Jump to content

Recommended Posts

Posted

Всем здравствуйте. 

Я поднимал эту тему ещё лет 10 назад. Выставлял на старом АП для обсуждения усилитель с общей базой разработанный Александр Павловичем Дерием...

6 лет назад Александр Дерий покинул этот мир, но оставил о себе память. Человек он был добрый, настойчивый, и идейный. 

Сегодня наводил порядок, и попалась страница из под его руки. 

Публикую усилитель с общей базой здесь. Начало на умзч.рф 

У этих усилителей есть и плюсы и минусы. Минусов конечно больше. Но для СЧ-ВЧ звена, они мне так кажется будут лучше. 

Я сам слышал оригинал этого усилителя, брал к себе домой послушать на неделю. Звучал он по ВЧ-СЧ изумительно кристальные верха и отыгрывание гитары, особенно на роке. По низу, конечно не хватало демфирования, сказывается большое выходное сопротивление. 

Выставляю сюда схемы, больше не для обсуждения, а для того чтобы были. Вдруг кому пригодится или даст пищу для размышления 

Первая схема, с регулировкой нуля на выходе. 

Вторая, набросок цирклотрона. Выходные транзисторы 2SA5200 

С уважением Евгений 

IMG_20250609_182614.jpg

IMG_20250609_182459.jpg

Deriy.jpg

  • Smile 1
Posted

Добрый день, схемы такой топологии весьма чуствительны к импедансу нагрузки. Потому как пользовал. Для других целей. Обычно без Зобеля (стабилизации импеданса на ВЧ не работает). Особенно с высокочастотными транзисторами. Может находка состоит в том, что индрасс в эмиттерах способствует устойчивости?

Posted
On 6/9/2025 at 4:43 PM, CHEL_EV said:

усилитель с общей базой

IMG_20250609_182614.jpg

Чтобы усилительный каскад мог называться ОБ, транзистором следует управлять, подавая ток в эмиттер, а база должна быть заземлена про переменному току.

В показанной схеме этого нет.

Почему вы назвали это "усилителем с общей базой"?

  • Like (+1) 1
Posted
32 minutes ago, catBot said:

В показанной схеме этого нет.

Это как нет? Динамическое сопротивление диода в цепи базы примерно 26е-3/Iдиода. То есть крайне мало: 26 Ом при  1 мА. Параллельно стоит 10 (десять! Ом).
Удачи!

Posted
13 minutes ago, BAA said:

Динамическое сопротивление диода в цепи базы примерно 26е-3/Iдиода. То есть крайне мало: 26 Ом при  1 мА. Параллельно стоит 10 (десять! Ом).

И?

Покажите, как происходит управление транзистором в цепь его эмиттера.

Каскад ОБ устроен совсем не так, как показано на картинке.

Posted

  Ничего он вам не покажет - ушёл учить мат. часть. :smile-03: А если серьёзно, посмотрите внимательно - там в эмиттерах обмотки межкаскадного трансформатора, а базы прибиты диодом. 

 ВАА, прекратите пучить глаза, это была шутка (неудачная). 

  • Like (+1) 2
Posted

Управление по цепи эмиттера и низкий импеданс в цепи базы недостаточны для отца русской демократии. (С)Остап Бендер

  • Smile 1
Posted
3 часа назад, catBot сказал:

И?

Покажите, как происходит управление транзистором в цепь его эмиттера.

Каскад ОБ устроен совсем не так, как показано на картинке.

Для понимания самой идеи, прикрепляю кусок схемы первой версии, которую я и слушал. 

IMG_20250610_233406.jpg

  • Like (+1) 1
Posted
В 10.06.2025 в 00:02, BAA сказал:

Добрый день, схемы такой топологии весьма чуствительны к импедансу нагрузки. Потому как пользовал. Для других целей. Обычно без Зобеля (стабилизации импеданса на ВЧ не работает). Особенно с высокочастотными транзисторами. Может находка состоит в том, что индрасс в эмиттерах способствует устойчивости?

Присоединяюсь к вопросу. В чем "фишка" топологии?

Posted
5 hours ago, RSD said:

в эмиттерах обмотки межкаскадного трансформатора, а базы прибиты диодом.

Спасибо за пояснение, я предположил, что это простые дроссели.

 

Про "фишки":

  • иногда требуется высокое выходное сопротивление каскада.
Posted
9 часов назад, Victor_VVO сказал:

Присоединяюсь к вопросу. В чем "фишка" топологии?

Для меня лично эти усилители звучат по верхней и средней частоте намного отчётливее. Не утомляют. Много деталей появляется, но эти детали не раздражают, а нооборот хочется слушать. Так же простота схемы.  Усилитель начинает работать с пол пинка, если всё правильно припаяно ☺️. Не требует больших радиаторов 

Усилитель не боится короткого замыкания на выходе. 

Аж захотелось повторить и послушать эти ровные ВЧ-СЧ

Мне кажется что для системы типа "трифоник" должно подойти. Правда надо правильно всё срастить с НЧ звеном

А вот что пишет нам интернет

Усиление каскада с ОБ по напряжению равно усилению каскада с ОЭ, однако при включении транзистора по схеме ОБ фазы входного и выходного каскада совпадают.

Основными достоинствами каскада с ОБ являются хорошие частотные свойства. При включении транзистора по схеме с ОБ граничная частота возрастает в h 21 раз по сравнению с каскадом с ОЭ.

Также из – за того, что база транзистора в включении с ОБ соединена с общей точкой, то исключается паразитная обратная связь через емкость p-n перехода база – коллектор.

