Jump to content

Recommended Posts

Posted

Один из самых частых вопросов новичков, является именно этот. Как бы совместными усилиями изложить методики расчёта рабочей точки для  наиболее популярных и распространённых ламповых каскадов. Не ссылки на книги, а именно готовые рабочие методики с учётом практического опыта. Думаю молодежь была бы благодарна. 

Предлагаю совместно потрудиться над данной темой

  • Like (+1) 3
  • Cool (+1) 1
  • Replies 1.1k
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Posted (edited)

Сам уж точно не помню, сто лет не занимался. Но вроде так. Для начала и простоты рассмотрим триод с  нагрузкой в аноде. Начать стоит с того, что если питание от готового трансформатора, при помощи программы PSU Designer прикинуть сколько постоянки будет питание. Далее определится с величиной входного сигнала. Осликом или мультиком померить или взять стандарт из описания источника. Не забываем, что рмс надо умножить на 1,4 чтобы получить от 0 до пика. Далее распечатать вах на а4 покрупнее и взять прозрачную линейку. Линейку кладем на вах, вертикальную ось она пересекает - это ток через лампу. Горизонтальную ось она пересекает - это анодное напряжение, не на аноде лампы, а выше - над резистором, то есть по сути напряжение источника питания. За нулевую точку берем точку на такой линии смещения, чтобы входной сигнал не превышал это смещение. То есть например, если входной сигнал от 0 до пика 1 вольт, можно выбрать -1,5в смещения. Далее нам интересно 4 соседние ветки, это сигнал в пике плюс, сигнал в пике минус, и половины этих значений. То есть в данном примере В пике плюс - это -1,5в+1в=-0,5в, в пике минус это -1,5в-1в=-2,5в, и половины соответственно -1в и -2в. Итак линейка пересекает 5 ветвей и две оси, можно по разному наклонять. Цель какая: чтобы расстояние в миллиметрах на линейке от пересечения с -0,5 до пересечения с -2,5 было ровно в два раза больше расстояния от пересечения с -1в до -2в. То есть от пика до пика в два раза больше чем от половинки до половинки. Далее уже совсем плохо помню, прошу поправлять и  дополнять.

Edited by Вася
  • Like (+1) 1
Posted (edited)

Так есть SE Amp CAD, где изменяя режимы и параметры нагрузки можно увидеть результат по искажениям, TubeCurve, ещё куча симуляторов. Этого недостаточно?

Для полноценного анализа различных ламповых каскадов есть "Справочник радиоинженера" Р.Лэнди (вряд ли какая-то методика будет более полной).

Edited by Сергей Ал.
Posted

Всё эти программы есть... Книги и справочники тоже есть. Но чтобы из всего материала книги собрать готовую рабочую методику расчёта это нужно быть очень подготовленным специалистом. И новичкам этот просто не по зубам. Пользоваться программами вслепую... Тоже пальцем в небо. 

Поэтому было бы неплохо коллективно брать один типовой каскад и разжевывать его, до полного разбора методики. И так переходить к следующему. 

  • Like (+1) 4
  • Thanks (+1) 1
Posted (edited)

Любая методика и программы-симуляторы - упражнение для ума, не более. Никакие результаты расчётов и симуляции не дадут реального представления о звуке, к тому же все они используют ограниченный перечень параметров. А новичкам нужно просто использовать уже накопленный опыт по наиболее распространённым типам ламп, например отсюда http://audio-db.info/AudioDB/BazaPraktiki/Usilenie/Lampy/Alfavit

По поводу использования "вслепую" - кто-нибудь знает, например, каким должен быть "хвост гармоник" в цифрах (кроме общепринятого мнения, что он должен быть "плавно спадающим")? Или кто-нибудь учитывает сдвиг рабочей точки в динамическом режиме? А в расчёте трансформаторного каскада кем-то учитывается комплексный характер нагрузки? 

Лэнди_86-сдвиг раб.точки.jpg

М.Джонс  505.jpg

Работа мощного усилителя НЧ на комплексную нагрузку Дроздов 12.jpg

Впрочем, это лишь моё мнение, наверное, могут быть и другие.

