Jump to content

Recommended Posts

Posted (edited)

Разработан усилитель "DUAL-100" мощностью до 100 Вт на базе ушного усилителя "DUAL".

Входная лампа использована 6Ф1П (триод-пентод), что позволяет реализовать входную часть на одном баллоне. Выходной каскад на полевых транзисторах типа IRFP140/IRFP9140.

Усилитель напряжения выполнен на лампе VL1 в пентодном включении. Она нагружена на резистор R7, по переменному току имеется ПОС через конденсатор С5, так называемая "вольтдобавка", что повышает сопротивление нагрузки по переменному току, и как следствие усиление данного каскада возрастает, в комплексе с работой на повторитель выполненный на лампе VL2 имеем усиление порядка 60 дБ. Повторитель на VL2 нагружен на источник тока выполненный на транзисторах VT1, VT2 и особенностей не имеет.
Касательно транзисторной части, выходной каскад представляет собой повторитель на полевых транзисторах, узел смещения выходного повторителя реализован на VT3 и особенностей не имеет. Вольтдобавкой через конденсаторы С9, С11 осуществлена ПОС, повышающая динамическое входное сопротивление делителя R15, R16 для снижения нагрузки на повторитель выполненный на триоде VL1.2. Применение полевых транзисторов на выходе позволяет получить RAIL-TO-RAIL выходной каскад, так как напряжение на затворе легко превышает напряжение на выходе и позволяет открыть мосфет полностью. На выходе установлен конденсатор, который позволяет закрыть глаза на упрощение выходного каскада в вопросе слежения за постоянной составляющей на выходе (данный узел отсутствует). Однако выходной конденсатор охвачен общей обратной связью, и искажения вносимые им так же исправляются ООС.

Схема в железе не проверена. 

Оконечный усилитель требует пред.усилителя с Ку порядка 6...7 раз. Был разработан несложный пред.усилитель на лампах 6Н23П на основании "мю-повторителя". 

Схема в железе не проверена. 
Материалы опубликованы для обсуждения.

 

83ocLglZK3A.jpg.3484f4005faecaf51ab4319d27858933.jpg

 

DUAL preamp.JPG

Edited by Ollleg
обновление схемы
  • Like (+1) 3
Posted
27 минут назад, Андрей63 сказал:

Это у Вас какая мощность

Это расчетная мощность RMS при идеальном(стабилизированном) питании 60 В и нагрузке 4 Ом.

Posted

Почему спросил, это серьёзный ток для  выходного конденсатора С12, а посему требования к нему повышенные, ну а если точнее он должен быть фольговый.

 И ещё вопрос , а для каких целей предназначен этот усилитель, для каких конкретно задач ?

Posted
7 минут назад, Андрей63 сказал:

это регулятор громкости

Да, такой вариант (регулятор в ОС) имеет несколько преимуществ из-за которого я на нем остановился.
Первая причина это снижение искажений со снижением усиления (громкости) в следствии увеличения глубины ОС. Ведь вряд-ли усилитель будет всегда прослушиваться на 100 Вт, а вероятнее он будет прослушиваться на мощности 5-15 Вт. Как результат искажения преда будут гораздо ниже, чем если бы его усиление было фиксированно.
Вторая причина это всегда относительно низкое выходное сопротивление на выходе этого преда, чем снижается чувствительность к наводкам у его выхода.
 

