Jump to content

Recommended Posts

Posted

Несколько лет у меня на полке лежали заказанные когда-то давно китайские выходные трансформаторы для построения однотактного лампового усилителя, но руки до них все не доходили. Решил, что пора бы их пустить в дело, чтобы они не лежали мертвым грузом. Stan Marsh предложил сделать усилитель на 6Г2 и 6П31С.

Схема взята с сайта U.L.F.

Под спойлером приведу ту же схему вместе с БП (перерисовал в Splan):

Спойлер

1715992144_62631.thumb.JPG.7647fb84ebd3fc02270e55175e45e64a.JPG

1119234412_62631_.thumb.JPG.30df40b03742956789e9988720c9cb86.JPG

Усилитель собран и опробован на макете, который сейчас у меня трудится.

Для макета обычно беру лист нефолгированного текстолита подходящего размера, к нему креплю все трансформаторы и контактные площадки, из отдельного куска вырезаю небольшую полоску под панельки и креплю ее к общему текстолиту на латунные стойки нужной высоты.

По сборке: прокладываю сначала накальные провода, потом собираю анодную часть БП и с соблюдением безопасности проверяю его работу на эквиваленте нагрузки. Когда все питания собраны и проверены перехожу к усилительной части и распаиваю на макете ее.

Первое включение как при проверке блока питания, так и полностью собранного усилителя всегда произвожу с включенной в разрыв сетевого провода лампой накаливания, для избежания неприятных ситуаций.

Под спойлером фото выходных трансформаторов и заготовки макета:

Спойлер

IMG_1855.thumb.jpeg.72e1de74509fac2ff9e21c8f9caf4f76.jpeg

IMG_1861.thumb.jpeg.7b120f88b82b94c44a9f723387cf17d1.jpeg

По компонентам каких-то особенностей нет, как и любой макет собран из того, что было под рукой. Трансформаторы для макета выбраны унифицированные ТА134-220-50 в качестве анодного и ТН46-127/220-50 в качестве накального, т.к. они недорогие, лампы заказаны были в Истоке, но 6П31С там в наличии не оказалось, поэтому взял EL36 Tesla. Резисторы обычные металлопленочные мощностью 2 Вт, высоковольтные конденсаторы Rubycon 100мкФ 450В.

Первое включение удобно производить с помощью недорогих вольтметров  с али вот такого типа. Необходимое количество таких вольтметров можно подключить на нужные контрольные точки и сразу будет видна вся картина напряжений. Точность таких вольтметров для радиолюбительских целей достаточная.

Нельзя включать усилитель без подключенной нагрузки на выход звукового трансформатора, поэтому все настройки нужно проводить с подключенным эквивалентом нагрузки.

Под спойлером распаянный макет:

Спойлер

IMG_2022.thumb.jpg.1025500096b29a473a0c3a83f97d7dbb.jpg

IMG_2023.thumb.jpg.9e64ea0843f9cc8d72e0ccc0a3c0f6ab.jpg

IMG_2024.thumb.jpg.7e0db3c38db7e6f8a4696c62e10f33f8.jpg

После включения и проверки всех напряжений на эквиваленте нагрузки 4,7 Ом проверена форма сигнала с помощью осциллографа:

Спойлер

Синус:

MAP001.jpg.7026e6c1ba29f79333082c89bfa1686d.jpg

Прямоугольный сигнал:

MAP002.jpg.9534adb2e4e799c273fd8990400974f6.jpg

Небольшой разбаланс каналов по усилению в ламповом усилителе обычное дело, можно забороть подбором ламп при желании.

АЧХ:

229445725_ax.thumb.jpg.4e8c2dabc59a4572428e6941ff6f5810.jpg

Максимальная мощность:

MAP001_max.jpg.143e9aa7d301556c6adc4714354c3392.jpg

Так же был опробован ультралинейный режим, т.к. на выходном трансформаторе был предусмотрен соответствующий вывод, но результат оказался отрицательным, т.к. на этих трансформаторах в этом режиме происходит подвозбуд усилителя, что было хорошо видно на максимальной мощности.

Для борьбы с возможным возбуждением усилителя можно заменить "антизвонные" резисторы в первых сетках EL36 на 1К, вместо 200 Ом и последовательно с анодом, т.е. прямо к колпачку, подключить резисторы по 10 Ом.

Огромна благодарность Stan Marsh за помощь в настройке макета.

В качестве межкаскадных конденсаторов были опробованы К40-У9, Nichicon пленочный, EVOX. Лучше всего проявили себя вот эти конденсаторы.

