаторный трёхкаскадный или четырёхкаскадный усилитель (если первый каскад и будет, то он будет тоже трансформаторный) - и за исключением первого каскада (если он будет) - полностью двухтактный. Драйвер - на лампах 6С4С в PP (класс А1) + Г-811 в PP (класс А2 - лампы эти очевидно работают только с токами сетки), первый каскад (который раскачивает 6С4С) - на мелкой лампе (тестил с 6Э5П), но повторюсь - не факт, что этот первый каскад будет - можно раскачивать 6С4С через повышающий входной транс - у меня весьма мощный пред, которому это под силу. В итоге первая "прикидочная" схема выглядела примерно так. По итогу макетирования драйвера поменялся коэффициент трансформации межкаскадников - он стал 3 к 1. И я усомнился, что смогу сделать приемлемый уровень фона с накалом переменным током. Поэтому на данный момент накал всех ламп планируется постоянным током. А может быть, даже стабилизированным (но  вероятно - это будет касаться только драйвера - сделать стаб на 20а и 10в та ещё задача). А тут собственно фото первых двух каскадов драйвера - на входе поставил 6Э5П, работающую на фазоинверсный трансик от УПВ-1,25 (который, впрочем, оказался весьма "кривым" и я буду мотать свой транс), которая раскачивает уже 6С4С. Режим ламп прямо сейчас особо не вспомню, но всё заснято на видео (есть целая серия видосов по этому проекту у меня на канале - ссылку напишу в конце поста), и можно всё найти и понять что и как весьма подробно. Тут ещё на выходе 6С4С стоит ТПП-322, чисто посмотреть как оно работает (и протестировать его в качестве УМ в RMAA - посмотреть искажения... Кстати, искажения удивили - на небольшой мощности я намерял 0,08% гармоник (что весьма порадовало). Ну а далее... Подрубаем Г-811 (собрав макет на отдельной фанерке со своим собственным БП на 1100в). И намотав конечно же межкаскадные трансы как на выход 6С4С (на железе от ТС-250), так и на выход Г-811. И вот если первые особенного из себя мало представляют (лампа то низкоомная!), то про вторые можно (и нужно!) рассказать подробнее. Дело в том, что Г-811 это лампа весьма специфическая. Это слабо сказано. Я бы сказал, лампа "упоротая" во всех смыслах. Огромное (даже дичайшее) усиление для триода, высокое внутреннее сопротивление, высокое анодное.. Работа с токами сетки по-умолчанию... И это приводит к тому, что для этой "упоротой" лампы нужен точно такой же упоротый транс. Пентодный. Ибо лампа посути - триод с пентодными характеристиками. По итогу изготовлено аж ТРИ итерации выходного (драйверного) транса для этого собственно, драйверного каскада. Железо - от ТС-310. Схема намотки такая: На каждой из двух катушек: сначала секция первички - 8 слоёв провода 0,355 по 230 витков в слое, всего 1840 витков. После - вся вторичка, 6 слоёв провода 0,45мм, по 193 витка в слое, всего 1158 витков. И после - вторая секция первички, тоже 1840 витков в 8 слоях. Межсекционная изоляция - 4 слоя электрокартона 0,5мм, межслойная - бумага 0,1мм. Первички соединяются перекрётстно, вторички - последовательно. Межобмоточная ёмкость такого транса - меньше 1нф, и этого достаточно, чтобы полоса на полной мощности была 10Гц-25кГц (а малосигнальная ещё шире), что более чем достаточно. Режим работы ламп - анодное чуть меньше 1100в, смещение +15в (подавал с лабораторного БП - удобно при макетировании), ток порядка 50мА. Лампы вообще довольно "дубовые" - спокойно рассеивают на аноде более 60вт без покраснения анодов. В итогу на выходе драйвера (на нагрузке в 1кОм) получал неискажённую мощность около 40Вт - что должно с лихвой хватить для раскачки ГУ-48. На фото межкаскадный транс, да. Пока замотал снаружи лакотканью, но мож смотаю её и накручу электрокартон с эпоксидкой - так прочнее. Кстати! Каскад был отслушан в качестве УМ (в моно, конечно), для этого я на выход ставил обычный ТАН-138 и накальные обмотки на акустику. Звук очень даже порадовал - вообще прям вот ОНО для рока и металла! Ну