Valinor Posted January 2 Posted January 2 Всем привет! Переехал я наконец-то на обычный ММ картридж, чтобы не мучиться с низковольтными МС головками. Есть желание построить под нее хороший ламповый корректор. @Ollleg посоветовал рассмотреть схему @Xрюн222 их журнала Радио №10 2003. Вот она: Повторял ли кто-то из форумчан данную схему, есть ли какие-либо нюансы? Или просто запасаемся хорошей комплектухой, запаиваем, не ведаем проблем и наслаждаемся винилом? У меня, конечно, как у простого любителя есть некоторые вопросы. 1. Во входном каскаде применена лампа 6Н9С. В свое время я долго боролся с наводками, шумами и микрофонным эффектом, где эта лампа тоже была на входе. Если по рекомендации из статьи на входе применить, например, пентод 6Ж8 не будет ли это лучшим решением, которое не будет требовать излишних заморочек с виброразвязкой и дополнительным экранированием? И в каком режиме можно поставить на вход 6Ж8? 2. Какие контрольные напряжения на катодах ламп в этой схеме должны быть? 3. Насколько меньшее анодное напряжение можно применить по сравнению с 380В без пересчета номиналов схемы и насколько понижение напряжения критично? Электролиты на 400-450В найти не проблема, а вот с большими рабочими напряжениями найти уже бывает проблематично. 4. Есть ли какие-то рекомендации по блоку питания? Хочется, конечно, в одном корпусе все построить, максимум может быть только трансформатор вынести отдельно, но опять таки тянуть километры проводов к трансформатору тоже не очень хочется. По моему опыту основной фон в корректоре создает обычно плохо фильтрованное анодное напряжение, мне помогал только электронный дроссель на полевике. Никакие кенотроны с поканальными дросселями на 10Гн особой погоды не делали. 5. Возможно ли добавить регулировку gain'а, например, в сетке выходной лампы 6П6С и какого номинала переменный резистор лучше применить? Quote
Xрюн222 Posted January 2 Posted January 2 Кое-кто точно повторял... По крайней мере, очень похожую. Вместо 6н9с, при отсутствии мешка их для подбора, можно было раньше применить всякие там 6/12SL7, 6/12SU7, и тп и тд, одиночные парами 6/12F5 и 6/12SF5, 6/12SQ7, 6/12AV6, 6/12 AT6, колпачковые 6/12Q7, соотв.наши 6Г7, 6Г2, 6Ф5, и ещё некоторые. Конечно, можно и пентод на входе поставить, но это будет уже немного другая история, скорее всего с некоторым избытком усиления. Но зато тогда, вероятно, можно будет добавить выходной понижающий трансформатор. Quote
Valinor Posted January 2 Author Posted January 2 34 минуты назад, Xрюн222 сказал: Вместо 6н9с, при отсутствии мешка их для подбора Именно перебора мешка хочется избежать. Зарубежный аналог 6SL7 в этом плане будет лучше? 35 минут назад, Xрюн222 сказал: 6Г2 Это интересный вариант, можно попробовать, этих ламп у меня достаточно. Quote
Ollleg Posted January 3 Posted January 3 В первом каскаде катодный резистор 680 - 800 Ом, 2К - это опечатка, разбирали этот момент с Никитой Сергеевичем ещё в прошлом году. Quote
Ollleg Posted January 3 Posted January 3 1 час назад, D-i-ma сказал: И С11 630V Да, само собой. 12 часов назад, Valinor сказал: 2. Какие контрольные напряжения на катодах ламп в этой схеме должны быть? 6Н9С Cчитаем: На аноде 6Н9 150В Анодный резистор (R2) 100К + Развязывающий (R5) 30k перед ними 350в 350-150 = 200 в 200в делим на 130к = 1.53 ма на развязывающем падает 1.53 Х 30 = 45.9в пусть 50 Строим график и получаем на нём .... При таком режиме 1.2 в сеточное делим на анодное 1.5 ма = 800 ОМ На катодном при 800К - 1.2 В ____________________________________________________________________________________ 6Н8С На катодном - 8 В _________________________________________________________________________________________________________ 6П6С триодом. При 4.7 К получаем бОльшие