Jump to content

Простой усилитель из доступных деталей на 6Н13С (Архив Аудиопортала)


Valinor

Recommended Posts

Vikt0r
Опубликовано: 19 марта 2006

Сабж.

Еще один усилитель, своей простотой и доступностью компонентов претендующий на "народный". При этом в качестве звучания он не уступит одноименному на 6П3С.

Драйвер - 6Ж9П в триоде. Выход - 6Н13С, с фиксированным смещением, каждому триоду свое смещение. Напряжение смещения - около -30В, ток через один триод - 125 мА. Выходной транс - на железе от ТУ-50, 4 секции вторички 110 витков проводом 0.6 , 3 секции первички 500 витков проводом 0,315, зазор 0,3мм. Драйвер и выходной каскад запитаны от отдельных источников питания. Для питания обоих каналов драйвера применен отдельный транс, он же дает напряжение смещения. Выходные каскады и накалы запитаны от ТС-180, причем каждый канал - от отдельной обмотки. Еще одно преимущество низковольтного питания выходного каскада - можно применять электролиты от компьютерных блоков питания, влегкую набрать значительную емкость (у меня планы добрать до 4700 мКф на канал :) )

За основу была взята схема Манакова на 6Ж11П с парой 6С19П на выходе, но в результате доработок перетерпела столько метаморфоз, что выродилась в совершенно новую... Перевод выходных ламп в низковольтный сильнотоковый режим значительно улучшил бас и дал возможность применить в драйвере практически что угодно - при 30 вольтах смещения выходные триоды можно раскачать чем угодно. Мой ввыбор 6Ж9П обусловлен духом эксперимента, неплохими параметрами лампы в триоде, и тем фактом, что у меня установлена пальчиковая панелька для драйвера. Резистор в аноде драйвера - ПЭВ-2 10 вт, в катоде - керамический 150 ом, кондер - Джамикон на 16В.

До этого перепробовал разные пентоды - ту же 6Ж9П-Е, 6Ж11П-Е, 6П14П, 6П15П, 6Ж52П - из них больше всего понравилась 6Ж11П, причем со значительным отрывом от остальных. Потом стал пробовать триоды - 6Н2П, 6Н3П, 6Н1П, 6Ж9П в триоде, 6Ж11П в триоде... На больше не хватило выходных.

Смотрите господа, критикуйте :) Однако я уже очень рекомендую!

1720305065_-69-613.jpg.b546abcf599530417a65afe61e1b58a4.jpg

 

Андрей_БГ
Опубликовано: 19 марта 2006

Кстати... R8,9 в верхнем положении не будут ли губить Баса?-( С1,2 - что, 0,47мкФ х

у меня так лежат парочка ЕСС230 / 6080, вроде родня... пока не придумал как мучить. Драйверов побольше мучить...? 6Н8С? 2П1П?-) Чем угодно?-) Мммм... А как насчет 6Ж51П в триоде?-))


VAGOR
Опубликовано: 19 марта 2006

Наверное ошибка в схеме: С4 и С5 должны быть на верхних отводах подстроечников, плюс сопротивление 100-50К от сеток до ср. выводов построечников.

Ну и традиционно: полипропилен (2-10 мкф) - в питание драйвера и зашунтировать C3 слюдой.


Vikt0r
Опубликовано: 19 марта 2006

Цитата

VAGOR писал:
Наверное ошибка в схеме: С4 и С5 должны быть на верхних отводах подстроечников, плюс сопротивление 100-50К от сеток до ср. выводов построечников.

Да нет все правильно - С4 и С5 шунтируют движок. На верхних отводах тоже есть, но там один на всех, как элемент фильтра в выпрямителе смещения - его мне просто лень было рисовать. А вот резисторы утечки - вы правы - я забыл добавить...150 килоом. Ночь уже, рисовал по памяти, да и устал днем - уж извините :)

Цитата

VAGOR писал:
Ну и традиционно: полипропилен (2-10 мкф) - в питание драйвера и зашунтировать C3 слюдой.

Ну, это есть... Их на самом деле есть и на питании, и на смещении, бумага и полипропилен... Я говорю -рисовал по памяти, немного упрощенно, чтоб основные моменты затронуть.

Спасибо за комменты, схему исправил...

1165581901_SE-69-613_1.jpg.3719b712b13624fc135a9a1bff37fa5f.jpg

 

Теллур
Опубликовано: 20 марта 2006

И какая же получилась выходная мощность?


Rezvoy
Опубликовано: 20 марта 2006

Я не соглашусь по поводу легкости,большой разницы для 6Н13С нет,а вот динамика при напряжении питания 200-250В явно выигрывает(может это имелось ввиду,я то посчитал легкостью некоторый минимальный порог громкости после которого звук сбалансирован-для 6С33С это весьма заметно) но тогда действительно амплитуда возбуждения велика и трансформатор выходной нужен посерьезнее.

В моем распоряжении оказались лампы 6Н13С с небольшой разницей по анодным токам-я параллелил все выводы.Но думаю это можно сделать и для обычных экземпляров-каждый триод имеет полуторный запас по мощности и при использовании одной половины спокойно работает при 18-19Вт.Лампа очень устойчивая,не склонная к разносу.


Oleg
Опубликовано: 20 марта 2006

Цитата

Vikt0r писал:
- но на слух при снижении питания и переходе в сильноточный режим тональный баланс сместился в сторону низов,

Так и должно было быть. В сильноточном режиме внутреннее сопротивление у этой лампы раза в полтора меньше.


ur5vft
Опубликовано: 22 марта 2006

Можно узнать данные выходных тр. И сколько - смещения.


Vikt0r
Опубликовано: 22 марта 2006

Цитата

ur5vft писал:
Можно узнать данные выходных тр. И сколько - смещения.

Мумаю что можно, особенно если внимательно прочитаете мой первый пост в ветке. :)


ua1ong
Опубликовано: 22 марта 2006

А если в ТС 180 вставить кен, по трансу на канал.......

Link to comment
Share on other sites

sl+
Опубликовано: 22 марта 2006

А какое железо у трансов от Ту-50 ?


ua1ong
Опубликовано: 22 марта 2006

Железо железное.


Vikt0r
Опубликовано: 22 марта 2006

Цитата

ua1ong писал:
А если в ТС 180 вставить кен, по трансу на канал.......

А идея, между прочим... Правда там ток потребления по 250 мА на канал, кену немного будет нелегко... Но осуществляется безо всяких дополнительных усилий, только смотать пару витков с одной из накальных обмоток ТС-180, чтоб кену накал запитать.


ua1ong
Опубликовано: 22 марта 2006

Я так для ЕС360 применял. Можно поставить 5Ц8С, или 5Ц9С.


geran2005
Опубликовано: 22 марта 2006

Vikt0r

Цитата

Цитата
А вот резисторы утечки - вы правы - я забыл добавить...150 килоом. Ночь уже, рисовал по памяти, да и устал днем - уж извините

Вот так! Он забыл... а у некоторых мозги уже задымились от напряжения- для чего же С4,С5 шунтируют сетки??? :lol: ))))))))))))))))))

Однако усил довольно много деталей содержит и оправдано ли это?

Не нравится двойное питание. Кстати С4, С5 вполне можно поставить по 0,1мкф. Они всего лишь хруст подавляют.

А вот какой транс понадобиться для такого усила? НАРОДНЫЙ! Кстати он в аудиоинструменте самый дорогой, аж 3400р. стоит. :wink:

И еще не нравиться катодная цепь VL1-1. Там другое нужно ставить.

Цитата

Цитата
Смотрите, сколько вкусностей для начинающего - низкое анодное - кондеры из комповых БП, силовик - ТС-180, выходники - просты в изготовлениии (мало витков, мало секций) - соотношение усилия/параметры просто рекордно

Что-то мне так не кажется. Кстати как получить высокое анодное напряжение я уже нарисовал в своей схеме- думаю с напряжением теперь ни у кого проблем не будет? Странно что этим мало пользуются. Кондеры из комповых БП.. ну что вы? Этож сколько компутеров надо распотрошить? Комповые БП можно и нужно пускать на вторичные цели и ни в коем случае не разбирать на кондеры.. эффективность низкая. Мотание трансов -занятие явно не для начинающих.


