Jump to content

Recommended Posts

Posted (edited)

Всем доброго здоровья!

Вот писанина по винил-корректору, работающему у меня в системе. Возможно, окажется для кого-то полезной.

С уважением и пожеланиями добра.

ДРОБОВИК.pdf

 

«ДРОБОВИК»
А.Л.Гурский, г. Минск


Эту статью можно рассматривать как продолжение статьи [1], где
описан винил-корректор на нувисторах. Эксплуатация этого корректора
выявила сильный микрофонный эффект нувисторов из-за наличия
механического резонанса элементов их электродной системы на частотах в
районе 3 кГц. Резонанс этот настолько силен, что вызывает самовозбуждение
выходного каскада корректора на резонансной частоте. Для его устранения в
схему был введен резистор R13 (в схеме корректора на рис.1 из [1]). Причем,
как выяснилось, это неприятное явление присуще в равной степени как
советским 6С51Н, 6С52Н, так и импортным аналогам производства RCA и
Hewlett-Packard.
Проявление микрофонного эффекта можно уменьшить виброизоляцией
ламп. К сожалению, это не избавит от возбуждения резонансов электродной
системы самим сигналом. Как известно, между электрически заряженными
предметами возникает сила, описываемая законом Кулона. Если электроды
находятся под переменной разностью потенциалов – на них будет
действовать переменная сила. Именно это и происходит в режиме усиления
переменного во времени сигнала. Величина этой силы довольно мала, но
даже малая сила способна «раскачать» систему при наличии резонанса.
Впервые этот эффект детально обсуждался, по-видимому, в статье К.
Мусатова [2]. С этим эффектом не может справиться никакая виброразвязка.
Единственный способ его избежать – использовать лампы без выраженных
резонансов электродной системы в звуковом диапазоне. Таких ламп, к
сожалению, довольно мало. Число и интенсивность резонансов уменьшается
в лампах повышенной надежности и долговечности, а также повышенной
вибростойкости ([3], c. 15). В [3] для ряда ламп указаны диапазоны частот, в
которых отсуствуют механические резонансы конструкции. Желательно
применять лампы, у которых этот диапазон наиболее широк, а напряжение
виброшумов – минимально.
Исходя из этого, было решено заменить нувисторы на
виброустойчивые лампы сверхминиатюрной серии. Жаргонное название этих
ламп – «дробь». Отсюда и родилось шутливое название корректора –
«дробовик».
Вместо 6С52Н (6CW4) применена лампа 6С27Б-К (это
виброустойчивый аналог 6С7Б). В выходном каскаде вместо 6С51Н
применены двойные триоды 6Н28Б-В, имеющие широкий диапазон, частот,
свободный от механических резонансов. Замена ламп вызвала необходимость
изменения номиналов деталей корректора. Схема корректора показана на
рис.1. Резистор R5 составлен из двух: 10 кОм + 3,9 кОм, остальные –
стандартные из ряда Е24. Мощность рассеяния R2 – не менее 0,5 Вт,
остальные не менее 0,125 Вт. В авторском варианте схемы применена
коррекция с постоянной времени 75 мкс на собственной индуктивности
звукоснимателя, поэтому схема несколько отличается от рис.1. Для головки
звукоснимателя АТ440MLa с индуктивностью 480 мГн номиналы элементов
схемы: R1 – 4,9-5,1 кОм (подбирается по измерительной пластинке); С4
исключается из схемы, С5 – 32 нФ (выбирается из нескольких, емкостью 33
нФ с разбросом 10%); R5 – 10 кОм, параллельно R6 подключается
конденсатор С4a емкостью 1200 пФ. Его емкость также подбирается по
измерительной пластинке для получения максимально ровной АЧХ.
___________________________________________________________

