tubeuser Posted September 24 Posted September 24 This post was recognized by Ollleg! "Отлично!" tubeuser was awarded the badge 'Great Content' and 10000 points. Не нашел подходящую тему, поэтому рискну создать свою... Итак, только что закончил новый проект. Уже прогрет и уже отслушан. Поэтому можно поделиться информацией - может кому интересно будет? Лет 20 назад я сделал себе аналогичный девайс (правда, за эти годы я его раза три переделывал и дорабатывал). Но он у меня исправно трудился, хотя уже года 3-4 зрело желание сделать новый. Но как-то все не складывалось. Играет и играет. Но в этом году, с новыми SE моноблоками, с новой акустикой, с новым DAKом я окончательно созрел. Пришлось выгрести все свои запасы вкусняшек-деталюшек. Корпус купил на Али. Все именитые бренды хайэнда делают корпуса в Китае – а я чем хуже?? В схемотехнике использовал наработанные за годы решения. Фонокорректор – классический двухкаскадный с пассивной RC коррекцией, на лампах с высокой крутизной и с низким внутренним сопротивлением. Пред – однокаскадный с трансформаторным выходом на запараллеленных половинках двойного триода 5692 (6SN7). В ламповой схемотехнике все уже сто раз придумано до нас, поэтому хороший звук получается из качественных комплектующих, из грамотной конструкции и монтажа. Именно этим аспектам и было уделено главное внимание. Итак, по порядку. Блок питания выполнен на двух тороидальных трансформаторах – отдельно для высоковольтного анодного выпрямителя и для накала ламп. Выпрямитель анодного питания на кенотроне RCA 5V4G. Конденсаторы фильтра – Mundorf 4-Pole (после первого и второго дросселя, зашунтированы Jensen paper in oil copper foil), а выходные емкости RC-фильтра – Black Gate WKZ. Общая емкость конденсаторов блока питания – 1700 мкФ. Цепи накала всех ламп запитаны от двух стабилизированных источников постоянного тока 6,3В. Лампы фонокорректора. При выборе ламп были соблазны использовать всякие винтажные редкости, но я хочу, чтобы моя конструкция жила долго, и еще порадовала моих детей и внуков Поэтому фактор «импортозамещения» тоже играл свою роль. В первом каскаде фонокорректора – отлично себя зарекомендовавшая лампа Siemens D3A в триодном включении. Ее прямой аналог – советская 6Ж52П. Эти лампы не дефицитны, недороги и доступны, но покупать их нужно не меньше десятка, чтобы отобрать. Во втором каскаде – E88CC две половинки параллельно (для увеличения крутизны и уменьшения Ri (у меня есть Mullard и Tesla). Прямой советский аналог – 6Н23П. 6Н1П тоже отлично подходит, но усиление чуть меньше будет. Лампы под маркой Е88СС и сейчас выпускаются в России. Резисторы – в самых ответственных (по звуку) местах применены винтажные NOS углеродные Allen Bradley. Правда, не все номиналы и мощности у меня были, но все же… В катодах – неполярные электролитические конденсаторы Black Gate NX (красненькие), Разделительные межкаскадные – Jensen paper in oil copper foil. В цепях коррекции – резисторы АВ и конденсаторы Mundorf M-Cap Suprime Silver/Gold/Oil. Предварительный усилитель – на лампах RCA 5692 Red Base. Для уменьшения Ri обе половинки лампы запараллелены. В катодах – электролиты Phillips с шунтами пленкой. Выходные трансформаторы – японские Tango NP-126. Входной коммутатор – на японских реле Takamisawa, в регуляторе громкости – японский TKD. Весь навесной монтаж (за исключением цепей накала) выполнен серебряной монокристаллической моножилой Neotech – диаметром 2мм для земляной шины и 0,6мм – для всех каскадов, включая анодные цепи и блок питания. Припой – серебросодержащий WBT 0825. Усилитель весит 15 кГ. Отклонение АЧХ фонокорректора от кривой RIAA – не более 0,5 дБ. Коэффициент усиления фонокорректора на частоте 1 кГц – 44 дБ. Результирующая АЧХ фоно+пред по уровню -1дБ 20Гц – 30 кГц Звук – ШИКАРНЫЙ 9 2 Quote
