Jump to content

Recommended Posts

Posted

Лето не прошло даром. В свободное от основных дел время родилась вот такая схемка фонокорректора:

Корректор_5.JPG

Исходные задачи были такие: получить достаточно высокое выходное напряжение, получить на выходе неинвертированный сигнал, использовать распределенную коррекцию между 1 и 2, 2 и 3 каскадами, регулировка выходного уровня, использование пальчиковых ламп.

Есть вот такие результаты моделирования, за что спасибо @Stan Marsh

IMG-20250814-WA0002.jpg.7d226c571d979346d40d6daf13606c37.jpg

IMG-20250814-WA0004.jpg.395210a69d1f541e7635529f83ceef0e.jpg

 В моделировании: подъем - это от модели головки, нормально, если нужно равнять, то под головку непосредственно.

В железе в виде макета "на соплях" существует один канал, выглядит он сейчас так:

IMG_5381.jpg.639c9b272fb8604b77cad328df85d57d.jpg

А вот прямоугольный сигнал 1 кГц, поданный на вход макета через цепь анти-риаа:

IMG_5382.jpg.81408e7c8a89e0051f57d43e88bd80e3.jpg

Есть несколько безумные идеи по организации питания, если будет интересно, то поделюсь.

  • Like (+1) 3
  • Thanks (+1) 1
Posted

6Н1П по току задушена, ей меньше двух мА противопоказано, резистор в аноде не более 33 кОм надо бы...

Соответсвенно и в катоде подрихтовать придёться...

Моё мнение.

  • Like (+1) 2
  • Smile 1
Posted
15 минут назад, СЮТ сказал:

6Н1П по току задушена, ей меньше двух мА противопоказано

Сейчас у 6Н1П ток порядка 1,5 мА. Чутка разогнать в принципе не проблема. А почему 6Н1П противопоказан меньше 2 мА ток?

16 минут назад, СЮТ сказал:

не более 33 кОм

А какие соображения по выбору именно такого номинала? В советских схемах часто можно встретить 6Н1П с достаточно большими номиналами анодного резистора.

Posted

6Ж32П в триоде на входе ММ-фонокорректора - "деньги на ветер", хотя как триод со средним коэффициентом усиления вполне соответствует применению. Но ради улучшения переходных процессов ток увеличить до разрешенных 2,8-3 мА.
СЮТ прав - 6Н1П (лучше бы 6Н1П-ЕВ) на голодном пайке имеет загиб ВАХ и даже при малых сигналах уже рождает искажения, а тут все-таки пара вольт имеется.

6П1П в анод при данном питании 4,7-7,5 кОм просится.

А за смелость плюс. Были у меня страшные макеты, но так бы я не рискнул.

6n1p6vah10ma.jpg

  • Like (+1) 2
Posted
10 минут назад, alss сказал:

как триод со средним коэффициентом усиления вполне соответствует применению

Поскольку здесь 4 каскада, то и усиление от каждого каскада слишком большое не нужно.

На макете при подаче на вход с генератора синуса 5 мВ 1 кГц (без антириаа), на выходе при максимальной громкости 5,2 В. Более, чем достаточно, чтобы любой усилитель раскачать.

  • Like (+1) 1
Posted
1 час назад, Valinor сказал:

Сейчас у 6Н1П ток порядка 1,5 мА. Чутка разогнать в принципе не проблема. А почему 6Н1П противопоказан меньше 2 мА ток?

А какие соображения по выбору именно такого номинала? В советских схемах часто можно встретить 6Н1П с достаточно большими номиналами анодного резистора.

Где-то в старых журналах Радио было рекомендовано использовать 6Н2П с током не меньше 0,8 мА, а 6Н1П с током не менее 2 мА.

При резисторе 33 кОм в аноде ток будет порядка 4,5 мА...

 

Posted
24 минуты назад, СЮТ сказал:

6Н1П с током не менее 2 мА

Хорошо, можно подкорректировать режим. Поставить анодный резистор 47К, а катодный резистор 1,3К. Тогда ток будет порядка 3 мА.

47К номинал мне больше нравится, более стандартный.

  • Like (+1) 1
Posted

Я бы поставил корректирующие емкости после разделительных, можно с гораздо меньшим напряжением, например керамику NP0.