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

sl+ писал:
А какое железо у трансов от Ту-50 ?

Вы поиском пользоваться пробовали? Здесь-же, на сайте? Вот что я нашел прмерно за 30 потраченных секунд http://audioportal.su/diy/tu50-100.djvu

При любом раскладе быстрее нежели ждать ответ автора. Правда кому-то так удобнее - пускай завтра, зато завтрак в постель, на блюдечке с голубой каемочкой... Или нет?


Марк Фельдшер
Опубликовано: 23 марта 2006

Ну так а какую мощность получили-то?


Васянин Сергей
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

geran2005 писал:
...Кстати С4, С5 вполне можно поставить по 0,1мкф. Они всего лишь хруст подавляют.

Прежде чем такое утверждать, надо хтя бы раз ткнуть им в паралель осциллскоп и посмотреть картинку. После этого очень захочется поставить туда 100мкф и сильно уменьшить R8 и R9, раз в десять!


geran2005
Опубликовано: 23 марта 2006

Васянин Сергей
Ну сунусь я.. там будут составляющие сигнала со срезанными ВЧ.
И что?


Васянин Сергей
Опубликовано: 23 марта 2006

А то, что произойдё доп. паразитная модуляция напряжения смещения, что в принципе не допустимо.

Link to comment
Share on other sites

r777
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Васянин Сергей писал:
Прежде чем такое утверждать, надо хтя бы раз ткнуть им в паралель осциллскоп и посмотреть картинку. После этого очень захочется поставить туда 100мкф и сильно уменьшить R8 и R9, раз в десять!

Просветите, пожалуйста, по этому вопросу.


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Васянин Сергей писал:
А то, что произойдё доп. паразитная модуляция напряжения смещения, что в принципе не допустимо.

Вот именно. А дальнейшему увеличению емкости препятствует только значительное возрастание постоянной времени, так что в случае флуктуаций напряжения сети лампа может пойти в разнос - изменение смещения может не успеть за изменением анодного... Но отсюда выход уже - только стабилизация всех напряжений, и анодного, и смещения... И так мы понемногу приходим к концепции Ю. Макарова :)


Васянин Сергей
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

r777 писал:
Просветите, пожалуйста, по этому вопросу.

Тут, собственно, и просвещать нечего. Источник смещения должен иметь как можно более низкое внутреннее сопротивление(в разумных пределах:4,7ком - в самый раз), чтобы не было паразитной модуляции его сигналом.


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Марк Фельдшер писал:
Ну так а какую мощность получили-то?

Марк, мне стыдно, но я еще не измерял! Когда было время - было лень :) А потом времени не было. Навскидку, ватт эдак шесть...


Васянин Сергей
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Vikt0r писал:
... Но отсюда выход уже - только стабилизация всех напряжений, и анодного, и смещения... И так мы понемногу приходим к концепции Ю. Макарова :)

Можно и без стабилизации обойтись, достаточно чтобы постоянные времени были соизмеримы.


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Зато перепробовал вчера все свои лампы 6Н13С и 6Н5С - и посему хочу развеять бытовой миф о имеющем место огромном разбросе в параметрах триодов внутри одного баллона (встречал неоднократно множество утверждений по этому поводу), - так вот, ВСЕ лампы имеющиеся у меня (светланы трех разных годов выпуска, ничего особого, никакого подбора) имеют разбросы в пределах 15% внутри баллона что в сочетании с их невысокой крутизной думаю опровергает эти слухи.

Цитата

Васянин Сергей писал:
Можно и без стабилизации обойтись, достаточно чтобы постоянные времени были соизмеримы.

Можно конечно, в данном случае - крутизна ламп небольшая, да и сами они крепкие :)


geran2005
Опубликовано: 23 марта 2006

Васянин Сергей

Цитата

Цитата
А то, что произойдё доп. паразитная модуляция напряжения смещения, что в принципе не допустимо

хмм.... :D

А вам не кажется что для усиления сигнала на первой сетке лампы нарочно создается та самая модуляция отрицательного напряжения?

задача движка резюка-обеспечить постоянное среднее значение -Uсм

а уж колебания от сигнала это все так и должно быть.

А когда будете регулировать смещение то чтобы не хрустело нужен помехоподавляющий кондер. Но не 10мкф.. щас еще аудиофильский поставят.. или МБГО какой-нибудь. самый обычный к73-17 подойдет.

Vikt0r

Цитата

Цитата
случае флуктуаций напряжения сети лампа может пойти в разнос - изменение смещения может не успеть за изменением анодного...

угу.. у меня выпрямитель смещения имеет постоянную времени несколько секунд- кондер-то жирный стоит и разряжается медленно.

Никакой проблемы нет. Никакие флуктуации сети не повредят.

...Если нет проблемы- выдумай её...!


Васянин Сергей
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

geran2005 писал:
Васянин Сергей
хмм.... :D
А вам не кажется что для усиления сигнала на первой сетке лампы нарочно создается та самая модуляция отрицательного напряжения?
задача движка резюка-обеспечить постоянное среднее значение -Uсм
а уж колебания от сигнала это все так и должно быть.
...Если нет проблемы- выдумай её...!

Мне нечего вам сказать...


Марк Фельдшер
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Vikt0r писал:
Марк, мне стыдно, но я еще не измерял! Когда было время - было лень :) А потом времени не было. Навскидку, ватт эдак шесть...

очень неслабо...
а ежели б еще и транс путевее намотали б - то чистых 4-4,5 ватта...да на акустику хоть бы и как моя, 90 дец - вполне.
Интересная схемка...
Заодно навскидку вопрос - 6с19п пару вместо одной 6н13 - чего б оно могло выдать?


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Марк Фельдшер писал:
очень неслабо...
а ежели б еще и транс путевее намотали б - то чистых 4-4,5 ватта...да на акустику хоть бы и как моя, 90 дец - вполне.
Интересная схемка...
Заодно навскидку вопрос - 6с19п пару вместо одной 6н13 - чего б оно могло выдать?

Да ну, Марк, куда мне за вашим-то мастерством угнаться... Особенно на своей наколенной моталке - ее даже намоточным устройством язык назвать не поворачивается...

Кстати - а что Вы имели ввиду - транс попутевее? С бОльшим Ктр? Дык на 8 омах уже вроде как так и получается...

Насчет 6С19П - думаю, что те же яйца, только в профиль. Возможно (я не берусь утверждать, но и опровергать) что качество звука чем-то выиграет, хотя лично для меня - сомнительно...

Link to comment
Share on other sites

Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Алексей Шалин писал:
Герану 2005
Геран, посмотрите схемы ПРАВИЛЬНЫХ аппаратов, Сергей Васянин вам дело говорит.
Хотя бы схемки Сергея Рубцова посмотрите.

Алексей, а как вам этот аппарат (мой то есть) по критериям оценки правильности? :)


Марк Фельдшер
Опубликовано: 23 марта 2006

Ну я имел в виду просекционировать его... у Вас ведь как там - первичек всего две.. и витков мало на первичке.

ну не хотите большое Ra - не надо, но минимум-то на высококлассный усь нужно? три вторички+4 первички? 2800-3000 витков надо? 40-45 Гн надо?

А насчет мастерства не под?*?:%айте...я чем больше мотаю, тем больше понимаю что ни х*:а не знаю....:))))))


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Марк Фельдшер писал:
Ну я имел в виду просекционировать его... у Вас ведь как там - первичек всего две.. и витков мало на первичке.
ну не хотите большое Ra - не надо, но минимум-то на высококлассный усь нужно? три вторички+4 первички? 2800-3000 витков надо? 40-45 Гн надо?