Posted

Возможно то , что блуду писать дальше  Вам сильно не понравиться, по сему терпите.  Схемотехника рассчитана для серийного производства, где не надо подбирать элементы , вставил и всё работает. Отсюда вытекает , большое количество электролитических конденсаторов в прохождение сигнала и глубокая ООС ( наверно 35 дБ). Наличие мосфетов в выходном каскаде конечно упрощает схему, однако назвать их комплементарными язык не поворачивается, однако ОСС и это исправит. Вообще если оставить каскад на 6Н23П , да же в том виде , как у Вас, а в место гибридного выхода воткнуть любой транзисторный , а то и D - класса усилитель на 100 Вт, может быть и не хуже будет.  А теперь немного про гибриды вообще, с моей точки зрения, это компромисс , как и любой другой усилитель, что то теряем, а что то приобретаем. В гибридах мы можем получить простыми средствами большую выходную мощность, для работы с малочувствительными АС, при сохранении ( в какой то степени ) лампового звучания и  малых искажений без ООС . Плюс простота схемы и хорошая повторяемость , при подборе активных элементов, а пассивными удаётся добиться нужного тонального баланса. При использовании ООС всё это бессмысленно. Уж лучше хороший каменный усилок, плюс пред на триоде.

  • Like (+1) 1
Posted
53 minutes ago, Андрей63 said:

Схемотехника рассчитана для серийного производства,

Может как-то не очень правильно спрашивать бесплатных советов в коммерческих вещах?

Posted
7 часов назад, Андрей63 сказал:

где не надо подбирать элементы , вставил и всё работает

Так это же преимущество

7 часов назад, Андрей63 сказал:

электролитических конденсаторов

Чем же они Вас смущают? Ничего не мешает применить конечно и неэлектролиты, максимальная емкость разделительных высоковольтных конденсаторов. 22мкФ, все таки не 100мкФ, и не 1000мкФ. Лично меня электролиты не смущают, особенно если имеется охватывающая их ООС

7 часов назад, Андрей63 сказал:

глубокая ООС ( наверно 35 дБ).

По замерам в железе ушного усилителя Дуал ( с него полностью скопирована ламповая часть без изменений) глубина даже достигает и 45дБ. 

От чего влияние конденсаторов услышать невозможно, единственный конденсатор влияние которого не компенсирует ООС находится в катоде пентода. Но и тот легко заменить неэлектролитом, а само его наличие присуще большинству ламповых усилителей с автосмещением входного каскада.

7 часов назад, Андрей63 сказал:

может быть и не хуже будет

Может быть:)

 

7 часов назад, Андрей63 сказал:

пассивными удаётся добиться нужного тонального баланса. При использовании ООС всё это бессмысленно.

Так это же хорошо когда детали не окрашивают звук и не требуют подбора для тонального баланса.

На счёт ООС не стоит упускать из виду, что в отличие от многих транзисторных усилителей тут будут отсутствовать динамические искажения (конечно есть транзисторные без дин.искажений, но таких отнюдь не большинство, я бы даже сказал из общего количества транзисторных усилителей их мало), так как входная лампа имеет большую перегрузочную способность и никогда не перегружается раньше, чем оконечник уходит в клип. А значит и спектр искажений будет типичный ламповому усилителю, ведь все усиление реализовано только на лампе, выходной каскад просто повторитель.

  • Like (+1) 1
Posted
18 часов назад, AlexGround сказал:

Так это же преимущество

Чем же они Вас смущают? Ничего не мешает применить конечно и неэлектролиты, максимальная емкость разделительных высоковольтных конденсаторов. 22мкФ, все таки не 100мкФ, и не 1000мкФ. Лично меня электролиты не смущают, особенно если имеется охватывающая их ООС

По замерам в железе ушного усилителя Дуал ( с него полностью скопирована ламповая часть без изменений) глубина даже достигает и 45дБ. 

От чего влияние конденсаторов услышать невозможно, единственный конденсатор влияние которого не компенсирует ООС находится в катоде пентода. Но и тот легко заменить неэлектролитом, а само его наличие присуще большинству ламповых усилителей с автосмещением входного каскада.

Может быть:)

 

Так это же хорошо когда детали не окрашивают звук и не требуют подбора для тонального баланса.

