Jump to content

Recommended Posts

Posted

Есть у меня один известный катушечный магнитофон и захотелось слегка его модернизировать. А именно поставить на входе УВ полевой, а именно JFET транзистор. Это обещает несколько неплохих "плюшек". :er:  

Вот такая схемка УВ: 

106.thumb.jpg.0f0f92e1352cab4546702022ef267e97.jpg

В общем неплохой подбор элементов но есть несколько "косяков". Стал поправлять. :smile-59:

Транзисторы нашел самые незамысловатые КП303В.  В отличии от мосфетов с изолированным затвором, они не так боятся пробоя статикой. За много лет ни разу не убил ни одного, хотя ни как не защищался..

Для простоты нарисовал как расположены "ключи" в полевых сборках. Так нагляднее.

Posted

А зачем и что Вы от этого хотите получить, ведь крутизна у полевика гораздо меньше , а значит и Ку упадёт, кроме того фликер шумы у полевиков высокие. В своё время году этак 1985-ом, я пытался на на КП307А построить линейный входной каскад в УВ , не помню причину ( знаний тогда наверно не хватило ) но что то пошло не так. отказался от этой затеи.

Posted

Да конечно усиление у полевика много меньше но запас по усилению у схемы в целом есть. Так что это не проблема. Полевик более линеен чем биполярник и к тому же он меньше шумит даже по сравнению с КТ3102. Ну и входное сопротивление УВ...

После подбора режима и некоторого изменения в цепях после первого каскада, получил тоже усиление что было. Схема стала такой: 

106.jpg.fac2fad49491f27b4edbcc17e710e910.jpg

Однако появились несколько но. :smile-59:  Как обычно.

Posted

Звук есть но какой то грязноватый, стал смотреть осциллографом. Оказалось УЛ-ка генерит на частоте в несколько мегагерц. :smile-57:  Конденсатор между 1 и 2  сыграл злую шутку. Зачем его так поставили я хз. 

Переставил как должно быть по "даташит", с 2 на землю. "Дуло пропало". :smile-59: В смысле генерации не стало.

Posted

Звук стал чище однако АЧХ была явно не та что должна быть. Высоких чуть, зато НЧ прям заваливают всё. Первую ТАУ я явно нарушил. 

Чтобы не высчитывать долго, использовал симулятор. Набросал упрощенную схемку. Вот Такая АЧХ у исходного УВ:

.thumb.jpg.ca5f81e63b5513bfc014103d8d4b8150.jpg

Вполне себе красивая, для УВ прям классика. Между 20гц и 9кГц  примерно 30дБ. разницы.

У схемы переделанной под полевик, конечно не такая. :biggrin: Стал кумекать дальше.

Если кому интересно вот моделька:  predus_korr.zip

Posted

Интересно  ,  а как с шумами, и ещё можно ли убрать электролит на входе. Резистор в затворе можно попробовать уменьшить.

Posted
4 часа назад, ТимВал сказал:

Да конечно усиление у полевика много меньше но запас по усилению у схемы в целом есть. Так что это не проблема. Полевик более линеен чем биполярник и к тому же он меньше шумит даже по сравнению с КТ3102. Ну и входное сопротивление УВ...

После подбора режима и некоторого изменения в цепях после первого каскада, получил тоже усиление что было. Схема стала такой: 

106.jpg.fac2fad49491f27b4edbcc17e710e910.jpg

Однако появились несколько но. :smile-59:  Как обычно.

С3 на входе не нужен, головку параллельно затвору включают, напрямую.

С4 тоже не нужен, избыток усиления.

Правый вывод С14 переключить с истока на землю.

С6 под вопросом...

Posted

Кто-то просто взял этот кусок входной от схемы с пассивной коррекцией и прилепил на вход УЛ. Это типа кусок от формирователя АЧХ по ВЧ. 
С6 R8 вообще убрать. Отсюда и кондер в истоке

Тогда бы взяли схему от корректора с полевиками на входе и немного пересчитали коррекцию.
Либо надо в УЛке коррекцию пересчитывать . Там расчитано на входное 0.2 мВ , а усиление полевика не учтено. Смысл гасить его подстроечником на выходе ? 

  • Like (+1) 1
Posted

В конце 70-х годов выпускался 8-канальный катушечник FOSTEX A8 . Его УВ - как раз был с полевиком на входе ( 2sk117 ) .

