Jump to content

Recommended Posts

Posted

 

06/06/2021

Author: Karsten Hein

В аудиофильских кругах название Dynaco напоминает о знаменитых бюджетных монтажных комплектах, которые могли бы сравниться с некоторыми из самых изысканных аудиопродуктов на рынке Hi-Fi в 1960-х и 70-х годах. Первоначально основанная Дэвидом Хафлером и Эдом Лораном в Филадельфии в 1955 году, первыми продуктами компании были моноусилители Dynaco Mark II и III мощностью 50 и 60 Вт и предусилитель PAM-1. Но только после запуска Dynaco ST-70, лампового усилителя мощностью 2x35 Вт в 1959 году, компания вышла на массовый аудиофильский рынок.

Dynaco продолжала производить другие ламповые и твердотельные усилители, предусилители, радиотюнеры и колонки для книжных полок. Их самым мощным усилителем был твердотельный усилитель Dynaco ST-400, выпущенный в 1972 году и обеспечивающий непрерывную выходную мощность 2x200 Вт со сложной защитой динамиков. К этому времени ранее независимая Dynaco уже стала дочерней компанией Tyco, Inc. С Дэвидом Хафлером, который оставался активным до 1974 года, когда он, наконец, покинул компанию, чтобы присоединиться к Ortofon в 1974 году, а затем продолжил основывать свою собственную компанию Hafler в 1977 году.

Оригинальная Dynaco была ликвидирована в 1980 году и бездействовала до тех пор, пока Pan Orient Corporation не приобрела торговую марку в 1993 году и не начала продавать аудиокомпоненты под брендом Dynaco. Вскоре Pan Orient сократила свое название до "Panor’ и начала выпускать обновленные версии Dynaco classics, а также некоторые новые дизайны. Среди них были преемник ST-70 ’Stereo 70 II" и более мощный "Stereo 160", ламповый усилитель мощностью 2x70 Вт, оснащенный аудиофильскими функциями, такими как переключаемые режимы пентода / триода и регулируемое смещение лампы.

Когда дело доходит до Dynaco PAS-4, поклонники винтажного аудио сразу же отметят, что этот предусилитель является Dynaco только по названию, потому что он был произведен и продавался Panor в начале 90-х годов. Однако название торговой марки Dynaco было выбрано неспроста, поскольку Panor серьезно относилась к улучшению оригинальных конструкций Dynaco / Hafler и была настроена на повторное производство доступного аудиофильского оборудования для среднего потребителя со средним бюджетом. Наглядным доказательством этой миссии являются промышленный корпус PAS-4 без излишеств, а также выбор дизайна, а также выбор компонентов для аудиофилов.

PAS-4 был разработан под руководством Джона Нуньеса, бывшего разработчика дорогостоящего лампового оборудования Moore Franklin Associates (MFA). Джон знал, что, если он хотел убедить аудиофилов в достоинствах PAS-4, ему нужно было правильно воспроизвести винил. Поэтому он позаботился о том, чтобы сделать фоно-сцену PAS-4 выдающейся. Также предполагалось, что качество изготовления будет превосходным, поскольку все продаваемые устройства спроектированы и изготовлены в США. К сожалению, Panor пришлось пойти на некоторые уступки, чтобы соответствовать относительно низкой цене, что частично ограничило аудиофильский потенциал PAS-4 и разочаровало некоторых первых покупателей.

Несмотря на свой выдающийся дизайн, PAS-4 продавался с самыми дешевыми из доступных ламп и был оснащен переключателями, которые могли выйти из строя. Он также предлагал дополнительные схемы для улучшения удобства использования, которые не соответствовали традиции аудиофилов сводить схему к самому необходимому. Первые отзывы покупателей о новом предусилителе отразили эти недостатки, и в результате было продано всего несколько тысяч единиц PAS-4, что делает его редкой находкой на современном рынке винтажных устройств.

Устройство, показанное здесь, полностью отличается от версии, продаваемой Panor. Он ближе к оригинальному дизайну для аудиофилов и включает в себя большинство рекомендованных обновлений и модификаций, которые были признаны полезными на протяжении почти трех десятилетий его существования. Конечно, помогло то, что первоначальная основа была превосходной: печатные платы толщиной 1/8 дюйма, высококачественные разъемы для ламп, отличная схема трассировки со звездообразным заземлением и каждая трубка со своим собственным регулятором напряжения. Изменения и доработки нашего PAS-4 включают в себя переход на улучшенный бесшумный трансформатор 230 В, добавление высококачественного поворотного переключателя Elma для выбора источника, обход ленточного монитора и схемы перезаписи на магнитную ленту, устранение аттенюатора баланса каналов и внедрение аттенюатора громкости Noble аудиофильского класса.

Оригинальные трубки были заменены российскими Tung-Sol 12AX7 SC803S и SOVTEK type 6922 для двухступенчатой секции phono, а также парой Genalex 20 03 для гибридной линейки. Конденсаторы были обновлены до масла Mundorf Supreme EVO Silver Gold. Целью обновлений было свести к минимуму внутренние и внешние шумы и искажения, а также повысить прозрачность, отзывчивость и динамику. Сконфигурированный таким образом, PAS-4 становится достойным соперником для аудиофилов в истинных традициях Dynaco. И, хотя оригинальный предусилитель стоит около 1000 долларов в новом виде, после этих обновлений он может легко конкурировать с предусилителями, стоимость которых в 2-3 раза превышает эту сумму. Хафлер верил в мастерство самодельного домостроителя, и, по-видимому, Панор верил в то же самое. Хотя потребовался определенный опыт, чтобы раскрыть подлинный характер и потенциал PAS-4, хорошей новостью является то, что это стало возможным благодаря простому использованию превосходной инфраструктуры, которая уже присутствовала.

