Jump to content

Recommended Posts

Posted

Решил создать тему, хотя не уверен, что строго попадаю под критерии данного форума со своими крамольными идеями, но...

Предыстория такова: имею сейчас вполне хороший усилитель, который всем меня устраивает, кроме "незабываемой ауры прямонакальных триодов", потому в какой-то момент принял решение заменить выходные лампы на прямонакальные. По требованиям (со стороны выходных трансформаторов) мне подходит, пожалуй, 45-е семейство. На них и решил остановиться. Пока неспешно подыскиваю пару 45-х, занимаюсь изготовлением нового шасси, более свободной компоновки, куда поместится всё моё габаритное "добро". Шасси будет стандартного для меня вида - деревянный "подвал" из массива лиственницы (доска 28х140мм) и верха из текстолита ПТ/ПТК 500х400х5мм. Сегодня вычертил примерную схему расположение элементов. Постарался максимально всё вынести наверх, чтобы обеспечить удобство сборки и не мучаться с доступом к пайкам и конструктивным элементам. По схемотехнике ничего нового я не стал изобретать и использую проверенный вариант: два каскада с 77 пентодом на входе и 45 на выходе, вторая сетка 77 стабится CГ3С/ОС3, смещение батарейкой, выходной каскад с бестрансформаторным фиксированным смещением с 5Ц3С/5Z3/83 (питать накал от сети или с обмотки, пока не решил, но конденсатор СВВ65 40+2мкФ не так уж и велик, если что), нагружен на CRCRC фильтр( МБГВ+Siemens MP), анодное также бестрансформаторное на 872А. Элементная база в основном возрастная, за некоторым исключением. Ёмкости - неполярные, с добавкой "звучащих" электролитов проверенного качества. Трансформаторы - 33:1 HiB 25H 190ом. Предполагаю получить порядка 1,5Вт, чего вполне достаточно для моих АС. Монтаж навесной 3D с минимальным использованием доп. проводников. В общем как-то так... Чтобы снять заранее вопросы по входной лампе скажу, что она выбрана не случайно и менять её на другие схожие пентоды не планирую.

My_Amp-Layout1.png.f5a912ade2701f0acf135ea7269a5973.jpg

!!!AMP_77-45SE.pdf

  • Like (+1) 8
Posted

Мне нравится. Тоже хочу попробовать безтрансформаторное анодное питание. Непонятна целесообразность такого малого сопротивления параллельно накалу 45 триода.

Posted
1 минуту назад, johnson1496 сказал:

Мне нравится. Тоже хочу попробовать безтрансформаторное анодное питание. Непонятна целесообразность такого малого сопротивления параллельно накалу 45 триода.

Дабы наксимально соответствовать критерию "катод должен сидеть на земле", а такжее минимизировать влияние этого резистора на звучание (мотаю такие сам, похожий стоял и в моём ДАКе на I/U на 1541а). Ещё один фактор - накальные обмотки трансформатора довольно токовые и не мешало бы их подгрузить...

Posted

А 2 мкФ межкаскадная ёмкость обусловлена звучанием конденсаторов или тут технический расчет?

Posted
5 минут назад, johnson1496 сказал:

А 2 мкФ межкаскадная ёмкость обусловлена звучанием конденсаторов или тут технический расчет?

Технически данный номинал конечно же чрезмерен. Использую такую связку исключительно по субъективным причинам. Данный конденсатор Hydra очень нравится мне по звуковым качествам - проваривал его лет 6-7 назад для устранеия утечки и до сих пор он держится отлично в допусках! Были попытки замены его на другие достойные, но результат оказывался хуже, потому очень люблю и ценю этого старичка 42гв. Блэк Кэт - плёнка, но тоже вполне хорош по-своему. В комбинации это звучит очень здоровво. А так, 0,5-1мкФ вполне было бы достаточно для среднестатистического случая.

