Jump to content

Recommended Posts

Posted
Admin
This post was recognized by Admin!

"Отлично!"

tubeuser was awarded the badge 'Great Content' and 10000 points.

Не нашел подходящую тему, поэтому рискну создать свою...

Итак, только что закончил новый проект. Уже прогрет и уже отслушан. Поэтому можно поделиться информацией - может кому интересно будет?

Лет 20 назад я сделал себе аналогичный девайс (правда, за эти годы я его раза три переделывал и дорабатывал). Но он у меня исправно трудился, хотя уже года 3-4 зрело желание сделать новый. Но как-то все не складывалось. Играет и играет. Но в этом году, с новыми SE моноблоками, с новой акустикой, с новым DAKом я окончательно созрел. Пришлось выгрести все свои запасы вкусняшек-деталюшек. Корпус купил на Али. Все именитые бренды хайэнда делают корпуса в Китае – а я чем хуже?? :slightly_smiling_face:
В схемотехнике использовал наработанные за годы решения. Фонокорректор – классический двухкаскадный с пассивной RC коррекцией, на лампах с высокой крутизной и с низким внутренним сопротивлением. Пред – однокаскадный с трансформаторным выходом на запараллеленных половинках двойного триода 5692 (6SN7). В ламповой схемотехнике все уже сто раз придумано до нас, поэтому хороший звук получается из качественных комплектующих, из грамотной конструкции и монтажа. Именно этим аспектам и было уделено главное внимание. Итак, по порядку. Блок питания выполнен на двух тороидальных трансформаторах – отдельно для высоковольтного анодного выпрямителя и для накала ламп. Выпрямитель анодного питания на кенотроне RCA 5V4G. Конденсаторы фильтра – Mundorf 4-Pole (после первого и второго дросселя, зашунтированы Jensen paper in oil copper foil), а выходные емкости RC-фильтра – Black Gate WKZ. Общая емкость конденсаторов блока питания – 1700 мкФ. Цепи накала всех ламп запитаны от двух стабилизированных источников постоянного тока 6,3В.
Лампы фонокорректора. При выборе ламп были соблазны использовать всякие винтажные редкости, но я хочу, чтобы моя конструкция жила долго, и еще порадовала моих детей и внуков :face_with_raised_eyebrow: Поэтому фактор «импортозамещения» тоже играл свою роль. В первом каскаде фонокорректора – отлично себя зарекомендовавшая лампа Siemens D3A в триодном включении. Ее прямой аналог – советская 6Ж52П. Эти лампы не дефицитны, недороги и доступны, но покупать их нужно не меньше десятка, чтобы отобрать. Во втором каскаде – E88CC две половинки параллельно (для увеличения крутизны и уменьшения Ri (у меня есть Mullard и Tesla). Прямой советский аналог – 6Н23П.  6Н1П тоже отлично подходит, но усиление чуть меньше будет. Лампы под маркой Е88СС и сейчас выпускаются в России. Резисторы – в самых ответственных (по звуку) местах применены винтажные NOS углеродные Allen Bradley. Правда, не все номиналы и мощности у меня были, но все же… В катодах – неполярные электролитические конденсаторы Black Gate NX (красненькие), Разделительные межкаскадные – Jensen paper in oil copper foil. В цепях коррекции – резисторы АВ и конденсаторы Mundorf M-Cap Suprime Silver/Gold/Oil.
Предварительный усилитель – на лампах RCA 5692 Red Base. Для уменьшения Ri обе половинки лампы запараллелены. В катодах – электролиты Phillips с шунтами пленкой. Выходные трансформаторы – японские Tango NP-126. Входной коммутатор – на японских реле Takamisawa, в регуляторе громкости – японский TKD.
Весь навесной монтаж (за исключением цепей накала) выполнен серебряной монокристаллической моножилой Neotech –  диаметром 2мм для земляной шины и 0,6мм – для всех каскадов, включая анодные цепи и блок питания. Припой – серебросодержащий WBT 0825. Усилитель весит 15 кГ. Отклонение АЧХ фонокорректора от кривой RIAA – не более 0,5 дБ. Коэффициент усиления фонокорректора на частоте 1 кГц – 44 дБ. Результирующая АЧХ фоно+пред по уровню -1дБ 20Гц – 30 кГц
Звук – ШИКАРНЫЙ :grinning:

20240920_163855.jpg

20240920_195320.jpg

20240921_104215.jpg

phono_pre_new.JPG

  • Like (+1) 9
  • Thanks (+1) 2
Posted
26 минут назад, CHEL_EV сказал:

Здравствуйте. А можно узнать Ктр выходного трансформатора? 