На счёт ООС не стоит упускать из виду, что в отличие от многих транзисторных усилителей тут будут отсутствовать динамические искажения (конечно есть транзисторные без дин.искажений, но таких отнюдь не большинство, я бы даже сказал из общего количества транзисторных усилителей их мало), так как входная лампа имеет большую перегрузочную способность и никогда не перегружается раньше, чем оконечник уходит в клип. А значит и спектр искажений будет типичный ламповому усилителю, ведь все усиление реализовано только на лампе, выходной каскад просто повторитель.

Алекс, а Вы когда нибудь вообще  " качественное воспроизведение слышали ", задаю этот вопрос согласно Вашим ответам, да же комментировать всё Вами написанное не хочется. Особенно меня поразило , что Вас не смущают электролиты в цепи сигнала. А меня они смущают в питании и в своём гибриде менял их четыре раза в оконечнике с током покоя 2 А, потратив на на это кучу денег и  три года экспериментов. Я Вам задавал уже вопрос , для  каких целей этот усилитель и сам на него отвечу, а что бы лампочки красиво светились и привлекали покупателей. Ничего толкового из Вашей схемотехники не выйдет, Вы ошиблись адресом по поводу обсуждения ( в том числе и по ушному усю ), здесь  на форуме совсем другой уровень и похоже Вы до него ещё не доросли. Говорю всё это не ради того , что бы Вас обидеть или унизить , просто сам прошёл этот путь, спасибо очень терпеливым старшим по опыту конструирования усилителей звука форумчанам ( не с этого форума ), которые меня пять лет терпели. Съездейте  на выставки, послушайте у себя в городе  ( я  живу не в Москве ) хорошие сетапы, начинать надо именно с этого. Всего Вам доброго и удачи, не интересна Ваша схемотехника, если уж совсем честно.

Posted
55 минут назад, Андрей63 сказал:

Ничего толкового из Вашей схемотехники не выйдет, Вы ошиблись адресом по поводу обсуждения

Андрей, посмею заметить, что AlexGround не любитель и если пришёл на этот форум, то вполне осознано и выложил свою концепцию не ради похвалиться, а получить новые оценки и взгляды таких же профессионалов на свои схематические решения. Любые оценки человеком  воспринимаются не в штыки, если они несут конструктивные решения и диалог взаимопонимания. Давайте будем более терпимы в этом плане в аудио, про терпимость и толерантность в новой европе к этому никакого отношения не имеет , если что....:smile-50:

Каждому есть чему поучится и выслушать замечания соратника, главное - как их донести до собеседника.

Для обмена знаний мы все здесь и собрались, и это есть хорошо и полезно для всех.:smile-50:

 

  • Like (+1) 2
Posted
1 час назад, Андрей63 сказал:

А меня они смущают в питании и в своём гибриде менял их четыре раза в оконечнике с током покоя 2 А, потратив на на это кучу денег и  три года экспериментов

Конечно качество конденсаторов питания оказывает влияние, но в аудио усилителях (линейных) оно минимальное, особенно если электролиты зашунтированы пленочными конденсаторами. Мне жаль потраченного Вами времени и денег на эксперимент уровня самовнушения.

1 час назад, Андрей63 сказал:

Вас не смущают электролиты в цепи сигнала

В цепи сигнала они охвачены обратной связью, как межкаскадный, так и выходной, и искажения любого типа в них возникающие ослабляются в сотни раз и снижаются по своему уровню ниже порога восприятия человеческого слуха.

К слову не только меня они не смущают, признанные бренды, такие как например NAIM, как и многие другие, без зазрений совести применяют электролитические конденсаторы в цепи сигнала (на фото фонокорр NAIM Nait 1).

p7uj13HBD9M.jpg?size=1280x720&quality=96&sign=c0b1f00548ede5fdcbce7121ab8a8f19&type=album

1 час назад, Андрей63 сказал:

Ничего толкового из Вашей схемотехники не выйдет

Возможно если бы Вы небыли так критичны, то могли бы получить для себя усилитель на звучание которого не влияет каждый установленный компонент, и вместо подбора конденсаторов и резисторов могли бы просто насладиться хорошим и точным звуком "из коробки".

