Jump to content

Recommended Posts

Posted
18 часов назад, ТимВал сказал:

ESI Juli

Сгодится. 24 бит, 192 кГц. Без обработки (любой) - первый файл. Лучше в ЛС ссылку.

 

18 часов назад, ТимВал сказал:
В 10.03.2024 в 19:26, Ollleg сказал:

Может в догонку и трек какой-нибудь с оцифровкой? 

Например какой?

Можно самое распространенное - Флойд "Обратная ст.Луны" любую сторону целиком, у меня их несколько разных изданий, т.что смогу немного сравнить.

Posted (edited)

Доброго времени суток! По топик-теме (6Н2П+6Н23П) лежала у меня в компе давняя писанина про корректор начального уровня для ГЗ Ortofon OM-XX. Лежала и не отсвечивала, никуда не выходила. Сейчас нашел - выложу на всякий случай. Сразу скажу, что звук не самый лучший. Но и не самый худший.

PUK_OM_XX.pdf

ВИНИЛ-КОРРЕКТОР НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ГОЛОВОК
ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ ОРТОФОН СЕРИИ ОМ-ХХ

А.Л. Гурский
г. Минск


Если почитать форумы в Интернете, посвященные проблемам высококачественного
лампового (и не только) аудио, то создается впечатление, что качественный звук можно
получить, лишь применяя раритетные (и соответственно дорогостоящие) импортные
компоненты, например, немецкие лампы AD-1 или на худой конец EF-86 от именитых фирм.
Так что же, для любителя из глубинки, в распоряжении которого лишь горсть отечественных
6Н1П-2П-3П-23П и т.п, дорога в аудиорай закрыта? Вовсе нет, и на этих лампах можно
получить неплохой звук, если подойти к делу внимательно. По крайней мере, звучание
превзойдет по качеству большинство транзисторно-микросхемных решений.
Вкратце история создания корректора такова. Один мой друг поделился со мной шасси
от антенного усилителя коллективного пользования. Это латунное посеребренное шасси с
панельками для трех ламп, первая из которых виброизолирована, идеально подходит для
создания винил-корректора с минимумом трудозатрат. Размеры шасси, тип панелек и их
количество определили и типы используемых ламп, и схемотехнику корректора. В результате
появился простой винил-корректор начального уровня на лампах 6Н2П и 6Н23П,
предназначенный для работы с широко распространенными головками (картриджами) серии
ОМ-ХХ фирмы Ортофон (ОМ-10, ОМ-20, ОМ-30). Они отличаются друг от друга только
вставками с иглой, что позволяет, купив сравнительно дешевую головку ОМ-10, в дальнейшем
«проапгрейдить» ее до весьма неплохой ОМ-30, докупив лишь вставку-иглодержатель. В
остальном эти головки ничем не различаются между собой, поскольку «основа» у них общая.
Особенность усилителя – коррекция с постоянной времени 75 мкс выполнена на
собственной индуктивности картриджа (у картриджей Ортофон ОМ-ХХ - 580 мГн). Тому есть
как минимум две причины. Первая из них – в таком включении нет проблем с переходной
характеристикой входной цепи. Вторая – уменьшается уровень сигнала на высоких частотах в
первом каскаде, что благоприятно сказывается на линейности. Дополнительно возможно
уменьшение число элементов корректирующей цепи, т.е. число емкостей и резисторов на пути
сигнала. Внешний вид корректора с блоком питания показан на рис. 1.

----------------------------------------------

300.png
301.png

 

