Jump to content

Recommended Posts

Posted

 Собственно идея не нова, но успешные реализаций концепции на каждом шагу не встретишь.

Из плюсов сразу на поверхности: более линейные характеристики по сравнению с классическим включением и возможность непосредственной связи с драйверной лампой без каких-либо дополнительных ухищренней.

Из минусов: естественно ток сетки.

 

EL509.jpg

Posted

Лично меня даже больше интересует вопрос применения не как выходной, а как составной драйвер для раскачки ламп имеющих смещение вольт эдак 200 и больше. Последнее всегда было больной темой.

  • 4 weeks later...
Posted

Но ведь эта раскачка предполагается не в одну лампу, я правильно понимаю? Тогда можно пробовать и традиционные версии, особенно если рассматривать индуктивную нагрузку как кошерную. Я вот лично предпочитаю или транс, или дроссель, но это конечно личная психиатрия. Зато в этом случае есть шанс получить от лампы достаточно линейные нужные вам 200 и более вольт. На эту роль подойдет не только ГИ-3 (очень, кстати, хорошая по голосу, одна беда - высоковатое внутреннее). Есть и другие, перечислю что-то навскидку, хотя понимаю, что уж вы-то их наверняка знаете. 

Для маломощных дел отметил бы АС/Р4. 4 Вт на аноде, до 700 вольт, усиление 20, внутреннее менее 3 кОм - и, кстати, весьма линейная и нейтральная, с ощутимой английской подачей. Из экзотики - ну, допустим, у "Сатора" есть вычурный триодик ND4 с 12-вольтовым накалом. Усиление 30, 12 вт на аноде, до 350 вольт, смещение достаточное чтобы без сеточных токов размахнуться вольт на 200... 250 на выходе, с запасом на падение на лампе. Ну, Ес, конечно: до 500 вольт, усиление под 15, на небольших токах за 200 вольт амплитуды - без особых проблем. RS248 - тоже до 500 вольт на аноде, Ку 15, смещение в режиме драйвера где-то вольт около 20, то есть шанс получить за 250 амплитуды на выходе... Боюсь только это всё макетить надо и слушать, и в этом засада. Лично у меня что-то из перечисленного бывало, но в качестве драйвера не применял ни разу: ссыкотно. Слишком раздолбай, чтобы играться с Вольтами с Большой буквы, могу лишь подобострастно снять шапку перед безумством храбрых. 500 вольт - мой крайний запредел.

Что же до самих ламп, то про вас, Кружка, ходят какие-то прямо легенды. Типа, если нет в Радиомузеуме, значит надо у Кружки спросить, поэтому лампы, которые я навскидку перечислил, наверняка вам знакомы, и не думаю, что вообще говорю что-то для вас новое. 

Но все же говорю, потому что с раскачкой по 2 сетке немного поигрался, и если в оконечном каскаде ее иногда можно оправдать, то я не очень верю, что она годится для разгона драйверного каскада. Линейность приличная, но из-за неравномерности входного сопротивления каскад "пылит" звонкими гармониками, пусть в основном четными, зато высоких, "злых" порядков. Если вопрос сопротивления драйвера стоит не остро, я бы скорее глянул в сторону включения второй лампы драйвера с общей сеткой. А если сопротивление важно, то - попробовал какую-нить версию каскода, тем более что вольт в устройстве, судя по всему, как звезд в глазах - пусть не сразу, а после того как херакнет... Оттого соглашаюсь с вами, хоть и на свой лад: для меня последнее тоже бывало больной темой. 

Posted

 По большей части легенды. Хотя кое-чего интересного через руки действительно проходило и даже ещё что-то осталось. Замечание относительно Radiomuseum не справедливо, т.к. при оказии сразу же добавляю туда отсутствующие фотографии.

 Интересных ламп с подобным большим смещением "в природе" достаточно. В т.ч. весьма доступных и не дорогих. Чаще экранированные в триодном включении, хотя встречаются и чистые. Частично по причине неопределённости с раскачкой заморозился проект с RV25. Лампы очень линейные и обеспечить их столь же достойным драйвером задача не простая. Обсуждение классических вариантов предложил бы продолжить в теме про Супердрайвер.

ND4 не попадались, но судя по паспорту, не далеки от гораздо менее раритетных LD2.

По теме: работа на лампу с сеточными токами естественно повышает требования к предыдущей. Как и режим самого пентода видится с напряжением на аноде гораздо выше экранного. Как вариант вольт этак 400 на 150. Девиация сеточного тока в таком случае будет гораздо меньше.

Posted

Ну если РВ25... Там в стереоварианте на один только покой вроде как нужен где-то киловатт. Серьезная лампочка, я таких опасаюсь. Очевидно, это уже что-то не для дома. Лд2 мне не попадались. Глянул справочник - да, похоже. 