искажения и коэф. усиления каскада 4.6 При 10 К минимум искажений и коэф. усиления 10 В первом случае ток анода 36 ма, во втором 21 ма. Сигнал небольшой, искажения тоже, возможно при таком раскладе предпочтение отдаётся наибольшему токовому режиму с 36 ма. """Бокарев, скажем, 6,8 к рекомендует" - (Пояснение дал Никита Сергеевич ___________________________________________________________________________________________________________________________ У меня так получилось, при перерасчёте (проверке) схемы на режимы ламп. * Всё линеечкой, разные проги и симуляторы не пробовал. В принципе мне добавить больше нечего. *** На первом графике с 6П6С 25 ма размах амплитуды при 36 ма анодном токе покоя в рабочей точке. 1 Quote
Valinor Posted January 3 Author Posted January 3 Тогда спецы меня поправят, если что, при применении на входе 6Г2 (Ri=91 К) получим следующее: Ea=350 В, R2+R5 = (180К + 30К) = 210 К, Ug=-1,5 В, Ua = 180 В, Ia = 0,8 мА, R3=1,875 К Или оптимальнее выбрать Ug=-0,8 В, Ua = 140 В, Ia = 1 мА, R3=800 Ом? По даташиту номинальный ток Ia=1,15 мА. Quote
Xрюн222 Posted January 3 Posted January 3 Одесская лаборатория рекомендует смещение 1,5 в, резистор 100 к и напряжение питания вольт под 400,что даёт ток около 1,5 ма и на аноде порядка 220-240. Думаю, можно сделать 0,8 смещение, 150-160 на аноде и питание порядка 300-320 вольт. При 100 к. 2 Quote
Ollleg Posted January 3 Posted January 3 40 минут назад, Xрюн222 сказал: Думаю, можно сделать 0,8 смещение, 150-160 на аноде и питание порядка 300-320 вольт. При 100 к. П.С. В РФ резистор R5 наверное можно поставить меньше 30к, что бы на 100к приходило 320 В , а не 300 в. (Если придерживаться схемы с 380В после БП).... 1 Quote
matss Posted January 3 Posted January 3 14 часов назад, Valinor сказал: 4. Есть ли какие-то рекомендации по блоку питания? Какую схему можно применить в качестве БП ? Можно ли тут стабилизатор с полевым транзистором ? Quote
Ollleg Posted January 3 Posted January 3 18 минут назад, matss сказал: Какую схему можно применить в качестве БП ? Можно ли тут стабилизатор с полевым транзистором ? Если бы делал для себя - кенотрон, резистор 10-20 ом, конденсатор, дроссель 5гн , конденсатор, поканально два дросселя 10 гн. Каждый канал кушает порядка 43.5 ма, кенотрон и небольшие ёмкости с дросселями вполне уместны, как по мне... Quote
S.Laptev Posted January 3 Posted January 3 14 часов назад, Valinor сказал: Всем привет! Переехал я наконец-то на обычный ММ картридж, чтобы не мучиться с низковольтными МС головками. Есть желание построить под нее хороший ламповый корректор. @Ollleg посоветовал рассмотреть схему @Xрюн222 их журнала Радио №10 2003. Вот она: Повторял ли кто-то из форумчан данную схему, есть ли какие-либо нюансы? Или просто запасаемся хорошей комплектухой, запаиваем, не ведаем проблем и наслаждаемся винилом? У меня, конечно, как у простого любителя есть некоторые вопросы. 1. Во входном каскаде применена лампа 6Н9С. В свое время я долго боролся с наводками, шумами и микрофонным эффектом, где эта лампа тоже была на входе. Если по рекомендации из статьи на входе применить, например, пентод 6Ж8 не будет ли это лучшим решением, которое не будет требовать излишних заморочек с виброразвязкой и дополнительным экранированием? И в каком режиме можно поставить на вход 6Ж8? 2. Какие контрольные напряжения на катодах ламп в этой схеме должны быть? 3. Насколько меньшее анодное напряжение можно применить по сравнению с 380В без пересчета номиналов схемы и насколько понижение напряжения критично? Электролиты на 400-450В найти не проблема, а вот с большими рабочими напряжениями найти уже бывает проблематично. 