Впервые устанавливая PAS-4 в нашем доме, я заметил, что ламповое оборудование немного сложнее настроить, чем оборудование для одиночного использования. Я предпочел установить PAS-4 в нашу основную систему, где он должен был заменить наш предусилитель DB1 и работать с нашим усилителем B & K ST-140 в электростатических динамиках Martin Logan. Однако в этом положении у PAS-4 отсутствовала верхняя полоса частот, из-за чего большинство переходных процессов были потеряны, а музыка звучала устаревшей. Звучало так, как будто ожидаемый срок службы ламп истек или как будто с этим предусилителем возникла какая-то другая серьезная проблема. После двух дней попыток различных комбинаций кабелей я сдался и подключил PAS-4 к нашей другой системе.

В своем новом качестве PAS-4 должен был заменить наш предусилитель Restek V1 и использовать наш усилитель Hafler XL-280 в динамиках Tannoy XT8F. Здесь сразу же выяснилось, что Panor / Dynaco является производным от Hafler. Предварительный усилитель PAS-4 и усилитель Hafler XL-280 оказались парой, созданной на небесах. Оглядываясь назад, это, возможно, неудивительно, учитывая родословную PAS-4, но для меня это стало откровением в то время. Я просто не мог понять, как один и тот же предусилитель может работать настолько по-разному в сочетании с двумя усилителями, что в одном положении он звучит прерывисто, а в другом - абсолютно блестяще. Впервые звуковой характер Tannoys также соответствовал их внешнему виду. XT8F нельзя назвать маленькими динамиками, но каким-то образом Restek V1 в сочетании с Hafler придали им чрезмерно точное и академичное звучание, вместо музыкального и динамичного.

PAS-4 способен создавать огромную сцену слева направо, которая выходит далеко за пределы динамиков. Инструменты располагаются свободно, вокруг них много темных пространств. Я обнаружил, что высокие частоты выделяются реже, чем в сочетании с Restek V1, но более выражены, когда они возникают. Переходные процессы полностью присутствуют, и звуки сохраняются реалистичным образом. Подобно большинству лампового оборудования, PAS-4 может создавать помехи, которые приводят к гудению или шипению, когда что-то не так в настройке. При моей первой попытке подключить его к нашему усилителю Hafler я не заметил, что его шнур питания соприкасается с кабелем усилителя Hafler. Это привело к слышимому шипению на обоих каналах усилителя. На самом деле, шум был жалобой, о которой я также читал в отзывах некоторых владельцев. Однако, когда все настроено должным образом, PAS-4 почти так же бесшумен, как и Restek V1. Чтобы услышать оставшийся шум, пришлось бы приложить ухо непосредственно к секции высокочастотного динамика.

Как и в случае с большинством серьезных устройств Hi-Fi, PAS-4 покажет разницу между стандартным шнуром питания и тем, который был разработан специально для использования в аудиоприложениях. В нашей собственной системе мы соединили PAS-4 с Lapp Ölflex 2,5 мм, оснащенным ферритовым зажимом, что дало хороший результат, но я подозреваю, что с помощью более сложного шнура можно добиться еще большей производительности от этого предусилителя. Разница между стандартным шнуром и кабелем Lapp была настолько разительной, что я подозреваю, что дальнейшие улучшения в этом положении снова окажут существенное влияние.

После включения PAS-4 требуется около 15 минут, чтобы трубки прогрелись. На самом деле, он уже будет воспроизводить музыку через 45 секунд, но звуковая сцена и динамика требуют некоторого времени для развития. Переходные процессы звучат только после примерно 30-40 минут воспроизведения. К этому времени шесть ламп достигнут полной рабочей температуры, которая на самом деле довольно горячая. Тонкий дизайн корпуса означает, что трубки буквально касаются верхней части корпуса, и я тем временем читал, что многие пользователи полностью снимают крышку, чтобы улучшить вентиляцию. Несмотря на это, я оставил крышку включенной из-за присутствия детей в доме и уверенности в том, что корпус функционирует как фарадеиновая решетка для защиты внутренних цепей от внешних помех.

PAS-4 обеспечивает большую мощность, при этом нормальная громкость прослушивания находится примерно в положении "9 часов" на циферблате громкости. Поскольку то же самое верно для наших предусилителей DB1 и V1, я подозреваю, что это общая тенденция для предусилителей аудиофильского класса. В отличие от наших твердотельных устройств, PAS-4 обеспечивает более спокойный баланс между высокими и басовыми нотами без ущерба для прозрачности. Голоса звучат полнее и насыщеннее, контрабас и низкие ноты фортепиано придают им больший размах и властность. На мой взгляд, PAS-4 воспроизводит более удовлетворительные и реалистичные басы без помощи сабвуфера в нашей системе. Наши Tannoys, несомненно, выиграют от этого и звучат еще более привлекательно. Поэтому для меня неудивительно, что PAS-4 получил 4,8 из 5 звезд в audioreview. Для нас этот непритязательный на вид предусилитель также является несомненным преимуществом. Если вы можете заполучить образец в хорошем состоянии и оказаться в состоянии внести основные изменения: сделайте это. Там, где это уместно, PAS-4 будет очень сложно превзойти в этой ценовой категории.

