Jump to content

Recommended Posts

Posted

Есть такой популярный из-за своей простоты и минимума деталей проект усилителя под названием "Черный холодильник". В это название каждый вкладывает свое понимание.

Неплохой вариант для тренировки в сборке и настройке транзисторных схем. Транзисторы можно пробовать любые, как германиевые, так и кремниевые.

При настройке может понадобиться подбор конденсатора C2, я на макете поставил 470 пФ. И может потребоваться шунтирование резистора R4 конденсатором малой емкости, но мне не понадобилось.

Перерисовал схему черного холодильника:

841798586__1.thumb.JPG.4726cc4c364ea2929400c2da4df7609f.JPG

Решил собрать макет, т.к. некоторое время назад повторил усилитель для наушников Lynx HA-46, который порадовал звучанием, а это по сути то же самое, только с более мощными транзисторами на выходе.

Под спойлером фото транзисторов на радиаторе без транзистора термостабилизации и рабочего макета:

Спойлер

IMG_0874.thumb.jpeg.4cd56707091dbecbaab6fee1a73461f5.jpeg

Транзистор П4БЭ в ассортименте.

IMG_0875.thumb.jpeg.73acb9efbd9bb637805ab4d7dc685811.jpeg

Транзисторы на радиаторе со стороны выводов.

IMG_0876.thumb.jpeg.4dfc71c74d0147ef5bb27ac2344c0d8a.jpeg

Транзисторы на радиаторе.

IMG_1671.thumb.jpg.760a134c623daf3b09689bd7e82316d2.jpg

Макет усилителя на проверке.

 

  • Like (+1) 2
Posted

После проверки макета оставил вот такую схему:

1042534286__2.thumb.JPG.9d92a024b2debae4aff90ed78e927af7.JPG

DA1 - AD823.

Выходные транзисторы не подбирал, неохото было возиться с тестовым стендом для этого. По итогу на выходе одного канала постоянка 27мВ, на другом 10мВ. Все в пределах нормы.

Конденсатор, шунтирующий резистор обратной связи лучше индивидуально подбирать. У меня получилось 220 пФ. Я подобрал номинал по осциллографу, проверяя прямоугольный сигнал в диапазоне от 1кГц до 20кГц. Конечно, эти германиевые транзисторы не высокочастотные, поэтому у них будет завал на высоких частотах, но с конденсатором 220пФ удалось, на мой взгляд, получить приемлемую форму сигнала на 20кГц.

Операционный усилитель питается стабилизированным двуполярным напряжением +/-15В, полученным из основного с помощью стабилизатор L7815 и L7915.

Основное напряжение питания усилителя оставил +/-19В, т.к. максимальное рабочее напряжение у ГТ404Г и ГТ402Г - 40В, поэтому дальше повышать напряжение небезопасно.

 

  • Like (+1) 1
Posted (edited)

Это зачем? ГТ806 нигде нет? Или П605 если хардкор.
П4 хороши для починки Ройеров в старых фотовспышках.
Fα П4, с общей базой, конечно, 150 кГц, примерно 6 с ОЭ.
В молодости 18 к слышал легко, сейчас где-то 14.

Edited by BAA
Posted (edited)
В 04.05.2022 в 18:04, Valinor сказал:

л усилитель для наушников Lynx HA-46, который порадовал звучанием, а это по сути то же самое, только с более мощными транзисторами на выходе.

"Тоже самое" - только из-за использования и там и там германиевых говнотранзисторов, во всем остальном - это принципиально разные схемы, сделаные  по разным топологиям:

- у Димы - комплементарый пушпул с CCS на растяжку в базах и небольшим смешением на диодах (АВ, сильно близкий к В), при этом транзисторы еще более-менее стоят.

- у Вовы - квазикомлементарный дарлингтон-шиклаи со смещением на Vbe-умножителе без CCS, на гораздо худших транзисторах. И насколько я помню, у аффтора холодильника в оригинале небыло резисторов в эмиттерах ВК.

 

 

 

Edited by Alex Torres
Posted
30 минут назад, BAA сказал:

Это зачем? ГТ806 нигде нет? Или П605 если хардкор.

Это я сделал у нас в продолжение этого обсуждения. ГТ806 и П605 в некотором количестве завалялись, опробую их тоже.

32 минуты назад, Alex Torres сказал:

И насколько я помню, у аффтора холодильника в оригинале небыло резисторов в эмиттерах ВК.

Все так, не было.

Posted
57 минут назад, Valinor сказал:

ГТ806 и П605 в некотором количестве завалялись, опробую их тоже.

Делал на них, вернулся к  П4БЭ ОС.

