Jump to content

Recommended Posts

Posted (edited)

Решил поэкспериментировать с эквалайзерами, не даёт эта тема покоя, тк не всё ещё ясно и испробовано. Прежде чем браться за паяльник, хотел бы обсудить с общественность... Провёл обзор литературы, выбрал наиболее функциональные схемы, с точки зрения гибкости настроек. Регулировки уровня НЧ и ВЧ, и регулировки частот перегиба НЧ и ВЧ. 

У выбранных схем функционал почти одинаковый, количество элементов разное. 

Мнения, критика, замечания, предложения... 

Устройство №1

IMG_20220509_091043.thumb.jpg.3712eb7ea0688113f96f6742977b87cc.jpg

Устройство №2

IMG_20220509_091134.thumb.jpg.880339f802aaa83be6ad9d8bbe4d1f1f.jpg

На рис. 62 приведена схема параметрического эквалайзера, который содер­жит всего две частотные полосы, но по точности коррекции АЧХ он не уступает обычным эквалайзерам с числом полос 5 — 8. Широкий диапазон регулирования здесь достигается тем, что в каждом из двух полосовых фильтров, кроме ре­гулятора глубины коррекции, введены регуляторы добротности и резонансной частоты. То ееть обеспечена возможность как точной настройки каждого фильт­ра на определенную частоту, так и регулирования усиления и полосы пропус­кания каждого фильтра. Частоту настройки ФНЧ можно изменять от 49 до 1200 Гц, ФВЧ от 1,2 до 15 кГц. Полоса пропускания каждого фильтра пере­страивается в интервале от 0,3 до 3,6 октавы. Этот темброблок можно исполь­зовать и как обычное устройство регулировки тембра, зафиксировав частоты настройки и ширину полосы пропускания каждого фильтра. Схемотехнически оба фильтра построены по одинаковой схеме на базе активных фильтров, поэтому работу схемы можно рассмотреть на примере работы ФНЧ.

Операционный усилитель DA2 включен как суммирующий инвертор. На его инвертирующий вход поступают входное напряжение через резистор R9 и на­пряжение с выхода полосового фильтра, выполненного на двух ОУ DA1 и DA3. Напряжение на входе полосового фильтра определяется положением движка переменного резистора R10, которым изменяют амплитуду и фазу сигнала, пода­ваемого на вход фильтра. Если фаза сигнала положительна, то на инверсном входе (на выводе 2) микросхемы DA2 происходит суммирование сигналов, если фаза еигнала отрицательна — ослабление входного сигнала. Резонансную час­тоту фильтра перестраивают сдвоенным переменным резистором R6.1, R6.2. По­лосу пропускания фильтра регулируют сдвоенным переменным резистором R4A и R4.2.

Параметрический эквалайзер смонтирован на унифицированной монтажной. плате методом объемного монтажа. Помимо указанных на схеме микросхем можно также использовать ОУ К153УД1, КД40УД7, К140УД8 и другие общего применения с соответствующими цепями коррекции: переменные резисторы RIO, R25, R6, R21 — СПЗ-23 с линейной зависимостью (типа A), R4, R19 — Q функциональной зависимостью (типа В); остальные резисторы — МЛТ-0,25; кон­денсаторы — К.М-5, К.50-6.

При правильно выполненном монтаже и исправных компонентах эквалай­зер работает практически без настройки и налаживание сводится лишь к про­верке его работоспособности. Для питания следует использовать двухполяр-ный стабилизированный источник напряжением ±15 В, обеспечивающий ток а нагрузке не менее 150 мА.

Устройство №3

IMG_20220509_092012.thumb.jpg.ec3e63fe366ced496ef78488ba4225b0.jpg

TC.pdf

Edited by Климентий
Posted

Для начала надо определиться - приемлема или нет регулировка в цепи обратной связи.

Posted (edited)

Примерно также был сделан и у Мовчана:

http://altor1.narod.ru/DIY_Hobby/Friend_s_Projects/V_Movchan/BiAmp/VMBiamp_CR.JPG

Там 5 полос, и НЧ-полоса  (верхняя) одновременно для биампинга. Если биампинг (а зря!), то можно  убрать верхний ОУ и подключить эту полосу к остальным. Только сам ОУ надо коненчо другой, не LF357 не  есть хорошо для аудио (тогда у Володи просто других под рукой небыло, когда он схему рисовал и маетировал. Реально там ОРА2132 потом стоял).

