Jump to content

Recommended Posts

Posted (edited)

Всем доброго здоровья!

Вот писанина по винил-корректору, работающему у меня в системе. Возможно, окажется для кого-то полезной.

С уважением и пожеланиями добра.

ДРОБОВИК.pdf

 

«ДРОБОВИК»
А.Л.Гурский, г. Минск


Эту статью можно рассматривать как продолжение статьи [1], где
описан винил-корректор на нувисторах. Эксплуатация этого корректора
выявила сильный микрофонный эффект нувисторов из-за наличия
механического резонанса элементов их электродной системы на частотах в
районе 3 кГц. Резонанс этот настолько силен, что вызывает самовозбуждение
выходного каскада корректора на резонансной частоте. Для его устранения в
схему был введен резистор R13 (в схеме корректора на рис.1 из [1]). Причем,
как выяснилось, это неприятное явление присуще в равной степени как
советским 6С51Н, 6С52Н, так и импортным аналогам производства RCA и
Hewlett-Packard.
Проявление микрофонного эффекта можно уменьшить виброизоляцией
ламп. К сожалению, это не избавит от возбуждения резонансов электродной
системы самим сигналом. Как известно, между электрически заряженными
предметами возникает сила, описываемая законом Кулона. Если электроды
находятся под переменной разностью потенциалов – на них будет
действовать переменная сила. Именно это и происходит в режиме усиления
переменного во времени сигнала. Величина этой силы довольно мала, но
даже малая сила способна «раскачать» систему при наличии резонанса.
Впервые этот эффект детально обсуждался, по-видимому, в статье К.
Мусатова [2]. С этим эффектом не может справиться никакая виброразвязка.
Единственный способ его избежать – использовать лампы без выраженных
резонансов электродной системы в звуковом диапазоне. Таких ламп, к
сожалению, довольно мало. Число и интенсивность резонансов уменьшается
в лампах повышенной надежности и долговечности, а также повышенной
вибростойкости ([3], c. 15). В [3] для ряда ламп указаны диапазоны частот, в
которых отсуствуют механические резонансы конструкции. Желательно
применять лампы, у которых этот диапазон наиболее широк, а напряжение
виброшумов – минимально.
Исходя из этого, было решено заменить нувисторы на
виброустойчивые лампы сверхминиатюрной серии. Жаргонное название этих
ламп – «дробь». Отсюда и родилось шутливое название корректора –
«дробовик».
Вместо 6С52Н (6CW4) применена лампа 6С27Б-К (это
виброустойчивый аналог 6С7Б). В выходном каскаде вместо 6С51Н
применены двойные триоды 6Н28Б-В, имеющие широкий диапазон, частот,
свободный от механических резонансов. Замена ламп вызвала необходимость
изменения номиналов деталей корректора. Схема корректора показана на
рис.1. Резистор R5 составлен из двух: 10 кОм + 3,9 кОм, остальные –
стандартные из ряда Е24. Мощность рассеяния R2 – не менее 0,5 Вт,
остальные не менее 0,125 Вт. В авторском варианте схемы применена
коррекция с постоянной времени 75 мкс на собственной индуктивности
звукоснимателя, поэтому схема несколько отличается от рис.1. Для головки
звукоснимателя АТ440MLa с индуктивностью 480 мГн номиналы элементов
схемы: R1 – 4,9-5,1 кОм (подбирается по измерительной пластинке); С4
исключается из схемы, С5 – 32 нФ (выбирается из нескольких, емкостью 33
нФ с разбросом 10%); R5 – 10 кОм, параллельно R6 подключается
конденсатор С4a емкостью 1200 пФ. Его емкость также подбирается по
измерительной пластинке для получения максимально ровной АЧХ.
___________________________________________________________

