Jump to content

Нельсона Пасс "Искажения и ООС"


Recommended Posts

"Нельсон Пасс не нуждается в представлении, поэтому представления не будет :)

 Эта статья частично появилась после того, как я прочитал интервью с ним, оставленное в наследство журналом Stereophile. В нем г-н Пасс рассказал об основных моментах в эволюции дизайна усилителей - о различных измеряемых аспектах, которые восхищали дизайнеров, маркетологов и публику, и о том, как относительное мастерство или озабоченность одним конкретным аспектом дизайна неизменно приводили к другому. Короче говоря, это путешествие во времени с кратким описанием того, что, по его мнению, было важно для создания хорошо звучащего усилителя."

Поскольку с момента интервью прошло более 15 лет, я попросил Нельсона написать продолжение, что-то вроде "чем вы занимаетесь с тех пор". Уже пообещав сделать это для Stereophile, он предложил вместо этого статью об искажениях и отрицательной обратной связи. Последняя является одновременно и спорной темой среди аудиофилов, и темой, над которой он в последнее время много размышлял. На самом деле, последний усилитель F5 - первый под его кухонным брендом First Watt, в котором обратная связь применяется несколько нетрадиционным способом. Как сказано в моем обзоре, он не страдает ни одним из звуковых недостатков, обычно ассоциируемых с ООС, по крайней мере, у любителей однотактов. Для меня, как одного из последних, эта тема имела большое личное значение в целом, а также в попытке понять, почему мне так нравится F5. Поэтому я принял его предложение с открытым сердцем. Без лишних слов, перо переходит в руки Нельсона Пасса с искренней благодарностью за его время и щедрость. - Прим. ред.

Введение
Аудиофилы, кажется, упиваются мелкими спорами - винил против CD, лампы против твердотельных устройств, конденсаторы, провода, волшебные точки... и отрицательная обратная связь.

Одна крайность заключается в том, что "обратная связь делает усилители совершенными". С другой стороны, "обратная связь - это грозный суккуб, который высасывает жизнь из музыки, оставляя сухую шелуху, лишенную души".

Первая точка зрения обычно принадлежит так называемым "объективистам", которые прекрасно разбираются в электронной теории и измерениях. Их противоположностью являются "субъективисты", которые придают особое значение слуховым ощущениям и часто владеют ламповыми усилителями. Иногда звучат обвинения в том, что объективисты не слышат, и, наоборот, что субъективисты слышат то, чего нет. Поскольку речь идет об индустрии развлечений, я надеюсь, что все хорошо проводят время.

 Обратная связь - очень большая тема, и я собираюсь ограничиться некоторыми простыми обучающими комментариями и обсуждением явлений, связанных со сложностью искажений, создаваемых нелинейными каскадами усиления, отрицательной обратной связью и аудиосигналом. По отдельности эти явления кажутся достаточно простыми, но когда они взаимодействуют, то создают искажения, несопоставимые с тем, что вы ожидаете от спецификаций, приведенных в рекламных проспектах.

Существуют линейные и нелинейные формы искажений. Линейные искажения влияют на амплитуду и фазу аудиосигналов, но не проявляются на анализаторах гармонических искажений в виде добавленных частотных составляющих, которых там изначально не было. Регуляторы тембра являются хорошим примером схем с линейными искажениями.

Нелинейные искажения - это искажения, которые добавляют новые частотные компоненты к исходному сигналу, либо как гармонические кратные исходным частотам, либо как побочные полосы, возникающие в результате нелинейного взаимодействия между исходными частотами. Нелинейности часто намеренно создаются в самих музыкальных инструментах, но они нежелательны при воспроизведении музыки. Мы будем говорить о нелинейных искажениях.

Мы используем отрицательную обратную связь в аудиоусилителях для стабилизации усиления, увеличения полосы пропускания, снижения выходного импеданса и уменьшения нелинейных искажений. Именно аспект снижения искажений вызывает наибольшие споры - отрицательная обратная связь очень успешно снижает искажения до очень малых значений, измеряемых анализаторами искажений.