Спойлер

VMBiamp_CR.thumb.JPG.7825c653ae1c9c5f7c62661d533bc2cf.JPG

 

Edited by Valinor
Добавил схему по ссылке под спойлер.
Posted (edited)
17 часов назад, alss сказал:

Для начала надо определиться - приемлема или нет регулировка в цепи обратной связи.

В данном случае, для начала, приемлемо или нет такое количество ОУ и транзисторов и всего остального, что на рассматриваемых примерах... 

Я бы не сказал, например, что простейший РТ, подаренный человечеству 70 лет назад тов. Баксандаллом, на 1-2 лампочках, всегда работает плохо или обязательно портит звук напрочь, и никак иначе. Несмотря на наличие! И не факт, что схема на тех же 2 лампочках и с мостовым пассивным регулятором между ними, всегда и "адназначна!" (С) лучше... 

Если "на входе требуется предварительный усилитель с низким выходным", как пишет РедСтар, то, вероятно, лучше сразу в схему на вход буферный каскад поставить. Особенно учитывая, что АЧХи от выхсопра источника явно зависят. 

Edited by Xрюн222
Posted
22 минуты назад, Xрюн222 сказал:

разу в схему на вход буферный каскад поставить.

Вот еще хороший повторяемый вариант.Использовал ранее 140уд7

scale_2400.webp

Posted
1 час назад, RedStar сказал:

Вот еще хороший повторяемый вариант.Использовал ранее 140уд7

scale_2400.webp

Это всё хорошо, но вопрос изначально стоя именно в вариативности настроек! А эта схема имеет три жёстко зафиксированных частоты, с изменяемой амплитудой. Такое я делал себе, и потом долго возился с паяльником перепаивая элементы темброобразующих цепей в поисках нужной АЧХ. Поэтому хочется иметь гибкость настроек как к примеру на трёх первых схемах... Поэтому и хотел обсудить именно их... 

Posted (edited)

позвольте , из моей практики . в первый свой усилитель рег громкости я поставил от "брига" я его купил не дорого ради этого трескунчика .  радовался звучанию. в дальнейшем намотал на перм. кольце челноком тот еще подвиг 1500 вит 0.1 с отводами рег. 12 по моему . и бриговский заменил . разница была как вату из ушей вынул . теперь я избегаю рез. и конд. использовать в тракте . и в питание ставлю не абы че . а тут такое колич. ненужных деталей . звук конечно будет . но жизни в нем ?

Edited by Anatolii
  • Like (+1) 1
Posted (edited)

Вообще не понимаю, что такое повторяемый эквалайзер. Это же костыль, протез. Протез всегда абсолютно индивидуален, чужая вставная челюсть или очки бесполезны. Для меня единственный достойный вариант - во первых микрофоном замерить ачх. Во вторых докопаться до ас, может заменить динамики, может изменить частоту раздела, чтобы динамики не выбрасывали горбы близ частоты раздела. Внутрь ящика вату, герленовые пирамидки для борьбы со стояками. В третьих, хотя это пункт спорный, рушить комфорт и дизайн квартиры ради звука желающих не много, но по возможности расставить ас, диван, повесить ковры и т.п., опять же для борьбы со стояками. В четвертых попробовать вытянуть ачх другими мерами - верха емкостью межблочников, низа хоть конденсатором шунтирующим часть анодного резистора. И только после этого, опять же по замеру ачх определить нужное количество полос, центральные частоты и их добротность. Это на самом деле не сложно, в интернетах всё есть, человеку знакомому со школьной арифметикой и калькулятором, ну день потратить максимум. Тут надо стремится во первых к сшибанию горбов, только во вторых к засыпке ям, и уж совсем в третьих к выравниванию ачх на границах звукового диапазона.  Также не помешает функция жестокого подавления низов, если любите современные записи, увы, некоторые из них рассчитаны  на телефоны, ноутбуки и ушные затычки, а потому низа там задраны невообразимо. И уже в этом самом конце, определившись с количеством полос и необходимой глубиной аттенюации, переходить к схемотехнике, иначе эквалайзер получается не полезным инструментом, а сомнительной игрушкой. Причем первый, пробный эквалайзер лучше на любой распространенной микросхеме, чтобы убедиться по микрофону, что невытягиваемое не вытягивается. Если не могут динамики петь низко, никакой эквалайзер не поможет, будет хрип и стук, а не низы как дискотечной ас с вас ростом. Схожая пакость и на другом конце диапазона и при попытке править эквалайзером кроссовер. И уже по этим реалиям можно что то с низким кни разрабатывать на качественной рассыпухе.

