Jump to content

Recommended Posts

Posted

Задался вопросом построения лампового фонокорректора, который подошел бы не только для прослушивания винила, но и для качественной оцифровки оного. Вдохновением к изысканиям послужила тема про корректоры KIV sound по принципу двойного моно. Поскольку современные профессиональные звуковые карты и любое профессиональное звуковое оборудование коммутируется с помощью балансного соединения для минимизации наводок, шумов и влияния проводов, то хотелось собрать корректор с балансным выходом.

Сначала я подумал, что можно взять по сути любой ламповый корректор известный, на вход поставить повышающий трансформатор для МС звукоснимателя, на выход поставить согласующий трансформатор и таким образом сделать балансный выход.

Например, вот так можно реализовать балансный выход на трансформаторе:

1788660007_2022-12-0820_44_55.png.894374b26c3e20b775a7c9f00b129d66.png

Но потом Stan Marsh подкинул мне интересную статью для размышления, в которой реализовано балансное подключение звукоснимателя и так же балансный выход без трансформаторов. И именно вариант реализации балансного фонокорректора без трансформаторов хочется обсудить. Думаю, что многим, кто работает с профессиональным оборудованием это может быть интересно. При этом есть вариант как для ММ звукоснимателя, так и для МС. Оригинал статьи на английском здесь:

Balanced_RIAA_Preamp.pdf

Та же статья с гугл-переводом:

translate_Balanced_RIAA_Preamp (1).pdf

Для наглядности приведу схемы из статьи.

Балансный фонокорректор для MM звукоснимателя, усиление 40 дБ:

1307000034_2022-12-0820_51_37.png.b3a506279ea259b4c81b82b0bf47bd54.png

Балансный фонокорректор для MC звукоснимателя, усиление 60 дБ:

1938622365_2022-12-0820_53_53.png.9d3388009429fd445b3e125e6d80f37a.png

Под спойлером схемы с кружочками на лампах: :ab:

Спойлер

00000-.jpg.7f6af5e83629ce122ce376e07245e63a.thumb.jpg.5254ad03f225cd04cc70acb6cf6c467b.jpg

0000.jpg.7e239d835c64a9add78bdc1a9022d2aa.jpg.664d887fe528e7b50a6d8420789fb990.jpg

Лампы можно применить самые привычные и распространенные 6Н23П. Из зарубежных ламп в статье предлагаются варианты 6DJ8, 5695, 5687 для варианта МС.

Под это дело я решил набросать черновую печатную плату для макета корректора. Накалы ламп на плате не разведены, а подпаиваются к выводам панелек с обратной стороны платы, чтобы на макете можно было отработать оптимальные варианты по накалу.

Печатная плата:

phono_balanced_2.thumb.JPG.28a1e7ef9482a6e8527c94eaf0d5dba4.JPG

phono_stage.lay6.zip

Конденсаторы планируется применить К71-7. Но конечные габариты компонентов окончательно подгоню, когда уже буду собирать и будут в наличие все компоненты.

Блок питания планируется с фильтром на полевике на каждый канал в аноде и с стабилизацией и плавным стартом накала на чем-то типа LD1084.

  • Like (+1) 5
Posted

Неприлично лезть, конечно, но - можно нескромный совет?
Смакетируйте сначала "на соплях", конструктив не вполне однозначный, в TCJ было много подобных публикаций, не макетировавшихся в железе авторами, чисто из Spice симуляций.

  • Like (+1) 1
Posted
1 час назад, VladimirV сказал:

конструктив не вполне однозначный

Конструктив? Или схемотехника? Схема работоспособна. 

Posted

Псевдобаланс... Чисто теоретически несомненно работоспособно. Встречается даже в жутко крутых пром.изделиях, тем не менее.... 

Но, помнится, приснопамятный СиренСонг был предан анафеме :smile-57:.... 