----------------------------------------------
Сама схема не нова и в особых пояснениях не нуждается. Первый каскад – резистивный
на лампе 6Н2П (в каждом канале по одному триоду), второй каскад – SRPP на 6Н23П (по одной
лампе в каждом канале). Выбор этой лампы обусловлен ее малым внутренним сопротивлением,
способностью работать при относительно низких анодных напряжениях и меньшим, по
сравнению, например, с 6Н1П, током накала. Для снижения уровня фона накал ламп питается
стабилизированным напряжением, получаемым от стабилизатора на микросхеме EZ1084,
включенной по типовой схеме. В выпрямителе накала использованы диоды Шоттки 2N5822.
Емкость конденсатора на входе стабилизатора – 10000 мкФ, на выходе – 2200 мкФ.
Дополнительно искусственная средняя точка накала, формируемая R14, R15, подключена к
делителю напряжения R12, R13, задающему положительный потенциал порядка 40 В. Анодные
цепи корректора питаются от стабилизатора по схема А.Карпова [1], модифицированного для
получения выходного напряжения 250-260 В. Блок питания (БП) собран на трансформаторе
ТАН-2-220-50К последних лет выпуска. Его конструктив позволил домотать дополнительную
обмотку (10 витков провода ПЭТВ-2-0,75), включаемую последовательно с запараллеленными
накальными обмотками. Это сделано для получения напряжения, достаточного для питания
стабилизатора накальных цепей. Все остальные вторичные обмотки трансформатора включены
последовательно, что позволяет получить напряжение порядка 300 В на входе стабилизатора.
БП выполнен отдельно от корректора и собран в корпусе от компьютерного БП.
Параметры собранного винил-корректора (при сопротивлении нагрузки 15 кОм):
Потребляемый ток (2 канала), по анодным цепям – 22 мА, по накальным цепям - ≈ 1 А;
Коэффициент усиления: ≈40дБ;
Отношение сигнал/шум: 71 дБ
Отношение сигнал/фон (невзвешенное): 63 дБ
Входное сопротивление, кОм: 5,9
Выходное сопротивление, Ом: 370
Коэффициент гармоник на частоте 1 кГц при выходном напряжении 1 В: <0,02%
Отклонение АЧХ системы “картридж Ортофон ОМ-10 – корректор” от стандарта RIAA:
- в диапазоне 20 Гц-16 кГц - ±1 дБ
- в диапазоне 30 Гц –20 кГц –1 ÷ +3 дБ (подъем в диапазоне 17-20 кГц из-за резонанса “масса
иглодержателя – упругость винилита”
*
.