Технические характеристики

Фоно

Коэффициент усиления: 40 дБ

Точность RIAA: + /-0,5 дБ (20 Гц-20 000 Гц)

THD: <0,025% (при среднеквадратичном выходе 2 В)

Входное сопротивление: 47 ком (шунтируется на 10 пФ)

Отношение сигнал/ шум: -86 дБ (среднеквадратичное значение входного сигнала <10 мВ)

Абсолютная фаза: без инвертирования

Комплектация для ламп: 2ae 6DJ8 /6922; 2ae 12AX7 / ECC83

Линия

Коэффициент усиления: 18,5 дБ

Частотный диапазон: 2 Гц-150 000 Гц (-3 дБ)

THD: <0,025% (при среднеквадратичном выходе 2 В)

Входное сопротивление: 25 Ком (номинальное, все входы)

Выходное сопротивление: 40 Ом

Отношение сигнал/ шум: - 90 дБ (среднеквадратичное значение выходного сигнала <10 мВ)

Абсолютная фаза: инвертирование

Частота нарастания напряжения: 40 вольт на единицу

Ламповый комплект: 2ae 6DJ8/6922

Физические

Потребляемая мощность: 45 Вт

Размеры: (Ш) 43,18 см x (В) 9,52 см x (Г) 30,48 см

Вес: 5,44 кг

Год выпуска: 1993

000.png

00.png

00-.png

00--.png

 

Входы - Фоно
На этих входах будут установлены картриджи "движущийся магнит" или "движущаяся катушка" с высокой выходной мощностью, которые имеют
выходной уровень 1,0 мВ или выше.
-------------------------------------------
Альтернативные типы трубок
Это правда, что вакуумные трубки разных производителей на самом деле могут звучать по-разному. Количество и
тип звуковых различий могут быть едва уловимыми или довольно очевидными для взыскательного слушателя. Кроме того, надежность и
долговечность труб часто варьируются в зависимости от производителя.
Производители вакуумных трубок по-прежнему представляют новые версии старых конструкций трубок. Эти новые конструкции
обычно маркируются частично или полностью новыми номерами деталей. Кроме того, разные
производители вакуумных ламп часто используют разные номера деталей для своих собственных версий “эквивалентных” ламп. Дистрибьюторы
иногда заменяют трубки других производителей и/или заменяют трубки с другими
номерами деталей, предварительно не сообщая об этом своим клиентам.
Некоторые аудиофилы сильно сомневаются в том, какого производителя и /или конкретную версию вакуумной трубки использовать
для конкретных применений. Трубки, установленные на вашем новом PAS-4, были выбраны таким образом, чтобы обеспечить наилучшее
звучание и длительный срок службы.
На момент написания этой статьи вакуумная трубка

1.png

Поскольку на штифтах вакуумных трубок может накапливаться окисление, рекомендуется
раз в год снимать и чистить их маленькой проволочной щеткой с латунной щетиной. В это время также рекомендуется
очистить штифты трубки средством для чистки контактов. Средство для очистки контактов оставляет на штифтах тонкий налет, который помогает
предотвратить окисление. Средство для очистки контактов можно либо распылить непосредственно на штифты трубки (не допускайте попадания на
стеклянную часть трубки), либо распылить на чистую ткань, которая затем используется для протирания штифтов трубки.

_______________________________________________________________________________________________

2.png

------------------------------------------------

3.png

===========================

===========================

4.png

--------------------------

5.png

 

6.png

 

7.png

 

Источник:

https://eiaudio.de/gear-and-review/pre-amplifiers/dynaco-pas-4/

pas4_manual.pdf

Posted
1 минуту назад, Xрюн222 сказал:

Мне вот интересно, "сам" Д.Х. такие безобразия схемотехнические одобрил бы?.... 

Можно расширенно технически пояснить? Какой толк от слов "безобразие, я бы так не делал, мне не навиться, а мне понравилось" и т.д. ?

Техническая часть форума  подразумевает обсуждения технического решения схемы и выложена именно для этого, а не банального пустословия . 

Спасибо.

 

Posted

Например, входное сопротивление "линейной" части при регулировании громкости и баланса может меняться аж в 4 (!) раза.От примерно 50 к  до примерно 12,5 к. Что не есть хорошо точно. Ещё ладно бы от, скажем, 200 до 50...

Сама лин.часть инвертирующая, но это в ряде случаев не очень существенно, хотя "в приличных домах" так стараются не делать. 

Цель усложнения фонокаскада ( относительно типового, как в тех же старых "динаках" и много где ещё) навскидку непонятна, для точного мнения надо слушать и сравнивать, всё равно остались 12ах7 и коррекция в ОС... 

Прелесть ( и смысл) заявленных выходных "40 ом" при конденсаторе на выходе 3,3 мкФ ни у кого не вызывает вопросов? 

Не подумайте, что и от старых классических "динак" я сильно в восторге, на фоне некоторых их  современников. 