4. Есть ли какие-то рекомендации по блоку питания? Хочется, конечно, в одном корпусе все построить, максимум может быть только трансформатор вынести отдельно, но опять таки тянуть километры проводов к трансформатору тоже не очень хочется. По моему опыту основной фон в корректоре создает обычно плохо фильтрованное анодное напряжение, мне помогал только электронный дроссель на полевике. Никакие кенотроны с поканальными дросселями на 10Гн особой погоды не делали. 5. Возможно ли добавить регулировку gain'а, например, в сетке выходной лампы 6П6С и какого номинала переменный резистор лучше применить? Подобные и похожие делали, лучший вариант аналоги 6н9с, американские и европейские, наводок, шума и микрофонного эффекта не будет, железные лампы ставить не надо. Напряжения как на схеме или рядом, 360 вольт норм. Если с большим, то электролиты на 500 - 550 вольт. Выходной лампе пентоду, тетроду на выходе делать нечего, а вот прямонакальный триод с трансформатором, это хорошо. Только в одном корпусе, если себе, то вообще в виде моноблоков, как и пред и оконечники. Фон в правильной схеме только из-за сифонящего самодельного транса, или ТАНа - ТНа, редко из-за неправильного монтажа входной цепи. Питание только кенотроны, дроссель 20 гн, или два звена, никаких транзисторов и микросхем в аноде и накале, тогда будет сказка, а не корректор, ну и хорошие детали само собой. Quote
Valinor Posted January 3 Author Posted January 3 1 час назад, S.Laptev сказал: железные лампы ставить не надо А чем плохи железные лампы в данном случае? 2 часа назад, Ollleg сказал: Если бы делал для себя - кенотрон, резистор 10-20 ом, конденсатор, дроссель 5гн , конденсатор, поканально два дросселя 10 гн. Железа безумное количество будет, конечно. Фон при таком блоке питания будет хотя бы на уровне -55дБ? Что-то есть сомнения, что для прослушивания то отлично, а вот случись надобность оцифровать, то уже не очень. Quote
ВКН Posted January 3 Posted January 3 Что мешает сделать БП выносным? Многократно так делал. Кенотрон + конденсатор + дроссель + хороший электролит + два дросселя поканально. А уже два конденсатора на принимающей стороне усилительной части. 2 Quote
Сергей Ал. Posted January 3 Posted January 3 Питание накалов (при выносном БП) переменкой или постоянкой? Если переменкой - как с наводками от накальных проводов между БП и самим корректором? Quote
Ollleg Posted January 3 Posted January 3 28 минут назад, Сергей Ал. сказал: Если переменкой - как с наводками от накальных проводов между БП и самим корректором? Плетёнка у меня обычно - 2шт. одна накалы, другая анодные и земля . Quote
S.Laptev Posted January 3 Posted January 3 2 часа назад, Valinor сказал: А чем плохи железные лампы в данном случае? Железа безумное количество будет, конечно. Фон при таком блоке питания будет хотя бы на уровне -55дБ? Что-то есть сомнения, что для прослушивания то отлично, а вот случись надобность оцифровать, то уже не очень. Не плохи, а просто хуже, сравнивали на хорошем именно в корректорах по одной схеме, 6Г2 и 6г7, 6Ж7 в триоде со стеклянным 6Н9С, 6С5 нашими и не нашими. Ещё железные тоже могут замикрофонить и "завезтись" от касания, хозяин Альтек 19 вскакивал и матерился матом Не будет много железа, это же корректор, не УМ. Тем более если моноблочно сделать. Можно вынести трансы, но сами писали, что длинные провода вам не надо. Фона не будет, если хорошие трансформаторы вам намотают, сразу вспоминается Шур М65, переменкой, без подъёма и рядом с лампами. Накал вам придётся выпрямлять обязательно. Ещё недостаток такого корректора, он переворачивает абсолютную фазу, это неудобно, а с выходными тр-ми не будет. Quote
alss Posted January 3 Posted January 3 Схема работоспособна но на любителя, т. е. "стандартная" - в очень многих изделиях задирают область верхних средних, вот отклонения АЧХ от RIAA (режимы моделирования хорошо соответствуют указанным). Кстати, перегрузочная способность хорошая. На входную емкость надо обратить внимание при выборе входного кабеля и его длины. Quote