Слово "ламповый МС корректор с бестрансформаторным входом" нужно забыть раз и навсегда.... Вообще говоря как и слово "МС корректор [любой] с бестрансформаторным входом" вообще. Если только не "МС с высоким выходом", но тогда это ММ корректор. 

Posted
1 час назад, Stan Marsh сказал:

Схема работоспособна. 

По ММ версии вопросов нет.  Как и МС - по постоянному току да, не вопрос, всё нормально.
А вот по пригодным  для "профессиональной оцифровки"  звуковым характеристикам (при использовании этой схемы с MC головкой) - довольно сомнительно.  А я вижу, что плата разведена именно под МС.
Так что прежде чем убивать своё время и стеклотекстолит - имело бы смысл послушать на проводках.
Опять же - каждый сам куец своего счастья, это так, чисто мысли вслух, все, кто умеет изготавливать ПЦБ, в том числе и я сам, первоначально проплывали через "макетирование-сразу-в-изделие".

Posted
13 минут назад, VladimirV сказал:

А вот по пригодным  для "профессиональной оцифровки"  звуковым характеристикам (при использовании этой схемы с MC головкой) - довольно сомнительно.

Сомнение вызывает итоговые результаты по шуму?

14 минут назад, VladimirV сказал:

имело бы смысл послушать на проводках

Макет одного канала на проводках перед сборкой двух уже на плате - это всегда необходимая процедура. В случае корректора только есть одно неудобство.  Макет на проводках не очень удобно экранировать и проводки слишком длинные, и поэтому шумы адекватно не оценишь.

32 минуты назад, Xрюн222 сказал:

Встречается даже в жутко крутых пром.изделиях, тем не менее.... 

А можно примеры таких пром изделий?

Posted
28 минут назад, Valinor сказал:

Макет на проводках не очень удобно экранировать

"Хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается"

Схема без малосигнальных намоточных изделий, не должна ловить фон и на соплях.
Тем более, оно же - балансное.
Проводки зачем?  Картонка, ламповые панельки, толстая проволочина а-ля масса, выводы деталей

По шуму само собой, по линейности коррекции, по микродинамике, по согласованию со входом ADC, по передаче меандра, по фазовым сдвигам - иногда насмотришься крякозябр вместо меандра на выходе корректора и, простигосподи, грешные мысли посещают - а не лучше ли напрямую загонять в 32 бита, а потом уже в цифре этусамую RIAA коррекцию производить

Posted
7 минут назад, VladimirV сказал:

Картонка

Хорошая подсказка, но фон наверняка будет, металлом накрыть не помешает, хотя бы кастрюлей, что ли?

Или прямо в кастрюлю и крышкой,

только на газовую плиту не ставить....:smile-03:

Posted
35 минут назад, Ollleg сказал:

но фон наверняка будет

Не, если цепи питания ("земля") верно соединены.
Но будет цифровой мусор от вифи блюзуб лампалед и прочих ибп
Вот тут да, с уплотнением застройки в нашей деревне, даже клетку Фарадея настольную варить пришлось
И, помнится, купленный незадорого на али Хантек 41хх с ибп, нещадно сравший в малосигнальные схемы, на трансформаторное питание переделывать. 
Потом уже купил приличного аналогового покемонца под эти нужды.
Была ещё лед-лампа, генерила так, что в 40 см от неё микропроцессоры в макетах отказывались запускаться.
Так что сейчас основная беда не привычные 50-герцовые волны, а плоды цивилизации.

Posted
1 час назад, Xрюн222 сказал:

Если только не "МС с высоким выходом", но тогда это ММ корректор. 

Так и ММ корректору тоже совсем не вредно входной сигнал поднять до 20-30мВ
Думаю, на бестрансформаторные (по входу) схемы самодельщиков подвигает лишь недоступность качественных пермаллоевых (мюжелезных) магнитопроводов
Ведь 150-200+1800 витков можно и руками навить непринужденно

Posted
3 минуты назад, VladimirV сказал:

Ведь 150-200+1800 витков можно и руками навить непринужденно

Здесь действительно нужно не только найти качественный магнитопровод, но и иметь опыт намотки таких маленьких трансиков.