 

Здравствуйте. Это то, что в даташите. Но у меня первички включены параллельно.

Untitled 267.jpg

NP-126.jpg

  • Like (+1) 1
Posted

Минимум шума у D3a при 4 мА...
Импеданс фильтра (выходной) составляет 6 Ом на 30 Гц и 2 Ом на 100 гц.
Что само по себе очень хорошо.
Но при 1 ма тока нагрузки это приведет к 6 мВ на шине питания и 1...2 мВ на аноде лампы.
Имеется два высокодобротных пика на 3.5 и 1.5 Гц.
Что приводит к длительному (секунды) "звону" при изменении напряжения сети.
А так да, D3a, ECC88, Tango...
21.04.2010
https://www.diyaudio.com/community/threads/his-masters-noise-a-thoroughly-modern-tube-phono-preamp.163570/
schematic.png

  • Like (+1) 1
Posted
16 minutes ago, tubeuser said:

D3A в триоде...4 мА...вы серьезно?

Судя по измерениям от 4 до 10 ма. То один вид шума (дробовый), то другой (фликер). Равенство то ли при 8 мА, толи при 10.
Никакой связи с хар-ми нет. Указанный уровень шума в 150 Ом приводится для диапазона по назначению, 100 мегагерцового.
В триоде будет лучше, где-то в два раза от 88-й... При кривой равной слышимости, с учетом RIAA. Искать ссылку не буду.
D3а - как 300В в УМ. Но завидую, сам бы попробовал. Говорят что поздно: остались одни одёнки. 

  • Like (+1) 2
Posted

Верно замечено, шумы ламп на вч и на нч - истории разные. Поэтому лампы вч назначения, малошумящие, не обязаны быть таковыми на нч. Но, однако, могут быть. В свою очередь, лампы малошумящие для нч - могут иметь то самое Rш ( которое для ВЧ) довольно высокое.  Поэтому предки не зря делали отдельно -  для нч еф806 и всякие  Е83СС SQ, а для вч те же д3а и тп. У д3а может иметь место высокодобротный микрофонный эффект от рамочной сетки, его пик - порядка единиц кгц. Второй вопрос - заметная входная емкость, в силу большого Мю в триоде. 

Все таки пока д3а  НЕ как 300В по доступности, и даже близкая к ней Ц3ж. 

Posted

Если внииательно глянуть даташит, то понятно, что годных (по ТХ изготовителя) выпускалось 100%, а за работу/не работу  у малограмотных аудиолюбителей в неких непредусмотренных режимах он, изготовитель, не отвечает никак :smajlik-prava:

Ибо что написано/ нарисовано в документации? Мало того, что автосмещение  резистором (400 ом!!!), так еще и плюс 10 вольт на первой сетке. И в таком варианте все 100% лампочек все как одна, под копирку. 

  • Like (+1) 2
Posted

Коллеги, теория - это хорошо, конечно.. Но ведь практика - критерий истины! Разве нет? Я эти D3A слушаю уже лет 10...(в старом корректоре тоже на входе стояла). Мне звук нравится - а от добра добра не ищут.  Что касается нашей приятной во всех отношениях дискуссии.....ребята, ну о каких шумах вы пишите? Мы разве обсуждает МШУ на GaAs для гигагерцового диапазона? :ab: Ну вот пожалуйста - реальные измерения спектра моей коробочки (сквозной тракт, фонокорректор+пред). На входе - 5мВ, на выходе - чуть больше 0,5в.  Сигнал/шум - порядка 100 дБ. За точность, конечно, не ручаюсь - у меня нет HP анализатора спектра а вместо него -  старенький ноутбук с внешней Tascam по USB и лицензионная прога Arta...Но я думаю, где-то примерно так, +- 

phono.jpg

  • Thanks (+1) 1
Posted

Для ММ корректора вообще вопрос про шум ламп, кроме, быть может, 6н2п, и некоторых китайских имитаций некоторых иных ламп,неактуален. Корректоры с д3а периодически слушаю (т.к.периодически их делаю) лет под 20 не менее. 

  • Like (+1) 1
Posted

Кстати, вот эти пики на 50 и 100 гц - это не то, о чем вы подумали :ab: Это банальные наводки и земляные петли от приборов. Мощная светодиодная лампа на моем столе сильно какает. И, как ни странно, земляной "крокодил" моего старенького В3-48А тоже прилично гадит. Вот "чистый спектр" на выходе 

ИМХО, все не так плохо. 

 

Phono_selfnoise.jpg

Posted
6 минут назад, BAA сказал:

50 нановольт? А если с картриджем?