Я бы, если бы задумал бы предусилитель "а-ля винтаж 50х-60х", то непременно бы изучил бы как прототип какие нибудь там изделия от разных Джонсонов бы. Или Фишера. Ну или всякие разные Харман Кардоны, Лафайетты и Парагоны-Е... И сделал бы на октальных лампах (и/или приравненных к ним) , по возможности. 

Posted

"Красивое"! Люблю синий цвет.
Остальное - просто и как там, правильно сказать, лаконично.

Posted
4 часа назад, Xрюн222 сказал:

Лаконично ли? Явно с излишествами... 

 

5 часов назад, Xрюн222 сказал:

Я бы, если бы задумал бы предусилитель "а-ля винтаж 50х-60х", то непременно бы изучил бы как прототип какие нибудь там изделия от разных Джонсонов бы. Или Фишера. Ну или всякие разные Харман Кардоны, Лафайетты и Парагоны-Е... И сделал бы на октальных лампах (и/или приравненных к ним) , по возможности. 

Никита Сергеевич, вот Вам и карты в руки. Выложили бы отдельной темой тот предварительный усилитель, который считаете достойным повторения , возможно с какими то конструктивными нюансами под реалии сегодняшнего дня. Было бы очень интересно, пообсуждали бы действительно что то достойное.

:smile-28::er:

  • Like (+1) 2
  • 1 year later...
Posted

Начну с того, что данный пред не слушал,хотя он классный!!!  Возращусь к своему , где сгорел трансформатор(от времени, наверно) .......

Мастер говорит, что перемотает, реально ли.....

Posted
В 20.04.2023 в 17:21, Ollleg сказал:

 

Никита Сергеевич, вот Вам и карты в руки. Выложили бы отдельной темой тот предварительный усилитель, который считаете достойным повторения , возможно с какими то конструктивными нюансами под реалии сегодняшнего дня. Было бы очень интересно, пообсуждали бы действительно что то достойное.

:smile-28::er:

Например, предварительный усилитель по мотивам Pultec pc10( также и других таких же,из тех же времен, идеологически аналогичных или близких к нему) , считаю достойным для рассмотрения и повторения, с некоторыми правками. Будем считать, что отдельная тема - имеется. Линейная часть предусилителя в составе фо-но корректора, может быть подключена и отдельно. И? Что-то не видать бурных обсуждений... 

Posted
3 минуты назад, Xрюн222 сказал:

И? Что-то не видать бурных обсуждений... 

Может "сухо" преподнесено? Я же в качестве примера указал, как это хотелось бы видеть.

Нормальная схема (читаемая), фото процесса своего макета, подробные рекомендации и т.д.

Не нужно скупиться на это, тогда и обсуждение живое будет.

Вспомните Вашу страничку из ж. радио - тоже хороший пример, именно такое и ожидалось. 

С накопленным с годами опытом.

 

Posted
19 минут назад, Xрюн222 сказал:

Что-то не видать бурных обсуждений... 

Интересно, что такое можно обсуждать в проверенном временем схемотехническом решении? Читал тут Гапонова сотоварищи. Надо брать и делать. Учесть те самые замечания одессита по поводу распределения тау и применения низко/высокоомных ламп. Как-то так. Окорпусить или хотя-бы шасси породить. Питание.
Последнее интересно, где трансы по разумной - даже в дижике дорого стало... ВВ ACDC нету - типа от Минвелла. Перематывать преобразователь еще занимательнее, нежели 50Гц вторичку. Tubecad умножители любит... Есть решения на мсх балласта - боюсь не стянут просто так, большинство. Без правильной многослойной платы не очень выйдет. Кто ее изготовлять будет. Чего еще набросить? 
Смоделировать - да не вопрос, это полчаса времени.

Posted

Питание пока в жёстко макетном виде, но, однако, с фоном от макета БП нет проблем. Прям сейчас, по одесситам, "Кусевицкого слушаем" (С). 

Сразу поясню почему по 2 шт ТА и ТН, "шоб потом разговору не было!" (С) - стоят попарно рядом навстречу, чтоб поля рассеяния компенсировались. Для понимания размера приложен кенотрон 5ц4с.

IMG_20241012_172742.jpg

Posted

Что такое "предусилитель" ? 

Фонокорректор,  по большому счету? Плюс регулятор громкости на два канала, видимо.

Схем и конутсрукций фоно было немало опубликовано и обсуждалось. Или интресно как историческая модель то почему не 50-х, 60-х годов, расцвета ламп,  а 90-х, когда конкуренция произодителей сошла на нет а отвыкший от ламп потребитель принял бы все что угодно ламповое на ура.

  • 3 weeks later...
Posted
В 12.10.2024 в 22:38, tamduha65 сказал:

Начну с того, что данный пред не слушал,хотя он классный!!!  Возращусь к своему , где сгорел трансформатор(от времени, наверно) .......

Мастер говорит, что перемотает, реально ли.....

Ура, вроде мой Dynaco-PAS-3X возрадился, мастер сказал, что перемотал транс на 220, проверит и через пару недель скомпанует и можно будет забирать послушать в системе. Да здравствуют наши старые советские инженеры... 

