Jump to content

Recommended Posts

Posted

Гугл перевод, сокращённый! Полное описание здесь: 6CM5/EL36 in Single Ended Class A (cool386.com)

 

С большим упорством мне удалось заставить 6CM5 работать как несимметричный аудиоусилитель класса А. Условия работы самые причудливые (без смещения и 25В на экранную сетку), но он действительно работает, давая на выходе около 4Вт. Это при 240 В на аноде и нагрузке 5 кОм, поэтому он выгодно отличается от «правильных» аудиоламп, таких как 6AQ5 и 6V6. Моя схема обеспечивает теоретическую максимальную мощность звука от анодного источника питания 250 В и нагрузки 5 кОм. Первоначальной целью этой конструкции было использование обычного трансформатора сопротивлением 5 кОм и источника питания 250 В B+. При отсутствии смещения и напряжении 25 В на экране анод потреблял ток 45 мА при напряжении 240 В. Я не мог в это поверить, когда до подключения к нагрузочному резистору сопротивлением 15 Ом я получал 3,8 Вт (и как минимум 4 Вт на первичную обмотку трансформатора). Глядя на схему теперь, начнем с выходного каскада: используемое питание составляло 265 В @ 50 мА. Анодное напряжение должно составлять 240 В, когда анод 6CM5 потребляет ток 45 мА. С учетом постоянного напряжения на трансформаторе динамика общее напряжение будет больше (отсюда и 265 В в моей схеме). Идеальное сопротивление нагрузки составляет 240/0,045 = 5,3 кОм, но, очевидно, в реальном мире подойдет и 5 кОм. Обратите внимание, что управляющая сетка и катод соединены вместе, поэтому смещения нет; катодный резистор используется в цепи стабилизации постоянного тока. Напряжение экранной сетки задается катодным повторителем 6CG7; около 25 В — это то, что требуется для правильного анодного тока 6CM5. Из-за такого низкого катодного напряжения необходимо подключить нагрузочный резистор к отрицательному источнику питания, иначе форма сигнала будет ограничена при отрицательном колебании. Питание -30 В вообще не критично; достаточно чего-либо более отрицательного, чем около -20 В. Катодный повторитель имеет только коэффициент усиления по току, поэтому нам нужен каскад с заземленным катодом, чтобы получить некоторый коэффициент усиления по напряжению. Это цель другой половины 6CG7. Анод соединен по постоянному току с сеткой катодного повторителя с помощью делителя напряжения, который устанавливает напряжение 25 В на катоде. Однако такой делитель также уменьшил бы составляющую переменного тока, если бы не конденсатор емкостью 0,47 мкФ. Причина использования связи по постоянному току становится очевидной, когда мы видим, что сетка усилителя напряжения 6CG7 подключена к катоду 6СМ5 через регулируемый делитель напряжения. Здесь на помощь приходит стабилизация постоянного тока. Если 6CM5 начнет потреблять больший ток, напряжение на катодном резисторе сопротивлением 50 Ом увеличится, что сделает сетку управления 6CG7 более положительной. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению анодного напряжения, тем самым уменьшая постоянный ток на выходе катодного повторителя и, следовательно, уменьшая напряжение экрана 6CM5, что, в свою очередь, уменьшает анодный ток. Обратите внимание, что регулировка обратной связи по постоянному току осуществляется с помощью потенциометра предварительной настройки сопротивлением 100 кОм. Способ подключения означает, что если цепь разомкнется (что является обычным способом отказа предустановленного потенциометра), 6CM5 будет дросселирован обратно. Потенциал просто настраивается на общий ток потребления 50 мА или 45 мА для анода 6CM5. Байпас через предустановленный потенциометр не является обязательным; оно было включено для предотвращения обратной связи, но на практике оно не имеет большого эффекта. Если этот параметр опущен, будет небольшая отрицательная обратная связь с катода 6CM5. Я, вероятно, не буду включать его в будущие усилители. До каскада 6CG7 стоит простой усилитель напряжения на триоде 6AV6. Это увеличивает чувствительность усилителя до 56мВrms или без катодного байпаса на первом триоде 6CG7 до 100mVrms. Отрицательная обратная связь обеспечивается в виде шунта резистором сопротивлением 470 кОм, при этом сопротивление 0,1 мкФ используется для изоляции постоянного тока. Обратная связь не применяется к 6AV6, поскольку это триод, работающий при низком напряжении, и, на мой взгляд, в этом нет необходимости. Это вопрос личных предпочтений; на самом деле я, вероятно, не буду включать никаких отрицательных отзывов о моем первом применении этой схемы; это автомобильное радио для моей модели T Ford. ( В конечном итоге я использовал 6AQ5 в автомобильном радио Model T , но использовал 6CM5 в своем AM/FM-тюнере .) Учитывая шум дороги и двигателя в открытой машине, Hi-Fi вряд ли стоит пытаться достичь! Есть моменты, на которые стоит обратить внимание при строительстве. Во-первых, катодные резисторы 6CM5, очевидно, можно заменить одним резистором сопротивлением 47 или 56 Ом мощностью 1/2 Вт. Во-вторых, если допуски компонента или клапана настолько велики, что в предустановке 100 кОм недостаточно регулировки, резистор 150 кОм можно уменьшить, если ток невозможно уменьшить, или увеличить, если 6CM5 не может потреблять необходимые 45мА.

