Ollleg Posted March 31 Posted March 31 18 часов назад, ТимВал сказал: ESI Juli Сгодится. 24 бит, 192 кГц. Без обработки (любой) - первый файл. Лучше в ЛС ссылку. 18 часов назад, ТимВал сказал: В 10.03.2024 в 19:26, Ollleg сказал: Может в догонку и трек какой-нибудь с оцифровкой? Например какой? Можно самое распространенное - Флойд "Обратная ст.Луны" любую сторону целиком, у меня их несколько разных изданий, т.что смогу немного сравнить. Quote
GaLeX Posted April 5 Posted April 5 (edited) Доброго времени суток! По топик-теме (6Н2П+6Н23П) лежала у меня в компе давняя писанина про корректор начального уровня для ГЗ Ortofon OM-XX. Лежала и не отсвечивала, никуда не выходила. Сейчас нашел - выложу на всякий случай. Сразу скажу, что звук не самый лучший. Но и не самый худший. PUK_OM_XX.pdf ВИНИЛ-КОРРЕКТОР НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ГОЛОВОК ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ ОРТОФОН СЕРИИ ОМ-ХХ А.Л. Гурский г. Минск Если почитать форумы в Интернете, посвященные проблемам высококачественного лампового (и не только) аудио, то создается впечатление, что качественный звук можно получить, лишь применяя раритетные (и соответственно дорогостоящие) импортные компоненты, например, немецкие лампы AD-1 или на худой конец EF-86 от именитых фирм. Так что же, для любителя из глубинки, в распоряжении которого лишь горсть отечественных 6Н1П-2П-3П-23П и т.п, дорога в аудиорай закрыта? Вовсе нет, и на этих лампах можно получить неплохой звук, если подойти к делу внимательно. По крайней мере, звучание превзойдет по качеству большинство транзисторно-микросхемных решений. Вкратце история создания корректора такова. Один мой друг поделился со мной шасси от антенного усилителя коллективного пользования. Это латунное посеребренное шасси с панельками для трех ламп, первая из которых виброизолирована, идеально подходит для создания винил-корректора с минимумом трудозатрат. Размеры шасси, тип панелек и их количество определили и типы используемых ламп, и схемотехнику корректора. В результате появился простой винил-корректор начального уровня на лампах 6Н2П и 6Н23П, предназначенный для работы с широко распространенными головками (картриджами) серии ОМ-ХХ фирмы Ортофон (ОМ-10, ОМ-20, ОМ-30). Они отличаются друг от друга только вставками с иглой, что позволяет, купив сравнительно дешевую головку ОМ-10, в дальнейшем «проапгрейдить» ее до весьма неплохой ОМ-30, докупив лишь вставку-иглодержатель. В остальном эти головки ничем не различаются между собой, поскольку «основа» у них общая. Особенность усилителя – коррекция с постоянной времени 75 мкс выполнена на собственной индуктивности картриджа (у картриджей Ортофон ОМ-ХХ - 580 мГн). Тому есть как минимум две причины. Первая из них – в таком включении нет проблем с переходной характеристикой входной цепи. Вторая – уменьшается уровень сигнала на высоких частотах в первом каскаде, что благоприятно сказывается на линейности. Дополнительно возможно уменьшение число элементов корректирующей цепи, т.е. число емкостей и резисторов на пути сигнала. Внешний вид корректора с блоком питания показан на рис. 1. ---------------------------------------------- ---------------------------------------------- Сама схема не нова и в особых пояснениях не нуждается. Первый каскад – резистивный на лампе 6Н2П (в каждом канале по одному триоду), второй каскад – SRPP на 6Н23П (по одной лампе в каждом канале). Выбор этой лампы обусловлен ее малым внутренним сопротивлением, способностью работать при относительно низких анодных напряжениях и меньшим, по сравнению, например, с 6Н1П, током накала. Для снижения уровня фона накал ламп питается стабилизированным напряжением, получаемым от стабилизатора на микросхеме EZ1084, включенной по типовой схеме. В выпрямителе накала использованы диоды Шоттки 2N5822. Емкость конденсатора на входе стабилизатора – 10000 мкФ, на выходе – 2200 мкФ. Дополнительно искусственная средняя точка накала, формируемая R14, R15, подключена к делителю напряжения R12, R13, задающему положительный потенциал порядка 40 В. Анодные цепи корректора питаются от стабилизатора по схема А.