Jump to content

Recommended Posts

Posted

Друзья, коллеги. Перед завершением нынешнего трудного, насыщенного и не во всём хорошего года, хочу предложить Вашему вниманию схему кремний-германиевого усилителя Lynx PA93 выполненного на винтажной отечественной элементной базе и обладающего (по результатам предварительного моделирования и макетирования) следующими параметрами:
1. Номинальная выходная мощность на нагрузке 4 Ом: 24 Вт
2. Относительный уровень искажений при мощности -2 дБ от номинальной на частоте 1кГц: менее -86 дБ
3. Относительный уровень шумов и помех: менее -106 дБ
4. Скорость нарастания выходного напряжения: более 15 В/мкс
5. Переходная характеристика: апериодическая
6. Подавление пульсаций по питанию: более 70дБ

Схема усилителя приведена на рисунке ниже. Фактически это классический высоколинейный усилитель без каскадов усиления напряжения по схеме с ОЭ. Входной диф. каскад выполнен на согласованной паре p-канальных полевых транзисторов с динамической нагрузкой и каскодом, что позволило получить высокую перегрузочную способность и хорошую устойчивость входного каскада к ВЧ-помехам. Питается диф. каскад от каскодного ГСТ с внутренним сопротивлением более 1МОм.
Каскад УН - каскодный с повышенным входным сопротивлением и каскодной динамической нагрузкой.
Выходной каскад - трехступенчатый, первая ступень -комплементарный двухтактный повторитель в классе А, вторая ступень - повторитель Дарлингтона (верхнее плечо) и повторитель Шиклаи (нижнее плечо).
Защита АС от постоянного тока выполнена по мотивам известной схемы А. Лайкова с адаптацией к особенностям усилителя.
Для питания усилителя нужно два нестабилизированных источника по 16 - 24В каждый. В моём варианте это 4 выпрямителя на диодах Д304 с фильтрующими конденсаторами по 10000 мкФ каждый.
Поскольку в усилителе, с целью снижения собственных искажений, не предусмотрена защита выходных транзисторов от экстратоков при коротких замыканиях в нагрузке, то, при желании защиту по току можно ввести в схему источника питания.
В этом случае можно сделать и стабилизированные источники питания, что для самого усилителя будет вполне благоприятным фактором.
Рекомендуемая схема стабилизатора с защитой от перегрузки по току будет опубликована несколько позже, сейчас она готовится к испытанию в макетном варианте.

В настоящее время я работаю над завершением проекта платы для этого усилителя и в недалёком будущем (ориентировочно февраль 2023) платы будут доступны к заказу.

Так же, как и для предусилителя Lynx P101RU действует система льготного предзаказа. Для первых 7 заказчиков, кто сделает предзаказ плат усилителя до 23час 59мин 31.12.2022 сборки ГТС609 и 504НТ3, выходные транзисторы 1Т906А, эмиттерные резисторы Dale для выходного каскада (а может и еще чего-нибудь) - в подарок.

https://vk.com/wall-104761375_4925

1v07QP0QDE8.jpg

  • Like (+1) 2
Posted
4 часа назад, Климентий сказал:

Вашему вниманию схему кремний-германиевого усилителя Lynx PA93 выполненного на винтажной отечественной элементной базе

Спасибо, интересный усилитель, можно было бы повторить, но некоторые детальки дефицитные, конечно. Как раз интересовались на форуме каким-нибудь интересным усилителем на германии с современной схемотехникой и вот к НГ такой подарок от Линкса.

Posted
2 часа назад, BAA сказал:

не возражает?

А чего ему возражать? Статья взята из открытого источника. Ссылка на оригинал статьи дана. Никто на авторство не претендует. 

  • Like (+1) 1
Posted

Сборки состоят из отдельных транзисторов, посему никакого согласования как в добром дифкаскаде нет.
Скорее удобство.

Posted
8 часов назад, BAA сказал:

Спасибо! Но тут, насколько я вижу, n-канальные варианты, а в данном усилителе p-канальный вариант применен. Современные варианты, видимо, все только n- канальные в основном.

2 часа назад, ДимДимыч сказал:

Пластмасса вообще копейки.

Это которые КР504? Пластиковые не так эстетично смотрятся. :ab:

Есть еще такой вариант для замены: https://meshok.net/item/239963112_Микросхема_К504НТ4В

А из современных полевиков какие-то можно применить на входе, подобрав пару?

Posted

А есть у кого-нибудь скан из нормального справочника с размерами, цоколевкой и параметрами 504НТ3В(4В) и ГТС609А? А то в поиске какие-то сомнительные результаты выдает...

