Jump to content

Recommended Posts

Posted

Решил создать тему, хотя не уверен, что строго попадаю под критерии данного форума со своими крамольными идеями, но...

Предыстория такова: имею сейчас вполне хороший усилитель, который всем меня устраивает, кроме "незабываемой ауры прямонакальных триодов", потому в какой-то момент принял решение заменить выходные лампы на прямонакальные. По требованиям (со стороны выходных трансформаторов) мне подходит, пожалуй, 45-е семейство. На них и решил остановиться. Пока неспешно подыскиваю пару 45-х, занимаюсь изготовлением нового шасси, более свободной компоновки, куда поместится всё моё габаритное "добро". Шасси будет стандартного для меня вида - деревянный "подвал" из массива лиственницы (доска 28х140мм) и верха из текстолита ПТ/ПТК 500х400х5мм. Сегодня вычертил примерную схему расположение элементов. Постарался максимально всё вынести наверх, чтобы обеспечить удобство сборки и не мучаться с доступом к пайкам и конструктивным элементам. По схемотехнике ничего нового я не стал изобретать и использую проверенный вариант: два каскада с 77 пентодом на входе и 45 на выходе, вторая сетка 77 стабится CГ3С/ОС3, смещение батарейкой, выходной каскад с бестрансформаторным фиксированным смещением с 5Ц3С/5Z3/83 (питать накал от сети или с обмотки, пока не решил, но конденсатор СВВ65 40+2мкФ не так уж и велик, если что), нагружен на CRCRC фильтр( МБГВ+Siemens MP), анодное также бестрансформаторное на 872А. Элементная база в основном возрастная, за некоторым исключением. Ёмкости - неполярные, с добавкой "звучащих" электролитов проверенного качества. Трансформаторы - 33:1 HiB 25H 190ом. Предполагаю получить порядка 1,5Вт, чего вполне достаточно для моих АС. Монтаж навесной 3D с минимальным использованием доп. проводников. В общем как-то так... Чтобы снять заранее вопросы по входной лампе скажу, что она выбрана не случайно и менять её на другие схожие пентоды не планирую.

My_Amp-Layout1.png.f5a912ade2701f0acf135ea7269a5973.jpg

!!!AMP_77-45SE.pdf

  • Like (+1) 8
Posted

Мне нравится. Тоже хочу попробовать безтрансформаторное анодное питание. Непонятна целесообразность такого малого сопротивления параллельно накалу 45 триода.

Posted
1 минуту назад, johnson1496 сказал:

Мне нравится. Тоже хочу попробовать безтрансформаторное анодное питание. Непонятна целесообразность такого малого сопротивления параллельно накалу 45 триода.

Дабы наксимально соответствовать критерию "катод должен сидеть на земле", а такжее минимизировать влияние этого резистора на звучание (мотаю такие сам, похожий стоял и в моём ДАКе на I/U на 1541а). Ещё один фактор - накальные обмотки трансформатора довольно токовые и не мешало бы их подгрузить...

Posted

А 2 мкФ межкаскадная ёмкость обусловлена звучанием конденсаторов или тут технический расчет?

Posted
5 минут назад, johnson1496 сказал:

А 2 мкФ межкаскадная ёмкость обусловлена звучанием конденсаторов или тут технический расчет?

Технически данный номинал конечно же чрезмерен. Использую такую связку исключительно по субъективным причинам. Данный конденсатор Hydra очень нравится мне по звуковым качествам - проваривал его лет 6-7 назад для устранеия утечки и до сих пор он держится отлично в допусках! Были попытки замены его на другие достойные, но результат оказывался хуже, потому очень люблю и ценю этого старичка 42гв. Блэк Кэт - плёнка, но тоже вполне хорош по-своему. В комбинации это звучит очень здоровво. А так, 0,5-1мкФ вполне было бы достаточно для среднестатистического случая.

  • Like (+1) 1
Posted

Если по своему опыту построения , пришлось в своё время ввести коррективы , касаемо применяемых в БП усилителей и особенно даков, корректоров конденсаторов.   Электролитов хороших не бывает , по свёртыванию натуральности тембров , шунтируй , не шунтируй , будет как в известном - ложка дегтя  + бочка мёда , всё становится статичным , зажатым , тогда как построение БП на бумагомасл. конденсаторах с жидким маслом даёт реально живую подвижность как динамики , так и микродинамики .  Поэтому я бы 5 мкф оставил (СМ-5 идеально или Боши 8 мкф ) , потом низкоомный дроссель 5.. 8 гн -  30мкф (Бошь ) - 5-8 гн  дроссельN2 и ещё раз -Бошь 30...10омкф .  Электролитов в настоящих ламповых усилителях в питании быть , если хотим сохранить тембры и всё остальное, тем более учитывая статус ламп , быть не должно в принципе.   В  даках с ламповым буферированием это вообще приобретает критическое значение. Один из(со снятой верх. крышкой)  даков с ""жидким "Бошем 100мкф /1кв и это только на первый каскад на AF7 .Второй каскад буфера -в отдельном ящике со своим БП. 