Карпова [1], модифицированного для получения выходного напряжения 250-260 В. Блок питания (БП) собран на трансформаторе ТАН-2-220-50К последних лет выпуска. Его конструктив позволил домотать дополнительную обмотку (10 витков провода ПЭТВ-2-0,75), включаемую последовательно с запараллеленными накальными обмотками. Это сделано для получения напряжения, достаточного для питания стабилизатора накальных цепей. Все остальные вторичные обмотки трансформатора включены последовательно, что позволяет получить напряжение порядка 300 В на входе стабилизатора. БП выполнен отдельно от корректора и собран в корпусе от компьютерного БП. Параметры собранного винил-корректора (при сопротивлении нагрузки 15 кОм): Потребляемый ток (2 канала), по анодным цепям – 22 мА, по накальным цепям - ≈ 1 А; Коэффициент усиления: ≈40дБ; Отношение сигнал/шум: 71 дБ Отношение сигнал/фон (невзвешенное): 63 дБ Входное сопротивление, кОм: 5,9 Выходное сопротивление, Ом: 370 Коэффициент гармоник на частоте 1 кГц при выходном напряжении 1 В: <0,02% Отклонение АЧХ системы “картридж Ортофон ОМ-10 – корректор” от стандарта RIAA: - в диапазоне 20 Гц-16 кГц - ±1 дБ - в диапазоне 30 Гц –20 кГц –1 ÷ +3 дБ (подъем в диапазоне 17-20 кГц из-за резонанса “масса иглодержателя – упругость винилита” * . * Этот резонанс попадает в звуковой диапазон практически у всех ММ-головок начального уровня, включая ГЗМ-ХХХ, Grado, Ortofon и др. Из отечественных исключение – головки «Корвет», у которых резонанс смещен достаточно далеко в ВЧ-область В авторском варианте корректора применены лампы 6Н2П-ЕВ и 6Н23П-ЕВ, хотя никто не запрещает применять лампы и без этих индексов, а также их аналоги. Резисторы R1-R6 типа БЛП, R7-R11, R16 – ВС, УЛИ, R12-R15 – МЛТ. Резисторы R3,R12 должны быть рассчитаны на рассеиваемую мощность не ниже 0,5 Вт, остальные – 0,25 Вт. Конденсаторы C1, C8 – Rubycon, С2, С6 – CapXon от материнских плат компьютеров, С3 – КСО-1Г, С4 – К40У-9, C5,С7 – Philips МКТ, C9, C10 – WIMA MKS, К73-17. Катушка L1 представляет собой 3 витка провода ПЭК-0,7 на кольце внешним диаметром 7 мм из феррита 2000НМ, в качестве катушки L2 применен ВЧдроссель от телевизоров УНТ-47/59, представляющий собой катушку, намотанную способом «универсаль» проводом ПЭЛШО на высокоомном резисторе МЛТ-0,5. Назначение L2 – фильтрация ВЧ-наводок на кабель, соединяющий блок питания с корректором и имеющий длину порядка 1,5 м. Разумеется, указанные типы деталей – не догма. Несколько слов об особенностях корректирующей цепи. Без конденсаторов С3 и С11 – это обычная цепь пассивной коррекции, обеспечивающая стандартные постоянные времени. Необходимость введения дополнительного звена, ослабляющего высокие частоты, вызвана тем, что измерения АЧХ с помощью измерительной пластинки (использовалась QR2010) выявили наличие горба в области ВЧ с максимумом в районе 23 кГц, обусловленного т.н. «виниловым резонансом». Его частота определяется массой подвижной системы картриджа и упругостью материала пластинки. Вид АЧХ системы при этом показан на рис.3. В этой же частотной области лежит и электрический резонанс в контуре, образованном входной емкостью корректора и индуктивностью картриджа. Однако он задемпфирован сравнительно малым сопротивлением резистора R1 и существенного влияния на АЧХ не оказывает. Введение конденсатора С3 (и С12, казалось бы, гигантской для входа корректора емкости) позволяет уменьшить неравномерность АЧХ системы «головка-корректор» в области 8-20 кГц. Отметим, что при смене иглодержателей на ОМ-20 и ОМ-30, имеющих меньшую массу подвижной системы, возможно, потребуется подбор емкости С3 или даже его удаление из схемы. Ход экспериментальной АЧХ обусловлен особенностью записи сигнала на измерительной пластинке. Частоты до 1 кГц записаны по стандарту RIAA (и дают на выходе корректора практически плоский участок АЧХ), частоты же выше 1 кГц записаны с постоянной колебательной скоростью, в результате чего АЧХ соответствует АЧХ корректирующей цепи. Как видим, из-за неприятного резонанса на ВЧ «сэкономить» на деталях цепи коррекции за