Качество скана  сервис-мануала неважнецкое . Но эту схему так же упоминал Н. Сухов в одной из своих публикаций в Радиоежегоднике 1986 ( там есть небольшое описание этой схемы )   . 

П.С. - этот катушечник работал на 38-й скорости , под другую скорость - наверное , придется настраивать  цепь коррекции УВ .  

Снимок экрана (2585).jpg

Снимок экрана (2586).jpg

  • Like (+1) 1
Posted

Подогнал элементы коррекции и АЧХ стала как надо. И усиление стало больше, так что подстроечник 47к пришлось убавлять. Вот АЧХ УВ в модели: 

.thumb.jpg.a30af87fc38224b94ca4c2ca7afcc340.jpg

На слух тоже стало норм. НЧ не забивают всё.

Posted
13 часов назад, Андрей63 сказал:

Интересно  ,  а как с шумами,

С шумами очень даже хорошо. Не измерял но на слух шумит гораздо меньше исходной схемы.

13 часов назад, Андрей63 сказал:

можно ли убрать электролит на входе.

Да конечно. Просто был в исходной схеме и пока оставил. Вроде не мешает..

13 часов назад, Андрей63 сказал:

Резистор в затворе можно попробовать уменьшить.

Можно и наверное даже нужно. Полевик имеет очень высокое входное сопротивление и сильно ловит разные ВЧ помехи из эфира. Руку к проводам с головки не поднести-свистит сразу, надо всё экранировать наверное.:smile-55:

Головка феррит, так что 10ком. будет маловато, а вот 100к наверное зайдёт.

Posted

Нашел у себя в старых тетрадках такую схему: 

.thumb.jpg.d4ece3b1bbaea201f95091772a046aac.jpg

У кого то срисовывал но сделать так и не собрался. Источник схемы теперь конечно не узнать но магнитофон вроде был самодельный и выкладывался в каком то журнале.

Полевики на входе КП302А, однако обвязка странноватая. В затворе 2К4, в истоке 270ом, в стоке 910ом. Как то очень уж маленькие номиналы, хотя...

Posted

Не стоит связываться с нашими кп302, 303, 307 и 157ул1. Ни чего хорошего из этого не сделать. Все это шумит слишком сильно. Если хочется быстро микросхему, то лучше поискать LA3161 или  3162, которые в автомагнитолах часто стояли. Их там проще найти оригинальные. Полевики даже китайские 2sk170 (у меня) работают не хуже, чем старые тошибы. Специально не выслушивал, но разницы с ходу не заметил.  Можно поискать м51521, оригинальные мне нравились, ставили их в самодельные тиражники. 

 

Сопротивление по входу - добротность контура, если он настроен на верхнюю частоту. Если с полевиком, только ув, на пермаллое или сендасте, можно вообще не ставить шунт. Диод поставить для защиты встречно затвору. Емкость совсем убрать. Коррекцию ВЧ вынести во второй каскад в ФВЧ как у Сухова. 

Posted

Не ставил себе целью сделать супер качественный УВ, просто хотел улучшить существующий, Теми средствами которые есть в тумбочке. :smile-59: 

Сейчас схема такая: 

106.jpg.e9618169ab3209b94ea9cb68d4c699a0.jpg

Звук гораздо более качественный чем был изначально. Шум стал заметно меньше. 

Может займусь измерениями и ещё скорректирую схему но позже.

Хотелось бы найти измерительную ленту но где ж её сейчас найдёшь... :smile-61:

  • Like (+1) 2
Posted

IMG_8760.jpeg.bb6c3b7d10fb87f3a43a62b98a2f1d62.jpegЕсли интересно с полевиком можно схему из Nagra попробовать. Лишнее там выкинуть ,- оставить одну коррекцию , убрать диодные ключи и контур на выходе от ихней поднесущей в 100 кГц. 
Или вообще правую часть обрезать  оставить 3 тразистора входных , если  амплитуды мало , добавить выходную двойку . Но мне кажется во всех импортных 100-200 мВ на выходе УВ это норма .

Зачем эти 3 ключа и цепи мне неясно .