В катоде 6Г2 хорошо будет применить электролитические конденсаторы Silmic на нужную емкость. 470 мкФ в катоде первой лампы достаточно.

Огомная благодарность Ollleg за предоставленные конденсаторы.

Теперь дело за прослушиванием и корпусом.

Надеюсь, что моя заметка будет полезна тем, кто захочет сам собрать данный усилитель или любой другой.

  • Like (+1) 8
  • Thanks (+1) 2
Posted

С китайскими колпачками внимательнее - держатся слабо. Я в некоторых случаях припаиваю провод, а уж затем одеваю колпачок.

470 мкФ в питании при отсутствии развязки между каскадами, наверное, маловато.

Posted

С2 0,1мкФ - 1дб, при гридлике 150к  будет крутить фазу на частоте 50гц  25 градусов, 40гц - 30град.

Posted

Лампы 6П13С, 6П31С максимальное сопротивление резистора утечки при автосмещении  - 1,5 мегОм, фиксированном 0,5 мегОм.  0,1 мкф на частоте 50Гц - 32к.

Posted

Для Николая - в ЭД нет защитного диода между истоком и затвором ( во всяком случае на схеме!).

Posted
17 минут назад, СЮТ сказал:

Для Николая - в ЭД нет защитного диода между истоком и затвором ( во всяком случае на схеме!).

Да, спасибо, все верно. Забыл про это упомянуть, потому что примененный транзистор (STW9NK90Z, Транзистор, Zener-Protected SuperMESH, N-канал, 900В, 1.1Ом, 8A [TO-247]) выглядит так:

700448345_2022-09-14093722.png.7202c73b89c14830d10f011bd8e8d34f.png

  • Like (+1) 2
Posted
4 часа назад, юрий робертович сказал:

Максимальное сопротивление резистора утечки 0,5 МОм, 6п31с и ел36. 1,5 МОм допускается для строчной развертки

Для строчной развёртки - 2,2мОм, в даташите, сто вы привели.

Posted

ТА134-220-50 сетевая 230в  соединить 220в+20в+12в. Вторичка 80+80+56+56в. ЭД не пройдет, мало напруги, надо только железный дроссель.

 ТН46-127/220-50 соединить первичку по максимуму, 268в, 1-5 и 6-10. Вторичку 5в+5в, на 6,3в подобрать небольшой резистор, а мощность БОЛЬШАЯ, сосчитайте

Posted
В 14.09.2022 в 13:47, юрий робертович сказал:

Старая радиолюбительская формула C*R=30, мкф, ком, Гц

Пример 300ком, 0,1мкф, f нижн=5-10 Гц с 3 дБ завала. Кто низкие частоты слушает, а кто пускай свою фазу ловит...

Да, старая из справочника 50х, когда АЧХ ,была ограничена амплитудной модуляцией, воспроизведением шеллачных пластинок, в кино фотозапись звука по методу Шорова  100-5000гц . Уже в 60х в двухтомном Р.Терещук и С.Терещук, формула имеет вид Сс=3-5*159/Fн*Rc ; межкаскадная СR  цепочка из разделительного конденсатора и гридлика - дифференцирующая, и при недостаточной ёмкости и малом Тау ведёт к искажению ПХ на нижних частотах.  U.L.F. умный, недаром применил межкаскадник 1мкФ.

  • Like (+1) 2
Posted
11 минут назад, юрий робертович сказал:

См. АРА номер 5-98года выше.

Лично я больше доверяю учебникам, чем Herb-у Reichert-у из Audio Note. 

  • Like (+1) 2
Posted
20 часов назад, юрий робертович сказал:

ТА134-220-50 сетевая 230в  соединить 220в+20в+12в. Вторичка 80+80+56+56в. ЭД не пройдет, мало напруги, надо только железный дроссель.

Напряжения достаточно. У меня соединены вторичные обмотки 80+80+56+20=236 В. Еще одна обмотка 56В ушла для смещения. После диодного моста под нагрузкой 310 В, на каждом канале после ЭД по 280В. Падения напряжения порядка 30В на ЭД вполне достаточно. При желании поднять напряжение можно, добавив еще одну свободную обмотку на 12В, или соединить на анодное напряжение 80+80+56+56, а на смещение 20+12.

Унифицированные трансформаторы удобны для макетирования, но когда дело доходит до корпуса, то туда лучше заказать нормальный силовой ТОР.

  • Like (+1) 1
Posted

Плохо то что у Танов нет экрана между сетевой и остальными.

