Jump to content

Recommended Posts

Posted

Есть такой популярный из-за своей простоты и минимума деталей проект усилителя под названием "Черный холодильник". В это название каждый вкладывает свое понимание.

Неплохой вариант для тренировки в сборке и настройке транзисторных схем. Транзисторы можно пробовать любые, как германиевые, так и кремниевые.

При настройке может понадобиться подбор конденсатора C2, я на макете поставил 470 пФ. И может потребоваться шунтирование резистора R4 конденсатором малой емкости, но мне не понадобилось.

Перерисовал схему черного холодильника:

841798586__1.thumb.JPG.4726cc4c364ea2929400c2da4df7609f.JPG

Решил собрать макет, т.к. некоторое время назад повторил усилитель для наушников Lynx HA-46, который порадовал звучанием, а это по сути то же самое, только с более мощными транзисторами на выходе.

Под спойлером фото транзисторов на радиаторе без транзистора термостабилизации и рабочего макета:

Спойлер

IMG_0874.thumb.jpeg.4cd56707091dbecbaab6fee1a73461f5.jpeg

Транзистор П4БЭ в ассортименте.

IMG_0875.thumb.jpeg.73acb9efbd9bb637805ab4d7dc685811.jpeg

Транзисторы на радиаторе со стороны выводов.

IMG_0876.thumb.jpeg.4dfc71c74d0147ef5bb27ac2344c0d8a.jpeg

Транзисторы на радиаторе.

IMG_1671.thumb.jpg.760a134c623daf3b09689bd7e82316d2.jpg

Макет усилителя на проверке.

 

  • Like (+1) 2
Posted

После проверки макета оставил вот такую схему:

1042534286__2.thumb.JPG.9d92a024b2debae4aff90ed78e927af7.JPG

DA1 - AD823.

Выходные транзисторы не подбирал, неохото было возиться с тестовым стендом для этого. По итогу на выходе одного канала постоянка 27мВ, на другом 10мВ. Все в пределах нормы.

Конденсатор, шунтирующий резистор обратной связи лучше индивидуально подбирать. У меня получилось 220 пФ. Я подобрал номинал по осциллографу, проверяя прямоугольный сигнал в диапазоне от 1кГц до 20кГц. Конечно, эти германиевые транзисторы не высокочастотные, поэтому у них будет завал на высоких частотах, но с конденсатором 220пФ удалось, на мой взгляд, получить приемлемую форму сигнала на 20кГц.

Операционный усилитель питается стабилизированным двуполярным напряжением +/-15В, полученным из основного с помощью стабилизатор L7815 и L7915.

Основное напряжение питания усилителя оставил +/-19В, т.к. максимальное рабочее напряжение у ГТ404Г и ГТ402Г - 40В, поэтому дальше повышать напряжение небезопасно.

 

  • Like (+1) 1
Posted (edited)

Это зачем? ГТ806 нигде нет? Или П605 если хардкор.
П4 хороши для починки Ройеров в старых фотовспышках.
Fα П4, с общей базой, конечно, 150 кГц, примерно 6 с ОЭ.
В молодости 18 к слышал легко, сейчас где-то 14.

Edited by BAA
Posted (edited)
В 04.05.2022 в 18:04, Valinor сказал:

л усилитель для наушников Lynx HA-46, который порадовал звучанием, а это по сути то же самое, только с более мощными транзисторами на выходе.

"Тоже самое" - только из-за использования и там и там германиевых говнотранзисторов, во всем остальном - это принципиально разные схемы, сделаные  по разным топологиям:

- у Димы - комплементарый пушпул с CCS на растяжку в базах и небольшим смешением на диодах (АВ, сильно близкий к В), при этом транзисторы еще более-менее стоят.

- у Вовы - квазикомлементарный дарлингтон-шиклаи со смещением на Vbe-умножителе без CCS, на гораздо худших транзисторах. И насколько я помню, у аффтора холодильника в оригинале небыло резисторов в эмиттерах ВК.