Транс намотан по рекомендациям Манакова (там он в таком виде для уся на двух 6С19П рекомендует), за исключением того что я мотал под бОльшее Эр-а - вместо 140 витков вторички я взял всего 110. Во-вторых - я не гонюсь за полосой 100 кГц :) С моим-то слухом до 16... :)) Хотя вы конечно правы, но - лампа - низкоомная, ориентировочно внутреннее у двух триодов около 200 ом!! - а моя первичка и так имеет 70 ом активного сопротивления. А ток у нас большой - 250 мА номинально... Так что, одно в другое упирается... Я все продумывал, и в конце концов пришел примерно к тем же выводам, что и Манаков.... Большая индуктивность для этой лампы ни к чему, а вот уменьшить активное сопротивление обмотки - это да, пригодилось бы. Вот бы, как Резвой, намотать на ТС-270 проводом 0,8!

Цитата

Марк Фельдшер писал:
А насчет мастерства не под?*?:%айте...я чем больше мотаю, тем больше понимаю что ни х*:а не знаю....:))))))

Дык это и есть признак настоящего мастерства!

А вообще, я и не думал вас, как вы там сказали, под?*?:%ать :) Я-то форум наш читаю внимательно, и могу с уверенностью сказать - людей с опытом сродни вашему тут совсем немного. Уж вы простите, это не лесть - это я так думаю.


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Да, еще забыл добавить - лампы влегкую держат 30 ватт на аноде, и как писал Резвой - по 18-19 ватт, если только один триод включать. Я, когда усь гонял, недоглядел - лампочки у меня работали примерно с 35 ваттами рассеивания... Заметил только тогда, когда в темноте присмотрелся - немного покраснели аноды. При 30 высаженных на анодах (по 15 на триод) не замечено никаких нежелательных явлений. Только по причине пощады к лампам я скинул до нормативных 26-ти, хотя вот задумался, и наверное верну до 30-ти :)


Марк Фельдшер
Опубликовано: 23 марта 2006

Ну может вы и правы... габаритов железа я не знаю.

Конечно, диаметры проводов маловаты, это понятно, я стараюсь на первичку пускать 0,4-0,45, вторичку - 0,75-0,9... как получится - но опять-таки - все зависит от железа в тумбочке...

С такими проводами не разгонишься, конечно...


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Ну может вы и правы... габаритов железа я не знаю.
Конечно, диаметры проводов маловаты, это понятно, я стараюсь на первичку пускать 0,4-0,45, вторичку - 0,75-0,9... как получится - но опять-таки - все зависит от железа в тумбочке...

Дык :( Чтоб влезло... Я тоже стараюсь, на первичку у меня 0,44 в запасе, на вторичку - 0,8.... А сюда моталось так, чтоб влезло.... И, как результат кривости рук, еле влезло, но как раз.

Марк Фельдшер писал:
С такими проводами не разгонишься, конечно...

Не разгонишься, но тем не менее - звучит лучше, чем должно бы теоретически :)


Vikt0r
Опубликовано: 23 марта 2006

Цитата

Марк Фельдшер писал:
Ну я имел в виду просекционировать его... у Вас ведь как там - первичек всего две.. и витков мало на первичке.
ну не хотите большое Ra - не надо, но минимум-то на высококлассный усь нужно? три вторички+4 первички? 2800-3000 витков надо? 40-45 Гн надо?
А насчет мастерства не под?*?:%айте...я чем больше мотаю, тем больше понимаю что ни х*:а не знаю....:))))))

Блин, да я только счас вижу.... Марк, вы меня запутываете, а я тут ведусь, понимаете ли! Да три у меня секции первички, три! И четыре - вторички! А насчет индуктивности - для нижней частоты, допустим 10 Гц, нужно всего лишь около 5-6 Гн. 40-45 Гн - это уже для 1-2 Гц, по-макаровски :) Измерителя индуктивности у меня нет к сожалению, но по всей видимости у меня индуктивность поболее пяти генри будет, так что свои скромные запросы по нижней частоте я выполняю.... :)


Vikt0r
Опубликовано: 27 марта 2006

Знатоки! Помогите выяснить, что это такое - при включении усилителя по мере прогрева ламп появляется свист, который с прогревом исчезает - т.е. возбуд в звуковом диапазоне частот. Наблюдается при использовании ламп 6Ж9П в триоде. С 6Ж52П он не исчезает вообще. Вопрос - как устранить? Добавление резистора 1 кОм в сетку, изменение резистора со второй сетки к аноду а пределах 100-510 ом никакого влияния не оказывают. Что интересно - ламп 6Ж9П - одного года, одного месяца выпуска и одного и того же завода у меня есть две разновидности - одна - с маленькими колбами, даже меньше 6Н2П, и другая - с высокими колбами (как 6Ж11П) и много геттера. Аноды и электродная конструкция также разные! У "маленьких" 6Ж9П честно три сетки, у больших вместо третей сетки - дефлекторная конструкция вроде того, что у 6Ж52П... И с маленькими лампочками свиста нет вообще, а с большими есть (хоть и исчезающий) - но эти вроде звучат получше. Что еще можно сделать чтоб устранить возбуд?
ЗЫ. Выложил фотки усилителя и акустики на Филипс АД3800 в галерею.


Гэгэн
Опубликовано: 2 апреля 2006

Цитата

Vikt0r писал:
Сабж.
Еще один усилитель, своей простотой и доступностью компонентов претендующий на "народный". При этом в качестве звучания он не уступит одноименному на 6П3С.
Драйвер - 6Ж9П в триоде. Выход - 6Н13С, с фиксированным смещением, каждому триоду свое смещение. Напряжение смещения - около -30В, ток через один триод - 125 мА. Выходной транс - на железе от ТУ-50,

Что можно сказать о 6Н5С, 6Н13С, почему я не применяю их?

Имхо, достаточно взглянуть на ВАХ, она гораздо более неравномерна, чем у 6С19П, если рассматривать триоды в параллель, то и у 6С41С намного линейнее.

При работе одного триода 6Н5, 13С при мощности порядка 3Вт КНИ порядка 8-10% при анодном 160В, токе покоя 80мА Ra-1,8k

Чтобы уменьшить КНИ, приходится неоправданно увеличивать Ra, уменьшая вых мошность и динамику каскада.

778941422_65_13.thumb.jpg.3dd9ba9c4cfdfc48345bd7b744d87afa.jpg

 

Fil
Опубликовано: 2 апреля 2006

А всякие там дросселечки, антизвоновые резючки, кондеры на десятки пик с анода на землю.... Ничего не помагает ?

Link to comment
Share on other sites

Oleg
Опубликовано: 2 апреля 2006

Ни-фи-га! Генерация в районе 3МГц. Я списал это на неудачный монтаж. Оказывается, это лампочка капризная, с норовом. Я только напряжение понижать не пробовал. Наверное, дело тут даже не в напряжении, а в высоком анодном токе. Уменьшая ток, снижаем крутизну и опасность генерации.


Гэгэн
Опубликовано: 2 апреля 2006

Я когда баловался с 6Ж52П в триоде, тоже не смог победить возбуд.
Тут в какой-то ветке писали, что надо понизить анодное напряжение.
А генерит эта лампа потому что крутизна чемпионская.
------------------------------------------------------------------------
Сорри, я не знаю, отчего генерит у тебя, у меня такого не наблюдалось
в триодном вкл.
Единственное, у друга в корректоре "Олдтаймер" от Тарима,
купленного в "Гиросе" свистели безбожно,
пришлось подбирать лампы, но там пентод
и "бесконечная нагрузка", схема его была в "Практике",
если хочешь-поищу, но, имхо, повторять его не стоит.


Arkadi
Опубликовано: 2 апреля 2006

Здравствуйте Анатолий!

У меня даже при снятии ВАХ-ов с них в триоде у некоторых экземпляров при высоких напряжениях появлялся свист. Качество сборки у них тоже страдает как у некоторых 6Ф12П. При вживлении системы в колбу конкретный перекос, причем не только между системами, а даже в одной системе невооруженным глазом видно что один анод на 1-1,5 мм выше другова. Это ж надо еще умыдриться так ее туда вставить. :о) Правда не вовсех партиях. Да и микрофоном они страдают.


Гэгэн
Опубликовано: 2 апреля 2006

>Здравствуйте Анатолий!

Можно просто - Гэгэн, так назвал меня несколько лет назад
парень из Удан-Удэ, В-)
которого я подробнейше консультировал по SE 6Э5П-6П45C

>Да и микрофоном они страдают.