Внутренняя неуверенность в хороших результатах намотки подсказывает найти другое решение, попробовать обойтись лампами.

Posted
16 минут назад, Ollleg сказал:

и иметь опыт намотки таких маленьких трансиков

Мотать торик - нужно только ПЭхШО, челнок из плоской щепки, руки, если катуха - даже щепка не нужна.
Если просто и тупо автотрансформатор внавал намотать (только чтобы "массовый" конец снаружи был) - и вполне прилично будет, ничуть не хуже, а то и лучше 100-200 евровых (за пару в корпусе) ширпотребных промышленных массовых изделий.
Основной вопрос, что даже если пермаллой пермаллоевый, то от резких ударов магнитопровод практически полностью теряет магнитную проницаемость, она падает практически до уровня электротехнической стали.
Кто много мотал - прекрасно помнит то чувство, когда роняешь незащищенное изделие на станок...   особенно если моталось с бубнами и каждением, с ручным вращением стола, с прокладочками всякими и экранами итп.  А уж если полностью руками намотано - ******* * ***,  ****** *** ******** *** ******* *** ********* ************** *******!!!

Posted
6 минут назад, Ollleg сказал:

попробовать обойтись лампами.

Пробуют уже под 100 лет, ничего доброго не получилось и не получится.

Posted

Мы вроде бы и не стремимся, нас всё и так устраивает, канонически.
Но просветите, будем признательны, может что и попробуем, и, может быть, мнение своё изменим диаметрально.

Posted
1 минуту назад, VladimirV сказал:

Но просветите, будем признательны.

Зачем же, оставайтесь в каноне.:smile-11: Тут вот выше категорически даже неламповым отказали в бестрансформаторности, мне и тут убеждать? Не-не, я и на чужие мнения плюю и своего не навязываю. 

  • Like (+1) 2
Posted
25 минут назад, Stan Marsh сказал:

Это просто вы не в курсе. 

Мы, например, очень в курсе, тема прорабатывалась. Перепробовано много много типов ламп, и, увы, ни в одной, даже из самолучших, никак не желают электроны строем и в ногу... Ну, пара-тройка-четверка типов даёт призрачный шанс... Пока с нормальным МС трансом не послушаешь :smile-55:

Posted

А с трансформатором оно и неактуально, в разумных пределах. Собсно, и транзисторов по 20 шт впараллель придумано не просто так было... Хотя это лишь 1 из неск.моментов непригодности для данной задачи ламп в принципе. Ну да, можно гибридный каскод сделать. Типа всё равно оно ж почти совсем ламповое. 

Posted

Было время, загорелся начитавшись Моргана с Джонсом. Даже до макета дошло. Но то ли руки кривые, толи мозгов маловато - не получилась одинаковая коррекция в обоих плечах, соответственно форма сигнала выше 8 кГц. Пришлось забросить.

  • 1 year later...
Posted

Доброго здравия, всем форумчанам. Я наверно опоздал? Тема умерла? Но все равно спрошу ( а вдруг... кот нить и ответит....) А никому не кажется, что на схемах не хватает  конденсаторов 0,1 мФ в нижних плечах , между каскадами? Или я что то не понимаю. Эту схему знаю оч давно - интересная идея - но не на лампах. Спасибо, всем кто ответит.

Posted
10 часов назад, cocain126 сказал:

) А никому не кажется, что на схемах не хватает  конденсаторов 0,1 мФ в нижних плечах , между каскадами? 