  • Like (+1) 5
Posted

По итогу макетирования пока остановился на таких номиналах в схеме:

Спойлер

1616972273__2.thumb.JPG.d175e70fb3fbd5b3828f1be4d7ccedbe.JPG

С такими номиналами на эквивалент нагрузки 4,7 Ома получаем вот такие картинки на выходе:

Спойлер

MAP003.jpeg.c56ab031be190f8aa810eef55d96f1e0.jpeg

MAP002.jpeg.6cc22a380a34ab24dad431eeab4a49f9.jpeg

MAP001.jpeg.c0912aac53e72a8e7192115d461fdaef.jpeg

Синус выглядит так:

Спойлер

MAP008.jpeg.39fc24439d24a5199ac31f2901f0c6f5.jpeg

MAP004.jpeg.0730071d6e27b79c2e99b36b6c0d809b.jpeg

MAP005.jpeg.6710bbd6b9b832fb192144db7a9aa2a6.jpeg

MAP006.jpeg.ee0e469ad9a15adad5987468dd8cdcfe.jpeg

MAP007.jpeg.32ff64f58fc0d60e6ab59200beb8bebe.jpeg

 

Posted
10 минут назад, Юрий_Б сказал:

ГТ321 не греется?

Макет с пол часа где-то работает, ткнул сейчас термопарой - в районе 30 градусов в обоих каналах, вроде в норме. А они замечены в перегреве?

Posted
В 10.05.2022 в 13:21, Юрий_Б сказал:

У меня грелись, правда в другой схеме.

В схеме холодильника им греться нечего. Напряжение на них небольшое. Потом они закреплены на радиаторе вместе с выходными транзисторами. У меня они запаяны на маленький кусочек платы и через термопасту и термопрокладку для изоляции корпуса прижаты к радиаторы на винты, которыми крепятся выходные транзисторы, чтобы лишнего не сверлить.

Здесь в качестве транзистора термостабилизации необязательно использовать ГТ321, можно любой подходящий pnp транзистор поставить с большим запасом по напряжению.

Собирал другую схему на германии и там диод тоже пришлось заменить на транзистор, чтобы точно устанавливать ток покоя, и чтобы он не уплывал никуда.

Posted

Довелось участвовать в прослушивании оригинального ЧХ. Некий дефицит высоких присутствовал, но я посчитал это даже достоинством (может 14кГц, невозможно сейчас судить об этом).В целом звучало очень нейтрально.  Присутвующие (я, Женя Гришин и сам Володя Иванов) являлись ярыми поклонниками ламп, и дружно продолжили симпозиум под однотактник на 807. 

  • Like (+1) 2
  • 4 weeks later...
Posted

Слушаю все это время макет Черного холодильника, чуть настроил емкости обратной связи, и вполне прилично звучит на мой субъективный взгляд. Собираюсь все таки до конца добить этот проект. Хотел спросить совета у форумчан на счет блока питания. Поскольку германий чувствителен к превышению напряжения, а мощностью усилителя не сотни ватт, хочу сделать стабилизированный блок питания, какую схему лучше применить в данном случае для получения +/- 19В? Или все равно лучше использовать нестабилизированный блок питания?

Posted
1 час назад, юрий робертович сказал:

Ток I кб 0 гт321=500 мкА, это антинародно! Не применяют так.

У меня сейчас был вопрос про питание, а не про саму схему.

Но если там так неправильно применен ГТ321, то как бы вы сделали?

Guest Моя совесть
Posted

Вот проверенный 2-х полярный блок питания, испытан 22 В, 1 А.

1304859043_2-24..docx

Posted

Вам не совестно предлагать такую поделку? Стабилизатор на этих микросхемах может спасти от пульсаций только в том случае, если минимальное напряжение на входе больше выходного на пару вольт, что для 1 А тока нагрузки при выходном напряжении 22 В требует минимально 24 В на входе, а размах пульсаций на 100 мкФ громадный - сравните уносимое током нагрузки количество электричества 0,01 с*1 А=0,01 к
с зарядом конденсатора 24 В х 0,0001 Ф=0,0024 к...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