* Этот резонанс попадает в звуковой диапазон практически у всех ММ-головок начального уровня, включая ГЗМ-ХХХ, Grado,
Ortofon и др. Из отечественных исключение – головки «Корвет», у которых резонанс смещен достаточно далеко в ВЧ-область
В авторском варианте корректора применены лампы 6Н2П-ЕВ и 6Н23П-ЕВ, хотя никто
не запрещает применять лампы и без этих индексов, а также их аналоги. Резисторы R1-R6 типа
БЛП, R7-R11, R16 – ВС, УЛИ, R12-R15 – МЛТ. Резисторы R3,R12 должны быть рассчитаны на
рассеиваемую мощность не ниже 0,5 Вт, остальные – 0,25 Вт. Конденсаторы C1, C8 – Rubycon,
С2, С6 – CapXon от материнских плат компьютеров, С3 – КСО-1Г, С4 – К40У-9, C5,С7 – Philips
МКТ, C9, C10 – WIMA MKS, К73-17. Катушка L1 представляет собой 3 витка провода ПЭК-0,7
на кольце внешним диаметром 7 мм из феррита 2000НМ, в качестве катушки L2 применен ВЧдроссель от телевизоров УНТ-47/59, представляющий собой катушку, намотанную способом
«универсаль» проводом ПЭЛШО на высокоомном резисторе МЛТ-0,5. Назначение L2 –
фильтрация ВЧ-наводок на кабель, соединяющий блок питания с корректором и имеющий
длину порядка 1,5 м. Разумеется, указанные типы деталей – не догма.
Несколько слов об особенностях корректирующей цепи. Без конденсаторов С3 и С11 –
это обычная цепь пассивной коррекции, обеспечивающая стандартные постоянные времени.
Необходимость введения дополнительного звена, ослабляющего высокие частоты, вызвана тем,
что измерения АЧХ с помощью измерительной пластинки (использовалась QR2010) выявили
наличие горба в области ВЧ с максимумом в районе 23 кГц, обусловленного т.н. «виниловым
резонансом». Его частота определяется массой подвижной системы картриджа и упругостью
материала пластинки. Вид АЧХ системы при этом показан на рис.3. В этой же частотной
области лежит и электрический резонанс в контуре, образованном входной емкостью
корректора и индуктивностью картриджа. Однако он задемпфирован сравнительно малым
сопротивлением резистора R1 и существенного влияния на АЧХ не оказывает. Введение
конденсатора С3 (и С12, казалось бы, гигантской для входа корректора емкости) позволяет
уменьшить неравномерность АЧХ системы «головка-корректор» в области 8-20 кГц. Отметим,
что при смене иглодержателей на ОМ-20 и ОМ-30, имеющих меньшую массу подвижной
системы, возможно, потребуется подбор емкости С3 или даже его удаление из схемы. Ход
экспериментальной АЧХ обусловлен особенностью записи сигнала на измерительной
пластинке. Частоты до 1 кГц записаны по стандарту RIAA (и дают на выходе корректора
практически плоский участок АЧХ), частоты же выше 1 кГц записаны с постоянной
колебательной скоростью, в результате чего АЧХ соответствует АЧХ корректирующей цепи.
Как видим, из-за неприятного резонанса на ВЧ «сэкономить» на деталях цепи коррекции за
счет использования собственной индуктивности картриджа не удалось.
Корректор можно применять и с головками ММ других типов, имеющих достаточную
собственную индуктивность. При этом потребуется подбор R1 и, разумеется, С3, C11, C12.
На рис. 4 показан спектр шумов и помех на выходе корректора, приведенный к уровню
сигнала 0 дБ. Вид спектра обусловлен подъемом АЧХ на нижних частотах в соответствии с
RIAA-коррекцией. Видно, что наводки с частотой 100 Гц по цепям питания не видны на фоне
шумов. Видна наводка от сети 50 Гц с уровнем примерно –63 дБ и ее немногочисленные
гармоники с гораздо меньшими уровнями. Для уменьшения этих помех необходимо
тщательное экранирование всего устройства. Спектр на рис. 4 получен без каких-либо
взвешивающих фильтров. С фильтром типа МЭК-А уровень помех сильно уменьшается и
составляет величину не хуже –85 дБ. В любом случае уровень помех и шумов ниже, чем шумы
немой канавки грампластинки.
Корректор обладает достаточно ясным и чистым звучанием. Уровень сигнала при
использовании картриджа Ортофон ОМ-10 при воспроизведении сигнала с уровнем 0 дБ
составляет примерно –3 дБ на входе звуковой карты M-Audio Audiophile 2496, что достаточно
удобно для оцифровки грамзаписей – основной цели создания корректора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.Карпов. Высоковольтный стабилизатор с малым уровнем пульсаций. http://www.nexttube.com/articles/hvr2/hvr2.pdf

--------------------------------------

302.png
--------------------------------------

Рис. 3. АЧХ системы «картридж ОМ-10 – корректор» в области высоких частот, полученная с
помощью измерительной пластинки QR2010. Красным и синим показаны АЧХ правого и
левого каналов без конденсатора C3, сиреневым – АЧХ одного из каналов с конденсатором
С3=240 пФ. Черным показана АЧХ по стандарту RIAA (без С3), зеленым – АЧХ корректора с
конденсатором C3.

303.png

изменил Ollleg

Добавил саму статью.

Edited by Ollleg
корректировка
  • Like (+1) 6
  • Thanks (+1) 2
  • Smile 1
  • Hmm... (-1) 1
Posted

Александр Леонидович, в Вашей статье приведена совершенно не моя схема. Не удивительно что звук не самый лучший. :smile-61:

П.С. очень жаль что сайт Е Карпова "next-tube" теперь не доступен. Может у кого есть скаченный архив сайта?  Я дурак не догадался сохранить...:sad:

 

Posted

То, что в статье не Ваша схема - совершенно естественно, я чужие схемы за свои не выдаю, в статье известная топология, чуть модифицирована цепь коррекции, статья в 2008 году писалась. :-) Общего с Вашей схемой - только применение ламп 6Н2П и 6Н23П, отчего и кинул ее в Ваш топик (по его названию).

От нас сайт Евгения вполне доступен... Попробуйте через прокси.