Мне не кажется.:smile-11: Более того, я уверен, что поскольку связь между первым и вторым каскадом непосредственная(гальваническая), то и в верхнем плече конденсатор теоретически не нужен. Но автор по этому поводу пишет буквально следующее: 

Цитата

If perfectly matched triodes are used in the first stage, then the coupling capacitor and bias resistor on one leg of preamp will not be needed. But as tubes vary not only from each other but themselves over time, it is best to retain these components, as even a 1 volt difference between plate voltages on the first stage will greatly unbalance the second stage.

Если на первом каскаде используются идеально подобранные триоды , то конденсатор связи и резистор смещения на одной стороне предусилителя не понадобятся. Но поскольку трубки отличаются не только друг от друга, но и сами по себе с течением времени, лучше всего сохранить эти компоненты, так как даже разница в 1 вольт между напряжениями на пластинах первого каскада значительно нарушит баланс второго каскада.

Думаю, автор прав.

Posted

Спасибо вам за ответ. Буду иметь ввиду. Конечно, одинаковых по параметрам ламп найти ( подобрать оч сложно) да и стареют они по разному... По это му конденсаторы там необходимы. Иначе никакого баланса не будет.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Я бы аккуратно смотал провод на катушку и намотал заново, пропитывая каждый условный слой шеллаком, он хорошо "подлечивает' лаковую изоляцию.
    • Тогда уж ГУ-68А брать, вот там звук будет помпезнее и громаднее некуда )
    • И которая при сопоставимых гармониках выдаст 200в вместо 100?
    • Это хороший совет, только нужно ламп кучу , 6c15п это не 6н2п . Да и лампы стоят новые , где же суперновые найти? Не знаю что странного в коэффициенте 1:1 ? Просто ссылка у Вас не на весь топик ( кстати про межкаскадный трансформатор  вообще, а не про 1:1)  а на мой пост где и указано 2:1 и 1:1.2.. Ну это всё болтовня, не вижу Вашего мнения про МКТ и что не так с 1:1  ?
    • не ошибся, весь топик посвящён 1:1. по мне так самому странному коэффициенту.    Легко, не хватает усиления меняйте на ту с которой хватит.
    • Для Алекс -расскажите пожалуйста как "выжимать лампы" , или выжимать из них децибелы , только уточните , наверное в перчатках это делать нужно , а то они горячие....  Да и чуть Вы ошиблись ,не 1.5 дБ а около 7 дБ , 2 раза плюс 0.2 раза будет 2.2 - сколько это дБ ? ( это разница между 2:1 и 1:1.2 )
    • Как всегда - берем среднее по больнице :) Да вот про размер, ATDAC -15 гораздо меньше и легче 12Е, но звуком получше будет.
    • 5000руб. штука. В наличии 5 шт.
    • ОФФтопик. "Кто-то" сказал, что АЧХисты в капище языческое повадились ходить, из храма научного, даже определили: "Пивка трахнуть". Никакой радости "Петрову" от прослушивания "Бошировым" нет. На картинке слышимость от частоты для 38 человек. Выбирайте...
    • Чтож, только на октальных лампах теперь делаем УВ, а то звук у нувисторов тонененький)
    • В аудио помимо "физики",  науки прочие не нужны? :)) Аудиометрия,  кривые равной громкости, это разве физика? Это раздел медицины.  :)) Лишь один из примеров.  "Физика" подскажет лишь, что прибор исправен и ничего более. 
    • Надо просто уметь сочетать теорию с практикой , тем более в аудио. Сова давно пытается донести простую истину -  аудио звучит тогда , когда схема отлажена и отгармонизирована . АМЛ (А. Лихницкий) применял более сложный термин - рандомизация в аудио ( не путать , что подсунет ИИ ) , есть всё на его сайте , но контрольное -""процесс случайного распределения ..."" .  Резонансы в большинстве аудиодеталей имеют место быть .., большая лампа - один отклик, миниатюрная -  совсем другой , можно в итоге сделать всё мини -пуси , но звук в большинстве случаев - кто слушает живые инструменты (а не только симуляторы смотрит ) , в сравнении воспринимается как сжатый и мелкий или масштабный , точный и эшелонированный.     