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Опасаюсь, но все же спрошу. А на какую акустику и помещение ЭТО будет работать?
    • Примерно с начала года по вечерам я занимаюсь этим усилителем и осязаемый результат получил только недавно, после намотки текущей версии выходного транса.  Что до применения -- объективно такой усилитель неплохо показал бы себя для озвучивания металл-концерта, ну или если дома включать, то чтоб соседей извести, ИМХО))) 
    • И сколько времени это уже длится? Интересно, а где применяться будет?
    • Выбранное количество витков вторички соответствует нагрузке 8 Ом, а приведенное сопротивление анодной нагрузки такого трансформатора получается порядка 8 кОм. Мне не вполне понятно, является ли это значение оптимальным для ГУ46. Этот трансформатор наконец заработал и сейчас можно написать о результатах испытаний. Собранный макет усилителя испытывался при подключении к вторичной обмотке трансформатора эквивалента нагрузки в виде толстой нихромовой спирали накрученной на керамическую трубку. Сопротивление эквивалента вместе с подводящими проводами составляет ровно 9 Ом, что несколько больше необходимого. Один из выводов вторичной обмотки выходного трансформатора нужно соединить с "массой". На вход усилителя подавался сигнал с генератора Г6-27, а выход изучался осциллографом С1-64А через делитель 1 к 10. На всех фото масштаб экрана осциллографа составляет 50 вольт на клетку. Режим работы выходного каскада следующий: анодное напряжение 3.5 кВ, вторая сетка 600В, третья сетка 100В. Смещение устанавливается таким, чтобы суммарный ток покоя через обе лампы составлял 100 мА. Предварительно из 20 ламп гу46 пришлось отобрать пару с минимальным разбросом анодного тока. Ртутные газотроны перед использованием нужно тренировать выдержкой под накалом в течении получаса. Также нежелательно применять сильно б\у газотроны из-за большой склонности к обратным зажиганиям. Описание настройки драйвера тут я опускаю, как достаточно тривиальную процедуру, отмечу лишь что её суть состоит в том, чтобы на его выходе получить симметрию двух противофазных сигналов. Оценка выходной мощности производилась следующим образом. Частота генератора устанавливалась равной 50 или 100Гц, затем амплитуда на входе накручивалась  до тех пор, пока не начиналось наблюдаемое осциллографом ограничение (подрезка "верхушек" синусоиды). После этого амплитуда подстраивалась до выхода из ограничения и измерялось мультиметром напряжение на нагрузке в режиме измерения переменного напряжения. А дальше по закону Джоуля-Ленца высчитывается мощность. В моем случае действующее значение напряжения на 9 Омах составило 110 В, что дает 1350 Вт мощности! Средняя величина анодного тока при этом составила 550 мА при напряжении 3.5 кВ, что дает 1925Вт потребляемой мощности. Из простого соотношения вычисляется КПД выходного каскада равный 70%. После такой предварительно оценки максимальной мощности можно сделать пробег по интервалу 25Гц - 25 кГц и получить представление об АЧХ усилителя на максимальной мощности. Выяснилось, что на частоте 25Гц спад составляет -3 Дб, а от 50 Гц до 15 кГц идет ровный участок АЧХ соответствующий максимуму мощности. Осциллограмма сигнала на 1000Гц выглядит так. 100Гц с началом входа в ограничение. При глубоком заходе в ограничение синусоидальный сигнал приближается к прямоугольному, а мощность усилителя превышает 1500Вт с КПД под 90%, свечение анодов ламп начисто исчезает. В интервале 15 кГц-18кГц идет небольшой спад, примерно на 1 клетку экрана осциллографа, затем подъем до максимума на частоте 20 кГц. С 23 кГц начинается плавный спад и затем резкий спад с 25 кГц. При таких мощностях спираль эквивалента нагрузки раскаляется докрасна. Как по мне то для такого макета это прекрасный результат, оценить КНИ я затрудняюсь, но полагаю что следует ожидать порядка 5%, так как на экране можно различить едва заметные "заломы" синуса в окрестностях его перехода через 0. Установить точное значение КНИ и коэффициента гармоник можно уже более специфическими измерениями, для которых нужен компьютер с RMAA или анализатор спектра с измерителем искажений. Многие сочтут 5% КНИ чудовищно фиговым показателем, но см. дисклеймер) Проект ещё не завершен, сейчас он ещё остается в стадии макета, но он безусловно будет закончен до финального изделия в корпусе. Нужно ещё поработать над снижением фона и сделать много вспомогательных узлов, таких как стабилизированные блоки питания драйверных каскадов, стабилизатор  анодного напряжения  выходного каскада, который я планирую выполнить на основе магнитного усилителя включенного в цепь первичной обмотки высоковольтного трансформатора и управляемый со стороны высокого напряжения. Этот же стабилизатор будет выполнять функцию плавного подъема анодного напряжения. Ещё нужна схема защиты от пробоев\КЗ в цепи высокого напряжения и схема задержки включения анодных напряжений. И кроме всего этого планирую дополнить усилитель встроенным в него индикатором уровня сигнала на осциллографической трубке. Все это ещё предстоит упихать по унифицированным корпусам серии "Надел", в которых выполнялась различная измерительная аппаратура, по типу осциллографов С1-70 и С1-74. Предполагается, что сам блок усилителя, блок питания низковольтный и блок питания высоковольтный