Edited by Сергей Ал.
  • Like (+1) 2
Posted
33 минуты назад, Сергей Ал. сказал:

Никакие результаты расчётов и симуляции не дадут реального представления о звуке,

Тут речь не о звуке идет, а об электрическом расчете каскада.

Если каскад "не в режиме", тут уже не до звука (даже до "лампового").

 

 

  • Like (+1) 3
Posted
29 минут назад, Alex Torres сказал:

Если каскад "не в режиме"...

Для любой лампы в даташите указан номинальный режим (за исключением случаев использования не по назначению, например, ламп для строчной развёртки), который и нужно брать за основу.

Posted
2 минуты назад, Сергей Ал. сказал:

Для любой лампы в даташите указан номинальный режим

О том и речь- рассчитать такой каскад.

 

  • Like (+1) 1
Posted
5 минут назад, Alex Torres сказал:

О том и речь- рассчитать такой каскад.

 

Александр, я никого не отговариваю заниматься такими расчётами (в любом случае польза будет, в т.ч. понимание работы каскада). Просто не стоит ждать от результата какого-то существенного улучшения в звуке готового изделия.

Posted
16 минут назад, Сергей Ал. сказал:

Для любой лампы в даташите указан номинальный режим (за исключением случаев использования не по назначению, например, ламп для строчной развёртки), который и нужно брать за основу.

старые учебники пестрят такими расчётными предложениями,  далеко не с номинальными режимами :

 

----------------

009.thumb.jpg.77def6d36d38465fbd5c4af8ef927268.jpg009-.thumb.jpg.7d40baa6e3c5611b7e527a9022818d67.jpg

 

  • Like (+1) 1
Posted
27 минут назад, Сергей Ал. сказал:

Александр, я никого не отговариваю заниматься такими расчётами (в любом случае польза будет, в т.ч. понимание работы каскада). Просто не стоит ждать от результата какого-то существенного улучшения в звуке готового изделия.

Сергей, в старых учебниках для радиолюбителей есть все расчёты, от А до Я , НО молодёжь углубляться в сии изучения не желает, ритм жизни иной, им удобнее получить готовое решение и повторить его, опираясь на отзывы и советы. 

Но Климентий открыл тему по ;

9 часов назад, Климентий сказал:

Как бы совместными усилиями изложить методики расчёта рабочей точки для  наиболее популярных и распространённых ламповых каскадов

Как по мне, было бы замечательно открыть тему и по готовым изделиям, с подробным описанием ит.д., но сие зависит от желания участников форума, давать такие разжёванные решения.... Кто то считает, что форум не должен быть "радиокружком ""умелые руки""", кому то это просто неинтересно.... Насилком не заставишь, а желание не "навеешь" . Тут всё зависит от самих участников форума, в каком направлении движения они его видят и каким он должен быть по их мнению.....Задать вектор - этого мало, мы же здесь не на работе, а в том месте, где желаем просто общения на объединяющее всех одно хобби.?

  • Like (+1) 1
Posted
1 час назад, Ollleg сказал:

На ум сразу приходит старый добрый "Вестник"

"О том, как правильно рассматривать каскад..." Мельком, так сказать, походя... Рассмотрел и дальше пошёл. Не знаю, я как-то больше Цыкину, Кризе, Войшвилло, Ризкину доверяю.  И немного Моргану нашему, Джонсу. Некие "номинальные" режимы из справочника меня тоже не устраивают, если только это не даташитные режимы ламп для оконечного усилителя НЧ. С резистивным каскадом с ОК всё совсем просто ( с ОК - ОК). Неофитские непонятки (не-не) возникают при рассмотрении каскада с трансформатором. Тут обычно два вопроса:

1) Почему в резистивном каскаде линия нагрузки начинается от Ea, а в трансформаторном она продолжается дальше вправо;

2) Приведённое - это что и как?

А некоторые пытаются отменить всякие там "внутреннее сопротивление", "крутизну" и прочую чушь. 

 

Posted
49 минут назад, Stan Marsh сказал:

1) Почему в резистивном каскаде линия нагрузки начинается от Ea, а в трансформаторном она продолжается дальше вправо;

Хороший вопрос.

