Jump to content

Recommended Posts

Posted
47 минут назад, Dolboyacher сказал:

Загнал схему в микрокап. Потенциалы получились очень близкими к представленным, но искажения\спектр - бяка. При любом уровне тотальное доминирование 3ей гармоники, какой-то не SE получается.

image.thumb.png.5a48a910c715f8e13a42e066ab48daf6.png

Руслан, приветствую. 

А может что нить подвигать в схеме, и "прибить" третью гармонику? Интересно так же посмотреть что со спектром в усилителе представленным Климентием. 

Симулятору этому верю

  • Replies 811
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Posted

Приветствую, Евгений. Да подвигать попробовать можно, конечно, но неплохо бы, чтобы отозвались люди собравшие и измерившие. На сколько понимаю, Климентий свою схему моделировал в симуляторе Multisim, интересно, измерял ли его после сборки, сравнивал с тем, что получилось?  

  • Like (+1) 1
Posted

Я про LW на 6Ф5П не просто так удочки закинул. Так как хотел делать на 6Ф3П по схеме LW предварительный и драйверный каскад нагруженный на трансформатор, для PP в соседней теме на ГИ-3. Начал даже паять, а тут новость приходит что LW даёт дикую третью гармонику. Вот и думаю, в правильном ли я направлении думаю. Хотел без разделительных конденсаторов обойтись, а тут такая новость. 

IMG_20230817_224537.jpg

IMG_20230817_224551.jpg

  • Like (+1) 1
Posted
1 час назад, Dolboyacher сказал:

Загнал схему в микрокап. Потенциалы получились очень близкими к представленным, но искажения\спектр - бяка. При любом уровне тотальное доминирование 3ей гармоники, какой-то не SE получается.

image.thumb.png.5a48a910c715f8e13a42e066ab48daf6.png

Можно подвигать режимы, питание, по ВАХам посмотреть, конденсатор в такой простецкой схеме, по моему, лишний :ab:.

Повторился, не почитал ветку :smile-57:

Posted

Если я ничего не путаю и правильно разглядел, своей слепотой, то в схеме Климентия, триодная часть рассеивает (155-1.55)*4,28=0.66Вт, при паспортных предельных 0.5Вт. 

А по поводу 3ей гармоники LW, таки да, спектр можно сделать спадающим, но 3я , всё равно , остаётся непозволительно большой для SE. Покручу еще :)

Posted

Есть мне кажется объяснение такому уровню третьей гармонике в симуляторе, как эффект компенсации нелинейности второй лампы нелинейностью первой, типа вторая  гармоника должна уменьшится ( в Вестнике АРРА про это писали ), симметричные формы сигнала, но это в теории, на практике всё совсем иначе получается. Ну а когда уменьшаем нагрузку увеличиваем вторую гармонику в первом каскаде, симметрия нарушается.

Posted
13 минут назад, Андрей63 сказал:

но это в теории, на практике всё совсем иначе получается

Это получается не только в теории, но и на практике, с той лишь разницей, что реальные лампы имеют серьезный разброс и когда попадаются те, чьи параметры сильно отличаются от усреденных, может прилично отличаться и конечный результат. Компенсационное влияние на 2ю гармонику прогнозируется достаточно легко и находит повторение в железе, а вот 3я , она тоже компенсируется, но в меньшей степени и по более сложному закону, который, пока, мне непонятен, нужно посвятить этому больше времени. А так, максимально линейный режим - и 3я сильно не беспокоит.  

Posted
33 минуты назад, CHEL_EV сказал:

Начал даже паять, а тут новость приходит что LW даёт дикую третью гармонику.

Евгений, если не секрет, откуда новость? :)

Posted
17 минут назад, Dolboyacher сказал:

Евгений, если не секрет, откуда новость? :)

От Вас. В симулятор Вы загнали LW нп 6Ф5П 

Posted
1 час назад, CHEL_EV сказал:

удочки

6ф5п не интересна, а вот на счет каких 6LU8_подобных мыслишки закрались. Симуляцией не занимаюсь, но глядя на ВАХи из паспортов, LW как раз таки смотрится лучшим вариантом, т.к. в противном случае, от одного источника, питания для входной части, на мой взгляд, явно маловато. Городить двойное - опять же перебор.

  • Like (+1) 2
Posted
4 часа назад, Dolboyacher сказал:

Приветствую, Евгений. Да подвигать попробовать можно, конечно, но неплохо бы, чтобы отозвались люди собравшие и измерившие. На сколько понимаю, Климентий свою схему моделировал в симуляторе Multisim, интересно, измерял ли его после сборки, сравнивал с тем, что получилось?  