tubeuser Posted September 24 Author Posted September 24 Новая коробочка отлично вписалась в мою систему 11 Quote
CHEL_EV Posted September 24 Posted September 24 Здравствуйте. А можно узнать Ктр выходного трансформатора? Спасибо 1 Quote
tubeuser Posted September 24 Author Posted September 24 26 минут назад, CHEL_EV сказал: Здравствуйте. А можно узнать Ктр выходного трансформатора? Здравствуйте. Это то, что в даташите. Но у меня первички включены параллельно. 1 Quote
BAA Posted September 25 Posted September 25 Минимум шума у D3a при 4 мА... Импеданс фильтра (выходной) составляет 6 Ом на 30 Гц и 2 Ом на 100 гц. Что само по себе очень хорошо. Но при 1 ма тока нагрузки это приведет к 6 мВ на шине питания и 1...2 мВ на аноде лампы. Имеется два высокодобротных пика на 3.5 и 1.5 Гц. Что приводит к длительному (секунды) "звону" при изменении напряжения сети. А так да, D3a, ECC88, Tango... 21.04.2010 https://www.diyaudio.com/community/threads/his-masters-noise-a-thoroughly-modern-tube-phono-preamp.163570/ 2 Quote
tubeuser Posted September 25 Author Posted September 25 2 часа назад, BAA сказал: Минимум шума у D3a при 4 мА... D3A в триоде...4 мА...вы серьезно? 1 Quote
BAA Posted September 25 Posted September 25 16 minutes ago, tubeuser said: D3A в триоде...4 мА...вы серьезно? Судя по измерениям от 4 до 10 ма. То один вид шума (дробовый), то другой (фликер). Равенство то ли при 8 мА, толи при 10. Никакой связи с хар-ми нет. Указанный уровень шума в 150 Ом приводится для диапазона по назначению, 100 мегагерцового. В триоде будет лучше, где-то в два раза от 88-й... При кривой равной слышимости, с учетом RIAA. Искать ссылку не буду. D3а - как 300В в УМ. Но завидую, сам бы попробовал. Говорят что поздно: остались одни одёнки. 2 Quote
Xрюн222 Posted September 25 Posted September 25 Верно замечено, шумы ламп на вч и на нч - истории разные. Поэтому лампы вч назначения, малошумящие, не обязаны быть таковыми на нч. Но, однако, могут быть. В свою очередь, лампы малошумящие для нч - могут иметь то самое Rш ( которое для ВЧ) довольно высокое. Поэтому предки не зря делали отдельно - для нч еф806 и всякие Е83СС SQ, а для вч те же д3а и тп. У д3а может иметь место высокодобротный микрофонный эффект от рамочной сетки, его пик - порядка единиц кгц. Второй вопрос - заметная входная емкость, в силу большого Мю в триоде. Все таки пока д3а НЕ как 300В по доступности, и даже близкая к ней Ц3ж. Quote
Xрюн222 Posted September 25 Posted September 25 Если внииательно глянуть даташит, то понятно, что годных (по ТХ изготовителя) выпускалось 100%, а за работу/не работу у малограмотных аудиолюбителей в неких непредусмотренных режимах он, изготовитель, не отвечает никак Ибо что написано/ нарисовано в документации? Мало того, что автосмещение резистором (400 ом!!!), так еще и плюс 10 вольт на первой сетке. И в таком варианте все 100% лампочек все как одна, под копирку. 2 Quote
tubeuser Posted September 25 Author Posted September 25 Коллеги, теория - это хорошо, конечно.. Но ведь практика - критерий истины! Разве нет? Я эти D3A слушаю уже лет 10...(в старом корректоре тоже на входе стояла). Мне звук нравится - а от добра добра не ищут. Что касается нашей приятной во всех отношениях дискуссии.....ребята, ну о каких шумах вы пишите? Мы разве обсуждает МШУ на GaAs для гигагерцового диапазона? Ну вот пожалуйста - реальные измерения спектра моей коробочки (сквозной тракт, фонокорректор+пред). На входе - 5мВ, на выходе - чуть больше 0,5в. Сигнал/шум - порядка 100 дБ. За точность, конечно, не ручаюсь - у меня нет HP анализатора спектра а вместо него - старенький ноутбук с внешней Tascam по USB и лицензионная прога Arta...Но я думаю, где-то примерно так, +- 1 Quote