счет использования собственной индуктивности картриджа не удалось. Корректор можно применять и с головками ММ других типов, имеющих достаточную собственную индуктивность. При этом потребуется подбор R1 и, разумеется, С3, C11, C12. На рис. 4 показан спектр шумов и помех на выходе корректора, приведенный к уровню сигнала 0 дБ. Вид спектра обусловлен подъемом АЧХ на нижних частотах в соответствии с RIAA-коррекцией. Видно, что наводки с частотой 100 Гц по цепям питания не видны на фоне шумов. Видна наводка от сети 50 Гц с уровнем примерно –63 дБ и ее немногочисленные гармоники с гораздо меньшими уровнями. Для уменьшения этих помех необходимо тщательное экранирование всего устройства. Спектр на рис. 4 получен без каких-либо взвешивающих фильтров. С фильтром типа МЭК-А уровень помех сильно уменьшается и составляет величину не хуже –85 дБ. В любом случае уровень помех и шумов ниже, чем шумы немой канавки грампластинки. Корректор обладает достаточно ясным и чистым звучанием. Уровень сигнала при использовании картриджа Ортофон ОМ-10 при воспроизведении сигнала с уровнем 0 дБ составляет примерно –3 дБ на входе звуковой карты M-Audio Audiophile 2496, что достаточно удобно для оцифровки грамзаписей – основной цели создания корректора. ЛИТЕРАТУРА 1. Е.Карпов. Высоковольтный стабилизатор с малым уровнем пульсаций. http://www.nexttube.com/articles/hvr2/hvr2.pdf -------------------------------------- -------------------------------------- Рис. 3. АЧХ системы «картридж ОМ-10 – корректор» в области высоких частот, полученная с помощью измерительной пластинки QR2010. Красным и синим показаны АЧХ правого и левого каналов без конденсатора C3, сиреневым – АЧХ одного из каналов с конденсатором С3=240 пФ. Черным показана АЧХ по стандарту RIAA (без С3), зеленым – АЧХ корректора с конденсатором C3. изменил Ollleg Добавил саму статью. Edited April 6 by Ollleg корректировка 6 2 1 1 Quote
Xрюн222 Posted April 5 Posted April 5 Интересный вопрос об учёте винилового резонанса. Крайне мало кто "заморачивается". 2 Quote
ТимВал Posted April 5 Author Posted April 5 Александр Леонидович, в Вашей статье приведена совершенно не моя схема. Не удивительно что звук не самый лучший. П.С. очень жаль что сайт Е Карпова "next-tube" теперь не доступен. Может у кого есть скаченный архив сайта? Я дурак не догадался сохранить... Quote
GaLeX Posted April 6 Posted April 6 То, что в статье не Ваша схема - совершенно естественно, я чужие схемы за свои не выдаю, в статье известная топология, чуть модифицирована цепь коррекции, статья в 2008 году писалась. :-) Общего с Вашей схемой - только применение ламп 6Н2П и 6Н23П, отчего и кинул ее в Ваш топик (по его названию). От нас сайт Евгения вполне доступен... Попробуйте через прокси. 1 Quote
ТимВал Posted April 6 Author Posted April 6 2 часа назад, GaLeX сказал: От нас сайт Евгения вполне доступен... Попробуйте через прокси. Это мысль. Попробую vpn. Quote
ТимВал Posted April 10 Author Posted April 10 В 31.03.2024 в 22:18, Ollleg сказал: Можно самое распространенное - Флойд "Обратная ст.Луны" Далеко не самый лучший выбор, впрочем как угодно. Есть пластинка от "евангелистов" и не очень сильно укатанная вроде. Записывались Floyd поганенько. Сколько я не пробовал "флаков" скачанных с интернета, везде на громких участках звук полный шлак каша и грязь. Лучше бы Dire Straits, вот эти всегда записывались на высшем уровне.... 1 Quote
ТимВал Posted April 10 Author Posted April 10 В 31.03.2024 в 22:18, Ollleg сказал: 24 бит, 192 кГц. Без обработки (любой) - первый файл. Лучше в ЛС ссылку. Скинул в "облако", ссылка в "личке". "Жулию" напрягать не стал ради этого г, записал на встроенную, чип нормальный, 192кГц. Quote
Ollleg Posted April 14 Posted April 14 В 10.04.2024 в 19:08, ТимВал сказал: Скинул в "облако", ссылка в "личке". "Жулию" напрягать не стал ради этого г, записал на встроенную, чип нормальный, 192кГц. В 10.04.2024 в 18:48, ТимВал сказал: Далеко не самый лучший выбор, впрочем как угодно. Есть пластинка от "евангелистов" и не очень сильно укатанная вроде. Записывались Floyd поганенько. Сколько я не пробовал "флаков" скачанных с интернета, везде на громких участках звук полный шлак каша и грязь. Лучше бы Dire Straits, вот эти всегда записывались на высшем уровне.... В лс отписал. Quote