 

Boka Di.pdf

Posted

По поводу расположения разделительного конденсатора приведу цитату из Моргана Джонса:

Цитата

 

В самом начале при анализе не было учтено влияние разделительного конденсатора связи Ср хотя он должен оказывать некоторое влияние на эквивалентное сопротивление схемы Тевенина, с которой он связан электрически. Можно было бы использовать в качестве С, конденсатор очень большой емкости, чтобы сделать его реактивное сопротивление очень маленьким по сравнению с последовательно включенным резистором 200 кОм. Однако более элегантным решением является небольшое изменение его местоположения в схеме.

Снимок экрана 2025-09-04 в 23.56.08.jpg

В этой новой ситуации величина емкости конденсатора может быть относительно небольшой, поскольку его реактивное сопротивление не сильно критично сравнительно со значением сопротивления резистора, равного 1 МОм. Параметр постоянной времени 75 мкс соответствует частоте ослабления с уровнем —3 дБ, равной примерно 2 кГц, то есть той частоте, на которой значения величин других компонентов схемы становятся критичными. На частоте 2 кГц конденсатор с емкостью 100 нФ имеет реактивное сопротивление порядка 800 Ом, что составляет менее 1 % от значения сопротивления 1 МОм. Если бы местоположение конденсатора не изменялось, то понадобился бы конденсатор с емкостью более 470 нФ просто для того, чтобы обебспечить необходимую точность частотной коррекции RIAA.

 

  • Like (+1) 1
Posted

Желание применить низковольтные конденсаторы понятно, но с такими стандартными номиналами, как на схеме, не должно составить труда найти подходящие конденсаторы на нужное напряжение. Те же Wima, Epcos, КСО и др.

Выложу еще одну схему с идеей по анодному питанию для одного канала:

Корректор_7.JPG

Наткнулся на интересную высоковольтную микросхемку LR8N3-G, которая по сути является аналогом LM317, но зато может работать на напряжениях до 450 В. Удобно будет расположить на плате такой маленький стабилизатор анодного напряжения максимально близко к лампе. Единственный недостаток, что номинальный ток всего лишь 10 мА, а максимальный ток 30 мА при падении напряжения не более 12 В на микросхеме. Запитывал на макете через такой стабилизатор 6П1П с током 12 мА, проблем не обнаружил.

  • Thanks (+1) 1
Posted
В 04.09.2025 в 21:40, Ollleg сказал:

если бы макет был действительно "страшным", он просто не появился бы на всеобщем обозрении....

Только сейчас прочитал под спойлером. Приношу свои извинения - я имел в виду ЭМС, к деталям, пайке, удобству доступа никаких претензий.
Пример моего самого страшного макета

макет_6Р4П.jpg

  • Like (+1) 2
Posted
19 часов назад, alss сказал:

Приношу свои извинения

Я только уточнил, какие извинения?

У нас же просто обсуждение, без всяких "виноват" - не "виноват".:smile-50:

Posted

Вполне. У меня изначально была идея на каждый каскад свой электронный дроссель поставить. А потом попалась микросхемка, которая мне показалась более подходящей и удобной в применении в данной схеме.

  • Like (+1) 1
Posted

Идея по реализации накала возникла такая: взять из даташита lm317t стандартную схему включения зарядного устройства с стабилизацией напряжения и ограничением тока (в даташите она на 6 вольт как раз), и приспособить ее для питания накала каждой лампы с возможность подстройки напряжения при необходимости.

Выглядит это так:

Корректор_8.JPG

  • Like (+1) 1
Posted
48 минут назад, Valinor сказал:

накала каждой лампы

Вполне, вот как в этом ФК, например:

IMG_20250904_162717.jpg

 

Своя персональная мсх на каждую лампу. 

  • Smile 1
  • Smile 1
Posted

Чиподипов не поймешь. Бывает, что текущая цена - 300 р, а на заказ -1300, если не 3000.

  • 1 month later...
Posted

Один канал корректора обрел свое физическое воплощение. Вот так выглядит собранная плата:

IMG_5506.jpg

Конденсатор 20 нФ подобрал из имеющихся не идеально точно, получилось примерно 20,3 нФ.

Прямоугольный сигнал 1 кГц через цепь антириаа:

MAP003.jpg

Прямоуольный сигнал 5 кГц через цепь анти риаа:

MAP004.jpg

 

По напряжениям на плате картина получилась следующая:

Общее питание 310 В.