Ну а если по теме, то - да, конечно, когда на аноде гораздо больше экранного, перекос входного импеданса в достаточно широких пределах почти не проявляется. Можно умозрительно прикинуть. Когда на 2 сетке потенциал растет, потенциал анода, понятное дело, падает. Допустим, усиление по 2 сетке 4. Допустим, у нас исходно как раз 400 на 150 вольт, что-то вроде Гу50. Что получается? Когда на 2 сетку идет раскачка, допустим, 50-вольтовой амплитуды, потенциал 2 сетки выходит на (150+50) = 200 вольт. На аноде же амплитуда высаживается вчетверо больше, 50х4=200 вольт, т. е. потенциал анода опускается до тех же 200.  Получается, что у нас в это мгновение на аноде и 2 сетке по 200 вольт, а значит, ток 2 сетки почти не вырастает - всё работает, и где-то вольт 200 амплитуды на выходе такого драйвера мы спокойно получить можем. Но - оговорка: это будет драйвер с высоким внутренним. Стало быть, трансом его с выходной лампой не свяжешь, и сразу вопросы. А гридлик у качаемой лампы какой? Они ведь не все кроткие, особенно если фикс. Может, там 10 кОм надо, чтобы она вела себя спокойно, и мы свой драйвер подсадим? А Мюллер  у качаемой лампы какой? Тоже ведь может быть не крошечный. Короче, оговорки возникают, что лучше такое отмакетить да и посмотреть.

А я вот планирую слепить версию именно с общей сеткой, причем с общей 2-й. Если заработает, вполне возможно что появится тема для обсуждения: напряжение такого "двухкаскадного" драйвера - сумма напряжений, выдаваемых каскадами. Можно допустить, что дадутся совсем серьезные амплитуды. Ну а жизнь пусть поправит, если что. 

Posted
4 hours ago, Евлампий said:

Получается, что у нас в это мгновение на аноде и 2 сетке по 200 вольт, а значит, ток 2 сетки почти не вырастает - всё работает, и где-то вольт 200 амплитуды на выходе такого драйвера мы спокойно получить можем.

Как-то вот сомнительно, чтоб при равных потенциалах ток второй сетки не вырос. Она, конечно, площадью поменьше, но физически ближе к катоду. С чего бы электрончикам туда не побежать, если у нас эквипотенциал с анодом? Сколько от анода отсовокупится, столько в сетку присовокупится. Рихман-Ломоносов. Немного, но растет: аттач №1. 

image.png.861e0f354dd6a018c00f7150a544d124.png
С другой стороны, есть режим A2, издалека похожий на творения южнороссийского монстростроителя, при низких напряжениях на второй. Последний не понимает что делает, к сожалению. Но выглядит интересно. Надо включать и проверять, на линейность.
image.thumb.png.e47a593214273e9bfbd49c65930f4a4f.png

Posted

Ну вот и посмотрите на ВАХ. При 250 вольтах на аноде (как на 2 сетке, одинаково) "пук" токов 2 сетки почти такой же, как и когда 400 на аноде (и по-прежнему 250 на 2 сетке). Ну, процентов 10-15 разница. "Эт ничаво, барин.."

А вот когда на аноде 150 и ниже (а на 2 сетке, понятное дело, те же 250, вся диаграмма при этом напряжении), ток 2 сетки начинает драматически расти, и уж понять невозможно, кто здесь главнее по токам, анод или 2 сетка... 

Что же до характеристики ЛС50, то таки да, это официально разрешенная немцами типа версия "сильноправого" триода из подручных средств, причем люди говорят что вообще все три сетки надо в один пук, уж не знаю, шутят ли. 

Posted

 В таком режиме из LS50 получается считай то же, что 811_я. Внутренее очень велико. При согласии в качестве усилителя напряжения на косвенный триод, проще сразу взять 6HV5.

 "Тупые" лампы, как правило, не предъявляют больших требований в плане Миллера и резистора утечки. Крутизна и усиление не большие. Вот те лампочки, что сейчас на выходе, там да - 10к при фиксе.

Posted

А вы полагаете, при раскачке по 2 сетке внутреннее будет ниже? Да нет, вполне себе ИТУН, сравнимый с классическим если не пентодом, то уж тетродом - запросто. Я вот как раз думал - а чего я пишу-то, трачу ваше время и топчусь в гостях, в общем-то, без спроса? Мотивация какая? И получается, что подспудно мотив мой в стремлении вас отговорить. В том смысле, что не верю в бескомпромиссность драйвера, качаемого по 2 сетке, и что искать надо, как мне кажется, под другим фонарем. 