Что микрофоном страдают - да, есть.
К сожалению я не имею разных партий от разных заводов,
на складе была одна коробка ламп, 1986 12, знак-"реторта", Новосиб.
Сейчас рассматривал детально с лупой с десяток, все сделаны хорошо.
Очевидно потому, что были присланы непосредственно с завода.


Сергеев Сергей
Опубликовано: 3 апреля 2006

6ж52п нужно подбирать по микрофонному эффекту и возбуду.

в схеме http://sergeev21.narod.ru/6j52pdr.htm при применении ламп 92 года пришлось снизить анодное до 200вольт, возбуждались.

применял драйвером. анодное 150 вольт. не было проблем.

драйвер для 6с33с http://sergeev21.narod.ru/6s33sse.htm


Гэгэн
Опубликовано: 4 апреля 2006

Цитата

Vikt0r писал:
Сабж.
Еще один усилитель, своей простотой и доступностью компонентов претендующий на "народный". При этом в качестве звучания он не уступит одноименному на 6П3С.
Драйвер - 6Ж9П в триоде. Выход - 6Н13С, с фиксированным смещением,

6Н13С имеет гораздо большую неравномерность ВАХ в сравнении с 6С19П, 6С41С, при макетировании и снятии КНИ одного триода при напряжении 170 В, токе 70мА, Ra-1,8k оказалось, что при максимальном уровне сигнала (без захода в положительную область) КНИ=9-10%, тогда, как у 6С19П при таком режиме около 3%

Когда я задумал SE уситель 6Ж11П-6С19П х 2, первоначальный вариант был задуман на октале 6Ж4-6Н13С анализируя ВАХ 6Ж4 пришёл к выводу, что она не может быть хорошим драйвером для 6Н13С.

Собрав первоначально 6Ж11П-6Н13С был не удовлетворён звучанием на большой громкости,  высоким КНИ, после графического построения нагрузочной прямой и расчёта(см статью В.Юхневича на http://sergeev21.narod.ru в разделе "Теория" и остальные материалы) понял, "откуда ноги растут и почему они пахнут" В-)

Кроме того, 6Н5С, 6Н13С имеют оч. большой разброс параметров даже в одном баллоне, из десятка 6Н5С мне удалось отобрать одну годную к применению и одну условно годную Имея 25шт 6Н13С удалось выбрать пару годных(разброс до 10%) и три условно годных(до 20%), остальные имели разброс параметров от 30 до 50%. Причём были они "светки" военной приёмки...

ЗЫ.  Почему я в драйверах к 6С19П, 6С41С, 6С33С применяю пентоды?

Свои усилители я расчитываю и делаю на стандандартный уровень 0,дБ, что сотавит 0,777 В. входного напряжения с небольшим запасом по чувствительности. При включении 6Ж9П триодом, коэффициент динамического усиления каскада будет около 30, зная напряжение смещения выходного каскада, нетрудно вычислить чувствительность усилителя


Vikt0r
Опубликовано: 4 апреля 2006

Ну, вот, Анатолий Иванович забраковал, пиши пропало :) Спорить не стану, КНИ измерять не буду, оставлю все как есть - на подходе мои панельки к 6С33С - уже вижу начало новой истории :) А еще идея пушпулла на 6П36С мне никак спать спокойно не дает, преследует зараза :)

Всем спасибо за комментарии!


ХРЮН
Опубликовано: 4 апреля 2006

Мне кажется, что однотакт на 6С33С (причем один подогреватель-не включать!) гораздо поинтереснее пушпула на 6П36С, хотя это тоже может быть очень неплохим вариантом.

Раскачивать примерно тем же что и 6Н13С, и 6С19П 3 шт впараллель - например, пентодом 6П9 в пентоде.


Гэгэн
Опубликовано: 4 апреля 2006

Цитата

Vikt0r писал:
Ну, вот, Анатолий Иванович забраковал, пиши пропало :) Спорить не стану, КНИ измерять не буду, оставлю все как есть - на подходе мои панельки к 6С33С - уже вижу начало новой истории :) А еще идея пушпулла на 6П36С мне никак спать спокойно не дает, преследует зараза :)
Всем спасибо за комментарии!

---------------------------------------------------

Я под ником - Гзгэн, кроме того за годы в ФИДО привык общаться на "ТЫ" так что, сорри, если обидел кого.

Почему же, слушай на здроровье на малой и средней громкости - неплохо.
Я изложил объективные параметры.
Всё таки прочитай статью В.Юхневича, она краткая и ёмкая, пригодится для дальнейших разработок,.
Также всё, что есть у Сергеева в разделе "Теория", пригодится при проектировании и построении.
Просто не нужно делать усилители "по наитию и откровению свыше"...В-)
Что касается чувствительности, CD с ЦАПами "Ц-пульс", также
ВВ РСМ 56, РСМ63, РСМ1702, ТDА1541, ТDA1543, АD1862, AD1865, UA 20400
имеют выход с уровнем 0дБ, те 0,775В RMS.
Cейчас "Дельта Сигма" с имеют выходное напряжение 1,5 - 2В, что несколько упрощает задачу.

ALL

О "Дельта Сигма" можно прочитать здесь :
http://dvdmaster.biz/info/1bit/ http://sjeng.org/ftp/SACD.pdf

ЗЫ.
И РР и SE имеют место в нашей жизни, я слушаю и те и эти.


Гэгэн
Опубликовано: 4 апреля 2006

Цитата

Vikt0r писал:
ЗЫ: хэви мэтал и хардкор на нем звучит здорово все-таки... Может еще ООС попробовать небольшую, сравнить... Как лучше ее завести (в смысле ООС-то)?

-----------------------------------

Традиционно, с вторички выходного трансформатора
а катод первой лампы через делитель.
Не перепутай фазу, иначе получишь ПОС(положительную ОС)

Если непонятно, на емейл, нарисую схему.

Link to comment
Share on other sites

Vikt0r
Опубликовано: 5 апреля 2006

Цитата

Гэгэн писал:
---------------------------------------------------
Я под ником - Гзгэн, кроме того за годы в ФИДО привык общаться на "ТЫ" так что, сорри, если обидел кого.

Виноват, исправлюсь :) Ни в коем случае Вы никого (меня то есть :) ) не обидели - не судите строго, я сам - венгр, у нас принято изначально к незнакомому уважаемому человеку обращаться на "вы", если только он сам не педложит иначе... И, как правило - предлагает :) В ФИДО тоже был, давно (2:4666/5.101) правда, в те времена интересы мои были другие, так что не имел честь встретить Гэгена :) Зато имею сейчас :)

Цитата

Гэгэн писал:
Почему же, слушай на здроровье на малой и средней громкости - неплохо.
Я изложил объективные параметры.

А я и не спорю, я прислушиваюсь к мнениям. Объективная критика превыше всего. И насчет громкости - да, акустика у меня с 97дБ-ной чувствительностью, громко включать не приходится в квартире ( ее фотки и фотки усилителя на 6Н13С выложил в галерее). Кстати, в таком ракурсе - если причина высокого КНИ - отличие динамических характеристик триодов внутри баллона (при параллельном их включении), может быть имеет смысл использовать по одному триоду на баллон, разогнав его по мощности немного- ватт до 18..20? Ведь так единичный триод должен быть совсем неплох?

Цитата

Гэгэн писал:
Всё таки прочитай статью В.Юхневича, она краткая и ёмкая, пригодится для дальнейших разработок,.

С удовольствием... Если можно ткнуть меня в нее носом, где она?

Цитата

Гэгэн писал:
Просто не нужно делать усилители "по наитию и откровению свыше"...В-)

Это отчасти верно, но только отчасти 8-) У меня - это необходимый фактор для того чтобы получить удовольствие и от процесса, и от результата. А может это просто от отсутствия опыта, не знаю...Время покажет :)

Цитата

Гэгэн писал:
Всего доброго и воплощения идей в жизнь! В-)

Звучит как благословление :) Аминь :)


Гэгэн
Опубликовано: 5 апреля 2006

> Кстати, в таком ракурсе - если причина высокого КНИ - отличие динамических характеристик триодов внутри баллона (при параллельном их включении), может быть имеет смысл использовать по одному триоду на баллон, разогнав его по мощности немного- ватт до 18..20? Ведь так единичный триод должен быть совсем неплох?