Джон Хантер, февраль/март 2003 г.

rsz_6cm5_amp.jpg

 

  • Like (+1) 1
Posted

А в чём прелесть или выгода, "вдувать" по второй сетке? 

Ни разу так не пробовал.. 

И есть ли какие то ослабление по ВЧ, или ещё какие нить "грабли"? 

Posted
6 минут назад, Сергей А сказал:

Это псевдотриод с низким Ку. 

Причем априори - правый триод. 

Офф. Мне, например, вот такое интересно:807Modulator.jpg.b524bb6677aef851a8134f59d0f4acf1.jpg

120 -watt  807.JPG

  • Like (+1) 1
Posted

Его надо рассматривать вместе с повторителем , как составной элемент. Кроме этого там пара резисторов по 470к к аноду второй лампы , это вообще как повторитель-инвертор. Ку должен быть 1  , этой выходной пары. 
Кг наверное будет определяться первыми двумя лампами. 

Posted
13 минут назад, ВКН сказал:

Причем априори - правый триод. 

Офф. Мне, например, вот такое интересно:807Modulator.jpg.b524bb6677aef851a8134f59d0f4acf1.jpg

 

Интересно T1 в этой схеме с какими примерными данными? 12AU7, можно заменить нашими 6Н8С, но мне ближе запараллеленой 6Н7С.  Интересная схема. Я просто тащусь от её лаконичности

Posted
8 минут назад, Сергей А сказал:

Его надо рассматривать вместе с повторителем , как составной элемент. 

Солидарен! Эдакий ламповый Дарлингтон. :) 

Posted
4 минуты назад, CHEL_EV сказал:

Интересно T1 в этой схеме с какими примерными данными? 12AU7, можно заменить нашими 6Н8С, но мне ближе запараллеленой 6Н7С.  Интересная схема

Оффтопим! 

Нам надо получить сигнал 2*270-280в амплитуды. 

  • Like (+1) 1
Posted

Немного другая математика. Усиление 807 тут ни при чем. Нам надо на вторых сетках (точнее, уже просто сетках) достичь потенциала +270в. Итого на вторичке почти 540в амплитуды. Усиление 6С4 примерно 15. Значит наши входные 5в (7в амплитуды) становятся примерно 100-110в амплитуды на первичке. 

Трансик получается 1:(2,7+2,7). 

 

Но к нашему Hi-Fi эти схемы не имеют никакого отношения. Это я хотел жене в школу сделать аппарат для озвучки. 

Может выделить в отдельную тему? 

  • Like (+1) 2
Posted
42 минуты назад, ВКН сказал:

Оффтопим! 

Нам надо получить сигнал 2*270-280в амплитуды. 

Только непонятно как его получить с питанием +250В.  Видимо усиление 807 по второй сетке другое  , побольше 1.3 

где-то в «радиохобби» был усилок с раскачкой по 2 сетке  на выходе  

IMG_7271.jpeg

Posted

В такой схеме есть выигрышь по выходной мощности ?

В сравнениии с  классическим пентодным включением ? 