 

 

 

Edited by Alex Torres
Posted
30 минут назад, BAA сказал:

Это зачем? ГТ806 нигде нет? Или П605 если хардкор.

Это я сделал у нас в продолжение этого обсуждения. ГТ806 и П605 в некотором количестве завалялись, опробую их тоже.

32 минуты назад, Alex Torres сказал:

И насколько я помню, у аффтора холодильника в оригинале небыло резисторов в эмиттерах ВК.

Все так, не было.

Posted
57 минут назад, Valinor сказал:

ГТ806 и П605 в некотором количестве завалялись, опробую их тоже.

Делал на них, вернулся к  П4БЭ ОС.

  • Like (+1) 5
Posted

По итогу макетирования пока остановился на таких номиналах в схеме:

Спойлер

1616972273__2.thumb.JPG.d175e70fb3fbd5b3828f1be4d7ccedbe.JPG

С такими номиналами на эквивалент нагрузки 4,7 Ома получаем вот такие картинки на выходе:

Спойлер

MAP003.jpeg.c56ab031be190f8aa810eef55d96f1e0.jpeg

MAP002.jpeg.6cc22a380a34ab24dad431eeab4a49f9.jpeg

MAP001.jpeg.c0912aac53e72a8e7192115d461fdaef.jpeg

Синус выглядит так:

Спойлер

MAP008.jpeg.39fc24439d24a5199ac31f2901f0c6f5.jpeg

MAP004.jpeg.0730071d6e27b79c2e99b36b6c0d809b.jpeg

MAP005.jpeg.6710bbd6b9b832fb192144db7a9aa2a6.jpeg

MAP006.jpeg.ee0e469ad9a15adad5987468dd8cdcfe.jpeg

MAP007.jpeg.32ff64f58fc0d60e6ab59200beb8bebe.jpeg

 

Posted
10 минут назад, Юрий_Б сказал:

ГТ321 не греется?

Макет с пол часа где-то работает, ткнул сейчас термопарой - в районе 30 градусов в обоих каналах, вроде в норме. А они замечены в перегреве?

Posted
В 10.05.2022 в 13:21, Юрий_Б сказал:

У меня грелись, правда в другой схеме.

В схеме холодильника им греться нечего. Напряжение на них небольшое. Потом они закреплены на радиаторе вместе с выходными транзисторами. У меня они запаяны на маленький кусочек платы и через термопасту и термопрокладку для изоляции корпуса прижаты к радиаторы на винты, которыми крепятся выходные транзисторы, чтобы лишнего не сверлить.

Здесь в качестве транзистора термостабилизации необязательно использовать ГТ321, можно любой подходящий pnp транзистор поставить с большим запасом по напряжению.

Собирал другую схему на германии и там диод тоже пришлось заменить на транзистор, чтобы точно устанавливать ток покоя, и чтобы он не уплывал никуда.

Posted

Довелось участвовать в прослушивании оригинального ЧХ. Некий дефицит высоких присутствовал, но я посчитал это даже достоинством (может 14кГц, невозможно сейчас судить об этом).В целом звучало очень нейтрально.  Присутвующие (я, Женя Гришин и сам Володя Иванов) являлись ярыми поклонниками ламп, и дружно продолжили симпозиум под однотактник на 807. 

  • Like (+1) 2
  • 4 weeks later...
Posted

Слушаю все это время макет Черного холодильника, чуть настроил емкости обратной связи, и вполне прилично звучит на мой субъективный взгляд. Собираюсь все таки до конца добить этот проект. Хотел спросить совета у форумчан на счет блока питания. Поскольку германий чувствителен к превышению напряжения, а мощностью усилителя не сотни ватт, хочу сделать стабилизированный блок питания, какую схему лучше применить в данном случае для получения +/- 19В? Или все равно лучше использовать нестабилизированный блок питания?