 

Edited by Вася
Posted

Для звуковоспроизведения в комнате эквалайзер не нужен, ничего он особо не исправит (в плане уменьшения резонансов). Это достигается правильной расстановкой акустики и заглушенностью помещения. Темброблок нужен, на НЧ он должен компенсировать спад НЧ акустики, а на ВЧ компенсировать снижение чувствительности слуха с ростом частоты. Регулировка НЧ должна работать в диапазоне от 5 гц до 60 гц (+/- 20 дб), регулировка ВЧ в диапазоне 4 кгц до 100 кгц (+/- 20 дб). Задача темброблока донести линейную АЧХ до ушей слушателя, но никак не борьба с резонансами помещения.

Posted

Давно в игрушки не играю, примерно с 1984г, когда усилитель Левинзона-Логинова захотел повторить.Намотал на кольцах, ну щас дам качество... Через полгода эквалайзер отдал, это наш ход, всё. 

Признаю Шихатова, особенно рис 7, 8

1-99_015_.jpg

1-99_016_.jpg

  • Like (+1) 2
Posted (edited)

Достаточно (и, иногда, необходимо)   - регуляторов тембра, работающих так, что НЧ - только "на подъем", причём никак не более 10-12 дБ, по-хорошему даже, вероятно, 6-8. ВЧ - только "на завал", опять же неглубоко, не более тех же 6....10дб. Это при относительно " ровной" акустике. Если неровная, то, как вариант, придётся делать доп.тонкоррекцию для начальной правки. 

Домашний опыт проведён таким образом - есть усилитель с регулировками ступенями по 3 или 4 дБ, разные источники, разные АС, "слепое атслушивание"  с последующим "глухим атсматриванием". На разных слушателях. Комната обычная среднестатистическая. Так вот, регулятор НЧ в положение +3... +4дб оказывается весьма часто, +6 - значительно реже, +8 - редко и сразу обратно щёлкают :), по ВЧ либо 0 либо -3... - 4, очень редко  +3... +4.

В ранее описанном в "компактной" теме "кубике"  на 6ф3п предусмотрены фиксированные настройки тон коррекции под работающие в комплекте малогабаритные АС, помимо 2 вариантов ровной АЧХ. 

Такие регулировки можно сделать разными способами - хоть пассивными цепочками, хоть в обратной связи ("регулятор Баксандалла" не исключается и местами рекомендуется даже) предусилителя, хоть в ОС оконечника. 

Например, в древнем транзисторной усилителе Пионеер 9900 (был у меня лет 25 назад) было сделано так - две регулировки ступенями по 3 дБ в ОС в преде, две регулировки ступеньками по 1,5 дБ - пассивные на выходе преда.Работало весьма неплохо, использовалось на практике опять же в указанных  выше пределах :). 

Edited by Xрюн222
  • 3 weeks later...
Posted

"позвольте , из моей практики . в первый свой усилитель рег громкости я поставил от "брига" я его купил не дорого ради этого трескунчика .  радовался звучанию. в дальнейшем намотал на перм. кольце челноком тот еще подвиг 1500 вит 0.1 с отводами рег. 12 по моему . и бриговский заменил . разница была как вату из ушей вынул . теперь я избегаю рез. и конд. использовать в тракте . и в питание ставлю не абы че . а тут такое колич. ненужных деталей . звук конечно будет . но жизни в нем ?", Anatolii

А фон, а наводки... ???

Posted
16 часов назад, юрий робертович сказал:

 

А фон, а наводки... ???

а вы слышали про экранирование ?я их поместил в пермаллоевые стаканчики ,взятые от кип. усилителя.тишина .

Posted
В 15.05.2022 в 13:58, Xрюн222 сказал:

Достаточно (и, иногда, необходимо)   - регуляторов тембра, работающих так, что НЧ - только "на подъем", причём никак не более 10-12 дБ, по-хорошему даже, вероятно, 6-8. ВЧ - только "на завал", опять же неглубоко, не более тех же 6....10дб. Это при относительно " ровной" акустике.