ТимВал Posted April 16 Author Posted April 16 Вы теперь будете "постить" все схемы где применяется 6Н2П и 6Н23П? По моей схеме ФК вопросов видимо нет.... Quote
Stan Marsh Posted April 16 Posted April 16 Для простыней Лаптева выделил специальную тему: https://newaudioportal.com/topic/9270-лаптев-о-фонокорректорах/#comment-102040 Quote
Stan Marsh Posted April 16 Posted April 16 Перенесено и очередное от ЮР. Любимые схемы Юрия Робертовича - Техподдержка для начинающих - NewAudioportal - форум о хорошем звуке Quote
юрий робертович Posted April 16 Posted April 16 Вы останетесь без схем, и дурацкие дурацкие мульки вам не помогут. 1 2 1 Quote
Stan Marsh Posted April 16 Posted April 16 2 минуты назад, юрий робертович сказал: останетесь без схем Не останемся, у нас есть целый раздел ваших схем. 1 Quote
юрий робертович Posted April 16 Posted April 16 Только они никому нафиг не нужны, вам надо охеренный(кажется, и не ошибся) БП на 30 кг массой, или на простецкую на примерно 5х10 см и импульсником. Дерзайте, мне все равно. Quote
Stan Marsh Posted April 16 Posted April 16 2 минуты назад, юрий робертович сказал: Дерзайте, мне все равно. Спасибо. Quote
S.Laptev Posted April 16 Posted April 16 5 минут назад, юрий робертович сказал: Только они никому нафиг не нужны, вам надо охеренный(кажется, и не ошибся) БП на 30 кг массой, или на простецкую на примерно 5х10 см и импульсником. Дерзайте, мне все равно. Они кто? Кому? Станиславу? Опять двадцать пять, пардон, 250 днём, потом два по столько же, но вечером? Quote
ТимВал Posted April 16 Author Posted April 16 Сообщу на всякий случай что в моей схеме нет случайных номиналов и схемных решений. Фиксированное смещение выбрано не случайно. Анодные резисторы в первом и втором каскаде не только смоделированы в симуляторе но и проверены вживую на "стэнде" с участием спектроанализатора. Номиналы подобраны по максимуму усиления в сочетании с минимумом КНИ. И в каскадах по отдельности и в полной сборке ФК. Цепочка RIAA так же не случайно выбрана с такими номиналами. Схема выглядит очень простой, однако качество получившегося звука даст фору многим навороченным многокаскадным монстрам с разными замудрёными трансформаторами коррекции и лампами динозаврами от "телефункена". Тот кто соберёт и послушает, точно не пожалеет потраченного времени. 1 1 Quote
Ollleg Posted April 16 Posted April 16 3 часа назад, Xрюн222 сказал: А ещё была ветка про любимые схемы... Она на месте: https://newaudioportal.com/topic/62-схемы-ламповых-riaa-фонокорректоров/ Quote
Xрюн222 Posted April 16 Posted April 16 1 час назад, ТимВал сказал: Сообщу на всякий случай что в моей схеме нет случайных номиналов и схемных решений. Фиксированное смещение выбрано не случайно. Анодные резисторы в первом и втором каскаде не только смоделированы в симуляторе но и проверены вживую на "стэнде" с участием спектроанализатора. Номиналы подобраны по максимуму усиления в сочетании с минимумом КНИ. И в каскадах по отдельности и в полной сборке ФК. Цепочка RIAA так же не случайно выбрана с такими номиналами. Схема выглядит очень простой, однако качество получившегося звука даст фору многим навороченным многокаскадным монстрам с разными замудрёными трансформаторами коррекции и лампами динозаврами от "телефункена". Тот кто соберёт и послушает, точно не пожалеет потраченного времени. Да-да, и поиграет, заодно, в увлекательную игру "подбери 6н2п" из кучи или мешка... Очень, кстати, вовлекает! Учитывая что процентов 80-90 попадающихся ламп категорически на вход корректора не годятся. 5 Quote
alpatov.andrey Posted April 16 Posted April 16 1 час назад, Xрюн222 сказал: "подбери 6н2п" из кучи или мешка... Очень, кстати, вовлекает! Учитывая что процентов 80-90 попадающихся ламп категорически на вход корректора не годятся. Это чистая правда ). Но эти 10 % стоят того . С уважением... Quote
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.