Как говорил мистер Спок, "приборы измеряют только то, для чего они были созданы". * Учитывая жалобы аудиофилов на звучание усилителей с высокой обратной связью, целесообразно изучить нелинейные искажения более глубоко, чем это возможно с помощью одного числа.

_____________________
* Звездный путь, Эпизод #7, "Голое время".
 

Link to comment
Share on other sites

Нелинейные искажения
Сначала немного предыстории. Когда мы говорим об обратной связи и нелинейных искажениях, мы неизбежно говорим об устройствах усиления - лампах, биполярных транзисторах, джетах и мосфетах. И когда мы говорим об устройствах усиления, мы обычно переходим к нелинейным искажениям. Вот основные виды, показанные в простых схемах:

 

 

1.gif

Link to comment
Share on other sites

Во всех этих примерах ток, протекающий от вывода 1 к выводу 2, зависит от напряжения между выводами 3 и 2. В примере с лампой ток от анода к катоду в значительной степени определяется напряжением между сеткой и катодом. Другие примеры имеют схожие взаимосвязи, но отличаются в деталях. Мы считаем вывод 3 управляющим, и сигнал, представленный здесь, усиливается до большего сигнала, проходящего через два других вывода.

Все устройства усиления имеют недостатки. Из коробки вы можете измерить их коэффициент усиления, и для данного теста каждое из них будет иметь разное значение. Если взять одно устройство и измерить коэффициент усиления, можно обнаружить, что он изменяется в зависимости от тока, протекающего через устройство. Он также изменяется в зависимости от напряжения на устройстве и температуры устройства. Все эти три фактора создают нелинейные искажения.

Искажения - это то, что вы получаете, когда коэффициент усиления не постоянен. Если бы устройства имели абсолютно постоянный коэффициент усиления при любых условиях, они бы не имели искажений. Нас в основном интересует, что происходит с аудиосигналом, когда он усиливается устройством, коэффициент усиления которого изменяется в ответ на сигнал. Сигнал входит и выходит с другой формой. Коэффициент усиления не является идеально прямым - он изогнут или нелинеен.

Важная вещь об искажениях: когда вы пропускаете сигнал через устройство, которое даже немного нелинейно, вы изменили сигнал навсегда. Вы можете использовать различные техники, чтобы уменьшить искажения после того, как это произошло, но вы не можете вернуться назад.

Проблема значительно усугубляется, когда сложные сигналы, состоящие из многих частот, проходят через устройство усиления одновременно; или когда простой сигнал проходит через несколько нелинейных каскадов усиления последовательно. Конечно, вы можете сделать и то, и другое, и, как мы увидим позже, это может привести к идеальному шторму искажений.

Link to comment
Share on other sites

Гармоники
Когда вы усиливаете один тон (синусоиду) и устройство усиления искажает его, на выходе получается исходный тон плюс ряд гармонических тонов, которые являются целыми кратностями исходной частоты. Если исходный тон равен 1 КГц, то на выходе будет 1 КГц плюс, возможно, 2 КГц (вторая гармоника), 3 КГц (третья гармоника), 4 КГц (четвертая гармоника) и так далее.


Аудиосигнал чередует положительные и отрицательные значения. Если нелинейность кривой передачи симметрична относительно положительных и отрицательных значений, то гармоники будут нечетными - третья, пятая, седьмая и так далее. Если кривая передачи изогнута несимметрично, то гармоники будут четными - вторая, четвертая, шестая и так далее.

На рисунке 2 показана синусоидальная волна с высоким содержанием второй гармоники. Этот вид искажений часто наблюдается в перегруженных лампах, работающих в однотактном режиме класса А.

 

На рисунке 3 показана синусоидальная волна с высоким содержанием 3-й гармоники, узнаваемая как "мягкий" клип, который иногда наблюдается в перегруженных 2-х тактных пуш пул ламповых схемах класса А.