будут выполнены в отдельных корпусах, которые будучи сложенные друг на друга образуют приборную стойку. С итоговыми габаритами СИЛЬНО меньше, чем шкаф от УПВ1-1.25. А самое главное, нужно будет под стать этому усилителю построить акустическую систему, определенные идеи на этот счет есть. Напоследок, отмечу, что этот усилитель, безусловно не будет годиться для вдумчивых прослушиваний в домашних условиях разными аудиогурманами. Скорее он будет более интересен как радиоузел для крупного здания, или как усилитель для работы с низкочувствительной акустикой. Но все же основной вариант его применения  я вижу для ГРОМКОГО прослушивания экстремальных жанров металла или в большом гараже или же на репетициях\концерте какой-нибудь местной металл-банды. По мере дальнейшей работы эта тема будет дополняться новыми сообщениями.   ЗЫ: Схему нарисую позже в SPLan"е, собственно макет создавался по сути без схем, а компиляцией кусков схем найденных в интернете и переработанных-перерисованных потом на клочке бумаги. 
    • Последствия пробоя обмотки выходного трансформатора.  Оказалось, что межобмоточная изоляция (да и от железа тоже) должна иметь хотя бы 3-4 мм толщины при условии секционирования обмоток, а при его отсутствии должна быть ещё толще. Не сыграла ставка и на изоляцию из пленок лавсана и синтофлекса, которая прекрасно работает в электродвигателях (втч высоковольтных). Основной проблемой было недостаточное окно в выбранном железе, которое препятствовало запихиванию нужного объема изоляции. В конечном итоге пришлось искать другое железо. Я даже рассматривал вариант покупки листов трансформаторного железа  с разборки крупного подстанционного трансформатора и дальнейшем их раскрое по нужным мне размерам, но тут в интернете появилось объявление с продажей двух сердечников очень соблазнительных габаритов. После их получения их железо было разобрано и объединено в один цельный сердечник. К этому моменту было испробовано 4 варианта намотки выходного трансформатора, среди которых был один работоспособный, но из-за отсутствия секционирования он имел чудовищный паразитный резонанс на 2й или, даже скорее, 3й гармонике в интервале 2-5 кГц, что ставило на нем крест.  Обмоточные данные трансформатора выбирались с оглядкой на таковые от трансформатора для ГУ81, но с поправкой на меньшее сечение железа. В конечном итоге работоспособная конструкция трансформатора имеет сечение сердечника ориентировочно в 55 кв. см.  с размерами окна приблизительно 6*14.5 см, что позволило намотать все обмотки с достаточной изоляцией. Каждая полуобмотка содержит три секции вторички и две секции первички. Секции первички соединены последовательно, все секции вторички -- параллельно. Таким образом вся первичка имеет 4000 витков проводом диаметром 0.45мм, а вторичка -- 125 витков. Порядок намотки таков, начиная от сердечника: 125 витков вторички, затем 1000 витков первички, потом опять 125 витков вторички, потом снова 1000 витков первички и, наконец, третья секция вторички 125 витков. Диаметр провода  для вторички может быть выбран в интервале от 0.8 до 1мм, лишь бы помещалось в 1 слой. Вторички можно наматывать без отступа от края, тогда как первички нужно мотать с отступом от края минимум 10мм и кроме этого заполнять этот отступ полосками электрокартона толщиной 0.5мм. Межслойная изоляция -- ламинированный пленкой электрокартон (или синтофлекс-41) с толщиной 0.17мм, межобмоточная -- таким же электрокартоном столько слоев, чтобы набиралось от 3мм толщины изоляции. Особое внимание нужно уделять изоляции выводов обмоток, хорошо показывают себя в этой роли фторопластовые трубки надетые на  провод. Выводы обмоток коммутируются на клеммной колодке трансформатора, расстояние между выводами которой должно быть не менее 15мм.
    • Схемочку бы ещё -для полного просветления  понимания . Или что-то просмотрел ?
    • Выходной каскад требует серьезного анодного питания -- до 3.5 кВ при силе тока до 1А в пике. Высоковольтный трансформатор анодного питания -- самодельный, намотан на большом ШЛ-железе от какого-то неизвестного трансформатора, по габаритам похожего на ОСМ-1.6. Сечение сердечника составляет порядка 50 кв. см. Первичная обмотка имеет отводы для подстройки необходимой величины анодного напряжения, вторичная обмотка намотана на напряжение 6 кВ и имеет отвод от средней точки для использования трансформатора с двухполупериодным выпрямителем. Настолько высокое напряжение уже затрудняет создание такого трансформатора в сухой конструкции и после неудачной попытки трансформатор был помещен в бак с маслом, тоже самодельный. Все выводы сделаны через изоляторы в боковых стенках бака. В выпрямителе применены ртутные газотроны ВГ-129, выбор которых обусловлен исключительно их готичным внешним видом и зловещим свечением в темноте. А ещё удобным резьбовым цоколем Е27, что сразу снимало вопрос с достпуностью панелек. Накал газотронов питается от отдельного трансформатора на сердечнике от ОСМ-0.063. Изоляция накальной обмотки должна выдерживать хотя бы полуторакратное значение анодного напряжения. Выпрямленное напряжение фильтруется двухзвенным LC-фильтром. Дроссели фильтра имеют индуктивности 0.8Гн первый и 0.5Гн второй, конденсаторы -- к75-40а по 100мкф 3 кВ. После такого фильтра питание подается в анодную цепь выходного каскада. Питание второй сетки отбирается из анодной цепи драйвера на ГУ50. Также подается положительное смещение +100В на третью сетку от отдельного выпрямителя. Смещение на 1 сетку берется от источника -200В через делитель. Тут мы подходим к ключевому элементу выходного каскада -- выходному трансформатору. Выходной трансформатор дался мне нелегко и работоспособная конструкция получилась лишь с шестой попытки.  