  • Like (+1) 1
Posted

Если по своему опыту построения , пришлось в своё время ввести коррективы , касаемо применяемых в БП усилителей и особенно даков, корректоров конденсаторов.   Электролитов хороших не бывает , по свёртыванию натуральности тембров , шунтируй , не шунтируй , будет как в известном - ложка дегтя  + бочка мёда , всё становится статичным , зажатым , тогда как построение БП на бумагомасл. конденсаторах с жидким маслом даёт реально живую подвижность как динамики , так и микродинамики .  Поэтому я бы 5 мкф оставил (СМ-5 идеально или Боши 8 мкф ) , потом низкоомный дроссель 5.. 8 гн -  30мкф (Бошь ) - 5-8 гн  дроссельN2 и ещё раз -Бошь 30...10омкф .  Электролитов в настоящих ламповых усилителях в питании быть , если хотим сохранить тембры и всё остальное, тем более учитывая статус ламп , быть не должно в принципе.   В  даках с ламповым буферированием это вообще приобретает критическое значение. Один из(со снятой верх. крышкой)  даков с ""жидким "Бошем 100мкф /1кв и это только на первый каскад на AF7 .Второй каскад буфера -в отдельном ящике со своим БП. 

 

 

e2pFdcYciLUдаку34.jpg

Posted

И тем не менее электролиты всё же бывают хорошими, например всем известные БГ Рубикон... Любой элемент в системе  - это не просто абстрактная теоретическая ёмкость, индуктивность, сопротивление, обеспечивающие формальное функционирование устройства, а целый комплекс достоинств/недостатков, на которые можно взглянуть с разных сторон.

А опыт, он у всех разный и носит субъективный отпечаток, тем более с учётом различий концепций построения систем.

Я бы не хотел углубляться в субъективную сторону слишком далеко, чтобы не терять нить обсуждения.

  • Like (+1) 1
Posted

А насчёт шунтирования могу сказать следующее - в данном случае скорее электролиты шунтируют бумагу, дополняя недостающее. Достаточно посмотреть на номиналы неполярных и будет понятно, что они и так не малы, но требуется большее, что и восполняется именно электролитами.

Posted
2 минуты назад, Сергей Ал. сказал:

Накал на выходные лампы с общего накального трансформатора или как-то по-другому?

Отдельный накальник с двумя обмотками. Второй накальник на 6,3 и резервная 5В.

Posted

Меня несколько напрягает батарейка , так  надо ? Или можно ее как нибудь исключить .? Просто много разночтений  ее применения , от  красота , до ни в коем случае . И   без  тр . питание как то обязывает ? какие  цепи  опасны . Никогда  такое не делал ,игра стоит свеч ? 1626 лежат без дела ...

Posted

Смотрю последнее время у многих включая меня произошел «прямонакал головного мозга» :smile-22:

Posted
22 минуты назад, Normann сказал:

А насчёт шунтирования могу сказать следующее - в данном случае скорее электролиты шунтируют бумагу, дополняя недостающее. Достаточно посмотреть на номиналы неполярных и будет понятно, что они и так не малы, но требуется большее, что и восполняется именно электролитами.

Субъективный критерий тоже условен .., оказывается. Я не подвергаю сомнению Ваш выбор ,   но публичность рассмотрения проекта  оставляет право на другой ракурс .  Я  провёл не одно слепое тестирование с привлечением людей с хорошим музыкальным восприятием , музыкантов , и в 100% случаев было замечено -звучит только бумагомаслянная концепция БП , ничего электролиты не добавляют , остаточный фон устраняет второй дроссель . Спасибо за тему , важен любой опыт . 

Posted
5 минут назад, Михаил SM сказал:

Субъективный критерий тоже условен .., оказывается. Я не подвергаю сомнению Ваш выбор ,   но публичность рассмотрения проекта  оставляет право на другой ракурс .  Я  провёл не одно слепое тестирование с привлечением людей с хорошим музыкальным восприятием , музыкантов , и в 100% случаев было замечено -звучит только бумагомаслянная концепция БП , ничего электролиты не добавляют , остаточный фон устраняет второй дроссель . Спасибо за тему , важен любой опыт . 

Конечно, Михаил, я иду своим путём, но с вниманием и интересом принимаю другие взгляды и мнения. Мы все разные и это очень хорошо! С уважением!

  • Like (+1) 2
Posted
21 минуту назад, Anatolii сказал:

Меня несколько напрягает батарейка , так  надо ? Или можно ее как нибудь исключить .? Просто много разночтений  ее применения , от  красота , до ни в коем случае . И   без  тр . питание как то обязывает ? какие  цепи  опасны . Никогда  такое не делал ,игра стоит свеч ? 1626 лежат без дела ...