  • Smile 1
Posted
2 часа назад, GaLeX сказал:

От нас сайт Евгения вполне доступен... Попробуйте через прокси.

Это мысль. Попробую vpn. 

Posted
В 31.03.2024 в 22:18, Ollleg сказал:

Можно самое распространенное - Флойд "Обратная ст.Луны"

Далеко не самый лучший выбор, впрочем как угодно. Есть пластинка от "евангелистов" и не очень сильно укатанная вроде. :smile-59:

Записывались Floyd поганенько. Сколько я не пробовал "флаков" скачанных с интернета, везде на громких участках звук полный шлак каша и грязь. Лучше бы Dire Straits, вот эти всегда записывались на высшем уровне....

  • Like (+1) 1
Posted
В 31.03.2024 в 22:18, Ollleg сказал:

24 бит, 192 кГц. Без обработки (любой) - первый файл. Лучше в ЛС ссылку.

Скинул в "облако", ссылка в "личке".  "Жулию" напрягать не стал ради этого г, записал на встроенную, чип нормальный, 192кГц.

Posted
В 10.04.2024 в 19:08, ТимВал сказал:

Скинул в "облако", ссылка в "личке".  "Жулию" напрягать не стал ради этого г, записал на встроенную, чип нормальный, 192кГц.

 

В 10.04.2024 в 18:48, ТимВал сказал:

Далеко не самый лучший выбор, впрочем как угодно. Есть пластинка от "евангелистов" и не очень сильно укатанная вроде. :smile-59:

Записывались Floyd поганенько. Сколько я не пробовал "флаков" скачанных с интернета, везде на громких участках звук полный шлак каша и грязь. Лучше бы Dire Straits, вот эти всегда записывались на высшем уровне....

В лс отписал. 

Posted
2 минуты назад, юрий робертович сказал:

останетесь без схем

Не останемся, у нас есть целый раздел ваших схем. 

  • Cool (+1) 1
Posted
5 минут назад, юрий робертович сказал:

Только они никому нафиг не нужны, вам надо охеренный(кажется, и не ошибся) БП на 30 кг массой, или на простецкую на примерно 5х10 см и импульсником. Дерзайте, мне все равно.

Они кто? Кому? Станиславу? Опять двадцать пять, пардон, 250 днём, потом два по столько же, но вечером?

Posted

Сообщу на всякий случай что в моей схеме нет случайных номиналов и схемных решений. Фиксированное смещение выбрано не случайно. Анодные резисторы в первом и втором каскаде не только смоделированы в симуляторе но и проверены вживую на "стэнде" с участием спектроанализатора.  Номиналы подобраны по максимуму усиления в сочетании с минимумом КНИ. И в каскадах по отдельности и в полной сборке ФК. Цепочка RIAA так же не случайно выбрана с такими номиналами. 

Схема выглядит очень простой, однако качество получившегося звука даст фору многим навороченным многокаскадным монстрам с разными замудрёными трансформаторами коррекции и лампами динозаврами от "телефункена".  Тот кто соберёт и послушает, точно не пожалеет потраченного времени. :smile-50:

  • Like (+1) 1
  • Smile 1
Posted
1 час назад, ТимВал сказал:

Сообщу на всякий случай что в моей схеме нет случайных номиналов и схемных решений. Фиксированное смещение выбрано не случайно. Анодные резисторы в первом и втором каскаде не только смоделированы в симуляторе но и проверены вживую на "стэнде" с участием спектроанализатора.  Номиналы подобраны по максимуму усиления в сочетании с минимумом КНИ. И в каскадах по отдельности и в полной сборке ФК. Цепочка RIAA так же не случайно выбрана с такими номиналами. 

Схема выглядит очень простой, однако качество получившегося звука даст фору многим навороченным многокаскадным монстрам с разными замудрёными трансформаторами коррекции и лампами динозаврами от "телефункена".  Тот кто соберёт и послушает, точно не пожалеет потраченного времени. :smile-50:

Да-да, и поиграет, заодно, в увлекательную игру "подбери 6н2п" из кучи или мешка... Очень, кстати, вовлекает! Учитывая что процентов 80-90 попадающихся ламп категорически на вход корректора не годятся. 

