Jump to content

Recommended Posts

Posted

Есть такой популярный из-за своей простоты и минимума деталей проект усилителя под названием "Черный холодильник". В это название каждый вкладывает свое понимание.

Неплохой вариант для тренировки в сборке и настройке транзисторных схем. Транзисторы можно пробовать любые, как германиевые, так и кремниевые.

При настройке может понадобиться подбор конденсатора C2, я на макете поставил 470 пФ. И может потребоваться шунтирование резистора R4 конденсатором малой емкости, но мне не понадобилось.

Перерисовал схему черного холодильника:

841798586__1.thumb.JPG.4726cc4c364ea2929400c2da4df7609f.JPG

Решил собрать макет, т.к. некоторое время назад повторил усилитель для наушников Lynx HA-46, который порадовал звучанием, а это по сути то же самое, только с более мощными транзисторами на выходе.

Под спойлером фото транзисторов на радиаторе без транзистора термостабилизации и рабочего макета:

Спойлер

IMG_0874.thumb.jpeg.4cd56707091dbecbaab6fee1a73461f5.jpeg

Транзистор П4БЭ в ассортименте.

IMG_0875.thumb.jpeg.73acb9efbd9bb637805ab4d7dc685811.jpeg

Транзисторы на радиаторе со стороны выводов.

IMG_0876.thumb.jpeg.4dfc71c74d0147ef5bb27ac2344c0d8a.jpeg

Транзисторы на радиаторе.

IMG_1671.thumb.jpg.760a134c623daf3b09689bd7e82316d2.jpg

Макет усилителя на проверке.

 

  • Like (+1) 2
Posted

После проверки макета оставил вот такую схему:

1042534286__2.thumb.JPG.9d92a024b2debae4aff90ed78e927af7.JPG

DA1 - AD823.

Выходные транзисторы не подбирал, неохото было возиться с тестовым стендом для этого. По итогу на выходе одного канала постоянка 27мВ, на другом 10мВ. Все в пределах нормы.

Конденсатор, шунтирующий резистор обратной связи лучше индивидуально подбирать. У меня получилось 220 пФ. Я подобрал номинал по осциллографу, проверяя прямоугольный сигнал в диапазоне от 1кГц до 20кГц. Конечно, эти германиевые транзисторы не высокочастотные, поэтому у них будет завал на высоких частотах, но с конденсатором 220пФ удалось, на мой взгляд, получить приемлемую форму сигнала на 20кГц.

Операционный усилитель питается стабилизированным двуполярным напряжением +/-15В, полученным из основного с помощью стабилизатор L7815 и L7915.

Основное напряжение питания усилителя оставил +/-19В, т.к. максимальное рабочее напряжение у ГТ404Г и ГТ402Г - 40В, поэтому дальше повышать напряжение небезопасно.

 

  • Like (+1) 1
Posted (edited)

Это зачем? ГТ806 нигде нет? Или П605 если хардкор.
П4 хороши для починки Ройеров в старых фотовспышках.
Fα П4, с общей базой, конечно, 150 кГц, примерно 6 с ОЭ.
В молодости 18 к слышал легко, сейчас где-то 14.

Edited by BAA
Posted (edited)
В 04.05.2022 в 18:04, Valinor сказал:

л усилитель для наушников Lynx HA-46, который порадовал звучанием, а это по сути то же самое, только с более мощными транзисторами на выходе.

"Тоже самое" - только из-за использования и там и там германиевых говнотранзисторов, во всем остальном - это принципиально разные схемы, сделаные  по разным топологиям:

- у Димы - комплементарый пушпул с CCS на растяжку в базах и небольшим смешением на диодах (АВ, сильно близкий к В), при этом транзисторы еще более-менее стоят.

- у Вовы - квазикомлементарный дарлингтон-шиклаи со смещением на Vbe-умножителе без CCS, на гораздо худших транзисторах. И насколько я помню, у аффтора холодильника в оригинале небыло резисторов в эмиттерах ВК.

 

 

 

Edited by Alex Torres
Posted
30 минут назад, BAA сказал:

Это зачем? ГТ806 нигде нет? Или П605 если хардкор.

Это я сделал у нас в продолжение этого обсуждения. ГТ806 и П605 в некотором количестве завалялись, опробую их тоже.

32 минуты назад, Alex Torres сказал:

И насколько я помню, у аффтора холодильника в оригинале небыло резисторов в эмиттерах ВК.

Все так, не было.

Posted
57 минут назад, Valinor сказал:

ГТ806 и П605 в некотором количестве завалялись, опробую их тоже.

Делал на них, вернулся к  П4БЭ ОС.