После сборки замерами ещё не занимался. Выставил режимы и на этом пока точка. Но интересно самому. Замеры сделаю. Хотя неоднократно уже убеждался - симуляторы не врут, если модели ламп точные. 

Posted
3 часа назад, Dolboyacher сказал:

Если я ничего не путаю и правильно разглядел, своей слепотой, то в схеме Климентия, триодная часть рассеивает (155-1.55)*4,28=0.66Вт, при паспортных предельных 0.5Вт. 

А по поводу 3ей гармоники LW, таки да, спектр можно сделать спадающим, но 3я , всё равно , остаётся непозволительно большой для SE. Покручу еще :)

Триодна часть... Режим... 

6F5P_1din.png

  • Like (+1) 1
Posted
6 часов назад, Кружка сказал:

6ф5п не интересна, а вот на счет каких 6LU8_подобных мыслишки закрались. Симуляцией не занимаюсь, но глядя на ВАХи из паспортов, LW как раз таки смотрится лучшим вариантом, т.к. в противном случае, от одного источника, питания для входной части, на мой взгляд, явно маловато. Городить двойное - опять же перебор.

Да, скорее здесь собака и зарыта. Надо для LW выбирать ещё большее напряжение общего питания, выше 500 вольт. Увеличивать катодный резистор тетродной части. Я почему так и думал. Как раз хотел прикрутить здаровенные резисторы на 7,5К 25W в катоды 6Ф3П 

Если сравнить схему Климентия и LW, то видно разницу на аноде входной части в 50 вольт примерно. Так что надо не уменьшать анодный резистор, а увеличивать общее питание. 

  • Like (+1) 1
Posted

Мне на другом форуме написал по поводу схемы L-W Юрий Анатольевич, подсказал направление, куда можно копнуть, пожалуй размещу здесь полностью, чтоб как можно точнее передать ход мысли. Думаю будет очень полезно :smile-33:

Цитирую:

"Если взглянуть на ВАХ 6Ф5П в триодном включении, то при смещении -26 В и токе покоя 40 мА напряжение анод-катод Uao составляет 225 В. На ВАХ кто-то даже точечку поставил для принятого Вами режима точки покоя. :) 

А по схемке симулятора Uao  = 380 - 128,5 = 251,5 В. Многовато, пожалуй...

При таком анодном напряжении ток покоя 36 мА при смещении -30 В. Существенное отклонение от приведённых ВАХ. Может быть, поэтому уважаемый коллега с изящным ником Долбоящер обнаружил тотальное влияние третьей гармоники в SE УМЗЧ, что, понятно, нонсенс. :rolleyes:

Не исключено, что модель симулятора и эти рукописные ВАХи не совсем совпадают... Я тоже не поленился и приложил к экрану монитора свою прозрачную линейку... :) 

Мне показалась более симпатичной по линейности расположения Ra точка покоя с координатами 190 В, 44 мА и -20 В. При этом линия нагрузки - Ra - более или менее оптимальной смотрится примерно при 6,14 кОм. Отношения длин левого и правого плеч линии нагрузки относительно выбранной точки покоя составляют около 1,12, что весьма неплохо.

Может, попросить коллегу Долбоящера просимулировать предложенный мною вариант режима. А то брать отсчёты токов на ВАХ на экране трудоёмко - обе руки заняты удержанием линейки, а кошары мои категорически не хотят когтями фиксировать значения тОков, :D а распечатки ВАХ у меня нет. На бумаге-то это дело минутное... Глядишь, и спектр искажений приблизится к традиционному для SE-усилителей.

Ну, и напряжение питания лампы ВК => Еа = 380 В (на симулякре) кажется великоватым. Может, его понизить? Оно ведь не догма... У Вас на схеме не показаны сопротивления ТВЗ и дросселя фильтра... Они могут быть разные, а потому и падения напряжений на них вполне вариативны, и существенно изменят значение Еа = 380 В. 

Положим, Еа будет равно сумме напряжений на катодном резисторе ВК и согласно ВАХ: Еа = 128,5 + 225 = 353,5 В. Конденсаторы фильтра нужны на рабочее напряжение 400 В...

А для предложенного мною варианта рабочей точки Еа = 128,5 + 190 = 318,5 В ... ещё экономичнее...:)Конденсаторы на выходе фильтра в моём случае понадобятся ужЕ на рабочее напряжение 350 В.