1.1.png

___________________________________________________________

В схеме применены резисторы С2-29 (R1), БЛП (R1, R3, R4, R5), УЛИ
и ВС, конденсаторы Rubycon (C2, C8), Sanyo (C3, C7), К40У-9 (С5, С6),
импортный аналог К73-17 (С9), СГМ или КСО-2Г (С4 или С4а), КТ-1 (С1).
Последний лучше использовать с минимальным ТКЕ (например, группы
П33). Конденсаторы С2, С8 можно зашунтировать любыми ВЧ
конденсаторами емкостью порядка 0,01-0,1 мкФ на напряжение не менее 250
в. Дроссель L1 – 4 витка проводом ПЭЛШО 0,28-0,31 на кольце М2000НМ
диаметром 7 мм. L2 – от телевизоров УНТ47/59 с намоткой «универсаль»
проводом ПЭЛШО на резисторе ВС-0,25. Назначение L1, C1 и L2, также как
и ВЧ-шунтов конденсаторов С2, С8 – фильтрация помех от современных
телекоммуникационных систем. На рис. 1 ориентировочно указаны режимы
ламп по постонному току.
Накальный и анодный стабилизаторы – такие же, как в [1]. В цепи
накала применена искусственная средняя точка из двух резисторов МЛТ-0,5
по 100 Ом, подключенная к делителю напряжения из резисторов МЛТ-1 330
кОм (верхнее плечо, подключен к источнику анодного напряжения 220 В) и
МЛТ-0,5 82 кОм (к общему проводу). Резистор 82 кОм зашунтирован
конденсатором 1 мкФ (К73-17 или МБМ). Эти элементы служат для
уменьшения фона переменного тока путем обратного смещения диодной
структуры, имеющейся в алундовой изоляции между подогревателем и
катодом ламп.
Усиление корректора составляет около 36 дБ. Его можно чуть-чуть
увеличить, применив вместо резистора R8 источник тока, например, на
полевом транзисторе. У автора такой источник тока реализован на
транзисторе КП103: исток и затвор, соединенные вместе, подключены к
катоду VL3, а сток – к аноду VL2 и сетке VL3. Транзистор должен быть с
буквенным индексом, позволяющим подобрать его по начальному току
стока, равному примерно 5,5 мА (т.е току второго каскада) при напряжении
исток-сток 5,5 В (КП103Г, Д, К, Л, М, требуют отбора). Можно использовать
и транзисторы с бОльшим значением начального тока стока, в этом случае в
цепь истока следует включить резистор, ограничивающий ток стока до
требуемой величины 5,5 мА.
Блок питания корректора размещен в отдельном корпусе от
компьютерных блоков питания АТХ, соединенном с корректором
электрическим кабелем длиной около 1 м. Такой гибкий кабель, содержащий
5 многожильных изолированных проводов в общей изоляции, применяется
при монтаже электропроводки. Сам корректор помещен в стальной корпус с
вентиляционными отверстиями.
Коэффициент нелинейных искажений корректора не превышает 0,05%
при выходном напряжении 0,25 В RMS, уровень шумов и помех значительно
ниже шумов немой канавки пластинок. По звучанию этот корректор
превосходит корректор, выполненный по аналогичной схеме на лампах 6Н2П
и 6Н23П-ЕВ, корректор на лампах EF86 и 5687, и тем более корректор на
двух ОУ OPA637 с цепью пассивной коррекции между ними.
Чтобы получить большее усиление, можно попробовать выполнить
первый каскад корректора на виброустойчивом пентоде 6Ж45Б-В.
Возможная схема такого корректора показана на рис.2.

