Jump to content

Recommended Posts

Posted

Друзья, коллеги. Перед завершением нынешнего трудного, насыщенного и не во всём хорошего года, хочу предложить Вашему вниманию схему кремний-германиевого усилителя Lynx PA93 выполненного на винтажной отечественной элементной базе и обладающего (по результатам предварительного моделирования и макетирования) следующими параметрами:
1. Номинальная выходная мощность на нагрузке 4 Ом: 24 Вт
2. Относительный уровень искажений при мощности -2 дБ от номинальной на частоте 1кГц: менее -86 дБ
3. Относительный уровень шумов и помех: менее -106 дБ
4. Скорость нарастания выходного напряжения: более 15 В/мкс
5. Переходная характеристика: апериодическая
6. Подавление пульсаций по питанию: более 70дБ

Схема усилителя приведена на рисунке ниже. Фактически это классический высоколинейный усилитель без каскадов усиления напряжения по схеме с ОЭ. Входной диф. каскад выполнен на согласованной паре p-канальных полевых транзисторов с динамической нагрузкой и каскодом, что позволило получить высокую перегрузочную способность и хорошую устойчивость входного каскада к ВЧ-помехам. Питается диф. каскад от каскодного ГСТ с внутренним сопротивлением более 1МОм.
Каскад УН - каскодный с повышенным входным сопротивлением и каскодной динамической нагрузкой.
Выходной каскад - трехступенчатый, первая ступень -комплементарный двухтактный повторитель в классе А, вторая ступень - повторитель Дарлингтона (верхнее плечо) и повторитель Шиклаи (нижнее плечо).
Защита АС от постоянного тока выполнена по мотивам известной схемы А. Лайкова с адаптацией к особенностям усилителя.
Для питания усилителя нужно два нестабилизированных источника по 16 - 24В каждый. В моём варианте это 4 выпрямителя на диодах Д304 с фильтрующими конденсаторами по 10000 мкФ каждый.
Поскольку в усилителе, с целью снижения собственных искажений, не предусмотрена защита выходных транзисторов от экстратоков при коротких замыканиях в нагрузке, то, при желании защиту по току можно ввести в схему источника питания.
В этом случае можно сделать и стабилизированные источники питания, что для самого усилителя будет вполне благоприятным фактором.
Рекомендуемая схема стабилизатора с защитой от перегрузки по току будет опубликована несколько позже, сейчас она готовится к испытанию в макетном варианте.

В настоящее время я работаю над завершением проекта платы для этого усилителя и в недалёком будущем (ориентировочно февраль 2023) платы будут доступны к заказу.

Так же, как и для предусилителя Lynx P101RU действует система льготного предзаказа. Для первых 7 заказчиков, кто сделает предзаказ плат усилителя до 23час 59мин 31.12.2022 сборки ГТС609 и 504НТ3, выходные транзисторы 1Т906А, эмиттерные резисторы Dale для выходного каскада (а может и еще чего-нибудь) - в подарок.

https://vk.com/wall-104761375_4925

1v07QP0QDE8.jpg

  • Like (+1) 2
Posted
4 часа назад, Климентий сказал:

Вашему вниманию схему кремний-германиевого усилителя Lynx PA93 выполненного на винтажной отечественной элементной базе

Спасибо, интересный усилитель, можно было бы повторить, но некоторые детальки дефицитные, конечно. Как раз интересовались на форуме каким-нибудь интересным усилителем на германии с современной схемотехникой и вот к НГ такой подарок от Линкса.

Posted
2 часа назад, BAA сказал:

не возражает?

А чего ему возражать? Статья взята из открытого источника. Ссылка на оригинал статьи дана. Никто на авторство не претендует. 

  • Like (+1) 1
Posted

Сборки состоят из отдельных транзисторов, посему никакого согласования как в добром дифкаскаде нет.
Скорее удобство.

Posted
8 часов назад, BAA сказал:

Спасибо! Но тут, насколько я вижу, n-канальные варианты, а в данном усилителе p-канальный вариант применен. Современные варианты, видимо, все только n- канальные в основном.