Если для двух рассмотренных рабочих точек и напряжений питания Еа сделать новые симулякры, то можно будет оценить адекватность приведённых ВАХ и ВАХ симулятора. И, кроме того, сопоставить в корректном режиме искажения для той и другой рабочей точки. Сразу две пользы...в одном... :rolleyes:

Режим входного каскада графо-аналитически не рассматривал. Может, в нём тоже есть "порох в пороховницах". Мне просто показалось необходимым восстановить реноме выходного каскада SE усилителя УПТ-до-ТВЗ... :D по предложенной Вами схеме. "

схема.gif

сим.png

вах.jpg

  • Like (+1) 3
Posted

По триодной части тоже можно прикинуть рабочую точку по этому, например, ВАХу.

Это первый попавшийся в сети, возможно есть более качественные. В этом ВАХе, кстати, уже стоит кем-то поставленная точка :ab:

 

vax_triod_6F5P.gif

  • Like (+1) 1
Posted

Жентльмены.

Все бумажные ВАХи - в туалет.

Здесь уже видели ВАХ 6п18п...

И - фиг кто из "бумажников" измерял партии...

Да, наверно, новое на этом форуме: 135 шт. 6п6с измерял ПЯТЬ раз. Каждый новый день каждая лампа ведет себя по новому - видно по тому, на каком смещении прекращаются измерения, м.б. и -24В, и, позже, -32В.

Спасибо доброму человеку Климентию и особенно его ВАХлакометру.

Как-то так.

А всякие двойные лампы, тройные и тд - от лукавого.

(В 1976 г. рассказывали, как от безделья тт. зеки сшивают себе веки, потом обратно. 6Ф5П)

Posted
47 минут назад, Timbuktu сказал:

просимулировать предложенный мною вариант режима

Приветствую. Доеду до работы прикину, нетрудно, конечно. Покрутил вчера симуляцию и пришёл примерно к тем же выводам, что написали Вы. И по поводу напряжения питания Ea, и про резко возрастающую нелинейность пентодной части 6Ф5П при бОльших смещениях. Тут и получается загвоздка, Мю первой лампы аж 73, а выходной каскад нелинеен при больших смещениях,начинается резкий рост 3ей, так же из-за малой предельной мощности триода, вариабельность первого каскада мала, постоянно упираешься в превышение, хоть и сам триод вполне линеен, а ведь у нас связь гальваническая, соответственно, первый каскад впрямую влияет на режимы выходного. Так-то получилось добиться при 4В на выходе Y2=4.25%, Y3=0.48%, думаю, можно сделать лучше.

  • Like (+1) 1
Posted
7 минут назад, Карта сказал:

Жентльмены.

Все бумажные ВАХи - в туалет.

Здесь уже видели ВАХ 6п18п...

И - фиг кто из "бумажников" измерял партии...

Василий, это понятно, что разница есть, но есть и ГОСТы, которые определяли допуски. Поэтому ВАХи из справочников были усреднённые. Но давали возможность с относительной точностью, в допусках, определить напряжения и токи. Поэтому желательно относиться к ним (ВАХам) с уважением, потому как они дают визуальное представление о возможных режимах лампы и без них никак. А как крайность, можно снимать ВАХ на каждую лампу самому, но мне, например, для прикидок, достаточно было и из справочника :ab:

  • Like (+1) 2
Posted
3 минуты назад, Timbuktu сказал:

но есть и ГОСТы, которые определяли допуски

Спасибо, это смешно.

Вообще, весь процесс производства и как частность ламп, еще в 2012м тов. назвал красивым словом "зоопсихиатрия".

Могу привести подробности.

Posted

Стесняюсь спросить, отчего выбрана 6Ф5П, а не нормальная 6Ф3П? Из-за дешевизны? 

 

6 минут назад, Карта сказал:

процесс производства

"Процессы производства" ЭВП года с 1990 просто закончились. Это известно чуть более чем каждому.

Posted
59 минут назад, Timbuktu сказал:

Мне просто показалось необходимым восстановить реноме выходного каскада SE усилителя УПТ-до-ТВЗ.

Ни коем образом не пытался очернить LW, более того, если есть возможность использовать гальванику, выбираю именно её.

Posted

6Ф5П были разные. С красной маркировкой из Винницы жили недолго, но ярко - один год.

Про лампы. Буквально днями переосмыслил всё оперативное искусство - смотреть (и держать в руке) надо лампы с бузукоризненной повторяемостью, напр., 6П41С, как бы нам не не нравились некоторые представители.

  

9 минут назад, Stan Marsh сказал:

"Процессы производства" ЭВП года с 1990 просто закончились. Это известно чуть более чем каждому.

Смысл не понял, каюсь.