У мну МС голова с МС трансформатором...Ну и НИОКР я не обещал :smile-03:

Posted
9 минут назад, Xрюн222 сказал:

Меня вот смутные сомнения терзают - серый такой МБГО в какой цепи применяется?... 

Даже и не сомневайтесь! После кенотрона. В моем сарае ничего приличнее не нашлось, а Bosh с Авито (который планировал) - обломился  :suicide2: Будет что поприличнее - поменяю - делов то!

Все, на сегодня хватит - пойду (после вкусного ужина) музыку послушаю!

  • Like (+1) 1
Posted
5 hours ago, Xрюн222 said:

Этот вопрос я чуть выше озвучивал. Тут, видимо, как повезет. Например, в данном случае повезло. 

Если автор настаивает на 100 dB, последующее прошу игнорировать.
 

Spoiler

Никто и не спрашивает НИОКР. Предоставленного достаточно.  Измерения с картрджем видимо таки были. Если внимательно посмотреть на любезно предоставленные данные, то увидим мы таки спектр, а не его интеграл что и есть напряжение шумов (и не только). Полезный сигнал на выходе есть -8,5 dB FS, бесполезный (шум) -83  dB FS. Используя тайное знание можно получить 74,5 dB сигнал/невзвешенное. 
Что является отменным результатом, сети и двойной сети не видно!
Обычный картридж добавит еще столько же, вместе с 47 кОм.

 

  • Like (+1) 2
Posted
5 часов назад, BAA сказал:

Если автор настаивает на 100 dB, последующее прошу игнорировать.

Я ни на чем не настаиваю. :smile-03: Вообще-то я музыку через это ушами слушаю, а не спектры и графики смотрю. Как говориться, "Вино пьют, а не читают".  Вот меня почти все устраивает. Больше забот мне доставляют всякие внешние наводки и земляные петли, потому что система достаточно сложная и компонентов много. Вот с этим и борюсь.  А собственно корректор играет отлично - прекрасная динамика и микродинамика, 3D soundstage, разрешение, "воздух".... Чего и всем желаю. Мне только непонятно ваше столь повышенное внимание к моей скромной персоне и конструкции.  Вас же никто не заставляет делать так, как я делаю.  Можно и на 6Н9С и 6Н8С делать с обратной связью. Никто не запрещает.

P.S. И еще...я на заказ ничего никому не делаю и ничего не продаю. Так что коммерческой составляющей в моем посте нет никакой - прошу не беспокоиться.

  • Like (+1) 2
  • Thanks (+1) 1
  • Smile 1
Posted

Линейный трансформатор (если я правильно понял из схемы) включен как 2:1. Такие  мотаются на 5-6см2. Пол первички - вторичка - перевернутая пол первички. 

Из замечаний, пожалуй, лишь параллельное включение половинок ламп. Жалко пару 6sn7gt для такой реализации. Им бы более достойное применение. ЕL33 - подобные в триодном включении тут были бы более симпатичны. Но автору виднее. 

Posted

Ух и понаписали...нельзя вас надолго без присмотра оставлять. :smile-03: Всем спасибо! Особенно Мише СМ. Миша, ты за последние 20+ лет не меняешься - "поешь все песнь одну и ту же". Молодец! А я тут спаял новые межблочники для соединения преда с моноблоками.  Нет-нет, никакого WE затертых лет, никакой чилийской меди и никакой моножилы от сгоревших Телефункенов - чур меня!  :smile-09: Все тривиально просто. На втором фото для сравнения - Canare.

20240926_154431.jpg

20240926_125123.jpg

  • Like (+1) 2
Posted
2 часа назад, Ollleg сказал:

История другая, но основа прежняя - вот об этом и хотелось бы прочитать рассуждения, чего достигнем и что получим при таких-то или иных лампах, комплектующих и т.д.

Это точно интереснее, нежели.....

Олег, и на более простой элементной базе будет хорошо звучать! Проверено! Конечно, все эти "свистульки и брюлики" играют роль, но не первостепенную. Вот совсем недавно собрал внуку ламповый усилитель для наушников с трансформаторным выходом - он музыку слушает с компа (в который я ему подарил звуковую карту RME HDSp AIO) и на наушники Beyerdynamic DT-770 PRO. Делал по принципу "я тебя слепила из того, что было". Лампочки 6Н1П и 6П14П, кенотрон 5Ц4С, электролиты - Jamicon и Samsung, выходные трансы - готовые недорогие с Али, дроссель - зеленый советский серии Д....Ну и так далее. Так ведь отлично звучит! Внук написал: "Я такого качественного звука еще не слушал" :smile-03: Парню 15 лет, но уже приобщаю к ламповому звуку! 