 

Posted
5 часов назад, Сергей А сказал:

IMG_8760.jpeg.bb6c3b7d10fb87f3a43a62b98a2f1d62.jpegЕсли интересно с полевиком можно схему из Nagra попробовать. Лишнее там выкинуть ,- оставить одну коррекцию , убрать диодные ключи и контур на выходе от ихней поднесущей в 100 кГц. 
Или вообще правую часть обрезать  оставить 3 тразистора входных , если  амплитуды мало , добавить выходную двойку . Но мне кажется во всех импортных 100-200 мВ на выходе УВ это норма .

Зачем эти 3 ключа и цепи мне неясно .

 

Три ключа - переключатель ВЧ коррекции.  Только вот диоды в качестве ключей это ж@па. Может до 50 мв еще и можно с искажениями мириться, больше уже совсем плохо. Резистора на входе схемы нет, это хорошо, меньше шума. 

  • Like (+1) 2

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Крайне осторожно отношусь к серебру, особенно в последнее время... Нравится более тёмное звучаение, с хорошим наполнением, забористое с сочными тембрами.
    • Есть такая схема в архиве.
    • Который раз в этой жизни открыл,посмотрел, закрыл..цены космос ;). Тогда надо и всё тянуть серебром в усилителе корреторе цапе и катушку динамка, и межблочный...я научился тянуть 0,35 провод серебрянный, но можно покупать и готовый. Надо ли, неизвестно
    • Так я изначально не шунтировал катодный резистор входной лампы ( про однотакт), что сказывалось на НЧ , децибела 1.5- 2...И усилении. Нагрузка дроссель следовательно нужна большая индуктивность.... Да, альтернативы БГ нет , а они у меня на 350в значит ограничено питание выходной лампы , из за этого и сделал фиксу. Правда нашёл очень хороший плёночник  167мкФ  ( выковырял из косинусных конденсаторов с подстанции) . Прям в питании конкурент БГ , от него питается первый каскад. Насчёт винтажно и круто это просто присказка , резисторы AB сейчас трудно что либо купить , это некоторая гарантия. В двухтактнике драйвер на 71А , транс фазорасщепительный,переходной кондёр Дуэлунд ( просто гарантия качества но возможно и не самый лучший).
    • Только такой:
    • Голографичность и жизнь , как следствие , имеет , конечно, свои критерии причинности.  Сосредоточившись на конкретно усилителе ,  автоматическое смещение не фатально, но в идеале (есть и компромиссы) это танталовые резисторы или ""не мёртвый "" металлфилм , типа Holco (чёрненькие ), хорошо работают AMRG  , из винтажных резисторов   - Драловид , Сименс , из советских -  БЛП , УЛИ . Шунтирование катодного резисторf -увы , по мне ,  альтернативы Блек гейтам нет (кто познал на практике), кроме редких шансов зашунтироваться бумагомаслом -теми же МБГО 30мкф ...- они без масла , правда  . Иначе лучше фиксированное смещение , т.к. там легче -  винтажные ROE , Керафайн , шуты бумагомаслянные . С автоматическим смещением из расчётного Uк-а  сминусуются напряжение падения на катодном резисторе . С 6с4с этак 50-60в в минус . Поэтому , когда на 6с4с подают на анод +250в , в остатке Uк-а = +190в , это уже заведомо ""мажор во фраке"" .., движение, скорость , энергия - это Uк-а не менее + 300в и вплоть до +360в при соблюдении оптимальных Ра . Сама парадигма - у меня всё винтажное и это круто , не факт , скорее всего прийдётся уходить на уровень , сорри " арт оф стейт ( не всем дано ментально) или риск ухода в нафталин и ""дедушкин ""звук . Работает , однако, интересный концепт (требует некоторого полёта мысли ..) - это нужное сочетание  винтажной и раритетной элем. базы (резисторы, лампы, конденсаторы, провода) с т.н. высокого качества современной , к примеру - переходные конденсаторы , трансформаторы , дроссели , те же резисторы -  тантал, угольные AMRG , проводки серебрянные литц. воткнуть (припаять) куда нужно - вывод исходящий переходного конденсатора -на упр. сетку оконечной лампы , не менее 8-12см. Слушаешь , атмосфера зала уже проявилась , хайхет заработал..
    • Доброго здравия, форумчанам! Кто нить делал ГУ-72 с непосредственной связью, типа такого.  