 

 

e2pFdcYciLUдаку34.jpg

Posted

И тем не менее электролиты всё же бывают хорошими, например всем известные БГ Рубикон... Любой элемент в системе  - это не просто абстрактная теоретическая ёмкость, индуктивность, сопротивление, обеспечивающие формальное функционирование устройства, а целый комплекс достоинств/недостатков, на которые можно взглянуть с разных сторон.

А опыт, он у всех разный и носит субъективный отпечаток, тем более с учётом различий концепций построения систем.

Я бы не хотел углубляться в субъективную сторону слишком далеко, чтобы не терять нить обсуждения.

  • Like (+1) 1
Posted

А насчёт шунтирования могу сказать следующее - в данном случае скорее электролиты шунтируют бумагу, дополняя недостающее. Достаточно посмотреть на номиналы неполярных и будет понятно, что они и так не малы, но требуется большее, что и восполняется именно электролитами.

Posted
2 минуты назад, Сергей Ал. сказал:

Накал на выходные лампы с общего накального трансформатора или как-то по-другому?

Отдельный накальник с двумя обмотками. Второй накальник на 6,3 и резервная 5В.

Posted

Меня несколько напрягает батарейка , так  надо ? Или можно ее как нибудь исключить .? Просто много разночтений  ее применения , от  красота , до ни в коем случае . И   без  тр . питание как то обязывает ? какие  цепи  опасны . Никогда  такое не делал ,игра стоит свеч ? 1626 лежат без дела ...

Posted

Смотрю последнее время у многих включая меня произошел «прямонакал головного мозга» :smile-22:

Posted
22 минуты назад, Normann сказал:

А насчёт шунтирования могу сказать следующее - в данном случае скорее электролиты шунтируют бумагу, дополняя недостающее. Достаточно посмотреть на номиналы неполярных и будет понятно, что они и так не малы, но требуется большее, что и восполняется именно электролитами.

Субъективный критерий тоже условен .., оказывается. Я не подвергаю сомнению Ваш выбор ,   но публичность рассмотрения проекта  оставляет право на другой ракурс .  Я  провёл не одно слепое тестирование с привлечением людей с хорошим музыкальным восприятием , музыкантов , и в 100% случаев было замечено -звучит только бумагомаслянная концепция БП , ничего электролиты не добавляют , остаточный фон устраняет второй дроссель . Спасибо за тему , важен любой опыт . 

Posted
5 минут назад, Михаил SM сказал:

Субъективный критерий тоже условен .., оказывается. Я не подвергаю сомнению Ваш выбор ,   но публичность рассмотрения проекта  оставляет право на другой ракурс .  Я  провёл не одно слепое тестирование с привлечением людей с хорошим музыкальным восприятием , музыкантов , и в 100% случаев было замечено -звучит только бумагомаслянная концепция БП , ничего электролиты не добавляют , остаточный фон устраняет второй дроссель . Спасибо за тему , важен любой опыт . 

Конечно, Михаил, я иду своим путём, но с вниманием и интересом принимаю другие взгляды и мнения. Мы все разные и это очень хорошо! С уважением!

  • Like (+1) 2
Posted
21 минуту назад, Anatolii сказал:

Меня несколько напрягает батарейка , так  надо ? Или можно ее как нибудь исключить .? Просто много разночтений  ее применения , от  красота , до ни в коем случае . И   без  тр . питание как то обязывает ? какие  цепи  опасны . Никогда  такое не делал ,игра стоит свеч ? 1626 лежат без дела ...

С батарейным смещением я стал работать не так давно, не более 7-8 лет, а до этого не использовал. В общем-то Никита меня подтолкнул к этому в большей степени. Батарейное смещение работает прекрасно, если она стоит в сетке, и да, я предпочитаю 3В литиевые.

С бестрансформаторным питанием никаких особенных сложностей нет, если быть внимательным и понимать как это работает. За многие годы практики ни у меня, ни у моих знакомых инцидентов не было.

Одно замечание-рекомендация: если хочется в полной мере ощутить достоинства бестрансформаторного питания, то нужно использовать мощный и качественный выпрямительный элемент. С каким нибудь RGN 1064 mesh, несмотря на культовость, вы не получите должного напора, энергетики, драйва, атаки и масштаба звучания.