_________________________________________________________


2.2.png


__________________________________________________________

На рис. 2 указаны номиналы деталей для случая коррекции постоянной
времени 75 мкс на индуктивности головки звукоснимателя (480 мГн). Для
других случаев цепи коррекции следует пересчитать и окончательно
подобрать по измерительной пластинке. Преимущество коррекции по входу
– нет проблем с большой емкостью соединительного кабеля между
звукоснимателем и корректором, искажающей переходную характеристику
входной цепи. О подборе деталей входной цепи для оптимизации переходной
характеристики можно прочитать в [4].
Резисторы R4 и R5 следует подобрать до получения значений
напряжения, примерно таких, как указаны на схеме (анод VL1 – около 80 В,
экранная сетка – около 50 В. Резистор R4 можно заменить стабистором
КС113А или светодиодом, создающим падение напряжения около 1,2-1,3 В.
Конденсатор С4 при этом заменяется на качественный конденсатор емкостью
около 1 мкФ.
В обоих вариантах корректора емкость конденсатора С6 примерно
соответствует коррекции по стандарту RIAA-78. Для коррекции по старому
стандарту без ослабления инфранизких частот достаточно увеличить эту
емкость до значения примерно 0,1 мкФ.
Усиление второго варианта корректора – около 48 дБ, коэффициент
гармоник при амплитуде выходного сигнала около 0,7 В RMS – около 0,1%.
Эта версия корректора не собиралась и не отслушивалась, хотя, по мнению
автора, усилители с такой топологией звучат хуже (грубее), чем триодные.
Окончательный вывод можно сделать, конечно, только по результатам
прослушивания.

ЛИТЕРАТУРА
1. А.Л.Гурский. Винил-корректор на нувисторах. Радиохобби, 2006, № 2,
с.52-53.
2. И.Г.Бергельсон, Н.К.Дадерко, Н.В.Пароль, В.М.Петухов. Приемноусилительные лампы повышенной надежности: справочник. – М.:
Советское радио, 1962. – 647 с.
3. К.Мусатов. Почему вакуумный триод звучит музыкально. Интернетресурс: http://musatoffcv.narod.ru/Docs/Tubes.htm
4. А.Л.Гурский. Моделирование источника сигнала для предусилителякорректора. Радио, 2011, № 8, с. 12-13.

 

Изменил Ollleg :

Добавлена статья из pdf  для дальнейшего обсуждения на форуме.

Edited by Ollleg
Добавлена статья из pdf  для дальнейшего обсуждения на форуме.
  • Like (+1) 6
  • Smile 1
  • Smile 2
Posted

Вытянул инфу, добавил в первый пост. Когда наглядно, более информативно для продолжения темы.