Стас, не понятно, в трансформаторном для постоянки активное сопротивление 100ом +- , вполне адекватно его не учитывать, но если опираться на реактивное сопротивление Ra , то графически это выглядит так:

Или я чего то не понимаю? Обычно выходной так и рассчитывал (получи мнение дилетанта:classic_blush:

010.thumb.jpg.962f7e8cb0d46363f4a0ea2609c1b32e.jpg

Posted
18 минут назад, Ollleg сказал:

графически это выглядит так

Да. Но некоторые удивляются: Как так, напряжение катод-анод +250В, а откуда берётся амплитуда до +390?! 

Особо туго идёт разъяснение приведённого сопротивления, сам читал: Купил трансформатор на 6 кОм, померил сопротивление, а там всего 300 Ом! Обманули.

Posted
5 минут назад, Stan Marsh сказал:

Да. Но некоторые удивляются: Как так, напряжение катод-анод +250В, а откуда берётся амплитуда до +390?! 

Особо туго идёт разъяснение приведённого сопротивления, сам читал: Купил трансформатор на 6 кОм, померил сопротивление, а там всего 300 Ом! Обманули.

Ну это уже даже не про любителей, просто человек зашёл посмотреть, как схема выглядит.....Разное бывает.

Posted
1 час назад, Ollleg сказал:

...если опираться на реактивное сопротивление Ra

Не нужно забывать, что на НЧ параллельно приведённому сопротивлению подключена индуктивность, поэтому нагрузка каскада будет отличаться от СЧ/ВЧ 

Лэнди экв.тр.НЧ.jpg

Posted
14 часов назад, Stan Marsh сказал:

Насколько всё было бы проще, работай наш каскад на резистор и на одной частоте!?

ну если говорить о штатных режимах 6н8с (вторая лампа 6с4с), да если нет хорошего вых. трансформатора,

то вообще можно сотворить этакое....?

убираем подмагничивание тр. , по входу предварительный с выходом вольта 3-4....

нечто подобное, но с другой на вхоже лампой, читал в каком то журнале 90х....

с анода 6с4с хорошей емкости в 20мкф вполне должно хватить....

5555555555555555.thumb.jpg.62fb98e0febbfdaa30b472a8158a8c01.jpg

Posted

Самое интересное в каскадах  вот

 

transformator4-300x140.jpg

Эквивалентная схема трансформатора с подключенным источником сигнала и нагрузкой приведена на рис. 4. Здесь:

Rг — внутреннее (выходное) сопротивление источника сигнала (генератора);

R1 — активное сопротивление первичной обмотки;

Rп — сопротивление, эквивалентное потерям в магнитопроводе;

R2/=R2/n2 — приведенное к первичной обмотке активное сопротивление вторичной обмотки, где n=W2/W1 — коэффициент трансформации;

/=Rн/n2 — приведенное сопротивление нагрузки;

С1 — собственная емкость первичной обмотки;

C2/=n2C2 — приведенная собственная емкость вторичной обмотки;

C3 — межобмоточная емкость;

/=n2 C — приведенная емкость нагрузки;

L1 — индуктивность первичной обмотки (индуктивность намагничивания);

Ls1 — индуктивность рассеяния первичной обмотки;

Ls2/=Ls2/n2 — приведенная индуктивность рассеяния 

хотя наверное не в этой теме

 

Posted

Ну да, эта хрень вообще не должна работать! Трансформатор далёк от совершенства и не особо пригоден для передачи сигналов в широкой полосе.?