Posted

Раз никто помогать не хочет, пришлось самому полистать подшивку журнала Радио. По 504НТ3В документации не нашел. А вот справочник/цоколевка/параметры/характеристики германиевой сборки ГТС609 нашел:

2143457504_609.thumb.jpg.bcc72dc55c477eaec8ea11ad64ba4348.jpg

Posted
2 минуты назад, Сергей А сказал:

Как не нашёл ?

Это я видел. У этого файла непонятный источник и нету размеров корпуса и расположения выводов.

Posted
23 часа назад, Алексей111 сказал:

Климентий, здравствуйте. Как он Вам по звуку, зацепил или так себе.

Так я его не собирал... Я только процитировал Дмитрия тут... С его схемой... 

Posted
On 12/21/2022 at 10:12 AM, юрий робертович said:

Так себе, есть лучше и проще.

Добрый день, а конкретно схему можно увидеть? 

В параллельных топиках вы выкладывали много схем, но вот касательно PA93 хотелось бы увидеть конкретную схему которая проще и лучше.

Интересуюсь потому что, давно хочу собрать схему на германии.

Posted
10 минут назад, юрий робертович сказал:

Пожалуйста, ничем не хуже, а учитывая много меньшую комплектацию, и лучше

В чем принципиально лучше, кроме комплектации? У линкса комплектация всегда ультимативная. Полевики на входе без лишних конденсаторов, тем более электролитических, и транзистор термостабилизации - это явно лучше. Ну и без конденсаторов на выходе тоже лучше.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • Если вы в качестве иллюстрации отталкиваетесь от фотки, которой явно больше 10 лет, то это не совсем по теме, сейчас многое иначе, в том числе даже и дом; хотя рупоры берегу - более того, иногда включаю, но чтобы опять было всерьез, надо переделать басовые усилители и зарядить новые басовики, всё некогда. И да, сейчас в качестве главного поставщика удовольствия, как и говорил, играют просто ширики 10 дюймов. Ящики - очень глубокие, вытянутые назад 7-гранные призмы (передняя грань, понятное дело, самая большая), по виду сверху колонки похожи на каплю, объем слегка за 100 литров. Под дырой динамика большой фазик (40 гц) нагруженный на ПАС. В эти тумбы можно ставить динамики до 12 дюймов или (на переходнике) меньше, хоть 4 дюйма (и на удивление - в этом ящике практически любой дин классно заводится). Ну а лучшими из всех оказались Гудманс Аксиом 112 (более того - это, пожалуй, вообще лучшие ширики из всех, что доводилось слышать, по крайней мере из того что с постоянными магнитами - но только с пентодником: с триодом края диапазона у этих динамиков как бы пригашены и звук слишком матовый, "как у всех безрожковых шириков". А вот если усилитель токовый, с высоким выходным сопротивлением, края диапазона (за счет роста импеданса) приподнимаются децибел до 3..5, давая весьма глубокий нижний регистр и вполне себе хрустальный, ясный дзынь. Учитывая чуйку децибел 95-97 - считаю, необычайно удачная находка, причем уже полватта - неприятно громко, ну его, и это в 35 кв. метрах. Кстати, Аксиом 10 визуально неотличим (у него только жопка другая - более компактный магнит фероба против солидного кобальта у 112-го), но по всем показателям он 112-му вчистую сливает - и хотя динамик явно породистый, таких еще поискать, в прямом сравнении заурядный. Снимаю шляпу перед гением Теда Джордана за два безусловных шедевра -  Аксиетт 2 (тоже, на мой вкус, только под пентод) и вот этот Аксиом 112-й - браво. Если же возвращаться к системе, то очень большой вклад в успех (а я считаю получившийся тракт удачным) обеспечивает усилитель - да, на ВТ46, я про него на форуме вкратце писал. Драйвером английская батарейная, межкаскадные трансы серебром на пермаллое, выходные не по науке, зато на правильном железе, (то что от Шкатулле, я про них в другой ветке рассказывал, еще Никиту расстроил). В совокупности получилось очень достойно - не просто в смысле низа-верха, а именно что по музыке. Переслушиваю оперы, аутентистов и другую тягомотную канитель, а то Цепеллинов или Эллингтона - и всё в кайф, до комка в горле.  Да, еще: считаю свою совесть относительно чистой, хотя пост опять не по существу ветки. Это  вопрос ваш, Якорь, провокационный, ибо не в тему - но скорее всего никто не заметит, ветка не сказать чтобы популярная.   
    • Сопротивления обмоток меньше у стержневого при равных площадях окна и сечения, легче симметрировать…