И плохо ещё что для нужных напряжений коммутируются обмотки всяко-разно. Тесная ёмкостная связь между сетевой и остальными.

Помехам с сети полная свобода...гуляй не хочу.

Для себя нужно уметь хотя бы намотать силовик или покупать заказной.

ТА,ТАН не для хиенда.

Не знаю как насчёт заказных трансов на торах...ложат ли производители экран?

Если нет, то плохо.

  • Like (+1) 2
Posted
27 минут назад, ДимДимыч сказал:

ложат ли производители экран?

Если указать в ТЗ, то да.

 

10 минут назад, юрий робертович сказал:

Так у вас вся схема непонятая, не для хиенда ТОЧНО. 

Это хорошо, так как хихиэнд придуман малограмотными журналюгами. 

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Но и , конечно, если не упомянали , очень приличный современный ""немец"" , но , скорее , делают их уже в Китае    : https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html Важно , чтобы получить баланс (назову) энергетики звука -  как происходит восприятие звуковых регисторов диапазона , с одним ШП охватить весь диапазон практически невозможно .  А реальное восприятие баса -в ОЯ если , обеспечивают только 15"" и выше . 12"" с реализмом (тут -то и важна энергетика -  восприятие силы звукоизвлесения -  ударные, рояль .. , Шаляпин..., но вот женский вокал без 8"" -дюймовой поддержки на 12-ке, 15 ке , даже 10"" (погранично) передать будет уже проблематично .Цельность звука в итоге разваливается и начинается поиск жанровых предпочтений.   Поэтому в ОЯ  тот же 8"" Визатон , играющий середину, верхнюю середину , нижниЕ ВЧ весьма ровно и выразительно , работает в синергии с 15"" НЧ -сч , типа , ставили к примеру 15"" Селейшен https://audio-hi.fi/ru/visaton_b200_1350-6-p-477.html    Celestion Truvox TF 1520 (T5467) Прикольный симбиоз , конечно , по параметрам Визатон даже круче , но Селейшен создаёт энергетику мид баса (нижнего нет , конечно) , а вот 8"" Визатона со своими НЧ уже идут мимо. Но вместе эта парочка начинает в ОЯ ( к примеру 700 х1200 х 250 мм ) творить реально невероятное .  Угол только не забываем откинуть переднему щиту -10-15 град .  , иначе ""кина не будет "" , звука , сорри .
    • А со схемой то вы определились? Пока мы только столярную часть видели вашей работы... Какую схему собирать будите?
    • У меня в Р-Р варианте на 6с19п по 5шт в плече (общее количество 10шт) , что равноценно двум 6с33с (по одной в плече) получилось по 10000мкф на плече или 20000мкф суммарно. С меньшим количеством был фон. При этом кондеры по 3300мкф и между ними резисторы по 10 Ом ...  И это на один канал расчет!!! 🧮 На два канала 40000мкф получается минимум... т.е. 12шт конденсаторов по 3300мкф... Это для оценки габаритов... Я так и не понял как у других получается при енить по 3-4т.мкф и не иметь фона на выходе усилителя...
    • Я не фантазировал ничего про него, я сказал надо начинать делать свое и набивать опыт и теорию. За ссылку благодраю вас. Почитаю когда то. Сейчас у меня есть пару систем и вожусь с ними и хватит этого. 
    • Еле понял, что такое Сашенферк. Это же Зáксенверк (причём е тут твёрдая, германская)
    • Улдыс, я полагал, что вы поняли, в личку написал, объяснил, кому предназначался мой пост, не ВасЁк'у и совсем не вам, а человек, про которого вы нафантазировали, это известный самодельщик, в первую очередь, на его опыте учились десятки тысяч человек, на форумах наших всех, его схемы и работы цитируют наши и не наши журналы и брошюрки издают. Откройте, почитайте, если выше в ссылках ничего не смогли найти и нашли что-то своё, совершено не связанное с реальностью. Вот он ваш "коллекционер":  
    • Да , про Supravox как то никто и не упомянул, до сих пор выпускаются и продаются.
    • беспорно, но круг динмаиков шп ограничем скажем в бюджетном плане, в среднем так же думаю, а далее бесконечные деньги можно платить за крутые вещи и за единичные изделие мастеров. Я имел ввиду что надо действовать и самому понимать что звучит и как вспоминая концерты как там звучит инструмент. Вспомни, как я к тебе приставал как то, какой какой шп лучше в FH-8 твой поставить  ...и прошел путь от 6гд-1 , грин коне, кучу еще всяких еще и  до сонидо в средней ценовой категории поменяв FH-8  на векторхорн. Т.е я могу описать их и по ощущениям, и по ачх, и как то научился настраивать систему акустическую с каждым динамиком.  Может и не нужен такой опыт, не знаю...