 

Кривая передачи устройства усиления может быть выражена в виде полинома: V = a + bX + cX² + dX³... Член "a" - это компонент смещения по постоянному току, а "b" - линейный коэффициент, отражающий работу без искажений, который будет представлять собой прямую линию. С, d и т.д. являются коэффициентами ряда мощности, представляющими "изогнутые" нелинейные части кривой.


Аналогично, форма волны напряжения может быть выражена как сумма гармонических частот, каждая со своими коэффициентами амплитуды и фазы. Эти два способа взгляда на вещи хорошо согласуются друг с другом

 

 

2.gif

3.gif

Link to comment
Share on other sites

Гармонические искажения и звук
Многие аудиофилы считают, что 2-я гармоника предпочтительнее 3-й. Конечно, она проще по характеру, и общепризнанно, что порядки выше третьего более слышны и менее музыкальны. Однако, когда предоставляется выбор между звучанием усилителя, в характеристиках которого преобладает 2-я гармоника и 3-я гармоника, хороший процент слушателей выбирает 3-ю.


За последние 35 лет я построил множество типов в простых усилителей с 2-й и 3-й гармониками. Когда я говорю "типы", я имею в виду, что они использовали простые схемы класса А, описанные как "однотакные" против  2-х тактных или "push-pull", и поэтому имели тенденцию к преобладанию 2-й гармоники над 3-й в характере искажений, но не были сделаны для преднамеренного искажения.

Анекдотично можно сказать, что предпочтения распределяются примерно так: треть клиентов предпочитает 2-й гармонический тип, треть - 3-й гармонический, а остальным не нравится ни тот, ни другой. Известно также, что клиенты меняют свое мнение в течение определенного периода времени.


Однако этот вопрос частично затушевывается тем фактом, что усилители с третьей гармоникой обычно имеют более низкие общие искажения. Третья гармоника обычно появляется с отрицательным коэффициентом, в результате чего получается то, что мы считаем "компрессионным" - пример на рисунке 3. Стоит отметить, что нечетные порядки нелинейности также можно увидеть, изменяя амплитуду основного тона - то, что обычно не отображается анализатором искажений.

Аудиофилов обвиняют в использовании искажений второй или третьей гармоники в качестве регуляторов тембра для намеренного изменения звучания. Я полагаю, что есть люди, которым это нравится, но я не думаю, что дело обстоит именно так. По причинам, которые станут более понятными, когда мы поговорим об интермодуляционных искажениях, высокие уровни любой гармоники становятся проблематичными в музыкальном материале с несколькими инструментами, и аргумент, что 2-я или 3-я добавляют "музыкальности", не совсем состоятелен.

Звучание схем 2-го порядка часто называют "теплым", а схемы 3-го порядка, напротив, часто отмечают за "динамический контраст". Кажется, что усилители 2-го порядка особенно хорошо справляются с простым музыкальным материалом, а усилители 3-го порядка, как правило, лучше справляются с более сложной музыкой. На рисунке 4 показана кривая искажений двух каскадов мощности, работающих без обратной связи - синий - однотактный класс А, красный - пуш-пулл класс А.


На рисунке 4 мы видим, что тип 2-го порядка снижается обратно пропорционально выходному напряжению (квадратный корень из мощности), а тип 3-го порядка снижается обратно пропорционально квадрату напряжения (обратно пропорционально мощности). Возможно, существует связь между этим и восприятием "теплоты" и "динамики", но сейчас мне это не ясно.

 

4.gif

Link to comment
Share on other sites

Тем не менее, независимо от того, предпочитаете ли вы усилители 2-го или 3-го порядка, давайте согласимся, что мы хотим минимизировать общее количество искажений. И если предположить, что нам придется мириться с некоторыми искажениями, давайте также согласимся, что мы предпочитаем 2 и 3 гармонические компоненты, а не 4, 5, 6, 7 и так далее.