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Ну так вполне себе прижилась у нас. Никто не гнобит, не оскорбляет - она активно в обсуждаемых темах, открыта для любых советов, которые ей дают. Учится человек, выставляя схемы и задавая вопросы.  Ну так а где ещё нормально подскажут и чему то научат, как не у нас? Сам в свое время читал темы АП и по ним учился.  А на "умирающих" сайтах (в кавычках, потому как не всё видать со стороны) могут сидеть и 6-7 человек, общаясь между собой, пусть и нечасто, но по существу. К ним приходят, задают вопросы, они отвечают - может им более широкое общение и не нужно? Их полное право. У каждого своё понимание, каким должен быть сайт, что бы он его устраивал. Мы же все разные, не роботы.....
    • Конечно всё, их применяют те, в катодах, которым по х... как играет музыка ибо светодиод создаёт резкую нелинейность в катодной цепи. Лучше всего, что приходилось слышать мне, это английские проволочные резисторы 20х годов (прошлого века, естественно),   шунтированные блэк гэйтами. Но сейчас это музейная редкость, но она у меня есть.     Я полагаю это что-то с ненормативной лексикой, так лично меня, этим не удивишь-всю жизнь на стройке работаю.
    • При одном вариативном дополнении , если перед низкоомным РГ  стоит сильнотоковый(в известных диапазонах) трансформаторный выход .  Выход такой у предусилителя и низкоомный вход УМ это основа правильного согласования .  Субъективно ещё и формируется НЧ  основание(основательность) , энергичность подачи , что , собственно , и пробивает реализм на малой громкости .  Всё, что с конденсаторами на выходе , лучше работают , имхо, с более высокоомными РГ , аудиопредки были ( думаю) не глухие, поэтому и ставили высокоомные. Г - регулятор (задатчик - 47к -2вт тантал) , пожалуй в моём реестре - один из лучших . Точность 1% , набор из 0,5вт танталовых резисторов , 21 позиция . Маловато , сейчас модно уже свыше 40 .   ТКD , но Noble были в силуминовых корпусах , и регуляторы баланса , я такой имею даже , с впадиной тоже, звук по музыке вопросов вообще не вызывал ни разу . АЛПС в ранних Сансуях 900 серии ставили РК50 (), большие , звук безупречен , стоит такой в моём основном однотакте .
    • Дык почитай Катерину нашу, не втОрую, может что и снизойдет, в понимании человеков.
    • Полоса не причем. На РГ меньшего номинала при "ночном" прослушивании панорама и масштаб сохраняются лучше, проверял не один раз. Хотя, для кого-то это и не важно.
    • Собственно на тему SUSY, по мотивам Н Пасса. Цирклотрон.  Некоторое время тому назад вышел из строя "большой" IGBT модуль на пару килоампер, а выведший его из строя подарил радиатор, который на снимке. Потом подвернулись СИТ-ы 801, 802, 926 серий, равно как и ПК-15 или 16, надписи отсутствуют. Потом появился опыт применения CFA, которые с "токовой" (на самом деле - нет) обратной связью. Чтение работ автора топологии привели к тому, что будет собственно представлено ниже. С платами, схемами и 3D эскизами. Пояснение топологии от автора (www.stereophile.com/content/pass-labs-x1000-monoblock-power-amplifier-supersymmetry-explained) с переводом от самого Google Ввиду упорства, достойного лучшего применения, комментарии ...филов, Пафнутичей, свидетелей особых схем и безродных космополитов не будут представлены. Ввиду низвергания любой технической темы во флуд и "гумраздел". Пока режимом read-only. Объяснение суперсимметрии В большинстве случаев схемы без отрицательной обратной связи можно точнее описать как схемы, в которых используется только локальная обратная связь. Некоторые могут утверждать, что локальная обратная связь всё равно остаётся обратной связью, но, по словам Нельсона Пасса, «локально вокруг любого усилителя всегда присутствует определённая обратная связь в силу самой природы устройства». Он считает, что «отсутствие обратной связи» описывает схему, в которой отрицательная обратная связь не распространяется дальше одного каскада или усилителя. Обычная отрицательная обратная связь, локальная или иная, используется для того, чтобы выходной сигнал схемы был больше похож на входной. В суперсимметрии обратная связь не используется в общепринятом смысле, а служит для того, чтобы две половины уже симметричной сбалансированной схемы вели себя одинаково в отношении искажений и шума. По словам Пасса, «это значительно снижает дифференциальные искажения и шум, но не в каждой половине схемы, рассматриваемой отдельно. Суперсимметричная топология не использует операционные усилители в качестве строительных блоков и не может быть представлена с помощью операционных усилителей. Она имеет два отрицательных входа и два положительных выхода и состоит из двух согласованных блоков усиления, соединённых в одной центральной точке, где напряжение в