1.1.png

___________________________________________________________

В схеме применены резисторы С2-29 (R1), БЛП (R1, R3, R4, R5), УЛИ
и ВС, конденсаторы Rubycon (C2, C8), Sanyo (C3, C7), К40У-9 (С5, С6),
импортный аналог К73-17 (С9), СГМ или КСО-2Г (С4 или С4а), КТ-1 (С1).
Последний лучше использовать с минимальным ТКЕ (например, группы
П33). Конденсаторы С2, С8 можно зашунтировать любыми ВЧ
конденсаторами емкостью порядка 0,01-0,1 мкФ на напряжение не менее 250
в. Дроссель L1 – 4 витка проводом ПЭЛШО 0,28-0,31 на кольце М2000НМ
диаметром 7 мм. L2 – от телевизоров УНТ47/59 с намоткой «универсаль»
проводом ПЭЛШО на резисторе ВС-0,25. Назначение L1, C1 и L2, также как
и ВЧ-шунтов конденсаторов С2, С8 – фильтрация помех от современных
телекоммуникационных систем. На рис. 1 ориентировочно указаны режимы
ламп по постонному току.
Накальный и анодный стабилизаторы – такие же, как в [1]. В цепи
накала применена искусственная средняя точка из двух резисторов МЛТ-0,5
по 100 Ом, подключенная к делителю напряжения из резисторов МЛТ-1 330
кОм (верхнее плечо, подключен к источнику анодного напряжения 220 В) и
МЛТ-0,5 82 кОм (к общему проводу). Резистор 82 кОм зашунтирован
конденсатором 1 мкФ (К73-17 или МБМ). Эти элементы служат для
уменьшения фона переменного тока путем обратного смещения диодной
структуры, имеющейся в алундовой изоляции между подогревателем и
катодом ламп.
Усиление корректора составляет около 36 дБ. Его можно чуть-чуть
увеличить, применив вместо резистора R8 источник тока, например, на
полевом транзисторе. У автора такой источник тока реализован на
транзисторе КП103: исток и затвор, соединенные вместе, подключены к
катоду VL3, а сток – к аноду VL2 и сетке VL3. Транзистор должен быть с
буквенным индексом, позволяющим подобрать его по начальному току
стока, равному примерно 5,5 мА (т.е току второго каскада) при напряжении
исток-сток 5,5 В (КП103Г, Д, К, Л, М, требуют отбора). Можно использовать
и транзисторы с бОльшим значением начального тока стока, в этом случае в
цепь истока следует включить резистор, ограничивающий ток стока до
требуемой величины 5,5 мА.
Блок питания корректора размещен в отдельном корпусе от
компьютерных блоков питания АТХ, соединенном с корректором
электрическим кабелем длиной около 1 м. Такой гибкий кабель, содержащий
5 многожильных изолированных проводов в общей изоляции, применяется
при монтаже электропроводки. Сам корректор помещен в стальной корпус с
вентиляционными отверстиями.
Коэффициент нелинейных искажений корректора не превышает 0,05%
при выходном напряжении 0,25 В RMS, уровень шумов и помех значительно
ниже шумов немой канавки пластинок. По звучанию этот корректор
превосходит корректор, выполненный по аналогичной схеме на лампах 6Н2П
и 6Н23П-ЕВ, корректор на лампах EF86 и 5687, и тем более корректор на
двух ОУ OPA637 с цепью пассивной коррекции между ними.
Чтобы получить большее усиление, можно попробовать выполнить
первый каскад корректора на виброустойчивом пентоде 6Ж45Б-В.
Возможная схема такого корректора показана на рис.2.

_________________________________________________________


2.2.png


__________________________________________________________

На рис. 2 указаны номиналы деталей для случая коррекции постоянной
времени 75 мкс на индуктивности головки звукоснимателя (480 мГн). Для
других случаев цепи коррекции следует пересчитать и окончательно
подобрать по измерительной пластинке. Преимущество коррекции по входу
– нет проблем с большой емкостью соединительного кабеля между
звукоснимателем и корректором, искажающей переходную характеристику
входной цепи. О подборе деталей входной цепи для оптимизации переходной
характеристики можно прочитать в [4].
Резисторы R4 и R5 следует подобрать до получения значений
напряжения, примерно таких, как указаны на схеме (анод VL1 – около 80 В,
экранная сетка – около 50 В. Резистор R4 можно заменить стабистором
КС113А или светодиодом, создающим падение напряжения около 1,2-1,3 В.
Конденсатор С4 при этом заменяется на качественный конденсатор емкостью
около 1 мкФ.
В обоих вариантах корректора емкость конденсатора С6 примерно
соответствует коррекции по стандарту RIAA-78. Для коррекции по старому
стандарту без ослабления инфранизких частот достаточно увеличить эту
емкость до значения примерно 0,1 мкФ.
Усиление второго варианта корректора – около 48 дБ, коэффициент
гармоник при амплитуде выходного сигнала около 0,7 В RMS – около 0,1%.
Эта версия корректора не собиралась и не отслушивалась, хотя, по мнению
автора, усилители с такой топологией звучат хуже (грубее), чем триодные.
Окончательный вывод можно сделать, конечно, только по результатам
прослушивания.