Как-то эксприементов ради, поставили  по эквалайзеру в каждый канал активной 3-х полоски. Крутили и так и эдак, в итоге везде кроме НЧ убрали, причем работаел он там практически как корректор Линквитца.

(Потом физически и в НЧ убрали, перенесли в кросс).

Posted

Всё что я помню с детства это бабушкин приёмник, кажется беларусь 59, так вот там были волшебные крутёлочки высокие низкие и еще более фантастические кнопочки речь, джаз, оркестр и что то еще...до сих пор вспоминаю этот кайф от изменения звука. Так же в латвийских приёмниках куча схем пассивных темброблоков ( а может в оос?), как то всё же лучше меньше элементов в цепи звука, это если ламповик.  А прогнать еще музыку через 1001 транзистор в оу..не знаю. Хотя если ты транзисторщик, то наверно это нормально, там другая философия. В защиту активных фильтров, есть старенький бюджетный марантц, задирал вч и нч так на фронтрупоре с одним динамиком лопухом 6гд1, очень хорошие были даже нч и вч с него :)

  • Like (+1) 1
  • 2 weeks later...
Posted

Не поленился, смоделировал схему №1 из начала ветки.

Функциональность очень радует. 

Как это звучит проверю позже... при условии применения хороших операционных усилителей.

 

 

Схема.JPG

АЧХ 1 (сумма).JPG

АЧХ 2 (сумма).JPG

АЧХ 3 (сумма).JPG

Posted

Темброблок 1.ai

Файл для симулятора Multisim v10.1

Т.к. сайт не позволяет загружать произвольные файлы, пришлось упаковать файл в архив и сменить расширение файла на допустимое.

После скачивания необходимо переименовать расширение с ai на 7z и далее распаковать архив обычным архиватором.

Кстати, предложение для администрации, сделать возможность загружать любые типы файлов.

Posted
22 часа назад, Климентий сказал:

Файл для симулятора Multisim

Нет такого. Как то не хочется его еще устанавливать. Можно как-то конвертировать файл для микрокапа?