6Ж32П: Ea=247 В, Uа=117 В, Uк=1,95 В.

6Н1П: Ea1=296,7 В, Ua1=181,5 В, Uк1=3,2 В, Ea2=297 В, Ua2=180 В, Uк2=3,25 В.

6П1П: Eа=292 В, Ua=174 В, Uк=13,92 В.

Накал выставлен везде 6,1 В.

 

Из неприятного: выходной каскад на 6П1П не запускался, срабатывала защита по току в стабилизаторе, прожорливая лампа для одной такой микросхемки. Заработало, когда я на вход 310 В подал, чтобы падение напряжения на микросхеме было минимальное. По-хорошему, нужно умощнать для выходного каскада микросхему анодного стабилизатора.

Плата в открытом виде на столе лежит. При достаточном для прослушивания уровне громкости фон можно услышать только приложив ухо к динамику колонки.

  • Like (+1) 1
  • Cool (+1) 1
Posted

По сколу вершины меандра 1 кГц нижняя по минус 3 дБ около 25 Гц - получается почти что RIAA-78, которая, оказывается, в последнем стандарте 5-летней давности узаконена еще раз.
OFF. В своих поделках стараюсь придерживаться первой редакции 1953-его года.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   1 member


  • Клубы

  • Сообщения

    • Надо забыть про Лаутеры, не пиарить, не упоминать даже лишний раз, люди купят самый дешёвый, на феррите, будут разочарованы, неудача раздавит их, Лаутеры сложные, они для Мастеров, которые знают, как их укротить. В динамиках AER в дальнейшем, немецком развитии Лаутеров, или подражании им до 23 кГц. .... "устанавливавшие батарею из многочисленных ШП в щит или ОЯ, обнаруживая...." - это не совсем наши люди, это другие, с ними не сюда. Выше попросили привести примеры, я привёл один совершенно недоступный сейчас динамик по разным причинам, и совсем недорогой, массовый и раскрученный, ставший совсем дешёвым, после того как дико кричал на протяжении полугода на старом АП, в руках человека, который не видел его ещё тогда и не слышал, а услышал через полгода через усилитель на микросхеме....  И в тоже время эти динамики работали в фабричном и самодельном оформлении Никерманн, на соседнем тогда аудио гаррет, там целые ветки были, в колонках bose, в разных других колонках по всему миру, их применял А. Князев, не ругал М.Н.Ураков, восторгался упомянутый выше Дж.Эсмилла. Они идеально ровные в родном, студийном оформлении в ящике-фазоинверторе с портом и грилем, у меня как раз такие, на магните наклеены кольца из пробки для фиксации, видимо. Есть куда лучший и более сбалансированный вариант АД 5200, точный номер опять забыл, надо смотреть в той, другой теме, 12 дюймов, 40-16.000 гц. на все случаи жизни, есть вообще шикарные Филипсы, без рюмок (виззеров), более старые, много писал Сергей Ефимов. Это правильно с точки зрения людей, прошедших обучение по профилю, для рекомендаций покупателям по поводу выбора. Самодельщик не нуждается в правильных советах, он сам всё пробует, полагаясь на свой опыт и своё представление о том, как должно быть. А вот что-то с Изофоном и не пошло дело тут, даже с хвалёными Оркестра, или как их. Совершенно верно, шеф долгое время возил с собой маленький колокольчик, и с ехидным видом звенел перед лицом пациента, демонстрируя, возникающие и затухающие и стихающие.... Какие жанры смотря, если камерную, скрипичную, небольшие составы без массивных инструментов, то можно 8-10 инч. И если небольшое помещение, но в последнее время склоняюсь к большим формам, крупным  ширикам, покажу фотки как-нибудь.
    • Да, к сожелению встречал только ПВХ. Делал из него "общий-шина", изоляцию снимал, там где было надо - одевал "термоусадку".
    • Ранние варианты регулирубщих триодов со штырями вместо колпачков: ГП-5 опытнаяя 68 года ГП-5 переходная 69 года Видно то, что первым ушла категория опытности, а вот штырь уже сменился на колпачок куда позже.
    • Ну, если одножильный, то почему бы и нет. Но ПВХ изоляция мне не очень нравится. Может есть в силиконе? Типа ПРКА, но моножила? Хотя, можно использовать и голую моножила, типа лужёнки или обмоточного. Собственно, это не так уж и принципиально.