  • Like (+1) 5
Posted

По итогу макетирования пока остановился на таких номиналах в схеме:

Спойлер

1616972273__2.thumb.JPG.d175e70fb3fbd5b3828f1be4d7ccedbe.JPG

С такими номиналами на эквивалент нагрузки 4,7 Ома получаем вот такие картинки на выходе:

Спойлер

MAP003.jpeg.c56ab031be190f8aa810eef55d96f1e0.jpeg

MAP002.jpeg.6cc22a380a34ab24dad431eeab4a49f9.jpeg

MAP001.jpeg.c0912aac53e72a8e7192115d461fdaef.jpeg

Синус выглядит так:

Спойлер

MAP008.jpeg.39fc24439d24a5199ac31f2901f0c6f5.jpeg

MAP004.jpeg.0730071d6e27b79c2e99b36b6c0d809b.jpeg

MAP005.jpeg.6710bbd6b9b832fb192144db7a9aa2a6.jpeg

MAP006.jpeg.ee0e469ad9a15adad5987468dd8cdcfe.jpeg

MAP007.jpeg.32ff64f58fc0d60e6ab59200beb8bebe.jpeg

 

Posted
10 минут назад, Юрий_Б сказал:

ГТ321 не греется?

Макет с пол часа где-то работает, ткнул сейчас термопарой - в районе 30 градусов в обоих каналах, вроде в норме. А они замечены в перегреве?

Posted
В 10.05.2022 в 13:21, Юрий_Б сказал:

У меня грелись, правда в другой схеме.

В схеме холодильника им греться нечего. Напряжение на них небольшое. Потом они закреплены на радиаторе вместе с выходными транзисторами. У меня они запаяны на маленький кусочек платы и через термопасту и термопрокладку для изоляции корпуса прижаты к радиаторы на винты, которыми крепятся выходные транзисторы, чтобы лишнего не сверлить.

Здесь в качестве транзистора термостабилизации необязательно использовать ГТ321, можно любой подходящий pnp транзистор поставить с большим запасом по напряжению.

Собирал другую схему на германии и там диод тоже пришлось заменить на транзистор, чтобы точно устанавливать ток покоя, и чтобы он не уплывал никуда.

Posted

Довелось участвовать в прослушивании оригинального ЧХ. Некий дефицит высоких присутствовал, но я посчитал это даже достоинством (может 14кГц, невозможно сейчас судить об этом).В целом звучало очень нейтрально.  Присутвующие (я, Женя Гришин и сам Володя Иванов) являлись ярыми поклонниками ламп, и дружно продолжили симпозиум под однотактник на 807. 

  • Like (+1) 2
  • 4 weeks later...
Posted

Слушаю все это время макет Черного холодильника, чуть настроил емкости обратной связи, и вполне прилично звучит на мой субъективный взгляд. Собираюсь все таки до конца добить этот проект. Хотел спросить совета у форумчан на счет блока питания. Поскольку германий чувствителен к превышению напряжения, а мощностью усилителя не сотни ватт, хочу сделать стабилизированный блок питания, какую схему лучше применить в данном случае для получения +/- 19В? Или все равно лучше использовать нестабилизированный блок питания?

Posted
1 час назад, юрий робертович сказал:

Ток I кб 0 гт321=500 мкА, это антинародно! Не применяют так.

У меня сейчас был вопрос про питание, а не про саму схему.

Но если там так неправильно применен ГТ321, то как бы вы сделали?

Guest Моя совесть
Posted

Вот проверенный 2-х полярный блок питания, испытан 22 В, 1 А.