Posted
40 минут назад, Stan Marsh сказал:

Стесняюсь спросить, отчего выбрана 6Ф5П, а не нормальная 6Ф3П? Из-за дешевизны? 

Я выбирал давно, когда делал токовый выхлоп к цапу на тда1541, насколько помню, лет 10 назад было, выбрал по тому что было под рукой и места в корпусе как всегда отсутствовало для большего количества баллонов, и ещё, по моему, из-за низковольтного триода, чтоб в L-W было умеренное напряжение питания. Выходной трансформатор был ТВЗ1-6, как раз примерно 6,5ком на 8 ом. К цапу так и не был приделан из-за того, что мой приятель взял на попробовать как обычный усилитель и отказался отдавать напрочь. Я не настаивал, тем более день рожденья у него был близко :ab:.

Предложите вариант 6Ф3П в L-W, чтоб не голословно. Можно рассмотреть, тем более у меня 6Ф3П достаточно а 6Ф5П нет совсем :ab:

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Но и , конечно, если не упомянали , очень приличный современный ""немец"" , но , скорее , делают их уже в Китае    : https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html Важно , чтобы получить баланс (назову) энергетики звука -  как происходит восприятие звуковых регисторов диапазона , с одним ШП охватить весь диапазон практически невозможно .  А реальное восприятие баса -в ОЯ если , обеспечивают только 15"" и выше . 12"" с реализмом (тут -то и важна энергетика -  восприятие силы звукоизвлесения -  ударные, рояль .. , Шаляпин..., но вот женский вокал без 8"" -дюймовой поддержки на 12-ке, 15 ке , даже 10"" (погранично) передать будет уже проблематично .Цельность звука в итоге разваливается и начинается поиск жанровых предпочтений.   Поэтому в ОЯ  тот же 8"" Визатон , играющий середину, верхнюю середину , нижниЕ ВЧ весьма ровно и выразительно , работает в синергии с 15"" НЧ -сч , типа , ставили к примеру 15"" Селейшен https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html    Celestion Truvox TF 1520 (T5467) Прикольный симбиоз , конечно , по параметрам Визатон даже круче , но Селейшен создаёт энергетику мид баса (нижнего нет , конечно) , а вот 8"" Визатона со своими НЧ уже идут мимо. Но вместе эта парочка начинает в ОЯ ( к примеру 700 х1200 х 250 мм ) творить реально невероятное .  Угол только не забываем откинуть переднему щиту -10-15 град .  , иначе ""кина не будет "" , звука , сорри .
    • А со схемой то вы определились? Пока мы только столярную часть видели вашей работы... Какую схему собирать будите?
    • У меня в Р-Р варианте на 6с19п по 5шт в плече (общее количество 10шт) , что равноценно двум 6с33с (по одной в плече) получилось по 10000мкф на плече или 20000мкф суммарно. С меньшим количеством был фон. При этом кондеры по 3300мкф и между ними резисторы по 10 Ом ...  И это на один канал расчет!!! 🧮 На два канала 40000мкф получается минимум... т.е. 12шт конденсаторов по 3300мкф... Это для оценки габаритов... Я так и не понял как у других получается при енить по 3-4т.мкф и не иметь фона на выходе усилителя...
    • Я не фантазировал ничего про него, я сказал надо начинать делать свое и набивать опыт и теорию. За ссылку благодраю вас. Почитаю когда то. Сейчас у меня есть пару систем и вожусь с ними и хватит этого. 
    • Еле понял, что такое Сашенферк. Это же Зáксенверк (причём е тут твёрдая, германская)
    • Улдыс, я полагал, что вы поняли, в личку написал, объяснил, кому предназначался мой пост, не ВасЁк'у и совсем не вам, а человек, про которого вы нафантазировали, это известный самодельщик, в первую очередь, на его опыте учились десятки тысяч человек, на форумах наших всех, его схемы и работы цитируют наши и не наши журналы и брошюрки издают. Откройте, почитайте, если выше в ссылках ничего не смогли найти и нашли что-то своё, совершено не связанное с реальностью. Вот он ваш "коллекционер":  
    • Да , про Supravox как то никто и не упомянул, до сих пор выпускаются и продаются.
    • беспорно, но круг динмаиков шп ограничем скажем в бюджетном плане, в среднем так же думаю, а далее бесконечные деньги можно платить за крутые вещи и за единичные изделие мастеров. Я имел ввиду что надо действовать и самому понимать что звучит и как вспоминая концерты как там звучит инструмент. Вспомни, как я к тебе приставал как то, какой какой шп лучше в FH-8 твой поставить  ...и прошел путь от 6гд-1 , грин коне, кучу еще всяких еще и  до сонидо в средней ценовой категории поменяв FH-8  на векторхорн. Т.е я могу описать их и по ощущениям, и по ачх, и как то научился настраивать систему акустическую с каждым динамиком.  Может и не нужен такой опыт, не знаю...