Xрюн222 Posted September 25 Posted September 25 Для ММ корректора вообще вопрос про шум ламп, кроме, быть может, 6н2п, и некоторых китайских имитаций некоторых иных ламп,неактуален. Корректоры с д3а периодически слушаю (т.к.периодически их делаю) лет под 20 не менее. 1 Quote
tubeuser Posted September 25 Author Posted September 25 Кстати, вот эти пики на 50 и 100 гц - это не то, о чем вы подумали Это банальные наводки и земляные петли от приборов. Мощная светодиодная лампа на моем столе сильно какает. И, как ни странно, земляной "крокодил" моего старенького В3-48А тоже прилично гадит. Вот "чистый спектр" на выходе ИМХО, все не так плохо. Quote
BAA Posted September 25 Posted September 25 54 minutes ago, tubeuser said: Сигнал/шум - порядка 100 дБ 50 нановольт? А если с картриджем? Quote
Xрюн222 Posted September 25 Posted September 25 Меня вот смутные сомнения терзают - серый такой МБГО в какой цепи применяется?... Quote
tubeuser Posted September 25 Author Posted September 25 6 минут назад, BAA сказал: 50 нановольт? А если с картриджем? У мну МС голова с МС трансформатором...Ну и НИОКР я не обещал Quote
tubeuser Posted September 25 Author Posted September 25 9 минут назад, Xрюн222 сказал: Меня вот смутные сомнения терзают - серый такой МБГО в какой цепи применяется?... Даже и не сомневайтесь! После кенотрона. В моем сарае ничего приличнее не нашлось, а Bosh с Авито (который планировал) - обломился Будет что поприличнее - поменяю - делов то! Все, на сегодня хватит - пойду (после вкусного ужина) музыку послушаю! 1 Quote
BAA Posted September 26 Posted September 26 5 hours ago, Xрюн222 said: Этот вопрос я чуть выше озвучивал. Тут, видимо, как повезет. Например, в данном случае повезло. Если автор настаивает на 100 dB, последующее прошу игнорировать. Spoiler Никто и не спрашивает НИОКР. Предоставленного достаточно. Измерения с картрджем видимо таки были. Если внимательно посмотреть на любезно предоставленные данные, то увидим мы таки спектр, а не его интеграл что и есть напряжение шумов (и не только). Полезный сигнал на выходе есть -8,5 dB FS, бесполезный (шум) -83 dB FS. Используя тайное знание можно получить 74,5 dB сигнал/невзвешенное. Что является отменным результатом, сети и двойной сети не видно! Обычный картридж добавит еще столько же, вместе с 47 кОм. 2 Quote
tubeuser Posted September 26 Author Posted September 26 5 часов назад, BAA сказал: Если автор настаивает на 100 dB, последующее прошу игнорировать. Я ни на чем не настаиваю. Вообще-то я музыку через это ушами слушаю, а не спектры и графики смотрю. Как говориться, "Вино пьют, а не читают". Вот меня почти все устраивает. Больше забот мне доставляют всякие внешние наводки и земляные петли, потому что система достаточно сложная и компонентов много. Вот с этим и борюсь. А собственно корректор играет отлично - прекрасная динамика и микродинамика, 3D soundstage, разрешение, "воздух".... Чего и всем желаю. Мне только непонятно ваше столь повышенное внимание к моей скромной персоне и конструкции. Вас же никто не заставляет делать так, как я делаю. Можно и на 6Н9С и 6Н8С делать с обратной связью. Никто не запрещает. P.S. И еще...я на заказ ничего никому не делаю и ничего не продаю. Так что коммерческой составляющей в моем посте нет никакой - прошу не беспокоиться. 2 1 1 Quote
ВКН Posted September 26 Posted September 26 Линейный трансформатор (если я правильно понял из схемы) включен как 2:1. Такие мотаются на 5-6см2. Пол первички - вторичка - перевернутая пол первички. Из замечаний, пожалуй, лишь параллельное включение половинок ламп. Жалко пару 6sn7gt для такой реализации. Им бы более достойное применение. ЕL33 - подобные в триодном включении тут были бы более симпатичны. Но автору виднее. Quote