  • Like (+1) 2

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
  • Клубы

  • Сообщения

    • Причём тут Перл-Харбор? Вы ещё атомную бомбардировку Японии вспомните. Напоминаю, в моём клубе рассматриваются вопросы связанные с музыкой, войны и политика здесь запрещены.
    • Поменьше обращать внимания на негативные отзывы и пройти весь путь самому!  Коля, в наши дни это аксиома. Только сделав и послушав сам, можно делать выводы о потраченном времени - зря, или в кайф!    п.с. Свои "шишки" или своя удача, только так, в чужом опыте сложно разобраться, а вдруг у тебя заиграет иначе *а это стопудово, иначе и будет.
    • Молодым нужно делать. Это же интересно.
    • В чем убожество? В схемотехнике из 70-х? В том, что на выходе не применена комплиментарная пара, а транзисторы одной проводимости? Или в классе Б? Что же лучше делать? Если любой форум почитать, то делать вообще ничего не надо, потому что все убого.
    • А зачем это убожество делать?
    • По транзисторам, я так понимаю, возможные замены из доступного сейчас на рынке следующее: Выходные транзисторы: MJL3281A или совсем бюджетный вариант TIP35C, еще можно 2SC5200 попробовать Драйверы выходных транзисторов: MJE15032/MJE15033 (с буквой G в конце в изолированном корпусе) или для бюджетного варианта TIP41C/TIP42C Q5/Q4: 2SC3902/2SA1507, или 2SD669/2SB649 Q6: 2SC2240/КТ3102АМ/BC546B или что-то аналогичное в корпусе для крепления к радиатору. Мне кажется, что все же лучше измерять этим транзистором температуру на радиаторе, а не в корпусе, особенное если корпус с отверстиями для вентиляции. Q3: MPSA06, но и, думаю, что любой BC550 или BC546 тоже пойдет Q1/Q2: BC550 или BC546 Как я понимаю, все бюджетные варианты замены частенько оказываются под вопросом из-за рабочего напряжения (питание усилителя +/- 40В), из-за слишком малого коэффициента усиления и из-за слишком малой граничной частоты.
    • Давно мотал выходные силовике от Tamradio Еl 75, железо 0,35 для KY8A. Очень понравилось.  Намотаю на этих небольшие выходнички. Получится, что уменя трансы от ТАМУРЫ 😄
    • Конечно, одно и тоже. Главный производитель трансов для промышленности с 1926 года, звуковые побочка.
    • Просто интересно: TAMURA и TAMRADIO как-то связанны между собой? Перепала 4  транса EI66 с японского оборудования.  
    • Так вашей просто негде будет плясать, ей придётся ходить строем, влево-вправо. Вы не ответили, у вас есть настоящие Монопластинки, которые, вероятно, есть у Улдиса, т.е. пластинки 50 годов, записанные с широкой канавкой, наши и импортные, которые, иногда, бывают даже записанные с другими стандартами, про которые вам тут не так давно рассказывал Никита Хрюн? Есть или нет? Впрочем, у Агатса тоже ничего не должно получится при слушании своих пластинок на дружбах, мирах и даже сактах из прибалтики, которые ему посоветовал единственный в стране настоящий эзотерик Степичев. На 78 об. игла покатится к выводной канавке, а при переключении рычажка на 33 об. провалится и будет собирать шумы со дна канавки, что и у вас, вероятно, происходит.
    • Какой же Вы придурок, мистер гуфман, диск с мастер ленты была записана в Японии, что ими очень часто практиковалось, даже такие простые истины Вам недоступны. Достаточно перевернуть конверт этого диска и прочитать, что записи сделаны в США и всё будет понятно, но нет у Вас таких пластинок и не было, отсюда и незнание в этих темах. Продолжайте дурковать.
    • Пусть пляшет, не будем ей мешать. В стереоварианте получается избыточность информации 100%, такое даже CD диску не снилось, там только 33%, так вот как эту избыточность превратить в малошумность. В институте еще застал учение об аналоговых компьютерах, а тут старенький стал и никак не соображу волшебную формулу, чтобы сложить и умножить шум на 0.
    • "Зарекалась ворона говна не клевать". Но не выдержал)) Глубина ваших знаний, полковник, не знает границ.  Штаты были на ножах с Японией года с 20-го, а в 1941 случился Перл-Харбор. А Бейси был настолько глуп, что приехал поднимать боевой дух камикадзе перед атакой... Бейси не был в Японии до 1963 года. Содержимое этой компиляции made in New York.
    • Эта не будет ничего собирать, гайка войдёт в болт идеально, 1 : 1, но у вас нет таких пластинок, скорее всего, чтобы их играть, нет и головок таких, ваша же не сможет их толком проигрывать, потому что работает по другому принципу, правильная моноголовка слева направо и справа на лево ходит иглой, а не пляшет, как ваша.
    • В КПУ-12 РР на УО-186 под 60 вольт смщение, убей не помню в каком р-приемнике УНЧ на 6С4С тоже 60-65 вольт, ни чего сложного нет, прост ТС рассчитывается с учетом падения напряжения на ДР или R, к стати раньше выпускались специально для таких дел с несколькими выводами резисторы, я делал проще брал ПЭВР добавлял еще один ползунок, можно было подстраивать сразу два каскада. Пример применения подземного смещения       www.rw6ase.narod.ru/index1/radiopriem/_rp_lamp/leningrad46_48.html
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9.7k
    • Total Posts
      104.1k
×
×
  • Create New...