 

1 час назад, Андрей63 сказал:

что бы лампочки красиво светились

Для этого на алиэкспрессе выпускают предусилители, ещё светодиоды им в панельку синенькие или красненькие ставят.

Предложенная мной схема это концептуально иная структура, отличная от всех тех гибридов, что мне довелось увидеть. Обычно в гибридах слушателю приходится наслаждаться или всем спектром переключательных искажений в оконечном каскаде. Либо довольствоваться мощностью в 5-15 Вт и маленьким обогревателем в комнате=) 
Я же предложил концепцию иную от структуры где триод линеаризует сам себя (внутренней ООС), а оконечный каскад гадит в сигнал как может не имея обратной связи. Я взял пентод, который размыкает внутреннюю ОС в лампе, и высвободившимся усилением охватил выходной каскад и конденсаторы в цепях сигнала. При этом все усиление как формировалось в лампе так и формируется, так что это не поделка для подсветки накалом, лампа тут полностью формирует выходной сигнал.

 

Posted
2 часа назад, AlexGround сказал:

К слову не только меня они не смущают, признанные бренды, такие как например NAIM, как и многие другие, без зазрений совести применяют электролитические конденсаторы в цепи сигнала (на фото фонокорр NAIM Nait 1).

В транзисторной технике тяжело без эл литов-емкости нужные большие, а в ламповой замена эл литов на пленочные в питании сказалсь весьма положительно.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • KROUL , я многословно извиняюсь . что то впопыхах недовидел , что лампы не обычные 6с3п , а с припиской - др , да и сам год неплохой  , однозначно 200р стоят . я бы и по 250 их продавал , если был бы таким счастливым обладателем их . как и вы . так что ни кого не слушайте , верным фарватером идете . Удачи и успехов вам во всем , и жму руку !!!
    • Трудно переоценить влияние на развитие джаза, таких гигантов, как Count (Граф) Bacie.  В моём личном оценочном рейтинге, он, джазмен №2, после Дюка Эллингтона. Так же как и Дюк, Граф Бэйси, писал музыку  и  аранжировки своих композиций, с учётом индивидуальных особенностей и способностей игры, каждого члена своего бэнда. На мой взгляд-это наивысший пилотаж мастера-джазмена. На этом американском  диске, записанном в 1963 году в Нью-Йорке, представлены работы джаз-бэнда Бэйси за 50-60 года прошлого столетия с участием весьма именитых джазовых музыкантов.
    • Это диагноз...лечиться пока не собираюсь, болезнь не до конца запущена  Как бы там не было существующая акустика мне нравиться, наверное я не слышал ничего лучше, поэтому с нечем сравнивать. Менять не хочу, немного лучше сделать попробую. В любом случае за советы спасибо!
    • По моему мнению попытка улучшения существующего изделия это в том числе получение опыта в сфере акустики, динамиков, фильтров, понимания как оно работает, и это конечно же имеет смысл...согласен не факт, что приведет к получению ожидаемого результата, трате времени и средств...Вам это ничего не напоминает? 
    • Интересный вопрос....... Мне в общем то все равно, это ваше дело что с ними делать, просто хочу сказать что если цель именно получение опыта в сфере акустики, динамиков, фильтров, понимания как оно работает то это одно и конечно имеет смысл, а если цель только что то там заменить и вероятно лучше заиграет то это другое и не факт что приведет к получению ожидаемого результата, потратите время, средства, поковыряете колонки.
    • Хорошо, я тоже свои E88cc, 803s,806s... буду раза в два дешевле продавать чем у вас после того как вы свои распродадите))). А так я всегда шел навстречу покупателям и они брали по тем ценам, которые их устраивали, я возможно не ориентируюсь в ценах, да и цели быстрее все продать нет. Так что извиняйте, если что не так.