2 часа назад, ДимДимыч сказал:

Пластмасса вообще копейки.

Это которые КР504? Пластиковые не так эстетично смотрятся. :ab:

Есть еще такой вариант для замены: https://meshok.net/item/239963112_Микросхема_К504НТ4В

А из современных полевиков какие-то можно применить на входе, подобрав пару?

Posted

А есть у кого-нибудь скан из нормального справочника с размерами, цоколевкой и параметрами 504НТ3В(4В) и ГТС609А? А то в поиске какие-то сомнительные результаты выдает...

Posted

Раз никто помогать не хочет, пришлось самому полистать подшивку журнала Радио. По 504НТ3В документации не нашел. А вот справочник/цоколевка/параметры/характеристики германиевой сборки ГТС609 нашел:

2143457504_609.thumb.jpg.bcc72dc55c477eaec8ea11ad64ba4348.jpg

Posted
2 минуты назад, Сергей А сказал:

Как не нашёл ?

Это я видел. У этого файла непонятный источник и нету размеров корпуса и расположения выводов.

Posted
23 часа назад, Алексей111 сказал:

Климентий, здравствуйте. Как он Вам по звуку, зацепил или так себе.

Так я его не собирал... Я только процитировал Дмитрия тут... С его схемой... 

Posted
On 12/21/2022 at 10:12 AM, юрий робертович said:

Так себе, есть лучше и проще.

Добрый день, а конкретно схему можно увидеть? 

В параллельных топиках вы выкладывали много схем, но вот касательно PA93 хотелось бы увидеть конкретную схему которая проще и лучше.

Интересуюсь потому что, давно хочу собрать схему на германии.

Posted
10 минут назад, юрий робертович сказал:

Пожалуйста, ничем не хуже, а учитывая много меньшую комплектацию, и лучше

В чем принципиально лучше, кроме комплектации? У линкса комплектация всегда ультимативная. Полевики на входе без лишних конденсаторов, тем более электролитических, и транзистор термостабилизации - это явно лучше. Ну и без конденсаторов на выходе тоже лучше.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Да, конечно, я много лет придерживаюсь одной концептуальной модели системы. Это окончательно сформировавшиеся в конце 90-х предпочтения (ШП, рупоры, лампы, аналог). За это время со мной были всего две однотипных системы, которые доводил годами до своего идеала. Вообще-то так бы и жил с первой, если бы не смена семейных обстоятельств, вынудивших к продаже её. Потому сейчас живу со второй, которую начал строить 5-6 лет назад. А вот корпуса АС сделали круговорот и снова оказались в итоге у меня ). Разнообразия не хочется, однолюб!
    • Пример "электромагнита без стука"... В магнитофоне. 
    • Вы видимо строите и улучшаете всё время одну систему, верно? Основываясь на текущем и меняющемся со временем внутреннем камертоне. Но это не есть ли замкнутый круг? Я в  какой-то момент понял, что не могу продать некоторый старый, но очень уютный хлам и мне нравится собирать и слушать разные системы. Это даёт возможность смотреть на звук и исполнение с разных точек зрения. Это как слушать разные исполнения в разных залах. Бифштекс на гриле или сковородке из одного куска мяса имеют разный вкус. В этом ключе "манерное и гипертрофированное исполнение" Казальса - плюс. Это признак времени, тогда так играли все, потому, что альфа-самцы, потому, что в трубу граммофонного рекордера по другому не поиграешь. И потом это не совсем так, ИМХО. Трио Корто/Казальс/Тибо - почти эталон баланса. Сейчас поставил сонаты Бетховена с фестиваля в Перпиньяне 1951, Казальс Серкин. Казальсу 75 лет, тут не до экзальтации и манерности, всё камерно. Возраст. Но насколько насыщенный и полный тон. Этому исполнению веришь. По крайней мере на 12 дюймах никаких вопросов. Чего нельзя сказать о Ростроповиче. Он часто звучит на уровне 8-ки, не более, выражаясь "техническим" языком.
    • R11 4.7k , ошибка в схеме 40 лет назад паял, но помню.:) Сухов тут новую сочинил по мотивам этой, имеется в хозяйстве.
    • Согласен, в написанном есть истина. П.С. С возрастом я стал как-то более терпимым и не таким категоричным, как в молодости. Нравится во всём искать позитив и изюминку. Наверное, это даёт больше положительных эмоций в жизни. А при построении системы конечной целью считаю факт, когда она способна раскрыть любую пластинку из стоящих на полке, родить эмоции вложенные исполнителем и не всегда легко извлекаемые, то бишь играть всё имеющееся в коллекции, если только это не откровенная "похлёбка"... Добиться сложно, но возможно. Грань настройки очень тонка, к сожалению, потому требует времени и усилий. Главное, чтобы в голове играла "твоя идеальная музыка души". Я больше потребитель музыки по натуре. Результат важнее процесса, и этим дорожу ))).
    • Да, Дю Прэ/Баренбойм одно из лучших, пожалуй. Но и Ростропович/Giulini 75-го, записанный кстати, в той-же №1 студии Эбии Роад, гораздо более цельное, хотя и опять механистичное исполнение. Кроме гармонии и/или ритма, как частных моментов, есть много всего, что влияет на суммарный результат. Важно понимание исполнителем и слушателем истории, культуры, языка, кулинарии... Даже близко живущие народы, но с разным языком и менталитетом часто не понимают музыку соседа. В нотах этого не написано. Немцы практически никогда не могут играть французов. Чего говорить о Ростроповиче. А вот Мясковский или Дворжак у него другое дело. Родственные славянские души. К аппаратуре это, кстати, напрямую относится. Я всегда слушаю стиль и цельность. Никакие "низкиэ частоты" или там верха меня не интересуют. Только общий результат.
    • Дюпре предпочитаете или кого-то иного? Есть и в её исполнении Сент Санс. Очень хорошо, но просто по-другому. Всё конечно очень субъективно, как и искусство - музыка вообще. Все они Великие исполнители, каждый со своей интерпретацией, видением, потому каждый имеет своих почитателей. Вот например Пабло Казальс - однозначно Великий, но мне его манера не так близка, излишне манерно и гипертрофировано исполняет. Что это значит, он плох или не правилен? Нет, конечно!  Мы как-то с сыном беседовали на тему субъективности восприятия музыки. Я ему на простом примере рассказал своё понимание этого вопроса. По мне, все слушатели делятся на два основных класса по преобладанию душевного настроя: 1. гармонический (мягкая плоть музыки - тембры, консонансы-диссонансы, многозвучия, полифония,...), 2.ритмический (скелет музыки - акценты, временные интервалы, темп, динамические контрасты и пр.) Надеюсь, понятна моя путанная мысль? Вот отсюда и разница восприятия!  Могу развить мысль дальше с примерами, но пока не буду, чтобы тему не перегружать. Это лучше в отдельной профильной  обсуждать, как мне кажется...
    • В двух каналах пары по напряжению отсечки и току стока немного разные, замеры которые были не могу найти, наверно выбросил.
    • Получается что так.  Нужно пробовать 2sk170bl подобрать по напряжению отсечки, хотя КП303Е я подбирал по такой схеме.
    • Подбирались ли полевые транзисторы в пары? Одинаковые ли пары между каналами?
    • -0.8  +5,4 = 6,2 , мне так кажется, не?   
    • Нет ли схеме опечатки касаемо напряжения +5,4 В, стабилитрон ведь на 6,2 В ?
    • Решил повторить схему, при установке резистором R7 нулевого напряжения 14 мВ в точке соединения R18,   R21,   R22,   С10 на стабилитроне VD1 получается в одном канале 6,44 В, в другом 6,7 В (вместо +5,4 В),  и  - 1,2 В, (вместо - 0,8 В), в другом 1,5 В.  При подключении корректора к усилителю фон.  При установке R7 на стабилитроне напряжения 6,2 В на выходе в точке R18,   R21,   R22 возрастает напряжение до 0,7 В.  Плату сделал по журнальному фото.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9k
    • Total Posts
      99.4k
×
×
  • Create New...