1304859043_2-24..docx

Posted

Вам не совестно предлагать такую поделку? Стабилизатор на этих микросхемах может спасти от пульсаций только в том случае, если минимальное напряжение на входе больше выходного на пару вольт, что для 1 А тока нагрузки при выходном напряжении 22 В требует минимально 24 В на входе, а размах пульсаций на 100 мкФ громадный - сравните уносимое током нагрузки количество электричества 0,01 с*1 А=0,01 к
с зарядом конденсатора 24 В х 0,0001 Ф=0,0024 к...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Я сравнивал  но правда головы разные были,  у Ленки АДС штатная, у Дуаля Шур95 штатная. Ленко лучше был звук.
    • завтра по виду весу запаху да на глаз сравню их, мне наоборот казалось что дюалевские слишком жестокие, грубые тяжеловатые, по звуку не сравнивал конечно.    на 1219  считается самый продвинутый (был такой аппарат, настроить его ужасы) https://www.vinylengine.com/images/model/dual_1219_tonearm_close_up.jpg Очень длинный, жесткий на кручение металлический рычаг, 4-точечный карданный подвес, скелетная конструкция головы - так перевел я.   У меня 1019 там попроще и потупей тонарм..вообще идея глупая кидать пластинки типа ченджера долго тянулась у фирмы дюаль
    • Так пластинка, в отличии от оригинала, лежит только на яблоке и при перевороте ничего мытое ни с чем не соприкасается, а висит в воздухе.
    • Банка висит, в нее вход и выход, как в оригинале :)
    • Дуали, возможно по причине хлипких тонармов или еще почему, все таки дают пожиже звук, и окрашенный заметно.
    • Чем плоха эта схема почему стакс ее далее не делал и не делает ?
    • Некоторые системные наблюдения практического толка, касаемо субъективного уровня громкости и её восприятия . Начать можно с уровней громкости живой музыки , но если затащить контрабас среднего размера в комнату 12м2 , какая будет ""живая "" громкость ?   И чем её можно воссоздать уже ресурсом аудиозаписи и аудиосистемы ?   Общаясь с реальным контрабасистом , когда уговорили его поиграть часик нам за тысчонку с носа.., с удивлением отметил , исполнитель хорошо знает и важно, ценит , такие критерии живого звучания своего инструмента , как начало , атака (щипок) , установление и тело звука , его наполнение .., и особо важно - послезвучность , сколько тянется звук.   Послушали , короче..  , стало ясно , очень многим и очень серьёзным (даже) аудиосистемам до реального звучания контрабаса , как ....  то далече.. , хотя звучал немецкий (слушали ) контрабас даже не особо громко , но выразительно , энергично и послезвучно.  Приехал к себе , однотакт на 6в4g Ратион , в раскачке EF14 телефункен , кенотронное питание на канал - АZ11 Тангсрам , дак ВВ Рсм 63кY , два каскада лампового буферирования после 22 ом -го тантала -на EF14 и EL12 c выходными трансформаторами на пермаллое и проводе без пропиток , транспорт - Филипс -Lnn1000    , но и основные ""реаниматоры "" под живой , типа, звук , оупенбафл из старинной ели   и динамиках довоенных Телефункен на подмагничивании с диапазоном от 50 гц хорошо слышимого низа.   Послушал разные записи этого непростого инструмента -контрабаса ; система его воссоздаёт на удивление легко во всех аспектах живого восприятия , кроме может нижней основательности .., тут одна десятка (10"") ""говорит"" - извиняйте, нужен ещё минимум 15"" , лучше 18"" поддерживающий НЧ -драйвер , да не абы 2а12..., а не ниже Миши У.   Почему сразу (достал...) Миши?   Да просто его динамики могут держать тело звука -и громко , и тихо , и с разрешением , а ""киношные"" 2а12у4 (к примеру)  - не могут , погромче любят .., как в кино чтоб... .   После литературного увесиления, можно сделать выводы , конечно. 1. Аудиосистема должна обладать реальным разрешением .., и особенно важно - субъективно, энергетикой подачи (без этого бас не выходит на живой реализм ) в широком диапазоне - (касаемо АС далее) -желательно от 30 гц и до 16.000 гц минимум .  И это динамики с легкой подвижкой (диффузор + катушка + подвес ) , спайдером , подмагничиванием . Подвес особенно - замша, тутовая бумага ., иначе на малой громкости НЧ динамик сникнет .   2.Усилитель должен быть SE , с большим силовым и выходными трансформатором (для 6в4g не менее 16-20см2 керн) на железе с малыми потерями , референс (по вых. трансам )мой - топовые SE Аудионот .  В  перегоне между каскадами МКТ высокого уровня качества (сердечники перманикель ) или серебрянные конденсаторы или адекватные по тендору отбора... . 3. Минимизация потерь всех видов , особенно контактных в разъемах , в панелях ламп , гнездах , в самих межблочных и АС кабелях.    Поэтому для себя - АС кабель припаян к динамикам , АС сама без кроссовера  (одно из условий живого звука на малой громкости) , кабели одним концам тоже припаяны , гнезда не ниже WBT  , но или под винт зажим . 4. Искусство управления резонансами (для начала механическими) аудиосистемы , гармонизации и рандомизации ( основоположник Л. Лихницкий) .   Система , хотя бы приближенно собранная по этим критериям уже может звучать ультимативно тихо ( несколько десятков миливатт )  и при этом сохранять и тело звука , и его саунстейдж и живое восприятие ; вас просто с партера пересадят на галёрку ...(но коньяк в буфете, как известно...) .
    • Как решили вопрос сбора отходов перед вакуумным насосом/редуктором?
    • К бытовым моющим средствам есть возражение, основанное на подозрении, что там, кроме собственно "мыла", много всяких отдушек, совсем лишних в деле мытья грампластинок. Тергитол - поверхностно-активное вещество, применяемое в серьёзных лабораториях для растворения жиров и грязи на их (жиров) основе.   За подсказку сделать двустороннюю вакуумную чистилку - отдельное спасибо! Присоски с обеих сторон вертикально вращающейся грампластинки - избавляют от необходимости заботиться о стерильности планшайбы - за неимением таковой (планшайбы).
    • Купил парочку OPA1611 вместо AD797 попробую, по ногам подойдет. нужно послушать, если прокатит, то будет совсем "бюджетный МС корректор сельского радиолюбителя-киномеханика". :).
    • Про эти речь , один пришел поврежденный , внутри маслянистая густая жидкость пахнет немного , но не отвратительно со стакан примерно Моющим смывается.
    • Параметры дросселя какие? Индуктивность и активное сопротивление.  
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.2k
    • Total Posts
      96.6k
×
×
  • Create New...