А про 6ХВ5 вы прямо удивили, спасибо. Никогда не интересовался компактронами, а оно оказывается вона какое бывает... Прямо сюрприз какой-то. И, кстати, так и не понял, что это за лампа - beam triode, лучевой триод... Триод! С усилением 300... При этом две сетки, одна из которых обозвана лучевым типа анодом, beam plate... Прикольно. Хорошо, что мне такую даже и хотеть не во что, а то мозжечок перекашивает.

Posted
17 minutes ago, Евлампий said:

что это за лампа - beam triode

Очень высоковольтные лампы именно такие триоды. Стоят ограничителями в ВВ источниках питания, при частых пробоях в "нагрузке".
Например ГП-5
"GP-5 is similar to the Telefunken ED500 and may be used to retrofit equipment which uses the American type 6BK4 or other high-voltage beam triodes"

Posted
5 часов назад, Евлампий сказал:

полагаете, при раскачке по 2 сетке внутреннее будет ниже? 

И получается, что подспудно мотив мой в стремлении вас отговорить. В том смысле, что не верю в бескомпромиссность драйвера, качаемого по 2 сетке, и что искать надо, как мне кажется, под другим фонарем. 

Да. Разница по усилению на порядок, а то и больше.

Бескомпромиссных решений не бывает, а обсудить - почему бы и нет?