ЛИТЕРАТУРА
1. А.Л.Гурский. Винил-корректор на нувисторах. Радиохобби, 2006, № 2,
с.52-53.
2. И.Г.Бергельсон, Н.К.Дадерко, Н.В.Пароль, В.М.Петухов. Приемноусилительные лампы повышенной надежности: справочник. – М.:
Советское радио, 1962. – 647 с.
3. К.Мусатов. Почему вакуумный триод звучит музыкально. Интернетресурс: http://musatoffcv.narod.ru/Docs/Tubes.htm
4. А.Л.Гурский. Моделирование источника сигнала для предусилителякорректора. Радио, 2011, № 8, с. 12-13.

 

Изменил Ollleg :

Добавлена статья из pdf  для дальнейшего обсуждения на форуме.

Edited by Ollleg
Добавлена статья из pdf  для дальнейшего обсуждения на форуме.
  • Like (+1) 5
  • Smile 1
  • Smile 2
Posted

Вытянул инфу, добавил в первый пост. Когда наглядно, более информативно для продолжения темы.

  • Like (+1) 2

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Я бы аккуратно смотал провод на катушку и намотал заново, пропитывая каждый условный слой шеллаком, он хорошо "подлечивает' лаковую изоляцию.
    • Тогда уж ГУ-68А брать, вот там звук будет помпезнее и громаднее некуда )
    • И которая при сопоставимых гармониках выдаст 200в вместо 100?
    • Это хороший совет, только нужно ламп кучу , 6c15п это не 6н2п . Да и лампы стоят новые , где же суперновые найти? Не знаю что странного в коэффициенте 1:1 ? Просто ссылка у Вас не на весь топик ( кстати про межкаскадный трансформатор  вообще, а не про 1:1)  а на мой пост где и указано 2:1 и 1:1.2.. Ну это всё болтовня, не вижу Вашего мнения про МКТ и что не так с 1:1  ?
    • не ошибся, весь топик посвящён 1:1. по мне так самому странному коэффициенту.    Легко, не хватает усиления меняйте на ту с которой хватит.
    • Для Алекс -расскажите пожалуйста как "выжимать лампы" , или выжимать из них децибелы , только уточните , наверное в перчатках это делать нужно , а то они горячие....  Да и чуть Вы ошиблись ,не 1.5 дБ а около 7 дБ , 2 раза плюс 0.2 раза будет 2.2 - сколько это дБ ? ( это разница между 2:1 и 1:1.2 )
    • Как всегда - берем среднее по больнице :) Да вот про размер, ATDAC -15 гораздо меньше и легче 12Е, но звуком получше будет.
    • 5000руб. штука. В наличии 5 шт.
    • ОФФтопик. "Кто-то" сказал, что АЧХисты в капище языческое повадились ходить, из храма научного, даже определили: "Пивка трахнуть". Никакой радости "Петрову" от прослушивания "Бошировым" нет. На картинке слышимость от частоты для 38 человек. Выбирайте...
    • Чтож, только на октальных лампах теперь делаем УВ, а то звук у нувисторов тонененький)
    • В аудио помимо "физики",  науки прочие не нужны? :)) Аудиометрия,  кривые равной громкости, это разве физика? Это раздел медицины.  :)) Лишь один из примеров.  "Физика" подскажет лишь, что прибор исправен и ничего более. 
    • Надо просто уметь сочетать теорию с практикой , тем более в аудио. Сова давно пытается донести простую истину -  аудио звучит тогда , когда схема отлажена и отгармонизирована . АМЛ (А. Лихницкий) применял более сложный термин - рандомизация в аудио ( не путать , что подсунет ИИ ) , есть всё на его сайте , но контрольное -""процесс случайного распределения ..."" .  Резонансы в большинстве аудиодеталей имеют место быть .., большая лампа - один отклик, миниатюрная -  совсем другой , можно в итоге сделать всё мини -пуси , но звук в большинстве случаев - кто слушает живые инструменты (а не только симуляторы смотрит ) , в сравнении воспринимается как сжатый и мелкий или масштабный , точный и эшелонированный.     