  • Like (+1) 5
Posted
1 час назад, Xрюн222 сказал:

"подбери 6н2п" из кучи или мешка... Очень, кстати, вовлекает! Учитывая что процентов 80-90 попадающихся ламп категорически на вход корректора не годятся. 

Это чистая правда ). Но эти 10 % стоят того . С уважением...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Спектры на 1-м вт. Еще из крайностей: подключал ТВЗ 4ком и с КО, которая давала 14дб ОС. Но звук не понравился. 
    • Извините, ошибся, там exp(Uак/phiT)-1 где, EXP(x) <=> e^x phiT=KT/q, он же температурный потенциал, где K - постоянная Больцмана, Т-абсолютная температура, q - зарад электрона. Is - ток насыщения, нормирующий коэффициент И собственно Ia - ток анода диода, Uak - прямое напряжение анод-катод диода.  
    • В крайнем положении движка потенциометра- да. Но в этом случае, это уже не РГ
    • А уже будет слишком большое дифференциальное сопротивление суммарное...
    • А с какой целью установлен вот такой РГ на входе? Для согласования входного сопротивления?   
    • Выходит, что на пиках драйвер 6с1ж прокачивает 6с45п с токами сетки в А2
    • Отрицаю? Что вы, я и сам использую РГ перед восьмёркой. Но это не винтаж и там совсем другой источник, без указания которого разговор о номинале РГ смысла не имеет.  
    • РГ не в воздухе, а всегда зашунтирован выходным источника. Считайте их как два параллельных.
    • Камрады! Подскажите  выходную мощность на двух 6с33с на канал, нагрузка 8 ом
    • Некоторое время назад в удалось обрести небольшое количество СИТ транзисторов 801, 802 и 926 серии. Последние два забраны из "помойки". Хотя в конце 90-х вовсю на них проектировали. Более того выход из строя N килоамперного ИМ воздушного охлаждения (подарил тот, кто его оттуда вывел) собственно радиатор размером 210х280х75 мм "достаточной" площади. Потом ОУ потом печатные платы и наконец теплораспределители для монтажа транзисторов TO-3. Наконец всё приобретено и нарисовано (3D) и часть изготовлена. Более того будут и другие балансные устройства усиления сигналов, звуковой частоты. А так же способствуюшие этому, не побоюсь сказать, приборы, например характериограф. Мнения удифилов, безродных космополитов, Пафнутичей, свидетелей тысяч схем и так далее раз за разом приводили в флейму и последущему умиранию тем. Посему все пока read-only. Комментарии приветствуются в личку. Про суперсимметрию.  Идея не моя, не новая, патент уже кончился 2014-02-04. В данной схеме используются т.н. CFA они же ОУ с "тококовой" обратной связью. Обсуждалось на форуме с автором и подтверждено, что соответствует. Блок схема выше - еще одна реализация. Описание дано ниже, со слов автора, в переводе G-la. Источник -www.stereophile.com/content/nelson-pass-patents-pass На входе установлен расщепитель фазы, позволяющий, среди прочего работать с небалансным входом. Далее собственно CFA, изображенные как "транзисторы" (более того таковые есть, OPA860) для понимания принципа работы. Таким образом имеется, кроме собственно ООС инвертирующего типа еще сигнал с противоположного плеча, работающего в противофазе. Выхдной буфер есть повторитель на СИТ транзисторах и особенностей не имеет. В общем случае резисторы R5 и R9 необязательны. << По словам Пасса, «это значительно снижает дифференциальные искажения и шум, но не в каждой половине схемы, рассматриваемой отдельно. Суперсимметричная топология не использует операционные усилители в качестве строительных блоков и не может быть представлена с помощью операционных усилителей. Она имеет два отрицательных входа и два положительных выхода и состоит из двух согласованных блоков усиления, соединённых в одной центральной точке, где напряжение в идеале равно нулю. Топология уникальна тем, что в этой точке искажения, вносимые каждой половиной, оказываются противофазными сигналу, и мы используем это для усиления полезного сигнала и подавления шума и искажений. Это происходит взаимно между двумя половинами схемы, и результатом является симметрия сигнала относительно осей напряжения и тока, и антисимметрия для