Бестрансформаторность предполагает низкое внутреннее сопротивление БП, хорошую энерговооружённость и токовые возможности.

  • Like (+1) 4
Posted

Посоветуйте что применить в выпрямлении . допускается применение ПП ? Или только вакуумное . и присоединюсь , как вы относитесь к входному трансф. В этом усил. ?

Posted
15 минут назад, Sergio сказал:

Сергей, входной трансформатор предполагается? 

Нет, Сергей. В нём нет необходимости. На входе нет никаких опасных потенциалов, если аудиоземля подключена к N- нейтрали сети. А по-другому и быть не должно!

А если рассмотреть подробнее состав системы, то упомяну, что фонокорректор у меня тоже имеет бестрансформаторное питание. И вот тут уже без гальваноразвязки не обойтись, так как если два бестрансформаторных устройства соединить гальванически, то возникает земляная петля и фон соответственно. Это не опасно, но слушать не получится. Потому на выходе фонокорректора у меня каскад с трансформатором в аноде.

  • Like (+1) 2
Posted
2 минуты назад, Anatolii сказал:

Посоветуйте что применить в выпрямлении . допускается применение ПП ? Или только вакуумное . и присоединюсь , как вы относитесь к входному трансф. В этом усил. ?

Про входной транс написал. Он возможен, если хочется, но необходимости в нём нет.

Выпрямитель ПП конечно возможен, если нет предубеждения к камням. Я предпочитал мощный селен (более 1А) или же ртутные газотроны. Кенотроны тоже можно, но они уступят вышеуказанному при использовании в УМ или других мощных устройствах. 

Главное помните, что аудиоземля всегда сидит на нуле (желательно помечать её при разводке в приборе, чтобы не путать), бестрансформаторное питание- это всегда ОППВ, никаких мостов, ДППВ, если ставите двуханодный кенотрон, то аноды стоит объединить

Posted
5 минут назад, Sergio сказал:

Да я так, вдруг сетка на анод... 

Не, так не получится. Если случайно вилку сети перевернёте, то фаза окажется на аудиоземле! Это будет опасно. Вилку переворачивать нельзя! 

Posted
2 минуты назад, Normann сказал:

всегда ОППВ

Да, только так. А если нужно больше вольт, то удвоитель несимметричный. Кстати, если есть земля, то можно исключить ошибочное подключение. Или проще, помнится, у "Двух товарищей" в вилке была неоновая лампочка, одним концом выведенная на металлический контакт на вилке, и  при правильной полярности лампочка горела, если не горела, надо было перевернуть вилку и только потом включать тумблер. 

  • Like (+1) 1
Posted
9 минут назад, Stan Marsh сказал:

Да, только так. А если нужно больше вольт, то удвоитель несимметричный. Кстати, если есть земля, то можно исключить ошибочное подключение. Или проще, помнится, у "Двух товарищей" в вилке была неоновая лампочка, одним концом выведенная на металлический контакт на вилке, и  при правильной полярности лампочка горела, если не горела, надо было перевернуть вилку и только потом включать тумблер. 

Именно так. В прошлой системе с L-W на 2А3 у меня и был несимметричный удвоитель напряжения. Схема защиты для трёхпроводки проста и собирается за 10 мин. Хотя я ещё рекомендовал бы мощное реле-контактор, с управляющей обмоткой включённой между L и PE, если нет УЗО.

Posted

У нас в академии был один полковник (спец по минному делу, без руки), его любимое выражение было, что раз в году и палка стреляет. Глядя на пустой рукав, ни у кого не возникало сомнения, что человек знает, о чём говорит. 

 

  • Like (+1) 1
Posted

Схема интересная, но вот что сразу зацепило неприятием -использование СГ3С -Стабилитрон тлеющего разряда....... Как был у меня долгий макетный этап с пентодами-тетродами первого каскада ...... И Использование стабилитронов хоть ламповых, хоть полупроводниковых ...... портило звук.... Без стабилитронов - просто сопротивление и конденсатор во второй сетке по звуку было сильно лучше...

А можно фото ваших планируемых межкаскадных конденсаторов? - Как то ранее с такими не сталкивался конденсаторами.

Из сильно ретро  - вот такие пробегали через мои руки, но все с дикой утечкой. Подарил человеку - который их вакуумировал их, потом герметизоровал их заново.....Говорит после всех работ играли замечательно..... Но в том виде в котором они были у меня -они все были не совсем рабочие.