tubeuser Posted September 26 Author Posted September 26 Ух и понаписали...нельзя вас надолго без присмотра оставлять. Всем спасибо! Особенно Мише СМ. Миша, ты за последние 20+ лет не меняешься - "поешь все песнь одну и ту же". Молодец! А я тут спаял новые межблочники для соединения преда с моноблоками. Нет-нет, никакого WE затертых лет, никакой чилийской меди и никакой моножилы от сгоревших Телефункенов - чур меня! Все тривиально просто. На втором фото для сравнения - Canare. 2 Quote
tubeuser Posted September 26 Author Posted September 26 2 часа назад, Ollleg сказал: История другая, но основа прежняя - вот об этом и хотелось бы прочитать рассуждения, чего достигнем и что получим при таких-то или иных лампах, комплектующих и т.д. Это точно интереснее, нежели..... Олег, и на более простой элементной базе будет хорошо звучать! Проверено! Конечно, все эти "свистульки и брюлики" играют роль, но не первостепенную. Вот совсем недавно собрал внуку ламповый усилитель для наушников с трансформаторным выходом - он музыку слушает с компа (в который я ему подарил звуковую карту RME HDSp AIO) и на наушники Beyerdynamic DT-770 PRO. Делал по принципу "я тебя слепила из того, что было". Лампочки 6Н1П и 6П14П, кенотрон 5Ц4С, электролиты - Jamicon и Samsung, выходные трансы - готовые недорогие с Али, дроссель - зеленый советский серии Д....Ну и так далее. Так ведь отлично звучит! Внук написал: "Я такого качественного звука еще не слушал" Парню 15 лет, но уже приобщаю к ламповому звуку! 9 1 Quote
Aloizio Posted September 26 Posted September 26 20 минут назад, tubeuser сказал: Олег, и на более простой элементной базе будет хорошо звучать! Проверено! Конечно, все эти "свистульки и брюлики" играют роль, но не первостепенную. Вот совсем недавно собрал внуку ламповый усилитель для наушников с трансформаторным выходом - он музыку слушает с компа (в который я ему подарил звуковую карту RME HDSp AIO) и на наушники Beyerdynamic DT-770 PRO. Делал по принципу "я тебя слепила из того, что было". Лампочки 6Н1П и 6П14П, кенотрон 5Ц4С, электролиты - Jamicon и Samsung, выходные трансы - готовые недорогие с Али, дроссель - зеленый советский серии Д....Ну и так далее. Так ведь отлично звучит! Внук написал: "Я такого качественного звука еще не слушал" Парню 15 лет, но уже приобщаю к ламповому звуку! Нейтрик с защелкой для наушникового усилителя - это попадос. Не один десяток усилков отправились в полет, когда хозяин в ушах решил отойти от компа Из личного опыта 1 1 Quote
tubeuser Posted September 26 Author Posted September 26 14 минут назад, Aloizio сказал: Не один десяток усилков отправились в полет, когда хозяин в ушах решил отойти от компа Он у меня парень серьезный, но конечно все может быть. Хотя усилитель тяжелый и думаю вначале уши с головы слетят. Да и провод там - спираль, растягивается хорошо. Ну а если вдруг ... починим, поправим... Quote
tubeuser Posted September 27 Author Posted September 27 12 часов назад, Михаил SM сказал: У себя в корректоре и ламповом буфере на EL12 БП организовал по варианту 2 : на корректор свой БП , на буфер -свой. Михаил, у меня раздельное питание, начиная от разных обмоток на тр-ре и т.д. сделано в моноблоках на 300В и ГУ-13. Там это имеет смысл, потому что энергия, потребляемая выходной лампой и драйвером сильно отличается. В малоточных и малосигнальных конструкциях такое разделение питания дает мизерный эффект при огромном росте габаритов, веса и затрат. Т.е. ИМХО не имеет смысла 2 1 Quote
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.