Очевидно, что большая выходная мощность требует большого выходного трансформатора. Поскольку нужно, чтобы он работал от 25Гц, то грубая прикидка ставит минимальную габаритную мощность в 2.5 кВт для желаемых 1000Вт на выходе при нормальном (в электротехническом смысле) значении магнитной индукции. Очевидно, что нужно было искать железо подходящего размера. Надо отметить, что в статье об усилителе на ГУ81 был применен выходной трансформатор от, собственно, УПВ-1.25 у которого сечение керна порядка 70 кв. см. Мне же такое не было доступно, ближайший аналог такого трансформатора -- высоковольтный масляный ОМП4\10-220, применяемый в малогабаритных понижающих подстанциях с 10 кВ до 220В. Но и такой покупать лишь для того чтобы разобрать на железо жаба заквакала. На базаре подвернулась куча каких-то самодельных трансформаторов на стержневом ленточном железе напоминающем ОСМ-2.5. С ними я и начал попытки изготовления выходного трансформатора. Первую версию выходника пробило высоким практически сразу же -- сказалось отсутствие опыта и неверная оценка пиковых перенапряжений действующих на его изоляцию.  
    • Прежде чем начать рассказывать о процессе работы над данным проектом считаю нужным написать небольшой disclaimer. А именно: данный усилитель не претендует на "почетное" звание Hi-End, он создается исходя из несколько нестандартной постановки задачи, примененные в нем технические решения связаны не с рациональной необходимостью, а с субъективным виденьем автора, т.е. меня. Итак, для начала стоит рассказать предысторию. Идея построить такой усилитель была у меня уже давно. Главным мотивом его построения стало желание сделать нечто беспрецедентное, что в определенном  роде станет opus_magnum моего творчества в области ламповых усилителей низкой частоты. Когда-то здесь, на ещё старой инкарнации данного форума упоминалось, что похожие усилители делаются обычно исходя из "любви к акробатике ламповых каскадов", в то время как звук ставится далеко не на первое место. Возможно, этим объясняется лишь одна известная мне конструкция усилителя похожей мощности, а именно "ламповый усилитель на 1200Вт на двух ГУ81М", статья о котором разбродилась по интернету. Промышленностью же выпускался трансляционный усилитель УПВ1-1.25, который послужил прототипом для вышеуказанного. Во многом мой проект строится с оглядкой и на этот самодельный усилитель и на УПВ. Параллельно я следил за ходом проекта Avenger"а, его двухтактника на ГУ-48. В процессе наблюдения за ним, у меня выкристаллизовался подход к конструированию и выбор схемотехники для построения уже своего усилителя. Основой подхода стал протест. Протест против "негласных" "канонов" "аудиофильского" "лампового усилителестроения". И радикальное выражение этого протеста. В проекте же Avenger"a,  можно, напротив, видеть максимальное "следование по течению", соблюдение таких "канонов", а конкретно строгое следование идеологии небезызвестного Сакумы, суть которой состоит в применении триодов и трансформаторных связей между каскадами с фиксированным смещением и без применения пассивных радиоэлементов вроде резисторов и конденсаторов в звуковом тракте. Мой же усилитель становится максимальной противоположностью. Никаких триодов. Исключительно многосеточные лампы в штатном включении во всех каскадах. Никаких трансформаторных связей. Допустимым я счел только применение одного межкаскадного трансформатора между драйвером и выходным каскадом (хотя в усилителе на ГУ81М был более бескомпромиссный подход -- ГУ81 имели непосредственную связь с драйвером). Никакого "класса А", поскольку его КПД редко превышает 40%. А ещё бескомпромиссное отсутствие любых полупроводниковых  элементов в источниках питания. Только кенотроны, газотроны, ламповые стабилизаторы на 6с33с и 6с19п, полный лампоз ради лампоза! А ещё одной идеей-фикс стало желание сделать этот усилитель компактным настолько, насколько это возможно. Вместе с этим было стремление получить от усилителя кроме мощности ещё и более-менее приличную АЧХ, хотя бы от 30Гц до 15 кГц, что получше чем у УПВ, задачей которого было бубнить в тысячу радиоточек через десяток километров проводов. Какой же АЧХ получится на самом деле -- предстояло узнать на практике.   