---------------------------------------------

Нет, друг мой, зто вторая причина.
Первая причина, как я писал - неравномерность ВАХ 6Н5С, 6Н13С,
посмотри внимательнее предыдыщие письма.
Я писал, что при номинальной мощности КНИ ОДНОГО триода досттигает 9-10%
Если у тебя есть возможность, замени 6Н13С на ЕС360, имхо, в Венгрии
их можно найти, если даже у меня их имеется 8шт...В-)
А какой им задать режим, спишемся емейлом.
Также, пожалуйста измерь выходное напряжение своего CD проигрывателя на музыкальном
диске с хорошим уровнем громкости, то есть реальный уровень сигнала.

Кроме того, показатель качества усилителя не воспроизведение Хэви, Рейва и Рэпа,
а симфонической музыки, поскольку инструменты симфонического оркестра имеют веками
проверенный тональный баланс, также узнаваемость звуковой сцены, динамику.
А оценивать качество, слушая синтезированную или музыку извлекаемую из электроинстументов,
не зная как она звучит в оригинале?
Или просто - чтобы "штырило, плющило и колбасило"? В-)

--------------------------------------------------

>С удовольствием... Если можно ткнуть меня в нее носом, где она?

---------------------------------------------------------------------

Я уже давал тебе ссылку, внимательнее нужно быть, смотри в предыдущих
письмах, http://sergeev21.narod.ru раздел "Теория"

Также я выкладывал две ссылки на статьи о ЦАПах Дельта-сигиа.

----------------------------------------------------------------

Это отчасти верно, но только отчасти 8-) У меня - это необходимый фактор для того чтобы получить удовольствие и от процесса, и от результата. А может это просто от отсутствия опыта, не знаю...Время покажет :)

----------------------------------------------------------------

Что верно, делать усилитель но наитию, как малыш, не умещий читать
складывает кубики с буквами, не зная, что получится??
Знать азы и уметь хоть немного расчитать схему усилителя и БП, зная, что собираешься делать и хотя бы примерный результат.
Не устраивать хороводы, пляски с бубнами и без них, горловое шаманское
и глухариное пение....В-)

Сорри, если обидел.


Древний юзер
Опубликовано: 15 июня 2006

Ну и черт с ней 6н13с, оставим на стабилизаторы...


Vikt0r
Опубликовано: 15 июня 2006

Цитата

Древний юзер писал:
Ну и черт с ней 6н13с, оставим на стабилизаторы...

Или на кенотроны...


Борода
Опубликовано: 18 июня 2006

Цитата

Vikt0r писал:
Заблуждаетесь - используете слишком много предположений, можно и так, как вы говорите, а можно и знать звучание в оригинале и при этом наслаждаться звуком, извлекаемым из хорошей электрогитары, являющейся не менее серьезным инструментом, чем скажем контрабас. Эээ..мм.. мне нечего добавить...

Ты не понял - речь идет не о твоих или его (Гэгэна) музыкальных пристастиях. Они мало кому интересны как таковые. Манаков дает тебе реальный совет издалека, как тебе в твоих условиях не имея опыта настроить твой же усилитель с наименьшей потерей сил и времени. Короче, беги покупай билеты в консерваторию на живой звук.:nud:

А про э\гитару... Когда я слепил свой первый усилитель на 6п14п, я переслушал на нем ВСЕ свои электрогитарные записи. И тащился от этого. Угадаешь почему?

Потому что звук э\гитары изначально рождается в перегруженных и соответственно искажающих ламповых каскадах. Т.о. Э\гитара - самый простой для лампового усилителя инструмент.

Чем хуже твой усилитель - тем лучше будет звучать электрогитара, тем более, что никто не слышал, как она звучала при записи.:D


Борода
Опубликовано: 18 июня 2006

Цитата

ХРЮН писал:
Мне кажется, что однотакт на 6С33С (причем один подогреватель-не включать!) гораздо поинтереснее пушпула на 6П36С, хотя это тоже
может быть очень неплохим вариантом.

Согласен, а еще интереснее, если и второй подогреватель отключить:mad: В городе сразу прохладнее станет:D
к чему сравнивать вертолет и подводную лодку?


ХРЮН
Опубликовано: 18 июня 2006

Токо тогда не зазвучит - если и второй накал не включить :-(:-(
Почему бы и не сравнить близкие по энергетическим соотношениям
лампы? А полезность неиспользования одного из катодов 6С33С при работе в звуке - элементарно вытекает из физических основ ЭВП.
Обратите внимание - чем "звуковее" лампа, тем больше у нее отношение
допустимой рассеиваемой мочности на аноде к пореблению по накалу.
Например 300В 40/6 Вт, 6С4С 15/6 Вт, сравните с 6С19П 11/6 и
6С41С 25/18 , ЕС360 25/11 (!!!). Для 6С33С номинально 60/42 с одним каналом прибл.
45/21 - т.е. чуть получше чем для 6С19П при том что получаем чистый
монотриод с маленьким довеском мюллеровской емкости, что нестрашно.
Да и по ВАХам очевидно, что так в более линейной области работает.


ua1ong
Опубликовано: 18 июня 2006

НИ-ФИ-ГА
Этот закон действует тока для триодов.
ХРЮН, сравни соотношение 30П1С(9 ватт накал, и 7 ватт анод).


Борода
Опубликовано: 18 июня 2006

Цитата

ХРЮН писал:
Токо тогда не зазвучит - если и второй накал не включить :-(:-(
Почему бы и не сравнить близкие по энергетическим соотношениям
лампы? А полезность неиспользования одного из катодов 6С33С при работе в звуке - элементарно вытекает из физических основ ЭВП..

Что есть полезность .... в звуке?
кпд? - кого оно волнует.
потребление ТЭР (теплоэнергоресурсы)? - тем более.
или все-таки сам звук?
а может просто размер усилителя - чем больше, тем круче?:sad:
ради чего мы строим все эти устройства?

Не требует доказательств (ибо это отчетливо слышно) что 33-ка плохо звучит с 2-мя катодами. Так же плохо, как и две ЛЮБЫХ параллельных лампы. Та же культовая двуханодная 6с4с мажет звук, поет хором и т.п.

Цитата

ХРЮН писал:
Обратите внимание - чем "звуковее" лампа, тем больше у нее отношение
допустимой рассеиваемой мочности на аноде к пореблению по накалу.

Звуковее - переведите на русский, пожалуйста - громче, что-ли?
Или мощнее?
Если Я Вас правильно понял, то обладающая чистым, детальным, качественным звуком. В таком случае из Вашего списка, Вы просто обязаны выкинуть и 6с33с:bubu: и 6с4с.:old: И добавить в него совсем другие лампы.

Цитата

ХРЮН писал:
Например 300В 40/6 Вт, 6С4С 15/6 Вт, сравните с 6С19П 11/6 и
6С41С 25/18 , ЕС360 25/11 (!!!). Для 6С33С номинально 60/42 с одним каналом прибл.
45/21 - т.е. чуть получше чем для 6С19П при том что получаем чистый
монотриод с маленьким довеском мюллеровской емкости, что нестрашно.
Да и по ВАХам очевидно, что так в более линейной области работает.