 

Изображение WhatsApp 2024-09-22 в 19.49.06_c5aeb064.jpg

  • Like (+1) 8
  • Smile 1
Posted
14 минут назад, Aloizio сказал:

Не один десяток усилков отправились в полет, когда хозяин в ушах решил отойти от компа

Он у меня парень серьезный, но конечно все может быть.  Хотя усилитель тяжелый и думаю вначале уши с головы слетят. Да и провод там - спираль, растягивается хорошо. Ну а если вдруг ... починим, поправим...:ab:

Posted
12 часов назад, Михаил SM сказал:

У  себя в корректоре и ламповом буфере на EL12 БП организовал по варианту 2 : на корректор свой БП , на буфер -свой.

Михаил, у меня раздельное питание, начиная от разных обмоток на тр-ре и т.д. сделано в моноблоках на 300В и ГУ-13.  Там это имеет смысл, потому что энергия, потребляемая выходной лампой и драйвером сильно отличается. В малоточных и малосигнальных конструкциях такое разделение питания дает мизерный эффект при огромном росте габаритов, веса и затрат. Т.е. ИМХО не имеет смысла

 

  • Like (+1) 2
Posted
3 минуты назад, BAA сказал:

Да возьмите тот же 86-й даташит, там 5 или 6 режимов с усилением и максимально неискаженной амплитудой. С резисторами в анодах катодах и сетках и напряжениями на оных.

Т.е. остается основная  цель измерений ( по Квортрупу, а ведь он - "голова!" (С))- убедиться в исправности элементов и отсутствии ошибок монтажа. 