    • Теплые воспоминания. В армии грузил на 100 вт паяльник, а на блоке сушил портянки. На ютубе есть обзор от Евгения Александровича, у него описание с нужной вам схемой. 
    • Улдыс, а вот тут не могу с тобой согласиться, так как задача состоит из двух немаловажных равнозначных частей: 1. Как раз именно динамик отвечает за качество звучания, его душу, структуру, музыкальное наполнение, тонкие материи 2. Оформление создаёт внешнюю форму, мускулатуру, жирок Одно без другого неполноценно
    • Если не страдать известным состоянием , когда в приоритетах  -  круто , но задаром . То как говорил ув. Рустем своим коллегам - даром часто за амбаром (т.е. выбор очень ограниченный) .  В случае выбора ШП динамика это проявляется в полный рост . Далее начинается известная ""движуха "" - с накруткой легенд , улучшений и собирания всего ""наследия "" во что -то групповое или авторски уникальное . В мире же ШП есть свои лидеры , но и обратное . К  примеру французкая фирма , которая для меня во многом пример здорового европейского представительства -  точное представление всех параметров , обмеры , графики . Смотрите и удивляйтесь ,https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signaturebicone-p-1220.html а потом сравните со всем этим советским кривым наследием , но хотя , повторюсь , в СССР есть такой винтажный уровень ШП (или условно ШП - , если полоса до 7 кгц к примеру) , который задвинет всех этих французов , имхо ; тот же 10гдп-1 на подмагничивании от Латвии -137 .  Важнейший критерий -  рабочая мощность ШП. Мощность, где ещё интермод. искажения не превращают звук в месиво...,  но так для понимания - 4гд-28 , 4 ватта , но Рраб. всего 0,28 вт . Не маловато ?    Основная проблема советских динамиков - это часто откровенная кривая сборка , клеевые подтеки , разброс параметров , низкая повторяемость (скорее её отсутствие ) , ставка на известную советскую ""ценность"" -низкую себестоимость .., но вот для народа -своего , тот же аудиопром СССР выдал хоть один приличный ШП (ну может 4гд-4), который мог себе позволить купить радиолюбитель ? Прислали мне как-то , решил впасть в ностальгию.., привезли запакованные (интрига) посылторговские 4гд-4 , раскрыл , один нормальный, второй откровенный брак - криво вклеен диффузор .., деньги небольшие , а ментальный удар (от этого всего совка сорри) словил неслабый.  Поэтому , все эти , часто , даже кинотеатральные 4а32 -кому как повезёт .., но и на не притягательный слух , если уж у Клангфилм 307 есть реально ровный и крутой собрат - 14"" - 405 (сравните для начала их АЧХ...) , то и у 4А32 есть альтернатива ..., и это лучший советский (даже любимый , ()) мидбасовик с заходом на СЧ до 3500гц -  2А12У4  -  15"" , литая корзина , альнико , выход акустической мощности -  0,95 (у 4а32 всего 0,45) .  Никогда , как не тьюнингуйся с 4а32 , но получить такой НЧ регистр , как у 2А12 , просто не реально. С его отдачей 97 дб и 15 ом сопротивления , да два в ОЯ , но это уже серьёзная попытка оседлать НЧ ""коня"" .    Стоит , купил , не удержался - 15 т.р. пара...  в идеальном состоянии (видимо не для посылторга..) , будем делать товарищу АС открытого типа -  этого 2А12 последовательно с 3 -омным 8"" Сашенферк (ещё + 15 т.р. пара) , 15 ом чистого активного R , где Сашенферк уберет звук ""парткома ""  (один из приемов) , но и твитер , скорее всего 3гд-15м .    \ На фото АС открытого типа на базе доработанных 4а32 с твиттером Сименс VAC . Баску маловато , конечно, но уже хоть слушать можно -на небольшой громкости( т.е.звук не уходит )  . Но и без ""крамольного ""визера , однако : https://audio-hi.fi/ru/supravox_215_signature-p-1219.html      Выбор , похоже, ещё есть :  https://audio-hi.fi/ru/fullrange-c-13.html
    • Вот здесь она описывается как тетрод без лучеобразующих пластин. http://www.russiantubes.ru/prop.php?t=8&p=238
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.8k
    • Total Posts
      105.6k
×
×
  • Create New...