    • Да у меня тоже есть, но перед новым проектом всегда пытаюсь попросить совета у профессионалов и прежде, чем собирать, прошу их посмотреть схему или по трансу расчёт и высказать своё мнение, замечания - иной раз очень полезно бывает. Обычно в ЛС стучусь, если не хочу на всеобщее обозрение показывать свою некомпетентность обычного радиолюба.   Здесь есть: https://newaudioportal.com/topic/1659-однотактный-усилитель-на-6с4с-с-максимально-допустимым-напряжением-на-аноде/       --------------------------------------------------------------------------------- Если загонять 6с4с в максимально возможный режим по анодному напряжению, нам вых.тр нужен порядка 8к, при этом на сетке -74В, для себя кроме проблем не вижу никаких плюсов, потому и выбран средний режим, к которому и вых. тр подойдёт с меньшим сопротивлением и раскачивать нужно будет 60В, супротив 74.... Конечно, каждому своё, для того нам и выбор дан.    Ollleg
    • А почему бы просто на ВАХ нагрузочную не нарисовать, приближенную к кривой макс. мощности анода, по касательной в выбранной раб. точке? Это если требуется снять с лампы максимум. При таком анодном явно около 7К получится в оптимуме.
    • "Установочный" провод - одножильный, им ведут разводку в распределительных щитах. Я у себя на входе в дом в щите использовал провод 6мм/кв.
    • Сергей, ну он просто немного некорректно выразил свою мысль, но мы то все поняли, что имелось в виду. Оконечник - лампа на выходе, Драйвер переименован в предусилитель, но суть ясна, отдельных предусилителей в классическом понимании этого термина таковых не бывает и быть не может, ясно как божий день.... Если только не "заточен" под один конкретный оконечник   Мотать хороший твз на 6..8 кило дело непростое, больше профессионалам под силу, т.что боюсь, с этим будут проблемы. Но попытаться всегда можно, чем чёрт не шутит? Только убедительный совет, не применяйте для этого непростого дела выходники с детский кулачок. Кстати, можно Normannа попросить дать исходные на такой ТВЗ, как мастер он обязательно подскажет.   Стас, ты где то приводил выдержку из старых учебников по этому поводу, можно попросить тебя повторить её, для большего понимания данного процесса? Спасибо.
    • У Войшвилло график приведён и как раз по 6С4С. Но при 250в. Этому можно верить?  Впрочем кто я такой чтобы сомневаться.. Хочется мне собрать Se на 6С4С(2А3)  с предельным Еа в 350в., вот и примеряюсь что намотать. Видимо следует ориентироваться на Ra=7...8 кОм.  
    • Уши у каждого свои и найти свой звук очень трудно. Так как НАДО САМОМУ слушать разную акустику и выбирать, именно то, что тебе очень нравится. Я Слушал клангфильмы, в том числе очень редкий 50 см динамик на кожанном подвесе с подмагничиванием и на литой корзине...... И после всего склонился к покупке авторских немецких динамиков..... Так как винтажные динамики в очень разном состоянии и часто по разному играют..... А часто, очень трудно найти парные винтажные динамики за адекватный ценник. А то, что сейчас просят за винтаж уже не в какие ворота не лезет ..... сейчас и современные динамики очень даже хороши, а проблем с их качеством и индентичностью в звуке сильно меньше, чем у винтажа. Как бы вам ответить- динамик должен создавать такие микротембры, чтобы на определенных частотах были резонансы в груди с музыкой и включалась сонастройка по эмоциям с музыкальным треком.... Что называется "цеплял за душу".  А вот на каких частотах происходит эта сонастройка зависит от человека.... Кто то настраивается на НЧ - низкочастотные люди, , кто то на средних частотах, кто то на ВЧ .....   У кого то просто просажены уши на определённых частотах или от рождения есть не восприимчивость на определённых частотах....... Поэтому и музыки разной много и акустика по разному настраивается - нет общего канона...... В первую очередь, нужно самому определиться, что тебе надо, а потом только акустику подбирать....
    • У меня в акустике фильтр был на 6кГц к ним. ЗЯ двух полоска.
    • Ага, это в 90-х годах заново открыли радиолюбители. А может просто прочитали учебники 30-х.     
    • Эти заточены под ЗЯ и бумажный твиттер, оптимально кросситовать на 2,5-3к, не совсем ШП.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      106.3k
×
×
  • Create New...