Параметры потребления электроэнергии ВООБЩЕ не имеют отношения к качеству звучания. Или по Вашему киловаттный прожектор станет звучать еще лучше?:D

И забудьте вы Макарова (несомненно, он оригинальный конструктор). Прямо зомбирование какое-то.:mad:


ХРЮН
Опубликовано: 18 июня 2006

Мы же триоды обсуждаем 6Н13С, 6С41С, 6С33С. И приравненные к ним
пентоды в триоде - т.е 6П36С, 42С, 44С. Т.е. близкие конструктивно и
по энергетике. У пентодов могут быть и другие заданные конструкторами
соотношения - для генераторных ламп и т.п. А уж 30П1С, 13Пхх,
и т.п. экзотика - там вообще все совершенно иначе разработано. Это
абсолютные уродцы. Конечно, чтобы хоть что-то выжать при 100-110 В
анодного у 30П1С катод сделан как у ЕЛ34 по мощности, а анод - скоко
можно было из оставшегося запаса. У меня есть такие же ТОШИБА
30А5 - выходные пентодики 7-штырьковые по типу ЕЛ95, 30В 0,15А,
напряжение анода 120В. От старого узкоглазого катушечника бестрансформаторного (по питанию). Тем более фокусы накала тоже
накладывают на конструкцию свои ограничения...
Вот те пример. Сравни 6П21С и 6П23П - точно одно и то же, но с разной
допустимой мощностью на аноде. Хто из них звуковее?

Link to comment
Share on other sites

ua1ong
Опубликовано: 18 июня 2006

ХРЮН, а чё тоды я уродов собираю по стране?
Кунсткамеру устраиваю??????? Мож я извращенец??7
6С4С рассылаю- БЕСПЛАТНО.
Борода, в Вашей копилке(добавить положительный отзыв) от меня +5.


ХРЮН
Опубликовано: 18 июня 2006

Хорошо, тов. Борода. 6С4С - плохо (даже и по другим причинам).  2А3, я так понимаю - тоже ацтой, причем-что удивительно - одноанодная, новодел 6В4 звучит хуже чем неправильная старая двуханодная (в чем дело???). Зомбированию я не подвержен - я все эти игры проиграл на макетах, когда многие форумчане еще искали секрет звука в камне.Что впрочем не отменяет законов природы - физики и т.п. А что вы предложите в наш приоритетный список? Конструктивно и без растекания мысью по древесам?

Уродцы по конструкции. Что совершенно необязательно так же влияет на звук. Особенно если учесть что 30П1С - и назначением имеет звук. К сожалению, у меня такая токо где-то одна была, потому не пробовал.

Доверяю мнению авторитетов. Опять же, акустика у меня 90 дб :-(


ХРЮН
Опубликовано: 18 июня 2006

Даже поставлю вопрос иначе. В ящик на выброс в данный момент сложены: 6С4С, 6С19П, 6С33С, 6Н5С, г807, 6П14П-ЕВ,6П36С-К, ЕЛ34ВХТ,
6П3С, 6П6С, 6П9, на дне 6Н8С, 6Н9С, 6Н6П, между ними насыпаны 6П30Б,
6Н16Б и то-се по штуке-две. Больше ничего нет и не было (не считая
пары доставшихся от любимого дедушки настоящих 2А3 - выкинуть
жалко, но слушать не надо - двуханодные оне....)
Что все-таки оставить себе - ничего на продажу и т.п. я не делал и не
собираюсь, а так - чтоб сделал, поставил на место и забыл.
Жду ответа!!! Вопрос жЫзненна важный - грядет переезд...
Кстати то же - на чем сделать фонокор раз и навсегда?


ua1ong
Опубликовано: 18 июня 2006

С 90 диби конечно трудно работать, признаю.
У меня есть ещё 10П12С, такая же по звуку как и 30П1С.
Сейчас тружусь над 30П1С, с межкаскадниками.
А потом будет 10Ж12С+10П12С.
6С4С дааавно забыл......:beer:
На твой вопрос никто правильно не ответит.
Это как выбор любимой женщины.
Да и список твой не для коррифеев(прошу не судить).
Сегодня была объява из Львова, продам УО 186.
Всё, приватизировали.....:D


ХРЮН
Опубликовано: 18 июня 2006

Владимир! Во-первых, это тов. Борода порекомендовал все выкинуть
из списка и вообще. И дополнить список иными позициями. Так вот
и хотелось бы у него уточнить - какими именно? УО186 - это святое,
но недоступное. Потому разговоры о ней - бессмысленны. Есть у меня
пара - одна в СЕ усилке для 78 об. грамдисков со спец.
фонокорректором и одна в запас. И что толку?
Список не для корифеев - да, согласен. Но в моем случае задача стоит
так - как и что сделать за ограниченное конкретными рамками время в
пределах имеющейся комплектации, пусть не самое-супер-экстремальное-как-у-Визарда но - USABLE & RELIABLE! А ответ - это все
не то, надо искать - УО186, RE604, AD1 TELE not TESLA - равносилен в
данном случае рекомендации ничего не делать и вообще со слушанием
завязывать! Мой знакомый много лет восстанавливает абсолютно раритетный Мерседес 36 года, при этом ездит на дачу и вообще на
задрипанной помоечной 9-ке (330 тыс пробег). Но сил времени и денег
уже вложено и еще будет. Предыдущую уникальную БМВ 39 г. он полностью отреставрировал лет за 9, после чего разобрал на части и
прячет по нескольким разным местам - потому что велик риск угона.
Но все это - совершенно не мои методы. Все же аппаратура для нашего удовольствия, а не мы для ее.


Борода
Опубликовано: 18 июня 2006

Цитата

ХРЮН писал:
Хорошо, тов. Борода. 6С4С - плохо (даже и по другим причинам).
2А3, я так понимаю - тоже ацтой, причем-что удивительно - одноанодная
новодел 6В4 звучит хуже чем неправильная старая двуханодная (в чем дело???). Зомбированию я не подвержен - я все эти игры проиграл на макетах, когда многие форумчане еще искали секрет звука в камне.Что
впрочем не отменяет законов природы - физики и т.п.
А что вы предложите в наш приоритетный список? Конструктивно и
без растекания мыслью по древесам?

Тебе интересна моя концепция?
Не верить никому, т.е. проверить на слух все, что доступно.
Все лампы из твоего списка
(кроме ес360) я проверил сам.
2а3 настоящую не слышал - про нее молчу.
За 2 года экспериментов (с лампами
) я не сделал ни одного законченной конструкции:D , потому как ни один не устроил по звуку.
Делаю я исключительно для себя - поэтому окупаемость проекта не волнует.
На сегодня я пришел: (не смейтесь):D

1. никаких кенотронов
2. никаких мостов - только двухполупериодный выпрямитель
3. pp (динамика + всеядность к музыке - слушаю все)
4. моно (стерео раздражает почему-то)
Недавно узнал про Сакуму, был удивлен:D :D :D
5. про акустику промолчу пока:D
6. только ОДНА лампа - никаких параллелей.
7. только один конденсатор - никаких параллелей
8. лампы на выход уо186, 6п13с - это одни из лучших на мой взгляд. Неплохо 6п36с, 6п44с. Фазоинвертор - отдельная тема.
9. И самый главный вывод - не использовать старых советских деталей, я слишком много времени потерял на их отслушивание. В результате покупаю дорогие импортные - земля и небо!!!
10. Я догадываюсь (на самом деле я твердо уверен) что импортные старые лампы много лучше любых наших. Это предположение:D обусловлено опытом работы на оборонном предприятии в советские времена.


ХРЮН
Опубликовано: 18 июня 2006

А, ну тады все не так плохо! Оказывается, с тов. Борода у нас взгляды
очень даже совпали.... Токо до моно еще не дозрел малость...
Короче, опять анти-визардизьм дает ростки.... :-)

2 Ал.Д. Маловато, но пока другого немае... Следующая акустика - обещаю - будет или на 5ГД1РРЗ или на 6ГДР1-неРРЗ. А если к тому
времени до моно дорасту - так и вообще на 8ГДРРЗ от Риги или на
старинном ШП с подмагничиванием Саксенверк от ТВ 40-х годов
(конечно- не от Ленинград Т2). И АЛ5 в дело пойдет.
Мож к тому времени узнаем из Омска страшный секрет про 1А22...