  • Like (+1) 1

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Это вы к чему? И как на магнитофоны перебрались? Вместо гениальных патентованых усилителей? А по усилителям там есть и не один. Делают, сами, без Торресов... Крайне полезное чтиво.
    • Лампы 6cu6 и 6п31с Поставил в макет.   Сходу понятно, что в этом макете 6п31с играет в разы лучше, чем 6п41с. А вот в сравнении с 6cu6 Райтион - тут сходу и не определить , что лучше играет. Играют по разному 6п31с - выдает привычный звук для EL36, он чуть жестче чем у 6cu6 Райтион....Да, звук явно отличается у этих ламп.... Но обе сходу играют очень хорошо в этом макете...... Тут надо сперва прогреть их хорошо. А потом нюансы на тестовых записях ловить. Без подстройки режимов 6п31с встала - анод-катод 241 вольт, катодный ток 53мА. У 6cu6 Райтион - 245 вольт 59 мА -в этом макете на этих настройках. Обе лампы не ПРОГРЕТЫ.. Райтионы двое суток поиграли, а 6п31с - всего пару часов. Да..... 6п41с по сравнению с ними ....... гораздо хуже играет - сильно завышает ВЧ и почти полное отсутствие баса. А низких басов совсем нет... Но на СЧ музыкальные детали скрадывает из тестовых записей. Ни да же не микротембры , а реально отдельные звуки, причем где то именно, что  является основой музыкальной композиции.
    • Эдисон - настоящий "предприниматель"... и никакой не изобретатель. У него всякие Теслы изобретали. Так вы же сами и сказали: ни разводить, ни паять... Давайте закроем. Никто обсуждать схемотехнику и тем более патенты не будет, особенно здесь.  
    • То еще сборище ,,, мягко выражаясь.  Коржевский в своем последнем видео знатно мокнул этих горе теоретиков  
    • Развести плату это четверть дела. Потом нужно собрать в реальном железе, а потом как правило требуется еще пару раз откорректировать схему и подправить разводку.  Эдисон для выпуска коммерчески приходной лампы накаливания сделал сотни пробных вариантов и прототипов.
    • Вы знаете, человек , который мне продал эти лампы, сказал тоже самое ........... и даже подарил мне ПОДОБРАННУЮ пару 6п31с ..... чтобы я сам это проверил.... И эта пара у меня хранится вместе с этим комплектом ламп 6CU6. Я большой любитель этих ламп 6п13с/6п31с/el36/6cu6/E235L. Но использовал их только в триодном включении и фиксированном смещении. Пентодное/тетродное включение мне не зашло с ними. А Ультралинейный режим вот так, чтобы по серьёзному с подстройкой режимов - анодного напряжения, катодного тока, коэффициента трансформации пробую на них первый раз. У меня и нормальных выходных трансформаторов с ультралинейным режимом под них нет .....  как то не заказывал. Не видел потребности... Да и вообще ультралинейных трансформаторов пром производства у меня только две пары от Золотой середины и от ХОШИМОТО, но они на 60мА максимум ....... как то боязно запускать эти лампы на них - вдруг не выдержат ток и словят КЗ. ПО схеме выше - вот реально выходной трансформатор для пентодного/тетродного режима не подходящий - там не менее 5-6кОм нужно, а лучше 8 кОм.....Плюс пентодное/тетродное включение требует коррекцию - через обратную связь или через снаберные цепочки. Иначе там на ВЧ искажения прут. Причём реально слышимые.... Даже на трансформаторах ХОШИМОТО..... Как бы лично всё проверил давно и составил мнение.... А вот приперло и пришлось делать на ультралинейном режиме ...... Очень долго не мог подобрать параметры выходных трансформаторов, потом мотал сам ...... только с третьей пары и с помощью консультаций на третий рах получилось успешно намотать..... Как оказалось надо определённые нюансы в построении схемы и на наладке соблюдать. В том числе соблюдать правильно для каждой лампы как подключать ультралинейный отвод. Вот нашёл только для двухтактов - коэффициент "р" это как подключать ультралинейную обмотку.     А из советских ламп мне 6п13с больше нравится, чем 6п31с. Вот с такой конструкцией -с тремя отверстиями в аноде. А бывают с камерным анодом - вот вообще не заходят по звуку. На фото пара справа.  
    • Фото чего, трансформаторов?
    • Да нет, платы разводить это вам не посылать к хуизитам. Теперь и на Дзене Так что такого хорошего в ВВ XXI, по отношению ко многим другим решениям? Собираешь и работает, без настройки? Не горит никогда? Не возбуждается ни при каких условиях? Параметры лучше всех прочих? Интермодуляция отсутствует? Тепловые искажения? При современной, да и не очень, базе, ничего "изобретать" не надо для 000%. Загляните на Вегу. Вопрос скорее в линейности (интермодуляции) и надежности... P.S. Если всё про деньги - то просто печально.
    • ВВ-XXI от Торреса тоже есть BB-XXI_v.AlTor Только собранного в железе от него не видел. Не осилил пока.  А может Сухов зажал не проспонсировал сборку, а запросто так нынче даже кошки не рожают Небольшое видео от Сухова на тему ВВ https://dzen.ru/video/watch/685b27d93834b13f50e4b877
    • Я в пентоде слушал 6CU6. Они в этом включении, явно проиграли нашим 6П31С "Светлана", особенно по низам. Драйвер 6Ж43П-Е с одним анодом. 
    • и фото есть или это секретная часть?)
    • Раз макет, то почему бы не поставить лампы 6cu6 Райтион США? Только анодный колпачёк припаял. Даже режимы подстраивать не пришлось - сразу в стала анод катод 240 вольт , 59 мА.    Это первый запуск после хранения, через полчаса прогрева. Разыграется будет режим чуть другой. Сразу заиграла приятно. Звук другой, чем у E235L. У 6cu6 - звук классический Американский - чуть менее детальный, зато басов больше и он какой то такой "размашистый с натиском".  Но деликатный, не грубый.... Как у многих американских усилителей. Но ток сходу дали больше , чем у E235L. Оставлю на прогрев - хочется оставить послушать, как будут играть, если хотя бы день разыграются... Приятный звук, чем то на 6550 похож, но более деликатный. Как бы EL36 по грубее звук выдают.
    • Никто не запрашивал наверное.... У меня только внутренности (фото 1) и БП (фото 2). Корпус закрытый, от РЭА венгерского производства. В настоящий момент разобран, вернее не дособран, о чём писал выше. Фото где-то выкладывал в соседней ветке. 
    • Интересно. А почему в ветке нет фото усилителей -тех, которые делались по оригинальной схеме В.Пузанова? Я вот делал по этой схеме. Ну ... очень близко к оригинальной схеме.  Лампы разные пробовал - на фото вариант  SE 6Q7G+E235L. Трансформаторы от "Золотой середины". Конденсаторы ROE, FRAKO. Межкаскаданые конденсаторы -серебряно-слюдяные ССГ+МКР. Резисторы AMRG, MP930, WELWIN.  Больше 12 лет пашет без нареканий  ...... НО в основном стоит в тумбочке - слушаю  , в основном, усилитель на El86. А последний год усилители на лампах СССР РР 6н23п+6п6с в УЛ, SE 6ж4п+6п43п-е в УЛ. Постарел, слух просел и изменились предпочтения в звуке. Хотя музыку всю туже слушаю.     Как вариант ламп  SE 6F5+EL36  М подвал немного по другому был сперва собран.  
    • Да. Этот функционал есть по описанию. Но я лично, его не тестировал. 
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.1k
    • Total Posts
      99.7k
×
×
  • Create New...