а дальше уже можно было приступать к намотке разных моточных изделий. Например, анодные трансформаторы для выходного каскада. Катушки анодников. Первичка - 2мм проводом, вторичка - 0,67мм (по лаку 0,71) - на напряжение 2100в переменки. Готовые анодники. Железо ОСМ-1,0. Накальные трансформаторы выходного каскада. Два собственно на лампы (они по краям), а два... Да, для газотронов. БП выходного каскада на напряжение порядка 2,5кв решено было делать газотронным. Почему? Потому что мне так захотелось - на диодах может сделать каждый, и это тупо не интересно. А вот поставить столь забытую уже сейчас технологию - почему бы и нет? Тем более интересно, что из этого получится. Спойлер - БП был вполне себе отмакетирован и получены первые результаты. Да, на фото трансы ещё без выводных колодок - но сейчас это уже доделано. Или вот дроссели питания выходного каскада (железо ОСМ-0,16). А вот и макет собтвенно, выпрямителя. Тут всё просто - анодник подаёт напряжение порядка 2100в на газотронный мост из газотронов ГГ1-2/5. После моста сразу же - 6мкф 3кв КБГ-П, после - первый дроссель, за ним - 100мкф 3кв К75-40А, после второй дроссель - за ним ещё такй же кап. Дроссели порядка 1Гн (у первого зазор больше чем у второго) - после экспериментов понял, что можно было бы смело мотать сильно на бОльшую индуктивность, но посути и так запредельно всё - пульсации на нагрузке (блок из 12 резисторов ПЭВ-100 общим сопротивлением 6кОм, обдуваемый вентилятором от микроволновки) составляют не более 10-15мВ, форма пульсаций - чисто синус 100Гц. Кто-то конечно спросит, почему взял именно такие газотроны? Всё просто - они были выбраны по причине их доступности, дешевизны, и что характерно, вполне доступных панелек (подходят от ГМИ-83 и их можно купить в отличии от ГГ1-0,5/5, у которых панельки гораздо более редкие и проще сразу с нуля самодельные точить, что более трудоёмко и дорого). Кроме того, они... внезано, светятся! Да, ГГ1-0,5/5, несмотря на более "красивую" форму колбы, даже в полной темноте вообще не видно что светятся, ибо полностью экранированы. А у 2/5 есть вполне себе такое "окно" из сеточки, через которое разряд весьма ярко виден. Ну и последнее - запас по току, что оказалось весьма полезно (не факт, что более слабые газотроны выдержали бы такое издевательство, как работу сразу на кап 6мкф после моста!). Да, у них есть один недостаток - это весьма злой накал (6,3в 7,5а), но учитывая общую масштабность проекта это не имеет никакого значения.. Накальники уже намотаны и работают весьма исправно.. Гоняю на макете сейчас, экспериментирую. Помехи кстати газотроны особо не производят. Поначалу были "иголки" колебательных процессов, когда мост работал сразу на дроссель, Сейчас, когда поставил сразу после моста кап, это явление ушло как класс. Да, вот так светятся газотроны во время работы. Глазом конечно не так ярко - но тем не менее. Ртутные были бы ярче и красивее, но они дороже и более редкие, увы. Вообще, есть идея собрать газотронный выпрямитель и для драйвера - да ладно идея - уже закуплены ГДРовские газотроны G10/1DV (которых с лихвой хватило бы и на саму ГУ-48, но они будут запитывать драйвер, да. Вот такие. Да, у них американский цоколь аля та же 811я, 300В и иже с ними, что весьма удобно (панельки есть любые и в огромном кол-ве, я себе заказал тоже байонетные, и колпачки на анод тоже). В общем, вот такой проект. Ещё предстоит намотать ТОННЫ железа буквально - моточные изделия под весь драйвер, ну и конечно - выходники - на стержневом железе ОС-2,5 (стержневые трансы со скруглённым керном - будет удобно изготавливать каркасы и мотать тоже!). Вот их фото. В общем, как-то так. Кто дочитал, тот молодец. Принимаю конструктивную критику (а не всякое "зОчем, нахрена, если есть шЭсть_пэ_тройка" или подобное), ну и конечно - последнее на данный момент видео из цикла видео про этот усилитель на моём канале, как же без этого.  