Posted
1 час назад, юрий робертович сказал:

Ток I кб 0 гт321=500 мкА, это антинародно! Не применяют так.

У меня сейчас был вопрос про питание, а не про саму схему.

Но если там так неправильно применен ГТ321, то как бы вы сделали?

Guest Моя совесть
Posted

Вот проверенный 2-х полярный блок питания, испытан 22 В, 1 А.

1304859043_2-24..docx

Posted

Вам не совестно предлагать такую поделку? Стабилизатор на этих микросхемах может спасти от пульсаций только в том случае, если минимальное напряжение на входе больше выходного на пару вольт, что для 1 А тока нагрузки при выходном напряжении 22 В требует минимально 24 В на входе, а размах пульсаций на 100 мкФ громадный - сравните уносимое током нагрузки количество электричества 0,01 с*1 А=0,01 к
с зарядом конденсатора 24 В х 0,0001 Ф=0,0024 к...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • И в анод и смещение и 2я сетка пентода и в коррекцию ставил - везде хороши.
    • Так я не против, а обоими руками за, только номиналы и мощности везде продают мизерные.
    • Спасибо! Совпало с моими ожиданиями и немалым опытом прослушивания самых разных картриджей. Материалом прослушивания всегда была только "живая" музыка. Симфоническая, джазовая, хоровая, этническая... Ориентируюсь только на такую, ибо по ней могу судить о достоверности. Но слушаю, естественно, и другую, иногда...)
    • Я себе на вход МС корректора поставил Pt100 , платиновый, звук теперь такой благородный, спасу нет. :)
    • 4499EX - это то, что раньше называлось 4498, 4499EQ давно не выпускается, они 4х канальные. Одновременно сравнивались старые 4499EQ c 4497, последние звучали лучше. AK4499EX (который бывший AK4498), вместе с AK4191 стоят в ATDAC-15   
    • АК4499ЕХ, а еще лучше АК4499EQ в целом наверное самые топовые цапы на сегодняшний день, если рассматривать АКМ, жаль правда EQ вариант больше не производят 
    • Ну АК4499 в исполнении А. Торреса вполне себе годно и живенько звучит. 
    • Я имел в виду общую выборку , по причине некоторой осведомленности от прослушивания музыки на разных даках , транспортах , юсб -преобразователей , типа Аманеро или Хмоs  , СМ .  Но  для простоты в системах ультимативного уровня , которые как правило в референсных своих источниках ""сидят "" на ленте 38 , виниле 45, 33 , шеллак 78 , палку уже не перегнёшь , тут цифирьки никого особо не впечатлют , как на сабрах , к примеру , но она же категорически вышвырнута из номинации способности выявить так же музыку, как это делает винил , и в цифре -  тот же чип ВВ рсм63р , 58 , AD1862 , 65. Именно   эта цифровая архаика , вместе ,   конечно , с ТДА1540  -  если у них после выходов I/U встанут 2-х каскадные ламповые буфера , то получить цифру неотличимую от дорого винила 33 , реально и радостно , и даже посильно ; не 145 т.долл. за звук с той же AD1865 от ""обуревших"" АN в их DAC5 .   К слову , с музыкой , именно музыкой , топовые даки Аудионот уже работают на виниловом стандарте подачи , что и хотел добиться Питер Квортруп.  Но  это в лиге ультра (в хаенде) , в обычных недорогих даках на ОУ в выходе и сабрах ловить, поверье , вообще нечего . 
    • После скучного Лэйзи Лестера, весьма приятно слушаются рок-н-ролл, посвящённый легендарному Джину Винценту.
    • Сэм Лэй, барабанщик, вокалист, работал  в стиле традиционного чикагского блюза, причём весьма профессионально и качественно. Диск слушается на ура. Чего бы я не сказал о Лэйзи Лестере, представителе болотного блюза, монотонное пение коего и однообразное завывание на губной гармонике, несколько утомляет. Диск-на любителя.
    • Красный Ортофон как раз столько и стоит и играет нормально для своей цены. Слушалось с МС10про, МС20, AT33PTG II - вполне себе бюджетные, звук радует.