Posted

Михаил (Евлампий) вроде-бы пробовал такой вариант использовать. Упоминал во всяком случае.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Таким вот образом устанавливается матрица фотодиодов.
    • Те лазеры, что были в нерабочих головках (я их ко 10 шт измерил) стали многомодовыми. Тот, что на фото выше, который я замучал (в оправке),  тоже стал многомодовым. САР фокусировки работает по принципу равенства токов всех четырех фотодиодов, но пятно на внутреннем слое диска становится слишком большим и считывания данных не происходит. Например, лазеры из лазерных принтеров все к сожалению многомодовые...  Документ от sony и деградации лазеров и фото матрицы диодов. SHARP_LT022MC_Complete_Datasheet.pdf Laser Diode Reliability (SONY).pdf
    • Лазер в оправке. Слева LT022 (тот, что был). Справа от CD - DVD пишущего привода. Это лазер я все таки замучал и он стал непригоден, поэтому я его снял для замены. Из оправки выпресовывать не стал, сделал новую оправку. Конфигураторы - 3 шт.
    • Векторный индикатор в работе. В процессе работы меняются конфигураторы. VID2.mp4
    • На 2-х то метрах, транзисторы в 50-х  Куда-то нас понесло. Но на первом их спутнике стояли транзисторы...  Относительно корпуса как экрана. Если на анодный резистор не наводится, то до сетки поле электрическое точно не дойдет.
    • Схемы векторного индикатора для регулировки лазерных головок после замены лазера. 1. - структурная схема. 2. - схема шести канального усилителя для работы с матрицей фотодиодов 3.- коммутатор и усилители для управления катушкой фокуса актуатора 4. - распайка разЪема конфигуратора, цепи питания лазера и опционально подключение стрелочных приборов. остальное - схемы распайки конфигураторов. Конфигураторы - это разЪем затычка, в котором с помощью перемычек и резисторов создано соединение для выбора различных режимов работы прибора. 1 -й конфигуратор позволяет увидеть функцию фокуса (A+C)-(B+D) и отклик фотодиодов E и F (трекинга рад. слежения). 2 -й конфигуратор позволяет независимо  увидеть токи фотодиодов в четырех квадрантах координатной плоскости. 3 -й конфигуратор позволяет увидеть функцию фокуса (A-D)-(B-C)/
    • Получается нет, поскольку Можно попробовать закрытый сабвуфер. Наверное получится, я не пробовал...
    • В основном, судя по всему, делались чтобы, как обычно - догнать и перегнать, "держись, корова  из штата Айова!" (С). Изначально разрабвтывались, "там", в  начале 50х - как жесткий конкурент транзистору. Когда было непонятно - что можно получить от транзистора, нужен ли текнетрон, и тп и т.д.
    • Вот подумал - а почему бы не попробовать использовать тракционный матрас для разгрузки и вытяжения позвоночника под живую музыку из моих систем? У меня есть диски и с музыкой для релаксации. да и просто с хорошей любимой музыкой. Может получится резонанс физического и духовного воздействия на организм с непредсказуемыми результатами. Надо опробовать на себе, на ком же еще. И если не помру и результат будет положительный - дам вам знать. Кстати в комнатах для разгрузки и релаксации в санаториях  тракционные матрасы именно с такой музыкой и используются. Да, еще надо ароматерапию присовокупить сюда же, как это я забыл. Да, еще и свет. У меня есть увлажнитель воздуха с подсветкой, куда можно добавлять ароматические маслА, опробую обязательно и потом тут доложу. Здоровье- оно свое, собственное и если сам о нем не побеспокоишься фиг кто-то другой побеспокоиться. Спасение утопающего - дело рук самого утопающего, я так понимаю.
    • Кстати обратите особое внимание какие офигенно значащие и звучащие паузы во втором ролике. Некоторые очень гордятся мертвыми черными паузами, считают это верхом совершенства звуковоспроизведения. Для меня же это просто кошмар, а не звук, вне зависимости где проявляет себя мертвечина - в паузах ли или в музыке. Хотя....... в паузах даже хуже...........
    • Линейки с десятком нувисторов мне попадались, что-то высокочастотное, в гнёздах корпуса крепились и пропаивались. От чего это было - не ведаю.
    • Или вот моя акустика ЗПС( Звезда пленительного счастья) - очень необычная конструкция с кучей всяких неочевидных  мелочей и технических решений была придумана мною. И имеет  очень необычное, очень энергичное, громкое хорошее звучание с ШП динамиком всего 6 дюймов. Именно такого никто и никогда не делал ранее даже в принципе. Жаль не записал с нее ролики, но могу выложить  ролики с Энергошарика с ШП динамиком всего 4 дюйма.Конечно звучание специфичное, ШП дин не как у вас два по 18", а всего один  4". но звучит вполне, вполне. И чувства и эмоции эта акустика передает хорошо. а это лично для меня - главное. И звук то живой, кто понимает в живом звуке, конечно. ЖИВОЙ ЗВУК - это сродни разлитой ртути. очень детальный с передачей кучи мелких нюансов исполнения и удивительно подвижный, пластичный. Это вам не два по  18", а всего один 4". Как по мне лучше  меньше, но лучше. И то, что Оперли с ШП дином всего 8" дает такой чУдный и именно ЖИВОЙ ЗВУК - это закономерно, как по мне. Так что ваши Коровки - это не для меня, хотя другим конечно могут очень понравится.   https://disk.yandex.ru/i/kJzZprEI2wjZNA https://disk.yandex.ru/d/7Wbi-8y6m71Nmw Это из переписки с Леонидом, изготовителем акустики Коровки.  
    • Смотрите, у первоисточника 40 мА. как нарисовано - 200 мА, мне столько надо. Там проблема, без нагрузки выходной будет греться, сильно. На ампер делать шунтовой - зачем. Да и этот - из любопытства. Если к источнику опорного напряжения приделать повторитель - будет посдедовательный стабилизатор. см LT304x,LT309x
    • У оригинальных был темный катод = низкая температура = высокий вакуум = температура ниже рекристаллизации = ресурс. Которое в металле с керамикой достигается в отличии от стекла. Судя по веерной ВАХ линейностью не блещут. У вояк стояли сверхминиатюрные -  так что куда нувисторы шли - непонятно. Явно не для Яуз разрабатывались. Прикольные, все раздал.
    • Пардон , не разглядел , у Вас ДВЕ лампы от одного накальника питаются? Тогда , что-бы не грелся можно и 2Х2.1 намотать... Насчёт питания постоянкой - думаю тут из практики - посмотрите какой фон будет на выходе ....
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      8.9k
    • Total Posts
      98.1k
×
×
  • Create New...