  • Клубы

  • Сообщения

    • А если применить ЕС 360 в данной теме, да хоть в Крыловском усе. Что можно ожидать от такой конструкции. На раскачку 6ф4п. Триод в предвак, а пентод триодом в фазик? Ну это предварительный прикид с нотками технобреда.
    • А можно схему, т.к. КЕНСУХ имеет другую топологию. 
    • 37. Адаптеры 5 шт. Внутри компараторы, оптроны, 140уд2а, реле. Корпус сталь 1 мм. Размер под плату 56*67 мм. Отдам так, с чем нибудь из темы. Или 250 руб/ 5 шт.  
    • Молодцы ребята, просто делают при нужде , никого не ждут. 
    • Да, конечно, я много лет придерживаюсь одной концептуальной модели системы. Это окончательно сформировавшиеся в конце 90-х предпочтения (ШП, рупоры, лампы, аналог). За это время со мной были всего две однотипных системы, которые доводил годами до своего идеала. Вообще-то так бы и жил с первой, если бы не смена семейных обстоятельств, вынудивших к продаже её. Потому сейчас живу со второй, которую начал строить 5-6 лет назад. А вот корпуса АС сделали круговорот и снова оказались в итоге у меня ). Разнообразия не хочется, однолюб!
    • Пример "электромагнита без стука"... В магнитофоне. 
    • Вы видимо строите и улучшаете всё время одну систему, верно? Основываясь на текущем и меняющемся со временем внутреннем камертоне. Но это не есть ли замкнутый круг? Я в  какой-то момент понял, что не могу продать некоторый старый, но очень уютный хлам и мне нравится собирать и слушать разные системы. Это даёт возможность смотреть на звук и исполнение с разных точек зрения. Это как слушать разные исполнения в разных залах. Бифштекс на гриле или сковородке из одного куска мяса имеют разный вкус. В этом ключе "манерное и гипертрофированное исполнение" Казальса - плюс. Это признак времени, тогда так играли все, потому, что альфа-самцы, потому, что в трубу граммофонного рекордера по другому не поиграешь. И потом это не совсем так, ИМХО. Трио Корто/Казальс/Тибо - почти эталон баланса. Сейчас поставил сонаты Бетховена с фестиваля в Перпиньяне 1951, Казальс Серкин. Казальсу 75 лет, тут не до экзальтации и манерности, всё камерно. Возраст. Но насколько насыщенный и полный тон. Этому исполнению веришь. По крайней мере на 12 дюймах никаких вопросов. Чего нельзя сказать о Ростроповиче. Он часто звучит на уровне 8-ки, не более, выражаясь "техническим" языком.
    • R11 4.7k , ошибка в схеме 40 лет назад паял, но помню.:) Сухов тут новую сочинил по мотивам этой, имеется в хозяйстве.
    • Согласен, в написанном есть истина. П.С. С возрастом я стал как-то более терпимым и не таким категоричным, как в молодости. Нравится во всём искать позитив и изюминку. Наверное, это даёт больше положительных эмоций в жизни. А при построении системы конечной целью считаю факт, когда она способна раскрыть любую пластинку из стоящих на полке, родить эмоции вложенные исполнителем и не всегда легко извлекаемые, то бишь играть всё имеющееся в коллекции, если только это не откровенная "похлёбка"... Добиться сложно, но возможно. Грань настройки очень тонка, к сожалению, потому требует времени и усилий. Главное, чтобы в голове играла "твоя идеальная музыка души". Я больше потребитель музыки по натуре. Результат важнее процесса, и этим дорожу ))).
    • Да, Дю Прэ/Баренбойм одно из лучших, пожалуй. Но и Ростропович/Giulini 75-го, записанный кстати, в той-же №1 студии Эбии Роад, гораздо более цельное, хотя и опять механистичное исполнение. Кроме гармонии и/или ритма, как частных моментов, есть много всего, что влияет на суммарный результат. Важно понимание исполнителем и слушателем истории, культуры, языка, кулинарии... Даже близко живущие народы, но с разным языком и менталитетом часто не понимают музыку соседа. В нотах этого не написано. Немцы практически никогда не могут играть французов. Чего говорить о Ростроповиче. А вот Мясковский или Дворжак у него другое дело. Родственные славянские души. К аппаратуре это, кстати, напрямую относится. Я всегда слушаю стиль и цельность. Никакие "низкиэ частоты" или там верха меня не интересуют. Только общий результат.
    • Дюпре предпочитаете или кого-то иного? Есть и в её исполнении Сент Санс. Очень хорошо, но просто по-другому. Всё конечно очень субъективно, как и искусство - музыка вообще. Все они Великие исполнители, каждый со своей интерпретацией, видением, потому каждый имеет своих почитателей. Вот например Пабло Казальс - однозначно Великий, но мне его манера не так близка, излишне манерно и гипертрофировано исполняет. Что это значит, он плох или не правилен? Нет, конечно!  Мы как-то с сыном беседовали на тему субъективности восприятия музыки. Я ему на простом примере рассказал своё понимание этого вопроса. По мне, все слушатели делятся на два основных класса по преобладанию душевного настроя: 1. гармонический (мягкая плоть музыки - тембры, консонансы-диссонансы, многозвучия, полифония,...), 2.ритмический (скелет музыки - акценты, временные интервалы, темп, динамические контрасты и пр.) Надеюсь, понятна моя путанная мысль? Вот отсюда и разница восприятия!  Могу развить мысль дальше с примерами, но пока не буду, чтобы тему не перегружать. Это лучше в отдельной профильной  обсуждать, как мне кажется...
    • В двух каналах пары по напряжению отсечки и току стока немного разные, замеры которые были не могу найти, наверно выбросил.
  • Forum Statistics

    • Total Topics
      9k
    • Total Posts
      99.4k
×
×
  • Create New...