С батарейным смещением я стал работать не так давно, не более 7-8 лет, а до этого не использовал. В общем-то Никита меня подтолкнул к этому в большей степени. Батарейное смещение работает прекрасно, если она стоит в сетке, и да, я предпочитаю 3В литиевые.

С бестрансформаторным питанием никаких особенных сложностей нет, если быть внимательным и понимать как это работает. За многие годы практики ни у меня, ни у моих знакомых инцидентов не было.

Одно замечание-рекомендация: если хочется в полной мере ощутить достоинства бестрансформаторного питания, то нужно использовать мощный и качественный выпрямительный элемент. С каким нибудь RGN 1064 mesh, несмотря на культовость, вы не получите должного напора, энергетики, драйва, атаки и масштаба звучания.

Бестрансформаторность предполагает низкое внутреннее сопротивление БП, хорошую энерговооружённость и токовые возможности.

  • Like (+1) 4
Posted

Посоветуйте что применить в выпрямлении . допускается применение ПП ? Или только вакуумное . и присоединюсь , как вы относитесь к входному трансф. В этом усил. ?

Posted
15 минут назад, Sergio сказал:

Сергей, входной трансформатор предполагается? 

Нет, Сергей. В нём нет необходимости. На входе нет никаких опасных потенциалов, если аудиоземля подключена к N- нейтрали сети. А по-другому и быть не должно!

А если рассмотреть подробнее состав системы, то упомяну, что фонокорректор у меня тоже имеет бестрансформаторное питание. И вот тут уже без гальваноразвязки не обойтись, так как если два бестрансформаторных устройства соединить гальванически, то возникает земляная петля и фон соответственно. Это не опасно, но слушать не получится. Потому на выходе фонокорректора у меня каскад с трансформатором в аноде.

  • Like (+1) 2
Posted
2 минуты назад, Anatolii сказал:

Посоветуйте что применить в выпрямлении . допускается применение ПП ? Или только вакуумное . и присоединюсь , как вы относитесь к входному трансф. В этом усил. ?

Про входной транс написал. Он возможен, если хочется, но необходимости в нём нет.

Выпрямитель ПП конечно возможен, если нет предубеждения к камням. Я предпочитал мощный селен (более 1А) или же ртутные газотроны. Кенотроны тоже можно, но они уступят вышеуказанному при использовании в УМ или других мощных устройствах. 

Главное помните, что аудиоземля всегда сидит на нуле (желательно помечать её при разводке в приборе, чтобы не путать), бестрансформаторное питание- это всегда ОППВ, никаких мостов, ДППВ, если ставите двуханодный кенотрон, то аноды стоит объединить

Posted
5 минут назад, Sergio сказал:

Да я так, вдруг сетка на анод... 

Не, так не получится. Если случайно вилку сети перевернёте, то фаза окажется на аудиоземле! Это будет опасно. Вилку переворачивать нельзя! 

Posted
2 минуты назад, Normann сказал:

всегда ОППВ

Да, только так. А если нужно больше вольт, то удвоитель несимметричный. Кстати, если есть земля, то можно исключить ошибочное подключение. Или проще, помнится, у "Двух товарищей" в вилке была неоновая лампочка, одним концом выведенная на металлический контакт на вилке, и  при правильной полярности лампочка горела, если не горела, надо было перевернуть вилку и только потом включать тумблер. 

  • Like (+1) 1
Posted
9 минут назад, Stan Marsh сказал:

Да, только так. А если нужно больше вольт, то удвоитель несимметричный. Кстати, если есть земля, то можно исключить ошибочное подключение. Или проще, помнится, у "Двух товарищей" в вилке была неоновая лампочка, одним концом выведенная на металлический контакт на вилке, и  при правильной полярности лампочка горела, если не горела, надо было перевернуть вилку и только потом включать тумблер. 

Именно так. В прошлой системе с L-W на 2А3 у меня и был несимметричный удвоитель напряжения. Схема защиты для трёхпроводки проста и собирается за 10 мин. Хотя я ещё рекомендовал бы мощное реле-контактор, с управляющей обмоткой включённой между L и PE, если нет УЗО.