Михаил SM Posted January 3 Posted January 3 1 час назад, alss сказал: Схема работоспособна но на любителя, т. е. "стандартная" - в очень многих изделиях задирают область верхних средних, вот отклонения АЧХ от RIAA (режимы моделирования хорошо соответствуют указанным). Кстати, перегрузочная способность хорошая. На входную емкость надо обратить внимание при выборе входного кабеля и его длины. R11 до включен С34 , и это правильное решение .Но чем С4 то провинился , лишившись поляризации ? Практически перенос R4 и С4 в анод 6SL7 благоприятно скажется на качестве ВЧ . Если иначе , мнение автора интересно . Quote
ВКН Posted January 4 Posted January 4 Будучи лично знакомым с автором, сразу полюбил следующий этап его корректоров. Это пентод + коррекция+ достаточно линейный и токовый каскад. Простите, но на этом в этой теме ничем помочь не смогу. Ибо фантазии автора - уникальны. Это и три каскада на 6С2С/6С5С. И каскод с "хорошим" выходным каскадом-750. Но универсальна схема именно на пентоде по входу. 1 Quote
Михаил SM Posted January 4 Posted January 4 8 минут назад, ВКН сказал: Будучи лично знакомым с автором, сразу полюбил следующий этап его корректоров. Это пентод + коррекция+ достаточно линейный и токовый каскад. Простите, но на этом в этой теме ничем помочь не смогу. Ибо фантазии автора - уникальны. Это и три каскада на 6С2С/6С5С. И каскод с "хорошим" выходным каскадом-750. Но универсальна схема именно на пентоде по входу. Помогать иным уже часто бывает поздно. По существу и без ""коньков"" , которые так раздражают ув. администрацию ( нижайше извиняюсь ) , можно по теме добавить, что корректор с пентодом (каскодом) на входе хорошо согласуется с практически любым ламповым каскадом с анодной нагрузкой , но желателен запас по усилению не менее 30 ..40 ( 6Ж4(ef14) , 6072а , чтобы можно было применить третий каскад - сильнотоковый и с трансформаторной нагрузкой с сильным понижением (от 20:1 до 33 :1) , что позволит получить (скорее сохоанить) не только усиление первых 2-х каскадов , но и получит низкое выходное сопротивление , порядка 10 ...50 ом . Альтернатива пентоду (или каскоду )в первом каскаде корректора , это высоколинейные и малошумящие , сильнотоковые (15-20ма) триоды , такие как 417а , 6с3п (http://tec.org.ru/board/ehlekrovakuumnye_pribory/radiolampy_triody/6s3p_dr/240-1-0-4686?ysclid=lqzetgf2ft527933636) , корректор с 6с3п создаёт куда более точное восстановление меандра в корректоре , чем малотоковые 6н9с , которая ещё (часто) и специфически шумит на НЧ . 6с3п -лампа очень тихая , обычно с ней и делают корректора для оцифровки винила . Но и третий каскад - ламповый сильнотоковый буфер . У меня , к примеру , на EL11 в триоде и выходных трансформаторах 5:1 от М.Фельдшера. 3 Quote
ВКН Posted January 4 Posted January 4 6Ж4 пентодом + коррекция + 6Ж4 триодом - тоже подслушал как-то в Митино у автора. При этом, мы просто пили пиво, а он(автор) кому-то налево выдал идею. Пару-тройку раз реализовал. Класс! Особенно, если второй каскад с трансформатором. Спасибо за идею Никите Сергеевичу! Quote
Stan Marsh Posted January 4 Posted January 4 6 минут назад, ВКН сказал: 6Ж4 пентодом + коррекция + 6Ж4 триодом Это да, помнится, "Два товарища" ещё в 1996 такие делали. Разумеется, сейчас бы им не разрешили: лампа советская, стоит копейки, железная! Это же не может играть вообще. Пардон за оффф! Нахлынули детские воспоминания. Quote
ВКН Posted January 4 Posted January 4 Да, уж... Мы еще с Никитой коробку 6Ж4-В пополам купили... Конечно, это все хлам. Quote
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.