    • Изоляция проводов лак .  Скорее всего произошло замыкание части витков в перв. обмотке или вторичной . Поэтому тестер и показывает , что между ними (первичкой и вторичкой )замыкания нет . Соответственно упала и индуктивность из-за шунтирования магнитопровода КЗ .  р.с. Ранние провода Сименс (к примеру)  19 века , начало 20-го как правило были без лака в хб или шёлке . Сам использую провода в своем межблочном кабеле 1960 года, есть конца 19 века . Телеграф и линии (а значит и провода....) начало 1832 г в России и 1839 год в Англии . По сравнении с ними , музыкальность и разрешение современных проводов проигрывает сильно.
    • Здравствуйте. Какие остались?
    • ТПП сильно отличается от ТАН ов. ТАН брал - для прямого назначения для питания - для анодного и для накального. У меня стоял такой же, но при нагреве начинал стрекотать и довольно громко. А этот купленный работает тихо. Я ведь тоже ТПП - в готовые усилители ПОКА не ставил, так как специализированные и самонамотанные трансформаторы играли лучше. Но тут просто ситуация аховая - ну нет сейчас в наличии ни одного трансформатора - подходящего по Ктр и с ультралинейной обмоткой и с нужным током по первичке. А Погонять в ультралинейном режиме - в однотактном включении ну ВОТ ПРОСТО аз жуть как захотелось...... давно такого душевного подъема не испытывал.... И как то всё вот так вот и собралось ..... правда получается после нескольких перестроек макета и после седьмой смены типа ламп. Макет перепаивал, в том числе проводку улучшал, межкаскадный конденсатор - улучшал подбирал шунты для лучшего звука, это в этот только заход, а ранее ещё и типы сопротивлений тестировал. Сами номиналы - у меня проволочные двухваттные подстроечники для этих целей есть - чтобы довольно точно номинал выбрать. Но подстроечники только напряжение смещения выставить - по звуку они очень мутные. ТАН от ТПП довольно сильно отличается - за счёт типа вторичных обмоток, поэтому с ТПП получились довольно приличные выходники но только в однотакте...(в двухтактном включении - они едва едва тянули, но тянули-там сильно не хватало индуктивности первичной обмотки -раза в два так не хватало).... А в однотактном включении - они работают почти в паспортном включении, но полоса по АЧХ тоже уже, чем могла бы быть... если снизить мощность первички в в двое и нарастить индуктивность .... но опять же как это всё влезло бы в габарит намотки...    Но они очень хороши, именно, как ориентир - для понимания как самому мотать - какие сечения провода выбрать, какой размер железа...... ТПП287 и ТПП258 - очень показательны - абсолютно одинаковы по обмоткам, но разные по мощности . А индуктивности первичой обмотки 6Гн и 14 гн - тоже показательно.... ... кстати между ними ещё промежуточная модель трансформатора по мощности, но ТАМ модель только на 220 вольт, а на 127/220 вольт - по справочнику такой модели нет - соответственно, нет возможности ультралинейное включение сделать.... А модели ТПП на 400 Гц - отличаются по вторичным обмоткам - там их надо по своему отдельному справочнику смотреть. Вот ТПП258 погонял на макете меньше суток, а потом руки сами мигом впаяли ТПП287 - это говорит о том, что организм не хочет тратить время на ТПП258, а вот ТПП287 - очень даже готов лишний раз послушать.......... Ведь как всегда хочется сэкономить на размерности железа и количестве меди, а блин себя то не обманешь, особенно, когда выбор есть чего слушать прямо сейчас. А кроме макета есть ешё три свежих усилителя и ещё несколько "старых" ..... на очереди на апгрейд..... 
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.2k
    • Total Posts
      100.2k
×
×
  • Create New...