Posted

У нас в академии был один полковник (спец по минному делу, без руки), его любимое выражение было, что раз в году и палка стреляет. Глядя на пустой рукав, ни у кого не возникало сомнения, что человек знает, о чём говорит. 

 

  • Like (+1) 1
Posted

Схема интересная, но вот что сразу зацепило неприятием -использование СГ3С -Стабилитрон тлеющего разряда....... Как был у меня долгий макетный этап с пентодами-тетродами первого каскада ...... И Использование стабилитронов хоть ламповых, хоть полупроводниковых ...... портило звук.... Без стабилитронов - просто сопротивление и конденсатор во второй сетке по звуку было сильно лучше...

А можно фото ваших планируемых межкаскадных конденсаторов? - Как то ранее с такими не сталкивался конденсаторами.

Из сильно ретро  - вот такие пробегали через мои руки, но все с дикой утечкой. Подарил человеку - который их вакуумировал их, потом герметизоровал их заново.....Говорит после всех работ играли замечательно..... Но в том виде в котором они были у меня -они все были не совсем рабочие.

TCC1.thumb.JPG.52a820873ac8d7d3ba5fef0cc6a18573.JPG

TCC2.thumb.JPG.54c9946e561c0531fa7911aac25c71d0.JPG

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Здесь ТН, ТАНы, демонтаж: ТН36 - 450р. ТН44 - 600р. ТН46 - 700р. ТАН1 - 600р. ТАН42 - 800р.. ТАН107 - 1500р.   Есть ТА1, ТА11, ТА27, ТА62, ТА88, ТА262 ( он 2000р.), цены договорные или озвучу их попозже...
    • Здесь железо, от трансформаторов 70-х, 80-х годов... 1. Ш25х35, толщина пластин 0,35мм. От аппаратуры радиоузла, 300р.: 2. Ш25х25, толщина пластин 0,35мм, 200р.:   3. Ш25х50, толщина пластин 0,35мм, 400р.: 4. Ш2щх50, толщина пластин 0,35мм, по 400р.: При необходимости по РФ перешлю почтой или СДЕКом.
    • Вопрос: кто-нибудь делал замеры мощности и искажений для 6Ж43П в троде с одним анодом, пентоде с одним анодом, триоде с двумя анодами ?
    • Здравствуйте Не выпрямлять накал 4п1л , увы, не получится. Переменка накала для малосигнального режима не балансируется даже у 2-вольтовых ламп. В остальном – не вижу проблем. Только предложил бы питать накал не от стандартного выпрямителя-стаба, включая модные штучки (не знаю, что там очаровательного в Коулмане, но, по мне, с ним только эффекты слушать в кайф, с музыкой там не особо – по мне, там отчасти нивелируется очарование и "текучесть" прямонакала). Короче, предложил бы попробовать токовую стабилизацию. (Думал, я один такой хитренький – но нет, есть ведь не только хитренькие, но и умные – в частности, Евгений Локи, он это решение вроде бы тоже с успехом использует. Берете стандартную ЛМку 317, включаете ее источником тока (через проволочный резистор-крутилку, лучше шунтированный обычным резистором, чтобы сделать регулировку была более тонкой/плавной; по мануалу можно прикинуть номинал резистора, вокруг которого строится нужный ток) – там схема – тьфу, ЛМка плюс всего один резистор, номинал которого определяет этот самый ток. Короче, подключаете этот ток к накалу, можно через дроссель в разрыв провода, можно два дросселя, чтобы нить накала оторвать дросселями от ЛМки, конденсатор параллельно накалу – по вкусу. Крутите ЛМкин резистор, устанавливаете на накале 4.2 вольта, и всё. Физическую среднюю точку накала лампы (она, слава Господу, выведена) сажаете на землю – и можно пользоваться. 4П1л триодом очень хороша, особенно старая – ну, возможно, не совсем уж прям «волшебная», однако весьма благозвучная/уравновешенная по подаче, к тому же едва ли не самая линейная среди низковольтных, не считая лютой экзотики – уверен, что оцените. (А можно попробовать застабить этим способом накал прямо с автосмещением: переключить накал на 2.1 вольта, нити впараллель, последовательно с этим накалом резистор автосмещения и, застабив нужный ток, сформировать на резисторе вольты автосмещения. Ток где-то 650 ма, значит для 7,5 вольт смещения достаточно резистора 10 Ом (6,5 вольт плюс лишний вольт – падение на самой нити накала, потенциал средней точки катода). Всего десяток ом в катоде – это считай тьфу, а лампа уже в режиме. Тоже тема.)