Posted

Ладно. Надеюсь, получится помакетить историю с управлением выходной лампой по 2 сетке - заодно попытаюсь оценить возможности этого захода в ипостаси драйвера. Если будет что обсудить, выскажусь.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Но и , конечно, если не упомянали , очень приличный современный ""немец"" , но , скорее , делают их уже в Китае    : https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html Важно , чтобы получить баланс (назову) энергетики звука -  как происходит восприятие звуковых регисторов диапазона , с одним ШП охватить весь диапазон практически невозможно .  А реальное восприятие баса -в ОЯ если , обеспечивают только 15"" и выше . 12"" с реализмом (тут -то и важна энергетика -  восприятие силы звукоизвлесения -  ударные, рояль .. , Шаляпин..., но вот женский вокал без 8"" -дюймовой поддержки на 12-ке, 15 ке , даже 10"" (погранично) передать будет уже проблематично .Цельность звука в итоге разваливается и начинается поиск жанровых предпочтений.   Поэтому в ОЯ  тот же 8"" Визатон , играющий середину, верхнюю середину , нижниЕ ВЧ весьма ровно и выразительно , работает в синергии с 15"" НЧ -сч , типа , ставили к примеру 15"" Селейшен https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html    Celestion Truvox TF 1520 (T5467) Прикольный симбиоз , конечно , по параметрам Визатон даже круче , но Селейшен создаёт энергетику мид баса (нижнего нет , конечно) , а вот 8"" Визатона со своими НЧ уже идут мимо. Но вместе эта парочка начинает в ОЯ ( к примеру 700 х1200 х 250 мм ) творить реально невероятное .  Угол только не забываем откинуть переднему щиту -10-15 град .  , иначе ""кина не будет "" , звука , сорри .
    • А со схемой то вы определились? Пока мы только столярную часть видели вашей работы... Какую схему собирать будите?
    • У меня в Р-Р варианте на 6с19п по 5шт в плече (общее количество 10шт) , что равноценно двум 6с33с (по одной в плече) получилось по 10000мкф на плече или 20000мкф суммарно. С меньшим количеством был фон. При этом кондеры по 3300мкф и между ними резисторы по 10 Ом ...  И это на один канал расчет!!! 🧮 На два канала 40000мкф получается минимум... т.е. 12шт конденсаторов по 3300мкф... Это для оценки габаритов... Я так и не понял как у других получается при енить по 3-4т.мкф и не иметь фона на выходе усилителя...
    • Я не фантазировал ничего про него, я сказал надо начинать делать свое и набивать опыт и теорию. За ссылку благодраю вас. Почитаю когда то. Сейчас у меня есть пару систем и вожусь с ними и хватит этого. 
    • Еле понял, что такое Сашенферк. Это же Зáксенверк (причём е тут твёрдая, германская)
    • Улдыс, я полагал, что вы поняли, в личку написал, объяснил, кому предназначался мой пост, не ВасЁк'у и совсем не вам, а человек, про которого вы нафантазировали, это известный самодельщик, в первую очередь, на его опыте учились десятки тысяч человек, на форумах наших всех, его схемы и работы цитируют наши и не наши журналы и брошюрки издают. Откройте, почитайте, если выше в ссылках ничего не смогли найти и нашли что-то своё, совершено не связанное с реальностью. Вот он ваш "коллекционер":  
    • Да , про Supravox как то никто и не упомянул, до сих пор выпускаются и продаются.
    • беспорно, но круг динмаиков шп ограничем скажем в бюджетном плане, в среднем так же думаю, а далее бесконечные деньги можно платить за крутые вещи и за единичные изделие мастеров. Я имел ввиду что надо действовать и самому понимать что звучит и как вспоминая концерты как там звучит инструмент. Вспомни, как я к тебе приставал как то, какой какой шп лучше в FH-8 твой поставить  ...и прошел путь от 6гд-1 , грин коне, кучу еще всяких еще и  до сонидо в средней ценовой категории поменяв FH-8  на векторхорн. Т.е я могу описать их и по ощущениям, и по ачх, и как то научился настраивать систему акустическую с каждым динамиком.  Может и не нужен такой опыт, не знаю...
    • Теплые воспоминания. В армии грузил на 100 вт паяльник, а на блоке сушил портянки. На ютубе есть обзор от Евгения Александровича, у него описание с нужной вам схемой. 
    • Улдыс, а вот тут не могу с тобой согласиться, так как задача состоит из двух немаловажных равнозначных частей: 1. Как раз именно динамик отвечает за качество звучания, его душу, структуру, музыкальное наполнение, тонкие материи 2. Оформление создаёт внешнюю форму, мускулатуру, жирок Одно без другого неполноценно
    • Если не страдать известным состоянием , когда в приоритетах  -  круто , но задаром . То как говорил ув. Рустем своим коллегам - даром часто за амбаром (т.е. выбор очень ограниченный) .  В случае выбора ШП динамика это проявляется в полный рост . Далее начинается известная ""движуха "" - с накруткой легенд , улучшений и собирания всего ""наследия "" во что -то групповое или авторски уникальное . В мире же ШП есть свои лидеры , но и обратное . К  примеру французкая фирма , которая для меня во многом пример здорового европейского представительства -  точное представление всех параметров , обмеры , графики . Смотрите и удивляйтесь ,https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signaturebicone-p-1220.html а потом сравните со всем этим советским кривым наследием , но хотя , повторюсь , в СССР есть такой винтажный уровень ШП (или условно ШП - , если полоса до 7 кгц к примеру) , который задвинет всех этих французов , имхо ; тот же 10гдп-1 на подмагничивании от Латвии -137 .  Важнейший критерий -  рабочая мощность ШП. Мощность, где ещё интермод. искажения не превращают звук в месиво...,  но так для понимания - 4гд-28 , 4 ватта , но Рраб. всего 0,28 вт . Не маловато ?    Основная проблема советских динамиков - это часто откровенная кривая сборка , клеевые подтеки , разброс параметров , низкая повторяемость (скорее её отсутствие ) , ставка на известную советскую ""ценность"" -низкую себестоимость .., но вот для народа -своего , тот же аудиопром СССР выдал хоть один приличный ШП (ну может 4гд-4), который мог себе позволить купить радиолюбитель ? Прислали мне как-то , решил впасть в ностальгию.., привезли запакованные (интрига) посылторговские 4гд-4 , раскрыл , один нормальный, второй откровенный брак - криво вклеен диффузор .., деньги небольшие , а ментальный удар (от этого всего совка сорри) словил неслабый.  Поэтому , все эти , часто , даже кинотеатральные 4а32 -кому как повезёт .., но и на не притягательный слух , если уж у Клангфилм 307 есть реально ровный и крутой собрат - 14"" - 405 (сравните для начала их АЧХ...) , то и у 4А32 есть альтернатива ..., и это лучший советский (даже любимый , ()) мидбасовик с заходом на СЧ до 3500гц -  2А12У4  -  15"" , литая корзина , альнико , выход акустической мощности -  0,95 (у 4а32 всего 0,45) .  Никогда , как не тьюнингуйся с 4а32 , но получить такой НЧ регистр , как у 2А12 , просто не реально. С его отдачей 97 дб и 15 ом сопротивления , да два в ОЯ , но это уже серьёзная попытка оседлать НЧ ""коня"" .    Стоит , купил , не удержался - 15 т.р. пара...  в идеальном состоянии (видимо не для посылторга..) , будем делать товарищу АС открытого типа -  этого 2А12 последовательно с 3 -омным 8"" Сашенферк (ещё + 15 т.р. пара) , 15 ом чистого активного R , где Сашенферк уберет звук ""парткома ""  (один из приемов) , но и твитер , скорее всего 3гд-15м .    \ На фото АС открытого типа на базе доработанных 4а32 с твиттером Сименс VAC . Баску маловато , конечно, но уже хоть слушать можно -на небольшой громкости( т.е.звук не уходит )  . Но и без ""крамольного ""визера , однако : https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signature-p-1219.html      Выбор , похоже, ещё есть :  https://audio-hi.fi/ru/fullrange-c-13.html
    • Вот здесь она описывается как тетрод без лучеобразующих пластин. http://www.russiantubes.ru/prop.php?t=8&p=238
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      105.6k
×
×
  • Create New...