    • Измерить и увидеть «методику» работы LC фильтра Вы сможете когда его соберете. Фильтры гармоник бывают пассивные и активные, самые простые это пассивные. Они представляют собой LC контуры включенные параллельно нагрузке и настроенные на частоты подавляемых гармоник, они даже продаются готовые. Вот видите, ничего сложного, надо только определить какие гармоники гуляют в Вашей сети. С ВЧ помехами все проще. Далее с РТ, я уже писал для чего он в основном используется, что да, он что-то там фильтруют, но и увеличивает амплитуду гармоник. Что не устраивает? Какая ещё конкретика нужна? Какие измерения хотите увидеть? Зачем они Вам? Измеряйте у себя.
    • Думаю Вы правы, если честно не думал, не догадывался что возрастные динамики требуют периодического технического обслуживания. Заказал японскую пропитку для тканевых подвесов Diatone. Victor. Coral в перечне моих Trio не оказалось. Для меня это ново, масса вопросов: не знаю сколько слоев, срок пропитывания,  ... поэтому что бы этот процесс контролировался решил воспользоваться методикой расчета упругости подвижной системы, измеряя смещение диффузора и катушки под влиянием дополнительного груза положенного на диффузор. Измерив смещение диффузора при помощи линейки (миллиметровой бумаги) по удалению от отметки (металлической линейки положенной на кольцо диффузородержателя). В моем случае груз массой 300 гр. вызывает смещение звуковой катушки на 1мм. Следовательно, упругость подвижной системы согласно формулам М Эфрусси будет равна 2943 н/м. это и будет начальная точка отсчета в сравнении с пропиткой. Да нужно еще снять АЧХ до и после из соображения увеличения чувствительности при равных условиях 1 м/ 1 ватт. Продолжение следует ...
    • Внатуре не понимаешь.((( Там и индуктивность и гармоники, все в одном. Читай книгу ,набирайся,ума... А то так будешь таскать бтвз всякие...спину надрывать(((((
    • Басовик 30-2000  широкополосник  60-18000герц на этих фото Woodmonitors 40см видно конус из бронзовой фольги в центре Теперь о бумаге из которой делают диффузоры….бумага по сути это просто измельченная древесина , так вот если бы измельченная древесина  звучала лучше дерева то деки скрипки делали бы из бумаги методом штамповки.
    • Спасибо Михаил, я имел ввиду диапазон частот который динамики перекрывают друг друга вместе, например нч до 2кгц работает , а шп до 70гц, т.е. диапазон от 70гц до 2кг они играют вместе, ясность не страдает от этого?
    • Оба динамика 18’’  сопротивление по 8 Ом  Толщина дерева у ШП. 0.4мм  у басовика 0.8мм  Диапазон частот Достаточный для любой музыки .Телесность аккордов левой руки фортепиано недостижима с диффузорами из бумаги . ВЧ  излучаются конусом из бронзовой фольги 20 микрон. Катушка широкополосника намотана серебром с узлом КОНДО. Это увеличивает диапазон от самого мягкого звука до самого жесткого , что необычайно важно для воспроизведения звучания симфонического оркестра.  
    • Михаил скажите этот ШП динамик Гудманс 112 в большом ящике закрытом с прямоугольным отверстием на передней панели, а пентодный усилитель на ВТ46 или на ЕЛ156? : "Хотя вынужден признать: конкретно в моем случае на данный момент в фаворитах просто ширики с прямонакальным пентодным однотактником без ОС – поженились так, что ничего не хочется менять
    • Михаил скажите пожалуйста в этой системе только нч динамик и ШП 10" или 12", без вч динамика и китайцу вч хватает? 2. Фильтров в этой системе нет, динамики  последовательно включены, самое важное какой диапазон частот они играют совместно нч динамик и ШП , как две противоположности дополняя друг друга? сопротивления у динамиков разные или одинаковые ? 3. Всегда в фазолинейной акустике сч и ВЧ динамики сдвигали вглубь относительно нч динамика, так, что все правильно у вас сделано в Гонконге, что шп в глубине от басовика
    • абажди, у тебя то потери , то гармоники, теперь индуктивность, к чему это всё?  В итоге оказывается я Цыкина не понимаю, класс)) 
    • Я Х.З Ты же пишешь это..тебе же не понятно что у Цыкина сказано..Не?
    • Паготь, зачем тогда про индуктивность задавать вопрос, а за ним ещё один. Значит первый просто ни о чём, просто викторина или всё-таки есть какой-то вывод?
    • А что обяснять...?  Все ты правильно сказал. Теперь сделай еще один маленький ,мысленный эксперимент.. Представь что в этих обоих трансформаторах ввели некое одинаковое подмагничивание  и организовали в обоих соответственные зазоры. Что изменится с точки зрения индуктивности в них... В  Е240 она будет так же меньше чем в Е75 или станет больше или одинаковой?
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.3k
    • Total Posts
      98.2k
×
×
  • Create New...