Чтобы получить характер гармоник более низкого порядка, нам нужны более плавные "изгибы" на кривой передачи устройства. Обычно это означает работу в классе А. На рисунке 5 показано сравнение гармоник между одной и той же схемой, работающей в классе А и классе В с сигналом 500 Гц. В случае работы в классе А мы обмениваем энергоэффективность на более плавную кривую передачи, когда обе половины усилительного каскада плавно делят нагрузку и взаимно проводят ток в любое время. В классе B нет времени, когда обе половины разделяют нагрузку. Популярная компромиссная конструкция, класс AB, сглаживает переход между двумя половинами, заставляя их обе разделять нагрузку в течение части кривой передачи.

 

5.gif

Link to comment
Share on other sites

Высокое содержание гармоник в усилителях класса B подводит нас к слову "монотонность". Монотонность описывает зависимость между уровнем искажений и уровнем выходного сигнала.


Гладкие кривые передачи усилителей класса А имеют монотонную характеристику, то есть искажения уменьшаются по мере уменьшения выходного сигнала. Это подразумевает наличие гармоник низкого порядка, что, как мы ранее договорились, предпочтительнее с точки зрения звука.


Если вы видите кривую, на которой уровень искажений растет по мере снижения выходного сигнала, это означает искажения кроссовера, вызванные зазором между двумя элементами усиления push-pull. Это подразумевает наличие гармоник высокого порядка.


В примерах на рисунке 4 искажения плавно уменьшаются с ростом мощности в усилителях класса А, но на рисунке 6 сравниваются усилители класса А (красный) и класса В (синий).
В реальной жизни, конечно, искажения усилителя синего цвета, скорее всего, будут уменьшены за счет использования отрицательной обратной связи, и отдел маркетинга сможет сказать, что искажения составляют "менее .05%". (Во избежание путаницы, пожалуйста, обратите внимание, что графики, которые вы видите в этой статье, показывают работу без обратной связи, если не указано иное)

 

6.gif

Link to comment
Share on other sites

Интермодуляционные искажения
Если вы любите слушать простую музыку в исполнении аккомпанемента свирели, то показатели гармонических искажений могут быть для вас вполне уместны, но при прослушивании большого количества музыки вы обнаружите, что интермодуляционные искажения становятся слоном в посудной лавке.


Гармонические искажения тесно связаны с интермодуляционными искажениями в том смысле, что оба являются результатом одного и того же нелинейного искажения устройства усиления; но интермодуляционные искажения отражают то, что происходит, когда задействовано более одного тона. И это описывает большинство музыкальных произведений. При одном тоне гармоники низшего порядка, такие как 2-я и 3-я, не так заметны, а в реальной жизни большинство инструментов (включая вокал) содержат довольно богатый набор этих гармоник. Они считаются музыкальными.

Но когда два тона проходят через нелинейное устройство, амплитуда каждого из них изменяется или модулируется другим тоном. В результате возникает ряд "боковых полос", т.е. дополнительных тонов, возникающих на сумме и разности исходных частот. Эти дополнительные тона, как правило, не связаны с музыкой.


Хуже того, реальная музыка состоит из очень многих тонов, проходящих через нелинейное устройство усиления, и каждый из них взаимодействует с каждым другим. Результат будет очень сложным и очень немузыкальным.


На рисунке 7 показана форма сигнала искажений, возникающая при прохождении двух тонов через каскад усиления с коэффициентами нелинейности 2-го и 3-го порядка 1%. Два тона имеют одинаковую амплитуду и находятся на расстоянии одной октавы друг от друга. Пики сигнала составляют около 1,8 вольт, а пики искажений - около .09 вольт или 5%, а отношение среднеквадратичного усредненного искажения к среднеквадратичному сигналу составляет около 4%.