ХРЮН
Опубликовано: 18 июня 2006

ГК71, ГУ13, ГУ81 - к сожалению этих слов для меня не существует -
боюсь электричества. Поэтому уже 360 В анодного для 6С4С считаю
что очень много. :-(:-(
Виток будет совсем уже не второй и не третий... Диалектическая
спираль за 18 лет уже достала, если честно...
Опять же-нахожусь в условиях, полностью исключающих (что
возможно для многих форумчан) перебор вариантов "за счет заказчика".
Для меня среди 2,5 моих "заказчиков" (которые, в основном получают от
меня метрологическую и немного - расчетно-идеологическую поддержку)
подобный вариант равносилен самодисквалификации :-(:-(


Ал.Д.
Опубликовано: 18 июня 2006

К сожалению, динамики - не коньяк: выдержка не идет им на пользу. А про чувствительность: добавить 6дб по акустике просто, а вот по усилителю - почти неразрешимая задача.


Fil
Опубликовано: 18 июня 2006

Блин, все такие шифрованые стали, просто ужоснах. Скоро конфа превратиться в место, где люди будут знакомится и тут же уходить в личку.

Кстати, а почему никто не вспоминает любимицу потустороннего форума ? Это конечно из той же серии что и УО186, но все же.

Link to comment
Share on other sites

Гэгэн
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Fil писал:
В посте #86 не раскрыта тема ООС :) и еще хотелось бы узнать, коль у нас концептуальный разговор :), что на ваш взгляд оказывает большее влияние на звук, схемотехника+режимы (PP/SE кл. А/АВ, включение и т.п.) усилителя или применяемые детали (особенно выходные лампы) ?

Об ООС могу сказать, Ваня Клубков в 200-2001г тоже маялся над этой проблемой теоретически, как и ты, пыхтел в ФИДО, я предложил ему ввести её в усилитель 6П43П, чтобы не переливать из пустого в порожнее а отслушать, он сделал, слушал, написал:"Как будто к звуку кирпич привязали". Так, что, стоит сделать и послушать самому.

"Сколько не говори "ХАЛВА", во рту слаще не станет".

Женя, влияет ВСЁ, чтобы определиться самому, нужно собирать-слушать и выбрать, что тебе более всего нравится. Без флеймов пологих.

Валера так и делает, я тоже так делал в начале 90х.


Борода
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Fil писал:
В посте #86 не раскрыта тема ООС :) и еще хотелось бы узнать, коль у нас концептуальный разговор :), что на ваш взгляд оказывает большее влияние на звук, схемотехника+режимы (PP/SE кл. А/АВ, включение и т.п.) усилителя или применяемые детали (особенно выходные лампы) ?
PS. DIM, может не всю тему, а только 2ю половину :)

про ООС ничего сказать не могу, поскольку ее не применяю. Пока не могу составить мнение о сем предмете.

Она, конечно, существует, но уже независимо от меня. Несомненно, это моя недоработка - надо будет попробовать.:leb:

Создадим новую тему "Концепция конструирования
ламповых усилителей"?


Гэгэн
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Борода писал:
про ООС ничего сказать не могу, поскольку ее не применяю. Пока не могу составить мнение о сем предмете.
Она, конечно, существует, но уже независимо от меня. Несомненно, это моя недоработка - надо будет попробовать.:leb:
Создадим новую тему "Концепция конструирования
ламповых усилителей"?

Попробуй, Валера, восстанови её в своих "БИГ"ах, послушай. В-)
По "Концепции"
"Нашим бы телятам да волка съесть"....
Лучше учебники почитать по ЭВП, усилительным устройствам,
электропитанию радиоустройств, теории электрических цепей, акустике.
Чтобы было меньше пустых "откровений свыше", "наитий", "прикидок",
плясок с бубнами и без оных, горлового и глухариного пения.
Флудерства, пустого флейма и ламерства на форумах.


Борода
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Гэгэн писал:
Попробуй, Валера, восстанови её в своих "БИГ"ах, послушай. В-)

Я ж говорю, слушал, нет ее уже.:beer:
Кстати, один биг переделал уже на уо186.


Гэгэн
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Борода писал:
Я ж говорю, слушал, нет ее уже.:beer:
Кстати, один биг переделал уже на уо186.

Вот и посоветовал бы Филу ввести её в "РР начального ур-ня", чтобы "проникся". В-)

Я в курсе, ты писал мне, я сам их слушаю в SE. В-)
Две слушаю, семь-ЗИП. \|/ В-)
Кен ВО-188, драйвер 6Ф5, концепция первой половины 50х.

Когда монтировал, вспомнил, как слушали похороны Сталина по приёмнику АРЗ. Мама, бабушка, соседка плакали навзрыд....


Fil
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Цитата
Вот и посоветовал бы Филу ввести её в "РР начального ур-ня", чтобы "проникся". В-)

И как ее (ООС) завести в том ФИ ?


Гэгэн
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Fil писал:
И как ее (ООС) завести в том ФИ ?

Классический вариант, ООС охватывает весь усилитель.
Разделить катоды ФИ, ты писал, что усиления у него достаточно.
и в катод ведущего каскада ввести ООС с вторички выходного трансформатора.

Как говорили отправляя армейских разведчиков :
"Действуйте, лейтенант, и без "языка" не возвращайтесь!" В-)


Tommy
Опубликовано: 19 июня 2006

Цитата

Борода писал:
Кстати, один биг переделал уже на уо186.

Эх, куда добро переводят... :(


Гэгэн
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

Tommy писал:
Эх, куда добро переводят... :(

Почему же, товарищ сделал по своей концепции, для себя, РР безкеновый выпрямитель...
Если ему нравится, возликуем! В-)
Кстати, в 50х годах кинаповскме усилители делались РР на УО-104, УО-186, УБ-180, даташит в аттаче.


Tommy
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

Гэгэн писал:
Почему же, товарищ сделал по своей концепции, для себя, РР безкеновый выпрямитель...
Если ему нравится, возликуем! В-)

:wink:

Цитата
Кстати, в 50х годах кинаповскме усилители делались РР.

Вероятно, это был самый простой способ построения усилителей с большой выходной мощностью, хотя мне и попадался (на переделку) и SE усь на 6П6С, названия не помню...

Link to comment
Share on other sites

Гэгэн
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

Tommy писал:
:wink:
Вероятно, это был самый простой способ построения усилителей с большой выходной мощностью, хотя мне и попадался (на переделку) и SE усь на 6П6С, названия не помню...

6П6С в СЕ ус-ле 90У-5 от кинопередвижек, также в них 90У-2 РР на 6П3С, это уже 60е годы.

В 60Х произошла модернизация киноустановок, в оконечных каскадах стационарных стали применять Г-807, даже в параллельном включении, позже в некоторых ГУ-50, в 70х пошла серия кинаповских усилителей на 6Р3С, от одной в УО-11 до 3х в УО-15.

НИКФИ работал и разрабатывал...В-(

"Чем хуже - тем лучше". - Мао Цзе Дун.


Гэгэн
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

Signal писал:
Вопрос о концепции – она допускает местную ООС? Не шунтирование катодного резистора в драйвере или его частичное шунтирование?

Это смотря какая и чья "концепция".

"Отрицательная обратная связь по току получается при включении в катодную цепь лампы сопротивления, не блокированного конденсатором. Применение ООС по току увеличивает выходное сопротивление усилителя, поэтому применение её в выходных каскадах не всегда желательно и может быть оправдано только при конструировании простого усилителя наименьшей стоимости с невысокими параметрами".


Signal
Опубликовано: 20 июня 2006

усилителя наименьшей стоимости с невысокими параметрами- фразу понял, но как тогда поступить правильно,- к примеру понравилась 6ж51 в триоде, смещение -2,2, выход с CD двухвольтовый, на пиках перегруз, а гасить сигнал во входящих цепях тоже мне кажется не хорошо.С 6с4п примерно такая же история. Здесь мне кажется и может помочь катодный резистор. Или к примеру фиксированное смещение и небольшой резистор в катоде. Может все же есть у кого и положительный отзыв? К примеру по процентному отношению фиксированного и автоматического смещения.


Гэгэн
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

Signal писал:
усилителя наименьшей стоимости с невысокими параметрами- фразу понял, но как тогда поступить правильно,- к примеру понравилась 6ж51 в триоде, смещение -2,2, выход с CD двухвольтовый, на пиках перегруз, а гасить сигнал во входящих цепях тоже мне кажется не хорошо.С 6с4п примерно такая же история. Здесь мне кажется и может помочь катодный резистор. Или к примеру фиксированное смещение и небольшой резистор в катоде. Может все же есть у кого и положительный отзыв? К примеру по процентному отношению фиксированного и автоматического смещения.