    • Изоляция проводов лак .  Скорее всего произошло замыкание части витков в перв. обмотке или вторичной . Поэтому тестер и показывает , что между ними (первичкой и вторичкой )замыкания нет . Соответственно упала и индуктивность из-за шунтирования магнитопровода КЗ .  р.с. Ранние провода Сименс (к примеру)  19 века , начало 20-го как правило были без лака в хб или шёлке . Сам использую провода в своем межблочном кабеле 1960 года, есть конца 19 века . Телеграф и линии (а значит и провода....) начало 1832 г в России и 1839 год в Англии . По сравнении с ними , музыкальность и разрешение современных проводов проигрывает сильно.
    • Здравствуйте. Какие остались?
    • ТПП сильно отличается от ТАН ов. ТАН брал - для прямого назначения для питания - для анодного и для накального. У меня стоял такой же, но при нагреве начинал стрекотать и довольно громко. А этот купленный работает тихо. Я ведь тоже ТПП - в готовые усилители ПОКА не ставил, так как специализированные и самонамотанные трансформаторы играли лучше. Но тут просто ситуация аховая - ну нет сейчас в наличии ни одного трансформатора - подходящего по Ктр и с ультралинейной обмоткой и с нужным током по первичке. А Погонять в ультралинейном режиме - в однотактном включении ну ВОТ ПРОСТО аз жуть как захотелось...... давно такого душевного подъема не испытывал.... И как то всё вот так вот и собралось ..... правда получается после нескольких перестроек макета и после седьмой смены типа ламп. Макет перепаивал, в том числе проводку улучшал, межкаскадный конденсатор - улучшал подбирал шунты для лучшего звука, это в этот только заход, а ранее ещё и типы сопротивлений тестировал. Сами номиналы - у меня проволочные двухваттные подстроечники для этих целей есть - чтобы довольно точно номинал выбрать. Но подстроечники только напряжение смещения выставить - по звуку они очень мутные. ТАН от ТПП довольно сильно отличается - за счёт типа вторичных обмоток, поэтому с ТПП получились довольно приличные выходники но только в однотакте...(в двухтактном включении - они едва едва тянули, но тянули-там сильно не хватало индуктивности первичной обмотки -раза в два так не хватало).... А в однотактном включении - они работают почти в паспортном включении, но полоса по АЧХ тоже уже, чем могла бы быть... если снизить мощность первички в в двое и нарастить индуктивность .... но опять же как это всё влезло бы в габарит намотки...    Но они очень хороши, именно, как ориентир - для понимания как самому мотать - какие сечения провода выбрать, какой размер железа...... ТПП287 и ТПП258 - очень показательны - абсолютно одинаковы по обмоткам, но разные по мощности . А индуктивности первичой обмотки 6Гн и 14 гн - тоже показательно.... ... кстати между ними ещё промежуточная модель трансформатора по мощности, но ТАМ модель только на 220 вольт, а на 127/220 вольт - по справочнику такой модели нет - соответственно, нет возможности ультралинейное включение сделать.... А модели ТПП на 400 Гц - отличаются по вторичным обмоткам - там их надо по своему отдельному справочнику смотреть. Вот ТПП258 погонял на макете меньше суток, а потом руки сами мигом впаяли ТПП287 - это говорит о том, что организм не хочет тратить время на ТПП258, а вот ТПП287 - очень даже готов лишний раз послушать.......... Ведь как всегда хочется сэкономить на размерности железа и количестве меди, а блин себя то не обманешь, особенно, когда выбор есть чего слушать прямо сейчас. А кроме макета есть ешё три свежих усилителя и ещё несколько "старых" ..... на очереди на апгрейд..... 
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.2k
    • Total Posts
      100.2k
×
×
  • Create New...