 

7.gif

Link to comment
Share on other sites

Это искажение выглядит не так уж плохо, но оно явно выше и сложнее, чем однотональное искажение. Давайте посмотрим, что происходит, когда в процесс вовлечено много частот. На рисунке 8 мы видим форму сигнала, состоящую из 7 негармонически связанных тонов одинаковой амплитуды от 100 Гц до 2800 Гц. Если мы пропустим этот сигнал через тот же каскад усиления и вычтем исходный сигнал, то получим искажение, показанное на рис. 8:

 

8.gif

Link to comment
Share on other sites

Не очень красиво, не так ли? Теперь искажения становятся действительно сложными с большим количеством гармоник, а пики достигают около .9 вольт. Это в 11 раз больше, чем 0,08 вольт для однотонального сигнала, а отношение среднеквадратичного искажения к среднеквадратичному входному сигналу составляет около 8%.


К чему я веду? Искажения IM - это слон на танцполе.
Большую часть времени IM искажения просто формируют сложный "шумовой пол", который маскирует музыкальные детали. На низких уровнях они вырывают жизнь из музыки и делают ее неинтересной, даже раздражающей. Это не так заметно на очень простой музыке, но на оркестровом материале это выделяется, как будто инструменты закрыты вуалью.


При высоких уровнях искажений звук просто превращается в грязь, и мы убавляем громкость.


Или выключаем.


Отрицательная обратная связь
В 1927 году Гарольд Блэк изобрел усилитель с отрицательной обратной связью, в котором выходной сигнал аналоговой схемы усиления сравнивается с входным сигналом для улучшения характеристик. Существует много способов достижения этого эффекта, все они включают отрицательное усиление разницы между входным и выходным сигналами, чтобы минимизировать эту разницу.

Простая версия может быть сделана из 3-контактного устройства, подобного деталям с рисунка 1, в схеме, которая выглядит следующим образом: рис 9

Здесь мы видим одну деталь (мосфет) в сети из четырех резисторов, образующую инвертирующий усилитель с некоторым коэффициентом усиления. R3 и R4 задают коэффициент усиления "разомкнутой петли" (коэффициент усиления без отрицательной обратной связи), а R1 и R2 задают петлю отрицательной обратной связи.


Если мы уберем R2, чтобы не было обратной связи, и предположим, что мосфет является деталью с высоким коэффициентом усиления, то мы увидим коэффициент усиления "разомкнутой петли", равный примерно отношению R3 / R4. Нетрудно сделать R3 / R4 достаточно высоким, что даст коэффициент усиления в разомкнутом контуре в 10 раз (20 дБ) или даже в 100 раз (40 дБ) больше, чем входное напряжение. Типичным примером 100-кратного коэффициента усиления будет R3 при значении 1 К Ом и R4 при 10 Ом.


Если вы вернете R2 обратно в схему, то обнаружите, что коэффициент усиления уменьшился. Если отношение R2 / R1 намного меньше, чем коэффициент усиления разомкнутого контура, и если значение R2 намного больше, чем R3, то коэффициент усиления всего каскада становится довольно близким к R2 / R1. В качестве примера можно привести R2 на 100 кОм и R1 на 31,6 кОм, при этом коэффициент усиления на выходе будет примерно в 3,16 раза (10 дБ).

 

9.gif

Link to comment
Share on other sites

Проще говоря, разница между двумя значениями коэффициента усиления считается величиной обратной связи. Если коэффициент усиления разомкнутого контура составляет 40 дБ, а коэффициент усиления с обратной связью - 10 дБ, то величина обратной связи равна 30 дБ. В реальных звуковых цепях величина обратной связи может варьироваться от 0 дБ (ее вообще нет) до 100 дБ (в 100 000 раз). Иногда вам не нужно так много, но типичный интегральный оп-амп поставляется с таким количеством разомкнутой петли, так что она есть.


Отрицательная обратная связь хороша для снижения всех форм искажений, линейных и нелинейных. Как концепция, она довольно проста: Вы создаете один или несколько последовательных каскадов усиления, чтобы получить достаточное усиление, равное конечному коэффициенту усиления, плюс количество обратной связи, которое вы считаете нужным использовать.


Когда коэффициент обратной связи превышает 20 дБ или около того, вы обнаружите, что все измерения улучшаются на величину дополнительной обратной связи. Если искажения усилителя в разомкнутом контуре составляют 5%, то 60 дБ обратной связи должны сделать их примерно .005%. Относительно легко построить дополнительные каскады или доработать существующие каскады для большего усиления в разомкнутой петле, так почему бы не 80 дБ для .0005%?