Posted

Это всë так, но качество работы усилителя в целом будет, в основном, определяться предварительным каскадом, которому в данном случае нелегко, а также и трансформатором. 

  • Like (+1) 1
Posted

Никаких преимуществ в выходном каскаде ОБ в сравнении с ОК не имеет кроме одного - высокого выходного сопротивления в тех случаях, где оно требуется. Да и его можно получить гораздо более гуманным способом, не нагружая предварительные каскады.

Posted
2 часа назад, RSD сказал:

Никаких преимуществ в выходном каскаде ОБ в сравнении с ОК не имеет кроме одного - высокого выходного сопротивления в тех случаях, где оно требуется. Да и его можно получить гораздо более гуманным способом, не нагружая предварительные каскады.

Если не ошибаюсь, то, при желании/необходимости/ухищрениях - вышеграничная частота пОверху. Собственно у сферического каскада, в вакууме. Но, вероятно, это критично для охвата ОС, в основном. 

Posted
19 minutes ago, Xрюн222 said:

Если не ошибаюсь, то, при желании/необходимости/ухищрениях - вышеграничная частота пОверху. Собственно у сферического каскада, в вакууме. Но, вероятно, это критично для охвата ОС, в основном. 

Частота высокая, а частотка зависит от всего, чего не подключишь. Хочешь генератор, хочешь - хороший генератор. Боюсь к обычным биполярникам не очень применимо. А вот токовый выход для магнитоэлектрического мотора - самое то. В узкой полосе.

Posted
2 часа назад, Xрюн222 сказал:

при желании/необходимости/ухищрениях - вышеграничная частота пОверху.

Это в усилителях напряжения, для выходных каскадов граничная в общем случае такая же, как и с общим коллектором.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Вот и приходиться лаврировать между всеми нюансами... . По этому поводу хотелось бы уточнить об возникновении и величине резонансов в зависимости от величины сигнала на громкоговорителе. Как я понимаю, при работе громкороворителя на небольшой мощности (например на первом ватте при номинальной мощности 6 ватт) и различные резонансы тоже не велики, и их влиянием можно пренебреч? Здесь, конечно, сразу возникает вопрос о чувтвительности громкоговорителя, для "лампы"желательно "от 90", так что условно можно принять "90 и больше".   
    • Хочется чтобы при слушании ничего не отвлекало от наслаждения прекрасным.
    • Дак в гитаре, к примеру, стремятся сделать так, чтобы провел по струнам и звук секунд пять и более тянется и добавляет гармоники и обертоны к той частоте, на которой колеблются струны. Называется сустейн. Чем инструмент круче, тем оно тянется дольше и в звуке больше всяких добавленных частот. Зачем нужен такой корпус для ас, непонятно...   Типа тормозная система и подшипник- и там и там работаем с силами трения,но в разные стороны.
    • Правильно сказал volli, музыку нужно просто слушать.
    • Да оно понятно, многое не предусмотрено: атмосферное давление, открытое -закрытое окно, дверь, форточка, ковер на полу, дождь,снег за окном, солнечная погода, маты в углах комнаты, из чего сделана мебель, обивка, покрывала на них, картины на стенах (холст) большие и малые, загромождение комнаты посторонними предметами , расположение колонок и т.д. и т.д. список огромен.
    • Ну партия резонансов ящика колонки в партитуре не предусмотрена.
    • Я лишь высказываю свою мнение, основанное на личном опыте , конечно же, оно совсем не обязано совпадать с опытом и слухом других, все мы разные, мне важен открытый чистый звук, вот как что бы передо мной играли, в том месте, где вместо стены напротив сцена стоит.
    • Скорее те резонансы, на которых работает дер.дека инструмента колонки должны передавать точно так же, но уже используя динамик и электрический сигнал, ящик ас участвует в игре этих резонансов, как и дека инструмента, кто бы не убеждал нас в обратном - ящик помогает динамику подтянуть и озвучить то, на что он сам, динамик, не способен. Возможно для кого-то это прозвучит как ересь, но это именно то, к чему я пришел с годами практики....
    • Тяжело быть "златоухим"!
    • А это ооочень тонкая грань - между демпфированием и передемпфированием, причём никак её не рассчитать, под каждую комнату , дом, свой предел, индивидуально настраиваемый. Иногда слушаешь - ну режет середина Ух, добавил кв.см меха, бац! всё четко, но чего то не хватает - оставил пол. сантима - Попал! Заиграло. Переезд и на новом месте звук тухляк, снова перенастройка, не говоря о таких простых вещах - 1 чел в комнате слушает или 5-6........ Не все так просто, как нам в книжках умных пишут, все совсем сложно.... п.с. если что - я о шириках
    • Достаточно сравнения звучания корпусов из разных материалов чтобы сделать правильный выбор. Демпфирование улучшает измерения и ….чаще приводит к тухлости в звучании 
    • Без зазора на постоянке 10 мА и 3 тыс витков уже под 2 Тл индукция будет.
    • Музыкальные инструменты с деревянными деками и корпус АС это как бы совсем разные истории.
    • Бесполезно разъединяли тех с гумом: весь форум стал филиалом сундука, вкусовщина и эзотерика с бредом пополам.
    • Когда упоминают "звук"часто вспоминается телепередача "Играй гармонь" и игра на гармони увешанной колокольчиками. Гармонист играет, колокольчики звенят, прям "живая" музыка, настроение лучше стало, хотелось улыбаться, плясать и народу участвующему в передаче понравилось. Вся беда в том, что не всегда "колокольчики" в музыке уместны. 
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.3k
    • Total Posts
      97.6k
×
×
  • Create New...