искажений и шума. Это означает, что искажения и шум каждой половины проявляются одинаково и компенсируются. «Если вы построите такую симметричную (сбалансированную) схему, вы уже получите большую часть этого эффекта. Если вы подключите согласованную дифференциальную пару транзисторов без обратной связи с помощью сбалансированного сигнала, вы увидите сбалансированный выходной сигнал, искажения и шум которого, как правило, составляют одну десятую от того, что есть у каждого устройства по отдельности, исключительно за счет компенсации. Благодаря суперсимметрии характеристики одной и той же дифференциальной пары могут быть настолько идентичны, что на дифференциальном выходе будут искажения и шумы, составляющие всего 1/100 от искажений и шумов каждого устройства по отдельности... «Суперсимметрия не снижает искажения и шумы, присутствующие в каждой из половин выходного сигнала балансной схемы. Именно характеристики балансной дифференциальной схемы значительно улучшаются, что приводит к одному единственному требованию суперсимметричной работы: она должна управляться балансным входным сигналом и выдавать балансный выходной сигнал. Суперсимметрия обеспечивает абсолютно идентичное поведение двух половин балансной схемы. Построение двух половин схемы с одинаковой топологией и точное согласование компонентов позволяет снизить искажения и шумы примерно на 20 дБ, а небольшая локальная обратная связь — ещё на 20 дБ. Этого легко добиться, используя всего один каскад усиления вместо нескольких, необходимых в традиционных схемах, что приводит к получению только одного «полюса» высокочастотной характеристики, которая безусловно устойчива без компенсации. Фактически, если построить суперсимметричную схему с несколькими каскадами усиления, она не будет работать как... Ну что ж. По иронии судьбы, концепция суперсимметрии не только позволяет создавать очень простые схемы усиления, но и фактически требует их для хорошей производительности. «Сбалансированный однотактный» — это термин, который я использую для обозначения дифференциального использования двух однотактных усилителей класса А. Классическая дифференциальная пара транзисторов (или, если уж на то пошло, ламп) — как раз такая топология. Балансированный однотактный — это оксюморон в том смысле, что большинство энтузиастов однотактных схем считают, что наиболее желательной характеристикой однотактных схем является генерация ими чётных составляющих искажений благодаря их асимметрии. Пуристы укажут, что балансная версия однотактной схемы будет испытывать подавление шума и чётных составляющих. Именно так. Интересно, что несимметричный характер каждой половины балансной схемы не приводит к значительным искажениям нечётных порядков, а когда чётные составляющие и шум подавлены, искажений и шума почти не остаётся. В любом случае, «сбалансированный однотактный» — это фраза, которая точно описывает схему. >>
    • Спасибо. Редкий, наверное единственный пример Вильямсона в быту. Правда? Но что-то я не припоминаю на входе Ликов и Кводов 6SN7 и вообще триодов. Нет? Ну да, подразумевали. Причём, вы не поверите, это подразумевал и сам Вильямсон. Поэтому сделал к своему "Williamson high fidelity amplifier" Хай Фиделити Вильямс преамплифаер. С регулятором громкости.  P.S. А вот и коллега подсуетился со схемой. Любимая лампа английских дешифраторов времён WW2.  
    • Реплика относилась к Вашему утверждению: "на практике 6SN7 в радивах и усилителях, не побоюсь этого слова, уровня Hi-Fi и даже стерео, во входном каскаде никогда не использовали, по вполне очевидным причинам" Начинаю немного терять нить обсуждения. Вы отрицаете практику применения после РГ триодов с Свх под 100пик.? Напомню, что речь шла о влиянии номинала РГ на полосу пропускания каскада. Очевидно, что Rвых РГ будет максимальным в среднем положении движка и равен 0,25 от номинала РГ. Также очевидно, что  Fв=1/(2Pi*C*R). Так о чем спор?
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.5k
    • Total Posts
      100.8k
×
×
  • Create New...