    • Что у вас проблемы с американской музыкой понятно. Америка далеко, за океаном, 6 часов до  N. Y. ,  11 до Сиэтла. Но Битлс, это совсем рядом, все пионеры СССР знали что земляничная поляна это навсегда.  Видимо вы никогда не слушали не только оригинальный винил, но даже CD Битлов. Все диски Битлс записаны на лампе, за исключением одного. Это слышно даже на Аккорде 202 или проигрывателе Концертный. И, именно Леннон, послушав готовый микс на новой транзисторной консоли EMI затребовал вернуть старый ламповый тракт, на котором они и продолжали писаться до распада.
    • Камрады! Тут в некоторых узких кругах опять пошла тема про PCM1794. Звучит говорят. А как бы это проверить на нашей панельке для сравнения?
    • Спасибо за ваше мнение , но вопрос мой был технический , а не изотерический.  И да кто то любит водку и толстых тетек 2 метра ростом   а кто то коньяк , и дюймовочек
    • Вот здесь и проявляется "преймущество" "туго-ухих" над "злато-ухими".
    • Особенно когда эти диоды начинают щёлкать при переключении их барьерных ёмкостей. Моё мнение- ламповый УМЗЧ, должен быть запитан от ламп, только тогда можно услышать волшебство лампового звука. Первые усилители Битлз, Шедоус, Джимми Хендрикса  &  many more, были запитаны от прямонакальных кенотронов, это их звук на первых пластинках этих музыкантов мы слышим, а скажем последующие пластинки тех же Битлз, уже звучат иначе, я бы сказал менее по звуку вовлекательнее (но не по музыке!), а всё потому, что Джон Леннон перевёл аппаратуру на каменные блоки питания. Я всё это прослушал если не на сотни, то на десятки раз. В коллекции имею все моно- оригиналы Битлз. По звучанию они отличаются, конечно если у слушателя обострённый и наработанный на музыке, слуховой аппарат. Для эксперимента возьмите пластинку Битлз " Please please me", 1963 года выпуска , в моно- она записана с применением усилителей  VOX-30, с прямонакальным кенотронами на борту, вслушайтесь в звук внимательно, потом включите пластинку" Let it be", последних конца 60х годов выпусков, которая записывалась с применением камней в б/п. Правда должен заметить, что Фил Спектор не писал эту пластинку в моно, но это не так важно. Звук другой, менее интересный, а по музыке-более интересный, чем простецкие песенки Битлз на диске 1963 года. Спектора можно понять-ему дали ограниченное время для записи этого диска, он спешил, не до копания в аппаратуре ему было, но и за этот диск, снимаю шляпу перед ним.
    • Михаил, здравствуйте  А 4П1Л сюда подойдёт? Или борьба с накалом будет проиграна?  Задумался о преде с трансформатором в аноде Не работал ранее с этой лампой, поэтому вопросы
    • "Каждому своё."  Но я бы не стал столь категорически "зарекаться". И то, и другое решение имеет право на "жизнь", главное одно - грамотное применение в каждом конкректном случае. Где то удобнее "камни", а где то - "кены", в зависимости от задач и поставленных целей.
    • Успешно запущен второй канал корректора. Замеры напряжений: 6Ж32П: Ea=247 В, Uа=117 В, Uк=1,95 В. 6Н1П: Ea1=295 В, Ua1=173 В, Uк1=3,38 В, Ea2=296 В, Ua2=176 В, Uк2=3,33 В. 6П1П: Eа=293 В, Ua=179 В, Uк=13,57 В. Теперь думаю, как лучше регулировку уровня реализовать: оставить сдвоенный переменный резистор для одновременной регулировки каналов или на каждый канал поставить свой переменник?..
    • Volli Огромное Вам спасибо . Почитав по первой ссылке на АП для себя понял что на правильном для меня пути . Диоды это моё,  кенотроны не моё.  Слюнавое мяуконье вместо правильного звука мне не нужно .
    • Парочка 6J7V, редкие звери. Скоро пойдут  в корректор 
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.6k
    • Total Posts
      102k
×
×
  • Create New...