идеале равно нулю. Топология уникальна тем, что в этой точке искажения, вносимые каждой половиной, оказываются противофазными сигналу, и мы используем это для усиления полезного сигнала и подавления шума и искажений. Это происходит взаимно между двумя половинами схемы, и результатом является симметрия сигнала относительно осей напряжения и тока, и антисимметрия для искажений и шума. Это означает, что искажения и шум каждой половины проявляются одинаково и компенсируются. «Если вы построите такую симметричную (сбалансированную) схему, вы уже получите большую часть этого эффекта. Если вы подключите согласованную дифференциальную пару транзисторов без обратной связи с помощью сбалансированного сигнала, вы увидите сбалансированный выходной сигнал, искажения и шум которого, как правило, составляют одну десятую от того, что есть у каждого устройства по отдельности, исключительно за счет компенсации. Благодаря суперсимметрии характеристики одной и той же дифференциальной пары могут быть настолько идентичны, что на дифференциальном выходе будут искажения и шумы, составляющие всего 1/100 от искажений и шумов каждого устройства по отдельности... «Суперсимметрия не снижает искажения и шумы, присутствующие в каждой из половин выходного сигнала балансной схемы. Именно характеристики балансной дифференциальной схемы значительно улучшаются, что приводит к одному единственному требованию суперсимметричной работы: она должна управляться балансным входным сигналом и выдавать балансный выходной сигнал. Суперсимметрия обеспечивает абсолютно идентичное поведение двух половин балансной схемы. Построение двух половин схемы с одинаковой топологией и точное согласование компонентов позволяет снизить искажения и шумы примерно на 20 дБ, а небольшая локальная обратная связь — ещё на 20 дБ. Этого легко добиться, используя всего один каскад усиления вместо нескольких, необходимых в традиционных схемах, что приводит к получению только одного «полюса» высокочастотной характеристики, которая безусловно устойчива без компенсации. Фактически, если построить суперсимметричную схему с несколькими каскадами усиления, она не будет работать как... Ну что ж. По иронии судьбы, концепция суперсимметрии не только позволяет создавать очень простые схемы усиления, но и фактически требует их для хорошей производительности. «Сбалансированный однотактный» — это термин, который я использую для обозначения дифференциального использования двух однотактных усилителей класса А. Классическая дифференциальная пара транзисторов (или, если уж на то пошло, ламп) — как раз такая топология. Балансированный однотактный — это оксюморон в том смысле, что большинство энтузиастов однотактных схем считают, что наиболее желательной характеристикой однотактных схем является генерация ими чётных составляющих искажений благодаря их асимметрии. Пуристы укажут, что балансная версия однотактной схемы будет испытывать подавление шума и чётных составляющих. Именно так. Интересно, что несимметричный характер каждой половины балансной схемы не приводит к значительным искажениям нечётных порядков, а когда чётные составляющие и шум подавлены, искажений и шума почти не остаётся. В любом случае, «балансный однотактный» — это фраза, которая точно описывает схему. Вот и всё. — Нельсон Пасс  
    • Не надо    А я слушаю в том числе то, отчего уши заворачиваются у многих. Возрастных особенно. :)
    • Я на данном проекте сравнивал  PCM5102 и ES9018K2M        ES9018K2M - по параметрам как бы лучше, чем PCM5102. Но без допиливания в стоковом состоянии завалил воспроизведение тестовых дисков. И это связано именно с организацией питания буферного операционного усилителя по аналоговому выходу цапа. Плюс тут используется собственный генератор импульсов, а не синхронный режим и накапливалась ошибка синхронизации, что выливалось в "бух" раз в 30 секунд. Справедливости ради, если на PCM5102 отключить синхронный режим, то будет точно такой же "бух" раз в 30 секунд. То есть данный модуль нужно допиливать по питанию буферной микросхемы и нужно переключать в синхроный режим. А для переключения в синхронный режим - там не просто перемычку распаять как на PCM5102 тут нужно кварц выпаивать и что то в схеме на плате перепаивать - то есть перемудрили китайцы при проектировании этого модуля. В принципе это всё делается, но модуль то дорогой (по сравнению с PCM5102) и хотелось бы чтобы он сразу работал качественно. Специально выбрал "премиум" модуль ....... и такой облом.
    • Есть такой DAC PCM2706+ES9023  в качестве тестового цапа....... По звуку совершенно не цепляет.       И такой есть ЦАП PCM2704   Но оно всё по звуку хуже PCM5102
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.5k
    • Total Posts
      100.9k
×
×
  • Create New...