Звучит как "что-то даром", не так ли?


Не совсем так. Я думаю, что это больше похоже на кредитную карту - удобную, если использовать ее с умом, но с процентами и штрафами, когда это не так.

Link to comment
Share on other sites

Отрицательная обратная связь и гармоники высшего порядка
Много лет назад Питер Баксандолл отметил, что отрицательная обратная связь уменьшает искажения, но при этом создает дополнительные гармоники высшего порядка. Другие подтвердили это явление экспериментально и в компьютерных симуляциях. Я нашел в Интернете

рисунок 10, приписываемый Джону Линсли-Худу

Здесь мы видим, что при применении низких значений обратной связи к одному каскаду усиления 2-я гармоника линейно уменьшается с увеличением обратной связи, но при этом создается повышенное количество гармоник высшего порядка. При увеличении обратной связи выше примерно 15 дБ все эти формы искажений уменьшаются пропорционально увеличению обратной связи

 

 

10.gif

Link to comment
Share on other sites

Отрицательная обратная связь создает гармоники искажений более высокого порядка, и, по-видимому, подразумевается, что вам следует использовать много обратной связи, если вы вообще планируете ее использовать. Некоторые дизайнеры смотрят на это именно так, другие используют обратную связь экономно, а некоторые вообще отказываются от нее.

Я провел свою собственную версию эксперимента, используя силовой мосфет в одностороннем каскаде усиления класса А мощностью 1 Вт на нагрузку 8 Ом:

На рисунке 11 хорошо видно увеличение гармоник высшего порядка при применении отрицательной обратной связи. На этом графике амплитуды выражены в дБ, а частота каждой кривой была немного смещена для наглядности.


Итак, совершенно ясно, что отрицательная обратная связь, хотя и снижает общее количество искажений, увеличивает сложность искажений

 

11.gif

Link to comment
Share on other sites

Подождите! Это еще не все...
Мы видели, что сложность искажений возникает при прохождении простого сигнала через каскад усиления с нелинейностями высокого порядка, как в примере спектра искажений выходного каскада класса А против класса В (рис. 5).


Мы также видели, что сложность искажений возникает, когда сложный сигнал пропускается через каскад усиления с относительно простыми нелинейностями низкого порядка (рис. 8).


И, наконец, мы видели, что сложность искажений возрастает при использовании отрицательной обратной связи (рис. 11).


Я могу назвать еще один источник усложнения искажений, который возникает при прохождении сигнала через последовательные каскады усиления. Это довольно частое явление, поскольку в усилителях принято использовать несколько каскадов, пытаясь создать достаточный коэффициент усиления в разомкнутом контуре, чтобы иметь много обратной связи.


Парадоксально, но можно представить примеры пирамидальных схем обратной связи, в которых добавляются дополнительные каскады усиления для создания большей обратной связи для частичной коррекции искажений, создаваемых дополнительным каскадом усиления.


Рисунок 12 иллюстрирует результат каскадирования нескольких каскадов. Здесь имеется четыре каскада, каждый из которых имеет 1% коэффициент 2-й и 3-й гармоник, усиливающих один тон:

Окно рисунка 12 представляет 1 синусоидальный цикл, и вы можете видеть компоненты 9-й гармоники в нижней части графика. Также видно, что большая часть искажений сосредоточена в больших пиках.


Вы помните пример сложного ИМ на рис. 8, где семь тонов были пропущены через один каскад.

На рис. 13 показано, как они выглядят, проходя через четыре каскада усиления с рисунка 12, с теми же 1% коэффициентами для 2-й и 3-й гармоник:

12.gif

13.gif

Link to comment
Share on other sites

Хммм... Искажения становятся все хуже. Может потребоваться много обратной связи, чтобы снизить его до разумного уровня. Среднеквадратичное значение искажений намного ниже пиковых значений - порядка 100%. Искажений примерно столько же, сколько и исходного сигнала.