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Может подскажете какой блок анодный собрать,  собирал для усилителей на кенотроне, может на полевике сделать  
    • Да, так сделать можно, только доп обмотки уберите. Дроссель можно включать в любое плечо. Источник отрицательного напряжения не то чтобы не дал не дал результатов, как раз дал, но не продемонстрировал преимуществ по сравнению с обычным синхронником. Запирающее напряжение на его обмотках должно быть порядка 150в.
    • Согласен. Оперли как раз таковой и является. И хотя не всем ее звучание "зашло", но понимание и восприятие именно живого звука из системы - это сложный для понимания вопрос и неоднозначный к тому же. Ранее на выставке там же мне "зашло" звучание комплекса Аудионот, а сколько тогда было критики и ругани по его поводу - мама дорогая. Им не "зашло". С другой стороны сколько критики было от меня на звучание Коровок Леонида - ну не "зашло" мне, сильно не "зашло". Так что тут все как раз нормально, люди то разные и по разному они слышат. чувствуют и воспринимают музыку. Кстати ваша акустика мне нравится по звучанию и еще больше по внешнему виду. Но Оперли - это сильно другое по звуку. Рупор - он и есть рупор. Мне рупорный  звук нравится, в нем есть особая прелесть для меня, хотя понимаю, что не все со мной согласятся. И вообще, как мне кажется. если используется всего один ШП динамик в акустике, то живой звук оттуда может быть если динамик не больше 8 дюймов. а лучше 6-7 дюймов. И 10 дюймов - уже не то, если конечно это не какой нибудь сверхуникальный динамик, а обычный. Ну а про 12". 15". 18", да если их еще и две штуки - ну нет там живого звука, как по мне. Потому мне такой звук и не "заходит" наверное? Может быть и так.............. Живой звук можно сравнить с разлитой ртутью. Мертвый - с разлитым битумом. Это к вопросу звука из ШП динамика 6" в сравнении с 2-мя ШП 18". Какой откуда - думаю разъяснят  не надо? Но битум тоже может нравится - темный,вязкий, тягучий, медленно текущий, почему бы и нет? Ну а мне больше нравится ртуть - серебристая. искрящаяся. быстро текущая. из мириады мельчайших шариков. сверхподвижная и в то же время сверхпластичная, сверхдетальная. Так что тут вопрос восприятия музыки. как понимаете, одним битум, другим ртуть, ничего личного. И звук Оперли - это как ртуть для меня, потому ее звук и "зашел". Кстати как подозреваю что то подобное имеет место и для выходных трансформаторов - БТВЗ, среднего размера и "малыши". От битума к ртути.
    • Если, как написано выше - "воспроизводить старые ленты", то нужна и коррекция по NAB. 3180/50  для 19/38.
    • Если использовать два положительных синхронных выпрямителя, то получается такая схема? Имеет ли значение где стоит дроссель (обведенный) в катоде или в общем проводе? Благодарю. И как вы думаете, почему синхронный выпрямитель не дал результатов в виде отрицательного блока питания? Интересно, с чем это связано?
    • Литтл Милтон, у нас он малоизвестен, скажем, на любителя, представитель соул-блюза, редкого направления в блюзе. Джонни Драммер-вокалист, клавишник, барабанщик, автор и исполнитель многих композиций в стиле рок-н-ролл и ритм-н-блюз, выпустил за свою карьеру три долгоиграющих диска-гиганта, один из которых-на фото.
    • У него особенное звучание    и по нему есть отдельная тема. "Как звучит" - будет зависеть и от того, как и из чего собран данный конкретный экземпляр, как обычно. 
    • Да, а какой там воздух. чудо. У нас при входе в СНТ была пустошь. лесхоз засадил ее сосенками несколько лет назад. Они уже около 3 метров выросли. Так вот - у этих посадок сосенок воздух особо живительный и целебный и заметно отличается в лучшую сторону от воздуха в других местах, хотя и там он отличный. Но вот у сосенок - это просто сказка, так бы и стоял там и никуда бы не уходил. И это именно сосенки, елки - совсем не то. Недаром говоря, что у кого проблемы с сердцем воздух сосновых лесов особо целебен и полезен. И это действительно так. испытано на себе.
    • Какого запирающего напряжения достаточно будет по вашему мнению? И стоит ли отдельную управляющую обмотку подключать между катодом и сеткой каждой лампы чтобы не превысить -75В?
    • Блин, читаю - народ делом занимается. А я все по продовольственной безопасности, некогда даже корректор для дачи закончить. Картошечка всходит, скоро можно будет подкормить и окучить. Морковка взошла, но пока маленькая, прорывать рано еще. Лучок само собой прет в рост. Помидоры и перцы растут потихоньку в парнике. Взошли кабачки. буду высаживать на грядку. Посадил туда уже пару тыквочек. Огурчики пока не вышли, жду. Да, укропчик растет потихоньку, надо будет еще посеять. Картошка раньше была очень дешевая и ее было везде навалом. сейчас уже не так - цена доходит до 150 руб. за килограмм, как бананы. Сейчас народ избаловался, картошку перестал сажать, закупал дешевую по осени мешками. А вот теперь ее на всех не хватает, потому и цены такие. Лукашенко заявил, что белорусскую всю уже продали в Россию,  самим не хватило.Я всегда сажал картошку, немного, но до Нового года хватало. А потом начинался кошмар - магазинная иногда по пол картофелины шла в отход. В этом году посадил 20кг элитной 3 разных сорта, посмотрим какой будет урожай и есть ли смысл в элите. Так что на фронте продовольственной безопасности - это вам не усилители паять, это даже потяжелее будет, чем системы живого звука делать.
    • Опробовал непосредственно сам БП. Под нагрузкой 100мА - 2150в, при увеличении до 150мА - просадка почти на 60в. Всё в пределах нормального. Стаб же призван именно минимизировать реакцию на нагрузку.
    • Хочу такой же фрезерный станок как у ТС.Где купить и сколько стоит?
    • Честно говоря, схемка отрицательного источника была больше игрой ума, просто интересно было. Нет, она работает, но звуковых преимуществ у неё я не обнаружил, а по сравнению с обычной схемкой отвязки, она сложнее. Поэтому, чисто из практических соображений, для получения отрицательного напряжения проще сделать обычную.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      8.9k
    • Total Posts
      98.4k
×
×
  • Create New...