    • Теплые воспоминания. В армии грузил на 100 вт паяльник, а на блоке сушил портянки. На ютубе есть обзор от Евгения Александровича, у него описание с нужной вам схемой. 
    • Улдыс, а вот тут не могу с тобой согласиться, так как задача состоит из двух немаловажных равнозначных частей: 1. Как раз именно динамик отвечает за качество звучания, его душу, структуру, музыкальное наполнение, тонкие материи 2. Оформление создаёт внешнюю форму, мускулатуру, жирок Одно без другого неполноценно
    • Если не страдать известным состоянием , когда в приоритетах  -  круто , но задаром . То как говорил ув. Рустем своим коллегам - даром часто за амбаром (т.е. выбор очень ограниченный) .  В случае выбора ШП динамика это проявляется в полный рост . Далее начинается известная ""движуха "" - с накруткой легенд , улучшений и собирания всего ""наследия "" во что -то групповое или авторски уникальное . В мире же ШП есть свои лидеры , но и обратное . К  примеру французкая фирма , которая для меня во многом пример здорового европейского представительства -  точное представление всех параметров , обмеры , графики . Смотрите и удивляйтесь ,https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signaturebicone-p-1220.html а потом сравните со всем этим советским кривым наследием , но хотя , повторюсь , в СССР есть такой винтажный уровень ШП (или условно ШП - , если полоса до 7 кгц к примеру) , который задвинет всех этих французов , имхо ; тот же 10гдп-1 на подмагничивании от Латвии -137 .  Важнейший критерий -  рабочая мощность ШП. Мощность, где ещё интермод. искажения не превращают звук в месиво...,  но так для понимания - 4гд-28 , 4 ватта , но Рраб. всего 0,28 вт . Не маловато ?    Основная проблема советских динамиков - это часто откровенная кривая сборка , клеевые подтеки , разброс параметров , низкая повторяемость (скорее её отсутствие ) , ставка на известную советскую ""ценность"" -низкую себестоимость .., но вот для народа -своего , тот же аудиопром СССР выдал хоть один приличный ШП (ну может 4гд-4), который мог себе позволить купить радиолюбитель ? Прислали мне как-то , решил впасть в ностальгию.., привезли запакованные (интрига) посылторговские 4гд-4 , раскрыл , один нормальный, второй откровенный брак - криво вклеен диффузор .., деньги небольшие , а ментальный удар (от этого всего совка сорри) словил неслабый.  Поэтому , все эти , часто , даже кинотеатральные 4а32 -кому как повезёт .., но и на не притягательный слух , если уж у Клангфилм 307 есть реально ровный и крутой собрат - 14"" - 405 (сравните для начала их АЧХ...) , то и у 4А32 есть альтернатива ..., и это лучший советский (даже любимый , ()) мидбасовик с заходом на СЧ до 3500гц -  2А12У4  -  15"" , литая корзина , альнико , выход акустической мощности -  0,95 (у 4а32 всего 0,45) .  Никогда , как не тьюнингуйся с 4а32 , но получить такой НЧ регистр , как у 2А12 , просто не реально. С его отдачей 97 дб и 15 ом сопротивления , да два в ОЯ , но это уже серьёзная попытка оседлать НЧ ""коня"" .    Стоит , купил , не удержался - 15 т.р. пара...  в идеальном состоянии (видимо не для посылторга..) , будем делать товарищу АС открытого типа -  этого 2А12 последовательно с 3 -омным 8"" Сашенферк (ещё + 15 т.р. пара) , 15 ом чистого активного R , где Сашенферк уберет звук ""парткома ""  (один из приемов) , но и твитер , скорее всего 3гд-15м .    \ На фото АС открытого типа на базе доработанных 4а32 с твиттером Сименс VAC . Баску маловато , конечно, но уже хоть слушать можно -на небольшой громкости( т.е.звук не уходит )  . Но и без ""крамольного ""визера , однако : https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signature-p-1219.html      Выбор , похоже, ещё есть :  https://audio-hi.fi/ru/fullrange-c-13.html
    • Вот здесь она описывается как тетрод без лучеобразующих пластин. http://www.russiantubes.ru/prop.php?t=8&p=238
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      105.6k
×
×
  • Create New...