    • Не "заволялся" ли у кого силовой трансформатор от усилителя УМ-50 ( на вых. лампах Г807)? Не хватает для комплекта, есть шасси с выходным трансформатором, но без силового,  и комплектный усилитель.
    • Прототипом 6П6С является 6V6, 6П3С даже близко не стоит с ней. Шестерка одна из любимых моих ламп.
    • Я для второго токарного сделал регуляттр на тда1085, как раз от стиралки контроллер.    В китае продают плату этого контроллера. 
    • Продолжил работу над намоточным устройством;   - Установил переключаемый на три отдельных барабана, счетчик витков, подобранный на чермете в 90е, долго валялся в гараже. В задней части корпуса, для привода его счетного механизма сделал окно и отфрезеровал контактные площадки сборки устройства. В результате получается собранная, самостоятельная, съемная конструкция. Обеспечена быстрая установка и демонтаж. Шестеренки привода счетчика, тоже чермет, ЗСУ "Шилка".  Возможно применение счетного механизма другой конструкции, например от вязальной машины, привод обеспечить кулачком.  - Для более точной и качественной намотки, желательны плавный старт и не слишком большие обороты. Двигатель станка "Универсал 3" имеет примерно 2800 об. мин., редукция с применением трех ремней снижает их до 200 об. мин., плавный пуск/стоп, в принципе можно обеспечить слабым натяжением и подтормаживанием шкива рукой, но как то не очень, мне это нравиться. Шумность трех ремней, сложность настройки, при этом для обеспечения самой низкой частоты вращения, на двигателе используется шкив всего 22 мм. В то время как минимальный диаметр шкива для клинового ремня Z составляет 63 (50) мм. Ремень просто пережевывается таким малым диаметром и быстро выходит из строя. Более оправдано применение здесь поликлинового ремня PH или PJ допускающих минимальный диаметр шкива 13 и 20 мм соответственно. Давно собирался переделать привод станка, наконец решился. Двигатель также решил применить ансихронный более низкооборотный, либо регулируемый коллекторный. Применение частотного преобразователя, вызывают у меня сомнения в надежности его работы (принудительное охлаждение частотника, программирование всех параметров двигателя, создаваемые им помехи), желательно что то по проще.  Имеются три двигателя; ансихронный 1400об.мин./180вт., коллекторный послед. возбуждения с тахометром от стиральной машины 460-14000об.мин/400вт., коллекторный постоянного тока, пар. возбуждения 3000об.мин./120вт. Первый и третий варианты требуют изготовления переходной фланцевой пластины крепления, к двигателю от стиралки решил изготовить новый передний фланец крепления.  Ал. заготовку диаметром 150мм. распилил на две части, для ее обработки потребовалось изготовить дополнительные приспособления и обдумать технологический процесс, для моих станков она слишком большая.   
    • Ой, это невероятно сложно и муторно. Я просто "отслушиваю" 
    • Поделюсь, если кому-то полезно. С катодными обмотками я доделал до чистовика единственный однотакт начального уровня на 6П14П в пентоде. Взял телевизионные трансы, похожие на ТВЗ-Ш, 3000 тыс первичка, 114 вторичка. Если кто-то такие пробовал, знает - валят ВЧ знатно, без спектроанализатора на ухо слышно. Отмотал вторичку до 97 витков и добавил 200 0.18. Не хай-фай, но случилось чудо. То ли из-за ООС, то ли увеличения индуктивности, то ли получившегося суррогатного секционирования АЧХ стала линейной (почти), на 2 Вт на 4-омную нагрузку от 40 до 15 000 Гц, завал по краям в пределах 1.5...2 дБ. Для такого маленького транса - вполне. УНЧ у меня трудился несколько месяцев, год как уже у нового владельца, полёт нормальный. 
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.5k
    • Total Posts
      101.3k
×
×
  • Create New...