    • Если будем живы и если, вдруг, всё случайно сложится, приплыву к вам по большой воде через Томск и Омск весною, то, боюсь, на экскурсию на завод "Мелодии" нас так и не поведут, а только в Театр ваш большой и только)))) Только старые, лучше с чеками, неигранные и не дороже 200-т рублей! Академическая музыка, конечно, входит, вот только когда это будет, вопрос, навроде: https://vk.com/wall-190904265_25950 https://vk.com/wall-190904265_25618 https://vk.com/wall-190904265_24999 https://vk.com/wall-190904265_29254https://vk.com/wall-190904265_29254
    • Можно подумать в сторону режима А2, как вариант.
    • Согласен, но тут сама идея была другой - минимум деталей ( ну интересно мне)  и соответственно фикса во входном и выходном каскадах. Пока прирост прям понравился в разных сторонах . И голографичность и жизнь какая- то попёрла. У меня есть двухтакт на vt52 и всяческих хитрых лампах, 5 ватт . Но это не тот звук... Я его попробую доработать , пока правда не совсем понимаю. Видимо автомат выходных ламп определяет и кое какие детали ( кондёр по питанию например ). Всё остальное там винтажно - круто. У меня ещё проблема / преимущество как посмотреть, акустика 16 Ом. Там с выходником конструктивные проблемы есть. И др.
    • Известный тупичок с усилением на 3-5 вт , два каскада , чутьё хоть 98-100 дб на 1 ватте , но даже 4 ватта 6с4с -это мощность ограничения синуса , это 10%искажений и выраженные динамические ограничения (компрессия)  , (но) рабочая мощность , где АС будут сопрягаться без слышимых искажений интермодуляционных , для 6с4с не более 1,5 ватта .  Выход из ситуации , а она типовая , т.к. или со смиренным понурым видом въезжаем в комнатку порядка 10-15м2 , где прирост SPL  ( реальное звуковое давление в точке ) положительный и много ""мощии"" не требуется . Понимание , что АС в помещении 100м2 и 10м2 создадут абсолютно разные звуковые давления в точке прослушивания , подвигают к осознанию главной проблемы - согласования мощности (тока) реального усилителя с чувствительностью (и реальным импедансом) АС , работающих в конкретной кубатуре помещения , которое ещё может иметь и разные звукопоглощения и рассеивание, с расстоянием до самых АС от точки прослушивания . ""Тупик"" преодолим , в случае 6с4с или 2а3 , это сдвоенные они же в выходном каскаде . Конечно, не тупо паралелить, а с перерасчётом ( БП , выходные трансформаторы )  под вожделенные ""плюшки "" запаса динамического диапазона и тока . P.S.E.  c 2а3 (6с4с) играет практические любые жанры , подобрать лампы в пару в 21 веке , думаю , не сможет только ленивый . Рабочая мощность уже составит 3-4 ватта , 7- 9 ватт максимальная , и это уже хорошее рабочее согласование для АС типа Альтек , Клипш Хорн , всё, что с 93 до 100 дб , если нужен, конечно , реальный звук , а не его концептуальное , типа , понимание.    Р.С. Но что может ""вытворять"" сдвоенный на выходе однотакт на 300В ( 16-18 вт ограничение ) , это уже отдельная тема .    
    • Полностью согласен. "Запас карман не тянет" Ну у моих АС (не рупор) чутьё думаю 95 будет. Но вот концепция тоже не позволяет -2 каскада и vt52 , там ещё и Ri  вроде 1.6 кОм. БСО не слушаю , полегче всё- же , но некоторая электронщина тоже требует погромче. Регулятор громкости - есть всё же. Хотя стремлюсь к трансформатору с отводами....
    • Дополнительная мощность лишней не бывает, в разумных пределах. Вопрос в том, насколько качественными средствами она достигнута. Например, если мы слушаем симфоническую музыку с широким ДД, то запас по неискажённой мощности очень даже необходим. Вспомните о большом оркестовом барабане. Не всякая система может узнаваемо и адекватно его воспроизвести.  Я слушаю АС с усреднённой эффективностью в районе 98дБ*Вт/м с расстояния около 3м и двух ватт моего усилителя на 2А3 зачастую не хватает в пиках. Хорошо бы иметь около 5-8Вт, но не могу себе позволить в условиях выбранной концепции, потому мирюсь... Музыкальные пристрастия многое определяют.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      106.1k
×
×
  • Create New...