    • ... а она всё равно вертится!... ))) Вспомнился Джордано Бруно.
    • Хорошо. Постараюсь сформулировать усреднённое мнение на основе прослушивания различного музыкального материала:  малосоставного старого джаза моно/стерео, современного джаза стерео, старого рока стерео, современного рока стерео, старой симфонической академической музыки моно/стерео, оперной музыки, цифровых пластинок (есть у меня и такие!))) Сама головка Decca FFSSmk1 демонтирована из оригинального корпуса, с помошью прочного адаптера подготовлена к установке на стандартное 1/2" крепление в шелл. Тонарм 12" деревянный (палисандр) с пружинной регулировкой. Резонансная горизонтальная около 7гц, вертикальная около 20гц. Используется горизонтальное вязкостное регулируемое демпфирование. Проводка в тонарме неэкранированная, далее до корректора в экране. Общая ёмкость кабеля от головкии до корректора <100пФ. Прижимная сила 3,3-3,5гр (в зависимости от толщины пластинки (особенности пружинной регулировки). Активная нагрузка - резисторы Сименс (красные, с проволочными выводами). Нагрузка находится непосредственно на выходе тонарма, для улучшения демпфирования и уменьшения влияния последующего фонокабеля. 1 вариант - 40К: Звучание тонально ровное, слегка лишённое "воздуха" (заметно на симфонической музыке) - чуть заглушенная студия, акценты расставлены правильно, макродинамика уверенная (возможно чуть-чуть сглажена атака на барабанах и ударных, но на уровне лёгких подозрений/ощущений), музыка льётся спокойно, уверенно, но чувствуется потеря "нерва". Малосоставную, вокальную музыку и рок слушать хочется! 2 вариант - 50К: Проявился треугольник, воздух и атмосфера зала, оркестр дышит, тональный баланс не изменился, акценты, макро и микродинамика на уровне, атака на всех натуральных инструментах отличная и по-Станиславскому: "Верю!" Звучит всё очень ровно, живо и естественно. Слушать хочется всё! 3 вариант - 100К: Воздуха ещё больше, на некотрых пластинках слышна шероховатость, лёгкие искажения (на симфонической музыке), тональный баланс чуть светлее предыдущих вариантов. Скорость, атака, живость - прекрасно! Но дефекты записи, носителя, песочек чуть напрягают. Слушать хочется любую музыку, но не более 3 часов, потом наступает эмоциональный перегруз. 4 вариант - 1М: Воздуха в зале просто через край, слышно каждый шорох, тональный баланс светловат, но без отторжения, звучитт всё немного нервно и дёргано, скрипки иногда повизгивают, но скорость просто феноменальная, дефекты носителя, особенности и недостатки записей проявляются в полный рост, некоторые пластинки слушать тяжело - режет слух, но эталонные - просто шик! В итоге по сумме достоинств/недостатков режим 50К подтверждён основным и постоянным вариантом для прослушивания, что подтверждает ранее сделанные выводы на основе многолетнего прослушивания. МикроКап показывает, что это вариант сбалансированный по всем трём аспектам: АЧХ имеет децибельный подъём на самой верхней границе, там, где уже валит ШП, но не достигая резонанса иглы/виниловой массы (для данной Декка это 25-30кгц по данным производителя и независимым тестам), ПХ имеет небольшой выброс по фронтам, но без криминала и быстрозатухающий процесс на полке, наклон ФЧХ заметен только в самом верхнем диапазоне и не имеет резких перегибов. В вариантах с более высокоомной нагрузкой на ПХ видим выброс и затухающий периодческий процесс, что и даёт то ощущение "воздуха", "скорости", "атаки", но рождает грязь и напряжение при прослушивании отдельных композиций. Выводы такие.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.4k
    • Total Posts
      100k
×
×
  • Create New...