    • Отмакетил "простенький-быстренький" однотакт. Получилась в каком-то смысле незаурядная штука. Давайте дадим ей имя, что ли - нынче это модно. Допустим. "Офит". Ну да, смысла никакого, зато на его фоне имя "Неофит" наливается особым содержанием и величием. Хоть какая-то польза. Смысл захода - утилизировать факт многоотводности вторичек у некоторых популярных у энтузиастов фабричных выходных трансов приличного уровня. Просто сам факт этой многоотводности, если поглядеть на тему через ректоскоп, позволяет без особых обвесов сбацать комбинированную ОС, наделяющую усил любопытными свойствами.  Хороший, довольно благозвучный результат получается при использовании в схеме пары Еф14-Ел156 (с немножко другими номиналами). Но чтобы снизить градус выпендрежа, решил рассмотреть более демократичную версию, по параметрам и звучанию тоже довольно интересную: драйвер 6Ж4, выходная КТ88 (но только настоящая, от GEC; предсказать результат при использовании их современных версий не могу, их у меня нет).  Полоса у усила достаточно широкая, особенно если смотреть малосигнальный режим. Конечно, инфранизкие ни Хашимота, ни Тамура в полный уровень ни за что не дадут, но смысл не в том, чтобы сыграть в полную мощу 5 гц, а в том, чтобы воспроизвести "басовый пакет" без фазовых скруток в области даже глубоких НЧ, типа 30...50 гц. Тогда басовый НЧ регистр получается взрослый, сухой, глубокий, читаемый, разнообразный, жизнеподобный и так далее. Поэтому - да, 8 ...10 гц и даже ниже схема воспроизводит практически в 0 дб, но просматривать их на осциллографе лучше в малосигнальном режиме, чтобы не испытать устойчивый рвотный рефлекс... При этом, повторюсь, даже инфрачастоты вполне терпимые, если потихоньку, и здесь музыкальная статистика на нашей стороне, что же до Нч привычного "музыкального" регистра, то они получились вполне достойные. Впрочем, и Вч, надо сказать, тоже нормальные - полоса "вверх" достаточно широкая.  Скажем, с Хашимотой Н-20-3.5 на 8-омном выводе (в малосигнальном режиме, чтобы не расстраивали инфра-НЧ) получился диапазон примерно от 5...6 гц до где-то 160 кгц (при неравномерности в 1 дб). Вторичка подключена к земле, но немного проктологически. С 7002-й Тамурой полоса поуже, но тоже порядка 60-70 кгц "в полку". Максимальная мощность при питании 340 вольт около 8 Вт (менее 1% 1 кГц). Но ток более 100 ма является уже стрессовым для рассматриваемых трансов (что бы они там ни писали в своих бумажках). Поэтому по мне лучше снизить питание вольт до 300...310, и тогда ток покоя 88-й, соответствующий минимуму гармоник, уменьшится до миллиампер 90...100 - да, максимальная выходная упадет ватт до 6-7, зато трансам будет проще резвиться в НЧ регистре превозмогая характерную для них (и несколько чуждую для нас) клацающую "японскую" подачу. На 16-омном выводе данные поскромнее, но тоже вполне - герц от 8...10 до примерно 120 кГц (это если говорить за Хашимоту). А 4-омный выход, если честно, не посмотрел, но уверен, что и там показатели вполне годные. Ток покоя регулируется резистором в катоде выходной лампы. Очень заметное влияние на звучание оказывает резистор в аноде драйвера (его желательно выбрать не только благозвучным, но и достаточно мощным - хорошо, если бы чтобы он имел "терпимую рукой" температуру. Важен, понятное дело, и межкаскадный кондер. На удивление прилично прозвучал фторопластовый v-cap, Картонный Дуелунд не сказать чтобы разочаровал, но так... Зато МКВ оказался весьма в тему, а лучшим (и это объяснимо) проявил себя старенький, еще времен Кондо, серебряный АудиоНот 0.33/630. Но на то он и раритет, у него работа такая. Схема несложная, всего дюжина деталей. Подача конечно своеобразная, не такая как у моего нынешнего любимчика безОсного прямонакального пентодника, но должен признать - звучание имеет свои явные плюсы, так что рискну рекомендовать. Конечно, с моей точки зрения самое интересное - это как раз сравнительное обсуждение звучания и "подачи" разных схемных решений и концептов, но здесь я этого даже и начинать не хочу.  Ну а схема вот.