Не всё, что нравится, применимо универсально, не глядя, по "наитию", "прикидкам", не делая необходимых расчётов при проектировании.

1.Примерные параметры 6Ж51П в триодном: S~17, Ri~3k, Мю~50, в резистивном каскаде динамичесий

коэф. усиления около 30, при RMS 2V , амплитудное 2,8В, значит смещения 2,2В для неё маловато, искажения в таком режиме проявятся непременно.

С 6С4П такая же история, ещё, у ламп с большой крутизной в районе напряжений амплитуды, близких к нулю появляется ток сетки, желательно оставлять запас по амплитуде около 0,5В

Даже если уменьшить кoэф.усиления, введением ООС по току, при этом Ri увеличится примерно в 1,5 раза, что несущесвенно для 3к.

2.Скорее всего, следует подыскать другую лампу с большим смещением, меньшим Мю, если регулятор громкости хочется выворачивать до упора.

>К примеру по процентному отношению фиксированного и автоматического смещения.

"Смесь черкесского с нижегородским". -М.ЮЛермонтов В-)


Борода
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

Tommy писал:
Вероятно, это был самый простой способ построения усилителей с большой выходной мощностью, хотя мне и попадался (на переделку) и SE усь на 6П6С, названия не помню...

И не просто с большой, а прямо-таки гигантской - аж целых 10 вт, хотя и 15 тоже неплохо получается.

Цитата

Гэгэн писал:
Когда монтировал, вспомнил, как слушали похороны Сталина по приёмнику АРЗ. Мама, бабушка, соседка плакали навзрыд....

Ха, моя жена ничуть не хуже плакала, и что характерно, тоже под ламповый телевизор "Горизонт", когда Брежнева хоронили.:D

Цитата

Tommy писал:
Эх, куда добро переводят... :(

А чего их жалеть-то - для себя ведь. А от бига того, благодаря моим целенаправленным усилиям:D, остались только трансформаторы, корпус и сетевая розетка. :D


Гэгэн
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

Борода писал:
И не просто с большой, а прямо-таки гигантской - аж целых 10 вт, хотя и 15 тоже неплохо получается.

Во времена оны такими мощностями озвучивали залы, учитывая, что АС были с подмагничиванием пост током, рупоры, чувствительность не менее 100дБ.


ua1ong
Опубликовано: 20 июня 2006

Да, я помню, чёрный ящик, громкости хватало на зал, человек 50.


Гэгэн
Опубликовано: 20 июня 2006

Цитата

ua1ong писал:
Да, я помню, чёрный ящик, громкости хватало на зал, человек 50.

Это передвижка, ус-ль 90У-5, ГГ 4А-18
Стационарные были высототой 2,5М(30А2), зал до 2х тыс чел. 1,8м(30А-3), зал до 1тыс чел.
Аттач.

30a2.gif.57630f97e9f8fc7b64ad5f9da4f8d5e4.gif

30a3.gif.79fd0d5c34b690fc581b7ab64e9d2583.gif

 

sergei
Опубликовано: 12 октября 2019

Здравствуйте. А нельзя схему ОТЛ на этих дампах. Запараллелить их для мощности вт 12, на низкоомной нагрузке.

Link to comment
Share on other sites

Гэгэн
Опубликовано: 12 октября 2019

Пожалуйста.

OTL_1.thumb.jpg.3793664de7747efa520335e0717c1ed6.jpg

OTL_2.thumb.jpg.4998949be2d8930fb68ae437037630b8.jpg

 

sergei
Опубликовано: 15 октября 2019

     
 

Цитата

12.10.2019 в 09:37, Гэгэн сказал:
Пожалуйста.  

Интересно, каково года журнал? Я нашел недавно западную схему с 4-мя лампами. У ламп же большой разброс?. Надо или подбирать из кучи целой, или подумать как сделать подстройку под каждую, с контрольными точками, что бы и ток и нули выставлять. Может есть готовые варианты? Вот схема из западного журнала...

1585715313_6as7otl.jpg.483e771df58eca75d421b7d1d428334e.jpg

 

Климентий
Опубликовано: 16 октября 2019

Как такие усилители звучат? Стоит потратить время на изготовление?


Гэгэн
Опубликовано: 16 октября 2019

1.  Лампы обычно не подбирались, заводится  глубокая ООС, линеаризующая усилитель,  уменьшающая его выходное сопротивление.
2. Как транзисторный по аналогичной схеме.


Stan Marsh
Опубликовано: 16 октября 2019

Цитата

15.10.2019 в 23:34, sergei сказал:
Я нашел недавно западную схему с 4-мя лампами.

Это схема Bruce Rozenblit  https://www.transcendentsound.com/products-.html


sergei
Опубликовано: 16 октября 2019

Я то думаю, что и звук близко к транзисторному будет. Мне так точно не понравится. Но, мне надо попробовать сделать такой с подстройками. Может кто делал?

Двое аудиофилов подружились, решили, что лучше чем OTL ничего быть не может, так как он более достоверно передает музыкальный сигнал. Что трансформаторный усь не совершенен, так как выходник вносит большие искажения разного плана...).


Гэгэн
Опубликовано: 16 октября 2019

Я  делал пару таких в 70,  куча ламп,  звук близок к транзисторному, но транзисторный по габаритам примерно 6-8 раз меньше, поэтому - предпочтительнее. В-)  Такие  аудиофилы, ортодоксы - неофиты встречаются...В-)

На форуме есть ветки по OTL и ветка -  "Усилитель Кюне" с обсуждением,  видел их недавно,   в 60е годы  вышел перевод книги  немецкого автора  Кюне  - "Аппаратура высококачественного звучания",   в серии "массовая  радиобиблиотека" № 567.  http://www.radiolamp.ru/library/ найти и скачать можно здесь.


sergei
Опубликовано: 16 октября 2019

Поискал. Посмотрел, Книга хорошая, но не совсем то, что надо. Там такая схема на ел 84 аналог, И акустика должна быть 800 ом.

707300181_.thumb.jpg.0dedef6d644a4faddc636e3a61f63e18.jpg

 

Гэгэн
Опубликовано: 17 октября 2019

В книге цирклотрон с ЕЛ34, но с трансформатором.  Вот цирклотрон без вых. транса   http://www.klausmobile.narod.ru/projects/pr_01_mamont_r.htm


sergei
Опубликовано: 17 октября 2019

Спасибо. Эту видел. Нет, надо другое решение.

Один из аудиофилов то мой заказчик. Его друг из другого города имеет Вавак  МD 805. Послушал усилок ОТЛ, говорит, что звук намного лучше. Ну, мой аудиофил стал сразу меня просить сделать подобный. Вот характеристики его - Мощность 7 вт канал  на 8 ом. Отключаемая обратная связь -2дб. Диапзон 10- 250000 гц. Лампы 8 - 6080WC , 2- 12ax7 , 2- 12au7. Постоянное смещение 0,6-0,7 вт для каждой лампы. Настраивается пользователем для каждой ламы. Есть соответстаующие клеммы на корпусе.

Ну, а я 43 года делал усилки только с выходниками, вот и интересуюсь темой ОТЛ. Самому интересно стало. Название усилка - Miyajima 2010. Фото его. Искал его схему, нет результата. Придется что то сочинять подобное. Вот и спросил, может кто делал...

f4bce054-9f80-4d90-bb06-dbdef0d3a296.jpeg.2cf0c514deafe885c052e739f8dd8756.jpeg

Link to comment
Share on other sites

Stan Marsh
Опубликовано: 17 октября 2019

Цитата

17.10.2019 в 15:23, sergei сказал:
Вот и спросил, может кто делал...

Делали, делаем и будем делать. Большинство усилителей делается по схеме Футтермана или по схеме цирклотрон. Есть варианты SE с дроссельной нагрузкой или с автотрансформатором, это не совсем OTL, разумеется. Возможны варианты SRPP и повторитель Уайта. Здесь не очень любят эту тему.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...