TCC1.thumb.JPG.52a820873ac8d7d3ba5fef0cc6a18573.JPG

TCC2.thumb.JPG.54c9946e561c0531fa7911aac25c71d0.JPG

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Можно конечно ., 3 шт не мало . ? у меня была работа по замене электролитов в очень приличных  JBL  поменял неполярники на К42-19 . результат был очень достойный 
    • На моих был знак резистор, его стёр на корпусе, видно потёртая полоска.   Мне нужна ёмкость 22 мкФ, к выводам этих конденсаторов придётся подпаивать параллельно 3,3 мкФ чтоб было 22 мкФ.
    • Согласен. Вынужден пользоваться по работе. Хотелось чтоб нет. Металл идет с теплостойкой эластичной изоляцией... как заказано.
    • Извините, исправить уже не выйдет. Естественно не вам.
    • Я применял и применяю. Выпаиваю резисторы, а у европейских ещё стоят восстанавливаемые предохранители. Если предохранитель есть и его не удалить, то он сильно будет портить звук. Последний раз вот в усилитель поставил   Предохранитель - если есть , то на корпусе знак - предохранителя (как сопротивление с точкой). Он втавляется внутри трубки на которую наматывается катушка плёнки. Не всегда удаётся извлечь - тогда вот так-  вандальными методами.   Во так его закрепил - в пару к ROE 1500 мкф 385 вольт.   НО если Б.У. то обязательно прибором померить на утечки и на ESR..... Всякое бывает - бывают с очень плохими показателями - такие только на выброс. НО 90% вполне имеют очень даже приличные показатели. В Неоновую рекламу их любили ставить - реально немецкий МКР, с очень качественными показателями..... и за копейки - за Б,У - 50-100 рублей за штуку.    
    • Осталось заменить проволочные резисторы на хотя бы МОХ резисторы для колонок и катушки  с сердечником на катушки на воздушном сердечнике. Кондёры одобряю.   Было стало сперва так А потом катушки по менял. Кроссовер в сравнении с динамиками в колонках. Почти всю заднюю стенку занял новый кроссовер Ни дня не пожалел. Сперва заменил  конденсаторы,  резисторы и терминалы, потом внутренние провода. Потом подобрал шунтирующие конденсаторы к основным конденсаторам, потом другие провода поставил, потом другие резисторы поставил, потом другие катушки поставил. Всё влияет ..... по чуть чуть каждый этап - а в итоге очень существенно звук улучшился. Черные конденсаторы Мундорф Супреме - НИКОМУ не рекомендую. Они мне не понравились - я их не понял. Их звук пришлось сильно выправлять дополнительными шунтирующими конденсаторами.            
    • Покажите мне этот контейнер, приду, подберу, только складывайте те, что указаны мною ранее. Рядом с мусорными контейнерами, гуляя вечерами по своему двору,  я находил пачки резисторов и конденсаторов времён Брежнева, в сопле, со складов, тома Фенимора Купера,  Джека Лондона, Вересаева, а однажды трёхтомник Сталина, 1949 года. Полезная вещь-контейнеры, при всеобщем оболванивании и умственной деградации, как в техническом плане, так и в интеллектуальном, всей российской нации.
    • По которым плачет мусорный контейнер.  
    • Из обычного магазина, торгующего аудиокомпонентами. Стоимость-копейки.   Только МБГО и ничего более. Причём времён СССР, без утечек, проверено на множестве конструкций.
    • Вот даже если предположить, что у пластин вообще нет никакого защитного слоя и собрать из них магнитопровод, то он все равно не будет представлять из себя монолитную болванку, хотя бы потому, что пластины не обладают идеальной плоскостностью. Я не понимаю, Вы  хотите посоветовать ТС залить лаком каждую пластину?)). Насчет малости пульсаций вообще не понял к чему это Вы мне пишете.
    • Есть три таких пусковых конденсатора,  На маркировке мкр,  ёмкость 19,3 мкФ,   19,4 мкФ,   19,6 мкФ - внутри были ещё разрядные резисторы 1 МОм - я их выпаял.  Можно ли их применить в разделительных фильтрах акустических систем ?  Кто применял подобные, хочется узнать мнение.
    • Если говорить о конденсаторах, то на первое место однозначно можно поставить минеральные диэлектрики (слюда, кварц), вторыми можно поставить истинно неполярные (полистирол, фторопласт), далее слабополярные (полипропилен, полиэтилен, поликарбонат), электролиты, как конденсаторы имеющие полярный диэлектрик будут вносить искажения, которые зависят от частоты и мгновенного значения напряжения, которое поступает на конденсатор, в целом в фильтрах используют электролиты, из-за их цены и размеров, если смотреть топовые колонки, то там уже обычно применяют неполярные, не электролитические конденсаторы, далее выводы каждый может сделать сам
    • Коллеги, давайте на этом закроем эзотерическое ответвление и перейдём к теме. 
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.6k
    • Total Posts
      102.6k
×
×
  • Create New...