    • Сделал тракционный матрас согласно патента и на даче, пользуюсь и там. Работает, позвоночник и его мышечно-связочный каркас на этом матрасе разгружается и вытягивается, что самым благоприятным образом сказывается на осанке. А от нее и устранение болевого синдрома происходит. Как оказалось у меня была неправильная осанка, позвоночник был чуть наклонен вперед от вертикали  при  стоянии, сидении и при ходьбе. А это неправильно, позвоночник должен быть прямой. И всего несколько сеансов на тракционном матрасе выправили мне осанку и теперь стало заметно лучше во всех отношениях. Так что рекомендую кому это надо, затраты там небольшие, порядка 10 000 рублей, а эффект заметный. И фирменный тракционный матрас за 80 000 рублей покупать не придется. Получил микрошарики из стекла. Буду и их пробовать. Что с ними получится - потом отпишусь по результату экспериментов опять же на себе. Думаю недельки через две уже будет ясно это развод или действительно работает.
    • Приехал с дачи погреться в Москве, а тут отопление отключили. На даче холодрыга, что то не припомню такого мая. Ну были раньше заморозки в мае день-две, ну три. А тут уже полмесяца и конца заморозкам не видно, просто кошмар.Вспахал 300 кв. метров огорода плюс в парнике. Но сажать ничего нельзя( посадил только лук и морковку, они холодостойкие), померзнет. Виноград листики с завязями  выпустил и они померзли, так жалко. Что творится с погодой, глобальное потепление, блин. Вроде бы ближе к 20-ым числам мая обещают хотя бы 13-14 градусов днем, уже что то. Грибницу Шиитаке никак не могу засеять. В общем кошмар, а не погода в этом году.
    • Кстати узнал про материал корпуса Оперли. Это пластик, но необычный пластик, скорее ближе к стеклу. Ну а раз ближе к стеклу, то это точно не акустически  "мертвый" материал, а возможно  ближе к резонирующему. Если так, то тогда становится понятным откуда там такая мощь звукоизвлечения от ШП динамика в 8 дюймов всего. Ну а это Оперли на выставке. не все там были, так что для наглядности и понимания о чем разговор.
    • Оптимальные те какие были для низкоомной катушки. 
    • 09.05.2025 в 20:36, shellback сказал: "А раз всё уже известно и придумано до нас, всем ........ страждущим тоже можно создать СВОИ  АС,  лучше чем  Operly и с более низкими ценами - вот тогда утрете им нос!  " - цитата. Отлично звучали Оперли, уже писал об этом ранее. Хорошо показывают уровень источника - файлы, винил, лента. Да, официально частотка там не 0 герц - 500 мегагерц, а чуть скромнее - динамик то один ШП всего навсего, без фильтров и кручение фазы. Но зато какой живой звук - и возможно потому, что динамик то один во всю полосу. Отсюда возможно и жизнь в музыке. У меня есть с чем сравнить, хотя намного более дешевый, скромный вариант, но тоже что то подобное пробовал делать - звучало отлично. Правда большой рупор имеет раскрыв вверх, но не суть........... Там тоже ШП 8", но намного проще, обычный 4ГД7, но звук тоже живой. Так что сверхширокая полоса и многополосность не есть еще гарантия живого звука, может быть  даже и наоборот, кто знает, слушать надо.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      8.8k
    • Total Posts
      97.2k
×
×
  • Create New...