Исходя из вышеизложенных идей был сделан выбор как ламп выходного каскада, так и всего остального конструктивного наполнения проекта. И основой его становится двухтактный выходной каскад на двух лампах ГУ-46, которые очень похожи на ГУ-81, но обладают меньшими габаритами. ГУ46 позволяет рассеять на аноде 500Вт мощности, что потенциально дает возможность получить 1000 и более Вт выходной мощности в двухтактном каскаде. Для такого каскада нужен драйвер и начать постройку макета усилителя я решил именно с драйвера. Повторять известные конструкции желания не было, потому драйвер также сделан нестандартным. Входной каскад построен на довольно экзотической для УНЧ лампе -- пентоде с вторичной эмиссией 6В1П. Особая конструкция лампы позволяет получить два противофазных сигнала на выходе каскада -- один снимается с анода лампы, второй -- с динода. Подбором нагрузочных резисторов можно добиться практически идеальной симметрии выходных сигналов. Единственное упоминание применения такой лампы во входном каскаде РР-усилителя мне известно в статье на радиокоте https://radiokot.ru/circuit/audio/amplifier/101/ Амплитуда на выходе входного каскада остается недостаточной, поэтому он подается на двухтактный усилитель напряжения построенный на  двух лампах 6п1п, с резисторами в качестве анодных нагрузок. Через разделительные конденсаторы усиленный сигнал подается на сетки двух ламп ГУ50 в пентодном включении. Смещение ламп ГУ-50 фиксированное, подается от отдельного источника через балансировочные резисторы. Нагрузкой ламп ГУ50 является межкаскадный трансформатор, на выходе которого достигаются несколько сот вольт амплитуды напряжения, которые понадобятся для раскачки выходного каскада на ГУ46. Если каждую полуобмотку межкаскадного трансформатора нагрузить резистором 1.5 к, то на выходе такого драйвера достигается 30Вт мощности при ровной полке АЧХ от 25Гц до 25 кГц. Трансформатор выполнен на сердечнике от ТС250 по мотивам выходника для ГУ50 Алексея Шалина и содержит 4000 витков первички и 3000 витков вторички.  Каждая полуобмотка моталась следующим образом: 1000 витков первички, потом 1500 витков вторички, потом снова 1000 витков первички. Межобмоточная изоляция выполнялась электрокартоном толщиной 0.5мм с набором толщины до 2мм. Межслойная изоляция -- электротехническая бумага (тонкий электрокартон) толщиной 0.12мм. На текущий момент драйверный блок получает питание от самодельного же лабораторного БП, который заслуживает отдельного описания, на которое я приведу ссылку https://habr.com/ru/articles/812959/   Входной каскад с каскадом усиления напряжения получает 300В анодного питания. Это же напряжение подается на вторые сетки ГУ50. Анодное питание ГУ50 -- 600В. На смещение подается -200В и выставляется делителями на резисторах как для каскада на ГУ50 так и для выходного каскада на ГУ46. Все "низковольтные" напряжения стабилизированы электронными стабилизаторами, которые находятся в ЛБП. Теперь пришло время рассказать о выходном каскаде усилителя. Как уже упомянуто выше, построен он на двух лампах ГУ-46. Так как родные панельки для них труднодоступны и при этом крайне неудобны и громоздки, лампы монтируются на самодельном шасси, в котором установлены самодельные цанговые зажимы для ножек ламп. Выводы от зажимов смонтированы на колодку, где удобно выполнить все подключения. Дополнительно лампы удерживаются хомутами за металлическое днище, которое же является выводом третьей сетки. Накал ламп имеет нестандартную величину в 8.3В при токе 15А, что потребовало изготовить накальный трансформатор. Основой трансформатора стал ТСА-270, у которого оставлена родная первичка, а вторички намотаны медной шиной сечением 2*3мм. Каждая вторичка имеет отвод от средней точки, который и служит для соединения катодов с землёй. Такой трансформатор позволяет в двухтактном каскаде полностью скомпенсировать фон переменного тока от накалов ламп.
    • Одна надежда на отечественные аудиоресурсы. Мечта большевиков произвести смычку города и деревни получит новую реализацию в соединении PTL с OTL.
    • "Ебонитовые" похоже были на 150х, если память не изменяет... Прям блестели!   
    • Я много раз видел 301 и пару раз они имели меня, такие как на картинке выше - вижу впервые. Вот типовой вид 301 - мопед не мой, у меня сейчас 301 нет, но те что видел у себя и не у себя выглядели примерно так же, у самых старых рожок вообще смотрелся и ощупывался словно типа эбонитовый, как у ранних 80. Однажды показывали ЗИПовский диффузор в коробке - вот он, похоже, "без всяких глупостев", бумага выглядела как диффузор. При этом, конечно, всегда есть вероятность, что когда-то изготовили партию с девственно чистыми рожками, решив, что это тоже хорошо.    
    • На моих край виззера был слегка пропитан и выглядел темнее остальной бумаги. Не думаю, что это был колхоз. Возможно Гудманс что-то сам делал в зависимости от периода выпуска. Когда покупал пару, то выбирал из 8шт и все были очень похожими. Брал те, у которых диффузоры были лучше по внешнему состоянию.  Динамики, кстати были из Большого, со слов продавца. Проверить я не могу, естественно. )
    • Я не об этом, не о корректном сообщении админа, а об отсечении всего странного и непонятного для них. В теме опубликовал и варианты защиты "от дурака" в виде релейного модуля блокирующего неверную фазировку. В простейшем варианте можно и просто поставить дифф. автомат или УЗО на 10-30мА. С таким не убъёт никогда вообще! С другой стороны, обратимся к отечественным аудио ресурсам DIY. Много ли у нас пользователей PTL, несмотря на открытость информации? Единицы. Что, у нас все суперквалифицированные и продвинутые в электротехнике? Убить легко может и трансформаторный вариант. Никакой разницы откуда прилетит 300+ вольт... А насчёт засудят - мне это видится единственным объяснимым аргументом )
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.5k
    • Total Posts
      100.5k
×
×
  • Create New...