Итак, теперь у нас есть четыре сценария усложнения искажений, и все они могут быть испытаны с помощью обычного аудиоусилителя. Мы увидели, что эти сложные искажения могут быть сконцентрированы в интенсивные пики, гораздо более мощные, чем средние значения, которые мы можем измерить вольтметром.


Заключение
Время летит, а нам еще многое предстоит узнать. Я не затронул вопрос о том, что эти фотографии значат для аудиофила, возможно, это не то, что имел в виду Сраджан, когда просил написать эту статью.


На самом деле, кроме предположения о предпочтении малого количества простых форм искажений, мы вообще не обсуждали слушателя. Тем не менее, я пытаюсь высказать мысль, которая имеет непосредственное отношение к очевидному несоответствию между субъективным опытом и простыми измерениями искажений.


Мы видели, что нелинейные искажения становятся больше и сложнее в зависимости от нелинейной характеристики каскадов, количества каскадных каскадов и количества спектральных элементов в музыке.

Отрицательная обратная связь может уменьшить общее количество искажений, но она сама по себе добавляет новые компоненты и побуждает разработчика использовать больше каскадов усиления в поисках лучших цифр, что сопровождается большими проблемами со стабильностью частоты обратной связи.


Возникающая сложность создает искажения, которые не похожи на простые гармоники, связанные с музыкальными инструментами, и мы видим, что эти сложные волны могут собираться вместе, создавая иногда цунами искажений, достигая пиковых значений, намного превышающих те, которые предусмотрены спецификациями искажений.


Если вы хотите, чтобы пиковые искажения схемы рис. 13 не превышали 0,1% при комплексном сигнале, то вам нужно уменьшить их примерно в 3000 раз. 70 дБ обратной связи сделают это, но это кажется много.

В отличие от этого, похоже, что если вы можете заставить однокаскадный усилитель работать на уровне .01% второй гармоники с одним тоном без обратной связи, вы также можете достичь пика в .1% в тесте комплексного IM.


Мне кажется, что последний вариант будет звучать лучше.

Фото Нельсон Пасс на аудио выставке  2008 год

 

Pass.jpg

Link to comment
Share on other sites

24 minutes ago, Сергей Витальевич said:

Реальный замер есть ? как у "перекошенного" с гармониками 2,3.....

Почитайте/послушайте Pass-a про фазу второй гармоники.
Именно это он и делал, изменяя точку подключения нагрузки.

  • Smile 1
Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, BAA сказал:

Почитайте/послушайте Pass-a про фазу второй гармоники.
Именно это он и делал, изменяя точку подключения нагрузки.

А можете просто это написать ? Не хотелось бы полдня искать , что он там сказал/написал. 

Link to comment
Share on other sites

44 minutes ago, Сергей А said:

А можете просто это написать ? Не хотелось бы полдня искать , что он там сказал/написал. 

Сочинять не буду, а переслушивать несколько часов видео чтобы показать пальцем - неа не выйдет

 

  • Neutral (0) 1
Link to comment
Share on other sites

Не , мне слабо хорошо понимать о чем он говорит , весьма смутно. 
Но давно уже думаю , почему спектралаб  например , рядом с амплитудой гармоники пишет и фазу. Хотя по идее фазы всех гармоник должны быть +\_90. 

Link to comment
Share on other sites

Как там про Shuttle в тайге, а у меня Yes I do но... толку!
Короче он говорит что фаза меняется от начального тока (рабочей точки) и от перекоса "SRPP" который вырождается, когда ток нагрузки через резистор в цепи истока не протекает. Гармрнический состав тоже меняется, 2-я и 3-я, причем 2-я меняет фазу. Нравится когда 2-я гармоника имеет "отрицательную фазу" относительно фундаментальной (собственно сигнала) it deepens sound stage.
3rd "you get more sense of dynamic range". На английском, кстати, CC работает нормально в большинстве случаев.
 

  • Like (+1) 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...